Вольфганг амадей моцарт

Моцарт. большая месса до минор

Дискография

  • Ференц Фрисе, Симфонический оркестр Берлинского радио, Чор дер Санкт-Хедвигс-Кафедральный собор Берлин, Мария Стадер, Герта Тёппер, Эрнст Хефлигер, Иван Сарди. Лейбл: Deutsche Grammophon, 1960
  • сэр Колин Дэвис, Лондонский симфонический оркестр & хор, Хелен Донат, Хизер Харпер, Райланд Дэвис, Стаффорд Дин. Этикетка: Philips Classics Records, записано в феврале 1971 г.
  • Раймонд Леппард, Новый филармонический оркестр, Илеана Котрубаш, Кири Те Канава, Вернер Кренн, Ганс Сотин, Джон Аллдис Хор (Джон Аллдис, хормейстер). Лейбл: EMI, 1974
  • Герберт фон Караян, Берлинский филармонический оркестр, Wiener Singverein, Барбара Хендрикс, Джанет Перри, Питер Шрайер, Бенджамин Люксон, Этикетка: Deutsche Grammophon, 1982
  • Роберт Шоу, Симфонический оркестр Атланты & Хор, Эдит Винс, Делорес Зиглер, Джон Алер, Уильям Стоун. Этикетка: Telarc, 1988.
  • Питер Нойманн , Collegium Cartusianum Orchestra, Кельнский камерный хор, Барбара Шлик, Моника Фриммер, Кристоф Прегардиен, Клаус Мертенс. Этикетка: Virgin Classics, 1988/1990/2008.
  • Джон Элиот Гардинер, Солисты английского барокко, Хор Монтеверди, Сильвия Макнейр, Диана Монтегю, Энтони Рольф Джонсон, Корнелиус Гауптманн, Этикетка: Deutsche Grammophon, 1988
  • Леонард Бернстайн, Симфонический оркестр Баварского радио, Арлин Аугер, Фредерика фон Штаде, Фрэнк Лопардо, Корнелиус Хауптманн, Этикетка: Deutsche Grammophon 431 791–2, 1991
  • Версия Ричард Маундер : Кристофер Хогвуд, Академия старинной музыки, Квиристеры Вестминстерского колледжа, Хор Винчестерского собора, Арлин Аугер, Линн Доусон, Джон-Марк Эйнсли, Дэвид Томас, Этикетка: L’Oiseau-Lyre /Декка, записано в 1990 г., опубликовано в 1993 г.
  • Джеймс Левин, Венская филармония, Кэтлин Бэттл, Мартин Хазельбёк. Этикетка: Deutsche Grammophon, 1998
  • Масааки Сузуки, Кристиан Иммлер, Макото Сакурада, Кэролайн Сэмпсон, Оливия Вермёлен, Коллегиум Баха Япония, Этикетка: BIS Records, 2016

Композиция и первое исполнение

Произведение написано в 1782–83. В письме к своему отцу Леопольду от 4 января 1783 года Моцарт упомянул обет, который он дал написать мессу, когда он привезет свою тогдашнюю невесту Констанце в качестве своей жены в Зальцбург, чтобы впервые встретиться со своей семьей после более раннего противодействия отца. Затем Констанце спела «Et incarnatus est» на его премьере.

Первое представление состоялось в Зальцбурге в воскресенье, 26 октября 1783 года (двадцатое воскресенье после Пятидесятницы). Моцарт переехал в Вену в 1781 году, но приезжал в свой родной город в компании Констанца, который еще не встречался со своим отцом или сестрой ( Наннерль ).

Спектакль состоял только из Kyrie, Gloria, Sanctus и Benedictus в качестве сохранившихся частей и копии партитуры из ок. 1800 шоу. Это произошло в церкви аббатства Святого Петра в рамках римско-католической мессы . В дневнике сестры Моцарта упоминается, что исполнителями были весь Hofmusik , то есть музыканты, работавшие при дворе правителя Зальцбурга, принца-архиепископа графа Иеронима фон Коллоредо и, следовательно, бывших коллег Моцарта. 23 октября 1783 года в соседнем Капельхаусе прошла репетиция.

История

Премьера состоялась в бенедиктинском монастыре Святого Петра , , а не в Зальцбургском соборе , из-за плохих отношений Моцарта с принцемархиепископом Зальцбургским Иеронимом графом Коллоредо , на которого он работал, и с которым у него было сломлен в г., сыт по горло деспотическим отношением, с которым он к нему относился. Однако Моцарту не удалось добиться от архиепископа подписания его прошения об отставке, что сделало его беглым вассалом, опасным состоянием в Европе старого режима (в некоторых письмах Моцарта отцу композитор выражает свой страх быть арестованным архиепископ Парижский). В этом контексте было немыслимо, чтобы его произведение исполнялось в соборе, так как его не пустили бы, иначе это было бы провокацией. Однако бенедиктинский монастырь Святого Петра был учреждением, не находившимся в юрисдикции князя, и отец Моцарта, Леопольд Моцарт , был с ним в прекрасных отношениях. Поэтому это было идеальное место для проведения премьеры.

Моцарт сочинил ее по собственной инициативе. Это была первая месса, которую он сочинил без заказа, и он сделал это как клятву своего недавнего брака с Констанцей Вебер (которая также спела соло — сопрано на премьере). Примечательно влияние старых мастеров Северной Германии , таких как Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель .

Он считается одним из самых важных произведений западной духовной музыки, наряду с его Реквиемом , который он написал семь лет спустя.

Большая месса до минор не закончена. Отсутствует инструментарий некоторых отрывков, в частности Credo in unum Deum и Et incarnatus est . С другой стороны, Hossana , которая определяет Sanctus , появляется в партитуре как четырехголосная фуга и оркестр , но инструментальное написание показывает, что второй четырехголосный хор отсутствует. Кроме того, Символ веры неполный (он составлен только до стихов « et incarnatus est de Spiritu Sancto/ex Maria Virgine: et homo factus est ».). Точно так же полностью отсутствует Agnus Dei .

Сегодня существует тенденция полагать, что Моцарт прибыл в Зальцбург с произведением в таком состоянии и что для его премьеры он заполнил пробелы фрагментами некоторых из своих более ранних месс. Может быть, Моцарт прибегнул к сочиненному им ранее Agnus Dei , но нельзя исключать гипотезу, что Моцарт действительно закончил эту мессу во время своего пребывания в Зальцбурге до дня премьеры, и что позже эта новая партитура с партиями то, что отсутствовало, было потеряно.

Особенности интерпретации

Что же касается интерпретации, то в настоящее время Мастер, который ее направляет, может дополнить недостающую инструментальную составляющую — задача, с которой может справиться хороший знаток моцартовского языка. Что касается Agnus Dei , постановщик может принять решение, поддерживаемое классической традицией: адаптировать музыку Kyrie eleison словами Agnus Dei , тем самым завершив мессу повторением первой пьесы (как это было также сделано закончить Реквием Моцарта ); или просто не интерпретировать Agnus Dei (как это делает мастер Леонард Бернштейн ).

Структура

  • Кирие ( Andante Moderate )
  • Слава
    • Gloria in excelsis Deo ( allegro vivace )
    • Laudamus te ( аллегро аперто )
    • Gratias agimus tibi ( адажио )
    • Domine Deus ( allegro moderato )
    • Qui tollis peccata mundi ( длинный )
    • Quoniam Tu solus Sanctus ( аллегро )
    • Иисус Христос
    • диплом Святого Духа
  • Кредо
    • Credo in unum Deum ( allegro maestoso )
    • Et incarnatus est ( прогулка )
  • Санктус
    • Санктус ( длинный )
    • Осанна
  • Бенедикт ( аллегро коммодо )

Фрагментарный статус

Автограф двух страниц мессы («Кирие»).

Увеличенная версия Страница 1 (лицевая сторона) и страница 2 (оборотная сторона)

Работа неполная, в ней отсутствуют движения Credo, следующие за арией Et incarnatus est (оркестровка только двух сохранившихся Кредо незавершенные движения) и все Agnus Dei. Sanctus частично утерян и требует редакционной реконструкции. Бенедикт сохранился только в вышеупомянутой копии партитуры. Есть много предположений относительно того, почему работа осталась незавершенной. Для современных перформансов доступны редакции и дополнения Алоиса Шмитта (1901, Breitkopf & Härtel ), Х. К. Роббинс Лэндон (1956, Эйленбург ), Гельмут Эдер (1985, Bärenreiter ), Франц Бейер (1989, Amadeus /Издание Петерс ), Ричард Маундер (1990, Oxford University Press /Карус Верлаг ), Филип Уилби (2004, Novello ), Роберт Левин (2005, Карус-Верлаг ), Клеменс Кемме (2018, Breitkopf & Härtel ), и Ульрих Лейзингер (2019, Bärenreiter).

Издания Лэндона, Эдера, Бейера, Маундера и Кемме нацелены на то, чтобы просто заполнить недостающие оркестровки и хоровые партии в Credo и Sanctus, тогда как издания Шмитта, Уилби и Левина нацелены на завершение работы либо с использованием движений других масс. или сочинение новой музыки для Credo и Agnus Dei с использованием пародии или обработки исторических эскизов Моцарта.Бенджамин-Гуннар Корс (Musikproduktion Höflich ) просто предлагает полное Кредо и Agnus Dei. Для Credo это означает завершение «Credo in unum Deum» и «Et incarnatus est», а также дополнительную музыку для остальной части Credo. Это издание, таким образом, предназначено для использования в сочетании с любой другой версией Мессы.Роберт Ксавьер Родригес также завершил Agnus Dei.

Позже Моцарт повторно использовал музыку из Kyrie и Глория, почти без изменений, кроме текста, в кантата Давиде пенитенте, К. 469.

Состав

Автограф Кайри (спереди)

Автограф Кайри ( 4- я страница)

  1. Кирие ( Анданте модерато в миноре до94 измерений). Хор и сольное сопрано
  2. Глория
    Gloria in excelsis Deo ( Allegro vivace , до мажор , длина , 60 тактов). Хор
    Laudamus тэ ( Allegro Aperto в фа мажор , до 143 измерений). Сопрано соло (валторны в фае)
    Gratias agimus tibi ( Адажио , ля минор , длина , 12 тактов). Хор, 2 сопрани
    Domine Deus ( Allegro moderato , ре минор , ин, 99 тактов). Дуэт: две сопрани
    Qui tollis ( Ларго , соль минор , ат , 56 тактов). Двойной хор
    Quoniam тот Solus ( Allegro в ми минор , до 171 измерений). Трио: две сопрани и тенор соло
    Хесу Кристе ( Адажио , до мажор, длина , 6 тактов). Хор
    Cum Sancto Spiritu , (в (такт 7), 196 тактов). Хор
  3. Creed
    Credo in unum deum ( Allegro maestoso , до мажор, in, 116 мер). Хор
    Et incarnatus est ( Анданте , фа мажор, ин, 119 мер). Сопрано Соло
  4. Sanctus
    Sanctus ( Ларго , до мажор, длина , 61 такт). Двойной хор
    Осанна ( Allegro comodo ( такт 18), до ). Двойной хор
  5. Бенедикт ( Allegro communo , до мажор, длина, 167 тактов). Квартет солистов и двойной хор

Продолжительность спектакля: около 65 минут

литература

  • Гюнтер Г. Бауэр : Моцарт и Констанце посещают Зальцбург в 1783 году . (Зальцбургские исследования, Исследования по истории, искусству и культуре, том 12). Зальцбург 2012, ISBN 978-3-902582-05-8 .
  • Альфред Эйнштейн : Моцарт, его персонаж, его работа (1945). Немецкая версия (оригинальное издание): Моцарт — Его характер, его творчество (1947). Новое издание Fischer TB, 2005, ISBN 3-596-17058-3 .
  • Майкл Гассманн (Ред.): Вольфганг Амадей Моцарт, Месса до минор KV 427. Дополнения и дополнения. Серия публикаций Международной академии Баха в Штутгарте, том 15. Bärenreiter-Verlag Kassel 2010, ISBN 978-3-7618-1918-0 .
  • Ульрих Конрад : The Missa in c KV 427 (417a) Вольфганга Амаде Моцарта. Соображения о причине . В: Kirchenmusikalisches Jahrbuch 92 (2009), Paderborn 2010, стр. 105–119.

Внешние ссылки

  • Авторитетные записи  :
    • ( )
  • Ресурсы, связанные с музыкой  :
  • Бесплатные ноты Большой мессы до минор, K. 427 в хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)

Массы и духовная музыка на Моцарте

Мессы и Реквием Масса К. 49/47 d  · Масса К. 65/61 имеет  · Масса К. 66  · Масса К. 139 ( Orphelinat )  · Масса К. 140  · Масса К. 167  · Масса К. 192/186 f  · Масса К. 194/186 ч  · Масса K. 220/169 b ( Spatzenmesse )  · Масса K. 257 ( Mass Creed )  · Масса K. 258 ( Missa Piccolomini )  · Масса K. 259 ( Орган соло )  · Масса K. 262 ( Missa longa )  · Месса К. 275/272 б )  · Месса К. 317  · Месса К. 337 ( Торжественная )  · Месса К. 427  · Реквием
Другие священные предметы Кирие фа мажор, К. 33  · Мисерере , К. 85  · Санкта Мария, матер Деи К. 273  · Кирие ре минор, К. 341  · Аллилуйя , К. 553  · Аве Мария , К. 554  · Церковные сонаты
Мотеты Бог — наше убежище  · Veni Sancte Spiritus  · Exsultate, jubilate  · Ave verum corpus
Вечерня Vesper solennes of Dominica  · Vesper solennes исповедника
Зингшпиль , оратория , кантата Die ersten Schuldigkeit of Gebots  · Betulia Liberata  · Davide penitente
Адаптации Генделя Мессия  · Праздник Александра  · Ода ко Дню святой Сесилии  · Ацис и Галатея
Масонская музыка
Maurerische Trauermusik  · Laut verkünde unsre Freude

Примечания и цитаты

  • Самая яркая черта мессы до минор — ее стилистическое разнообразие.
  • Kyrie начинается с пяти тактов оркестрового вступления. Над жалобным хроматическим движением басов вниз, классическим «курсом плача», поднимается зов труб (призывающих к Страшному Суду) и ведет к хору.
  • «Gloria» имеет продолжительность воспроизведения почти 30 минут и разделена на семь отдельных частей в традициях прежней «Cantata Mass», которые раскрывают следующую симметричную структуру: «Jubelchor» — Solo — «Schreckenschor» — Duet — » Шрекеншор »- Трио -« Ликующий хор ».
  • «Итальянец живет прежде всего в соло-сопрано Laudamus, дуэте двух сопрано Domine с прекрасным контрапунктово-облигато-струнным аккомпанементом и концертным трио Quoniam» (цитата из Альфреда Эйнштейна )
  • «Огромный зов« Иисуса Христа », фуга над« Cum sancto spiritu »- это предложения, из которых полностью отпали и барочная пышность, и контрапунктная,« заученная »школьная пыль, и это, возможно, даже более верно в отношении того, что Sanctus и двойная фуга Осанны ». (Цитата из Эйнштейна)
  • «Qui tollis» для двойного хора, соль минор, с тяжелейшим оркестровым аккомпанементом, в самом широком темпе, очевидно, создана в нисходящей хроматике под образом Спасителя, который тянется на Голгофу под тяжестью креста. и бич — это предложение наравне с Кирией из мессы си минор Баха «. (цитата из Эйнштейна)
  • «Поворот от соль минор к ми-бемоль мажор в конце« Qui tollis »для меня является одним из самых захватывающих отрывков Моцарта» (цитата из Хильдесхаймера)
  • «Самым большим камнем преткновения для пуристов в церковной музыке стала« Et incarnatus »Моцарта, ария сопрано со струнными, тремя духами облигато и органом облигато. Это рождественская песня, представление яслей, в которых лежит божественное дитя, почитаемое Богородицей, с ангелами, играющими музыку на заднем плане; ошеломляющей сладости и наивности ». (цитата из Эйнштейна)
  • Страстный поклонник Моцарта и биограф Вольфганг Хильдесхаймер (1916–1991) считал мнение Эйнштейна об «Et incarnatus» странным, потому что «эта трехчетвертная ария в итальянском стиле намного слабее, чем многие арии, которые Моцарт в своих светских женских образах выразил в своих взглядах. оперы у нее во рту «.
  • Было много недоумений по поводу причин, по которым Моцарт перестал работать с мессой. Для этого может быть несколько причин — возможно, мучительная смерть едва исполнившегося двухмесяца сына Раймунда Леопольда 9 августа 1783 года или ограничения на церковную музыку, введенные императором Иосифом II , которые оставили мало надежды на дальнейшие выступления, но, возможно, Один Моцарт отвернулся от догматического католицизма в пользу масонства в 1784 году.
  • В марте 1785 года Моцарт должен был принять участие в концерте музыкального общества с сочинением. Для этого он использовал Кайри и Глорию этой массы. Месса превратилась в ораторию под названием «Davide penitente», KV 469, «Раскаивающийся Давид», итальянский текст которой принадлежит Саверио Маттеи .

General Information

Work Title Mass
Alternative. Title Große Messe ; Great Mass ; Mass No.17
Name Translations Große Messe in c-Moll; Grosse Messe in c-Moll; 大ミサ曲; Den store messa i C-moll; Msza c-moll; Grande messe en ut mineur; Gran misa en do menor; Great Mass in C minor; Gran missa en do menor; C-mollimessu; Mässa nr 16; Messa in Do minore K 427; Mis in c klein; Velká mše c moll; Grande Missa (Mozart); C小調大彌撒; Misa în do minor, K. 427
Name Aliases Große Messe; C-Moll-Messe; Wielka Msza c-moll; KV 427; Grande messe en do mineur; Misa n. 17; K 427; Misa n º 17; Gran Misa; KV 417a; K. 427; Misa n 17; Gran Misa n 17 en Do menor K 427; Gran Misa n. 17 en Do menor K. 427; Misa n.º 17; 417a; GroBe Messe; Gran Misa n.º 17 en Do menor K. 427; C-molli-messu; Mässa No. 16 C-moll; Mis in C-mineur; C小調彌撒; C小调大弥撒
Authorities
Composer Mozart, Wolfgang Amadeus
Opus/Catalogue NumberOp./Cat. No. K.427 ; K⁶.417a
I-Catalogue NumberI-Cat. No. IWM 291
Key C minor
Movements/SectionsMov’ts/Sec’s 12 movements (incomplete):
1. Kyrie elesion

II. Gloria

2. Gloria in excelsis Deo
3. Laudamus te
4. Gratias agimus tibi
5. Domine Deus
6. Qui tollis peccata mundi
7. Quoniam tu solus
8. Jesu Christe
9. Cum sancto spiritu

III. Credo

10. Credo in unum Deum (incomplete)
Et incarnatus est (incomplete)

IV. Sanctus

11. Sanctus Dominus
Hosanna in excelsis

V. Benedictus

12. Benedictus qui venit
Hosanna in excelsis
Year/Date of CompositionY/D of Comp. 1782–83
First Performance. 1783-10-26 in Salzburg, Church of St. Peter’s Abbey*
Constanze Mozart (soprano), solo voices,Salzburg Hofmusik (chorus, orchestra), Composer (conductor)
First Publication. 1825
Language Latin
Composer Time PeriodComp. Period Classical
Piece Style Classical
Instrumentation voices, double mixed choruses (SATB/SATB), orchestra
InstrDetail Voices
2 sopranos, tenor, bass

Double Mixed Chorus (SATB/SATB)Orchestra

flute, 2 oboes, 2 bassoons2 horns, 2 trumpets, 3 trombonestimpani, organ, strings
External Links Wikipedia article
Extra Information *Kyrie, Gloria, Sanctus and Benedictus only

Große Messe (c-moll), K. 427

Композитор
Вольфганг Амадей Моцарт
Год создания
1783
Дата премьеры
25.08.1783
Жанр
вокально-симфонические
Страна
Австрия

Состав исполнителей: сопрано, меццо-сопрано, тенор, бас, хор,
оркестр.

История создания

В 1781 году, когда архиепископ Зальцбургский приехал в Вену с
большой свитой, в состав которой входил и Моцарт, положение
композитора стало совершенно невыносимым. Им помыкали как слугой, и
он решился на беспрецедентный в то время шаг: потребовал отставки и
остался в Вене, рассчитывая только на заказы и концерты. В
следующем году он женился на Констанце Вебер. Оба эти поступка
вызвали негодование отца, не представлявшего жизни музыканта вне
службы, дающей постоянный доход, и к тому же неприязненно
относившегося к семье Веберов. Чтобы примириться с отцом, Моцарт
приехал в Зальцбург с женой и только что родившимся первенцем. Там
он задумал впервые исполнить мессу, написанную в 1783 году, по
разным источникам, либо в честь рождения ребенка, либо по случаю
выздоровления Констанцы.

Месса (об этом жанре см. мессу h-moll Баха) к
этому времени не была закончена композитором: он успел написать
лишь Kyrie, Gloria, Sanctus и частично Credo. Недостающие части
были заимствованы из ранних месс, созданных Моцартом еще в
Зальцбурге. В заключительной части, Agnus Dei, повторена музыка
Credo. В таком виде премьера Большой мессы состоялась 25 августа
1783 года в зальцбургском соборе Святого Петра. Закончена месса так
и не была. Больше к ней композитор никогда не возвращался.

Следующее исполнение Большой мессы c-moll Моцарта состоялось лишь в
1901 году в Дрездене, под управлением дирижера Алоиза Щмитта,
который закончил ее, учитывая наброски Моцарта, и в таком виде
подготовил к изданию.

Музыка

Большая месса отличается удивительной гармоничностью, красотой и
трогательностью. Ее 18 номеров отразили влияние Баха и Генделя, чьи
произведения Моцарт углубленно изучал в те годы, но проникновенная
кантилена отдельных эпизодов заставляет вспомнить о пленительной
мелодике итальянской оперы — жанра, которым Моцарт владел в
совершенстве. Переплавленные его творческим гением, оба эти начала
органично сочетаются, рождая неповторимый моцартовский стиль.
Необычна в мессе и трактовка сольных голосов: на всем протяжении
произведения звучат только сопрано, меццо-сопрано и тенор. Бас
появляется лишь однажды, в составе квартета (Benedictus).

Уже в №1, хоровом обращении к Господу (Kyrie eleison), поражает
соединение строгого полифонического начала с нежной мелодичностью.
Наполненное радостными юбиляциями славление (№2, Gloria), также в
звучании 4-голосного хора, сменяется светлой арией альта (№3),
написанной в оперном стиле. Торжественно величав 5-голосный хор
благодарения (№4, Gratias), вслед за которым дуэт двух женских
голосов (№5, Domine) разворачивается легко и непринужденно. Первая
кульминация мессы — грандиозная оркестрово-хоровая пассакалья,
воспевающая Несущего грехи мира (№6, Qui tollis). Далее выделяются
словно проникнутая солнечным светом фуга в №8, Jesu Christe cum
sancto spiritu (Иисус Христос и Дух святой), широко развернутый
торжественный начальный хор Символа веры (Credo, №9), и его
продолжение (№10, Et incarnatus — И воплотившегося…) в
неожиданном ритме сицилианы с солирующим сопрано в сопровождении
флейты, гобоя и фагота. В величественном Sanctus (№16, Свят)
центральное место занимает колоссальная двойная фуга славления
(Osanna), после которой квартет солистов в мелодиях удивительной
красоты возглашает благословение (№17, Benedictus).

Л. Михеева

Navigation etc.

Masses by Wolfgang Amadeus Mozart
  • Missa brevis in G major, K.49/47d («No.1»)
  • Missa brevis in D minor, K.65/61a («No.2»)
  • Mass in C major, K.66 («No.3» or «Dominicus»)
  • Missa solemnis in C minor, K.139/47a («No.4» or «Waisenhaus»)
  • Missa brevis in G major, K.140/Anh.C 1.12 («No.5» or «Pastoral», spurious)
  • Missa brevis in F major, K.192/186f («No.6»)
  • Mass in C major, K.167 («No.7»)
  • Missa brevis in D major, K.194/186h («No.8»)
  • Missa brevis in C major, K.220/196b («No.9» or «Spatzenmesse»)
  • Mass in C major, K.257 («No.10» or «Credo»)
  • Missa brevis in C major, K.258 («No.11» or «Spaur»)
  • Missa brevis in C major, K.259 («No.12» or «Organ Solo»)
  • Mass in C major, K.262/246a («No.13» or «Missa longa»)
  • Missa brevis in B-flat major, K.275/272b («No.14»)
  • Mass in C major, K.317 («No.15» or «Coronation»)
  • Missa solemnis in C major, K.337 («No.16» or «Missa aulica»)
  • Mass in C minor, K.427/417a («No.17» or «Great», incomplete)
  • Requiem in D minor, K.626 (unfinished)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: