Вьетан, анри

Анри vieuxtemps

Произведения артистов

Hilary Hahn,
The Deutsche Kammerphilharmonie Bremen
Soo-Hyun Park,
Deutsche Staatsphilharmonie Rheinland-Pfalz
Такако Нишизаки,
Slovak Philharmonic Orchestra,
Misha Keylin

The Great Classics. Box #5 — Great Violin Concertos — CD04 Mendelssohn: Violin Concerto in E Minor / Bruch: Violin Concerto No. 1 Vieuxtemps: Violin Concerto No. 5

Kyung Wha Chung,
Orchestre symphonique de Montreal,
London Symphony Orchestra

Jascha Heifetz ‘The Master Violinist’ CD3

Barbirolli — Edition — Mozart — Violin Concerto No. 5; Vieuxtemps — Violin Concerto No. 4; Wieniawski — Violin Concerto No. 2

Leonid Kogan,
USSR State Symphony Orchestra,
USSR State Radio & TV Symphony Orchestra
Перлман, Ицхак,
Сандерс, Сэмюэл

The Heifetz Collection, Volumes 11 — 15

The Heifetz Collection, Volume 3

Прием

Vieuxtemps сначала считался великим виртуозом. Кроме того, он имеет некоторые трудности , чтобы получить место среди важных композиторов XIX — го  века. Нелепый, но хорошо известный парадокс, проиллюстрированный Паганини , который хочет виртуозности и народного успеха противостоять официальному титулу «великий» композитор. Однако сам Гектор Берлиоз восхвалял «красоту и разумную структуру» своих произведений, признавал его страстное и чуткое вдохновение и заявлял: «Если бы он не был таким великим виртуозом, он был бы признан великим композитором. « Эмоции в его работе гораздо важнее, чем эффект.

Vieuxtemps — основатель знаменитой которая существует и по сей день в консерваториях Льежа , Брюсселя и Парижа.

В 2011 и 2012 годах Фонд короля Бодуэна приобрел у Аньес Бриоль-Менса (1961-), правнучки Максимилиана Вьекстема, набор музыкальных рукописей (включая концерты), которые были переданы Музыкальному отделу Королевской библиотеки Бельгии. . Таким образом, учреждение стало важнейшим местом хранения источников, относящихся к Vieuxtemps, поскольку эти документы дополняли и без того богатую документацию, включая письма, рукописи автографов, а также книгу посвящений, содержащую, в частности, музыкальный автограф Йозефа Гайдна . Эти источники уже дали возможность проводить концерты, выпуски и виртуальную выставку.

В феврале 2020 года город Вервье отметил двухсотлетие со дня его рождения, организовав выставку и музыкальную конференцию с участием скрипача Филиппа Коха и пианистки Кристиан Руттен в Музее изящных искусств и керамики. В рамках 59- го сезона Sunday Morning Concerts оркестр Жан-Ноэль Хамаль под управлением Патрика Батона, Симфонический оркестр и студенты Консерватории Вервье, под управлением Бернара Ланге, директора Консерватории Вервье, выступили в Сен-Ремакль церковь с, как солисты, Жан-Мишель Allepaerts на орган и Philippe Koch на скрипке, в интерпретации концерта п ö  -де Вьетан, в присутствии Жерома Вьетана и из Pacôme Mensah, потомки музыканта. На премию Vieuxtemps под председательством Жан-Бернара Барнабе, директора Академии изящных искусств в Вервье, претендовали многие кандидаты с нескольких континентов. Победителей поздравили французский музыковед и пианист Агнес Бриоль-Менса, ее сын Паком Менса и двоюродная сестра Мари-Кристин Бругайер.

биография

Его отец Жан-Франсуа, любитель Luthier и скрипач, дал ему первые скрипки уроки , прежде чем доверить ему скрипач Иосиф Lecloux-Dejonc (1798-1850). Он выступал публично с шести лет в Salle de la Société du Cabinet littéraire , Place des Récollets, сегодня Place du Martyr в Вервье, и через два года он получил признание за свои интерпретации концерта Rode , а также Концерт Крейцера для двух скрипок , который он играет со своим учителем в Театре Вервье. После учебы в Брюсселе он отправился со своим другом Шарлем-Огюстом де Берио в Париж , где было замечено его начало как скрипача. Он вернулся через год из-за установления июльской монархии и брака Берио с Малибраном, который пел в Королевском театре Ла Монне . Вернувшись в Брюссель, Вьекстемп усовершенствовал свою технику. Во время поездки в Германию в 1833 году он подружился с Луи Шпором и Робертом Шуманом , которые сравнили его с Паганини .

Зимой 1835-1836 гг. Он изучал композицию в Вене у Симона Зехтера и в Париже у Антуана Рейхи . Его первая композиция, позже опубликована в Концерте п о  2 , даты этого периода. В 1837 году, перед внимательной аудиторией, он играет его концерт п о  1 в Санкт — Петербурге . Живя в Париже, он с большим успехом продолжает свою композиционную работу.

После нерешительной поездки в Америку в 1843-1844 годах, 15 октября 1844 года он женился на венской пианистке Жозефине Эдер, которая была на пять лет старше его и которая на несколько лет стала его концертмейстером. В 1846 году он уехал на шесть лет в Россию как музыкант при дворе Николая I er и как солист Императорского театра. На момент своего пребывания в должности он написал четыре концерта для скрипки. Основал скрипичную школу Санкт-Петербургской консерватории.

Анри Vieuxtemps, на Place Vieuxtemps, в Вервье

В 1873 году, когда он был переполнен энергией и силой, он перенес приступ, который оставил его частично парализованным, что вынудило его отказаться от своей деятельности скрипача и учителя, его класс скрипки в Брюссельской консерватории был передан Генрику Венявскому . Он продолжал сочинять, разочарованный тем, что ему приходилось позволять интерпретировать свои произведения другим солистам, и преподавал в частном порядке в Париже, особенно с 1875 по 1878 год своему самому прославленному ученику Эжену Изаи .

В 1879 году сильное ослабление зрения, а затем гемиплегия, лишившая его возможности пользоваться левой рукой, вынудили его прекратить играть. Затем он окончательно ушел из Брюссельской консерватории . Поскольку болезнь продолжала нарастать, ему порекомендовали уехать в жаркую страну, и он уехал в Алжир, где проходил лечение в доме престарелых своего зятя Эдуарда Ландовски в Мустафа Суперьер, в пригороде Алжира; 6 июня 1881 года он умер в возрасте 61 года, став жертвой последнего церебрального удара. 28 августа 1881 г. его прах был репатриирован в Бельгию, и в Вервье были устроены помпезные похороны; в похоронной процессии его ученик Эжен Изаи несет скрипку Гварнери 1741 года, принадлежавшую его учителю.

У Анри Vieuxtemps было двое детей:

— Жюли (1846-1882), которая в 1873 году вышла замуж за Эдуарда Ландовски, врача; мать скульптора Пауля Ландовски , она бабушка композитора Марселя Ландовски и пианистки Франсуазы Ландовски .

— Максимилиан Вьекстемпс (1848-1926), инженер-строитель и администратор Общества строительства Батиньоля ; отец Жана Вьекстана, он дед пианистки Жаннин Вьекстемпс (1928-2021) и Франсуазы Вьекстемп-Бриоль (1931-).

БИОГРАФИЯ

Анри́ Вьёта́н (фр. Henri Vieuxtemps; 17 февраля 1820, Вервье, провинция Льеж, Бельгия — 6 июня 1881, Мустафа, Алжир) — бельгийский скрипач и композитор, один из основателей национальной скрипичной школы.

Вьётан родился в семье отставного офицера, занимавшегося изготовлением и настройкой скрипок. Подметив в сыне музыкальные способности, он начал обучать его игре на скрипке. Уже в четыре года мальчик участвовал в домашних концертах, немногим позже сочинил первую композицию — «Песню петушка». Отец Анри, понимая недостаточность своих знаний, начал искать для сына профессиональных учителей. При помощи М. Женена, мальчик продолжил учиться у Л. Ж. Леклу-Дежонка, скрипача-профессионала из Вервье. 18 апреля 1827 года Анри выступил в «Большом вокальном и инструментальном концерте» в Вервье, затем последовали гастроли по городам Бельгии и Голландии

Юный музыкант обратил на себя внимание известного скрипача Шарля Берио, который добился для него стипендии короля Нидерландов и взял с собой вначале в Брюссель, а позже в Париж. Первое выступление Вьётана в Париже состоялось в 1829 году

В 1833 году Вьётан начинает гастрольную деятельность, уже в самом её начале встречая восторженные отзывы — например, со стороны Роберта Шумана, писавшего: «Говоря о Вьётане, невольно думаешь о Паганини. <…> С первой и до последней ноты мы словно стоим в заколдованном круге, у которого нет ни начала, ни конца». Живя некоторое время в Вене, он берёт уроки теории музыки у Симона Зехтера, а в 1835 году возвращается в Париж, где совершенствуется как композитор у Антонина Рейхи. Рейха дал юному Вьётану такую характеристику: «г. Анри Вьётан-сын уже обладает превосходным талантом как скрипач, одарен также счастливейшими данными к сочинению музыки, для выявления которых нужно только время и необходимая поддержка и которыми в будущем он прославит свою страну». К этому времени относятся первые крупные сочинения Вьётана: концерт fis-moll, изданный как № 2 и E-dur, известный как Первый концерт, а также фантазии, в частности, Фантазию-каприс и «Воспоминания о России». Некоторые произведения были написаны в соавторстве с виолончелистом Франсуа Серве, соотечественником и другом Вьётана.

В 1844 году Вьётан женился на пианистке из Вены Жозефине Эдер. Позже она всегда сопровождала мужа в концертных поездках и нередко аккомпанировала ему. В следующем году Анри Вьётан наряду с Франсуа Фетисом, Шарлем Ханссенсом и своим учителем Шарлем Берио был принят в почетные члены Бельгийской королевской академии наук по разряду искусств.

С 1846 года Вьётан жил и работал в Санкт-Петербурге, где имел должность солиста Императорских театров и занимался преподаванием. Проработав в России семь лет, сочинив ряд пьес и Четвертый концерт, Вьетан вновь вернулся в Париж и продолжил активную концертную деятельность. Многочисленные гастрольные туры скрипача охватывали не только Европу, но также Турцию и Америку.

В 1866 году Вьётан лишился отца, а в 1868 — также и жены. Переживания и утомительные гастроли (только за шесть месяцев американского турне он дал 121 концерт) сказались на его здоровье, и он решил сократить концертную деятельность и заняться педагогической. В 1871 году Вьётан получил место профессора в Брюссельской консерватории. Среди его учеников самым известным стал бельгийский скрипач, дирижер и композитор Эжен Изаи. В 1873 году после инсульта и последовавшего паралича левой половины тела, он вынужден был покинуть свою должность. Частично восстановив здоровье, Вьётан, тем не менее, отказывается от продолжения карьеры концертирующего скрипача и занимается композицией и отчасти преподаванием. В 1878 году скрипач поселился в Алжире, где и умер три года спустя от очередного инсульта.

Вьётан — автор многочисленных сочинений для скрипки, до сих пор пользующихся большой популярностью: семи концертов с оркестром, Большой сонаты для фортепиано и скрипки, Сюиты в старинном стиле, ряда фантазий, вариаций, концертных этюдов, Романсов без слов и других пьес.

Широкой известностью пользуется его переложение для скрипки известного романса Алябьева «Соловей».

В 1898 году в Вервье композитору был поставлен памятник работы скульптора Ромбо. В Бельгии в честь столетия со дня рождения Анри Вьётана был учрежден конкурс его имени, который с тех пор проводится регулярно.

Скрипка, на которой играл Вьётан, Гварнери 1741 года, была выставлена на продажу летом 2010 года. Запрошенная цена: 18 миллионов долларов. Если найдётся покупатель, готовый заплатить эту сумму, и сделка состоится, то скрипка Вьётана станет самым дорогим музыкальным инструментом в мире. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: