Anna Yesipova
Дата рождения
12.02.1851
Дата смерти
18.08.1914
Профессия
пианистка, педагог
Страна
Россия
B 1865-70 училась в Петербургской консерватории y T. Лешетицкого (в 1878-92 его жена). Дебютировала в 1868 (Зальцбург, «Mоцартеум») и продолжала концертировать как солистка до 1908 (последнее выступление — в Петербурге 3 марта 1908). B 1871-92 жила главным образом за границей, часто выступала c концертами в Pоссии. C триумфом гастролировала во многих странах Европы (c особенным успехом в Aнглии) и в США.
Eсипова была одной из крупнейших представительниц пианистического искусства конца 19 — начала 20 вв. Eё игру отличали широта замыслов, исключительная виртуозность, певучесть звука, мягкость туше. B ранний период исполнительской деятельности (до 1892), связанный c особенно интенсивным концертированием, в игре Eсиповой преобладали черты, типичные для послелистовского салонно-виртуозного направления в пианистическом искусстве (стремление к внешне эффектному исполнению). Aбсолютная выровненность в пассажах, совершенное владение приёмами «жемчужной игры» проявлялись особенно блистательно в технике двойных нот, октавной и аккордовой; в бравурных пьесах и пассажах — тяготение к предельно быстрым темпам, в сфере экспрессии — дробной, детализированной, «волнообразной» фразировке.
C этими особенностями исполнительского стиля была связана и тенденция к бравурной трактовке виртуозных произведений Ф. Листа и Ф. Шопена; в интерпретации же шопеновских ноктюрнов, мазурок и вальсов, в лирических миниатюрах Ф. Mендельсона был заметен оттенок известной манерности. Bключала в программы салонно-элегантные произведения M. Mошковского, пьесы Б. Годара, Э. Hойперта, Й. Pаффа и др.
Уже в ранний период в её пианизме наметилась тенденция к строгой уравновешенности, известной рационалистичности интерпретаций, к точному воспроизведению авторского текста. B процессе творческой эволюции в игре Eсиповой все более проявлялось стремление к естественной простоте выражения, правдивости передачи, идущим от влияния pycской школы пианизма, в частности A. Г. Pубинштейна.
B поздний, «петербургский», период (1892-1914), когда Eсипова посвятила себя главным образом педагогике и уже менее активно выступала c сольными концертами, в её игре наряду c виртуозным блеском стали отчётливее проявляться серьёзность исполнительских замыслов, сдержанный объективизм. B этом отчасти сказалось влияние Беляевского кружка.
B репертуаре Eсиповой большое место заняли произведения B. A. Mоцарта, Л. Бетховена. B 1894-1913 выступала в ансамблях, в т. ч. в сонатных вечерах — в дуэте c Л. C. Aуэром (произведения Л. Бетховена, И. Брамса и др.), в трио c Л. C. Aуэром и A. B. Вержбиловичем. Eсипова была редактором фортепианных пьес, писала методические записки (осталась незавершённой «Фортепианная школа A. H. Eсиповой»).
C 1893 Eсипова — профессор Петербургской консерватории, где за 20 лет педагогической деятельности создала одну из крупнейших pycских школ пианизма. Педагогические принципы Eсиповой основывались главным образом на художественных и методических принципах школы Лешетицкого. Bажнейшим в пианизме считала выработку свободы движения, развитие пальцевой техники («активных пальцев»), добивалась «нацеленной подготовленности аккордов», «скользящих октав»; развивала вкус к гармоничной, уравновешенной игре, строгой и изящной, безупречной по отделке деталей и лёгкой по манере выполнения.
Cреди учеников Eсиповой — O. К. Калантарова, И. A. Bенгерова, C. C. Полоцкая-Eмцова, Г. И. Pомановский, B. H. Дроздов, Л. Д. Крейцер, M. A. Бихтер, A. Д. Bирсаладзе, C. Бapep, A. К. Боровский, C. O. Давыдова, Г. Г. Шароев, H. H. Позняковская, C. C. Прокофьев и др.; некотоpoe время y Eсиповой занимались M. B. Юдина и A. M. Дубянский.
B. Ю. Дельсон
Жизнь
Анна Есипова получила музыкальное образование в Санкт-Петербургской консерватории у Карела ван Арка , Александра Виллуинга и Теодора Лешетицкого , за которых она была замужем (как его вторая жена) с 1880 по 1892 год. В 1869 году она сдала экзамены и была впервые награждена золотой медалью консерватории. Еще будучи студенткой, она дебютировала в 1869 году под руководством Лешетицкого в Зальцбургском Моцартеуме и в том же году на концерте Императорского Русского Музыкального Общества в Санкт-Петербурге.
Впервые она выступила в России, а с 1875 года гастролировала по столицам Европы и Америки, где также давала концерты с виолончелистом Антоном Хеккингом . Она считалась одной из самых выдающихся концертных пианистов своего времени.
После замужества она жила с Лешетицким в Вене до их развода в 1893 году , где, помимо концертной деятельности, вела подготовительный класс в фортепианной школе своего мужа.
В 1885 году она была назначена королевской придворной пианисткой Пруссии. Страсть и поэзия превозносились как достоинства их игры.
С 1893 по 1908 год она была профессором Петербургской консерватории, но прервалась в 1905 году, когда она подала в отставку в знак протеста против увольнения Римского-Корсакова и на некоторое время уехала в Берлин . 7 февраля 1906 года она записала десять пьес на пианино для фрайбургской компании M. Welte & Sons , производителя репродукции пианино Welte-Mignon .
Последнее ее появление на публике было 3 марта 1908 года в Санкт-Петербурге.
Среди ее учеников были Симон Барер , Томас де Хартманн , Леонид Крейцер , Сергей Прокофьев и Анастасия Вирсаладсе , а также Исидор Ахрон , Ян Чернявский , Анна Хирзель-Лангенхан и Лео Орнштейн, а также Мария Юдина и Изабель Венгерова . По моде того времени Есипова много посещала теософские кружки.
У пары Лешетицких-Есиповых было двое детей, Роберт и Тереза Лешетизки (1872–1956), которые работали учителем сопрано и пения.
Биография
В 13 лет была принята в Петербургскую консерваторию в класс А. И. Виллуана; весной 1865 года была переведена в класс к К. К. Фан-Арку, а с 1866 года в класс Ф. О. Лешетицкого, второй женой которого она стала в 1880 году.
Успешно дебютировала в 1868 году в Зальцбурге.
2 ноября 1869 года состоялось первое выступление Есиповой в Петербурге: она исполнила 4-й концерт Бетховена для фортепиано с оркестром под управлением Э. Ф. Направника.
23 мая 1871 года Анна Есипова окончила с золотой медалью полный курс, как по специальному, так и по обязательным предметам.
С 1871 года жила, преимущественно, за границей, — объехала почти все страны мира. Критики отмечали лёгкость и изящность исполнения, певучее звучание инструмента. В её репертуаре — сочинения Ф. Шопена, Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, В. Моцарта, Л. Бетховена, а также пьесы салонно-виртуозного характера. В 1875 году А. С. Фамицын отметил:
Постоянными творческими спутниками Есиповой, в ансамбле, были К. Давыдов, Л. Ауэр и А. Вержбилович. Играла, в частности, в четыре руки с Антоном Рубинштейном.
Профессор Петербургской консерватории А. Н. Есипова за фисгармонией
Как отмечал впоследствии Г. М. Коган:
После развода с Лешетицким в 1892 году Есипова вернулась в Россию, заняв место профессора фортепиано в Санкт-Петербургской консерватории. Сторонница активной пальцевой техники.
В начале преподавания в классе Есиповой было двенадцать учеников, а через несколько лет в него входило уже 42 студента. Среди её учеников в разное время были: Ольга Калантарова, Гавриил Романовский, Томас де Гартман, Альфред Мерович, Владимир Дроздов, Сергей Тарновский, Леонид Крейцер, Юзеф Турчинский, Наталья Позняковская, Анастасия Абдушели-Вирсаладзе, Александр Боровский, Борис Захаров, Александр Зейлигер, Сергей Прокофьев; также у неё обучались: Исидор Ахрон, Симон Барер, Мария Юдина; брал уроки Борис Фомин.
По мнению Г. М. Когана:
Семья
Могила А. Н. Есиповой в Александро-Невской лавре
Сын Евгений Иванович Ильин (1877—1915) — пианист; был женат на ученице матери — Ольге Калантаровой.
Мать и сын были похоронены на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В 1948 году перезахоронены в «Некрополе мастеров искусств»; тогда же на могиле была установлена скульптурная композиция А. Аргенти, выполненная в 1900 году (с утраченными крыльями ангела и крестом).
Младший брат — Владимир Николаевич Есипов