Фантастическая симфония берлиоза ор. 14

Берлиоз. фантастическая симфония (symphonie fantastique, op. 14) | belcanto.ru

Navigation etc.

Compositions and Literary Works by Hector Berlioz
Operas

Les francs-juges, H 23 · Benvenuto Cellini, H 76 · Les Troyens, H 133 · Béatrice et Bénédict, H 138

Symphonies

Symphonie fantastique, H 48 · Harold en Italie, H 68 · Roméo et Juliette, H 79 · Grande symphonie funèbre et triomphale, H 80

Concert Overtures

Grande ouverture de Waverley, H 26 · Grande ouverture du Roi Lear, H 53 · Intrata di Rob-Roy MacGregor, H 54 · Le carnaval romain, H 95 · Le Corsaire, H 101

Liturgical works

Messe solennelle, H 20 · Grande messe des morts, H 75 · Te Deum, H 118

Other choral works

Lélio, ou le retour à la vie, H 55 · La damnation de Faust, H 111 · Tristia, H 119 · Vox populi, H 120 · L’enfance du Christ, H 130

Songs and cantatas

Herminie, H 29 · Cléopâtre, H 36 · Irlande, H 38 · Les nuits d’été, H 81 · Feuillets d’album, H 121 · Fleurs des landes, H 124

Writings

Grand traité d’instrumentation et d’orchestration modernes · Les Soirées de l’Orchestre · Les Grotesques de la Musique · À Travers Chants · Mémoires

Приборы

Новым была драма, усиленная расширенной оркестровкой. Оркестровый состав произведения выглядит следующим образом:

  • 2 флейты (2-я также пикколо )
  • 2 гобоя (второй также английский рожок )
  • 2 кларнета в C, A, Bb и Eb
  • 4 фагота
  • 4 рога в глубину до C, Eb, E, F и B
  • 2 корнета в A и B
  • 2 трубы в Bb и C
  • 3 трубы
  • 1 офиклеид , 1 змей добавлен в пятой части (в некоторых более поздних изданиях 2 трубки)
  • 2 арфы
  • Литавры (требуется до 4 игроков)
  • Большой барабан , тарелки , малый барабан , 2 колокола до и G
  • Струны в обычном составе (1-я и 2-я скрипки , альты , виолончели , контрабасы ), 1-я и 2-я скрипки, однако, иногда каждая из них делится на три части, альты, виолончели и контрабасы, каждая из которых делится на две части.

Иногда чрезвычайно широкое разделение или игра струнных струн было совершенно новым во время композиции и больше напоминало гораздо более поздние звуковые заимствования от Рихарда Штрауса или Эриха Вольфганга Корнгольда. Арфы и пикколо в то время также не входили в общий оркестровый состав. Также бросаются в глаза большие фаготы и литавры

Кроме того, привлекают внимание корнеты, которые даже сегодня редко используются в симфонической литературе и больше подходят для духовой музыки .

Возникновение

11 сентября 1827 года Берлиоз посетил постановку шекспировского « Гамлета» и влюбился в Офелию, ирландскую актрису Гарриет Смитсон . Он послал ей бесчисленное количество любовных писем, ни на одно из которых она не ответила. Когда она уехала из Парижа, она так и не ответила. Вместо этого он написал свою «любовную тоску» из души в «Фантастической симфонии».

Первое исполнение симфонии состоялось в Париже 5 декабря 1830 года. Спустя два года она услышала произведение и наконец признала гений композитора. Они встретились и поженились 3 октября 1833 года. Однако их брак становился все более проблематичным, и в конце концов они расстались после нескольких несчастливых лет брака.

Приговоры и программа

  1. Сны, Страсти (Ревери, Страсти), Ларго (до минор, время 4/4) — Allegro agitato e appassionato assai (Время до мажор, время 2/2); Продолжительность: ок. 15 мин.
    Молодой музыкант встречает женщину, полностью соответствующую его идеалу. В душе художника он всегда возникает в связи с музыкальной мыслью (лейтмотив, idée fixe). Вначале любовник тоскует по своему возлюбленному (медленное знакомство, тематически независимое). В партии Аллегро лучезарно вводится возлюбленное ( основная часть монотематической сонаты ). Испытывают разные настроения влюбленности.
  2. 2-я часть (отрывок), запись Симфонического оркестра HR под управлением Хью Вольфа с 2000 г.
    Бал (Un Bal), Allegro non troppo, (ля мажор, время 3/8); Продолжительность: ок. 6 мин.

    Любовник снова застает женщину на балу. В музыке idée fixe встроена в вальс. Сначала он счастлив снова видеть друг друга, но вскоре замечает, что его возлюбленная, похоже, не обращает на него никакого внимания. Однако блестящая танцевальная музыка продолжается безмятежно.
  3. Кантри-сцена (Scène aux champs), Адажио (фа мажор, время 6/8); Продолжительность: около 16 мин.
    Движение начинается с диалога между английским рожком и гобоем во время разговора двух пастухов. Затем происходит резкое прерывание idée fixe, возлюбленный появляется снова. У возлюбленного возникают мучительные сомнения, верна ли она ему. Один из пастухов подбирает стартовую мелодию, другой больше не отвечает. Закат, предупреждающий раскат грома (представлен кассетные аккордами четырех литавр ), одиночество, тишина.
  4. Прогулка к месту казни (Marche au supplice), Allegretto non troppo (соль минор, время 2/2); Продолжительность: ок. 7 мин.
    Узнав, что его любовь отвергают, он принимает опиум и впадает в глубокий, смертельный сон. Ему снится, что он убил свою возлюбленную, что он обречен на смерть и что его ведут к месту казни. Поезд сопровождает марш, который то темный и дикий, то снова блестящий и торжественный. Идефикс только цитировал незадолго до казни на гильотине.
  5. Шабаш ведьм (Songe d’une nuit du Sabbat), Ларгетто (до минор, время 4/4) — Аллегро (ми-бемоль мажор, позже до мажор, время 6/8); Продолжительность: около 10 мин.

    4-я часть, запись транскрипции для духового оркестра оркестра ВМС США

    Влюбленный попадает в ведьмовский шабаш, отчетливо слышен пронзительный смех. Внезапно idée fixe воспроизводится несколько раз в очень искаженной, средней вариации, сначала высоким кларнетом Eb, затем присоединяется оркестр: бывшая возлюбленная появляется как ведьма и ее радостно приветствуют другие ведьмы. Затем звенят колокола смерти и запускают пародию на Dies irae , Страшный суд из католической заупокойной мессы. Наконец, обе мелодии сливаются в адскую оргию.

Мелодия идее фикс

Использование idée fixe, которое Карл Мария фон Вебер ранее практиковал в своих операх, оказало большое влияние на музыку периода романтизма, особенно на Ференца Листа и Рихарда Вагнера . Ференц Лист сделал фортепианную транскрипцию произведения.

4 часть

IV часть – «Шествие на казнь» (g-moll). Она вносит резкий контраст: вместо сельского пейзажа, плавных, неторопливых пасторальных тем – жесткий марш, мрачный и зловещий. В отличие от предыдущих частей композитор использует здесь громадный оркестр с участием тяжелой меди (3 тромбона, 2 тубы) и большого количества ударных (4 литавры, тарелки и большой барабан). Вначале слышится глухой гул собирающейся толпы, затем возникает нисходящий унисон виолончелей и контра­басов, в прямолинейном движении которого есть что-то роковое, неумолимое. Это – первая тема марша. Вторая тема – марш «блестящий и торжественный», как говорится в программе – исполняется всей духовой группой. Сверкающая звучность меди, пунктирный ритм, тональность Es-dur создают триум­фальный характер, но в этой триумфальности есть что-то зловещее.

При возвращении первой темы марша использован необычный оркестровый эффект, придающий ей несколько гротескный оттенок: тема распределяется между раз­ными группами оркестра, причем струнные исполняют ее то pizzicato, то смычком. В коде, как это нередко у Берлиоза, музыка прямо иллюстрирует программу: солирующий кларнет поет осн. лейтмотив, но его нежное и страстное звучание обрывает мощный удар всего оркестра – «удар палача».

Еще песни Берлиоз

    • слушать Берлиоз — «Фантастическая симфония» Часть V «Сон в ночь шабаша» (Берлинский Филармонический оркестр, дир. — Г.
    • скачать Берлиоз — «Фантастическая симфония» Часть V «Сон в ночь шабаша» (Берлинский Филармонический оркестр, дир. — Г.

    Берлиоз — «Фантастическая симфония» Часть V «Сон в ночь шабаша» (Берлинский Филармонический оркестр, дир. — Г.

    • слушать Берлиоз — Tristia. III Marche funebre pour la derniere scene d’Hamlet (Траурный марш для последней сцены «Гамл
    • скачать Берлиоз — Tristia. III Marche funebre pour la derniere scene d’Hamlet (Траурный марш для последней сцены «Гамл

    Берлиоз — Tristia. III Marche funebre pour la derniere scene d’Hamlet (Траурный марш для последней сцены «Гамл

    • слушать Берлиоз — Пахельбель / Канон
    • скачать Берлиоз — Пахельбель / Канон

    Берлиоз — Пахельбель / Канон

    • слушать Берлиоз — Requiem (№2 Dies irae)
    • скачать Берлиоз — Requiem (№2 Dies irae)

    Берлиоз — Requiem (№2 Dies irae)

    • слушать Берлиоз — Dies Irae (фрагмент финала фантастической симфонии)
    • скачать Берлиоз — Dies Irae (фрагмент финала фантастической симфонии)

    Берлиоз — Dies Irae (фрагмент финала фантастической симфонии)

    • слушать Берлиоз — Марш из оперы «Троянцы».
    • скачать Берлиоз — Марш из оперы «Троянцы».

    Берлиоз — Марш из оперы «Троянцы».

    • слушать Берлиоз — Фантастическая симфония ч.1 — Мечты-страсти
    • скачать Берлиоз — Фантастическая симфония ч.1 — Мечты-страсти

    Берлиоз — Фантастическая симфония ч.1 — Мечты-страсти

    • слушать Берлиоз — Requiem (No.2 Tuba mirum)
    • скачать Берлиоз — Requiem (No.2 Tuba mirum)

    Берлиоз — Requiem (No.2 Tuba mirum)

    • слушать Берлиоз — Карнавал
    • скачать Берлиоз — Карнавал

    Берлиоз — Карнавал

    • слушать Берлиоз — Requiem (№5 Quaerens me)
    • скачать Берлиоз — Requiem (№5 Quaerens me)

    Берлиоз — Requiem (№5 Quaerens me)

    • слушать Берлиоз — Requiem (N8 Hostias)
    • скачать Берлиоз — Requiem (N8 Hostias)

    Берлиоз — Requiem (N8 Hostias)

    • слушать Берлиоз — «Осуждение Фауста» акт II. сцена7: ария Мефистофеля «Voici des roses»
    • скачать Берлиоз — «Осуждение Фауста» акт II. сцена7: ария Мефистофеля «Voici des roses»

    Берлиоз — «Осуждение Фауста» акт II. сцена7: ария Мефистофеля «Voici des roses»

    • слушать Берлиоз — Rakoczy March Symphony Phantastique, Соч. 14
    • скачать Берлиоз — Rakoczy March Symphony Phantastique, Соч. 14

    Берлиоз — Rakoczy March Symphony Phantastique, Соч. 14

    • слушать Берлиоз — «Детство Христа» Акт III(Прибытие в Саис): Depuis trois jours…
    • скачать Берлиоз — «Детство Христа» Акт III(Прибытие в Саис): Depuis trois jours…

    Берлиоз — «Детство Христа» Акт III(Прибытие в Саис): Depuis trois jours…

    • слушать Берлиоз — «Фантастическая симфония». Часть IV «Шествие на казнь.»
    • скачать Берлиоз — «Фантастическая симфония». Часть IV «Шествие на казнь.»

    Берлиоз — «Фантастическая симфония». Часть IV «Шествие на казнь.»

2 часть

II часть – «Бал» (A-dur) – картина праздничного веселья. В ее сопоставлении с I частью отражена типично романтическая мысль об одиночестве героя-романтика в окружении чуждой ему веселящейся толпы. Эта часть – удивительное открытие Б.: он впер­вые вводит в симфонию вальс, заменяя этим символом романтизма и старинный менуэт, и более новое бетховенское скерцо. Красочные арпеджио двух арф (впервые в симфонической музыке) приводят к легкому кружению прелестной вальсовой темы у скрипок, украшенной staccato деревянных духовых и pizzicato струнных. В среднем разделе 3-х частной формы возникает лейтмотив, измененный элементами вальсовости. Еще один раз он появляется в коде этой части у солирующего кларнета.

3 часть

III часть – «Сцена в полях» (F-dur) – рисует новую обстановку, в которую попадает герой. При всех связях с бетховенской «Пасторальной» симфонией, налицо новизна этой панорамы природы: вместо гармоничности – настроение раздвоенности. Ду­шевному смятению одинокой личности противостоит пастушеская идиллия, спокой­ная безмятежность природы, не случайно в оркестре умолкают медные духовые, остаются лишь 4 валторны. Перекликаются свирели пастухов (английский рожок и го­бой), затем изобретательно варьируется основная тема этой части – такая же ясная, спокойная, пасторальная. Однако постепенно она приобретает более тревожный характер, омрачается. Напряжение особенно возрастает при появлении л-ва и прорывается в кульминации (уменьшенные септаккорды у всего оркестра). Затем начина­ется постепенное прояснение, успокоение, оркестровая звучность становится прозрачной, и даже отрывок лейтмотива звучит ясно и светло. Снова наступает блаженный покой. Когда все стихает, английский рожок заводит свой начальный свирель­ный наигрыш, но вместо ответа гобоя звучит тремоло литавр, подобное отдален­ным раскатам грома. Так пастораль завершается предчувствием грядущих драматических событий.

1 часть

I часть – «Мечтания. Страсти». Состоит из двух разделов – Largo (с-moll) и Allegro agitato (C-dur). Largo – это развернутое вступление, картина лирических излияний, грез, мечтаний. Мягкая, певучая тема скрипок с меланхолическими вздохами, в гибком ритме с трепетными паузами, сменяется оживленным мажор­ным эпизодом, а затем повторяется в новой фактуре (т.о. образуется трехчастная форма).

Allegro agitato начинается лейтмотивом (после вступительных тактов), представленном очень рельефно, почти без сопровождения, в унисонном звучании флейты и скрипок.

Интонационное содержание и строение лейттемы сильно отличаются от классических главных тем. Поначалу светлая, лирически-задушевная, тема воз­любленной в процессе развития передает смятение, душевные порывы, в разработке приобретает тревожный, мрачный характер. По существу, это единств. тема Allegro, поскольку побочная (G-dur – e-moll) строится в основном на тех же элементах.

Важно отметить, что в сонатном аллегро зарождаются почти все образы других час­тей симфонии. Так, настроение любовной тоски будет положено в основу «Сцены в полях»

«Мефистофельские» интонации из разработки приводят к зловещей фи­нальной картине. Церковный мотив (в конце I части) переродится в «черную мессу» шабаша. То, что в I части показано как неразрывное единство психологических сос­тояний, развертывается на протяжении всего цикла в виде резко контрастных сцен.

General Information

Work Title Symphonie fantastique
Alternative. Title Fantastic Symphony
Name Translations 幻想交响曲; 幻想交響曲; Symfonia fantastyczna; Sinfonia fantastikoa; הסימפוניה הפנטסטית; Sinfonía fantástica; Sinfonia fantastica; Fantasztikus szimfónia; Fantastiline sümfoonia; Sinfonia Fantástica; Фантастическая симфония; Fantastična simfonija; Фантастична симфонија; แซ็งฟอนีฟ็องตัสติก; Simfonia fantàstica; Fantastinen sinfonia; Фантастична симфонія; Fantastická symfonie; سمفونی فانتاستیک; ფანტასტიკური სიმფონია; Symphonie Fantastique; Ֆանտաստիկ սիմֆոնիա; Simfonia fantastică; Simfonio Fantasta; Fantastiskā simfonija; 환상교향곡; السمفونيه فانتاستيك
Name Aliases Episode de la vie d’un artiste; ซิมโฟนี ฟ็องตาสติก; An Episode in the Life of an Artist; ซิมโฟนีฟองตาสติก; Simfonia fantástica; Symphonie fantastique op. 14; Épisode de la vie d’un artiste, symphonie fantastique en cinq parties; An Episode in the Life of an Artist, in Five Parts; Fantastical Symphony: Episode in the Life of an Artist … in Five Sections; Fantastical Symphony
Authorities
Composer Berlioz, Hector
Opus/Catalogue NumberOp./Cat. No. H 48 ; Œuvre 14
I-Catalogue NumberI-Cat. No. IHB 59
Key C major
Movements/SectionsMov’ts/Sec’s 5 movements:
I. Rêveries – Passions. Largo – Allegro agitato e appassionato assai – Religiosamente
II. Un bal. Valse. Allegro non troppo
III. Scène aux champs. Adagio
IV. Marche au supplice. Allegretto non troppo
V. Songe d’une nuit de sabbat. Larghetto – Allegro
Year/Date of CompositionY/D of Comp. 1830
First Performance. 1830-12 in Paris, Société des concerts du Conservatoire
François Antoine Habeneck (conductor)
First Publication. 1845
Dedication Nicholas I of Russia
Average DurationAvg. Duration 55 minutes
Composer Time PeriodComp. Period Romantic
Piece Style Romantic
Instrumentation orchestra
InstrDetail 2 flutes (1st and 2nd also piccolo), 2 oboes (2nd also English horn), 2 clarinets, 4 bassoons4 horns, 2 trumpets, 2 cornets, 3 trombones, 2 ophicleïdestimpani (4 players), bass drum, snare drum, cymbals, chimes, 4 harps, strings
External Links Wikipedia article
Extra Information

Navigation etc.

Compositions and Literary Works by Hector Berlioz
Operas

Les francs-juges, H 23 · Benvenuto Cellini, H 76 · Les Troyens, H 133 · Béatrice et Bénédict, H 138

Symphonies

Symphonie fantastique, H 48 · Harold en Italie, H 68 · Roméo et Juliette, H 79 · Grande symphonie funèbre et triomphale, H 80

Concert Overtures

Grande ouverture de Waverley, H 26 · Grande ouverture du Roi Lear, H 53 · Intrata di Rob-Roy MacGregor, H 54 · Le carnaval romain, H 95 · Le Corsaire, H 101

Liturgical works

Messe solennelle, H 20 · Grande messe des morts, H 75 · Te Deum, H 118

Other choral works

Lélio, ou le retour à la vie, H 55 · La damnation de Faust, H 111 · Tristia, H 119 · Vox populi, H 120 · L’enfance du Christ, H 130

Songs and cantatas

Herminie, H 29 · Cléopâtre, H 36 · Irlande, H 38 · Les nuits d’été, H 81 · Feuillets d’album, H 121 · Fleurs des landes, H 124

Writings

Grand traité d’instrumentation et d’orchestration modernes · Les Soirées de l’Orchestre · Les Grotesques de la Musique · À Travers Chants · Mémoires

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: