Бела барток

Барток, бела список произведений

Камерная музыка

  • Сорок четыре дуэта для двух скрипок Sz.98, BB 104
  • Анданте ля мажор DD 70, BB 26
  • Контрасты для кларнета, скрипки и фортепиано (1938) Sz.111, BB 116
  • Квинтет для фортепиано и струнных (1903-1904) DD 77, BB 33
  • Квартет для фортепиано и струнных до минор, соч. 20, DD 52 (1898)
  • Рапсодия n ° 1 для скрипки и фортепиано Sz. 86, BB 94
  • Рапсодия № 2 для скрипки и фортепиано Sz.89, BB 96
  • Соната для двух фортепиано и ударных Sz.110, BB 115
  • Соната ми минор для скрипки и фортепиано DD 72, BB 28
  • Соната n ° 1 для скрипки и фортепиано (1921) Op.21, Sz.75, BB 84
  • Соната № 2 для скрипки и фортепиано (1922) Sz. 76, BB 85
  • Соната для скрипки Sz.117, BB 124
  • Струнные квартеты  :
    • Струнный квартет No.1 Op.7, Sz.40, BB 52
    • Струнный квартет No.2 Op.17, Sz. 67, BB 75
    • Струнный квартет № 3 Sz. 85, BB 93
    • Струнный квартет № 4 Sz.91, BB 95
    • Струнный квартет № 5 Sz.102, BB 110
    • Струнный квартет № 6 Sz.114, BB 119

Фортепианная музыка

  • Две элегии соч. 8б, Sz. 41, BB 49
  • Два румынских народных танца (1910) Op. 8a, Sz. 43, BB 56
  • Три бурлеска, соч. 8c, Sz. 47, BB 55
  • Три этюда , соч.18, Sz.72, BB 81
  • Четыре похоронные песни Op. 9a, Sz. 45, BB 58
  • Четыре пьесы DD 71, BB 27
  • Семь эскизов, соч. 9b, Sz.44, BB 54
  • Восемь импровизаций на венгерские крестьянские песни (1920) Op.20, Sz.74, BB 83
  • Четырнадцать багателей (1908), соч.6, Sz.38, BB 50
  • Пятнадцать венгерских крестьянских песен Sz.71, BB 79
  • Аллегро барбаро (1911) Sz.49 , BB 63
  • Румынские рождественские гимны (1915), в двух наборах по 10 штук, Sz.57, BB 67
  • Сюита для фортепиано (1916), соч. 14, Sz. 62
  • Сюита для танцев Sz.77, BB 86
  • Для детей Sz.42, BB 53, Vol.1-4
  • Похоронный марш Sz. 75b, BB 31
  • Микрокосмос (1926, 1932-39) Sz. 107, BB 105
  • Новые маленькие изделия Sz. 82, BB 90
  • На открытом воздухе (1926) Sz. 81, BB 89
  • Малый люкс Sz. 105, BB 113
  • Маленькие предметы Sz. 67/1, BB 38
  • Рапсодия соч. 1 (1904) Sz. 26, BB 36a
  • Шесть румынских народных танцев (1915) Sz. 56
  • Скерцо или фантазия соч.18, DD 50, BB 11
  • Семь пьес Микрокосмоса Sz.108 , BB 120
  • Соната для фортепиано (1926) Sz. 80, BB 88
  • Сонатина (1915) Sz. 55, BB 69
  • Сюита, соч. 4b, Sz. 115a, BB 122
  • Первый семестр на фортепиано Sz. 52-53, BB 67
  • Три рондо на словацкие мелодии Sz. 84, BB 92
  • Три венгерские народные песни из района Чик Sz. 35a, BB 45 / b
  • Три венгерские народные песни Sz. 66, BB 80 / b
  • Десять легких пьес, Sz. 39

Личная жизнь

Бела Барток был скромен и строг в вопросах любви и личной жизни. Первая сильная влюблённость его была в скрипачку Штефи Гейер, которой он посвятил первый скрипичный концерт. Но девушка отвергла его, отказавшись играть произведение. Оно было потеряно и найдено только после смерти композитора.

Первый брак музыканта был с Мартой Зиглер (1893—1967 гг.), с которой у них в 1910 году родился сын. Назвали его Бела III.

С Мартой Зиглер

После 15 лет вместе они развелись, и второй брак он заключил в 1923 году со своей ученицей, Дитте Пастори (1903—1982). В 1924 году родился сын, которого они назвали Петер.

Бела Барток и Дитте Пастори

Listed by DD Number

  • DD.1 — Walczer for Piano (1890)
  • DD.2 — Changing Piece (Változo darab) for Piano (1890)
  • DD.3 — Mazurka for Piano (1890)
  • DD.4 — Budapest Athletic Competition (A Budapesti tornaverseny) for Piano (1890)
  • DD.5 — Sonatina No. 1 for Piano (1890)
  • DD.6 — Wallachian Piece (Oláh darab) for Piano (1890)
  • DD.7 — Fast Polka (Gyorspolka) for Piano (1891)
  • DD.8 — ‘Béla’ Polka for Piano (1891)
  • DD.9 — ‘Katinka’ Polka for Piano (1891)
  • DD.10 — Voices of Spring (Tavaszi hangok) for Piano (1891)
  • DD.11 — ‘Jolán’ Polka for Piano (1891)
  • DD.12 — ‘Gabi’ Polka for Piano (1891)
  • DD.13 — Forget-me-not (Nefelejts) for Piano (1891)
  • DD.14 — Ländler No. 1 for Piano (1891)
  • DD.15 — ‘Irma’ Polka for Piano (1891)
  • DD.16 — Radegund Echo (Radegundi visszhang) for Piano (1891)
  • DD.17 — March (Indulo) for Piano (1891)
  • DD.18 — Ländler No. 2 for Piano (1891)
  • DD.19 — Circus Polka (Cirkusz polka) for Piano (1891)
  • DD.20 — The Course of the Danube (A Duna folyása) for Piano
  • DD.20b — The Course of the Danube (A Duna folyása) for Violin and Piano (1894)
  • DD.21 — Sonatina No. 2 for Piano (1891?)
  • DD.22 — Ländler No. 3 for Piano (1892)
  • DD.23 — Spring Song (Tavaszi dal) for Piano (1892)
  • DD.24 — Szöllos Piece (Szöllosi darab) for Piano (1892)
  • DD.25 — ‘Margit’ Polka for Piano (1893)
  • DD.26 — ‘Ilona’ Mazurka for Piano (1893)
  • DD.27 — ‘Loli’ Mazurka for Piano (1893)
  • DD.28 — ‘Lajos’ Waltz (‘Lajos’ valczer) for Piano (1893)
  • DD.29 — ‘Elza’ Polka for Piano (1894)
  • DD.30 — Andante con variazioni for Piano (1894)
  • DD.31 — X.Y. for Piano (1894)
  • DD.32 — Sonata No. 1 in G Minor for Piano (1894)
  • DD.33 — Scherzo in G Minor for Piano (1894)
  • DD.34 — Fantasie in A Minor for Piano (1895)
  • DD.35 — Sonata No. 2 in F Major for Piano (1895)
  • DD.36 — Capriccio in B Minor for Piano (1895)
  • DD.37 — Sonata in C Minor for Violin and Piano (1895)
  • DD.38 — Sonata No. 3 in C Major for Piano (1895, Lost)
  • DD.39 — Pieces for Violin (1895, Lost)
  • DD.40 — Fantasia for Violin (1896, Lost)
  • DD.41 — Fantasia for Violin (1896, Lost)
  • DD.42 — String Quartet No. 1 in B Major (1896, Lost)
  • DD.43 — String Quartet No. 2 in C Minor (1896, Lost)
  • DD.44 — Andante, Scherzo and Finale for Piano (1897, Lost)
  • DD.45 — 3 Klavierstücke (1897)
  • DD.46 — Piano Quintet in C Major (1897, Lost)
  • DD.47 — 2 Pieces for Piano (1897, Lost)
  • DD.48 — Great Fantasy for Piano (1897, Lost)
  • DD.49 — Sonata in A Major for Violin and Piano (1897)
  • DD.50 — Scherzo or Fantasie for Piano (1897)
  • DD.51 — Sonata for Piano (1897)
  • DD.52 — Piano Quartet in C minor (1898)
  • DD.53 — 3 Klavierstücke (1898)
  • DD.54 — 3 Lieder (1898)
  • DD.55 — Scherzo in B minor for Piano (1898)
  • DD.56 — String Quartet in F major (1898)
  • DD.57Tiefblaue Veilchen for Soprano and Orchestra (1899)
  • DD.58 — Scherzo in Sonata Form for String Quartet (1899-1900)
  • DD.59 — Scherzo in B♭ minor for Piano (1900?)
  • DD.60 — 6 Dances for Piano(1900)
  • DD.60b — Valcer for Orchestra (Orchestrations of No.1 & 2 from DD.60)
  • DD.61 — 3 Choruses (1900)
  • DD.62Liebeslieder (1899)
  • DD.63 — Scherzo in B♭ minor for Piano (1900)
  • DD.64 — Variations on a Theme by F.F. for Piano (1900-01)
  • DD.65 — Scherzo for Orchestra (1901)
  • DD.66 — Tempo di minuetto for Piano (1901)
  • DD.67 — 4 Lieder (1902)
  • DD.68 — Symphony in E♭ major (1902-03, unfinished — only Scherzo in C major orchestrated by composer. Has been completed by other hands and broadcast.)
  • DD.69 — Duo for 2 Violins (1902)
  • DD.70 — Albumblatt in A major for Violin and Piano (1902)
  • DD.71 — 4 Piano Pieces
  1. Study for the left hand (Tanulmány balkézre)
  2. Fantasy I. (I. Ábránd)
  3. Fantasy II. (II. Ábránd)
  4. Scherzo
  • DD.72 — Violin Sonata in E minor (1903)
  • DD.73 — Est (Evening) for Voice and Piano (1903)
  • DD.74 — Est (Evening) for Male Chorus (1903)
  • DD.75a — Kossuth, Symphonic Poem in 10 Tableaux (1903)
  • DD.75b — Marcia Funèbre for Piano (1903)
  • DD.76 — 4 Lieder (1903, Lost)
  • DD.77 — Piano Quintet (1903-04)
  • DD.B10 — Piano Quintet Fragments (1899)
  • DD.B12 — Piano Quintet Fragments (1899)
  • DD.B14 — Andante in F♯ minor for Violin and Piano (1903?)

Listed by Opus Number

1st Set (1890-94)

  • Op.1 — Waltz for Piano (1890)
  • Op.2 — Changing Piece (Változo darab) for Piano (1890)
  • Op.3 — Mazurka for Piano (1890)
  • Op.4 — Budapest Athletic Competition (A Budapesti tornaverseny) for Piano (1890)
  • Op.5 — Sonatina No. 1 for Piano (1890)
  • Op.6 — Wallachian Piece (Oláh darab) for Piano (1890)
  • Op.7 — Fast Polka (Gyorspolka) for Piano (1891)
  • Op.8 — ‘Béla’ Polka for Piano (1891)
  • Op.9 — ‘Katinka’ Polka for Piano (1891)
  • Op.10 — Voices of Spring (Tavaszi hangok) for Piano (1891)
  • Op.11 — ‘Jolán’ Polka for Piano (1891)
  • Op.12 — ‘Gabi’ Polka for Piano (1891)
  • Op.13 — Forget-me-not (Nefelejts) for Piano (1891)
  • Op.14 — Ländler No. 1 for Piano (1891)
  • Op.15 — ‘Irma’ Polka for Piano (1891)
  • Op.16 — Radegund Echo (Radegundi visszhang) for Piano (1891)
  • Op.17 — March (Indulo) for Piano (1891)
  • Op.18 — Ländler No. 2 for Piano (1891)
  • Op.19 — Circus Polka (Cirkusz polka) for Piano (1891)
  • Op.20 — The Course of the Danube (A Duna folyása) for Piano
  • Op.20b — The Course of the Danube (A Duna folyása) for Violin and Piano (1894)
  • Op.21 — Sonatina No. 2 for Piano (1891?)
  • Op.22 — Ländler No. 3 for Piano (1892)
  • Op.23 — Spring Song (Tavaszi dal) for Piano (1892)
  • Op.24 — Szöllos Piece (Szöllosi darab) for Piano (1892)
  • Op.25 — ‘Margit’ Polka for Piano (1893)
  • Op.26 — ‘Ilona’ Mazurka for Piano (1893)
  • Op.27 — ‘Loli’ Mazurka for Piano (1893)
  • Op.28 — ‘Lajos’ Waltz (‘Lajos’ valczer) for Piano (1893)
  • Op.29 — ‘Elza’ Polka for Piano (1894)
  • Op.30 — Andante con variazioni for Piano (1894)
  • Op.31 — X.Y. for Piano (1894)

2nd Set (1894-98)

  • Op.1 — Sonata No. 1 in G minor for Piano (1894)
  • Op.2 — Fantasie in A minor for Piano (1895)
  • Op.3 — Sonata No. 2 in F major for Piano (1895)
  • Op.4 — Capriccio in B minor for Piano (1895)
  • Op.5 — Sonata in C minor for Violin and Piano (1895)
  • Op.6 — Sonata No. 3 in C major for Piano (1895, Lost)
  • Op.7 — Pieces for Violin (1895, Lost)
  • Op.8 — Fantasia for Violin (1896, Lost)
  • Op.9 — Fantasia for Violin (1896, Lost)
  • Op.10 — String Quartet No. 1 in B major (1896, Lost)
  • Op.11 — String Quartet No. 2 in C minor (1896, Lost)
  • Op.12 — Andante, Scherzo and Finale for Piano (1897, Lost)
  • Op.13 — 3 Klavierstücke (1897)
  1. Spring Song (Tavaszi dal)
  2. Valse (Valcer)
  3. In Wallachian Style (Oláhos)
  • Op.14 — Piano Quintet in C major (1897, Lost)
  • Op.15 — 2 Pieces for Piano (1897, Lost)
  • Op.16 — Great Fantasy for Piano (1897, Lost)
  • Op.17 — Sonata in A Major for Violin and Piano (1897)
  • Op.18 — Scherzo or Fantasie for Piano (1897)
  • Op.19 — Sonata for Piano (1898)
  • Op.20 — Piano Quartet in C minor (1898)
  • Op.21 — 3 Klavierstücke (1898)

3rd Set (1904-21)

  • Op.1Rhapsody for Piano (1904) (also arr. for Piano & Orchestra)
  • Op.2 — Scherzo (Burlesque) for Piano and Orchestra (1904)
  • Op.3 — Suite No.1 for Orchestra (1905, rev. 1920)
  • Op.4 — Suite No.2 for Small Orchestra (1905/07, rev. 1920 & 1943)
  • Op.5 — 2 Portraits (Két portré) for Orchestra (1907-08)
  • Op.614 Bagatelles for Piano (1908)
  • Op.7 — String Quartet No.1 (1908-09)
  • Op.8a — 2 Romanian Dances (Két román tánc) for Piano (1910)
  • Op.8b — 2 Elegies (Két elégia) for Piano (1908-09)
  • Op.8c — 3 Burlesques (Három burleszk) for Piano (1908/11)
  • Op.9a — 4 Dirges (Nágy siratóének, Quatre nénies) for Piano (1910)
  • Op.9b — 7 Sketches (Vázlatok) for Piano (1908-10)
  • Op.10 — 2 Images (Két kép) for Orchestra (1910)
  • Op.11 — Duke Bluebeard’s Castle (A Kékszakállu herceg vára), Opera (1911, rev. 1911/18)
  • Op.12 — 4 Pieces for Orchestra (1912/21)
  • Op.13The Wooden Prince (A fábol faragott királyfi), Ballet (1914-17)
  • Op.13bThe Wooden Prince Suite (1921-24)
  • Op.14 — Suite for Piano (1916)
  • Op.15 — 5 Songs for Voice & Piano (1915-16)
  • Op.16 — 5 Songs for Voice & Piano, Words by Andre Ady (1916)
  • Op.17 — String Quartet No.2 (1915-17)
  • Op.18 — 3 Etudes for Piano (1918)
  • Op.19The Miraculous Mandarin (A csondálatos mandarin), Pantomime (1918-19/23/24, rev. 1923-31)
  • Op.19bThe Miraculous Mandarin Suite (1919-27)
  • Op.20 — 8 Improvisations on Hungarian Peasant Songs (Rögtönzések magyar parasztdalokra) for Piano (1920)
  • Op.21 — Violin Sonata No.1 (1921)

Концертная музыка

Для фортепиано

  • Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (1926) Sz. 83, BB 91
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (1932) Sz.95, BB 101
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (1945) Sz.119, BB 127
  • Скерцо Бурлеск для фортепиано с оркестром соч.2, Sz.28, BB 35
  • Рапсодия для фортепиано с оркестром соч.1 (1905) Sz.27, BB 36b

Для скрипки

  • Концерт для скрипки № 1 (1907–1908, 1-й паб 1956) Op. Posth., Sz. 36, BB 48a
  • Концерт для скрипки № 2 (1937-38) Sz. 112, BB 117
  • Рапсодия «Народные танцы» для скрипки с оркестром № 1 (1928-29) Sz. 87, BB 94
  • Рапсодия «Народные танцы» для скрипки с оркестром № 2 (1928, ред. 1935) Sz. 90, BB 96

Детство и юность

Родился в семье сельской учительницы – Паулы Фойт, и директора сельскохозяйственного училища – Белы Бартока, 25 марта 1881 года в селе Надьсентмиклош, сегодня Румыния. В первые годы жизни мама учила его простым мелодиям на фортепиано.

Бела Барток в детстве

После того как отец его умер в 1888 году, семья переехала в город Севлюш, где мама продолжила работать учительницей. Первое выступление Белы Бартока состоялось в 1892 году – он сыграл отрывок из сонаты Бетховена и часть собственной пьесы, за что получил награду – поездку в Пожонь, где Ласло Эркиль давал ему уроки игры на гармони. Осенью того же года семья их переезжает в словацкий город Банска-Быстрица, где Паула Фойт была назначена на должность учителя.

Краткая биография

  1. 1899 год, январь – Белу Бартока прослушал профессор Иштван Томан, после чего молодой музыкант успешно поступил в академию.
  2. 1899 – 1903 гг. – студент Будапештской музыкальной академии. Учителя его: Ганс Кёсслер – по композиции, и Иштван Томан – по фортепиано. В тот момент любимыми для него композиторами становятся И. Брамс, Р. Вагнер, Ф. Лист и Р. Штраус. Блестяще окончив академию, Бела Барток отправился в гастроли по Западной Европе.
  3. 1904 год – выступление с симфонией «Кошут». Сочиняя её, юный музыкант вдохновлялся образом героя венгерской освободительной революции 1848-1849 гг. – Лайоша Кошута. Национальные и патриотические мотивы, бывшие тогда в нём, воплотились в симфонии.
  4. 1906 год, лето – познакомившись с Золтаном Кодаем, собиравшим народные мотивы и песни, вдохновляется этим, и идёт в фольклорную экспедицию, где собирает венгерские и словацкие народные песни. Это было глотком свежего воздуха для Белы Бартока, потому как популярные тогда венгерские мотивы уже приелись слуху. Музыкант совершал экспедиции такого рода и в последующем, за что был критикуем венгерскими националистами в газетах.
  5. 1907 – 1934 гг. – преподаёт в Будапештской музыкальной академии в классе пианино, также давал концерты.
  6. 1911 год – совместно с З. Кодаем создаёт общество «Венгерские музыкальные ассоциации», которое, к большому сожалению создателей, не нашло надлежащей поддержки и вскоре распалось.
  7. 1913 год – творческая экспедиция по поселениям Алжира.
  8. 1916 год – окончился небольшой спад в творчестве, связанный с тем, что композитора обязали служить в военном министерстве в музыкальном подразделении отдела печати. Был закончен балет «Деревянный принц».
  9. 25 июля 1916 года – принял унитаризм в Унитарной церкви Будапешта, хотя был рождён и воспитан в католической семье.
  10. 1919 год – присоединился к Директории музыкантов, совместно с З. Кодаем разработал реформы демократического характера для музыкальной жизни, за что подвергся репрессиям со стороны Миклоша Хорти после падения ВСР, но не мигрировал, как многие венгерские социалисты. На этот же период пришлось создание авангардного балета «Чудесный мандарин».
  11. 1920 – 1930 гг. – гастролировал, посещал множество мест и давал концерты.
  12. 1929 год – концерт в СССР, Ленинграде и Москве, где наша публика приняла его радушно и с большим интересом.
  13. 1934 год – фольклорные исследования в венгерской Академии наук. С пущей силой подвергается он нападкам реакционных кругов Венгрии, его гуманистическая деятельность, смелые выступления против расизма и фашизма становились всё более и более трудными для музыканта. Этот период, вплоть до миграции, становится временем упадка в творчестве.
  14. 1936 год – записывал мелодии в Анатолии, Турция. Помогал ему в этом Ахмед Аднан Сайгун – турецкий музыковед, композитор и педагог. Таким образом Бела Барток не только обогащал сочинения многонациональными мотивами, но и показывал связь венгерского народа с другими, проявлявшуюся через музыку.
  15. 1938 год – после присоединения Австрии к Германии вышел из Союза композиторов Австрии, перевёз свои нотные рукописи в Швейцарию, так как был антифашистом.
  16. 1940 год – миграция в США. С началом Второй мировой войны, Бела Барток со своей семьёй переехал в Нью-Йорк, где продолжил свою музыкальную деятельность – обильно записывался на грампластинки, вёл лекции и исследовательскую деятельность в Колумбийском университете.
  17. 1941 год – композитор узнаёт о том, что болен страшной болезнью – лейкозом, отчего продолжает ещё усердней работать и создаёт блестящие произведения – Третий фортепианный концерт и Концерт для оркестра.
  18. 1945 год – незадолго до смерти Бела Барток запросил на американское гражданство и получил его.
  19. 26 сентября 1945 года – скончался от лейкоза в Нью-Йорке.
  20. 1948 год – посмертно награждён премией Лайоша Кошута.
  21. 1955 год – посмертно награждён Международная премия Мира.
  22. 1988 год, июль – прах его перевезли в Будапешт, на кладбище Фаркашрети.

Композитор Бела Барток

Заключение

Бела Янош Барток с раннего детства играл на фортепиано под началом мамы, в последующем учителями его были выдающиеся люди – Ф. Керш, Л. Эркель, И. Хиртл, на его творчество повлияла дружба с Э. Донаньи и З. Кодаем.

Великий композитор с самобытными взглядами и нравами, совершивший за свою жизнь работу, которая подчас трудна и для группы учёных. Удивительным образом участие в демократической революции и упорные выступления против фашизма и расизма не сгубили композитора, а только укрепили его в собственных взглядах. Фольклорные исследования и экспедиции не прошли даром – было собрано множество мотивов, напевов и песен, которые без трудов композитора канули бы в лету. Некоторые из них воплотились в произведения, как, например, Румынские танцы, а некоторые просто сохранились.

Трудолюбие, талант, патриотизм, любовь к родине, гуманизм и умение противостоять злым языкам, даже если их подавляющее большинство, бесспорно было награждено и удостоено почёта, Бела Барток – человек, который жизнью подавал пример, как гореть любовью к выбранному делу и не оставлять его до конца своих дней.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: