Проблемы перевода
Кстати, насчет слов. У Шуберта все песни рождаются из уникальной тесной связи между языком и музыкой. Это означает, что они должны быть исполнены только на немецком языке, и ни о каких переводах не может идти речи. Переводить их — значит, безусловно, потерять существенную часть идентичности произведения. Чтобы правильно услышать Шуберта, мы должны услышать его по-немецки.
Перед исполнителями возникла проблема: если ваши слушатели не понимают языка, как вы можете передать значение слов? Вы можете напечатать их на экране или в программке, но тогда вы потеряете часть внимания своей аудитории. Или вы можете спеть версию песен в переводе. Для многих певцов прямое и ясное общение со своей аудиторией было важнее, чем верность оригинальной версии произведения.
Однако есть еще один путь. Так британский театральный режиссер, писатель, переводчик и автор текстов Джереми Сэмс сделал свободный перевод стихов Мюллера на английский язык. Вместо того, чтобы заменять слово за словом, он создал новую поэзию, которая соответствует смыслу слов Мюллера и ритмам музыки Шуберта. Таким образом, его текст тоже тесно переплетается с музыкой. Интересно, что Джереми — сын Эрика Самса, известного исследователя традиции немецких Lieder, который говорил: «Никогда не переводи Lieder. С оперой это можно сделать, ведь она — история. Но Lieder — это поэзия, и ее не следует трогать.«
Лучшие произведения Шумана: 10 основных пьес великого композитора
Карнавал
Двадцать увлекательных фортепианных миниатюр, изображающих гуляк в масках на Карнавале, фестивале перед Великим постом, включая музыкальные портреты Паганини и Шопена. Карнавал демонстрирует практически все личные и музыкальные качества молодого Шумана в той или иной форме, а ряд произведений представляет собой музыкальные портреты друзей композитора и важных современников.
Крейслериана
Kreisleriana – это набор из восьми сольных фортепианных пьес, посвященных Шопену и вдохновленных персонажами из рассказов немецкого писателя-романтика ЭТА Хоффмана. Шуман считал «Крейслериану» одним из своих лучших произведений, и это произведение остается одним из основных элементов романтического сольного фортепианного репертуара.
Kinderszenen
Набор из тринадцати восхитительных пьес для фортепиано, ностальгически напоминающих «Сцены из детства», не путать с более поздним «Альбомом для юношества», который был разработан специально для детей! «Träumerei» («Сновидение»), № 7, – одно из самых известных произведений Шумана.
Études Symphoniques
Фортепианные вариации потрясающего мастерства и удивительной спонтанности, учитывая, что Шуман потратил на работу несколько лет. Этюды считаются одними из самых сложных произведений Шумана для фортепиано (вместе с его «Фантазией до мажор» и «Токката») и во всем фортепианном репертуаре.
Концерт для фортепиано с оркестром
Концерт ля минор для фортепиано с оркестром, соч. 54 – единственный фортепианный концерт Шумана и одно из самых сокровенных его масштабных произведений. Его жена Клара заметила: «Фортепиано настолько искусно переплетено с оркестром, что невозможно представить одно без другого». Несомненно лучшее произведение Шумана.
Симфония No 3 (‘Рейнская’)
Симфония № 3 («Рейнская») – один из последних великих шедевров Шумана. «Рейнская» симфония была вдохновлена счастливыми воспоминаниями Шумана о поездке в Рейнскую область с его женой Кларой. Традиционно симфонии имеют только четыре части, но в этой работе Шуман расширил условную структуру до пяти частей. Темы «Рейнской» симфонии позже были переработаны Брамсом в его «Симфонии № 3».
Симфония No. 4
Желание Шумана полностью интегрировать симфонию достигает своего апогея в Симфонии № 4, наиболее формально новаторской из его симфоний. В каждом движении нити исходной темы остаются присутствующими и важными для структуры всей симфонии. Четыре части должны воспроизводиться без перерывов и вместе образуют единый крупномасштабный формальный дизайн.
Dichterliebe
Dichterliebe («Любовь поэта»), классический сеттинг из 16 стихотворений, выбранных из популярного сочинения «Buch Der Liede» Генриха Гейне, широко считается лучшим песенным циклом Шумана. Набор песен является выражением любви Шумана к своей жене Кларе, но также и их борьбы, поскольку отец Клары выступал против их брака. За счастьем в первых четырех песнях следует приступ отчаяния и разочарования в следующих четырех песнях.
Frauenliebe Und-Leben
Frauenliebe Und-Leben («Любовь и жизнь женщины») – это наиболее восхитительно вдохновленный цикл песен Шумана, который волшебным образом передает неизменную преданность женщины своему мужу. Восемь стихотворений в этом цикле представляют развивающийся взгляд на любовь и жизнь, описывая любовь женщины к своему мужчине от первой встречи, до их брака и его смерти.
Фортепианный квинтет
Фортепианный квинтет ми-бемоль мажор Шумана считается одним из его лучших сочинений и главным произведением камерной музыки девятнадцатого века. Фортепианный квинтет, составленный для фортепиано и струнного квартета, произвел революцию в инструментарии и музыкальном характере фортепианного квинтета, и этот инструментарий позже был популяризирован известными композиторами, включая Брамса, Франка, Дворжака и Элгара.
Узнайте больше о лучших произведениях великих композиторов.
20 878
Vocal music
Композитор
Людвиг ван Бетховен
Жанр
вокальные
Страна
Германия
Список сочинений Бетховена →
Вокальная лирика занимает в творческом наследии Бетховена гораздо менее заметное место, чем крупные инструментальные и вокально-драматические жанры (Бетховен создал около 80 песен, 20 канонов, ряд арий и ансамблей). Песенная миниатюра мало соответствовала философским монументальным тенденциям бетховенского искусства, его героическим сюжетам. И все же к песенному жанру Бетховен обращался на протяжении почти всего творческого пути. Именно в творчестве Бетховена немецкая песня впервые заметно поднялась над уровнем бытового искусства и стала выразительницей разнообразных и сложных идей и чувств. Не только лирические образы, но и философские темы, гражданственные мотивы, сатира, юмор нашли свое отражение в вокальной лирике Бетховена.
К наиболее выдающимся достижениям Бетховена в этой области относятся философско-лирические песни на тексты Геллерта (1803), отличающиеся строгостью и сосредоточенным настроением. Еще более высокой ступенью явились песни на тексты Гёте, которые создавались в период увлечения национальными художественными традициями (1808–1810). Именно в этих песнях определились характерные черты вокального камерного стиля XIX века (глубокие связи между поэтической и музыкальной речью, развитое фортепианное сопровождение). Несколько лет спустя Бетховен создал первый песенный цикл «К далекой возлюбленной» (1816) на текст Ейтелеса. Использованный здесь Бетховеном впервые принцип циклизации миниатюр получил широкое распространение в творчестве композиторов-романтиков.
У Бетховена встречаются вокальные произведения на гражданские мотивы, возникшие как отзвук революционных событий во Франции и патриотического подъема в Вене (массовая песня с хором «Свободный человек», 1795; «Прощальная песня венских добровольцев», 1796, близкая к революционным французским песням; «Военная песня австрийцев», 1797). Среди произведений на итальянские тексты выделяются глубоко драматическая ариетта «In questa tomba oscura» («В этой темной могиле», 1807) на текст Карпани. Сквозное музыкальное развитие, выразительная декламационная мелодия, симфонический характер сопровождения предвосхищают шубертовскую «психологическую» песню, в частности «Двойник».
Одна из наиболее непосредственных и популярных бетховенских песен — «Сурок» — относится еще к боннскому периоду.
Большой художественный интерес представляют бетховенские обработки народных песен: ирландских, шотландских, уэльских и других для голоса с сопровождением инструментального трио (1810–1823). Оставляя неприкосновенной мелодику этих песен, Бетховен в своей гармонизации проявил глубокое понимание их народно-национальной ладовой основы.
В. Конен
Вокальные сложности при пении Баха
Многие певцы, не специализирующиеся на исполнении Баха, приходят в ужас, когда им предстоит петь его сочинения. Здесь требуется очень длинное дыхание, умение отказаться от демонстрации голоса, от излишней музыкальности, петь инструментально, выучить пассажи, которые сильно отличаются от привычных романтических… Мелодии у Баха бывают очень оригинальны и своеобразны по ритмическому рисунку.
Стиль пения Баха можно вполне охарактеризовать, как инструментальный. Это означает ровное звуковедение, без «подъездов» к нотам, без призвуков и без лишнего вибрато, без аффектаций и форсировки.
Сейчас многие певцы имеют вибрато (не говорим о качке или «барашке», а имеем в виду здоровое нормальное вибрато), которое хорошо звучит в операх Верди, например. То же самое вибрато у Баха будет звучать чаще всего чрезмерно, местами излишне. И за этим нужно следить. Обученный певец в целом может сделать свой тон более прямым без ущерба свободе гортани и на хорошем дыхании. И только местами использовать вибрато, как украшение.
Чтобы петь Баха, нужен хороший музыкальный вкус, а еще лучше иметь рядом специалиста по музыке Баха, который подскажет, что уместно, а что нет, где и как исполнить форшлаги, трели и прочие украшения, которых у Баха тоже много. Кроме того, нужно четко и умело определить места незаметного взятия дыхания, особенно в пассажах, так как они бывают крайне длинными.
Семья и детские годы
Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в музыкальной семье. Он был младшим ребенком. В Германии тогда были популярны династии и родители старались привить своим детям соответствующие навыки. Род будущего композитора известен тягой к музыке с XVI века.
Родители Баха — Иоганн Амброзий Бах и Элизабет Леммерхирт
Отец Иоганна Себастьяна был весьма уважаемым человеком у себя на родине. Он служил в местной церкви органистом и занимал должность придворного концертмейстера. Именно отец научил будущего композитора основам игры на клавесине и скрипке.
Когда мальчику исполнилось всего 9 лет, умерла его мать, а спустя некоторое время не стало отца. Его воспитывал старший брат Иоганн Кристоф, который к тому времени вел самостоятельную жизнь и служил органистом и педагогом в соседнем городке. Он определил мальчика в гимназию и обучал его игре на клавире и органе в свободное от работы время.
Иоганн Себастьян Бах с семьей
Иоганн Кристоф познакомил младшего брата с творчеством многих современных композиторов. С его помощью Бах стал всесторонне развитым молодым человеком.
Бах. Историческая справка
С первых лет своей работы на музыкальном поприще Бах понемногу писал вокальную музыку. При наступлении его зрелости, как композитора, в Лейпцигский период творчества, Бах вплотную занялся сочинением вокальных опусов. Будучи церковным музыкантом, он писал преимущественно на духовные темы. К слову, у него есть и светские сочинения, самые известные из которых – «Крестьянская кантата» и «Кофейная кантата».
Памятник И. С. Баху в Лейпциге
Не нужно думать, что Бах первый начал писать немецкую музыку. Взять хотя бы композиторов «Трёх Ш»: Шютца, Шейдта и Шейна, которые представляют раннее немецкое барокко. Все трое известны своей духовной музыкой. Поэтому творчество Баха не возникло на пустом месте, а явило собой синтез лучшего, что было достигнуто до него, с добавлением новаторств и гения самого Баха.
Вершиной творения композитора признаются «Страсти по Матфею», масштабное сочинение из 78 частей, длящееся, как большая опера, около трех часов. По масштабу и совершенству наряду со «Страстями» стоит только «Месса си минор» (недаром ее называют «Высокой мессой»).
Текст арий Баха
У Баха слово всегда тесно сочетается с музыкой. Мелодия идет за тем понятием, которое выражает слово. Есть и замирание на длинных нотах, и ходы вниз при печали и горе, взлет пассажей при ликовании.
Что касается, языка, здесь одно из двух – латинский язык или немецкий. Если вы слушали записи арий Баха на латинском, вы заметили, что одни певцы поют на итальянский манер, другие по правилам латинского языка. Пример из Магнификата для сопрано:
⤑ Текст: ecce enim ex hoc beatam me dicen…
⤑ Произношение на итальянский манер —
⤑ Произношение по правилам латинского —
Для Баха второй вариант предпочтителен, хотя в мире распространен и первый, что доказывают многочисленные записи.
Если это немецкий язык, тут придется поработать над текстом без музыки, чтобы согласные не мешали. Об этом мы уже говорили подробно в статье о немецком языке.
Кстати, есть книга «Иоганн Себастьян Бах. Тексты духовных произведений» Игумена Петра Мещеринова с текстами и переводами мотетов, кантат, ораторий и Страстей:
Личная жизнь
В октябре 1707 года Иоганн Себастьян Бах женился на юной кузине из Арнштадта Марии Барбаре. У пары родилось семеро детей, но трое умерли в младенчестве. Трое сыновей – Вильгельм Фридеман, Карл Филипп Эммануил и Иоганн Христиан – пошли стопами отца и стали известными музыкантами и композиторами.
Иоганн Себастьян Бах с женой
Летом 1720 года, когда Иоганн Бах с князем Ангальт-Кетенским находился за границей, Мария Барбара умерла, оставив четырех малышей.
Личная жизнь композитора наладилась через год: при дворе герцога Бах познакомился с молодой красавицей и талантливой певицей Анной Магдаленой Вильке. Иоганн женился на Анне в декабре 1721 года. У них родилось 13 детей, но пережили отца 9.
Семья Иоганна Себастьяна Баха
В преклонные годы семья для композитора оказалась единственной отрадой. Для жены и детей Иоганн Бах сочинял вокальные ансамбли, устраивал камерные концерты, наслаждаясь песнями жены (у Анны Бах было красивое сопрано) и игрой подросших сыновей.
Судьба жены и младшей дочери Иоганна Баха сложилась печально. Анна Магдалена умерла десять лет спустя в доме презрения для бедных, а младшая дочь Регина влачила полунищенское существование. В последние годы жизни женщине помог Людвиг ван Бетховен.
Как определить музыкальный жанр
Мы очень надеемся, что наша статья помогла немного разобраться в жанровом разнообразии. С ходу определить, к какому направлению относится конкретное произведение – задачка непростая.
“Для этого нужно четко понимать различия между жанрами и стилями. Учесть гармонию и используемые инструменты. Разобраться, живые это инструменты или синтезированные, особенно в ритм-секции.”
Давид Тодуа, продюсер, основатель Indie Rock School
Даже экспертам бывает сложно найти и рассмотреть все тонкости. Но если возник вопрос, и очень хочется попробовать – почему бы и нет.
Мы собрали несколько простых подсказок, которые помогут справиться с задачей:
- Творение, написанное до 18 века включительно, скорее всего, относится к классике. Если песня выпущена несколько десятков лет назад – вероятнее, это современный жанр. Все логично, правда?
- Протяжные мотивы без музыкального сопровождения – признак религиозной композиции.
- Слышите импровизацию? Она часто используется в блюзе и джазе.
- Чувствуется, что музыка электронная? Возможно, это house, trance или ebm.
- Текст трека тоже может помочь. Вслушайтесь в слова и смысл. О чем поет солист? Так можно легко распознать колыбельную, гимн или народную лирику. Если вместо пения слышен речитатив – конечно, перед вами рэп.
- Электрогитара, как основной голос произведения, намекает, что это rock.
- Клубный мотив, от которого ноги так и просятся в пляс, скорее всего, относится одному из поп-жанров.
- Если слышны фольклорные нотки, это указывает на черты русского народного творчества.
Множество из популярных треков – это сложный коктейль из жанровых элементов. Как авторский напиток от бармена с хитрой улыбкой: «Догадайся, что там». Если вы не готовы погружаться в теорию, предлагаем еще один способ поиска ответа. Выяснить, к какому жанру относится музыка можно с помощью доступных сервисов онлайн и оффлайн-проверки. Эти программы проводят анализ и выдают результат по процентному содержанию различных стилей в одной композиции. Попробуйте загрузить туда что-нибудь из альбома любимого исполнителя. Возможно, вы будете удивлены.
Что петь из Баха
Обычно вводить в свой репертуар произведения Баха советуют только после итальянцев (Скарлатти, Каччини и др.). Бах – не тот композитор, на котором надо учиться петь, здесь уже нужны умения. Однако, у Баха огромное вокальное наследие, среди которого можно найти относительно несложные арии для начала. Как их искать? Берем небольшие кантаты, смотрим, какие номера они включают. Несложные арии обычно недлинные (есть даже продолжительностью меньше минуты).
Вокальная музыка Баха часто включает пассажи и прочие элементы подвижности голоса
Рассмотрим для примера подборку для баса. Арии расположены в порядке повышения трудности. Они наглядно показывают, как можно последовательно ввести музыку Баха в свой репертуар.
1) “Es nehme zehn tausend Dukaten” из Mer hahn en neue Oberkeet, BWV 212Бодрая ария для баса всего на 40 секунд. 2) “Wisset ihr nicht” из Mein liebster Jesus ist verloren, BWV 154Ариозо на 1,5 минуты. 3) “Betrachte, meine Seel, mit ängstlichem Vergnügen” из Johannes-Passion, BWV 245Ариозо побольше в темпе Adagio. 4) “Herr, so du willt” из Herr, wie du willt, so schicks mit mir, BWV 73Медленная ария на 4 минуты, тягучая и без пассажей. 5) “Nichts ist es spat und frühe” из In allen meinen Taten, BWV 97Похожая на предыдущую, но с пассажем, сложными интервальными прыжками и синкопами. 6) “Mache dich, mein Herze, rein» из Matthäus-Passion, BWV 244Это уже весьма серьезная ария на 6 минут с длинными пассажами. 7) “Zurücke, zurücke, geflügelten Winde” из Zerreißet, zersprenget, zertrümmert die Gruft, BWV 205Сложная ария с бОльшим диапазоном и длинными пассажами, изображающими звук ветра. Иногда эту арию поют баритоны. “Gratias agimus tibi” из Mass in G Major, BWV 236Ария для баса-баритона или баритона с очень длинными пассажами. Высший пилотаж.
«Второе рождение»
Гениальное творчество Баха не было по-настоящему оценено его современниками. Пользуясь славой как органист, он при жизни не привлек должного внимания как композитор. О его творчестве не было написано ни одной серьезной работы, лишь ничтожная часть произведений была опубликована. После смерти Баха его рукописи пылились в архивах, многие безвозвратно затерялись, а имя композитора забылось.
Подлинный интерес к Баху возник лишь в XIX веке. Начало ему положил Ф. Мендельсон, случайно нашедший в библиотеке ноты «Страстей по Матфею». Под его управлением это произведение было исполнено в Лейпциге. Большинство слушателей, буквально потрясенных музыкой, никогда не слышало имя автора. Это было вторым рождением Баха.
К столетию со дня его смерти (1850) в Лейпциге было организовано баховское общество, поставившее целью издание всех сохранившихся рукописей композитора в виде полного собрания сочинений (46 томов).
Несколько сыновей Баха стали видными музыкантами: Филипп Эммануэль, Вильгельм Фридеман (Дрезден), Иоганн Кристоф (Бюккенбург), Иоганн Кристиан (самый младший, «Лондонский» Бах).
Бах. Историческая справка
С первых лет своей работы на музыкальном поприще Бах понемногу писал вокальную музыку. При наступлении его зрелости, как композитора, в Лейпцигский период творчества, Бах вплотную занялся сочинением вокальных опусов. Будучи церковным музыкантом, он писал преимущественно на духовные темы. К слову, у него есть и светские сочинения, самые известные из которых – «Крестьянская кантата» и «Кофейная кантата».
Памятник И. С. Баху в Лейпциге
Не нужно думать, что Бах первый начал писать немецкую музыку. Взять хотя бы композиторов «Трёх Ш»: Шютца, Шейдта и Шейна, которые представляют раннее немецкое барокко. Все трое известны своей духовной музыкой. Поэтому творчество Баха не возникло на пустом месте, а явило собой синтез лучшего, что было достигнуто до него, с добавлением новаторств и гения самого Баха.
Вершиной творения композитора признаются «Страсти по Матфею», масштабное сочинение из 78 частей, длящееся, как большая опера, около трех часов. По масштабу и совершенству наряду со «Страстями» стоит только «Месса си минор» (недаром ее называют «Высокой мессой»).
Vocal music
Композитор
Иоганн Себастьян Бах
Жанр
вокальные
Страна
Германия
С первых лет музыкальной служебной деятельности Баху приходилось писать вокальную музыку. Самые ранние из дошедших до нас кантат — «Пасхальная» и «Выборная» — относятся ко времени пребывания композитора в Арнштадте и Мюльхаузене. Отдельные вокальные произведения появились в Веймаре и Кётене; однако вплотную Бах приступил к работе над этой сравнительно мало затронутой им областью только в Лейпциге. В годы пребывания в Лейпциге композитор находился в состоянии наибольшего творческого подъема, достиг полной духовной зрелости и высшего мастерства. Именно поэтому как художник он смог в вокальной музыке высказаться с предельной глубиной, как бы заново раскрыть множество граней своего необъятного дарования.
Подавляющее большинство вокальных сочинений Баха написано на духовные темы; это объясняется его положением церковного музыканта, службой в качестве кантора школы св. Фомы. Есть у Баха и светские произведения, написанные по случаю. Среди немногочисленных светских кантат широко известны «Крестьянская», «Кофейная». Их привлекательность — в юморе и наивной простоте народных мелодий («Крестьянская кантата»), в злободневности темы и сатиричности ее освещения («Кофейная кантата»).
Жанры духовной вокальной музыки в Германии разрабатывались до Баха несколькими поколениями музыкантов.
Первым среди немецких композиторов Генрих Шютц усвоил гомофонный оперный стиль. В равной мере он владел сложным искусством хоровой полифонии, воспринятым от итальянских учителей. В формы культовой немецкой музыки Шютц вводил новые жанры и новые приемы письма, сложившиеся в итальянской опере, оратории, кантате.
Перенимая различные виды оперных арий, типы речитативов, виртуозный вокальный стиль, Генрих Шютц заменяет принятую в протестантской музыке псалмодию (псалмодия — монотонное бестактовое чтение слов нараспев) речитативом, вводит оркестр, многохорный состав, чем достигает необычного для культовой немецкой музыки эффекта. Постепенно, подчиняясь новым веяниям и влиянию оперы, протестантское искусство вбирает в себя концертный стиль и драматизированные формы передачи библейских и евангельских текстов. В своем вокальном творчестве Бах опирался не только на сложившиеся к этому времени в Германии формы концертной духовной музыки; он умел чувствовать суровую красоту старинного протестантского хорового пения, постичь глубокий внутренний смысл хоральных мелодий, издревле бытующих в народе. Все живое и прекрасное, что хранилось в вокальном искусстве далекого прошлого, что было обогащено «открытиями» нового времени, сделалось достоянием композитора, служило для него средством выражения величественных замыслов.
Зрелые вокальные сочинения Баха — это синтез всего лучшего, что было достигнуто музыкальным искусством предшествующих времен.
«Страсти по Матфею» и си-минорная месса венчают творчество Иоганна Себастьяна Баха. В них он предстал как совершеннейший мастер, как художник, который в творениях бесконечной красоты и величия обобщил весь свой богатейший композиторский опыт.
Масштабы этих произведений эпически грандиозны. Для них понадобились соответствующие мощные исполнительские составы: в «Страстях по Матфею» участвуют три хора (третий — хор мальчиков), два оркестра, два органа, солисты — вокалисты и инструменталисты. В мессе к струнной группе оркестра и деревянным духовым присоединяются медные инструменты и литавры.
С гениальной мудростью, расчетом и разнообразием использует Бах предоставляемые этими средствами возможности. То он противопоставляет один оркестрово-хоровой состав другому, то вводит весь звуковой массив, то разрежает его до прозрачно-камерного интимного звучания.
Несмотря на близость содержания, очевидную общность музыкально-стилистических приемов, оба произведения — «Страсти по Матфею» и месса си минор — по концепции и композиционным принципам весьма различны.
В. Галацкая
- Пассионы Баха →
- Кантаты Баха →
Произведения Баха для детей
Огромную роль оказывают произведения Баха на развитие художественного вкуса у детей. Многоголосие композитора является хорошей практикой для работы над музыкальным слухом. Особенность его произведений в том, что они доступны к исполнению детьми разных возрастов.
К наиболее известным произведениям Баха для детей относят:
- «Аве Мария»;
- «Менуэт»;
- «Сюита для виолончели»;
- «Воздух»;
- «Шутка»;
- «Любимому малышу».
Большая часть детских пьес композитора – это адаптированные произведения для детского хора «Нотные тетради Анны Магдалены Бах». Дети младших классов могут исполнять их без особого труда. Бах выпустил две таких тетради. Один из биографов композитора считал, что его метод обучения идеальный, поскольку в нем прослеживается поэтапное продвижение от легкого к трудному.
2.2 Структура частей мессы
Месса си минор состоит из четырёх разделов. Первый, включающий части Kyrie и Gloria, обозначен Бахом как собственно «месса». Два хора, разделяемые дуэтом для двух сопрано, грандиозные и по протяженности звучания, и по составу исполнителей. Они написаны всего на четыре слова: «Kyrie eleison» («Господи, помилуй») и «Christe eleison» («Христос, помилуй»).
Всего два слова на хор. Но сколь многообразно музыкальное воплощение этих слов в голосах хора, ведущих фугу. Здесь лирика, мольба, драматичность, трагизм. Это ощущение усиливается тем, что Бах часто передавал роль человеческого голоса инструментом. В ведении мелодии инструментальные партии в этих случаях не уступают вокальным. Названия номеров Мессы и в следующих частях служат лишь знаками, настраивающими на соответствующий «ключ восприятия».
В начале 2-й части, Gloria (№4), радостно светло звучат трубы. Хор подхватывает ликующую тему, возглашая славу. Здесь господствуют широкие, распевные мелодии. Особенно выделяется №5, Laudamus — ария сопрано в сопровождении солирующей скрипки, как будто один из голосов хора вырвался со своей лирической песнью.
Следующая, 2-ая, обширная часть Мессы — «Gloria» («Слава») – содержит восемь разнообразных номеров: четыре хора, ария для альта (меццо-сопрано или контральто) , дуэт сопрано и тенора, арии альта и баса. Это как бы законченный концерт из восьми номеров, развивающих жизнеутверждающую тему восхваления. Такова драматургия мессы: скорбность в «Kyrie» и пафос ликования в «Gloria». Завершается эта часть Мессы могучим хором «Cum sancto spiritu» («Со святым духом»), он предваряется артистической арией баса, сопровождаемой солирующей валторной и двумя фаготами.
Не оперой единой…
Как правило, начинающие певцы стремятся поскорее разучить свои любимые арии, партии и, наконец, спеть в опере. Только единицы решают с самого начала посвятить себя камерной музыке. А ведь этот жанр требует не меньших временных и энергетических затрат, да и к технике предъявляет серьезные требования.
Среди камерной музыки особый интерес вызывают вокальные циклы. Так называют сборники романсов (песен), объединенных общей идеей, сюжетом, музыкально и поэтически и исполняемых подряд без перерывов. Первым вокальным циклом, увидевшим свет в 1816 году, стал сборник «К далекой возлюбленной» (нем. «An die ferne Geliebte«) Людвига ван Бетховена. Однако, многие исследователи и музыканты называют первыми циклами «Прекрасную мельничиху» («Die schöne Müllerin«, 1823 год) и «Зимний путь» («Winterreise«, 1827 год) Франца Шуберта. Как бы то ни было, именно Шуберт поднял этот жанр до необыкновенных высот выразительности и красоты.