литература
- Альберто Фассоне: Дорати, Антал . В: Джулиан Каскель, Хартмут Хайн (Hrsg.): Handbuch Dirigenten. 250 портретов . Bärenreiter, Kassel 2015, ISBN 978-3-7618-2174-9, стр. 135-137.
- Питер Холлфельдер : фортепианная музыка. Международный хронологический лексикон. История. Композиторы. Работает . Приложение, Noetzel, Wilhelmshaven 2005, ISBN 3-7959-0855-8, стр. 66.
- Калум Макдональд: Антал Дорати: Композитор: Каталог его работ . В: Tempo, NS 143 (1982), стр. 16-25.
- Ален Пари: Классическая музыка ХХ века: инструменталисты, певцы, дирижеры, оркестры, хоры . 2-е расширенное, полностью переработанное издание, dtv, Мюнхен, 1997 г., ISBN 3-423-32501-1, стр. 210 f.
- Гдаль Салески: Известные музыканты еврейского происхождения . Bloch Publishing Company, Нью-Йорк, 1949, стр. 227f.
- Рудольф Оссовски (ред.): Молодые люди спрашивают, знаменитости отвечают . Colloquium-Verlag, Берлин 1975, ISBN 3-7678-0373-9, стр. 73 и сл.
- Швейцарский лексикон 91: в шести томах . Том 2: Chap-Gem, Verlag Schweizer Lexikon, Люцерн 1992, ISBN 3-9520144 .
Работает
Камерная музыка
- Ноктюрн и Каприччио для гобоя, 2 скрипок, альта и виолончели (1926)
- Трено для струнного квартета (1959, ред. 1977), «Памяти Одона Партоса»
- Струнный октет для 4 скрипок, 2 альтов и 2 виолончелей (1964)
- Вариация сопра на тему Белы Барток для фортепиано (1974)
- The Voices — фортепианный цикл для баса и фортепиано (1975, 1978 версия для баса с оркестром), текст: Райнер Мария Рильке
- В начале — Пять медитаций на тексты из Бхагавад-Гиты для бас-баритона, гобоя, виолончели и ударных (1979)
- Соната для Ассизи — Пять пьес для 2-х флейт (1980)
- Cinq Pièces для гобоя соло (1980)
- Струнный квартет (1980)
- Концертный дуэт для гобоя и фортепиано (1984)
- Осень — Шесть эпиграмм для баритона и камерного ансамбля (19 исполнителей) по древнекитайским текстам (1986)
- Адажио для альта и фортепиано (1987)
- Гексафония — Шесть движений для баритона, 2 скрипок, альта и 2 виолончелей (1988), по Гансу Эрни
Оркестровые произведения
- Американская серенада для струнного оркестра (начало 1940-х)
- Симфония No. 1 (1956-57)
- Два чародейства Ли Тай Пе для баритона и небольшого оркестра (1957)
- 7 картинок (Sette Pezzi) для оркестра (из оперы «Магдалена») (1963)
- Вариации на тему Кодого для оркестра (1962), в сотрудничестве с Тибор Серела, Одон Pártos, Геза Фридом и Сандор Вересс
- Largo Concertato для струнного оркестра (1966)
- Камерная музыка — цикл песен для сопрано и 25 инструментов (1967), текст: Джеймс Джойс
- Ночная музыка для флейты и небольшого оркестра (1969)
- Концерт для фортепиано с оркестром (1975)
- Дивертисмент для гобоя с оркестром (1976, редакция сольной партии 1985–86)
- Концерт для виолончели с оркестром (1977)
- Триттико для гобоя, гобоя д’амур и английского рожка со струнным оркестром (версии 1984–85, 1984 для гобоя, гобоя д’амур, английского рожка и фортепиано, версия 1986 года с сопровождением 12 струн) по заказу Хайнца Холлигера
- Симфония No. 2 «Querela Pacis» (1985), по заказу Детройтского симфонического оркестра
Хоровые произведения
- The Way — кантата для оратора, альта, басового баритона, хора и оркестра по мотивам пьесы Поля Клоделя «Le Chemin de la Croix» (1955–56).
- Missa Brevis для смешанного хора а капелла (SSAATB, предпочтительно хор мальчиков вместо голосов S / A) и ударных (1959)
- Мадригал-сюита для смешанного хора (САТБ) и малого оркестра (1965)
- Öt Kánon — Пять канонов для смешанного хора а капелла (1970)
- Три этюда для смешанного хора а капелла (1976)
- О Боге, человеке и машине — Драй Чёрре для смешанного хора (SATB) а капелла (1978)
- Неги Ной Кар — Четыре венгерских хора для женских голосов (SMA) (1982), «Марии Катаникс и ее хору»
- Imádság (Молитва) для смешанного хора (SATB) a cappella (1984), текст: Dezs Keresztury
- Иисус или Варавва? — Мелодрама для оратора, смешанного хора и оркестра (1987), текст: Antal Doráti, по притче Фриджеса Каринти
- Патер Ностер для смешанного хора (САТБ) а капелла (1988)
Транскрипции / оркестровки
- Выпускной бал — одноактный балет на музыку Иоганна Штрауса (S) (1939)
- Барток : Три рондо на народные мелодии, версия для струнного оркестра (1967)
- Барток: Сюита op.14, переложение для небольшого оркестра (1967)
- Аллан Петтерссон : 8 песен босиком, переложение для баритона с оркестром (1968–69)
- Моцарт : Рондо (Анданте) для небольшого органа, переложение для 2-х флейт и 2-х кларнетов
- Моцарт: Адажио для гармоники, переложение для 2-х флейт, 2-х гобоев, фагота и валторны фа
- Гайдн : Десять заповедей искусства — 10 канонов для смешанного хора, аранжировка для концертного исполнения с оркестровым сопровождением ad libitum (1982)
Жизнь
Антал Дорати происходил из венгерско-еврейской семьи музыкантов. Он родился в 1906 году в Будапеште в семье скрипача Александра Дорати (Будапештский филармонический оркестр) и его жены Маргит, урожденной Кунвальд, преподавателя фортепиано. Его дядя Цезарь Кунвальд был художником. В четырнадцать лет он поступил в Будапештскую консерваторию . Его учителями были: Арнольд Секели (фортепиано), Золтан Кодай (композиция), Карл Новачек (виолончель) и Лео Вайнер (камерная музыка). Он посещал фольклорный семинар с Белой Барток в течение пяти лет . Он также учился у своего младшего дяди Эрнста фон Донаньи . В течение двух лет он слушал философские лекции в Венском университете .
В 1924 году он дебютировал как самый молодой капельмейстер в Королевской опере своего родного города Будапешта, где работал репетитором до 1928 года . В 1928 году он провел венгерские премьеры от Стравинского Le Chant ей Rossignol и Эдипе .
С 1924 по 1928 год он ассистировал Фрицу Бушу в Государственной опере в Дрездене, а в 1928 году занял должность первого дирижера в муниципальных театрах Мюнстера (Вестфалия). Во времена национал-социализма он отвернулся от Германии. В 1933 году эмигрировал во Францию . С 1934 по 1938 год он был вторым дирижером, а с 1938 по 1941 год — музыкальным руководителем Русского балета Монте-Карло, с которым он выступал в качестве гостя по всему миру.
В 1939 году эмигрировал в США и поселился в Нью-Йорке. Двумя годами ранее он дебютировал в симфоническом оркестре с Национальным симфоническим оркестром . До 1945 года он был музыкальным руководителем Американского театра балета . Этим он руководил среди прочего. Синяя борода (1941) Жака Оффенбаха и Der Jahrmarkt von Sorotschinzy (1943) Модеста Мусоргского . В 1941/42 он был музыкальным руководителем Нью-Йоркской оперной труппы .
С 1945 года он восстановил Далласский симфонический оркестр . В 1949 году он перешел в Симфонический оркестр Миннеаполиса в качестве музыкального руководителя, где он сменил Дмитрия Митропулоса до 1960 года . С 1963 по 1967 год он был главным дирижером Симфонического оркестра BBC в Лондоне (который также исполнял его произведения), а с 1966 по 1970 год — оркестра Kungliga Filharmoniska Orkestern в Стокгольме (с которым он также записывал свои собственные произведения). С 1970 по 1977 год он руководил Национальным симфоническим оркестром в Вашингтоне, округ Колумбия, который спас от банкротства. С 1975 по 1978 год он был главным дирижером Королевского филармонического оркестра в Лондоне (преемник Рудольфа Кемпе ), а с 1977 по 1981 год — Детройтского симфонического оркестра . С 1984 по 1987 год он несколько раз дирижировал Базельским симфоническим оркестром .
Он давал мастер-классы в Королевском музыкальном колледже в Лондоне и Будапештской музыкальной академии. В 1964 году он был членом жюри Международного музыкального конкурса Димитри Митропулоса в Нью-Йорке.
Дорати проводил кампанию в пользу современных композиторов Игоря Стравинского и Оливье Мессиана ; Он помог Луиджи Даллапикколе прорваться. Он принес музыку, в том числе многих американских композиторов. по Гюнтер Шуллер, Хиндемита, Вальтер Поршень, Уильям Шуман, Сандор Вересс, Чарльз Айвз, Романа Влада, Хеймо Эрбз, Roger Sessions, Роберто Герхарда, Serge Nigg, Аллан Петтерссон и Ричард Родни Беннетт для мировой премьеры. В 1949 году он исполнил Концерт для альта Бартока с Симфоническим оркестром Миннеаполиса и альтистом Уильямом Примроузом, который завершил Тибор Серли .
Он аранжировал балет « Выпускной бал» Иоганна Штрауса (1940) в хореографии Дэвида Личина, а с 1950-х годов все активнее работал как композитор (оркестровые произведения, хоровая и камерная музыка) на основе Бартока и Кодая. Частично его вдохновил гобоист Хайнц Холлигер . Его работы были среди других. Опубликовано по Müller & Шаде, Editio Musica Budapest, Edizioni Suvini Zerboni и Boosey & Hawkes .
Его второй брак был с австрийской пианисткой Ильзе фон Альпенхайм (* 1927). В 1947 году получил американское гражданство . В 1979 году была опубликована его автобиография « Записки семи десятилетий» . Его последняя резиденция была в Швейцарии.