Биография авдотьи ильиничны истоминой

Авдотья истомина: "такая ножка, такой талант!"

Поединок

Как думаете, что произошло, когда Шереметев узнал о случившемся? Конечно, он потребовал объяснений от Авдотьи, но та заявила, что никакого романа с Завадовским у неё не было. Разъярённый князь вызвал «соперника» на дуэль, причём предполагалось, что стреляться будут и секунданты.

Пуля князя лишь слегка задела воротник Завадовского, а вот тот выстрелил «по-настоящему». Шереметев получил тяжёлое ранение в живот и через несколько часов после поединка умер. Кстати, именно тогда Грибоедов получил ранение в кисть руки, по шраму от которого его смогли опознать после трагедии в Тегеране.

Несколько лет понадобилось Истоминой, чтобы прийти в себя после того рокового дня. Она действительно любила князя и, как говорили знакомые балерины, до конца своих дней винила себя в его гибели. Некоторое время её связывали романтические отношения с Пушкиным, который описал грацию Истоминой в своей поэме «Евгений Онегин».

Неизвестный художник «Портрет балерины Авдотьи Истоминой» / Государственный музей А.С. Пушкина

Красота и изящность

Истомина вовсе не была самой знаменитой балериной XIX века. Были многие другие, но при этом они все канули в Лету, и сейчас их имена никто и не вспомнит. Имя Истоминой в веках запечатлел именно Пушкин, который обессмертил ее, сделав вечно летящей.

Сейчас Авдотья признается одной из самых известных танцовщиц в истории. Однако нужно заметить, что без Дидло она вряд ли бы достигла подобного результата. Тот не только обучал ее невероятным техникам, но и использовал самые разнообразные трюки, чтобы обеспечить своим постановкам наиболее зрелищный вид.

Если выпало мало снега, то урожая не будет: 16 декабря — День Ивана Молчальника

«Мы по-прежнему дружим»: Деревянко прокомментировал разрыв с женой

Кожа гладкая и свежая: дермопланирование, или Зачем женщине нужно брить лицо

Помогало еще и то, что Истомина была невероятно красива и сексуальна, причем она умела пользоваться своей внешностью. Поэтому зачастую она исполняла томных восточных красавиц и проказниц, которые очень привлекали мужчин.

Известно, что у нее было несколько весьма богатых покровителей из аристократии. Однако своим возлюбленным она приносила не только радость, но и горе. Практически необразованная, она, несмотря на это слишком сильно тянулась к писателям и поэтам, особенно была заметна ее дружба с Александром Грибоедовым.

Алисия Алонсо

Эта женщина познакомила Кубу с балетом и сделала это искусство популярным на острове. Получив оразование в США, в конце 1940-х она вернулась на родину и открыла балетную школу. После революции 1959 года Алонсо получила поддержку властей. Ее труппа превратилась в Национальный балет Кубы.

Алонсо много выступала в театрах и даже площадях, ездила на гастроли, её показывали по телевидению. Один из самых ярких ее образов — партия Кармен в одноименном балете. Танцовщина настолько ревностно относилась к этой роли, что даже запрещала ставить этот балет с другими исполнительницами.

Алонсо объездила весь мир, получив множество наград. А в 1999 году ЮНЕСКО вручила ей медаль Пабло Пикассо за выдающийся вклад в искусство танца.

Кому умереть на дуэли, а кому от холеры

В ноябре 1817 года Петербург был потрясен т.н. «дуэлью четверых». Дуэль произошла из-за Истоминой, которая до этого два года жила на квартире кавалергарда графа В. Шереметева, а потом вдруг переехала на некоторое время к камер-юнкеру Завадовскому. Взбешенный изменой возлюбленной, Шереметев вызвал Завадовского на поединок, а известный дуэлянт (впоследствии декабрист) А. Якубович бросил вызов приятелю Завадовского — А.С. Грибоедову, обвинив того (кстати, не без оснований) в сводничестве. Первая часть дуэли (Шереметев — Завадовский) закончилась смертельным ранением Шереметева; позже, уже на Кавказе, Якубович ранил Грибоедова в руку.

Современники не увидели после кровавой дуэли особых перемен в характере Дуни: она была по-прежнему кокетлива и игрива. Но короток век балерины тех времен. Дидло, рассорившись с театральным начальством, ушел в отставку, а с ним кончился триумф и Истоминой. У нее было все меньше заглавных ролей, она толстела и выступала все хуже — да так, что ей понизили жалование. Истомина все чаще избирала для себя амплуа мимической актрисы, но прежнего восторга зала уже не вызывала. Под конец ей даже не устроили балетного бенефиса: она уже не могла летать над сценой и, не мудрствуя лукаво, сплясала перед зрителями русскую. В 1836 году указом Николая I ее уволили из театра.

Содержанка

Разумеется, вокруг такой красавицы крутилось немало поклонников. Одним из них стал князь Василий Шереметев. Сама девушка понимала, что потомственный дворянин и очень состоятельный человек не собирается на ней жениться, но его ухаживания принимала благосклонно.

Для Истоминой князь снял квартиру, где периодически навещал свою возлюбленную. Не знаю, устраивала ли роль содержанки балерину, но на большее она не могла претендовать. Впрочем, далеко не всегда Истомина была смирной и покладистой. Однажды между ней и Шереметевым вспыхнула ссора, после чего Авдотья заявила, что собирает вещи и уезжает к подруге. Помочь девушке вызвался секретарь Коллегии иностранных дел Александр Грибоедов. Правда, отвёз он её к своему другу, графу Завадовскому, который приютил балерину на пару дней.

Анри-Франсуа Ризенер «Портрет Авдотьи Ильиничны Истоминой»

Интересные факты

  • В один день с Марией, но в другие годы, родились знаменитые деятельницы советской культуры — писательница Вера Панова и искусствовед Ирина Антонова.
  • Из всех однофамильцев спортсменки наиболее известна танцовщица Авдотья Истомина, упомянутая в романе Александра Пушкина «Евгений Онегин». В 1817 году из-за 18 летней Дуняши состоялась знаменитая четверная дуэль, в результате которой скончался бывший возлюбленный артистки штаб-ротмистр Василий Шереметев.
  • В детстве и подростковом возрасте Мария Истомина не покидала пределы Пермского края и первый раз полетела на самолете в апреле 2016 года.

Михаил Барышников

Отправившись однажды на гастроли, он не вернулся на родину, попросив убежища в США. В Америке Барышникову удалось не только исполнить множество самых разнообразных партий, но и сделать собственные постановки. Михаил Барышников прославился как танцовщик, наделенный не только безукоризненной техникой, но и огромной физической силой, позволявшей совершать невероятно высокие и длинные прыжки в воздухе, которые специалисты и любители балета называли фантастическими. Кроме того, ему свойственна редкая выразительность движений и чувство юмора, а скорость, с которой он перемещается по сцене, вызывает впечатление то вихря, то молнии.

В 1970−80-х Барышников был лицом балета. Затем он решил заняться кино и танцем модерн. Сегодня Михаил Барышников, пожалуй, самый влиятельный и известный танцор нашего времени.

Детство и юность

Будущая лыжница появилась на свет 20 марта 1997 года в селе Усть-Буб Пермской области. Сейчас субъект Федерации, в котором находится малая родина спортсменки, называется Пермский край. Село Усть-Буб до 2021 года входило в состав Бубинского сельского поселения.

Мария Истомина в юности / «»

О ранней биографии Истоминой известно следующее. В детстве Маша мечтала о том, чтобы стать гимнасткой или танцовщицей. Школьница становилась постоянной участницей местных концертов, а вечерами, когда ее мама проверяла в школе тетради, вытаскивала маты в коридор и там растягивалась и занималась.

Ее спортивные устремления поддерживали родители — Вера Борисовна и Алексей. Они отдали под выставку Машиных медалей целую стену в своем жилье.

В возрасте 14 лет девушка заинтересовалась лыжным спортом, посмотрев соревнования по телевизору. Любопытно, что в доме нужный канал не ловил, но удалось договориться с директором школы — девочка шла в гости, чтобы поболеть за кумиров.

В семье были лыжи — старшая сестра любила кататься, но после полученной травмы инвентарь лежал без дела. Истомина самостоятельно приступила к тренировкам, каталось прямо по проселочным дорогам. Также занималась с учителем физкультуры.

После школы девушка поступила в Пермский колледж спортивной подготовки, где ее тренером стал Рафаил Кильдибаев. На странице Марии в «Инстаграме» размещено фото Рафаила Назиевича и слова благодарности наставнику за слова поддержки, умение вдохновлять подопечных, правильное распределение нагрузки.

Начать профессионально заниматься лыжными гонками в 16 лет было непросто. В интервью пермячка говорила, насколько тяжело давалась нагрузка, приходилось принимать холодные ванны, чтобы облегчить боль в мышцах. Возникали и финансовые сложности — после отъезда дочери в Пермь мать Марии отдала той свою зарплатную карточку. Родители сделали все возможное, чтобы наследница добилась своей мечты. И это оказалось не напрасным вложением.

Автор книги: Александра Шахмагонова

Шахмагонова А.Н., 2018

ООО «Издательство «Вече», 2018

ООО «Издательство «Вече», электронная версия, 2021

Сайт издательства www.veche.ru

Балет и балетные трагедии. К читателям

Считается, что балет в России берет свое начало в годы правления царя Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим именно за то, что он тихо, без шума открыл в России очень много дельного и полезного. Именно при нем, скажем, введены в России полки нового строя – то есть так называемое «регулярство», лишь незначительно дополненное во времена его преемника, которому приписаны многие достижения Тишайшего. При нем открылось и балетное искусство, о котором в одной известной песне времен социализма говорилось, как бы между прочим, что «даже в области балета мы впереди планеты всей».

Вот ведь что получилось. Как будто бы принесли к нам на Русь это волшебное искусство иноземцы, но именно у нас оно стало развиваться стремительно, и именно наши балерины вскоре затмили всех иноземных танцовщиц.

Но в книге речь не о самом балете, а о его труженицах, о тех, что из года в год, из поколения в поколение совершенствовали свое мастерство, а вместе с совершенствованием мастерства проходили и путь завоевания все новых и новых высот на ниве любви. Но при этом немало любовных драм выпало на долю тех, кто дарил людям волшебное свое искусство.

Были времена, когда балерин-танцовщиц и за людей не почитали – лицедейки и все тут. Они не имели никаких прав, с ними поступали так, как того желали их хозяева. Впрочем, как и вообще со служительницами Мельпомены. Вспомним кинофильм «Крепостная актриса». Скажете, мол, художественный фильм – это произведение не документальное. Не совсем так. В кинофильме ведь на главных ролях герои реальные.

Но давайте посмотрим, кто хозяин крепостной актрисы? «Гнусный турок» Кутайсов. Персонаж исторический, персонаж реальный. Уточним только, что имеется в виду Иван Павлович Кутайсов. Уточнение необходимо, поскольку сын этого «гнусного турка» – блистательный герой Отечественной войны 1812 года, сложивший голову за Отечество в Бородинском сражении. Он-то иначе относился к прекрасному полу, нежели его отец, любитель всевозможных интриг, в которые пытался втянуть даже своего благодетеля императора Павла I. Известна история с красавицей Анной Лопухиной, в которой, кстати, император оказался на высоте. Павел Петрович действительно ухаживал за Анной Лопухиной, действительно поселил ее в специальном павильоне близ своего дворца, действительно каждый вечер посещал ее, но, когда его ухаживания подошли к грани серьезной, Лопухина разрыдалась и призналась, что давно любит князя Гагарина, находящегося в это время в армии Суворова в Италии.

Секрет ее бессмертия

Истомина сверкала в новых балетах Дидло наряду с Новицкой, Никитиной и другими талантливыми балеринами, ныне канувшими в безвестность: ведь от той эпохи почти ничего не осталось. Авдотье же Истоминой повезло — прикосновение пера Пушкина сделало ее золотой статуэткой, и теперь она вечно «летит как пух от уст Эола», в то время как другие, не менее блестящие ее товарки, в нашей памяти никуда уже не «летят». Обессмертившие ее стихи из «Евгения Онегина» (о том, как она «быстрой ножкой ножку бьет») стали почти сразу же выдающейся банальностью. В 1829 году отец поэта писал из Михайловского дочери Ольге о горничной соседей, «толстой коротышке», которая знает наизусть стихи Пушкина, «жестикулируя при этом самым комическим образом… Она произносит отрывки из «Онегина», где он говорит об Истоминой и бьет ногой об ногу, но нога в пол-аршина в длину и столько же в ширину».

Ныне Истоминой в патриотической историографии приписывают изобретение знаменитых полетов и то, что она якобы первая встала на пуанты. Скажем прямо — без Дидло, бившего ее палкой, она никуда бы не полетела. И вообще по поводу полетов («элевации») отметим, что Дидло использовал для длинных, как бы «зависших», прыжков хитрый уклон сцены в сторону зала, позволявший усилить эффект прыжка, и, кроме того, он с помощью машинистов сцены — искусных мастеров — устраивал вполне реальные полеты актеров на невидимом в полутьме тросе. Актер Каратыгин вспоминал, как однажды он, прицепленный за крюк, вшитый в особый корсет, в костюме Меркурия с крылышками во время такого «полета» застрял над сценой и висел, слушая бешеную ругань Дидло (снизу) с машинистом Тибо (на колосниках).

А о вставании на носки скажем, отстаивая приоритет родины слонов, что задолго до Дидло, Трико и Тибо русские крестьяне пели такую потешку:

«Встала баба на носок,
А потом на пятку,
Стала русского плясать,
А потом вприсядку!»

Прирождённая балерина

Авдотья родилась в 1799 году (несложно заметить, что с великим Пушкиным они были ровесниками). О родителях девочки практически ничего не известно и, вероятно, она уже в ранние годы осталась сиротой. Малышка была жизнерадостной и очень подвижной, а потому девочку отдали в балетную школу Петербурга. Совсем юная Истомина впечатляла своими успехами преподавателей.

У неё был врождённый талант к танцам, причём музыку девочка чувствовала очень точно, интуитивно улавливая малейшие переходы, которые тут же отражали её движения. В 1816 году юная Дуня успешно окончила Петербургское балетное училище, а вскоре уже выступала на сцене Большого театра в Петербурге. Талант и трудолюбие помогли Авдотье быстро завоевать любовь зрителей и режиссёров постановок. Вскоре она уже была ведущей балериной труппы.

Герберт Джеймс Дрейпер «Балерина» (не является портретом Авдотьи)

Смелость движений, грация и красота, а ещё – обворожительные ножки и чарующая улыбка – Авдотья покоряла сердца публики. Кроме того, она была превосходной актрисой, что позволяло ей перевоплощаться в нежных античных девушек, грозных воительниц и хитрых соблазнительниц. Историк русского театра Пимен Арапов так описывал её:

Галина Уланова

Уже в 19 лет ей доверили ведущую партию в «Лебедином озере». А вершиной её творчества считается сцена сумасшествия в «Жизели». Критики писали, что она удивительным образом соединяет совершенную танцевальную технику с приёмами драматической игры и актёрской пластики. Создавалось впечатление, что в танце Улановой движение не прерывается, не заканчивается, а как бы постепенно угасает, растворяется в воздухе.

Во время гастролей Большого театра в Лондоне в 1956-м выступление Улановой вызвало такой ажиотаж, какого не было, по воспоминаниям очевидцев, со времен Анны Павловой.

У здания Шведской академии танца в Стокгольме ей поставлен бронзовый памятник «как лучшей балерине современности». Исключительный талант Улановой был отмечен множеством премий, наград и званий. В последние годы жизни она работала балетмейстером-репетитором в Большом театре.

Галина Уланова. (wikipedia.org)

Майя Плисецкая

По всем параметрам она подходила на роль балерины: большой шаг, высокий, лёгкий прыжок, стремительные вращения, необыкновенно гибкие, выразительные руки и тончайшая музыкальность. В воздухе она буквально зависала, чем приводила в восторг публику.

В 1960-е годы, будучи первой танцовщицей Большого театра, Плисецкая требовала больше ролей. Специально для нее была поставлена «Кармен-сюита». А в 1970-х был написан балет «Анна Каренина», в котором Майя выступила в роли хореографа.

Великая балерина осыпана множеством наград не только в России, но и в Испании, Франции, Литве. В 1994 году она организовала международный конкурс, дав ему свое имя.

Майя Плисецкая. (wikipedia.org)

История жизни Авдотьи Ильиничны Истоминой

Граф Александр Завадовский, наследник огромного состояния, был занят проматыванием наследства. Холодный циник и эгоист, он в тот вечер, судя по признанию Истоминой следствию, «по прошествии некоторого времени предлагал ей о любви, но в шутку или в самом деле, того не знает…». Тогда Грибоедов отвез танцовщицу на квартиру актрисы Марии Азаревичевой. Когда Шереметев разыскал ее у подруги, то сначала попросил прощения и увез к себе. А уже дома стал допытываться, где и с кем была ветреная сильфида, обещая застрелиться на ее глазах или застрелить ее, если не признается. 

Ревнивец, выпытывая «правду», с негодованием узнал, что их ссорой так гнусно воспользовался Завадовский, и вызвал того на дуэль. Друг Шереметева, Александр Иванович Якубович, корнет лейб-гвардии уланского полка, согласился стать его секундантом и, в свою очередь, вызвал на дуэль Грибоедова. Двойной поединок, вошедший в историю как «дуэль четверых», состоялся на Волковом кладбище. 

Выстрел Завадовского оказался «удачным»: истекавшего кровью Шереметева увезли домой, где он скончался через сутки в страшных мучениях – от той же самой раны, от которой через двадцать лет погибнет Пушкин… Вторая дуэль была отложена (Якубович и Грибоедов продолжили ее на Кавказе спустя время). Шереметева жалели, в геройском свете представал Якубович. Единственным виновником случившегося называли Грибоедова… Завадовскому предложили покинуть Россию. А балерина долго оплакивала убитого возлюбленного. 

…На двадцатом году службы отяжелевшей и потерявшей былую живость танцовщице в два раза снизили жалованье. Обиженная и ущемленная, Истомина не сдалась. Она продолжала выступать, только перешла на амплуа мимической актрисы. В прошении на имя дирекции она просила разрешения на поездку для поправки здоровья. Необходимость этого лечения подтвердил врач, тем более что травма произошла во время спектакля. Резолюцию на прошении написал сам Николай I, высочайше повелеть изволивший «Истомину уволить ныне совсем от службы». Произошло это в 1836-м. Последнее ее выступление состоялось 30 января этого года. В тот вечер даже не было балетного спектакля: Авдотья Истомина плясала русскую на сцене Александринского театра. 

«Я видела Истомину уже тяжеловесной, растолстевшей, пожилой женщиной, – пишет язвительная А. Я. Панаева. – Желая казаться моложавой, она была всегда набелена и нарумянена. Волосы у нее были черные, как смоль: говорили, что она их красит. Глаза у Истоминой были большие, черные и блестящие. У нас она прежде не бывала, но теперь приехала просить отца приготовить к дебюту воспитанника Годунова, рослого, широкоплечего, с туповатым выражением лица юношу. Она покровительствовала ему. 

Отец прямо сказал Истоминой, что Годунов – самый бездарный юноша. Истомина не поверила и обратилась к В. А. Каратыгину. Не знаю, правда ли, будто Каратыгин получил от Истоминой значительный подарок за свои занятия с Годуновым… 

Вскоре после этого Истомина вышла замуж за Годунова, и он быстро растолстел. Его лицо лоснилось от жиру. Когда он сидел в ложе с своей супругой, то самодовольно на всех посматривал, потому что сиял бриллиантами: шарф у него был заколот бриллиантовой булавкой, на рубашке и даже на жилете пуговицы были бриллиантовые. Он не надевал перчатку на ту руку, на пальце которой было надето кольцо с большим бриллиантом. Но недолго Истомина наслаждалась своим поздним супружеским счастием: ее здоровяк-муж схватил тиф и умер. Неутешная вдовица воздвигла дорогой памятник во цвете лет умершему супругу и даже собиралась поступить в монахини». 

Уже будучи в возрасте, балерина вышла замуж за драматического актера Павла Экунина – первого исполнителя роли Скалозуба в грибоедовском «Горе от ума», прекрасно танцевавшего мазурку. Не случайно он стал ее партнером на последнем выступлении! Экунин ушел из театра вскоре после отставки своей знаменитой жены. 

Сладкий мир закулисья

И все же Истомина чем-то выделялась из круга балерин. В годы юности Пушкина (а они — почти ровесники) она приковывала к себе взоры мужчин неизменно больше других красавиц сцены

Брюнетка с выразительными, как писали в позапрошлом веке, «подернутыми негой», черными глазами, она была талантлива, кокетлива, шаловлива и, что важно, благодаря «пленительной округлости форм» была необыкновенно сексуальна. Это приводило зрителей в неистовство

Впрочем, ее полеты мужчинам нравились тоже! Особенно удавались Истоминой партии проказниц (она, по мнению тогдашней прессы, была «отличная балетная актриса для ролей резвых и хитрых девиц»), а также томных восточных красавиц.

В те времена зал и закулисье театров жили общей жизнью, были тесно связаны нитями личных, дружеских, любовных отношений. Там, за кулисами, разворачивался мир прекрасных, талантливых, веселых, полуобнаженных женщин, нуждавшихся в щедром покровительстве. Для мужской части петербургского света, затянутой в придворные, полковые и чиновничьи мундиры и изнывавшей на скучных придворных церемониях и утомительных парадах, чинных балах, этот мир театрального закулисья казался нескончаемым карнавалом, праздником свободы, был пропитан духом гедонизма, соперничества, наслаждений, ухаживаний, приятных встреч, приключений и, конечно, изящной (не дешевого пошиба борделей) эротики. Как писал уже Пушкин, изображая себя юного: «Перед началом оперы, трагедии, балета молодой человек гуляет по всем десяти рядам кресел, ходит по всем ногам, разговаривает со всеми знакомыми и незнакомыми. «Откуда ты?» — «От Сем(еновой), от Сосн(ицкой), от Ко(лосовой)». — «Как ты счастлив!» «Сегодня она поет — она играет, она танцует — похлопаем ей — вызовем ее! Она так мила! У нее такие глаза! Такая ножка! Такой талант!»» И далее 21-летний поэт как бы оправдывается: «Не хочу здесь обвинять пылкую, ветреную молодость, знаю, что она требует снисходительности».

Да что молодость! Плох был тот генерал, если у него на содержании не было актрисы. В 1818 году молодой, полный африканской страсти Пушкин, как яркая звезда влетевший в русскую литературу и театр (Дидло поставил по его «Руслану и Людмиле» и «Кавказскому пленнику» балеты с Истоминой в главной роли Черкешенки), безуспешно волочился за Истоминой, рисовал на полях черновиков женские ножки и язвил своего счастливого соперника (А.Ф. Орлова) жестокой эпиграммой-сплетней.

Власти снисходительно смотрели на эту закулисную свободу, этот карнавал жизни, допуская (на собственном жизненном опыте) необходимость для служилых людей такой отдушины, и даже отчасти этому покровительствовали (умолчим об увлечении актрисами некоторых членов царской фамилии). Из пыльных и тесных уборных актрисы и господа перебирались на «чердак» к князю А. Шаховскому — крупному театральному чиновнику, собиравшему на своих вечерах на последнем этаже дома, соседнего с театром, весь цвет полусвета. Там пили шампанское, читали стихи, пели, играли в шарады — словом, веселились вокруг стола, за которым распоряжалась сожительница хозяина, актриса Ежова.

Истомина — талантливая, музыкальная (она прекрасно пела) — была всегда в центре внимания. Нельзя сказать, что она играла роль гетеры или гейши (Дуня была почти неграмотна), но все же тяготела к поэтам и аристократам. Первых восторженно слушала, а со вторыми сожительствовала. Однако с присущим ей извечным кокетством и непостоянством Истомина приносила своим обожателям из высшего света и радость, и несчастье.

Любовная история

Особенно примечательна любовная связь Истоминой с кавалергардом Василием Шереметьевым. Он был красив, молод, но, к сожалению, излишне ревнив. Он постоянно устраивал сцены ревности, она уходила и возвращалась. Однажды после разрыва она отправилась к Грибоедову за утешением. Писатель в то время жил с другом, Завадовским, который долгое время любил балерину. Тот признался ей в любви. А вот что было дальше — уже неизвестно. Однако когда Шереметьев узнал об этом, он решил стреляться, правда, вся проблема была в том, что он не знал с кем именно — с Грибоедовым или Завадовским.

В конечном итоге все закончилось тем, что 12 ноября одновременно в дуэли участвовали целых четыре знаменитых человека. Результаты были поистине поразительны — одна смерть, один позор, написанная поэма «Горе от ума» и одно присоединение к декабристам.

Шереметьев был убит, а актриса после этого уже никогда не связывалась ни с одним поклонником. Она очень долгое время его оплакивала, но, несмотря на это, продолжала танцевать. Однако к 1830-му году она заметно стала толще и уже не могла выступать. Она вышла замуж за своего протеже Годунова, однако тот вскоре умер. Ее последнее выступление прошло 16 января 1836 года в спектакле «Дивертисмент».

Она умерла в 1848 году от холеры. В это время о ее былой славе уже никто и не помнил.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: