Жизнь
Клейбер родился в Вене в семье бедных учителей. Молодость и учебу провел в Праге. Там он изучал философию и музыку. Его пребывание в Праге было прервано более длительным пребыванием в Вене.
После нескольких более коротких встреч в Праге (1911–1912), Дармштадте, Бармен-Эльберфельде, Дюссельдорфе и Мангейме Макс фон Шиллингс назначил его на место Лео Блеха в Государственной опере в Берлине в 1923 году , после того как он ранее в качестве приглашенного дирижера произвел впечатление Фиделио . Он пробыл там двенадцать лет и сформировал музыкальную жизнь Германии, как Вильгельм Фуртвенглер и Рихард Штраус . Помимо сохранения произведений Бетховена и Вагнера — он был не прочь и от более легкой музы — он поставил для немецкой премьеры « Воццек» Альбана Берга (1925) и оперу Яначека « Енуфа» . С 1923 по 1929 год он выпустил более 100 пластинок.
Эрих Клейбер был «решительным антифашистским дирижером». В 1935 году он был вынужден уйти в отставку как сторонник современной музыки ( Альбан Берг , Эрнст Кренек , Дариус Мийо и Игорь Стравинский ) под давлением гитлеровского режима. Эмигрировал на Кубу, а затем в Аргентину ( Буэнос-Айрес ). Там он помог многим классическим и романтическим музыкальным произведениям сделать их южноамериканские премьеры. Он также дирижировал произведениями южноамериканских композиторов. В 1938 году он получил почетное гражданство Аргентины .
Клейбер вернулся в Европу в 1950 году. Он снова попытался дирижировать в Берлинской государственной опере в 1951 году , но почувствовал пренебрежение обещаниями руководства ГДР , которые не были выполнены . Он больше не мог пустить корни в Западном Берлине, а помолвка в Вене не состоялась. Некоторое время он жил в цюрихском отеле.
Он неожиданно умер в Цюрихе 27 января 1956 года. Его останки похоронены на цюрихском кладбище Хенггерберг (могила номер F81011).
Эрих Клейбер был женат на американке Рут Гудрич и является отцом Вероники и дирижера Карлоса Клейбера .
Дискография (подборка)
- Оркестровые представления — Берлинский филармонический оркестр 1930–34, Telefunken Legacy 3984-28407-2 (1999)
- Концертные записи с оркестром NBC 1947-48, 4 компакт-диска Музыка и искусство
- Вагнер: Тристан и Изольда — Оркестр Teatro Colon 1948, Myto
- Великие дирижеры — Бетховен: Симфония No. 6 — Чешская филармония, 1955 г .; Моцарт: Симфония No. 40 — Лондонский филармонический оркестр, 1949 г .; Шуберт: Симфония No. 5 — Оркестр НДР, 1953 г .; Р. Штраус: «Till Eulenspiegel» — NDR Orchestra, 1951 г. до 1949–55, 2 компакт-диска IMG-EMI
- Бетховен: Симфонии No. 3, 5, 6, 7 — Оркестр Концертгебау, Амстердам, 1950–1953, ДЕККА
- Бетховен: Симфонии No. 3 и 9 — Вена, 1952–55, ДЕККА
- Верди: I vespri siciliani — Maggio Musicale Fiorentino 1951, Урания
- Бетховен: Симфония No. 9 — Венская филармония 1952, ДЕККА
- Чайковский: Симфонии №№. 4, 6 — Оркестр Парижской консерватории 1953, ДЕККА
- Р. Штраус: Кавалер роз — Венский филармонический оркестр 1954, 3 компакт-диска DECCA
- Моцарт: Le nozze di Figaro — Венский филармонический оркестр 1955, 3 компакт-диска DECCA
- Вебер: Der Freischütz — Cologne RSO 1955, 2 компакт-диска Koch; Каприччио
- Бетховен: Фиделио — Кельн, RSO 1956, 2 компакт-диска Коха; Каприччио
- Полное собрание записей Decca 1949–1955, 6 компакт-дисков DECCA
Репутация, почести и наследие
По мнению Гроува , Клейбер был:
выдающийся дирижер Моцарта, Бетховена и Рихарда Штрауса, отказавшийся от романтических интерпретаций как средства самопроекции, игнорирование ложных исполнительских традиций и усердное изучение партитур. Он никогда не терял своего взгляда на произведение, и его подход был строго несентиментальным. Он завоевал неизменную преданность как оркестровых исполнителей, так и певцов.
Среди наград, присужденных Кляйберу, были Commandeur Ordre de Léopold, Бельгия ; Комендатор делла Корона д’Италия ; Орден-эль-Соль де Перу ; и Comendador del Merito, Чили .
Клейбер был композитором; Среди его работ — Концерт для скрипки, Концерт для фортепиано, оркестровые вариации, Каприччио для оркестра, многочисленные произведения камерной музыки, пьесы для фортепиано и песни.
Записи
Гроув отмечает, что записи Клейбера « Кавалер роз» , «Свадьба Фигаро» и симфонии Бетховена «демонстрируют его необычайный ритмический контроль и динамическую гибкость». Его записи включают следующее, многие из которых были переизданы в цифровом формате:
Композитор | Работа | Оркестр | Дата |
---|---|---|---|
Бетховен | Фиделио | Симфонический оркестр Кельнского радио | 1956 г. |
Бетховен | Симфония № 3 | Венская филармония | 1953 г. |
Бетховен | Симфония № 3 | Концертгебау | 1950 |
Бетховен | Симфония No. 5 | Концертгебау | 1953 г. |
Бетховен | Симфония No. 6 | Концертгебау | 1953 г. |
Бетховен | Симфония No. 6 | Лондонский филармонический оркестр | 1948 г. |
Бетховен | Симфония No. 7 | Концертгебау | 1950 |
Бетховен | Симфония № 9 | Венская филармония | 1952 г. |
Дворжак | Карнавальная увертюра | Лондонский филармонический оркестр | 1948 г. |
Гендель | Беренис , Анданте Ларгетто | Лондонский филармонический оркестр | 1949 г. |
Моцарт | Le nozze di Figaro | Венская филармония | 1955 г. |
Моцарт | Симфония № 39 | Симфонический оркестр Кельнского радио | 1956 г. |
Моцарт | Симфония № 40 | Лондонский филармонический оркестр | 1949 г. |
Моцарт | Четыре немецких танца | Симфонический оркестр Кельнского радио | 1956 г. |
Шуберт | Симфония No. 5 | Симфонический оркестр Северогерманского радио | 1953 г. |
Шуберт | Симфония № 8 | Берлинская филармония | 1953 г. |
Шуберт | Симфония № 9 | Симфонический оркестр Кельнского радио | 1953 г. |
Штраус, Иоганн II | Der Zigeunerbaron Overture | Лондонский филармонический оркестр | 1948 г. |
Штраус, Йозеф | Sphären-Klänge | Лондонский филармонический оркестр | 1948 г. |
Штраус, Ричард | Тиль Уленшпигель | Симфонический оркестр Северогерманского радио | 1951 г. |
Штраус, Ричард | Кавалер роз | Венская филармония | 1954 г. |
Чайковский | Симфония No. 4 | Парижская консерватория | 1949 г. |
Чайковский | Симфония No. 6 | Парижская консерватория | 1953 г. |
Различный | «Оркестровые произведения» | Берлинская филармония | 1930–1934 гг. |
Различный | Концертные записи | Симфония NBC | 1947–48 |
Верди | Я vespri siciliani | Maggio Musicale Fiorentino | 1951 г. |
Вагнер | Тристан и Изольда | Театр Колон | 1948 г. |
Вебер | Der Freischütz | Симфонический оркестр Кельнского радио | 1955 г. |
Вебер | Симфония No. 1 | Симфонический оркестр Кельнского радио | 1956 г. |
Фильмография
Композитор | Работа | Оркестр | Дата | Этикетка |
---|---|---|---|---|
Моцарт | Немецкие танцы, К. 605, № 3 | Берлинская государственная опера | 1931 г. | — |
Штраус, Иоганн II | An der schönen, blauen Donau | Staatskapelle Berlin | 1932 г. | Тельдек (1997) 0927.42668.2 |
Новак, Витезслав | Южночешский люкс | Чешская филармония | c. 1949 г. | — |
Штраус, Иоганн II | Künstlerleben | Staatskapelle Berlin | 1949 г. | — |
Бетховен | Симфония № 9 | Чешская филармония | 23 августа 1949 г. | Новости Hearst Metrotone |
Notes, references and sources
Notes
- Kleiber also conducted Der fliegende Holländer with Herbert Janssen in the title role during this season; Wilhelm Furtwängler conducted Der Ring des Nibelungen and Beecham conducted operas by Mozart, Beethoven and Wagner.
References
- Russell, pp. 20–21
- Russell, pp. 28–29
- Russell, pp. 25 and 28–29
- ^
- Russell, p. 33
- Russell, p. 37
- Russell, pp. 62–63
- Hart, p. 86
- ^
- Brown, p. 423; and Russell, p. 136
- Notley, p. 224
- Notley, p. 257
- Russell, pp. 148–148 and 159
- Russell, p. 159
- «Opera and Ballet», The Times, 18 April 1938, p. 8, and 12 May 1938, p. 14
- Haltrecht, p. 145
- Culshaw, p. 22
- Haltrecht, p. 173
- Brown, p. 441
- Russell, p. 220
- Russell, p. 228
- Russell, p. 227
- Russell, p. 245
Sources
- Culshaw, John (1967). Ring Resounding. London: Secker & Warburg. ISBN 978-0-436-11800-5.
- Haltrecht, Montague (1975). The Quiet Showman – Sir David Webster and the Royal Opera House. London: Collins. ISBN 0-00-211163-2.
Reputation, honours and legacy
In the view of Grove, Kleiber was:
outstanding as a conductor of Mozart, Beethoven and Richard Strauss, refusing to indulge in romantic interpretation as a means of self-projection, ignoring false performing traditions and studying the scores assiduously. He never lost his whole view of a work, and his approach was strictly non-sentimental. He won the lasting devotion of orchestral players as well as singers.
Among the honours awarded to Kleiber were Commandeur Ordre de Léopold, Belgium; Commendatore della Corona d’ Italia; Orden el Sol de Peru; and Comendador del Merito, Chile.
Kleiber was a composer; among his works are a Violin Concerto, Piano Concerto, orchestral variations, Capriccio for Orchestra, numerous chamber music works, piano pieces, and songs.
Recordings
Grove comments that Kleiber’s recordings of Der Rosenkavalier, Le nozze di Figaro and Beethoven’s symphonies «all demonstrate his extraordinary rhythmic control and dynamic flexibility». His recordings include the following, many of which have been reissued in digital transfers:
Composer | Work | Orchestra | Date |
---|---|---|---|
Beethoven | Fidelio | Cologne Radio Symphony | 1956 |
Beethoven | Symphony No. 3 | Vienna Philharmonic | 1953 |
Beethoven | Symphony No. 3 | Concertgebouw | 1950 |
Beethoven | Symphony No. 5 | Concertgebouw | 1953 |
Beethoven | Symphony No. 6 | Concertgebouw | 1953 |
Beethoven | Symphony No. 6 | London Philharmonic | 1948 |
Beethoven | Symphony No. 7 | Concertgebouw | 1950 |
Beethoven | Symphony No. 9 | Vienna Philharmonic | 1952 |
Dvořák | Carnival Overture | London Philharmonic | 1948 |
Handel | Berenice, Andante Larghetto | London Philharmonic | 1949 |
Mozart | Le nozze di Figaro | Vienna Philharmonic | 1955 |
Mozart | Symphony No. 39 | Cologne Radio Symphony Orchestra | 1956 |
Mozart | Symphony No. 40 | London Philharmonic | 1949 |
Mozart | Four German Dances | Cologne Radio Symphony Orchestra | 1956 |
Schubert | Symphony No. 5 | North German Radio Symphony | 1953 |
Schubert | Symphony No. 8 | Berlin Philharmonic | 1953 |
Schubert | Symphony No. 9 | Cologne Radio Symphony | 1953 |
Strauss, Johann II | Der Zigeunerbaron Overture | London Philharmonic | 1948 |
Strauss, Josef | Sphären-Klänge | London Philharmonic | 1948 |
Strauss, Richard | Till Eulenspiegel | North German Radio Symphony | 1951 |
Strauss, Richard | Der Rosenkavalier | Vienna Philharmonic | 1954 |
Tchaikovsky | Symphony No. 4 | Paris Conservatoire | 1949 |
Tchaikovsky | Symphony No. 6 | Paris Conservatoire | 1953 |
Various | «Orchestral showpieces» | Berlin Philharmonic | 1930–1934 |
Various | Concert recordings | NBC Symphony | 1947–48 |
Verdi | I vespri siciliani | Maggio Musicale Fiorentino | 1951 |
Wagner | Tristan und Isolde | Teatro Colón | 1948 |
Weber | Der Freischütz | Cologne Radio Symphony | 1955 |
Weber | Symphony No. 1 | Cologne Radio Symphony Orchestra | 1956 |
Filmography
Composer | Work | Orchestra | Date | Label |
---|---|---|---|---|
Mozart | German Dances, K. 605, No. 3 | Berlin State Opera | 1931 | – |
Strauss, Johann II | An der schönen, blauen Donau | Staatskapelle Berlin | 1932 | Teldec (1997) 0927.42668.2 |
Novák, Vítězslav | South Bohemian Suite | Czech Philharmonic | c. 1949 | – |
Strauss, Johann II | Künstlerleben | Staatskapelle Berlin | 1949 | – |
Beethoven | Symphony No. 9 | Czech Philharmonic | 23 August 1949 | Hearst Metrotone News |
Примечания, ссылки и источники
Заметки
- Клейбер также провел Der fliegende Holländer с участием Герберт Янссен в главной роли в этом сезоне; Вильгельм Фуртвенглер провел Кольцо Нибелунгов и Бичем дирижировал операми Моцарта, Бетховена и Вагнера.
использованная литература
- Рассел, стр. 20–21.
- Рассел, стр. 28–29.
- Рассел, стр. 25 и 28–29.
- ^
- Рассел, стр. 33
- Рассел, стр. 37
- Рассел, стр. 62–63.
- Харт, стр. 86
- ^
- Браун, стр. 423; and Russell, стр. 136
- Нотли, стр. 224
- Нотли, стр. 257
- Рассел, стр. 148–148 и 159.
- Рассел, стр. 159
- «Опера и балет», Времена, 18 апреля 1938 г., стр. 8 и 12 мая 1938 г., стр. 14
- Хальтрехт, стр. 145
- Калшоу, стр. 22
- Хальтрехт, стр. 173
- Браун, стр. 441
- Рассел, стр. 220
- Рассел, стр. 228
- Рассел, стр. 227
- Рассел, стр. 245
Источники
- Калшоу, Джон (1967). Звук кольца. Лондон: Секер и Варбург. ISBN 978-0-436-11800-5.
- Хальтрехт, Монтегю (1975). Тихий шоумен — сэр Дэвид Вебстер и Королевский оперный театр. Лондон: Коллинз. ISBN 0-00-211163-2.