Музыка романтизма: какой она была?

Верстовский, алексей николаевич

Основные произведения

Оперы

  • Пан Твардовский (1828),
  • Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев (по 2-й части баллады Жуковского «Громобой, или Двенадцать спящих дев», 1832),
  • Аскольдова могила (по Загоскину, 1835),
  • Тоска по родине (по Загоскину, 1839),
  • Сон наяву, или Чурова долина (1844),
  • Громобой (по 1-й части одноимённой баллады Жуковского, 1854)

Оперы-водевили и комедии-водевили

  • Сентиментальный помещик в степной деревне (1817),
  • Бабушкины попугаи (1819),
  • Карантин (совместно с Маурером, 1820),
  • Сюрпризы (совместно с Кавосом, Корсаковым, Леброком, по Э. Скрибу, 1821),
  • Новая шалость, или Театральное сражение (совместно с Алябьевым и Маурером, 1822),
  • Дом сумасшедших, или Странная свадьба (1822),
  • Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом (текст А. С. Грибоедова и П. А. Вяземского, 1824),
  • Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье (совместно с Алябьевым и Ф. Е. Шольцем, текст Писарева, 1824),
  • Хлопотун, или Дело мастера боится (совместно с Алябьевым, текст Писарева, 1824),
  • Проситель (совместно с Алябьевым, Мих. Ю. Виельгорским и Шольцем, текст Писарева, 1824),
  • Встреча дилижансов (совместно с Алябьевым, 1825),
  • Забавы калифа, или Шутки на одни сутки (совместно с Алябьевым и Шольцем, текст Писарева, 1825),
  • Волшебный нос, или Талисманы и финики (совместно с др. авторами, текст Писарева, 1825),
  • Опыт артистов, или Авось удастся (совместно с Виельгорским и И. И. Геништой, 1825),
  • Тридцать тысяч человек, или Находка хуже потери (текст Писарева, 1825),
  • Три десятки, или Новое двухдневное приключение (совместно с Алябьевым, текст Писарева, 1825),
  • Притчи, или Эзоп у Ксанфа (совместно с др. авторами, 1826),
  • Две записки, или Без вины виноват (совместно с Алябьевым, текст Писарева, 1827),
  • Странствующие лекари, или Искусство пробуждает мертвых (текст Писарева, 1827),
  • Пастушка, старушка, волшебница, или Что нравится женщинам (совместно с Алябьевым, текст Писарева, 1827),
  • Репетиции на станции, или Доброму служить сердце лежит (текст Загоскина, 1827),
  • Лучший день в жизни, или Урок богатым женихам (совместно с Алябьевым и Шольцем, 1827),
  • Вечер под Новый год (совместно с др. авторами, текст Писарева, 1827),
  • Пять лет в два часа, или Как дороги утки (текст Писарева, 1828),
  • Средство выдавать дочерей замуж (текст Писарева, 1828),
  • Утро после бала (водевиль из пьесы «Пятнадцать лет в Париже, или Не все друзья одинаковы» Писарева, 1828),
  • Новый Парис (совместно с Алябьевым и Маурером, 1829),
  • Станислав, или Не всякий так сделает (1829),
  • Дипломат (1829),
  • Муж и жена (совместно с Алябьевым, Маурером, Шольцем, 1830),
  • Старый гусар, или Пажи Фридриха II (совместно с Алябьевым и Геништой, 1831) и др.

Вокально-оркестровые произведения

  • Торжество муз (пролог, совместно с Алябьевым, Шольцем, текст M. A. Дмитриева, 1825, впервые исполнено на открытии московского Большого театра)
  • Выкуп Барда, или Сила песнопения (драматическая картина Дмитриева, 1827),
  • Чёрная шаль, Три песни Скальда, Пустынник (баллады для голоса с оркестром).

Музыка к драматическим спектаклям

  • Любопытная, или Догадки невпопад (1825),
  • Школа супругов (1827),
  • День падения Миссолонги (героическая мелодрама, 1829),
  • Свадьба Фигаро (Бомарше, 1829),
  • Цыганы (инсценировка В. А. Каратыгина одноименной поэмы Пушкина, 1832),
  • Рославлев (романтическое представление Шаховского, по роману Загоскина, 1832),
  • Кремнев, русский солдат (народное драматическое представление, текст И. H. Скобелева, 1839),
  • Параша-сибирячка (русская быль H. A. Полевого, 1840).

Романсы и песни для голоса с фортепиано

  • Чёрная шаль,
  • Бедный певец,
  • Ночной смотр,
  • Гишпанская песня,
  • Два ворона,
  • Певец,
  • Цыганская песня Земфиры,
  • Тоска по милом,
  • Колокольчик

Обработки народных песен для разных исполнительских составов

  • Не одна во поле дороженька,
  • У ворот девки стоят,
  • Мой соловей,
  • За долами и горами

Духовные сочинения

  • Обедня
  • Духовный концерт

Библиография

  • Авраам Г .: Оперы Алексея Верстовского, Музыка XIX века, 7 (1983), вып. 3, 326–335.
  • Доброхотов, Б .: А. Н. Верстовский, Жизнь, Театральная деятельность, Оперное творчество, Москва / Ленинград, 1949
  • Келдыш, Ю. В .: История Русской музыки, 1948. Т. 1, стр. 345–368.
  • Левашева О.Е .: История Русской музыки под ред. Н. В. Туманина, 1957. Том 1, с. 216–234.
  • Щербакова М .: Введение в фортепианную партитуру Аскольдова могилы, 1983.
  • Творческие Портреты Композиторов, Москва, Музыка, 1989.
  • Верстовский, Алексей Николаевич Ричарда Тарускина, в Оперном словаре New Grove , под ред. Стэнли Сэди (Лондон, 1992) ISBN   0-333-73432-7

Биография

Родился в имении Растов Сад Тамбовской губернии.

Отец композитора был внебрачным сыном генерала А. Селиверстова и пленной турчанки, получившим усечённую фамилию, однако был приписан к дворянскому сословию как выходец из польского шляхетства. Мать, Анна Васильевна (урождённая Волкова), происходила из военной среды.

С детства был приобщён к музыке, поскольку отец содержал крепостной оркестр и устраивал домашние музыкальные собрания. Вместе со своим братом Василием и сестрой Варварой обучался игре на скрипке и фортепиано. С девяти лет выступал в концертах в Уфе.

В переехал в Санкт-Петербург. Там был определён в Институт корпуса инженеров путей сообщения, где проучился один год, после чего поступил на службу и до 1823 года служил в разных учреждениях. Тем временем продолжал своё музыкальное образование, брал уроки у Дж. Фильда и Д. Штейбельта (фортепиано), Тарквини (пение), Ф. Бёма и Л. Маурера (скрипка), Брандта, К. Цейнера, Миллера (теория композиции). В эти же годы начал увлекаться театром (среди его петербургских друзей были выдающиеся деятели театра: князь А. А. Шаховской, П. Н. Арапов, А. А. Алябьев, Н. В. Всеволожский, П. Е. Мансуров, Ф. Ф. Юрьев). Активно участвовал в любительских спектаклях в качестве переводчика пьес, актёра, певца и автора музыки к театральным постановкам.

Его первые три оперы-водевили «Бабушкины попугаи» (), «Карантин» (), «Новая шалость, или Театральное сражение» () были поставлены в Петербурге и имели успех. Тексты этих произведений создал друг А. Верстовского, популярный в то время в Петербурге драматург Н. И. Хмельницкий.

С 1823 года до конца жизни жил в Москве. Поначалу был переведён в Москву чиновником особых поручений канцелярии при генерал-губернаторе Д. В. Голицыне, затем в контору Дирекции императорских театров. С занимал должность инспектора музыки Дирекции московских театров, с — инспектора репертуара, а с по он был управляющим Московской театральной конторой.

После долгих лет жизни в наёмных домах с супругой, известной актрисой и певицей Н. В. Репиной, в они купили собственный домик на Арбате (в Большом Афанасьевском переулке № 16/24), где жили до переезда в Хлебный переулок в (дом был снесён в 1971 году). Здесь их посещали Ф. Лист (в 1843 г.), Р. Шуман со своей женой Кларой (в 1844 г.) и, вероятно, в 1847 г. Г. Берлиоз.

Был фактическим руководителем театральной жизни города. Показал себя не только энергичным администратором и умелым руководителем, но и часто выступал в роли режиссёра и педагога

Всячески способствовал обогащению репертуара, улучшению работы театральной школы, поднятию художественного уровня спектаклей, уделял большое внимание подбору и воспитанию актёров. Его стараниями при Дирекции московских театров были открыты музыкальные классы, готовившие оркестрантов для будущей работы в театральных оркестрах

В 1826 совместно с А. И. Писаревым издавал «Драматический альбом для любителей театра и музыки» (вышло 2 книги). В 1829 стал членом Общества любителей русской словесности. В 1833 экстерном закончил Императорский Московский университет.

Умер 5 (17) ноября  в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище (2 уч.).

«Аскольдова могила»

Перу А. Верстовского принадлежат оперы (например, «Пан Твардовский»), водевили («Кто брат, кто сестра» на текст Грибоедова и Вяземского, несколько лет назад поставлен Романом Виктюком) и баллады. Всемирно знаменитая опера — «Аскольдова могила» (либретто по роману М. Загоскина). Аскольдова могила в КиевеФото: ru.wikipedia.org

Есть в Киеве примечательное место — Аскольдова могила. О самом древнем урочище, витязе Аскольде, о монастыре и церкви пусть лучше расскажут киевляне, а я ограничусь оперой Верстовского.

Желающие могут посмотреть, какой огромный раздел посвящен этой опере в английской Википедии — даже со звуковыми и нотными примерами.

Итак, действие происходит в X веке, в Киеве, на берегу Днепра. В опере есть все: и любовь язычника к христианке, и таинственный Незнакомец, открывающий отроку Всеславу, что тот — потомок Аскольда, следовательно, может претендовать на место князя. Там есть и похищение невесты, и отказ от предательства, и буря, и гибель Неизвестного в челноке. Есть и важный герой — гудочник Торопка Голован. То есть присутствуют все черты романтической оперы. Но там есть еще и просто хорошая музыка.

Интересно, что цензура велела немного подвинуть «время действия», а также произвести хэппи-энд (героев князь простил).

Тарас Шевченко, «Аскольдова могила»Фото: ru.wikipedia.org

Опера имела большой успех во всем мире («Мы слышали… что шарманки Лондона, Парижа, Берлина, Вены, частенько наигрывают „Гой ты, Днепр“ или „Ах, подруженьки, как грустно“, равно как и другие мотивы…»). Опера записывается и сейчас, хотя и нечасто, зато многие номера звучат с концертных площадок.

Источники[править]

  1. Алексей Верстовский в Музыкальном справочнике
  2. ↑ Жизнь и творчество А. Н. Верстовского
  3. ↑ Жизнь и творчество А. Н. Верстовского
  4. ↑ Алексей Верстовский (Alexey Verstovsky); автор Т. Корженьянц
  5. ↑ Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т 1. А — Гонг. 1072 стб. с илл. М.: Советская энциклопедия, 1973 (стб. 755—757)
  6. Верстовский Алексей Николаевич (1799—1862), музыкант
  7. Большая Советская энциклопедия. Вариолоид — Вибратор. 1951. 648 стр., илл.; 70 л. илл. и карт.
  8. A. A. Нильский. Актер с. — петербургских императорских театров. Закулисная хроника. 1856—1894. Издание Товарищества «Общественная Польза», Большая Подьяческая, д. № 39. Дозволено цензурою. С.-Петербург, 24 февраля 1900 г. (стр. 7)
  9. Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге. Государственный Русский музей. Живопись. Первая половина XIX века. Каталог (К-Я). Санкт-Петербург. Palace Editions. 2007
  10. ↑ Моя Москва // Жуковского, 9. Дом Быковой
  11. Малинин Г. А. Саратов: Очерк-путеводитель. 2-е изд. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1980. — 216 с ил.
  12. Ваганьковское кладбище
  13. Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982. Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.
  14. Бантышев Александр Олимпиевич
  15. ↑ Биографический словарь. 2000. Верстовская Надежда Васильевна
  16. Пружанский А. М. Отечественные певцы. — 2008 // Семёнова Екатерина Алексеевна
  17. ЧЕРНАЯ ШАЛЬ
  18. ЦЫГАНСКАЯ ПЕСНЯ
  19. ПИР ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Личная жизнь

В 1828 году Алексей Николаевич познакомился с актрисой Надеждой Репиной. Она была дочерью крепостного музыканта, выкупленного дирекцией Большого театра. Обладая меццо-сопрано широкого диапазона и замечательным талантом драматической актрисы, Репина с успехом выступала в драмах и операх, водевилях и комедиях.

Надежда Репина

Чтобы соединить жизнь с Надеждой Васильевной, Верстовскому пришлось уйти из родительского дома: Николай Алексеевич был против женитьбы сына на актрисе. С 1829 года они жили в гражданском браке. Обвенчались в 1841 году, когда Надежда Васильевна оставила сцену. Детей в семье не было. Надежда Васильевна умерла в 1867 году.

биография

Алексей Верстовский родился в усадьбе Селиверстово Козловского района Тамбовской губернии . Внук генерала А. Селиверстова и пленная турчанка , он также был потомком польской шляхты ( дворянства или аристократии ). Инженер-строитель по образованию, он увлекся музыкой, когда учился в Инженерном корпусе в Санкт-Петербурге . Он также изучал фортепиано , скрипку , теорию музыки и композицию . Джон Филд был среди его учителей.

В 20 лет прославился своей оперой- водевилем « Бабушкины попугаи» (1819). Взволнованный успехом, он продолжил сочинять легкую музыку для этого модного ныне жанра и сочинил более 30 из них. Он также создал серию баллад для голоса и фортепиано, которые назвал кантатами . Их исполнение часто сопровождалось театрализованным действием. Один из них Черная шаль или молдавская песня (1823) Значение Александра Пушкина «стихотворении s, стал очень популярным в аристократов » салонов . В 1825 году он был назначен «музыкальным инспектором» в Москве , руководил императорскими театрами, включая Малый и Большой , контролировал весь репертуар (с 1830 года) и возглавлял совет директоров (с 1848 по 1860 год).

Он обратился к жанру оперы в 1828 году и написал шесть произведений. Романтическая опера « Аскольдова могила» , написанная на тему русской истории, была самой успешной из шести. Утверждалось, что музыку для Аскольдовой могилы отшлифовал Джоакино Россини , основываясь на идеях Верстовского, за гонорар, покрывающий игровой долг. Впервые исполненная в 1835 году (за год до » Жизни за царя» Михаила Глинки ) » Аскольдова могила» за первые 25 лет своего существования получила около 200 представлений в Санкт-Петербурге и 400 — в Москве. Это была первая русская опера, исполненная в США (в 1869 г.). В советское время опера была забыта на десятилетия, пока в 1944 году не была отредактирована в Московском театре оперетты под названием Украденная невеста ( Украденная НевестаУкраденная невеста ), а затем вернулась на сцену в 1959 году после спектакля в театре оперетты. новая версия в Киевском государственном оперном театре.

Однако вскоре «Эпоха Верстовского» сменилась «Эпохой Глинки», и оперы Верстовского снова канули в Лету.

Он был другом и корреспондентом многих известных писателей, среди которых Александр Пушкин, Василий Жуковский , Александр Грибоедов , Петр Вяземский , Владимир Одоевский и Александр Писарев . Однако он не пользовался особой популярностью среди коллег. Глинка избегал упоминания о нем в своих воспоминаниях; Модест Мусоргский дал ему прозвище Геморой ( Геморрой ) по названию своей оперы « Громобой» .

Он умер в Москве в 1862 году в возрасте 63 лет.

Его жена, известная российская актриса и певица Надежда Репина пережила мужа на пять лет.

Семья[править]

В 1828 г. композитор переехал в одноэтажный деревянный дом с мезонином, владельцем которого был коллежский советник Карл Бем (современный адрес: Москва, ул. Жуковского, д. 9) — в этом доме квартировала артистка Московской императорской труппы Надежда Васильевна Репина (1809—1867) — судьба распорядилась так, что она стала основной музой Верстовского. Однако их любовь складывалась непросто. Отец композитора был против каких-либо серьезных отношений сына с актрисой — отношение к этой профессии формировалось всем российским сословным укладом, и приличный дворянин, каким почитал себя отец Алексея Николаевича, не мог себе позволить объединиться в одну семью с дочерью театрального музыканта из столыпинских крепостных, которого в 1798 г. выкупила дирекция Московского казенного театра (при поступлении на императорскую службу крепостные получали вольную — но от низкого рождения никуда не денешься). В результате ссоры сыну пришлось покинуть родительский кров и перебраться к гражданской супруге (тогда такого понятия не было, и юридическим считался только церковный брак). Любовь победила. Отныне чуть ли не все свои театральные произведения композитор предназначал для исполнения любимой актрисой.

Надежда Васильевна Репина была настоящей примадонной Московской императорской труппы — самодовольной, капризной, своенравной… Можно себе представить, как страдал из-за её «звезданутого» характера скромный — в противовес ей — музыкант. Однако и он решил действовать по-своему и стал без её ведома договариваться с дирекцией… об её отставке. И — добился-таки! Сообщение об этом ничего не подозревавшая Надежда Васильевна получила, прибыв домой после очередного триумфального спектакля. Реакция последовала незамедлительно — артистка упала в обморок — настоящий, не сценический. Можно понять желание мужа, чтобы его жена была просто его женой — тем более, что законы в России начала 19 столетия не предусматривали женское участие в развитии социума, однако в данном случае речь шла об успешной талантливой актрисе, все помыслы которой поглощал театр и её работа в нём.

Москва, Хлебный пер, 28 (современный адрес). Дом Верстовских. В 1935—1941 годах в доме была резиденция военного атташе Германии генерал-майора Эрнста Кёстринга. В 1944—2011 годах в здании располагалось посольство Исландии в России.

Но изменить уже ничего нельзя было и, покинув сцену в 1841 г. в возрасте 32 лет, Надежда Васильевна официально вышла замуж за А. Н. Верстовского. К этому времени они уже проживали в совместно купленном собственном домике на Арбате, в Большом Афанасьевском переулке, № 16/24; там супруги жили с 1836 по 1860 гг., пока не переехали в другой дом — поблизости, в Хлебный переулок. Этот дом стал их последним пристанищем, там же они с разницей в пять лет оба скончались.

Стала ли при таких условиях супружеская жизнь для неё счастливой — чтобы забыться, она употребляла изрядное количество напитков, что и свело её через годы в могилу.

Старый муж, грозный муж!

Эта знаменитая цыганская песня полна страсти и решимости. Стихи Верстовскому передал сам автор — А. Пушкин. Они дружили, Верстовский даже был на мальчишнике, который Пушкин устроил перед женитьбой. Алексей ВерстовскийФото: ru.wikipedia.org

Многие баллады Верстовского написаны на стихи Пушкина (например, знаменитая «Черная шаль»). Алексея Верстовского всегда тянуло к миру старины, преданий и легенд, а также к миру человеческих страстей — но так и положено романтику. А его насыщенные мелодии — родом из славянского фольклора, отчасти — цыганского, что слышно по этой песне.

Алексей Верстовский — выдающийся представитель отечественного искусства первой половины XIX века. Сейчас самое время вспомнить музыку Михаила Ивановича Глинки.

Значение[править]

Имя Верстовского довольно быстро заняло место среди значимых деятелей искусства и культуры России первой половины 19 века.

Его деятельность в Московской императорской театральной труппе оказалась настолько важной, что московские театры москвичи прозвали «театрами Верстовского». Верстовскому же принадлежит огромная заслуга в привлечении талантливых артистов

Именно он, услышав пение А. О. Бантышева в хоре купца В. В. Варгина (того самого купца, что за бесценок продал Москве здание Малого театра, стоящее до сих пор), пригласил талантливого певца петь на сцене и много занимался с ним, обучая нотам и вокальной постановке голоса.

В русской вокальной лирике Верстовский, как композитор, создал новый жанр — балладу, или «драматические кантаты», как он сам называл такие сочинения. Это повествовательно-драматические произведения для солиста с инструментальным сопровождением, написанные в свободной форме — сюда относятся «Чёрная шаль» (на стихи А. С. Пушкина; первый исполнитель Пётр Александрович Булахов в Москве, дом Пашкова, 1823 г.), «Бедный певец» и «Ночной смотр» (на стихи В. А. Жуковского), «Три песни скальда» и др.

Огромное значение творчества Верстовского перекрылось трагическим для него забытьем еще при жизни. На сцену пришли новые течения и новые поколения музыкантов. Постепенно освобождаясь от старых, уже отшумевших спектаклей с музыкой Верстовского, театры брали в репертуар новые произведения (новый импульс привнесла в развитие русской музыкальной культуры опера М. Глинки «Жизнь за царя» в 1836 г.; см.ст. Значение оперы «Жизнь за царя»): развитие — это вещь обыденная, но и очень горькая, когда приходится освобождать зенит славы для новых поколений. Верстовский тяжело переживал это.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: