Пярт, арво августович

Пярт, арво августович

Примечания

  1. Allison, John . The Daily Telegraph (12 декабря 2014). Дата обращения: 30 апреля 2018.
  2. ↑ . The New York Times. Дата обращения: 30 сентября 2017.
  3. . Дата обращения: 29 февраля 2016.
  4. . Дата обращения: 29 февраля 2016.
  5.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 февраля 2016.
  6. Позже Пярт изъял «Модус», включив его музыку в (более крупное) сочинение «Саре было 90 лет».
  7. Латинское слово используется (Пяртом и его исследователями-музыковедами) именно в такой (неверной) орфографической форме; по правилами латыни мн.ч. от tintinnabulum — не tintinnabuli, а tintinnabula.
  8. Цит. по: Нестьева М. Берлинские каникулы // Советская музыка. — 1990. — № 12. — С. 121.
  9. Sajandi sada Eesti suurkuju / Koostanud Tiit Kändler. — Tallinn: Eesti Entsüklopeediakirjastus, 2002. — 216 lk. ISBN 998570102X.
  10. . Дата обращения: 4 мая 2021.
  11. . arvopartproject.com (17 сентября 2013). Дата обращения: 4 января 2018.
  12. . Дата обращения: 6 февраля 2017.
  13. . Дата обращения: 6 февраля 2017.
  14. . Дата обращения: 6 февраля 2017.
  15. Солодовников Николай. . Ещёнепознер (28 февраля 2019). Дата обращения: 5 февраля 2020.
  16. Верую (Символ веры, лат. яз.).
  17. Тебе Бога хвалим (лат. яз.).
  18. Псалом 41 (исп. язык).
  19. В начале (лат.).
  20. Агафон — пустынник египетский, живший во второй половине IV века.
  21. Постановил ему Господь (лат.). Интроит мессы в память о великомученике.
  22. На тексты православной Триоди, в англ. переводе.
  23. Литлмор — пригород англ. Оксфорда.
  24. Лк 3:23-38 (родословная Иисуса).
  25. Ныне отпущаеши (лат.), песнь Симеона.
  26. Господи, даруй мир (лат.), на текст старинного григорианского антифона.
  27. Вечный двигатель (лат.).
  28. Братья (лат.).
  29. Древо (лат.).
  30. Поспешай не торопясь (лат. поговорка).
  31. За и против (лат.).
  32. Букв. «плачьте». Название обыгрывает итал. lamento и бренд заказчика сочинения, лондонской картинной галереи Tate Modern (галерея названа в честь сахарного короля и филантропа Генри Тейта).
  33. Предположительно — Нью-Йорку.
  34. На основе фортепианной сонаты F-dur Моцарта, KV 280.
  35. Год за годом (лат.).
  36. На равном расстоянии (лат.)

Биография

Родился в городе Пайде 11 сентября 1935 года. Окончил Таллинское музыкальное училище. В 1963 году окончил Таллинскую консерваторию по классу композиции у Х. Эллера. В 1950-х годах Пярт завершил свою первую вокальную композицию, кантату Meie aed («Наш сад») для детского хора и оркестра. С 1957 по 1967 год работал звукорежиссером Эстонского национального радиовещания. С 1962 писал саундтреки для кинофильмов и мультфильмов.

«Некролог» для оркестра (1960), сочинённый в серийной технике, вызвал общественный скандал[источник не указан 1188 дней]. Однако девять месяцев спустя Пярт получил первую премию в конкурсе из 1200 произведений, устроенном Всесоюзным обществом композиторов.

Начиная с 1964 года Пярт написал ряд произведений с использованием техники — Коллаж на тему B-A-C-H (1964), Pro et contra (1966), Симфония № 2 (1966), Credo (1968). В них композитор соединяет две противоречивые идеи: современные авангардные техники и цитаты из Баха. Премьера написанного на литургический текст Credo вызвала большой скандал в политбюро Эстонии[источник не указан 1188 дней]. Некоторые работники Эстонской филармонии, допустившие исполнение этого произведения без одобрения Союза Композиторов, были уволены. В 1970-х гг. принял православное крещение (крещён под именем Арефа).

После «Credo» Пярт приостановил композиторскую работу. В поисках собственного стиля изучал старинную (преимущественно католическую) музыку — cantus planus, технику средневековой изоритмии и ренессансного фобурдона, франко-фламандскую полифонию, что нашло отражение в ряде сочинений. В 1976 году вернулся к активной творческой деятельности.

Благодаря еврейскому происхождению жены в 1980 году Пярт с семьёй эмигрировал из СССР по израильской визе. Жил сначала в Вене, где подписал договор с крупным нотным издательством «Universal Edition», в 1981 переехал в Берлин. С 2010 постоянно живёт в Эстонии.

В 2018 году в деревне Лауласмаа, где живёт композитор, открылся Центр Арво Пярта.

Признание

Арво Пярт в 2011 году

Пярт удостоен нескольких наград и почётных званий:

  • Доктор honoris causa Музыкальной академии Таллина (1990) и университета Тарту (1998).
  • Почётный член Королевской шведской музыкальной академии (1991).
  • Почётный член Американской академии искусств и литературы (1996).
  • Вошёл в составленный по результатам письменного и онлайн-голосования список 100 великих деятелей Эстонии XX века (1999).
  • Лауреат датской музыкальной премии Леони Соннинг (Копенгаген, ).
  • Почётный доктор музыки Сент-Эндрюсского университета (2010) и Оксфорда (2016).
  • Международная премия «Балтийская звезда» (2007)
  • Консультант Папского совета по культуре (2011).
  • Академик АН Эстонии (2011).

В октябре 2011 года Арво Пярт был награждён французским орденом Почётного легиона.

В сентябре 2013 года Арво Пярт стал членом Ордена святого апостола Андрея после того, как Патриархом Константинопольским Варфоломеем ему был присвоен титул архонта.

Серия документальных фильмов о творчестве Арво Пярта «Arvo Part — And Then Came the Evening and the Morning» (1990), «Arvo Pärt: 24 Preludes for a Fugue» (2002), «Proovime Pärti» (2012), «Mängime Pärti» (2013) и «Arvo Pärt — Isegi kui ma kõik kaotan» (2015) была снята его шурином — режиссёром-документалистом, сценаристом и оператором Дорианом Супиным (род. 1948).

Музыка Пярта использовалась в российском кино, в том числе в фильмах «Покаяние» и «Изгнание», в документальных фильмах «Русский заповедник» и «Гении и злодеи». Композиция «Spiegel im Spiegel» используется в начальной заставке с диваном четвёртого эпизода двадцать пятого сезона мультсериала «Симпсоны».

Эстонский дирижёр Тыну Кальюсте получил в 2014 году премию Грэмми за исполнение «Адамова плача» Пярта в категории «лучшее хоровое исполнение».

Arvo Pärt

Дата рождения
11.09.1935
Профессия
композитор
Страна
СССР, Эстония

Арво Пярт – один из самых глубоко мыслящих и духовных авторов нашего времени, художник большой внутренней убежденности и суровой простоты. Он стоит в одном ряду с такими выдающимися композиторами современности, как А.Шнитке, С.Губайдулина, Г.Канчели, Э.Денисов. Впервые известность он получил в 50-е годы, сочиняя в стиле модного неоклассицизма, затем экспериментировал со всем арсеналом авангарда – серийной техникой, сонорикой, полистилистикой; одним из первых среди советских композиторов обратился к алеаторике и коллажу. Среди произведений тех лет — «Некролог» для симфонического оркестра, пьеса «Perpetuum mobile», посвященная Луиджи Ноно; «Коллаж на тему BACH», Вторая симфония, виолончельный концерт «Pro et contra», кантата «Credo» (на текст из Нагорной проповеди). В конце 60-х, неожиданно для всех, Пярт ушел от авангарда и практически ничего не писал в течение 8 лет (появилась лишь 3 симфония).

С начала 1970-х композитор активно занимался изучением стариной музыки в сотрудничестве с ансамблем «Hortus musicus». Знакомство с григорианским пением и средневековой полифонией определило направленность творческой эволюции композитора в сторону диатоники, модальности и благозвучия. «Григорианское пение научило меня, какая космическая тайна скрыта в искусстве комбинирования двух, трех нот», – подчеркивал композитор. Отныне сочинение музыки становится для Пярта родом высшего служения, смиренного и самоотреченного.

Свой новый стиль, основанный на простейших звуковых элементах, композитор назвал tintinnabuli (лат. колокольчики) и охарактеризовал его как «бегство в добровольную бедность». Однако его «простая», «бедная» и внешне монотонная музыка сложна и структурно тщательно выстроена. Композитор неоднократно высказывал мысль, что не только музыкой, а и космосом движет число, «и это число, мне кажется, – единица. Но оно скрыто, к нему нужно идти, угадывать, иначе мы потеряемся в хаосе». Число для Пярта является не только философской категорией, но и определяет пропорции композиции и формы.

Первые же произведения середины 70-х, созданные в стиле «новой простоты» — Arbos, Fraters, Summa, Tabula rasa и другие принесли Пярту мировую известность и широко исполняются. После эмиграции из Советского Союза (1980) Пярт живет в Берлине и пишет почти исключительно духовную музыку на традиционные католические и православные тексты (в 1972 г. композитор принял православную веру). В их числе: Stabat Mater, Берлинская месса, «Песнь Силуана» (афонского монаха), Cantus памяти Б.Бриттена, Te Deum, Miserere, Magnificat, «Песнь паломничества», «Ныне к вам прибегаю», «Мой путь лежит через горы и долины», «Богородице Дево», «Я есть лоза истинная» и многие другие.

Творчество

При том что Пярт экспериментировал в различных техниках и стилевых моделях, среди которых изоритмия («Modus»), минимализм («Fratres»), серийность («Trivium»), неоклассицизм и коллаж («Коллаж на тему BACH»), сонорика («Если бы Бах разводил пчёл») и т. д., он не примкнул ни к одной из авангардных школ и в целом не поддержал радикализм, характерный для эстетики музыкального авангарда XX в.

Собственный стиль композитор определяет (начиная с 1976 г.) метафорически — как tintinnabuli (букв. «колокольчики»; подразумеваются небольшие церковные колокола с характерными «призвуками»). О музыке в этом стиле сам Пярт говорил:

Музыку Пярта иногда относят к стилевому направлению «новой простоты» (нем. neue Einfachheit, англ. New Simplicity), а также (в англоязычной прессе) называют «духовным минимализмом» и «новой благозвучной музыкой». «Простой» в зрелой музыке Пярта считается гармония (расширенная тональность с ясно ощущаемой опорой на трезвучие, скупо украшенное мягкими «призвуками», то есть дополнительными конструктивными элементами вертикали), ритм (неоднократно повторяемые ритмоформулы, так называемые «паттерны»), силлабический распев текста, прозрачная гомофонная фактура (нередко — контурное двухголосие) и т. д.

Авторские переложения и редакции

На протяжении жизни Пярт неоднократно редактировал собственную музыку. Наиболее часто редакция Пярта представляла собой переложение своего сочинения для иного (по сравнению с первоначальным) инструмента либо состава инструментов. Так, «Сумма», написанная первоначально (1977) как хоровое сочинение на текст католического Credo, было переложена в том же году дважды — для квартета продольных флейт и для гитарного дуэта, в 1991 — для струнного квартета и струнного оркестра, а в 2009 — для квартета саксофонов. «Зеркало в зеркале», написанное в 1978 для органа, в тот же год было переписано неоднократно, для разных составов. Рекордсмен в этом отношении — инструментальная композиция «Fratres» (1977), которая претерпела около 20 обработок.

По утверждению митрополита Илариона (Алфеева), на творческое и личное мировоззрение Пярта значительно повлияло общение с архимандритом Софронием (Сахаровым), учеником и биографом преподобного Силуана.

В ответ на убийство журналистки Анны Политковской Пярт объявил, что все его работы, написанные в 2006—2007 годах, будут посвящены её памяти (впрочем, по крайней мере, одно из сочинений тех лет посвящено памяти другого человека, писателя и президента Эстонии Леннарта Мери). Написанную в 2008 году симфонию № 4 «Лос Анджелес» Пярт посвятил Михаилу Ходорковскому.

Литература

  • Hillier P. Arvo Pärt. Oxford: Oxford UP, 1997.
  • Arvo Part allo specchio. Conversazioni, saggi e testimonianze/A cura di Enzo Restagno. Milano: Il Saggiatore, 2004.
  • Gröhn C. Dieter Schnebel und Arvo Pärt: Komponisten als «Theologen». Münster: LIT Verlag. 2006.
  • Токун Е. А. Арво Пярт. Tintinnabuli: техника и стиль. Дисс. на соискание уч. степени канд. искусствоведения. Московская гос. консерватория, 2010.
  • Arvo Pärt in conversation. Dalkey Archive Press, 2012.
  • Арво Пярт: Беседы, исследования, размышления. Киев, 2014.
  • Arvo Pärt’s white light: Media, culture, politics, ed. Laura Dolp. Cambridge: Cambridge University press, 2017. 278 p. ISBN 9781107182899.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: