Примечания
- Allison, John . The Daily Telegraph (12 декабря 2014). Дата обращения: 30 апреля 2018.
- ↑ . The New York Times. Дата обращения: 30 сентября 2017.
- . Дата обращения: 29 февраля 2016.
- . Дата обращения: 29 февраля 2016.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 февраля 2016.
- Позже Пярт изъял «Модус», включив его музыку в (более крупное) сочинение «Саре было 90 лет».
- Латинское слово используется (Пяртом и его исследователями-музыковедами) именно в такой (неверной) орфографической форме; по правилами латыни мн.ч. от tintinnabulum — не tintinnabuli, а tintinnabula.
- Цит. по: Нестьева М. Берлинские каникулы // Советская музыка. — 1990. — № 12. — С. 121.
- Sajandi sada Eesti suurkuju / Koostanud Tiit Kändler. — Tallinn: Eesti Entsüklopeediakirjastus, 2002. — 216 lk. ISBN 998570102X.
- . Дата обращения: 4 мая 2021.
- . arvopartproject.com (17 сентября 2013). Дата обращения: 4 января 2018.
- . Дата обращения: 6 февраля 2017.
- . Дата обращения: 6 февраля 2017.
- . Дата обращения: 6 февраля 2017.
- Солодовников Николай. . Ещёнепознер (28 февраля 2019). Дата обращения: 5 февраля 2020.
- Верую (Символ веры, лат. яз.).
- Тебе Бога хвалим (лат. яз.).
- Псалом 41 (исп. язык).
- В начале (лат.).
- Агафон — пустынник египетский, живший во второй половине IV века.
- Постановил ему Господь (лат.). Интроит мессы в память о великомученике.
- На тексты православной Триоди, в англ. переводе.
- Литлмор — пригород англ. Оксфорда.
- Лк 3:23-38 (родословная Иисуса).
- Ныне отпущаеши (лат.), песнь Симеона.
- Господи, даруй мир (лат.), на текст старинного григорианского антифона.
- Вечный двигатель (лат.).
- Братья (лат.).
- Древо (лат.).
- Поспешай не торопясь (лат. поговорка).
- За и против (лат.).
- Букв. «плачьте». Название обыгрывает итал. lamento и бренд заказчика сочинения, лондонской картинной галереи Tate Modern (галерея названа в честь сахарного короля и филантропа Генри Тейта).
- Предположительно — Нью-Йорку.
- На основе фортепианной сонаты F-dur Моцарта, KV 280.
- Год за годом (лат.).
- На равном расстоянии (лат.)
Биография
Родился в городе Пайде 11 сентября 1935 года. Окончил Таллинское музыкальное училище. В 1963 году окончил Таллинскую консерваторию по классу композиции у Х. Эллера. В 1950-х годах Пярт завершил свою первую вокальную композицию, кантату Meie aed («Наш сад») для детского хора и оркестра. С 1957 по 1967 год работал звукорежиссером Эстонского национального радиовещания. С 1962 писал саундтреки для кинофильмов и мультфильмов.
«Некролог» для оркестра (1960), сочинённый в серийной технике, вызвал общественный скандал[источник не указан 1188 дней]. Однако девять месяцев спустя Пярт получил первую премию в конкурсе из 1200 произведений, устроенном Всесоюзным обществом композиторов.
Начиная с 1964 года Пярт написал ряд произведений с использованием техники — Коллаж на тему B-A-C-H (1964), Pro et contra (1966), Симфония № 2 (1966), Credo (1968). В них композитор соединяет две противоречивые идеи: современные авангардные техники и цитаты из Баха. Премьера написанного на литургический текст Credo вызвала большой скандал в политбюро Эстонии[источник не указан 1188 дней]. Некоторые работники Эстонской филармонии, допустившие исполнение этого произведения без одобрения Союза Композиторов, были уволены. В 1970-х гг. принял православное крещение (крещён под именем Арефа).
После «Credo» Пярт приостановил композиторскую работу. В поисках собственного стиля изучал старинную (преимущественно католическую) музыку — cantus planus, технику средневековой изоритмии и ренессансного фобурдона, франко-фламандскую полифонию, что нашло отражение в ряде сочинений. В 1976 году вернулся к активной творческой деятельности.
Благодаря еврейскому происхождению жены в 1980 году Пярт с семьёй эмигрировал из СССР по израильской визе. Жил сначала в Вене, где подписал договор с крупным нотным издательством «Universal Edition», в 1981 переехал в Берлин. С 2010 постоянно живёт в Эстонии.
В 2018 году в деревне Лауласмаа, где живёт композитор, открылся Центр Арво Пярта.
Признание
Арво Пярт в 2011 году
Пярт удостоен нескольких наград и почётных званий:
- Доктор honoris causa Музыкальной академии Таллина (1990) и университета Тарту (1998).
- Почётный член Королевской шведской музыкальной академии (1991).
- Почётный член Американской академии искусств и литературы (1996).
- Вошёл в составленный по результатам письменного и онлайн-голосования список 100 великих деятелей Эстонии XX века (1999).
- Лауреат датской музыкальной премии Леони Соннинг (Копенгаген, ).
- Почётный доктор музыки Сент-Эндрюсского университета (2010) и Оксфорда (2016).
- Международная премия «Балтийская звезда» (2007)
- Консультант Папского совета по культуре (2011).
- Академик АН Эстонии (2011).
В октябре 2011 года Арво Пярт был награждён французским орденом Почётного легиона.
В сентябре 2013 года Арво Пярт стал членом Ордена святого апостола Андрея после того, как Патриархом Константинопольским Варфоломеем ему был присвоен титул архонта.
Серия документальных фильмов о творчестве Арво Пярта «Arvo Part — And Then Came the Evening and the Morning» (1990), «Arvo Pärt: 24 Preludes for a Fugue» (2002), «Proovime Pärti» (2012), «Mängime Pärti» (2013) и «Arvo Pärt — Isegi kui ma kõik kaotan» (2015) была снята его шурином — режиссёром-документалистом, сценаристом и оператором Дорианом Супиным (род. 1948).
Музыка Пярта использовалась в российском кино, в том числе в фильмах «Покаяние» и «Изгнание», в документальных фильмах «Русский заповедник» и «Гении и злодеи». Композиция «Spiegel im Spiegel» используется в начальной заставке с диваном четвёртого эпизода двадцать пятого сезона мультсериала «Симпсоны».
Эстонский дирижёр Тыну Кальюсте получил в 2014 году премию Грэмми за исполнение «Адамова плача» Пярта в категории «лучшее хоровое исполнение».
Arvo Pärt
Дата рождения
11.09.1935
Профессия
композитор
Страна
СССР, Эстония
Арво Пярт – один из самых глубоко мыслящих и духовных авторов нашего времени, художник большой внутренней убежденности и суровой простоты. Он стоит в одном ряду с такими выдающимися композиторами современности, как А.Шнитке, С.Губайдулина, Г.Канчели, Э.Денисов. Впервые известность он получил в 50-е годы, сочиняя в стиле модного неоклассицизма, затем экспериментировал со всем арсеналом авангарда – серийной техникой, сонорикой, полистилистикой; одним из первых среди советских композиторов обратился к алеаторике и коллажу. Среди произведений тех лет — «Некролог» для симфонического оркестра, пьеса «Perpetuum mobile», посвященная Луиджи Ноно; «Коллаж на тему BACH», Вторая симфония, виолончельный концерт «Pro et contra», кантата «Credo» (на текст из Нагорной проповеди). В конце 60-х, неожиданно для всех, Пярт ушел от авангарда и практически ничего не писал в течение 8 лет (появилась лишь 3 симфония).
С начала 1970-х композитор активно занимался изучением стариной музыки в сотрудничестве с ансамблем «Hortus musicus». Знакомство с григорианским пением и средневековой полифонией определило направленность творческой эволюции композитора в сторону диатоники, модальности и благозвучия. «Григорианское пение научило меня, какая космическая тайна скрыта в искусстве комбинирования двух, трех нот», – подчеркивал композитор. Отныне сочинение музыки становится для Пярта родом высшего служения, смиренного и самоотреченного.
Свой новый стиль, основанный на простейших звуковых элементах, композитор назвал tintinnabuli (лат. колокольчики) и охарактеризовал его как «бегство в добровольную бедность». Однако его «простая», «бедная» и внешне монотонная музыка сложна и структурно тщательно выстроена. Композитор неоднократно высказывал мысль, что не только музыкой, а и космосом движет число, «и это число, мне кажется, – единица. Но оно скрыто, к нему нужно идти, угадывать, иначе мы потеряемся в хаосе». Число для Пярта является не только философской категорией, но и определяет пропорции композиции и формы.
Первые же произведения середины 70-х, созданные в стиле «новой простоты» — Arbos, Fraters, Summa, Tabula rasa и другие принесли Пярту мировую известность и широко исполняются. После эмиграции из Советского Союза (1980) Пярт живет в Берлине и пишет почти исключительно духовную музыку на традиционные католические и православные тексты (в 1972 г. композитор принял православную веру). В их числе: Stabat Mater, Берлинская месса, «Песнь Силуана» (афонского монаха), Cantus памяти Б.Бриттена, Te Deum, Miserere, Magnificat, «Песнь паломничества», «Ныне к вам прибегаю», «Мой путь лежит через горы и долины», «Богородице Дево», «Я есть лоза истинная» и многие другие.
Творчество
При том что Пярт экспериментировал в различных техниках и стилевых моделях, среди которых изоритмия («Modus»), минимализм («Fratres»), серийность («Trivium»), неоклассицизм и коллаж («Коллаж на тему BACH»), сонорика («Если бы Бах разводил пчёл») и т. д., он не примкнул ни к одной из авангардных школ и в целом не поддержал радикализм, характерный для эстетики музыкального авангарда XX в.
Собственный стиль композитор определяет (начиная с 1976 г.) метафорически — как tintinnabuli (букв. «колокольчики»; подразумеваются небольшие церковные колокола с характерными «призвуками»). О музыке в этом стиле сам Пярт говорил:
Музыку Пярта иногда относят к стилевому направлению «новой простоты» (нем. neue Einfachheit, англ. New Simplicity), а также (в англоязычной прессе) называют «духовным минимализмом» и «новой благозвучной музыкой». «Простой» в зрелой музыке Пярта считается гармония (расширенная тональность с ясно ощущаемой опорой на трезвучие, скупо украшенное мягкими «призвуками», то есть дополнительными конструктивными элементами вертикали), ритм (неоднократно повторяемые ритмоформулы, так называемые «паттерны»), силлабический распев текста, прозрачная гомофонная фактура (нередко — контурное двухголосие) и т. д.
Авторские переложения и редакции
На протяжении жизни Пярт неоднократно редактировал собственную музыку. Наиболее часто редакция Пярта представляла собой переложение своего сочинения для иного (по сравнению с первоначальным) инструмента либо состава инструментов. Так, «Сумма», написанная первоначально (1977) как хоровое сочинение на текст католического Credo, было переложена в том же году дважды — для квартета продольных флейт и для гитарного дуэта, в 1991 — для струнного квартета и струнного оркестра, а в 2009 — для квартета саксофонов. «Зеркало в зеркале», написанное в 1978 для органа, в тот же год было переписано неоднократно, для разных составов. Рекордсмен в этом отношении — инструментальная композиция «Fratres» (1977), которая претерпела около 20 обработок.
По утверждению митрополита Илариона (Алфеева), на творческое и личное мировоззрение Пярта значительно повлияло общение с архимандритом Софронием (Сахаровым), учеником и биографом преподобного Силуана.
В ответ на убийство журналистки Анны Политковской Пярт объявил, что все его работы, написанные в 2006—2007 годах, будут посвящены её памяти (впрочем, по крайней мере, одно из сочинений тех лет посвящено памяти другого человека, писателя и президента Эстонии Леннарта Мери). Написанную в 2008 году симфонию № 4 «Лос Анджелес» Пярт посвятил Михаилу Ходорковскому.
Литература
- Hillier P. Arvo Pärt. Oxford: Oxford UP, 1997.
- Arvo Part allo specchio. Conversazioni, saggi e testimonianze/A cura di Enzo Restagno. Milano: Il Saggiatore, 2004.
- Gröhn C. Dieter Schnebel und Arvo Pärt: Komponisten als «Theologen». Münster: LIT Verlag. 2006.
- Токун Е. А. Арво Пярт. Tintinnabuli: техника и стиль. Дисс. на соискание уч. степени канд. искусствоведения. Московская гос. консерватория, 2010.
- Arvo Pärt in conversation. Dalkey Archive Press, 2012.
- Арво Пярт: Беседы, исследования, размышления. Киев, 2014.
- Arvo Pärt’s white light: Media, culture, politics, ed. Laura Dolp. Cambridge: Cambridge University press, 2017. 278 p. ISBN 9781107182899.