История выступлений [ править ]
Бетховен написал концерт для своего коллеги Франца Клемента , ведущего скрипача того времени, который ранее давал ему полезные советы по поводу его оперы « Фиделио» . Премьера произведения состоялась 23 декабря 1806 года в Венском театре ан дер Вин , по случаю благотворительного концерта Климента. Первое печатное издание (1808 г.) было посвящено Стефану фон Брейнингу.
Считается, что Бетховен так поздно закончил сольную партию, что Клементу пришлось читать часть своего выступления с листа. Возможно, чтобы выразить свое раздражение или показать, что он мог сделать, когда у него было время на подготовку, Клемент, как говорят, прервал концерт между первой и второй частями собственным сольным сочинением, сыгранным на одной струне скрипка перевернута; однако другие источники утверждают, что он сыграл такую пьесу, но только в конце выступления.
Премьера не удалась, и в последующие десятилетия концерт мало исполнялся.
Работа была возрождена в 1844 году, намного позже смерти Бетховена, выступлением тогдашнего 12-летнего скрипача Джозефа Иоахима с оркестром Лондонского филармонического общества под управлением Феликса Мендельсона . С тех пор это одно из самых важных произведений в репертуаре скрипичных концертов, которое сегодня часто исполняется и записывается.
Альтернативные версии [ править ]
Возможно, из-за того, что Концерт для скрипки не имел успеха на премьере, и по просьбе Муцио Клементи Бетховен переработал его в версии для фортепиано с оркестром, которая позже была опубликована как соч. 61а. Для этой версии, которая присутствует как набросок в автографе Концерта для скрипки вместе с исправлениями к сольной партии, Бетховен написал длинную каденцию первой части, в которой представлены литавр оркестра и пианист-солист. Это и каденции для других движений были позже аранжированы для скрипки (и литавр) Максом Росталем , Оттокаром Новачеком , Кристианом Тецлаффом и Вольфгангом Шнайдерханом . Гидон Кремерв своей записи с Николаусом Харнонкуром адаптирует эти каденции для скрипки, литавры и фортепиано, хотя фортепиано не играет ни в каких других частях записи. Патрисия Копачинская адаптировала каденцию первой части для двух скрипок, виолончели и литавры, для остальных частей для скрипки. Сэйдзи Одзава также написал аранжировку для фортепиано. [ необходима цитата ] Совсем недавно он был аранжирован как концерт для кларнета с оркестром Михаила Плетнева . Роберт Бокмюль (1820 / 21–1881) аранжировал сольную партию скрипки для виолончели и сыграл ее как Концерт для виолончели; Гэри Каррсыграл аранжировку Бокмюля на контрабасе, настроенном на квинта, как концерт для контрабаса. [ необходима цитата ]
Ссылки [ править ]
Сноски
- Перейти ↑ Stowell 1998 , pp. 4–5.
- ↑ Романсы были опубликованы в обратном порядке, первый из которых был опубликован вторым, став «Романсом № 2».
- Перейти ↑ Stowell 1998 , p. 14.
- Перейти ↑ Stowell 1994 , pp. 16–19.
- ^ a b Эйленбург 2007 , предисловие, стр. 3.
- Перейти ↑ Steinberg, Michael (1998). Концерт: Путеводитель для слушателя . Издательство Оксфордского университета. п. 81 .
- Перейти ↑ Philip 1994 , p. 196.
- Перейти ↑ Philip 1994 , p. 198.
- ^ «Рецензия — Бетховен: Концерт для скрипки / Кремер, Марринер, ASMF» . ArkivMusic.com. 2010-04-22 . Проверено 1 января 2014 .
- ^ «Александр Да Коста, Концерт для скрипки» . warnerclassics.com. 1 августа 2013 г. Архивировано из оригинала 24 ноября 2015 года . Проверено 7 августа 2015 .
- ^ Бергинц 2010
- ^ Wulfhorst 2010
- ^ Людвиг ван Бетховен. Konzert für Violine & Orchester D-dur Opus 61. Отредактировано с комментарием (на немецком языке) Франца Грасбергера. Грац, 1979.
- ↑ Fenech, Gerald (октябрь 2000 г.). «Рецензия — Концерт для скрипки Бетховена для кларнета» . MusicWeb.com . Проверено 1 января 2014 .
- ^ http://www.gramophone.co.uk/feature/top-10-violin-concertos
Библиография
- Бетховен, Людвиг ван: Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 61. Оценка. Эйленбург 2007. EAS 130
- Бетховен, Людвиг ван: Konzert für Violine & Orchester D-dur Opus 61. (Факсимильное издание полной партитуры с автографом) Österreichische Nationalbibliothek, Wien, Mus. Hs. 17,538. Отредактировано с комментарием (на немецком языке) Франца Грасбергера. Грац, 1979.
- Бергинц, Милан (2010). Концерт для скрипки Бетховена и каденции из скрипичного концерта Бетховена соч. 61 (Диссертация). Архивировано из оригинального 05 марта 2016 года . Проверено 1 января 2014 .
- Филипп, Роберт. «Традиционные исполнительские привычки в записях Бетховена начала двадцатого века», в Stowell, ed. (1994), стр. 195–204.
- Стоуэлл, Робин, изд. (1994). Играет Бетховен . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. (десять эссе разных авторов)
- Стоуэлл, Робин (1998). Концерт для скрипки Бетховена . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Вульфхорст, Мартин (2010). «Всеобъемлющий каталог каденций для скрипичного концерта Бетховена op. 61» . Проверено 1 января 2014 .
Движения
Концерт разделен на три движения:
- Аллегро
- Ларго (Attacca )
- Рондо алла (полакка)
1-я часть играет отдельно. Между 2-м и 3-м движениями нет перерыва.
Первая часть в широком масштабе и в умеренном марш темп, и включает в себя декоративные сольные отрывки и неторопливые повторы, вариации, а также расширения различных тем. Общей чертой является пунктирный ритм (короткий-длинный, короткий-длинный), который придает вид милости и пышности, который не совсем «героический», но передал бы характер модного достоинства для современных слушателей — и, возможно, намек на благородную «рыцарскую» манеру, которая становится популярным элементом романов, пьес, опер и картин. Толи бега трусцой, которые фигурируют в большей части аккомпанемента, также способствуют этому эффекту. В этой части, как и в двух других, виолончель вступает в соло с первым предметом. Необычно для концерта такого масштаба, первая часть начинается тихо, с постепенным нарастанием экспозиции, а основная тема позже вводится солистами. Также необычно, что экспозиция модулируется на ля минор вместо ожидаемой соль мажор (друг Бетховена Фердинанд Рис позже проделал тот же медиантный переход в своем шестом концерте). Это движение занимает от шестнадцати до девятнадцати минут.
Медленное движение, в Ля-бемоль мажор, представляет собой масштабное вступление к финалу, которое следует за ним без пауз. Виолончель и скрипка разделяют мелодический материал движения между собой, а фортепиано обеспечивает сдержанный аккомпанемент. Это движение занимает от пяти до шести минут.
Драматические повторяющиеся ноты переходят в третью часть, полонез (также называемый «полакка»), эмблема аристократической моды наполеоновской эпохи, что, таким образом, соответствует характеру «вежливого развлечения», характеризующему этот концерт в целом. В болеро -подобный ритм, также характерный для полонеза, можно услышать в центральной минорной теме финальной части. Это движение занимает от тринадцати до четырнадцати минут.
Помимо солистов скрипки, виолончели и фортепиано, концерт засчитывается на одного человека. флейта, два гобоев, два кларнеты, два фаготы, два рога, два трубы, литавры, и струны. Флейта, гобои, трубы и литавры тасет во второй части.
Записи [ править ]
Первая известная запись концерта для скрипки Бетховена была сделана в 1925 году для « Полидора » скрипачом Йозефом Вольфсталем , а Ханс Тирфельдер дирижировал оркестром Берлинской государственной оперы [ ссылка ] . С тех пор были сделаны сотни записей, среди которых следующие получили награды и выдающиеся отзывы:
- 1947: Иегуди Менухин / Люцернский фестивальный оркестр / Вильгельм Фуртвенглер
- 1953: Вольфганг Шнайдерхан , Берлинский филармонический оркестр , Ойген Йохум , Deutsche Grammophon — «Розетка» от Penguin Guide
- 1954: Давид Ойстрах с Сикстеном Эрлингом, конд. Стокгольмский фестивальный оркестр в Стокгольме 10-11 июня 1954 года. CD-диск: «Давид Ойстрах Бетховен и Сибелиус», 1994.
- 1955: Яша Хейфец , Бостонский симфонический оркестр , Чарльз Мунк , RCA Victor — «Выбор по средней цене», BBC Radio 3 Building a Library , сентябрь 2003 г.
- 1957: Ида Хендель , Чешская филармония , Карел Анчерл , Сурафон — 14 мая 2010 г.
- 1959: Исаак Стерн , Нью-Йоркский филармонический оркестр , Леонард Бернштейн , Sony «Уникальная каденция в последней части»
- 1974: Артур Грумио , оркестр Консертгебау , Колин Дэвис , Филипс — «4 звезды» от Penguin Guide.
- 1980: Ицхак Перлман , Филармонический оркестр , Карло Мария Джулини , EMI — премия Gramophone , 1981
- 1997: Томас Зетмайр , Оркестр восемнадцатого века , Франс Брюгген , Philips — «Первый выбор» на BBC Radio 3 Building a Library , сентябрь 2003 г.
- 1999: Хилари Хан , Балтиморский симфонический оркестр , Дэвид Зинман , Sony Classical
- 2006: Изабель Фауст , Пражская филармония , Иржи Белоглавек , Harmonia Mundi — «Первый выбор» на BBC Radio 3 Building a Library , апрель 2011; Diapason d’Or от Diapason , апрель 2011 г.
- 2009: Патрисия Копачинская , Оркестр Елисейских полей, Филипп Херревег , Naive 5174 (доступно только для скачивания) — BBC Music Magazine Award 2010 (оркестровая категория)
- 2010: Гвидо Римонда (скрипка и дирижер), Orchestra Camerata Ducale, проект DELOS
- 2011: Изабель Фауст , Оркестр Моцарта , Клаудио Аббадо , Harmonia Mundi — «Диск месяца» от Gramophone , март 2012; «Диск месяца» по версии BBC Music Magazine , апрель 2012 г .; «Diapason d’Or Arte» от Diapason d’Or и Arte ; Премия «Граммофон», 2012 г .; Preis der deutschen Schallplattenkritik ; Эхо Классик 2012; «Настоятельно рекомендуется запись» от Gramophone Апрель 2014 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Концерт для скрипки : партитуры в проекте International Music Score Library Project
- Полные выступления из Интернета Архив по Яши Хейфеца / Артуро Тосканини и Фрица Крейслера / Барбиролли .
vтеКонцерты по Людвигу ван Бетховен | |
---|---|
Концерты для фортепиано |
|
Концерт для скрипки |
|
Тройной концерт | |
Другие произведения для фортепиано с оркестром |
|
Другие произведения для скрипки с оркестром |
|
Список произведений Людвига ван Бетховена |
Авторитетный контроль |
|
---|