Музыка
Предложения перезаписываются:
- Аллегро ¢ ре мажор
- Affettuoso си минор
- Аллегро 2/4 ре мажор
Внутри концертной формы, зародившейся в Италии, очень современное движение, подчеркивающее внешние голоса своими неизменными тройками, явно отсылает к французскому вкусу. Использование недавно появившейся поперечной канавки также указывает на это. Через некоторое время все три части вводят мелодию, характеризующуюся мотивами вздохов , что также относится к моделям французских композиторов. Этот концерт можно рассматривать как пример усилий немецких композиторов высокого барокко по объединению национальных стилей Италии и Франции.
Инструменты одинаково используются на больших расстояниях; Однако во второй половине первой и третьей частей все чаще появляются виртуозные партии клавесина, которые местами отодвигают другие инструменты на задний план и приводят к обширному соло в первой части. Из-за доминирующей роли клавесина этот концерт иногда считают первым концертом для клавесина в истории музыки. Идея создания еще одной инструментальной группы (здесь соло флейты и скрипки) как своего рода посредника между настоящим сольным инструментом и оркестром также была записана Бахом в Четвертом Бранденбургском концерте и в .
Первое предложение
После tutti ritornello солисты знакомятся со своей собственной темой и быстро развивают из этой контрастной темы мелодию, характеризующуюся мотивами вздохов. Обширные сольные пассажи структурированы частыми оркестровыми выступлениями, начиная с риторнели.
Примерно на полпути к каденции клавесина флейта и скрипка неожиданно вводят новый вокальный мотив пианиссимо без дальнейшей подготовки или драматизации , который они исполняют попеременно тактами, только чтобы свести его к довольно незаметному мотиву восьмой ноты. Клавесин проходит здесь на заднем плане через восьмые ноты в левой руке и непрерывные перерывы аккорда в правой; Весь этот отрывок представляет собой крупномасштабное, часто диссонирующее исследование гармонии, которое заканчивается органной точкой и длинными трелями флейты и скрипки и, наконец, приводит к риторнели на доминанте
Затем следует повторение исходного сольного материала, прежде чем клавесин начинает привлекать к себе внимание своими бешеными тридцатью двумя позициями; другие инструменты сейчас выводят все больше и больше. Это мастерски составленное декрещендо ясно показывает звуковое чутье Баха и неуместность крылатой фразы «Барочная динамика террасы ».
Обширное соло клавесина без сопровождения аккомпанемента основано на сольной теме и продолжает ее, снова и снова прерывая виртуозные, прежде всего гармонично продуманные части. Даже заметное длинное острие органа на доминанте не ведет к финальному тутти; решение задерживается на несколько баров по ошибке.
Второе предложение
Как и во многих концертах сборника, медленная часть ( affettuoso ) исполняется только сольными инструментами: изначально нетематичный бас левой руки сопровождает правую руку клавесина, а также флейту и скрипку. В его теме преобладает мягкий точечный ритм. Однако во второй половине тема содержит контрастирующие цепочки легато, из которых Бах быстро развивает контрастный мотив. Он противопоставляет это вступительной теме, которая теперь больше похожа на риторнелло и явно используется для структурирования движения в дальнейшем ходе.
Между пятью пассажами тутти (узнаваемыми по обозначению исполнения forte на флейте и скрипке, а также по тому факту, что клавесин играет континуо) лежат сольные пассажи, в которых инструменты используются поочередно и все заканчиваются только клавесином.
Третье предложение
Финальная часть начинается как фуга — сначала в сольных инструментах, затем также в оркестре, но от тематической работы быстро отказываются. Этот механизм явно состоит из трех частей, с идентичными внешними частями и контрастирующей средней частью двойной длины в параллельной минорной тональности. Эта средняя часть части также вводит совершенно новую тему в самом начале, которая из-за своей большой дуги и вокального характера образует явный контраст с предыдущей и которую Бах прямо назвал кантабиле . После того, как каждый сольный инструмент сыграл на нем один раз, он также переходит в верхние голоса оркестра; Границы между сольным инструментом и оркестровым инструментом размыты здесь местами в густой сети. Примерно с середины движения клавесин снова становится ясно выраженным как солист, с флейтой и скрипкой с одной стороны и оркестровыми высокими голосами с другой как закрытые группы. Раздел заканчивается си-минор, затем движение начинается снова без перехода, то есть с буквального повторения первого раздела.
General Information
Work Title | Brandenburg Concerto No.5 |
---|---|
Alternative. Title | |
Name Translations | 5. Brandenburgisches Konzert; Concerto brandeburghese n. 5; Concert de Brandenburg núm. 5; concerto brandebourgeois n° 5; ブランデンブルク協奏曲 第5番; Concierto de Brandeburgo n.º 5; Brandenburga Konĉerto n-ro 6 |
Name Aliases | Concert núm. 5 re major, BWV 1050; Concert núm. 5 en re major; Concert núm. 5 en re major, BWV 1050 |
Authorities | |
Composer | Bach, Johann Sebastian |
Opus/Catalogue NumberOp./Cat. No. | BWV 1050 |
I-Catalogue NumberI-Cat. No. | IJB 47 |
Key | D major |
Movements/SectionsMov’ts/Sec’s | 3 movements:
|
Year/Date of CompositionY/D of Comp. | 1720–21 |
First Publication. | 1852 — Leipzig: C.F. Peters (ed. Dehn) |
Dedication | Christian Ludwig, Margrave of Brandenburg-Schwedt |
Average DurationAvg. Duration | 21 minutes |
Composer Time PeriodComp. Period | Baroque |
Piece Style | Baroque |
Instrumentation | flute, violin, harpsichord, orchestra |
InstrDetail | violin, viola, cello, violone |
Primary Sources | |
External Links | Wikipedia article (6 Brandenburg concertos) |
Extra Information |
Navigation etc.
Concertos by Johann Sebastian Bach | |
---|---|
The Six Brandenburg Concertos
|
Harpsichord Concertos
|
Violin Concertos
|
|
Oboe Concertos
|
Concertos for various instruments
|
Ссылки [ править ]
- ^ «Бранденбургский концерт № 5, D (исправленная версия) BWV 1050.2; BWV 1050» . Bach Digital . Лейпциг: Архив Баха ; и другие. 2020-04-15.
- ^ «Бранденбургский концерт № 5, D (ранняя версия) BWV 1050.1; BWV 1050a» . Bach Digital . Лейпциг: Архив Баха ; и другие. 2020-04-29.
- Перейти ↑ Dirksen 1992, p. 157
- ^ CRF Maunder. Озвучивание барочных концертов . Boydell Press, 2004. ISBN 184383071X , стр. 107
- ^ Кристоф Вольф . Иоганн Себастьян Бах: Образованный музыкант . WW Norton & Company, 2001. ISBN 0393075958 , стр. 134
- Перейти ↑ Dirksen 1992, pp. 159–162
- ^ a b Дирксен 1992, стр. 158
- ^ DB Mus. РС. Bach St 132, Fascicle 1 навеб-сайте Bach Digital ( Konzerte; iSol (3), струнные; D-Dur; BWV 1050a; BWV 1050: Brandenburgisches Konzert Nr. 5 (стр. 2–38) навеб-сайте Берлинской государственной библиотеки ; RISM № . 467 301 220 )
- ^ Дюрр 1975
- ^ Грегори Батлер. Перспективы Баха . 7: Концертная ансамблевая музыка И. С. Баха: Концерт . University of Illinois Press, 2008. ISBN 0252031652 , стр. 16
- ^ a b D-B Am.B 78 на веб-сайте Bach Digital ( стр. 115–145 из 6 Brandenburgische Konzerte, 1721 на веб-сайте Берлинской государственной библиотеки ; RISM № 452503917 )
- ^ a b D-B Mus. РС. Bach St 130 на веб-сайте Bach Digital ( Konzerte; cemb, fl, vl, orch; D-Dur; BWV 1050: Brandenburgisches Konzert Nr. 5 на веб-сайте Берлинской государственной библиотеки ; RISM No. 989003641 )
- ^ a b c d Дирксен 1992, стр. 169–170
- ^ a b Альфред Дорффель . «Статистика концертов в Лейпциге» в Geschichte der Gewandhausconcerte zu Leipzig vom 25. Ноябрь 1781 — 25 ноября 1881: Im Auftrage der Concert-Direction verfasst . Лейпциг, 1884, стр. 3
- ^ F-Sn Ms 2.965 навеб-сайте Bach Digital ( RISM No. 840001021 )
- ^ DB Mus. РС. Bach St 131 насайте Bach Digital
- ^ DB Mus. РС. Thulemeier 3 (1750–1755), DB Mus. РС. Баха 164 ( ок. 1760 ?), DB Mus. РС. Bach St 132, Fascicle 2 ( c. 1760-1789 ), DB Mus. РС. Bach P 261 (конец 18 века) и DB Mus. РС. Bach P 262 (конец 18 века) навеб-сайте Bach Digital
- ^ a b Ржавчина 1871 г., Предисловие
- ^ D-Sl Cod. мус. II, л. 249 (1920–1839), D-DS Mus. РС. 534, Fascicle 2 (1920–1839), D-DS Mus. РС. 534, Fascicle 1 ( ок. 1836 г. ) и GB-Ob MS. М. Денеке Мендельсон гр. 62, Fascicle 2 ( c. 1835–1842 ) навеб-сайте Bach Digital
- ^ Ден 1852
- ^ Ржавчина 1871
- ^ Макс Регер (аранжировщик). Концерт D dur: Brandenburgisches Nr. 5 für Klavier, Flöte und Violine mit Streichquintettbegleitung . Breitkopf & Härtel , 1915 год.
- ^ OCLC 702680558
- ^ OCLC 9526442
- ^ OCLC 840603287
- ^ OCLC 671511345 , 671391
- ^ OCLC 20479977 , 15625425
- ^ OCLC 22630406
- ^ OCLC 806368108
- ^ OCLC 910351722
- ^ Партия «Виолончель» в DB Mus. РС. Баха 132, Fascicle 2
- Перейти ↑ Dirksen 1992, p. 171
- ^ BNF 383979768
- ^ Блер Сандерсон. Обзор Адольфа Буша: Бах — Бранденбургские концерты, оркестровые сюиты на www .allmusic .com
- ^ BNF 379941856
- ^ Уолтер Карлос . Включенный Бах II : виртуозные электронные исполнения Бранденбургского концерта № 5, Отрывки из Сюиты № 2 си минор , Овцы могут спокойно пастись , Сюита из записной книжки Анны Магдалены , Двухголосные инвенции ля минор и ля мажор . Trans-Electronic Music Productions, 1973 г. CBS № S 65974
Источники
- Зигфрид Ден (редактор). Cinquième Concerto pour Clavecin, Flûte et Violon Concerto с аккомпанементом Violon, Alto, Violoncelle et Basse composé par JEAN SEBASTIEN BACH (= BWV 1050; часть серии под названием Шесть композиторских концертов ЖАНА СЕБАСТЬЕНА БАХА, опубликованных для премьеры первых рукописей в котором все шесть Бранденбургские концерты были опубликованы отдельными томами между 1850 и 1852 гг.). Лейпциг: К. Ф. Питерс, 1852.
- Альфред Дюрр. «Zur Entstehungsgeschichte des 5. Brandenburgischen Konzerts», стр. 63–69 в Бах-Ярбух 1975. Берлин: Evangelische Verlagsanstalt (для Neue Bachgesellschaft ), 1975. OCLC
Возникновение
Сохранилась ранняя версия концерта (BWV 1050a); в нем записанное соло клавесина без аккомпанемента ( Solo senza stromenti ) имеет длину всего восемнадцать тактов. Эта часть, безусловно, была написана для инструмента с одним ручным управлением и меньшим диапазоном, т.е. она была написана до зимы 1718/1719 года, когда Бах взял в руки новый, более крупный клавесин в Берлине — известная обширная каденция могла быть создана для этот большой клавесин позже. Партия виолончели также отсутствовала в ранней версии, так что, видимо, здесь действительно понадобилось всего шесть музыкантов.
Поэтому предполагалось, что этот концерт был написан для запланированной встречи Баха и Луи Маршана в сентябре 1717 года. Это событие произошло в Дрездене в квартире скрипача Жана-Батиста Волюмье , друга Баха . Конечно, присутствовало много музыкантов, поэтому вполне возможно, что Бах также запланировал здесь концертное ансамблевое произведение; Тогда Пьер-Габриэль Буффарден играл бы на флейте соло, а ведущий — на скрипке соло.
На это возразили, что сольные партии слишком просты для этих виртуозов и что в Дрездене определенно были доступны клавесины с большим диапазоном клавиш. Сегодня концерт больше связан с первым курортным пребыванием принца Леопольда в Карловых Варах (май / июль 1718 г.), на которое он взял с собой шесть музыкантов. Это объясняет отсутствие второй скрипки тутти, а также менее требовательную партию флейты, которую мог бы освоить исполнитель с другим основным инструментом.
Navigation etc.
Concertos by Johann Sebastian Bach | |
---|---|
The Six Brandenburg Concertos
|
Harpsichord Concertos
|
Violin Concertos
|
|
Oboe Concertos
|
Concertos for various instruments
|
General Information
Work Title | Brandenburg Concerto No.5 |
---|---|
Alternative. Title | |
Name Translations | 5. Brandenburgisches Konzert; Concerto brandeburghese n. 5; Concert de Brandenburg núm. 5; concerto brandebourgeois n° 5; ブランデンブルク協奏曲 第5番; Concierto de Brandeburgo n.º 5; Brandenburga Konĉerto n-ro 6 |
Name Aliases | Concert núm. 5 re major, BWV 1050; Concert núm. 5 en re major; Concert núm. 5 en re major, BWV 1050 |
Authorities | |
Composer | Bach, Johann Sebastian |
Opus/Catalogue NumberOp./Cat. No. | BWV 1050 |
I-Catalogue NumberI-Cat. No. | IJB 47 |
Key | D major |
Movements/SectionsMov’ts/Sec’s | 3 movements:
|
Year/Date of CompositionY/D of Comp. | 1720–21 |
First Publication. | 1852 — Leipzig: C.F. Peters (ed. Dehn) |
Dedication | Christian Ludwig, Margrave of Brandenburg-Schwedt |
Average DurationAvg. Duration | 21 minutes |
Composer Time PeriodComp. Period | Baroque |
Piece Style | Baroque |
Instrumentation | flute, violin, harpsichord, orchestra |
InstrDetail | violin, viola, cello, violone |
Primary Sources | |
External Links | Wikipedia article (6 Brandenburg concertos) |
Extra Information |
Brandenburgische Konzert No. 5 (D-dur), BWV 1050
Композитор
Иоганн Себастьян Бах
Жанр
симфонические, концертные
Страна
Германия
Пятый Бранденбургский концерт (D-dur) по трактовке жанра, по стилю и изложению — особенно ярко новаторский. Формально он мог бы быть причислен к grosso (concertino и ripieni), но роль оркестра (скрипка, альт, виолончель, continuo) в нем чисто подчиненная, активность солирующих инструментов выше, чем в concertino обычного типа, а потому перед нами скорее тройной концерт. Но и этого определения недостаточно. Солисты — флейта (поперечная), скрипка principale и чембало concertato — не равнозначны между собою. Весь оригинальный облик первого Allegro (D-dur), его композиция, фактура определяются особой ролью клавира в общем ансамбле: он не только исполняет партию basso continuo, но концертирует, и притом прежде всего именно концертирует.
Это было жанровое решение, в ту пору небывалое. Отсюда та полнота, с какою Бах, не в пример другим своим концертам, выписал здесь цифрованный бас. Новаторством отмечена и тематическая сфера Allegro. Она, как и в других Бранденбургских концертах, индивидуализирована: tutti и Concertino вступают со своими характерными тематическими голосами. В то время как tutti ведут «крупную линию» — бравурно-праздничную тему-ритурнель — четко очерченный период крепкой гомофонно-гармонической фактуры, флейте и скрипке principale поручена иная, мягко и легко очерченная мелодия. Ответвленная от «ритурнеля», она получает далее интенсивное ладо-гармоническое развитие. Наконец, в разработочной середине формы (с такта 71) в концертирующих партиях появляется третья тема с контрастно-певучей «моцартианской» интонацией и в контрастной тональности (fis-moll). Три темы в Allegro — явление принципиально новое в ту эпоху; здесь с Бахом может быть сравним разве лишь Доменико Скарлатти, и то лишь в ином, камерном жанре.
Нигде в концертах баховской или добаховской поры принцип состязания концертантов не был реализован так ясно и последовательно. У Корелли концерт — это еще «стройное согласие»; Вивальди привносит в него состязательный момент; но лишь у Баха и Генделя — это впервые уже подлинно-активное соперничество. В Allegro пятого концерта композитор смело и красиво воспользовался необычным приемом переключения функции: партия чембало постепенно преобразуется, состязание достигает кульминации. По мере того как с бурным фигурационно-ритмическим оживлением клавирная фактура приобретает все больший блеск и размах, концертность «подавляет» функцию continuo. Кажется, сама история инструмента и жанра воссоздана обобщенно в этой музыке. Чембало выходит на авансцену, властно подчиняя себе весь оркестр и в точке золотого сечения формы завоевывает вершину развития в огромной каденции импровизационно-фантазийного плана и senza stromenti (без сопровождения). Заключительное построение Allegro образовано последним проведением главной темы у tutti.
Вторая, медленная часть концерта (h-moll) отмечена ремаркой Affettuoso, что указывает на лирически-прочувствованный характер музыки. Концертирующие инструменты — флейта, скрипка и чембало— сплетают голоса в прекрасном полифоническом трио. Широкие кантабильные линии напряженной интонации (уменьшенные кварты и септимы) медленно восходят, ниспадают большими волнами пунктирно-ритмического рисунка и застывают в величавых кадансах с многозначительно и печально звучащими предъемами. И на этой лирической странице Бах близок Генделю, но в ином жанре. Стиль Affettuoso родствен лирической вокальной линии лучших опер Генделя в период 20-х годов («Юлий Цезарь», «Роделинда»).
Как почти всегда у Баха, радость жизни превозмогает поникшую скорбь. Финал концерта — фугированное Allegro D-dur в трехчастной репризной форме (своего рода баховское Perpetuum mobile), игровое, светлое, блестящее — вызывает в нашей фантазии образы праздничного веселья, кружения в пляске (триоли). Первоначальные тематические проведения возникают в голосах Concertino, затем лишь вступают tutti. Чембало в финале далеко уже не столь активно и блестяще, как раньше; его кульминация позади, а роль continuo вновь вступила в свои права. Но и здесь оно сохраняет за собою эпизодически «бриозные» soli. Динамика скупо, но ясно и четко нюансирована по голосам. Вместе со штрихами она как бы конкретизирует и заостряет «характеристики» инструментальных партий и местами создает тонкую полифонию звучностей.
К. Розеншильд
Бранденбургские концерты →