Обращение аккордов и виды сопровождения (урок 7)

В чем разница между мелодией и аккомпанементом? понятное объяснение.

Аккомпанировать и петь одновременно

Главное, что необходимо понять, как совместить перестановку аккордов в левой руке, и одновременное движение (примерно в одном рисунке) правой ладонью. Условимся, что вы уже умеете переставлять аккорды без сильных задержек. Теперь можно подключить и правую руку.

Возьмите песню, которую хотите выучить и послушайте ее несколько раз. Разберитесь в тексте и аккордах. Для начала обычно разучивается отдельно аккомпанемент, а затем уже накладывается текст

Обратите внимание, что сама песня уже должна «отскакивать от зубов», иначе начнутся провалы и паузы во время исполнения. 

Вы должны хорошо ориентироваться в мелодии и хотя бы примерно знать текст. Рекомендуем записать слова песни в блокнот или тетрадь самостоятельно, подписав аккорды над местами, где они меняются. Это поможет лучше запомнить слова песни и сделать отметки в непонятных моментах.

Далее разучите строчку или логичную мелодическую фразу от начала до конца. Играйте и пойте, даже если сначала звучит каша. Это и есть процесс работы над композицией. Постепенно в вашей голове уложатся отдельно звучащая гитара и сама песня. Главное отрепетировать самые сложные переходы и не останавливаться, если где-то не получается совместить темп и мелодику.

Аккомпанемент на гитаре – основной элемент обучения, без которого невозможно исполнять песни на любимом инструменте. Также появляется возможность репетировать композицию в момент отсутствия минусовки. Кроме того, это помогает закрепить ее в голове. Нелишним станет и навык сопроводить песню друга или коллеги по музыкальному коллективу.

5 Вариантов аккомпанемента (фишки гитарного аккомпанемента) в видео:

Аккомпанемент на гитаре — что это

Аккомпанемент на гитаре – это музыкальное сопровождение песни. Чаще всего исполняется аккордами. Взятый аккорд, который играется в каком-либо ритме уже можно считать таким сопровождением (некоторые треки даже так и исполняются). Ритмические фигуры левой и правой руки могут отличаться по сложности. Они настолько разнообразны, что одну и ту же песню можно саккомпанировать совершенно по-разному. В этом вся прелесть музыки.

Сопровождение включает разные виды боев, переборов, постукиваний по грифу гитары и других «примочек». Аккордовая часть может совмещаться с сольными вставками или идти непрерывным соло.

Роль аккомпанемента

Аккомпанемент на гитаре задает тональность, чтобы певец не «уплыл» в соседний тон. Хорошо отстроенный инструмент дает отличную опору для вокалиста, придает ему уверенности. Гармония позволяет ориентироваться относительно нотной вокальной партии. В некоторых случаях заданный аккорд помогает «встать на верный путь», взять именно ту ноту, которая изначально требовалась.

Также правильно сыгранное сопровождение не дает певцу «убежать» вперед темпа, или наоборот – отстать, сбиться с него

Ритм тоже имеет важное значение. Поэтому роль не только в красивом звуковом оформлении композиции, но в помощи солирующему исполнителю

Аккомпанемент в музыке

Существует целое направление – искусство аккомпанирования. Такой музыкальный специалист называется концертмейстер. Это человек, который не просто подыгрывает солисту, но «ловит» его в моменты неточности ритма. Также он может громче сыграть какую-либо ноту, которую неточно поет вокалист. Поэтому искусство концертмейстерства порой труднее, чем сольное исполнение.

Сыграть может не только один человек, но группа, ансамбль. Это еще сложнее, им сначала необходимо сыграться между собой. Солисту проще петь, когда «не заняты руки, и мысли», т. е. он занят только воспроизведением своей песенной партии. Но многие музыканты (участники групп или сольные исполнители) являются частью инструментального состава коллектива, одновременно аккомпанируют себе.

Аккомпанемент

Когда вы хорошо усвоите обращения трезвучий, можно приступать к аранжировке мелодий. А именно, добавить к ней собственный аккомпанемент. Но как это сделать?

До сего момента вы пользовались просто фоном из длинных аккордов, такой тип аккомпанемента называется «аккордовым».

Возьмем всем известную мелодию «В лесу родилась елочка», и на её примере сделаем аранжировку с разными видами сопровождения. Заметим, что характер её, в зависимости от аккомпанемента, будет меняться, местами — кардинально.

Итак, аккордовый тип аккомпанемента может быть и не таким скучным, как вы представляете. Между прочим, это весьма многоликий тип аккомпанемента. Такой остинатный аккомпанемент (то есть однообразная пульсация, повторение) создает

— в быстром темпе — напряжение, ожидание какой-то развязки или — реже — воодушевление, приподнятость

— а в медленном темпе — либо эффект траурного шествия, либо мягкую качку медленного танца

— полностью аккордовое оформление как темы, так и сопровождения — прекрасное средство для кульминаций и придания весомости, гимничности.

Другой вид сопровождения – это чередование баса и аккорда. Он тоже разделяется на несколько подвидов:

— когда берется бас и оставшаяся часть аккорда

— бас и аккорд целиком

— бас и многократное повторение аккорда (такой аккомпанемент используется, например, в вальсе)

— ну и наиболее распространенный вид сопровождения – это арпеджированная фигурация.

Итальянское слово «арпеджио» означает «как на арфе». То есть арпеджио представляет собой исполнение звуков аккорда последовательно, как на арфе, а не одновременно, как собственно в аккорде.

Видов арпеджио большое количество, и, в зависимости от размера, произведения могут быть самые разные. Вот некоторые из них:

Пример:

Этот список можно продолжать до бесконечности. Но, пожалуй, стоит остановиться, чтобы вы освоили хотя бы эти. На самом деле, овладев основами аккомпанемента, можно положиться на собственные ощущения и попробовать поэкспериментировать.

Итак, дерзайте. Вот вам несколько популярных мелодий с записанными аккордами. Поиграйте их с разными видами аккомпанемента. Но не забывайте порядок разучивания произведений:

  • выучите только мелодию в верхнем голосе;
  • выучите аккордовое сопровождение, играя его просто аккордами;
  • поищите наиболее удобное расположение аккордов, используя не только основной вид аккордов, но и его обращения, добиваясь того, чтобы при игре было поменьше скачков вверх и вниз;
  • соедините мелодию и аккордовый аккомпанемент воедино;
  • добавьте немного импровизации, изменив фактуру аккомпанемента на более сложную.


Ну, и для совсем ленивых, которые не хотят составлять аккорды самостоятельно, привожу вот такую таблицу аккордов. Скажу заранее, что в ней встречаются два не совсем распространенных знака альтерации. Наряду с диезом ( ) и бемолем (), которые соответственно повышают и понижают ноту на пол тона, есть дубль-диез ( ) и дубль-бемоль (), которые повышают и понижают ноту на целый тон.

Функция аккомпанемента в музыке

Аккомпанемент — это музыкальный сопровождающий элемент, который играет вместе с основной мелодией. Он является неотъемлемой частью многих музыкальных композиций, выполняя важную функцию в создании общей звуковой картины.

Основная функция аккомпанемента заключается в украшении и поддержании мелодии. Он может служить для создания гармонии, ритма и текстуры композиции. В некоторых случаях, он также может выступать в качестве соло-инструмента, добавляя новые музыкальные идеи и вариации в звучание.

Аккомпанемент может выполнять роль баса, одной или нескольких ритмических партий, арпеджио, аккордового слоя и многих других элементов. От того, как он исполняется, зависит общее настроение композиции и восприятие ее слушателей.

  • Основные задачи аккомпанемента:
    • Создание гармонической основы, украшение и поддержка мелодии;
    • Создание определенного ритма и текстуры композиции;
    • Придание объема и глубины общему звучанию;
    • Добавление новых музыкальных идей и вариаций в звучание.

Задача виртуозного исполнения аккомпанемента заключается в том, чтобы сочетать сопровождающие элементы с основной мелодией таким образом, чтобы композиция звучала гармонично и образовывала единое целое. Более того, аккомпанемент может кардинально изменить общее восприятие и настроение музыкального произведения.

Аккомпанемент в музыке

В музыке это понятие применяется более широко. Помимо песен можно составить музыкальную поддержку мелодии. Это не только человеческий голос, но и любой другой инструмент. Чаще всего аккомпанируют на баяне, пианино, гитаре – инструменте, на котором можно создать гармонию (несколько звуков одновременно). Бывают дуэты, скажем фортепиано + флейта. Часто аккомпаниатор поддерживает 2 и более ведущих голоса (фортепиано + перекличка кларнета и трубы). Аккомпаниаторов может быть двое (дуэт пианистов, пианист + гитарист).

В сольном инструментальном исполнительстве музыкант может вести мелодия и аккомпанемент одновременно. Роль сопровождения отводится левой руке, а мелодию чаще всего ведут правой (нередко бывает перекличка рук и смена ролей, но это частные исполнительские случаи).

В так называемых оркестровых аранжировках сопровождение может составлять из одноголосных инструментов и превращаться в мощную аккомпанементную основу из трёх голосов и более. Подобные трио-квартеты поддерживают целых хоры, оперные сольные номера на несколько голосов (бас+баритон+сопрано+альт) или совместную работу нескольких симфонических инструментов. Часто такие аранжировки бывают контрапунктными – когда каждый инструмент играет свою партию (не сливаются в унисоне).

Какая роль у мелодии в музыке?

Мелодия – это главный элемент музыки. Ее роль заключается в создании основной темы или идеи, которая передается слушателю. Мелодия – это сердце и душа музыки, она передает эмоции, настроение и чувства.

Каждая мелодия состоит из ряда нот, которые звучат последовательно. Они определяют ее звучание и характер, делая ее узнаваемой и запоминающейся. Мелодия может быть простой или сложной, содержать высокие или низкие ноты, а также включать разные музыкальные инструменты.

Мелодия является главным элементом музыки, но это не означает, что она работает в отрыве от других элементов. Для того, чтобы передать идею максимально четко, музыка состоит из нескольких элементов, таких как ритм, гармония и аккомпанемент.

Мелодия управляет другими элементами и определяет, какой ритм и гармония будут использоваться в песне или композиции. Мелодия может быть сольной или составной, когда несколько инструментов играют одну мелодию одновременно, создавая волшебную гармонию.

Итак, мелодия играет важную роль в музыке, она непосредственно связана с эмоциями и чувствами, передаваемыми через музыку. Она является ключом к сердцу слушателя, который может воспринимать музыку на более глубоком уровне благодаря ей.

Аккомпанировать и петь одновременно

Для начинающего исполнителя важен ответ на вопрос как петь под гитару. Совместить пение и игру на инструменте непросто, так как приходится следить одновременно за несколькими процессами.

Нужно отлично знать текст. Даже если вы досконально можете исполнить мелодию, но «плаваете» в тексте (читаете с листа), то заминки непременно будут. Выучите песню, пойте её без аккомпанемента, под плюс, а ещё лучше под минусовку (если такая есть).

Заучите отдельно само музыкальное сопровождение. Довести до мышечного автоматизма это конечно хорошо, но что вы будете делать в случае ошибки? Не стоит слишком зазубривать аккорды и полагаться исключительно на «автоматическое воспроизведение». В вашей голове должна быть хотя бы сетка из последовательности басов и пару вариантов замены аккорда, который вы элементарно забыли.

Сыграйте песню целиком. Медленно, коряво, с остановками на обдумывание (а что же играется дальше) и мычанием текста. У вас должно быть общее представление, что получится в итоге. После этого разбирайте по строчке, по куплету или по переходу с одного аккорда на другой.

Бесплатный ВИДЕО КУРС «Мастер медиатора» на сайте Pereborom.ru. 10 видео уроков по игре медиатором на акустической гитаре + 4 тренажёра. Курс для начинающих гитаристов.

Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077

Как сочетаются мелодия и аккомпанемент в музыке?

Мелодия и аккомпанемент – два важных элемента в музыке. В то время как мелодия представляет собой основную музыкальную линию, аккомпанемент является сопутствующим бэкграундом. Тем не менее, эти два элемента взаимосвязаны и сочетаются друг с другом, чтобы создать гармоничное музыкальное произведение.

Мелодия – это главная тема песни, которую слушатель запоминает и напевает. Аккомпанемент представляет собой сопровождение мелодии другими инструментами или голосами. Он создает гармонию и ритм для мелодии, усиливая впечатление и эмоции, которые музыка вызывает.

Обычно в музыке мелодия находится в главном канале записи и занимает центральную позицию, а аккомпанемент – на заднем плане, но это не означает, что оно менее важно. Наоборот, подходящий аккомпанемент может обогатить и усилить мелодию, добавив дополнительный размер и насыщенность звучания

Таким образом, в музыке мелодия и аккомпанемент сочетаются в единое целое, образуя сложную и выразительную композицию.

Важно понимать, что сочетание мелодии и аккомпанемента может быть разным в зависимости от жанра музыки и композитора. Например, в классической музыке мелодия и аккомпанемент часто играются в разных регистрах для создания полифонического звучания, а в поп-музыке они могут быть более простыми и монотонными для подчеркивания мелодии

Таким образом, сочетание мелодии и аккомпанемента в музыке – это взаимодействие двух важных элементов, которые создают гармоничное звучание и усиливают эмоциональное воздействие на слушателя. Их сочетание может быть разным и уникальным в каждом музыкальном произведении.

Как научиться аккомпанировать на гитаре

Аккорды

Заучите предложенные последовательности и пробуйте подставлять их в подбираемые песни.

  1. Am – C– G – Dm
  2. C – Am – Em – C
  3. Am – G – Dm – E
  4. Em – D – C – B7
  5. Em – C – G – C – G – D
  6. Em – C – G – D
  7. Am – Em – Am – G
  8. Am – Dm – E – Am – F — Dm – E
  9. Am – F – C – E
  10. Am – F – C – G

Ритмические рисунки

Предложенные ритмические фигуры универсальны для многих треков. Поэтому стоит их заучить, чтобы потом применять на практике.

https://pereborom.ru/wp-content/uploads/2018/06/Primer-akkompanementa-ritm-4.mp3

Арпеджио (переборы)

Схема #2

Мелодия

Чтобы аккомпанировать на гитаре, нужно хорошо слышать основную мелодию. Часто она присутствует в самой гармонии. Поэтому помимо аккордов можно также играть и мелодическую линию песни.

Комбинирование приемов

Совмещение разных приёмов значительно украсит ваше исполнение. Это может быть чередование боя и перебора, вкрапление мелодии песни в бой, добавление перкуссионных эффектов и т.д.

Построение гитарного аккомпанемента

Рассмотрим вопрос, как правильно разучивать аккомпанемент на гитаре. Обычно аккомпанемент на гитаре складывается из ритм-секции:

  • барабаны;
  • бас;
  • контрабас. 

Проще всего слушать песню и одновременно ударять правой рукой по струнам (можно по заглушенным, чтобы не получалась какофония). 

Постепенно вы найдете ключевые ритмические отрезки, которые начинаются с сильной доли и проходят через несколько слабых. Чаще всего это будет какой-то паттерн, сопровождающий куплет или припев, либо все вместе (обычно они могут немного отличаться).

Когда вы обнаружили костяк произведения, можно приступать к добавлению других ударов – вверх, заглушек (в зависимости от вашего опыта или от сложности самой песни). Для начала лучше подобрать бой. 

Потом, если будет желание, украсьте его проходящими аккордами. Они прибавят яркости в звучание, сделают его отличительным от десятков подобных песен. Это основная фишка в джазовом аккомпанементе – когда там постоянно меняются гармонии.

На сайте есть несколько статей, которые помогут вам глубже погрузиться в тему:

  1. Как подобрать бой к песне на гитаре: подробное руководство. akkordam.ru/publ/uroki_gitary/kak_podobrat_boj_k_pesne_na_gitare_podrobnoe_rukovodstvo/3-1-0-1566
  2. Красивые и легкие мелодии перебором на гитаре. akkordam.ru/publ/samouchitel/igraem_krasivye_melodii_pereborom_top_10_luchshikh_kompozicij/2-1-0-1549
  3. Вальсовый бой на гитаре: детальный разбор. akkordam.ru/publ/uroki_gitary/igraem_valsovyj_boj_na_gitare_prostye_sposoby/3-1-0-1550

Аккорды

Основными последовательностями являются:

  • Am-Dm-E;
  • D-G-A;
  • Am-C-G-D;
  • E-A-D;
  • Am-Dm-F-E.

А также многие другие. Их десятки, в зависимости от трека, его сложности.

Построение гитарного аккомпанемента

Самый простой способ – следовать сильным долям в песне. Так вы создадите ритмический «скелет». Возьмите несложную песню  с ярко выраженными сильными долями и акцентами (ту же Кино – «Звезда по имени солнце») и простучите вместе с записью. Для удобства ниже предложен аудиофрагмент партии барабанов из этой композиции.

Барабанная партия куплета

Постепенно вы поймёте, где ваша рука не совпадает с записью. Теперь возьмите гитару и старайтесь попадать в такт, играя по «мёртвым нотам». Левой рукой заглушите, а правой бренчите по струнам. Скоро вы будете попадать в такт вместе с оригиналом. Когда в голове уложился ритм, можно приступить к подбору аккордов.

Проще всего прослушать басовую линию (если есть такая возможность). От неё уже можно строить гармонию. Можно также подбирать басы при игре с оригиналом. Например, вы услышали повторяющуюся в куплете линию «A-C-D-G». Скорее всего, здесь будут аккорды – Am, C, Dm, G. Вам нужно определиться с ладовым наклонением трека (мажор или минор) и от этого уже «плясать».

Табы партии баса и аудиофрагмент

Разумеется, многие песни не ограничиваются простыми аккордами. Вполне возможно, что вы захотите изучить более сложные цепочки с «заковыристыми» гармониями, которые значительно обогатят вашу игру.

Виды аккомпанемента на гитаре

Музыкальная теория выделяет несколько видов аккомпанемента на гитаре. 

Удары по струнам (бой)

Один из самых распространенных видов аккомпанемента на гитаре, которые разучивают начинающие гитаристы-любители. Часто удары повторяют сильные доли, имитируют ритм ударной установки или бас-гитары. Является основой для обучения игре на акустической гитаре. Выучив несколько основных ритмов, вы сможете исполнять десятки песен.

В каждой из них может быть свой нюанс, отличающий от других произведений. Также существуют стилистические особенности. Примеры:

  • кантри;
  • бардовская песня;
  • акустический рок;
  • шансону;
  • дворовые песенки;
  • эстрада.

Бас-Щипок

Это не только самостоятельный гитарный бой, но вариант для разбавления композиции. Сначала дергается басовая струна, а затем остальные. От ритмического рисунка зависит не только звучание трека, но его стиль. 

Вопреки расхожему мнению, такой вид используется не только в простых жанрах, вроде шансона или легкой эстрадной музыки. Он применим в романсах, бардовской песне, босса-нове, смежных евро-латинских направлениях.

Арпеджио

Аккомпанемент на гитаре, который в простонародии именуется «перебором». Это чередование басовых нот и щипания струн в определенном порядке. Регулярно применяется в романсах, балладах, медленных неторопливых композициях. Характеризуется лирическим звучанием. Часто комбинируется с другими техниками, что придает особую окраску.

Извлечение звуков с добавлением перкуссии

Вид аккомпанемента на гитаре, который даже эволюционировал в самостоятельный жанр – фингерстайл. «Пальцевый стиль» даже не требует певца, а исполняет мелодию (а также средний, нижний голос) самостоятельно. 

Обычно в сопровождение песни «продвинутые» гитаристы добавляют некоторые элементы из fingerstyle. Подключаются глушеные, «мертвые» ноты, удары по корпусу гитары – как отдельно от защипывания струны, так совместно с ней.

Фингерстайл (2 голоса ритм и мелодия)

Если добавлять все фишки в один большой котел, то пение может не понадобиться. Но если вырезать кусочки мелодии и заменить их вокальной партией, то получится очень необычное звучание.

Мелодия – основная тема композиции

Обычно используется, если гитарист только начинает разучивать песню. Этот способ отлично помогает выучить ритм и не путаться в мелодии. Сначала можно разучить мелодию на гитаре, а потом подыгрывать себе. Это может явиться самостоятельным аккомпанементом. Родоначальники блюза часто давали пару нот на гитаре, а потом допевали строчку голосом.

Обращение аккордов

До сих пор вы играли такие виды аккордов, которые называются основными. Что это означает? А означает это то, что, если вы берете аккорд C или Cm (до мажор или до минор), самой нижней нотой является нота «до». Она и есть основная нота аккорда. Далее ноты аккорда располагаются в следующей последовательности: за основным тоном идет терция, а потом квинта. Рассмотрим на примере.

В до-мажорном аккорде (С):

  • До – это основной тон
  • Ми – это терция
  • Соль — это квинта

Надеюсь, все понятно?

Но, чтобы сыграть аккорд, абсолютно необязательно брать его основной вид. Помните из математики: «От перемены мест слагаемых сумма не изменяется»? То же самое происходит и при игре аккорда. Как бы вы ни взяли его, в какой бы последовательности ни поставили исходные ноты – он останется прежним.

Возьмем знакомый нам до-мажорный аккорд. Он останется таковым, как бы мы его ни взяли, а вариантов всего три: до-ми-соль, ми-соль-до, соль-до-ми.

Что дают нам эти знания? А вот что:

  • Обращения позволяют добиваться тонких качественных различий в звучании аккорда
  • Они также дают возможность более удобно соединять аккорды друг с другом

Например, чтобы соединить аккорды C и F, достаточно поменять расположение всего двух нот: ми и соль меняем на фа и ля (на одну клавишу выше). При этом нота «до» остается на месте. Это намного легче, чем переносить полностью руку с основного вида аккорда C к основному аккорду F (фа-ля-до).

Подведем итог

Важно помнить, что ноты, входящие в аккорд, можно составлять по-разному. Необязательно, чтобы в аккорде внизу был основной тон

Его можно построить от любой, входящей в его состав, ноты, выбирая тот вид, который удобен вам в данный момент, или звучание которого вам больше нравится.

Постарайтесь проиграть все известные вам аккорды с их обращениями.

Выглядеть это должно примерно так:

Следующим этапом усвоения обращений для вас станет соединение разных аккордов, используя разные виды их расположения. Главная задача при этом – сохранить наиболее плавные переходы от одного аккорда к другому, исключая большие скачки между ними.

Вот пример, как это должно выглядеть:

А теперь попробуйте самостоятельно сыграть аккордовые последовательности, используя максимально плавные переходы от одного аккорда к другому:

  • В До-мажоре — C — Em — Dm — G — C — Em — Am — Dm — F — G — C
  • В Ре-мажоре — D — Hm — Em — A — Em — G — A — D
  • В Фа-мажоре — F — B (это си-бемоль) — C — F — Dm — Gm — B — C — F
  • ну и в Соль-мажоре — G — Em — C — D — G

Напомню:

  • большая латинская буква означает, что вам надо играть мажорный аккорд от данной ноты
  •  большая латинская буква с маленькой буквой «m» — это минорный аккорд
  • мажорный аккорд состоит из б3 + м3 (большая, а затем малая терция), минорный — наоборот — м3 + б3
  • латинское обозначение аккордов: C (до) — D (ре) — E (ми) — F (фа) — G (соль) — А (ля) — H (си) — B (си бемоль)

Если не получилось, попробуйте сначала написать эти аккорды на нотном стане, проанализировать их, отыскав наиболее короткий путь к игре их последовательно друг за другом (с наиболее плавным голосоведением), используя обращения.

Тем, кто в музыкальной школе занимается сольфеджио, наверняка будет полезна таблица с информацией,

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: