Дискография
- Ференц Фрисе, Симфонический оркестр Берлинского радио, Чор дер Санкт-Хедвигс-Кафедральный собор Берлин, Мария Стадер, Герта Тёппер, Эрнст Хефлигер, Иван Сарди. Лейбл: Deutsche Grammophon, 1960
- сэр Колин Дэвис, Лондонский симфонический оркестр & хор, Хелен Донат, Хизер Харпер, Райланд Дэвис, Стаффорд Дин. Этикетка: Philips Classics Records, записано в феврале 1971 г.
- Раймонд Леппард, Новый филармонический оркестр, Илеана Котрубаш, Кири Те Канава, Вернер Кренн, Ганс Сотин, Джон Аллдис Хор (Джон Аллдис, хормейстер). Лейбл: EMI, 1974
- Герберт фон Караян, Берлинский филармонический оркестр, Wiener Singverein, Барбара Хендрикс, Джанет Перри, Питер Шрайер, Бенджамин Люксон, Этикетка: Deutsche Grammophon, 1982
- Роберт Шоу, Симфонический оркестр Атланты & Хор, Эдит Винс, Делорес Зиглер, Джон Алер, Уильям Стоун. Этикетка: Telarc, 1988.
- Питер Нойманн , Collegium Cartusianum Orchestra, Кельнский камерный хор, Барбара Шлик, Моника Фриммер, Кристоф Прегардиен, Клаус Мертенс. Этикетка: Virgin Classics, 1988/1990/2008.
- Джон Элиот Гардинер, Солисты английского барокко, Хор Монтеверди, Сильвия Макнейр, Диана Монтегю, Энтони Рольф Джонсон, Корнелиус Гауптманн, Этикетка: Deutsche Grammophon, 1988
- Леонард Бернстайн, Симфонический оркестр Баварского радио, Арлин Аугер, Фредерика фон Штаде, Фрэнк Лопардо, Корнелиус Хауптманн, Этикетка: Deutsche Grammophon 431 791–2, 1991
- Версия Ричард Маундер : Кристофер Хогвуд, Академия старинной музыки, Квиристеры Вестминстерского колледжа, Хор Винчестерского собора, Арлин Аугер, Линн Доусон, Джон-Марк Эйнсли, Дэвид Томас, Этикетка: L’Oiseau-Lyre /Декка, записано в 1990 г., опубликовано в 1993 г.
- Джеймс Левин, Венская филармония, Кэтлин Бэттл, Мартин Хазельбёк. Этикетка: Deutsche Grammophon, 1998
- Масааки Сузуки, Кристиан Иммлер, Макото Сакурада, Кэролайн Сэмпсон, Оливия Вермёлен, Коллегиум Баха Япония, Этикетка: BIS Records, 2016
Композиция и первое исполнение
Произведение написано в 1782–83. В письме к своему отцу Леопольду от 4 января 1783 года Моцарт упомянул обет, который он дал написать мессу, когда он привезет свою тогдашнюю невесту Констанце в качестве своей жены в Зальцбург, чтобы впервые встретиться со своей семьей после более раннего противодействия отца. Затем Констанце спела «Et incarnatus est» на его премьере.
Первое представление состоялось в Зальцбурге в воскресенье, 26 октября 1783 года (двадцатое воскресенье после Пятидесятницы). Моцарт переехал в Вену в 1781 году, но приезжал в свой родной город в компании Констанца, который еще не встречался со своим отцом или сестрой ( Наннерль ).
Спектакль состоял только из Kyrie, Gloria, Sanctus и Benedictus в качестве сохранившихся частей и копии партитуры из ок. 1800 шоу. Это произошло в церкви аббатства Святого Петра в рамках римско-католической мессы . В дневнике сестры Моцарта упоминается, что исполнителями были весь Hofmusik , то есть музыканты, работавшие при дворе правителя Зальцбурга, принца-архиепископа графа Иеронима фон Коллоредо и, следовательно, бывших коллег Моцарта. 23 октября 1783 года в соседнем Капельхаусе прошла репетиция.
История
Премьера состоялась в бенедиктинском монастыре Святого Петра , , а не в Зальцбургском соборе , из-за плохих отношений Моцарта с принцем — архиепископом Зальцбургским Иеронимом графом Коллоредо , на которого он работал, и с которым у него было сломлен в г., сыт по горло деспотическим отношением, с которым он к нему относился. Однако Моцарту не удалось добиться от архиепископа подписания его прошения об отставке, что сделало его беглым вассалом, опасным состоянием в Европе старого режима (в некоторых письмах Моцарта отцу композитор выражает свой страх быть арестованным архиепископ Парижский). В этом контексте было немыслимо, чтобы его произведение исполнялось в соборе, так как его не пустили бы, иначе это было бы провокацией. Однако бенедиктинский монастырь Святого Петра был учреждением, не находившимся в юрисдикции князя, и отец Моцарта, Леопольд Моцарт , был с ним в прекрасных отношениях. Поэтому это было идеальное место для проведения премьеры.
Моцарт сочинил ее по собственной инициативе. Это была первая месса, которую он сочинил без заказа, и он сделал это как клятву своего недавнего брака с Констанцей Вебер (которая также спела соло — сопрано на премьере). Примечательно влияние старых мастеров Северной Германии , таких как Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель .
Он считается одним из самых важных произведений западной духовной музыки, наряду с его Реквиемом , который он написал семь лет спустя.
Большая месса до минор не закончена. Отсутствует инструментарий некоторых отрывков, в частности Credo in unum Deum и Et incarnatus est . С другой стороны, Hossana , которая определяет Sanctus , появляется в партитуре как четырехголосная фуга и оркестр , но инструментальное написание показывает, что второй четырехголосный хор отсутствует. Кроме того, Символ веры неполный (он составлен только до стихов « et incarnatus est de Spiritu Sancto/ex Maria Virgine: et homo factus est ».). Точно так же полностью отсутствует Agnus Dei .
Сегодня существует тенденция полагать, что Моцарт прибыл в Зальцбург с произведением в таком состоянии и что для его премьеры он заполнил пробелы фрагментами некоторых из своих более ранних месс. Может быть, Моцарт прибегнул к сочиненному им ранее Agnus Dei , но нельзя исключать гипотезу, что Моцарт действительно закончил эту мессу во время своего пребывания в Зальцбурге до дня премьеры, и что позже эта новая партитура с партиями то, что отсутствовало, было потеряно.
Особенности интерпретации
Что же касается интерпретации, то в настоящее время Мастер, который ее направляет, может дополнить недостающую инструментальную составляющую — задача, с которой может справиться хороший знаток моцартовского языка. Что касается Agnus Dei , постановщик может принять решение, поддерживаемое классической традицией: адаптировать музыку Kyrie eleison словами Agnus Dei , тем самым завершив мессу повторением первой пьесы (как это было также сделано закончить Реквием Моцарта ); или просто не интерпретировать Agnus Dei (как это делает мастер Леонард Бернштейн ).
Структура
- Кирие ( Andante Moderate )
-
Слава
- Gloria in excelsis Deo ( allegro vivace )
- Laudamus te ( аллегро аперто )
- Gratias agimus tibi ( адажио )
- Domine Deus ( allegro moderato )
- Qui tollis peccata mundi ( длинный )
- Quoniam Tu solus Sanctus ( аллегро )
- Иисус Христос
- диплом Святого Духа
-
Кредо
- Credo in unum Deum ( allegro maestoso )
- Et incarnatus est ( прогулка )
-
Санктус
- Санктус ( длинный )
- Осанна
- Бенедикт ( аллегро коммодо )
Фрагментарный статус
Автограф двух страниц мессы («Кирие»).
Увеличенная версия Страница 1 (лицевая сторона) и страница 2 (оборотная сторона)
Работа неполная, в ней отсутствуют движения Credo, следующие за арией Et incarnatus est (оркестровка только двух сохранившихся Кредо незавершенные движения) и все Agnus Dei. Sanctus частично утерян и требует редакционной реконструкции. Бенедикт сохранился только в вышеупомянутой копии партитуры. Есть много предположений относительно того, почему работа осталась незавершенной. Для современных перформансов доступны редакции и дополнения Алоиса Шмитта (1901, Breitkopf & Härtel ), Х. К. Роббинс Лэндон (1956, Эйленбург ), Гельмут Эдер (1985, Bärenreiter ), Франц Бейер (1989, Amadeus /Издание Петерс ), Ричард Маундер (1990, Oxford University Press /Карус Верлаг ), Филип Уилби (2004, Novello ), Роберт Левин (2005, Карус-Верлаг ), Клеменс Кемме (2018, Breitkopf & Härtel ), и Ульрих Лейзингер (2019, Bärenreiter).
Издания Лэндона, Эдера, Бейера, Маундера и Кемме нацелены на то, чтобы просто заполнить недостающие оркестровки и хоровые партии в Credo и Sanctus, тогда как издания Шмитта, Уилби и Левина нацелены на завершение работы либо с использованием движений других масс. или сочинение новой музыки для Credo и Agnus Dei с использованием пародии или обработки исторических эскизов Моцарта.Бенджамин-Гуннар Корс (Musikproduktion Höflich ) просто предлагает полное Кредо и Agnus Dei. Для Credo это означает завершение «Credo in unum Deum» и «Et incarnatus est», а также дополнительную музыку для остальной части Credo. Это издание, таким образом, предназначено для использования в сочетании с любой другой версией Мессы.Роберт Ксавьер Родригес также завершил Agnus Dei.
Позже Моцарт повторно использовал музыку из Kyrie и Глория, почти без изменений, кроме текста, в кантата Давиде пенитенте, К. 469.
Состав
Автограф Кайри (спереди)
Автограф Кайри ( 4- я страница)
- Кирие ( Анданте модерато в миноре до94 измерений). Хор и сольное сопрано
-
Глория
- — Gloria in excelsis Deo ( Allegro vivace , до мажор , длина , 60 тактов). Хор
- — Laudamus тэ ( Allegro Aperto в фа мажор , до 143 измерений). Сопрано соло (валторны в фае)
- — Gratias agimus tibi ( Адажио , ля минор , длина , 12 тактов). Хор, 2 сопрани
- — Domine Deus ( Allegro moderato , ре минор , ин, 99 тактов). Дуэт: две сопрани
- — Qui tollis ( Ларго , соль минор , ат , 56 тактов). Двойной хор
- — Quoniam тот Solus ( Allegro в ми минор , до 171 измерений). Трио: две сопрани и тенор соло
- — Хесу Кристе ( Адажио , до мажор, длина , 6 тактов). Хор
- — Cum Sancto Spiritu , (в (такт 7), 196 тактов). Хор
-
Creed
- — Credo in unum deum ( Allegro maestoso , до мажор, in, 116 мер). Хор
- — Et incarnatus est ( Анданте , фа мажор, ин, 119 мер). Сопрано Соло
-
Sanctus
- — Sanctus ( Ларго , до мажор, длина , 61 такт). Двойной хор
- — Осанна ( Allegro comodo ( такт 18), до ). Двойной хор
- Бенедикт ( Allegro communo , до мажор, длина, 167 тактов). Квартет солистов и двойной хор
Продолжительность спектакля: около 65 минут
литература
- Гюнтер Г. Бауэр : Моцарт и Констанце посещают Зальцбург в 1783 году . (Зальцбургские исследования, Исследования по истории, искусству и культуре, том 12). Зальцбург 2012, ISBN 978-3-902582-05-8 .
- Альфред Эйнштейн : Моцарт, его персонаж, его работа (1945). Немецкая версия (оригинальное издание): Моцарт — Его характер, его творчество (1947). Новое издание Fischer TB, 2005, ISBN 3-596-17058-3 .
- Майкл Гассманн (Ред.): Вольфганг Амадей Моцарт, Месса до минор KV 427. Дополнения и дополнения. Серия публикаций Международной академии Баха в Штутгарте, том 15. Bärenreiter-Verlag Kassel 2010, ISBN 978-3-7618-1918-0 .
- Ульрих Конрад : The Missa in c KV 427 (417a) Вольфганга Амаде Моцарта. Соображения о причине . В: Kirchenmusikalisches Jahrbuch 92 (2009), Paderborn 2010, стр. 105–119.
Внешние ссылки
-
Авторитетные записи :
- ( )
- Ресурсы, связанные с музыкой :
- Бесплатные ноты Большой мессы до минор, K. 427 в хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
Массы и духовная музыка на Моцарте |
||
---|---|---|
Мессы и Реквием | Масса К. 49/47 d · Масса К. 65/61 имеет · Масса К. 66 · Масса К. 139 ( Orphelinat ) · Масса К. 140 · Масса К. 167 · Масса К. 192/186 f · Масса К. 194/186 ч · Масса K. 220/169 b ( Spatzenmesse ) · Масса K. 257 ( Mass Creed ) · Масса K. 258 ( Missa Piccolomini ) · Масса K. 259 ( Орган соло ) · Масса K. 262 ( Missa longa ) · Месса К. 275/272 б ) · Месса К. 317 · Месса К. 337 ( Торжественная ) · Месса К. 427 · Реквием | |
Другие священные предметы | Кирие фа мажор, К. 33 · Мисерере , К. 85 · Санкта Мария, матер Деи К. 273 · Кирие ре минор, К. 341 · Аллилуйя , К. 553 · Аве Мария , К. 554 · Церковные сонаты | |
Мотеты | Бог — наше убежище · Veni Sancte Spiritus · Exsultate, jubilate · Ave verum corpus | |
Вечерня | Vesper solennes of Dominica · Vesper solennes исповедника | |
Зингшпиль , оратория , кантата | Die ersten Schuldigkeit of Gebots · Betulia Liberata · Davide penitente | |
Адаптации Генделя | Мессия · Праздник Александра · Ода ко Дню святой Сесилии · Ацис и Галатея | |
Масонская музыка |
Maurerische Trauermusik · Laut verkünde unsre Freude |
Примечания и цитаты
- Самая яркая черта мессы до минор — ее стилистическое разнообразие.
- Kyrie начинается с пяти тактов оркестрового вступления. Над жалобным хроматическим движением басов вниз, классическим «курсом плача», поднимается зов труб (призывающих к Страшному Суду) и ведет к хору.
- «Gloria» имеет продолжительность воспроизведения почти 30 минут и разделена на семь отдельных частей в традициях прежней «Cantata Mass», которые раскрывают следующую симметричную структуру: «Jubelchor» — Solo — «Schreckenschor» — Duet — » Шрекеншор »- Трио -« Ликующий хор ».
- «Итальянец живет прежде всего в соло-сопрано Laudamus, дуэте двух сопрано Domine с прекрасным контрапунктово-облигато-струнным аккомпанементом и концертным трио Quoniam» (цитата из Альфреда Эйнштейна )
- «Огромный зов« Иисуса Христа », фуга над« Cum sancto spiritu »- это предложения, из которых полностью отпали и барочная пышность, и контрапунктная,« заученная »школьная пыль, и это, возможно, даже более верно в отношении того, что Sanctus и двойная фуга Осанны ». (Цитата из Эйнштейна)
- «Qui tollis» для двойного хора, соль минор, с тяжелейшим оркестровым аккомпанементом, в самом широком темпе, очевидно, создана в нисходящей хроматике под образом Спасителя, который тянется на Голгофу под тяжестью креста. и бич — это предложение наравне с Кирией из мессы си минор Баха «. (цитата из Эйнштейна)
- «Поворот от соль минор к ми-бемоль мажор в конце« Qui tollis »для меня является одним из самых захватывающих отрывков Моцарта» (цитата из Хильдесхаймера)
- «Самым большим камнем преткновения для пуристов в церковной музыке стала« Et incarnatus »Моцарта, ария сопрано со струнными, тремя духами облигато и органом облигато. Это рождественская песня, представление яслей, в которых лежит божественное дитя, почитаемое Богородицей, с ангелами, играющими музыку на заднем плане; ошеломляющей сладости и наивности ». (цитата из Эйнштейна)
- Страстный поклонник Моцарта и биограф Вольфганг Хильдесхаймер (1916–1991) считал мнение Эйнштейна об «Et incarnatus» странным, потому что «эта трехчетвертная ария в итальянском стиле намного слабее, чем многие арии, которые Моцарт в своих светских женских образах выразил в своих взглядах. оперы у нее во рту «.
- Было много недоумений по поводу причин, по которым Моцарт перестал работать с мессой. Для этого может быть несколько причин — возможно, мучительная смерть едва исполнившегося двухмесяца сына Раймунда Леопольда 9 августа 1783 года или ограничения на церковную музыку, введенные императором Иосифом II , которые оставили мало надежды на дальнейшие выступления, но, возможно, Один Моцарт отвернулся от догматического католицизма в пользу масонства в 1784 году.
- В марте 1785 года Моцарт должен был принять участие в концерте музыкального общества с сочинением. Для этого он использовал Кайри и Глорию этой массы. Месса превратилась в ораторию под названием «Davide penitente», KV 469, «Раскаивающийся Давид», итальянский текст которой принадлежит Саверио Маттеи .
General Information
Work Title | Mass |
---|---|
Alternative. Title | Große Messe ; Great Mass ; Mass No.17 |
Name Translations | Große Messe in c-Moll; Grosse Messe in c-Moll; 大ミサ曲; Den store messa i C-moll; Msza c-moll; Grande messe en ut mineur; Gran misa en do menor; Great Mass in C minor; Gran missa en do menor; C-mollimessu; Mässa nr 16; Messa in Do minore K 427; Mis in c klein; Velká mše c moll; Grande Missa (Mozart); C小調大彌撒; Misa în do minor, K. 427 |
Name Aliases | Große Messe; C-Moll-Messe; Wielka Msza c-moll; KV 427; Grande messe en do mineur; Misa n. 17; K 427; Misa n º 17; Gran Misa; KV 417a; K. 427; Misa n 17; Gran Misa n 17 en Do menor K 427; Gran Misa n. 17 en Do menor K. 427; Misa n.º 17; 417a; GroBe Messe; Gran Misa n.º 17 en Do menor K. 427; C-molli-messu; Mässa No. 16 C-moll; Mis in C-mineur; C小調彌撒; C小调大弥撒 |
Authorities | |
Composer | Mozart, Wolfgang Amadeus |
Opus/Catalogue NumberOp./Cat. No. | K.427 ; K⁶.417a |
I-Catalogue NumberI-Cat. No. | IWM 291 |
Key | C minor |
Movements/SectionsMov’ts/Sec’s | 12 movements (incomplete):
II. Gloria
III. Credo
IV. Sanctus
V. Benedictus
|
Year/Date of CompositionY/D of Comp. | 1782–83 |
First Performance. | 1783-10-26 in Salzburg, Church of St. Peter’s Abbey*
|
First Publication. | 1825 |
Language | Latin |
Composer Time PeriodComp. Period | Classical |
Piece Style | Classical |
Instrumentation | voices, double mixed choruses (SATB/SATB), orchestra |
InstrDetail |
Voices
Double Mixed Chorus (SATB/SATB)Orchestra
|
External Links | Wikipedia article |
Extra Information | *Kyrie, Gloria, Sanctus and Benedictus only |
Große Messe (c-moll), K. 427
Композитор
Вольфганг Амадей Моцарт
Год создания
1783
Дата премьеры
25.08.1783
Жанр
вокально-симфонические
Страна
Австрия
Состав исполнителей: сопрано, меццо-сопрано, тенор, бас, хор,
оркестр.
История создания
В 1781 году, когда архиепископ Зальцбургский приехал в Вену с
большой свитой, в состав которой входил и Моцарт, положение
композитора стало совершенно невыносимым. Им помыкали как слугой, и
он решился на беспрецедентный в то время шаг: потребовал отставки и
остался в Вене, рассчитывая только на заказы и концерты. В
следующем году он женился на Констанце Вебер. Оба эти поступка
вызвали негодование отца, не представлявшего жизни музыканта вне
службы, дающей постоянный доход, и к тому же неприязненно
относившегося к семье Веберов. Чтобы примириться с отцом, Моцарт
приехал в Зальцбург с женой и только что родившимся первенцем. Там
он задумал впервые исполнить мессу, написанную в 1783 году, по
разным источникам, либо в честь рождения ребенка, либо по случаю
выздоровления Констанцы.
Месса (об этом жанре см. мессу h-moll Баха) к
этому времени не была закончена композитором: он успел написать
лишь Kyrie, Gloria, Sanctus и частично Credo. Недостающие части
были заимствованы из ранних месс, созданных Моцартом еще в
Зальцбурге. В заключительной части, Agnus Dei, повторена музыка
Credo. В таком виде премьера Большой мессы состоялась 25 августа
1783 года в зальцбургском соборе Святого Петра. Закончена месса так
и не была. Больше к ней композитор никогда не возвращался.
Следующее исполнение Большой мессы c-moll Моцарта состоялось лишь в
1901 году в Дрездене, под управлением дирижера Алоиза Щмитта,
который закончил ее, учитывая наброски Моцарта, и в таком виде
подготовил к изданию.
Музыка
Большая месса отличается удивительной гармоничностью, красотой и
трогательностью. Ее 18 номеров отразили влияние Баха и Генделя, чьи
произведения Моцарт углубленно изучал в те годы, но проникновенная
кантилена отдельных эпизодов заставляет вспомнить о пленительной
мелодике итальянской оперы — жанра, которым Моцарт владел в
совершенстве. Переплавленные его творческим гением, оба эти начала
органично сочетаются, рождая неповторимый моцартовский стиль.
Необычна в мессе и трактовка сольных голосов: на всем протяжении
произведения звучат только сопрано, меццо-сопрано и тенор. Бас
появляется лишь однажды, в составе квартета (Benedictus).
Уже в №1, хоровом обращении к Господу (Kyrie eleison), поражает
соединение строгого полифонического начала с нежной мелодичностью.
Наполненное радостными юбиляциями славление (№2, Gloria), также в
звучании 4-голосного хора, сменяется светлой арией альта (№3),
написанной в оперном стиле. Торжественно величав 5-голосный хор
благодарения (№4, Gratias), вслед за которым дуэт двух женских
голосов (№5, Domine) разворачивается легко и непринужденно. Первая
кульминация мессы — грандиозная оркестрово-хоровая пассакалья,
воспевающая Несущего грехи мира (№6, Qui tollis). Далее выделяются
словно проникнутая солнечным светом фуга в №8, Jesu Christe cum
sancto spiritu (Иисус Христос и Дух святой), широко развернутый
торжественный начальный хор Символа веры (Credo, №9), и его
продолжение (№10, Et incarnatus — И воплотившегося…) в
неожиданном ритме сицилианы с солирующим сопрано в сопровождении
флейты, гобоя и фагота. В величественном Sanctus (№16, Свят)
центральное место занимает колоссальная двойная фуга славления
(Osanna), после которой квартет солистов в мелодиях удивительной
красоты возглашает благословение (№17, Benedictus).
Л. Михеева
Navigation etc.
Masses by Wolfgang Amadeus Mozart | |
---|---|
|
|