4 часть
Последняя часть симфонии становится ее праздничной кульминацией. Отличительной особенностью тематизма финала является теснейшая связь с музыкой французской революции: героическими песнями и маршами, массовыми хороводными танцами, воинственными фанфарами, победными кличами, пафосом ораторской речи . Подобные образы потребовали от композитора усиления оркестровых ресурсов: в партитуру финала впервые в симфонической музыке включены 3 тромбона, малая флейта (пикколо) и контрафагот.
Впечатлению массовости победного торжества способствует и многотемность сонатной формы финала: каждая из 4-х тем экспозиции построена на самостоятельном материале. Вместе с тем, обилие тем не приводит к контрастности: все темы мажорны и праздничны, основаны на чеканных, простых, почти элементарных мелодических формулах (движение по тонам трезвучий, поступенные подъемы и спуски и пр.). Разница – в жанровой природе тем: главная тема маршева, связующая – гимнична, побочная близка хороводному танцу, заключительная звучит как триумфальный клич.
В разработке в основном развивается триольный мотив из побочной партии. Драматическую напряженность вносит новый мотив тромбонов с призывно-волевой интонацией. В конце разработки он проходит на фоне доминантового органного пункта в условиях динамического нарастания, ведя к репризе. Внезапно это движение прерывается «мрачным воспоминанием» – маршем из III части на «мотиве судьбы». Он по-прежнему звучит в c-moll (вместо ожидаемого C-dur-а). Однако теперь в теме судьбы нет прежней грозной силы, она лишь контрастно подчеркивает ликование, возобновленное в репризе и не нарушаемое до самого конца симфонии.
По свидетельству очевидцев, наполеоновские гренадеры, посетившие концерт в Вене, при первых звуках финала стали со своих мест и отдали честь.
1 часть (c-moll)
Сонатное allegro I части (c-moll) почти всецело основано на принципе производного контраста. Он ярко проявляется в первой же, знаменитой, теме главной партии. Невозможно сказать однозначно, контрастна она или однородна? С одной стороны, очевиден контраст между суровой категоричностью первых четырех тактов (подчеркнуто мощный унисон оркестрового tutti на ff)и волевой устремленностью дальнейшего продолжения. Однако, основа контраста – один и тот же мотив. Разительно преображаясь, он воспринимается одновременно и как «роковой элемент», и как символ героического сопротивления, т.е. противостоящего року начала.
Боевая фанфара валторн, ведущая к побочной теме (связка) основана на том же «стучащем» ритме, как и басовый контрапункт, сопровождающий побочную. Повелительная интонация восходящей кварты в ритме «мотива судьбы» напоминает о себе на протяжении всей побочной партии (Es-dur), что драматизирует светлый лирический образ, изнутри «взрывая» его спокойствие. Активизация лирического начала ведет к утверждению героики. В конце экспозиции – в заключительной партии – она воплощена уже не в минорно-патетическом (как в ГП), а в мажорном, фанфарном облике. Тема ЗП (Es-dur) – это еще один вариант исходного мотива.
Главная особенность разработки– однотемность. Побочная тема почти полностью отстраняется, все развитие проходит под знаком «мотива судьбы». Он звучит в двух контрастных вариантах – сурово-повелительном и горестно-беспокойном.В результате вся разработка пронизана единой ритмической пульсацией, что способствует ее цельности. Тональный план разработки основан на Т–D соотношениях: f – c – g – G – g – c – f.
В кульминации разработки на ffв оркестровом tutti, на фоне ум.VII7 звучит «мотив судьбы». Этот момент совпадает с началом репризы.
В репризе главной партии усилено скорбное начало: в ней появляется речитатив гобоя, подобный голосу человека, прошедшего через жизненные испытания.
General Information
Work Title | Symphony No.5 |
---|---|
Alternative. Title | |
Name Translations | 第5号交响曲; 第5號交響曲; V symfonia Beethovena; Bosgarren Sinfonia; Symphonie nº 5 de Beethoven; 교향곡 5번(베토벤); הסימפוניה החמישית של בטהובן; Simfonija br. 5; Sinfonía n.º 5; Symphony No. 5; Bēthovena 5. simfonija; Sinfonia n. 5; 5. Sinfonie; Simfoni No. 5; 交響曲第5番; Συμφωνία αρ. 5; Giao hưởng số 5; سمفنی نمبر 5; Symfonie nr. 5; Symfoni nr 5; السمفونية الخامسة; Sinfonia n.º 5; Simfonio n-ro 5 en C-minoro; Symfónia č. 5; Симфония № 5; Симфонија бр. 5; 5. Senfoni; ซิมโฟนีหมายเลข 5; Simfonia a V-a de Beethoven; Simfonia núm. 5; Sinfonia nro 5; Симфонія № 5; Skjebnesymfonien; Simfonija št. 5; Symfonie č. 5; სიმფონია № 5; Beşinci simfoniya; سمفونی شماره ۵; Symfoni nr. 5; Simponiya Ihap 5; சிம்பொனி 5; 5. szimfónia (Beethoven); 第5号交响曲 (贝多芬); Symphonia quinta Ludovici van Beethoven; Симфония № 5 (Бетховен); Penktoji simfonija; Sinfonía n.º 5 (Beethoven); سیمفۆنیای ژمارە ٥; 第 5 號交響曲 (貝多芬); сымфонія №5; Symffoni Rhif 5; Simfonie no. 5 in C-mineur, op. 67 (Beethoven) |
Name Aliases | 贝多芬第五交响曲; 貝多芬第5號交響曲; 第五交响曲; 命運交響曲; 命运交响曲; 第五号交响曲; 第五號交響曲; 貝多芬第五號交響曲; Piąta symfonia Beethovena; V symfonia Ludwika van Beethovena; V symfonia Ludwiga van Beethovena; V symfonia c-moll op. 67 Ludwiga van Beethovena; Symfonia losu; Cinquième symphonie de Beethoven; 5e symphonie de Beethoven; Symphonie n° 5 de beethoven; Symphonie no 5 de Beethoven; 5ème symphonie de Beethoven; 운명 교향곡; 교향곡 제5번; 베토벤 교향곡 제 5번; 베토벤 교향곡 제5번; 베토벤 교향곡 5번; 운명교향곡; סימפוניה מס’ 5 בדו מינור; Quinta sinfonía; Sinfonia No. 5; Sinfonía n º 5; Sinfonia n 5; Quinta Sinfonia de Beethoven; Sinfonia No 5; Sinfonía No. 5; Sinfonia n º 5; Sinfonía No 5; Sinfonía nº 5; Sinfonía n 5; Sinfonia nº 5; Sinfonía n. 5; Quinta sinfonia; Quinta sinfonia di Beethoven; Quinta di Beethoven; Sinfonia n. 5 di Beethoven; Schicksalssymphonie; Beethovens Fünfte; Schicksalssinfonie; Schicksalsymphonie; Schicksalssymfonie; ベト5; 交響曲第5番ハ短調作品67「運命」; 交響曲「運命」; Symfonie nr. 5 (Beethoven); Beethovens femte symfoni; Ödessymfonin; Quinta sinfonia de beethoven; Пятая симфония; Пятая симфония Бетховена; Судбинска симфонија; Симфонија Бр. 5; ซิมโฟนีหมายเลขห้าของบีโทเฟน; Simfonia a cincea de Beethoven; Simfonia núm 5; Simfonia núm. 5 de Beethoven; Simfonia nº 5; Beethovenin 5. sinfonia; Beethovenin viides sinfonia; Kohtalonsinfonia; Sinfonia nro 5 c-molli; Sinfonia nro 5 (Beethoven); Симфонія №5; Beetovens femte symfoni; Ludwig van Beethoven: Simfonija št. 5; სიმფონია N°5; მეხუთე სიმფონია; ბეთჰოვენის მეხუთე სიმფონია; V. simfonija u c-molu op.67; Bethovenin beşinci simfoniyası; Simfoniya No. 5; 5-ci simfoniya; Skjebnesymfoni; Symphony No. 5 in C Minor, Op. 67; Symphony of Destiny; The Symphony of Destiny; Symphony No. 5 (Beethoven); Beethoven’s Fifth Symphony; Beethoven Symphony No. 5; 5-a simfonio; Simfonio n-ro 5; 5η Συμφωνία σε Ντο ελάσσονα, έργο 7; Συμφωνία αρ. 5 σε Ντο ελάσσονα, έργο 7; Συμφωνία της μοίρας; Συμφωνία του πεπρωμένου; Pumed symffoni Beethoven; Skæbnesymfonien |
Authorities | |
Composer | Beethoven, Ludwig van |
Opus/Catalogue NumberOp./Cat. No. | Op.67 |
I-Catalogue NumberI-Cat. No. | ILB 276 |
Key | C minor |
Movements/SectionsMov’ts/Sec’s | 4 movements:
|
Year/Date of CompositionY/D of Comp. | 1804-1808 |
First Performance. | 1808-12-22 in Vienna, Theater an der Wien
|
First Publication. | 1809 (April) — parts; 1826 (March) — score
|
Dedication | F. J. von Lobkowitz and Graf A. von Rasumovsky |
Average DurationAvg. Duration | 30 minutes |
Composer Time PeriodComp. Period | Classical |
Piece Style | Classical |
Instrumentation | orchestra |
InstrDetail | piccolo, 2 flutes, 2 oboes, 2 clarinets, 2 bassoons, contrabassoon2 horns, 2 trumpets, 3 trombones, timpani, strings |
External Links | Wikipedia article |
2 часть (As-dur)
II часть – Andante, As-dur, двойные вариации. Эта музыка воспринимается не столько как осмысление прошедших событий, сколько является предчувствием будущего. Многое в ней предвосхищает финал: 2-я, маршеобразная, тема вариаций явно родственна победной теме финала. Об этом говорят призывные гимнические интонации, маршевая чеканная поступь, праздничная звучность C-dur′а (причем новая тональность выделена энгармонической модуляцией изAs-dur). Каждая из двух тем представляет собой вполне самостоятельный образ:
1-я – более спокойная и песенная, содержит лирический элемент;
2-я – фанфарная и маршевая.
В то же время, обе темы настолько связаны друг с другом, что могут рассматриваться как двустороннее проявление единого начала. В процессе варьирования внутреннее родство тем выявляется с полной очевидностью: лирическая первая тема активизируется, преображаясь в марш.
3 часть
III часть не содержит жанрового обозначения («менуэт» или «скерцо»). В ее беспокойной и суровой музыке нет ни танцевальности, ни веселья (за исключением трио в характере народного танца). Это еще одна схватка с роком, о чем говорит и возвращение исходной тональности, и развитие «мотива судьбы».
Нетрадиционна и форма: при сохранении внешних контуров сложной 3-частной формы с трио, логика драматургического развития глубоко переосмыслена.
Первый раздел строится на двух противоположных по смыслу темах, связанный только тональным родством (обе в c-moll). Первая тема, у альтов и виолончелей pp,представляет собой диалог тревожных вопросов и печальных ответов. Вторая тема вторгается внезапно, наffу духовых. Она выросла из «мотива судьбы», который приобрел здесь особенно жесткий, повелительный и настойчивый характер. Несмотря на трехдольность, эта тема имеет явные признаки марша.
Троекратное контрастное чередование двух тем образует рондообразную структуру.
В C-dur-ном трио картина резко меняется: возникают оптимистичные образы народной жизни. Моторная гаммообразная тема, полная могучего волевого напора, развивается в виде фугато.
Совершенно необычна реприза III части. Она сокращена и сильно трансформирована: исчезла контрастность, которая отличала две начальные темы – всё звучит на сплошном pp, pizzicato. Господствует единое настроение тревожного ожидания. И вдруг, в самом конце части, появляется новый мотив (отчасти близкий первой теме), словно робкий луч надежды, неуверенные поиски выхода. Бетховен выстраивает на нем переход к Финалу – от предельно сгустившегося мрака к мажорному апофеозу.