Биография
Сын учителя. Окончил реальное училище в Митаве, одновременно занимаясь музыкой под руководством ведущего городского музыкального педагога Карла Раппа.
Учился в Санкт-Петербургской консерватории. Этому учебному заведению он посвятил 38 лет — как студент и затем как педагог. Окончив консерваторию в 1886 году, стал вести в ней класс композиции (в —1918 годах — профессор). Среди учеников Йосифа Ивановича (так его называли в Петербурге) — С. С. Прокофьев и Н. Я. Мясковский. Витолс был близким другом А. К. Глазунова и А. К. Лядова, принимал участие в «Беляевских пятницах» — творческих собраниях композиторов, проводившихся на квартире издателя и мецената Митрофана Беляева. Именно в издательстве Беляева было напечатано большинство произведений Витолса этого периода (опубликованы под именем Йозеф Витол).
В —1914 годах Витолс выступал как музыкальный критик в печатных изданиях Петербурга, в частности в 1897—1914 годах являлся штатным музыкальным критиком в петербургской немецкой газете St. Petersburger Zeitung. Его рецензии, критические статьи в советское время на русском языке изданы отдельным сборником.
После революции 1917 года он вернулся в Латвию, где стал одним из виднейших представителей музыкальной культуры.
В 1918 году Витолс возглавил Латвийскую национальную оперу, год спустя основал Латвийскую консерваторию, в которой занимал пост профессора композиции и ректора (до с перерывом в —). В его классе обучались практически все известные впоследствии латвийские авторы музыки, в частности, Янис Иванов, Адольф Скулте, Маргер Зариньш, Янис Кепитис, Арвид Жилинскис, Макс Гольдин, жившие в эмиграции Вольфганг Дарзиньш, Таливалдис Кениньш, а также известный музыковед Лия Красинская и некоторые литовские композиторы.
Один из подписантов Меморандума Центрального Совета Латвии от 17 марта 1944 года. В 1944 году, когда в Латвию вошли советские войска, Витолс эмигрировал в Германию, где в 1946—1947 гг. преподавал в Детмольдской высшей школе музыки.
Умер Витолс 24 апреля 1948 года в больнице г. Любека. В 1993 году его прах был перевезен из Любека и перезахоронен 27 июня на Лесном кладбище Риги.
Works without Opus Number
- Symphony in E minor (1886–87)
- Symphony No.2 (1901, apparently unfinished)
- Overture for Orchestra «Tom Thumb» (1908)
- Song of a Fisherwoman, for Voice and Orchestra (1911)
- Song of the Sun’s Radiance, cantata for Baritone, Chorus and Orchestra (1911)
- There is Still a Silent Night in My Mind, for Voice and Orchestra (1911)
- Goblet on the Isle of the Dead, for Voice and Orchestra (1911)
- From the Tree of Acknowledgement, for Chorus and Orchestra (1924)
- Rudens Dzisma (Autumn Song), for Orchestra (1928)
- Latvian Country Serenade, for Orchestra (1934)
- 8 Latvian Folk Songs, for Voice and Piano; Riga, Vapp (1941)
- Пятёрка гнедых
- Дуй же, дуй же ветер
- Я лучину засветила
- Мы споём, девицы, песню
- На лугу мне раз случилось
- Звонкая песня
- Ой, соколик, сокол мой
- Маленькая я дочурка
- Legend, for String Quartet (1942)
- Easter Cantata “The Sermon on the Mount” for Baritone, Women’s chorus, Organ and Orchestra (1943)
- Polonaise , arr. for Military Band (1950)
- Траурный марш, for Military Band, arr. for Piano (1927, pub. 1951)
- Berzs tireli «Stāv tīrelī uz pakalnītes bērzs» , for Chorus a capella
- Davids Zaula pricksa «Snauz, snauz Zauls» , for Chorus a capella
- Karalis un berzlapite «Salce su birstalu zeme valdija karalis briemigs» , for Mixed Chorus a capella
- Menestins meloja «Visu manu istabu menestins piebera» , for Chorus a capella
- Mana tauta serdiente , for Male Chorus a capella
- Die versunkene Stadt «Fernher tönte Zikadensang» , for Male Chorus a capella (R. Baumbach)
- 2 Choruses, for Mixed Chorus a capella
- Aiz upītes jēri brēca (Lambs Were Wailing Across the River)
- Skaisti dziedi, lakstīgala
В садике сестры (arr.), for Mixed Chorus a capella
Латышские народные песни, for Voice and Piano
- Не шуми ты, лес зелёный
- Обувала белы ножки
- Милому дала я руку (Молодцу дала я руку)
- Вскачь пущу коня гнедого (Конь гнедой мой в Риге куплен)
- Сладко соловей распелся
- В Риге звон
- Не хожу я той дорожкой
- Плясовая «В пляс пошла беднота»
- Ой ты, щучка-невеличка
- Пять годочков я батрачил
- Колыбельная «Ай-я, жужу, медвежонок»
- Колыбельная «Крошку дорогую»
- Морю нужен тонкий невод (Морю сеть нужна тугая — рус. текст Северцева)
- Ты скачи, скачи, буланый
- Шесть весёлых музыкантов
- Посей, братец, коноплю
- Как бараны за рекою
- Лиго! «Кто завёл сегодня»
- Подавай, хозяйка, сыру
- Янов день мы провожаем
- Куропатка возле тропки
- Я вокруг горы бродил
- Petite Polka , for Piano; Jelgawa, 1893
- Luhgschana (Lermontov), for 4-Part Chorus a capella; Jelgawa, 1888
- Sniedziņš sniga, putināja, for 4-Part Chorus a capella; Jelgawa, 1892
- Колыбельная «Спи мой братик»
- Звуки арфы «Слышу арфы звуки», for Voice and Piano
- Rekviem, 1933
- Родные звуки. Классное пособие при обучении пению для низших и средних учебных заведений, for singing a capella. Зихман, 1899 -1903 -? -13
- Певец. Классное пособие при обучении пению для низших и средних учебных заведений, for singing a capella. Зихман, 1901 -05 -09 -12 -16
Хоровод, for Piano
Работает
Opus | Оркестровый | Камера | Вокал | Пианино | Год |
---|---|---|---|---|---|
1 | Соната для фортепиано си-бемоль минор | 1886 г. | |||
21 год | Драматическая увертюра | 1895 г. | |||
27 | Струнный квартет соль мажор | 1899 г. | |||
35 год | Песня ( Дзесма ) | 1908 г. | |||
45 | Северное сияние ( Ziemeblāzma ) | 1914 г. | |||
14 | Рекит для альта или виолончели и фортепиано | 1894 г. | |||
32 | 8 латышских народных мелодий для фортепиано | ||||
Симфония ми минор | 1886–88 | ||||
37 |
Sprīdītis
|
1907 г. | |||
42 | Фантазия на латышские народные мелодии | 1908–10 | |||
Осенняя песня ( Rudens dziesma ) | 1928 г. | ||||
28 год | Бард Беверины ( Beverīnas dziedonis ) | 1891 г. | |||
— | Нагорная проповедь ( Kalna sprediķi ) | 1943 г. | |||
12 | Эскиз для виолончели и фортепиано | ||||
8 | Berceuse | 1892 г. | |||
39 | Рапсодия на литовские народные песни | ||||
29 |
10 популярных латинских песнопений
|
1901 г. | |||
6 | Вариации на тему Летте | 1892 г. | |||
7 |
Шесть мелодий
|
1892 г. | |||
3 | Юмореска | 1890 г. | |||
4 | La fête Lihgo | 1889 г. | |||
5 |
3 песни ( Дзесмас )
|
1892 г. | |||
2 | Мелоди и мазурка | 1889 г. | |||
43 год | 3 Воспоминания | 1914 г. | |||
53 |
3 песни ( Дзесмас )
|
1919 г. | |||
55 | Berceuse in A | 1921 г. | |||
11 |
3 мелодии для голоса и фортепиано
|
||||
13 | 3 прелюдии | 1894 г. | |||
15 | Романтика | 1894 г. | |||
50 | 5 chansons d’ete ( Vasaras dziesmas ) | 1918 г. | |||
16 | 3 прелюдии | 1895 г. | |||
2 | 4 Морсо | 1895 г. | |||
58 | 12 Chansons Enfantines | 1921 г. | |||
63 | Сонатина для фортепиано си минор | 1927 г. | |||
52 |
3 песни ( Дзесмас )
|
1919 г. | |||
66 |
Даргакени
|
1924 г. | |||
68 | 8 миниатюр ( Astonas miniaturas ) | 1928 г. | |||
— | Струнный квартет №1 | 1885 г. | |||
— | Esquisse | 1894 г. | |||
10 | 3 прелюдии | 1893 г. | |||
9 | Mazurka et Valse | 1892 г. | |||
34 | Песни | ||||
35 год | Das Lied | ||||
61 | 3 песни ( Дзесмас ) | 1925 г. | |||
59 | 3 песни ( Дзесмас ) | 1923 г. | |||
24 | Вальс-Каприс | 1897 г. | |||
Песня солнечного сияния | 1911 г. | ||||
В моей голове все еще тихая ночь | 1911 г. | ||||
23 | 2 Морсо | 1897 г. | |||
25 | 3 Морсо | 1897 г. | |||
33 | Двойные миниатюры ( Divas miniaturas ) | 1905 г. | |||
Рапсодия для скрипки с оркестром | 1918 г. | ||||
57 год | Кармина | 1927 г. | |||
38 | 3 силуэта | 1909 г. | |||
41 год |
2 Морсо
|
1910 г. | |||
44 год | 3 песни ( Dziesmas ) | 1910 г. | |||
48 | 5 прелюдий Наурены Эльзас | 1914 г. | |||
54 | Вариации-портреты | 1920 г. | |||
17 | 3 Морсо | 1895 г. | |||
18 | Berceuse et Étude | 1895 г. | |||
19 | 2 прелюдии | 1895 г. | |||
20 | 4 Морсо | 1895 г. | |||
22 | |||||
31 год |
7 Лидер ( Дзесмас )
|
1903–21 | |||
26 год | 3 Этюды | 1898 г. | |||
36 | |||||
30 | 3 прелюдии | 1903 г. | |||
40 | 8 песен ( Дзесмас ) | 1909 г. | |||
46 | |||||
47 | |||||
49 | 5 латышских народных песен | 1916 г. | |||
51 | 3 песни ( Дзесмас ) | 1919 г. | |||
56 |
3 Лидер ( Trīs dziesmas )
|
1921 г. | |||
60 |
Le Chagrin du Pueple ( Tautas bedas )
|
1923 г. | |||
62 | 3 песни ( Дзесмас ) | 1925 г. | |||
64 | |||||
65 | |||||
67 | |||||
— | Осенняя песня ( Руденс Дзисма ) | ||||
— | Симфония ми минор | 1886–87 | |||
— | Симфония No2 | 1901 г. | |||
— | мальчик с пальчик | 1908 г. | |||
— | Песня рыбалки | 1911 г. | |||
— | Песня солнечного сияния | 1911 г. | |||
— | В моей голове все еще тихая ночь | 1911 г. | |||
— | Кубок на острове мертвых | 1911 г. | |||
— | Рапсодия для скрипки с оркестром | 1918 г. | |||
— | С Древа признательности | 1924 г. | |||
— | Песня осени | 1928 г. | |||
— | Латвийская деревенская серенада для оркестра | 1934 г. | |||
— | Нагорная проповедь | 1943 г. | |||
— | Легенда для струнного квартета | 1942 г. | |||
— | Пастораль ( Pastorāle ) для органа | 1913 г. | |||
— | 29 мелодий хорового пения, написанных в живом образе l’église évangélique luthérienne lettonne ( 29 korāļi meldiju grāmatā latvijas evaēliski — luterāņu draudzēm ) | 1924 г. | |||
— | Литургия ( Liturģija ) | 1934 г. | |||
— | Liturgie de Pâques ( Lieldienu liturģija ) | 1935 г. |
Музыковедение
Анатолий Константинович Линдон: жизнь, творчество и время (одно из очерков, опубликованных с очерком биографии Виктора Вальтера и вспоминаемое Сергеем Городецким) (1916)
Основные сочинения
Витолс — автор первых латвийских сочинений в жанре симфонии (1888), фортепианной сонаты (1885), струнного квартета (1899). Его стиль отмечен ясностью формы и хорошей оркестровкой. Синтезировав влияния европейской и русской музыки конца XIX века, композитор также использовал в своих сочинениях элементы латышского музыкального фольклора.
- Оркестровые произведения
- Симфония e-moll (1888)
- «Драматическая увертюра» (1896)
- Семь народных латышских песен (1903)
- «Осенняя песнь» (1928)
- «Латышская деревенская серенада» (1935)
- Камерные произведения
- Два струнных квартета (1885, 1899)
- Романс для скрипки и фортепиано (1894)
- Фантазия на латышские темы для скрипки и фортепиано (1910)
- Вариации на русскую тему (вариация № 6 в коллективном сочинении)
- Фортепиано
- Соната (1885)
- Вариации на латышскую тему (1891)
- Вальс-каприс (1897)
- Десять народных латышских песен (1901)
- «Песня волн» (Viļņu dziesma; 1909)
- «Кармина» (1921)
- Сонатина (1926)
- другие сочинения
- Вокальные произведения
- Более ста сочинений для хора без сопровождения, в том числе «Замок света» (Gaismas pils; 1899), «Королевская дочь» (Karalmeita; 1903), «Давид и Саул» (Dāvids Zaula priekšā; 1928) и др.
- Кантаты для хора и оркестра, в том числе «Беверинский бард» (1891)
- Песни и романсы для голоса и фортепиано
- Музыковедческая литература
Анатолий Константинович Лядов: жизнь, творчество, эпоха (один из разделов сборника, включающего также очерк В. Г. Вальтера и воспоминания С. М. Городецкого) (1916)
Стиль
Следуя примеру своих русских коллег, Витолс стал ведущим представителем в Латвии. Он считается отцом чисто латышской классической музыки , будучи первым латвийским композитором, достигшим международного уровня. В его творчестве обнаруживается неоспоримое влияние его учителя Римского-Корсакова, не в последнюю очередь в великолепной оркестровке — оценку, которую разделял друг Витолса и соратник-композитор Александр Глазунов . Во время пребывания в России Витолс глубоко заинтересовался латышским фольклором и дирижировал Латвийским хором в Санкт-Петербурге . Его мелодии явно основаны на его наследии и часто содержат латышские народные мелодии . Стремясь создать для Латвии музыкальный стиль, Витолс подражал процессам русской национальной школы. Его масштабные произведения, большей частью исполненные в сонатной форме , часто отличаются впечатляющим драматическим развитием. В целом, по сравнению со многими другими композиторами ХХ века, он был склонен к консерватизму, но, тем не менее, обладал виртуозной композиционной техникой.
литература
- Карлис Эгле: Композиторы Язеп Витолс. Библиография . Латвийская академия наук, Рига, 1963 г. (краткое изложение биографии, библиография и — неполный — краткий каталог).
- Ольгертс Гравитис: Jāzeps Vītols un latviešu tautas dziesma . Latvijas Valsts Izdevniecība, Рига, 1958 (Язепс Витолс и латышская народная песня).
- Вия Мушке: Язепс Витолс, музикас критикис . Latvijas PSR zinātnu Akadēmijas Izdevniecība, Рига 1974 (музыкальный критик Язепс Витолс).
- София Вериня: Язепс Витолс. Композиторы и педагоги . Avots, Рига, 1991. ISBN 5-401-00488-5 (Язепс Витолс как композитор и учитель музыки).
Style
Taking his cue from his Russian colleagues, Vītols became the leading exponent of national romanticism in Latvia. He is considered to be the father of a distinctively Latvian classical music, being the first Latvian composer to achieve international stature. His work reveals the undeniable influence of his teacher Rimsky-Korsakov, not least in the brilliance of its orchestration, an assessment which was shared by Vītols’ friend and fellow composer Alexander Glazunov. During his time in Russia, Vītols became deeply interested in Latvian folklore and conducted the Latvian Choir in Saint Petersburg. His melodies clearly draw upon his heritage, and often directly feature Latvian folk tunes. In striving to forge a musical style for Latvia, Vītols emulated the processes of the Russian national school. His large-scale works, which are mostly cast in sonata form, are often characterized by impressive dramatic development. Overall, in comparison with many other 20th century composers, he tended to be rather conservative but nonetheless possessed a masterly composition technique.
Индивидуальные доказательства
- ↑ Витолс, Язепс . В: Клаус Бекманн : Репертуар органной музыки. Композиторы — Произведения — Выпуски, 1150–2000 . Том 1: Органное соло . Шотт, Майнц, 3-е, переработанное и расширенное издание 2001 г., ISBN 3-7957-0500-2 , стр. 730.
- Ольгертс Гравитис: Язепс Витолс. Konspektīva informācija . В: Улдис Силиньш (ред.): Dziesmai vieni gala nava. Jāzeps Vītols savās un laikabiedru vēstulēs 1918–1944 . Нордик, Рига, 2006. С. 11-14.
личные данные | |
---|---|
ФАМИЛИЯ | Витолс, Язепс |
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИМЕНА | Wihtol, Джозеф |
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ | Латышский композитор |
ДАТА РОЖДЕНИЯ | 26 июля 1863 г. |
МЕСТО РОЖДЕНИЯ | Валмиера |
ДАТА СМЕРТИ | 24 апреля 1948 г. |
МЕСТО СМЕРТИ | Любек |
Biography
Vītols, the son of a schoolteacher, began his studies in composition in 1880 at the Saint Petersburg Conservatory with Nikolai Rimsky-Korsakov. After graduating in 1886, he remained at the Conservatory to teach composition and reached the rank of Professor in 1901. His pupils there included Nikolai Myaskovsky and Sergei Prokofiev. Vītols was a close friend of fellow professors Alexander Glazunov and Anatoly Lyadov; he would regularly participate at Mitrofan Belyayev’s «Weekly Fridays» — regular meetings of prominent Russian composers at Belyayev’s home. At the time, Belyayev was Vītols’ primary publisher. Besides academia, Vītols also spent time as a music critic for the St Petersburger Zeitung from 1897 to 1914.
In 1918, Vītols returned from Russia to his newly independent Latvia to conduct the Latvian National Opera. The following year, he established the first Latvian Conservatory of Music, which was later renamed the Jāzeps Vītols Latvian Academy of Music in his honor, and he ran the composition classes there between 1919 and 1944. His most prominent students during his tenure were Jānis Ivanovs and Ādolfs Skulte. He also helped co-found the Latvian Composers’ Society in 1923. In 1944, he moved to Lübeck in Germany and lived there until his death in 1948. His remains were returned to Riga in 1993.
Vītols was active not only as a composer, pedagogue, and conductor, but was also a pianist and prolific music critic. He was a member of Latvian student fraternity Fraternitas Lataviensis.
His choral music, especially Gaismas pils (The Castle of Light) is very popular with Latvian choirs, and is often included in the repertoire of the Latvian Song and Dance Festival. Vītols vocal and choral works are published by Musica Baltica Ltd in Riga.