Вечный ученик. опус в брукнеровском стиле (часть 2)

Антон брукнер (1824–1896)

Reception in the Twentieth Century

The Nazis appropriated the music of Bruckner more than likely for propaganda purposes. This may have been because Hitler shared Bruckner’s hometown of Linz. Both Hitler and Bruckner idolized Wagner, and Hitler identified with Bruckner as another artist rejected by the establishment in Vienna, which included Jews. Thus, in keeping with the politics of propaganda, Bruckner’s humble origins and Wagnerism were emphasized while his religiousness was downplayed. When Herbert von Karajan wanted to play Bruckner’s Fifth Symphony in Aachen together with motets, the party disapproved.

Despite the use of Bruckner’s music in Nazi propaganda, Bruckner’s music was never blacklisted in Israel the way Wagner’s was.

Детство и юность

Кумир миллионов родился в 1824 году на территории Ансфельдена. Антон родился в семье простого учителя. Семья жила в очень скромных условиях, но это не помешало счастливому детству Брукнера.

Глава семейства значительное внимание уделял образованию сына. Когда он увидел, что Антон интересуется музыкой, то поспособствовал тому, чтобы сын изучил азы нотной грамоты. В 6 лет он был зачислен в школу

Будучи школьником, Антон помогал своему отцу в его педагогической деятельности. Он помогал отстающим ученикам, укрепить свои знания

В 6 лет он был зачислен в школу. Будучи школьником, Антон помогал своему отцу в его педагогической деятельности. Он помогал отстающим ученикам, укрепить свои знания.

Вскоре парня перевели в школу в Хёршинге. Там он учился под присмотром Иоганна Баптиста Вайса. Оказалось, что его покровитель тоже увлекался музыкой. В частности, ему нравилось звучание органа. Вайс поспособствовал развитию музыкальных способностей у своего подопечного.

В 10 лет он написал свои первые композиции. Значительного внимания заслуживает композиция Vier Präludien in Es-Dur für Orgel, которая была написана специально для исполнения на органе. Тогда же Антон получил из дома печальное известие. Скончался его отец. После смерти главы семейства он поступил в капеллу певчих в один из местных монастырей. Благодаря музыке он легче пережил потерю отца.

Антон обучился игре сразу на нескольких музыкальных инструментах. В частности, он прекрасно играл на скрипке, органе и фортепиано. Спустя некоторое время Брукнер занял должность учителя в одной из маленьких сельских школ. Антон был из простых людей, поэтому не стеснялся посещать праздничные мероприятия сельских жителей. Он с удовольствием музицировал, даже учил играть детей на музыкальных инструментах.

Он постигал азы составления композиции. С 1845 года он играл на органе в монастыре. Вскоре он покинул должность и переехал в Линц. На новом месте он продолжил старую работу. И занял место музыканта в монастыре.

В этот период времени он овладел значительным количеством знаний для составления гармоничных композиций. Он начал много путешествовать. Вскоре он поехал в Вену, где познакомился с талантливыми композиторами — Вагнером, Берлиозом и Листом.


Антон Брукнер: Биография композитора

Восьмая № 2

Для Брукнера функция финала тоже очень важна: в письме, где он сообщает Леви об окончании первой редакции Восьмой, он назвал ее финал «самой значительной» частью, созданной им когда-либо. Финал для него — не эффектный росчерк, замыкающий симфоническую конструкцию, а попытка приведения ее к некой всеобъемлющей, калейдоскопической тотальности: не зря он содержит темы и состояния трех предыдущих частей.

Однако само по себе это — например, в сравнении с Девятой Бетховена — не так уж и ново. Брукнеровская перемена местами срединных частей в первую очередь отразилась на функции адажио — медленной части, в новой редакции оказавшейся третьей. Получасовая музыка неимоверной глубины и мощи, как кажется, полностью останавливающая инерцию симфонии, она не могла бы прозвучать сразу после первой, поскольку сама по себе является пунктом назначения, результатом пути, а не «передышкой» между двумя более активными частями.

Другим отличием позднейшей версии Восьмой является окончание первой части. Как правило, в брукнеровских симфониях они оканчивались концептуально одинаково — апофеозно, входя в эйфорический зенит. Переделав симфонию, Брукнер радикально переменил ее драматургию — теперь первая часть оканчивалась разделом, который он позже снабдит знаменитым пояснением: эту иссякающую, мертвеющую тихую музыку он назовет «часами смерти», тикающими напротив одра умирающего человека.

Новый вариант Восьмой был готов к концу 1889 г. и представлен Леви, однако тот по-прежнему ощущал свою беспомощность. Симфония оказалась передана дирижеру Феликсу Вейнгартнеру (тому самому, что назвал «оргией разрушения» финал последней симфонии Брамса) — знаменитому маэстро вагнеровского музыкального «лагеря», который взялся за нее с удовольствием и предполагал, что исполнит ее в Мангейме.

Вероятно, боясь вновь услышать, что симфония представляется «закрытой книгой», Брукнер написал для Вейнгартнера целую программу — довольно бессвязную и нелепую, на деле нисколько не приближающую к ней слушателя, возможно даже — наоборот. Как уже говорилось, Вейнгартнер был «вагнеровским» дирижером, а значит, понимал и любил музыку вагнеровского предтечи — Ференца Листа, знаменитого своим программным симфонизмом.

Biography[]

Anton Bruckner was born in Ansfelden on September 4, 1824. His father, a schoolmaster and organist, was his first music teacher. Bruckner worked for a few years as a teacher’s assistant, fiddling at village dances at night to supplement his income. He studied at the Augustinian monastery in St. Florian, becoming an organist there in 1851. He continued his studies to the age of 40, under Simon Sechter and Otto Kitzler, the latter introducing him to the music of Richard Wagner, which Bruckner studied extensively from 1863 onwards. Bruckner’s genius, unlike that of a child prodigy (Wolfgang Amadeus Mozart, for example), did not appear until well into the fourth decade of his life. Furthermore, broad fame and acceptance did not come until he was over 60. A devout Catholic who loved to drink beer, Bruckner was out of step with his contemporaries. He had already in 1861 made acquaintance with Liszt who, like Bruckner, was religious and who first and foremost was a harmonic innovator, initiating the new German school together with Wagner. Soon after Bruckner had ended his studies under Sechter and Kitzler, he wrote his first mature work, the Mass in D Minor.

File:Bruckner circa 1860.jpg

Bruckner, circa 1860

In 1868 he accepted a post as a teacher of music theory at the Vienna Conservatory, during which time he concentrated most of his energies on writing symphonies. These symphonies, however, were poorly received, at times considered «wild» and «nonsensical». He later accepted a post at the Vienna University in 1875, where he tried to make music theory a part of the curriculum. Overall, he was unhappy in Vienna, which was musically dominated by the critic Eduard Hanslick. At that time there was a feud between those who liked Wagner’s music and those who liked Brahms’s music. By aligning himself with Wagner, Bruckner made an unintentional enemy out of Hanslick. He did have supporters; famous conductors such as Arthur Nikisch and Franz Schalk constantly tried to bring his music to the public, and for this purpose proposed ‘improvements’ for making Bruckner’s music more acceptable to the public. While Bruckner allowed these changes, he also made sure in his will to bequeath his original scores to the Vienna National Library, confident of their musical validity. Another proof of Bruckner’s confidence in his artistic ability is that he often started work on a new symphony just a few days after finishing another.

In addition to his symphonies, Bruckner wrote masses, motets and other sacred choral works, and a few chamber works, including a string quintet. Unlike his romantic symphonies, Bruckner’s choral works are often conservative and contrapuntal in style.

Bruckner was a very simple man, and numerous anecdotes abound as to his dogged pursuit of his chosen craft and his humble acceptance of the fame that eventually came his way. Once, after a rehearsal of his Fourth Symphony, the well-meaning Bruckner tipped the conductor Hans Richter: «When the symphony was over,» Richter related, «Bruckner came to me, his face beaming with enthusiasm and joy. I felt him press a coin into my hand. ‘Take this’ he said, ‘and drink a glass of beer to my health.'» Richter, of course, accepted the coin, a Maria Theresa thaler, and wore it on his watch-chain ever after.

Bruckner was a renowned organist in his time, impressing audiences in France in 1869, and England in 1871, giving six recitals on a new Henry Willis organ at Royal Albert Hall in London and five more at the Crystal Palace. Though he wrote no major works for the organ, his improvisation sessions sometimes yielded ideas for the Symphonies. He taught organ performance at the Conservatory; among his students were Hans Rott and Franz Schmidt. Gustav Mahler, who called Bruckner his «forerunner», attended the conservatory at this time (Walter n.d.).

Bruckner died in Vienna in 1896. He never married, though he proposed to a number of astonished teenage girls. He had a morbid interest in dead bodies, at one point cradling the head of Beethoven in his hands when Beethoven was exhumed. He left extensive instructions that he was to be embalmed.

Anton Bruckner Private University for Music, Drama, and Dance, an institution of higher education in Linz, close to his native Ansfelden, was named after him in 1932 («Bruckner Conservatory Linz» until 2004). The Bruckner Orchester Linz was also named in his honor.

Примечания

  1. ↑ Rudolf Kloiber: Handbuch der klassischen und romantischen Symphonie. Breitkopf & Härtel, Wiesbaden 1964. ISBN 3-7651-0017-X. Pages 241—285
  2. ↑ Karl Grebe: Anton Bruckner. Rowohlt Taschenbuchverlag GmbH. Hamburg, 1972
  3. Hans-Hubert Schönzeler, Bruckner. New York: Grossman Publishers (1970).
  4. . 52composers.com. Дата обращения: 27 июля 2018.
  5. Derek Watson, Bruckner. New York: Schuster & Macmillan (1997): 3
  6. Karl Grebe: Anton Bruckner. Rowohlt Berlin 1972. Page 27.
  7. p. 94, Hawkshaw (2007) Paul. 90 «Anton Bruckner’s Counterpoint Studies at the Monastery of Saint Florian, 1845-55» 1 Musical Quarterly
  8. Брукнер, Антон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  9. Schōnzeler (1970): 70.

Как устроена симфония

Стандарт симфонической формы, сложившийся к бетховенским временам — рубежу XVIII и XIX вв., подразумевает четыре части, где первая — аллегро, вторая — адажио, третья — скерцо (Allegro — «скоро», adagio — «медленно», scherzo — первоначально «шутка»: имеется в виду танцевальная часть игривого характера (ит.)), а затем следует динамичный, активный финал.

Брукнер родился в австрийской провинции, когда Бетховен, уже абсолютно глухой, в пятьдесят выглядевший стариком, был еще жив. В своих сочинениях Брукнер держался архитектурного стандарта симфонии неукоснительно: так, в первой редакции Восьмой характер частей и порядок их следования соответствуют норме. В виде, к которому симфония пришла к 1890 г., срединные части поменялись местами: теперь вторая часть оказалась подвижной, в увесистом, страшновато-танцевальном характере, а медленная — адажио — была помещена перед финалом.

Такая логика следования частей не нова: прецеденты бывали и прежде, самый знаменитый из них относится как раз к году рождения Брукнера — 1824-му, когда Бетховеном была создана его последняя, противоречивая и прославленная Девятая симфония.

Почему порядок следования срединных частей так важен? Прежде всего, он принципиально меняет функцию финала: в классической схеме медленная часть, оказываясь второй и располагаясь между двумя быстрыми, создает симметричную, драматургически ненапряженную конструкцию, которую финал венчает без всяких усилий.

Если же медленная часть меняется местами со скерцо, то драматургия симфонии «опрокидывается» в сторону финала: за двумя быстрыми частями следует медленная, воспринимающаяся как «низкий старт», после которого должно явиться и прозвучать нечто особое, очень значительное, объединяюще-резюмирующее. Именно так обстоит дело в Девятой Бетховена с ее внезапно хоровым (после трех инструментальных частей) финалом, из-за которого сценарий симфонии совершает вираж, поворачивая к странноватой экстатической светской мессе.

Демиург из глубинки

4 сентября 1884 г. Антон Брукнер отметил день рождения в доме своей сестры Розалии, жены городского садовника, в местечке Фёклабрук в Верхней Австрии: ему исполнилось 60 лет.

Незадолго до этого он начал работать над очередной симфонией, сейчас известной как Восьмая, в действительности — Десятой, если считать еще две, исключенные Брукнером из «официального» зачета: одну «ученическую» и еще одну, на партитуре которой самокритичный автор собственноручно поставил № 0.

Работа над симфонией № 8 заняла у Брукнера почти шесть лет, а услышать ее премьерное исполнение ему удалось еще позже — за четыре года до смерти.

Есть удивительное несоответствие между скромным образом Антона Брукнера и грандиозностью его композиторских работ. Наиболее прославленные его сочинения созданы в последние 20 лет жизни — между 1875 и 1896 гг.: это симфонические полотна колоссального масштаба, каждое длиной больше часа.

Знаменитый дирижер Бруно Вальтер в эссе, сопоставляющем двух величайших симфонистов зрелого романтизма — Антона Брукнера и Густава Малера, пишет о «приземистой, тучной, уютной фигуре Брукнера, его мягкой и покладистой манере поведения», добавляя, что

Действительно, грузный старик с необычным взглядом дружелюбных, но отрешенных, как бы невидящих глаз, Брукнер мог бы быть сельским учителем или церковным сторожем; говорили, что он был неуклюж, стеснителен, непробиваемо провинциален.

В то же время каждая из его симфоний — не просто рассказ о судьбе лирического героя или его поколения, не отражение «духа времени» и не размышление над современностью. Каждая представляет собой ни больше ни меньше как историю мироздания от «тьмы над бездною» до завершающего катаклизма. Брукнера сложно слушать, потому что тема, волнующая его, с трудом умещается в восприятии; его сложно играть, потому что музыканты «хмелеют от утомления и перевозбуждения» (Энтони Лидгейт, журнал New Yorker. Finding the Awesome in Bruckner’s Eighth. 24 октября 2014 г.); его еще сложнее любить.

Восьмая симфония оказалась последней из завершенных автором: финал Девятой Брукнер так и не смог дописать, потратив на него больше 20 месяцев лихорадочного, отчаянного труда. В результате Девятая после его смерти то исполнялась незавершенной — трехчастной, как колоссальная обезглавленная статуя, то подвергалась различным реконструкциям, существуя во множестве одинаково возможных вариантов.

С Восьмой, хоть она и была завершена, все также обстоит непросто: по словам Геннадия Рождественского, говоря о ней, мы имеем дело не с одним сочинением, а с

Так произошло потому, что Восьмая существует как минимум в двух авторских редакциях, отстоящих друг от друга во времени и различающихся и по тексту, и по строению цикла

Программность у Брукнера

Действительно, та программа, что изложена в письме Вейнгартнеру от 1891 г., представляется искусственно выдуманной и «надетой» на готовую музыку. Мы можем сказать так и потому, что Брукнер подплетает к ней темы, актуальные для политической повестки момента, когда Восьмая была уже завершена, а также потому, что знаем, что первоначально симфония кардинально отличалась по тексту — например, первая часть оканчивалась апофеозом, а не гибелью.

Согласно программе 1891 г.,

вторая часть — скерцо — изображает портрет Немецкого Михеля, фольклорного персонажа XVI в., который, как русский Иван, являл собой стереотипного собирательного немца — карикатурно-милого персонажа в колпаке, простодушного и ограниченного. Крайние разделы скерцо якобы представляли собой его нехитрую песенку, срединный — задремавшего и позабывшего ее Михеля, в финале симфонии он появлялся вновь, «возвращаясь из своего путешествия» (Benjamin Korstvedt. Bruckner: Symphony No. 8 (Cambridge University Press, 2000).

Программа финала подразумевала звуковое описание встречи двух величеств, немецкого кайзера и русского царя, в Ольмюце (то же, что Оломоуц) — со скачкой казаков, фанфарами и военным оркестром, а также неизвестно откуда взявшимся траурным маршем.

Примечательно, что в этой программе Брукнер полностью опускает адажио — третью часть, даже не пытаясь объяснить ее содержание; венским знакомым он говорил, что тема якобы пришла ему в голову, когда он «заглянул глубоко в глаза одной девушке в Штайре» — фраза, выглядящая не менее притянутой за уши, чем история о смертном приговоре, кайзере и казаках.

Концерт в Мангейме так и не состоялся, несмотря на появившуюся программу и большое количество уступок в отношении темпов, на которые пошел Брукнер, — незадолго до назначенной даты Вейнгартнер был вынужден уехать в Берлин. Следующая премьера, которая должна была состояться на фестивале в Вене, была также отменена из-за опасений вспышки холеры.

Credits

New World Encyclopedia writers and editors rewrote and completed the Wikipedia article
in accordance with New World Encyclopedia standards. This article abides by terms of the Creative Commons CC-by-sa 3.0 License (CC-by-sa), which may be used and disseminated with proper attribution. Credit is due under the terms of this license that can reference both the New World Encyclopedia contributors and the selfless volunteer contributors of the Wikimedia Foundation. To cite this article click here for a list of acceptable citing formats.The history of earlier contributions by wikipedians is accessible to researchers here:

Anton Bruckner  history

The history of this article since it was imported to New World Encyclopedia:

History of «Anton Bruckner»

Note: Some restrictions may apply to use of individual images which are separately licensed.

Антон Брукнер: Наследие

Композитор оставил после себя богатое творческое наследие, которое состоит из 11 симфоний, нескольких месс. А также струнных квинтетов, пьес для хора и органа. Поклонники с особым восхищением отзываются о Симфониях № 4 и № 7.

Период барокко и его наследие очень повлияло на творчество маэстро. В произведениях композитора можно услышать антифоны. Одним из недостатков композиций маэстро была их однообразность. Именно это не позволяло публике по достоинству оценить работы Брукнера.


Антон Брукнер: Биография композитора

После смерти композитора о нём даже были выпущены юмористические сборники. Маэстро был добрым и наивным человеком, с некоторыми психическими особенностями, которые стремительно развились на основе негативных комментариев о его музыкальных творениях.

Биография

Брукнер родился в деревушке Ансфельден близ Линца. Его дед в 1776 году получил место учителя, унаследованное в 1823 году отцом будущего композитора, Антоном Брукнером-старшим (1791—1837). Это была плохо оплачиваемая, но уважаемая должность в сельской местности. Брукнер-старший женился на Терезии Хельм (нем.), в браке с которой у них родилось одиннадцать детей. Антон Брукнер был старшим ребёнком в семье.

Отец стал для Антона первым учителем музыки. В 1833 году, когда Брукнер прошёл обряд конфирмации, отец решил отправить его в Хёршингскую школу, директор которой, Иоганн Баптист Вайс, был музыкальным энтузиастом и уважаемым органистом. Там Брукнер закончил школьное образование, стал органистом-виртуозом и написал своё первое сочинение — «Четыре прелюдии ми-бемоль мажор для органа».

После смерти Брукнера-старшего, в 1837 году, место и дом учителя отошли преемнику, и Антона отправили в монастырь Святого Флориана, где он стал певчим, а также занимался на органе и на скрипке. Несмотря на музыкальные способности Брукнера, его мать хотела, чтобы он унаследовал профессию предков, и послала его на учительский семинар в Линце. С отличием окончив его, Брукнер некоторое время работал помощником учителя Франца Фукса в городке Виндхаг-бай-Фрайштадт. Там он жил в ужасных условиях, получал скудное жалованье и постоянно терпел унижения от своего начальника, однако никогда не жаловался и не протестовал. Прелат Михаэль Арнет монастыря Святого Флориана, узнав о положении Брукнера, послал его на два года в Кронсторф на такую же должность. По сравнению с немногими виндхагскими работами, в сочинениях кронсторфского периода (1843—1845) впервые стали проявляться отличительные черты индивидуального «брукнеровского» стиля.

В 1845 году Брукнер вернулся в Санкт-Флориан. В мае он прошёл экзаменовку, позволяющую занять место помощника учителя в одной из сельских школ. Брукнер продолжил образование, чтобы преподавать в более высоких учебных заведениях. В 1848 году назначен органистом Санкт-Флориана, в 1851 году эта должность стала для него постоянной. Его репертуар в основном состоял из сочинений И. М. Гайдна, И. Г. Альбрехтсбергера и Ф. Й. Аумана.

В 1849 году Брукнер написал своё первое крупное сочинение — «Реквием», посвящённый памяти монастырского нотариуса Франца Зайлера, поддерживавшего его занятия музыкой и завещавшего ему своё фортепиано.

В 1854 году Брукнер впервые отправился в Вену, где прошёл прослушивание у придворного органиста Игнаца Асмайера. Только в 1855 году композитор приступил к получению музыкального образования на высокопрофессиональном уровне, начав занятия контрапунктом у виднейшего австрийского музыкального педагога Симона Зехтера. В том же 1855 году Брукнер, безоговорочно выиграв конкурс, занял пост городского органиста в Линце, а в 1860 году возглавил также мужской хор «Liedertafel Frohsinn», в связи с чем в его творчестве наряду с органными произведениями начинают занимать значительное место хоровые. Первым зрелым сочинением Брукнера считается Месса № 1 ре минор (1864), написанная им в 40-летнем возрасте.

Занятия у Зехтера завершились для Брукнера в 1861 году выпускным экзаменом, после которого, по преданию, один из экзаменаторов (Иоганн фон Гербек) воскликнул: «Это он должен был бы экзаменовать нас!»

Однако затем Брукнер вновь обратился к учёбе, посещая семинар линцского дирижёра Отто Кицлера, в ходе которого с пристальным вниманием изучал музыкальные принципы Рихарда Вагнера. В 1865 году состоялось личное знакомство Брукнера с Вагнером

Музыка и личность Вагнера оказали на Брукнера большое влияние.

Венский период

В 1868 году, после смерти Зехтера, Брукнер был приглашен занять освободившуюся должность, в качестве преподавателя теории музыки в Венской консерватории. За время преподавания он сосредоточил большую часть своей энергии на написании симфоний. Эти симфонии были плохо восприняты общественностью, иногда считались «дикими» и «бессмысленными». Среди его учеников в консерватории были такие известные люди как Ганс Ротт и Франц Шмидт.

Мастерство Брукнера-органиста (прежде всего его импровизации) было высоко оценено за пределами Австрии. В 1869 году он играл во Франции, а в 1871 году — в Англии: шесть концертов на новом органе в Альберт-холле и пять в Хрустальном дворце.

В 1875 году Брукнер стал доцентом Венского университета, три года спустя — органистом Придворной капеллы. В 1886 году он был удостоен ордена Франца Иосифа.

Композитор умер в 1896 году в Вене, где спустя три года ему был поставлен памятник. Саркофаг с прахом Брукнера покоится в крипте под органом монастыря Святого Флориана.

Премьера Восьмой

В результате исполнение Восьмой симфонии состоялось только в конце 1892 г. — то есть через восемь с лишком лет после того, как были сделаны ее первые наброски. Дирижировал Ганс Рихтер — еще один маэстро из вагнеровского «лагеря», играл Венский филармонический оркестр, в зале были Иоганнес Брамс, Гуго Вольф (австрийский композитор, выступавший «на стороне» Брукнера) и Иоганн Штраус, а также сын Вагнера Зигфрид, кронпринцесса Стефания и эрцгерцогиня Мария Тереза; присутствовал также англо-немецкий писатель Хьюстон Стюарт Чемберлен — один из основоположников расизма, фанатичный вагнерианец, позже женившийся на одной из дочерей своего кумира. Император, которому была посвящена симфония, находился на охоте.

Это исполнение тоже не обошлось без программы: сопровождавший симфонию текст авторства Йозефа Шалька, чрезвычайно высокопарный, написанный в духе мифологических фантазий Вагнера, читается сейчас с трудом. К примеру, адажио сопровождалось следующим комментарием:

Интересные факты

1. …кто смеется последним

Крестьянская натура Брукнера никак не принимала столичной моды. Будучи профессором консерватории, он продолжал носить по-крестьянски просторные черные костюмы с чрезвычайно короткими брюками (он объяснял это удобством игры на ножной клавиатуре органа), а из кармана его пиджака вечно торчал большой голубой платок. На голове же профессор музыки по-прежнему носил деревенскую шляпу с отвислыми полями.
Над Брукнером подтрунивали коллеги, посмеивались студенты… Один его приятель как-то сказал:
— Дорогой маэстро, позвольте мне со всей откровенностью сказать вам, что костюм ваш просто смешон…
— Ну, так смейтесь, — добродушно отвечал Брукнер. — Но позвольте и мне не менее откровенно напомнить вам, что я прибыл сюда вовсе не для демонстрации последней моды…

2. не стоит спешить

Некто Целльнер, секретарь Общества друзей музыки, чрезвычайно невзлюбил Брукнера, в котором он видел своего опаснейшего конкурента.
Пытаясь всячески досадить новому профессору, Целльнер не ограничивался тем, что повсюду отзывался о нем уничижительно.
— Этот Брукнер как органист — полное ничтожество! — утверждал он.
Но этого было мало: во время занятий Брукнера со студентами Целльнер демонстративно тушил в аудитории свет или включал сирену в соседнем помещении. А однажды «дружески» посоветовал композитору:
— Было бы лучше, если бы вы выбросили на свалку все свои симфонии и зарабатывали на жизнь игрой на шарманке…
На это Брукнер ответил:
— Я бы с удовольствием последовал вашему совету, многоуважаемый господин Целльнер, но все же хочу довериться не вам, а истории, которая, уверен, распорядится более беспристрастно. Подозреваю, что действительно кто-то из нас двоих непременно окажется на свалке музыкальной истории, но стоит ли так спешить? Кто там найдет свое место, решать не вам и не мне. Пусть в этом разбираются потомки…

3. у нас в деревне…

До конца жизни Брукнер оставался человеком по-деревенски простодушным. Посетив как-то концерт, в котором прозвучала его Четвертая симфония, композитор подошел к знаменитому дирижеру Гансу Рихтеру и, желая от души поблагодарить его, достал из кармана талер и, сунув его в руки оторопевшего дирижера, сказал:
— Выпейте-ка за мое здоровье кружечку пивка, премного вам благодарен!..
В его родной деревне именно так благодарили мастера за добрую работу.
На следующий день профессор Рихтер отнес брукнеровский талер к ювелиру, тот припаял к нему серебряное ушко, и знаменитый дирижер постоянно носил его при себе на часовой цепочке. Талер стал для него драгоценным напоминанием о встрече с автором симфонии, которой, как он твердо верил, предстояло жить в веках…

4. три симфонии — маловато…

Из деревенского мальчика-певца Брукнер стал профессором Венской консерватории, удостоился звания почетного доктора. В личной жизни успехи замкнутого, нелюдимого музыканта были гораздо скромнее. Когда уже в пятидесятилетнем возрасте его спросили, почему он не женат, композитор ответил:
— Где же взять время? Ведь сначала я должен сочинить свою Четвертую симфонию!

Творчество

Антон Брукнер (1889)

Основную часть творчества композитора составляет симфоническая и духовная музыка. Первое значительное произведение было написано Брукнером, когда ему было около сорока. Известность пришла поздно, когда композитору было около шестидесяти лет. Существует мнение, что Брукнер был слабым оркестровщиком, что давало повод переоркестровывать его произведения. Однако в настоящее время подавляющее число дирижёров предпочитает исполнять сочинения Брукнера, ориентируясь исключительно на оригинальный текст партитур (например, Георг Тинтнер, Элиаху Инбал, Филипп Херревеге).

Хоровые произведения

Брукнер был очень религиозным человеком и сочинил множество духовных произведений. Он написал музыку на тексты гимнов «Te Deum» и «Магнификат», пяти псалмов (включая Псалом 150 в 1890-х годах), создал праздничную кантату (WAB 16), около сорока мотетов и по крайней мере семь месс. Три ранние мессы (Windhaager Messe, Kronstorfer Messe и Messe für den Gründonnerstag), созданные между 1842 и 1844 годами, были небольшими австрийскими мессами, в которых опущены некоторые традиционные части, предназначенными для использования в богослужении в местных церквях. Его Реквием ре минор 1849 года — самая ранняя работа, которую сам Брукнер считал достойной сохранения в истории.

Стоит отметить, что чаще исполняются три мессы, которые Брукнер написал в 1860-х годах и пересмотрел позже в своей жизни. Мессы № 1 ре минор и № 3 фа минор предназначены для солистов, смешанного хора, органа и оркестра, а № 2 ми минор для смешанного хора и небольших групп духовых инструментов. Эту мессу Брукнер задумывал как отчасти соответствующую цецилианским представлениям о духовной музыке.

Светские вокальные произведения

В молодости Брукнер пел в мужских хорах и писал для них музыку. Светская хоровая музыка Брукнера была в основном написана для хоровых обществ, все тексты на немецком языке. Некоторые из этих произведений были написаны специально для частных заказчиков и отдельных мероприятий, таких как свадьбы, похороны, дни рождения или именины, многие из таких произведений посвящены друзьям и знакомым композитора. Музыка такого формата редко исполняется. Биограф Дерек Уотсон характеризует пьесы для мужского хора как «мало интересующие не немецкого слушателя». Из примерно 30 таких пьес наиболее необычной и запоминающейся композицией является песня Abendzauber (1878) для мужского хора, солиста, йодлеров и четырёх валторн.

Брукнер также написал 20 песен, из которых лишь несколько были опубликованы. Песни, написанные Брукнером в 1861—1862 годах, не были включены в классификацию WAB, но в 2013 году Австрийская национальная библиотека смогла приобрести ученическую рукопись Брукнера, датированную 1861—1863 годами.

Брукнер сочинил также пять именинных кантат и две патриотические кантаты на тексты Августа Зильберштейна, Germanenzug и Helgoland. Первой опубликованной работой Брукнера была Germanenzug (WAB 70), написанная в 1863—1864 годах. Helgoland (WAB 71), для мужского хора и большого оркестра, была написана в 1893 году и была последней законченной композицией Брукнера и единственной светской вокальной работой, которую он считал достаточно достойной, чтобы завещать её Австрийской национальной библиотеке.

Другие работы

Во время обучения у Отто Кицлера Брукнер сочинил три короткие оркестровые пьесы и марш ре минор в качестве упражнений в оркестровке. В то же время он написал увертюру соль минор. Эти работы, которые иногда включаются в записи симфоний, уже демонстрируют намёки на новый стиль Брукнера.

Credits

New World Encyclopedia writers and editors rewrote and completed the Wikipedia article
in accordance with New World Encyclopedia standards. This article abides by terms of the Creative Commons CC-by-sa 3.0 License (CC-by-sa), which may be used and disseminated with proper attribution. Credit is due under the terms of this license that can reference both the New World Encyclopedia contributors and the selfless volunteer contributors of the Wikimedia Foundation. To cite this article click here for a list of acceptable citing formats.The history of earlier contributions by wikipedians is accessible to researchers here:

Anton Bruckner  history

The history of this article since it was imported to New World Encyclopedia:

History of «Anton Bruckner»

Note: Some restrictions may apply to use of individual images which are separately licensed.

Подробности личной жизни композитора Антон Брукнер

Нельзя однозначно сказать о том, что личная жизнь маэстро сложилась счастливо. Сколько бы не было лет знаменитому маэстро, он предпочитал девушек намного моложе себя. Его никогда не привлекали ровесницы.

Он даже несколько раз делал попытки жениться на девушках-подростках, но юные красавицы не отвечали ему взаимностью. Нередко среди потенциальных невест были дочери его друзей. Брукнер даже влюблялся в обычную несовершеннолетнюю крестьянку, но и она не смогла ответить ему взаимностью. Он «коротал» свои дни в одиночестве. У него не было жены. Он не оставил после себя наследников.

Маэстро увлекался юными девушками не просто так. Дело в том, что это желание было спровоцировано страхом перед грехом. Композитор был уверен в том, что выбрав в супруги подростка, он может быть уверен в невинности девушки. Он не поменял своих убеждений до смерти

Даже когда ему исполнилось 70 лет, он всё равно уделял внимание юным особам

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: