Navigation etc.
Beethoven Piano Sonatas
|
-
Piano Sonata No.1 in F minor, Op.2 No.1
-
Piano Sonata No.2 in A major, Op.2 No.2
-
Piano Sonata No.3 in C major, Op.2 No.3
-
Piano Sonata No.4 in E-flat major, Op.7 («Grand Sonata»)
-
Piano Sonata No.5 in C minor, Op.10 No.1 («Little Pathétique»)
-
Piano Sonata No.6 in F major, Op.10 No.2
-
Piano Sonata No.7 in D major, Op.10 No.3
-
Piano Sonata No.8 in C minor, Op.13 («Pathétique»)
-
Piano Sonata No.9 in E major, Op.14 No.1
-
Piano Sonata No.10 in G major, Op.14 No.2
-
Piano Sonata No.11 in B-flat major, Op.22
-
Piano Sonata No.12 in A-flat major, Op.26 («Funeral March»)
-
Piano Sonata No.13 in E-flat major, Op.27 No.1 («Quasi una fantasia»)
-
Piano Sonata No.14 in C-sharp minor, Op.27 No.2 («Moonlight»)
-
Piano Sonata No.15 in D major, Op.28 («Pastoral»)
-
Piano Sonata No.16 in G major, Op.31 No.1
|
-
Piano Sonata No.17 in D minor, Op.31 No.2 («The Tempest»)
-
Piano Sonata No.18 in E-flat major, Op.31 No.3 («The Hunt»)
-
Piano Sonata No.19 in G minor, Op.49 No.1 («Leichte Sonata»)
-
Piano Sonata No.20 in G major, Op.49 No.2 («Leichte Sonata»)
-
Piano Sonata No.21 in C major, Op.53 («Waldstein»)
-
Piano Sonata No.22 in F major, Op.54
-
Piano Sonata No.23 in F minor, Op.57 («Appassionata»)
-
Piano Sonata No.24 in F-sharp major, Op.78 («A Thérèse»)
-
Piano Sonata No.25 in G major, Op.79 («Cuckoo»)
-
Piano Sonata No.26 in E-flat major, Op.81a («Les adieux»)
-
Piano Sonata No.27 in E minor, Op.90
-
Piano Sonata No.28 in A major, Op.101
-
Piano Sonata No.29 in B-flat major, Op.106 («Hammerklavier»)
-
Piano Sonata No.30 in E major, Op.109
-
Piano Sonata No.31 in A-flat major, Op.110
-
Piano Sonata No.32 in C minor, Op.111
|
Piano Sonata No. 25 (G-dur), Op. 79
Композитор
Людвиг ван Бетховен
Год создания
1809
Жанр
фортепианные
Страна
Германия
Эта соната, названная в некоторых изданиях сонатиной (Сам Бетховен отметил ее уменьшенные размеры.) и не имеющая посвящения, была опубликована в 1810 году. О времени ее происхождения велись споры. Но если даже она возникла не в 1809 году, а значительно раньше, вряд ли можно отрицать факт серьезной позднейшей обработки. Скорее всего мы имеем тут одно из произведений, в которых Бетховен зрелой поры, как бы ища творческого отдыха, обращается к несколько старомодным традициям классицизма, окрашивает их своеобразием своей мысли, некоторой долей иронии (Вспомним, хотя бы, ряд моментов восьмой симфонии.) и, вместе с тем, нет-нет, заглядывает в будущее. Подобным произведениям присуща особая прелесть.
А. Рубинштейн отмечал, что соната ор. 79 (как и предыдущая) «тоже лаконическая и юмористическая. Тема финала поразительно похожа на популярную у нас одно время песню «Ванька с Танькой», только с фигурами».
Первая часть (Presto alia tedesca, G-dur) обращена к тем мелодическим и ритмическим элементам немецких танцев, которые были прелестно воплощены еще Моцартом, а позднее так поэтично расцвели у Шуберта. В разработке выделяются остинатные терции скачков левой руки; из-за этих терций, напоминающих давно использованный в музыке крик кукушки, вся соната получила прозвище «Kuckuckssonate». Однако перед нами отнюдь не поэтическая кукушка природы, какую можно услышать в конце «сцены у ручья» из шестой симфонии. Это лишь механическое отображение крика кукушки в музыке, ставшее основой размеренного тонико-доминантового и доминантово-тонического каданса, так хорошо организующего фигуры танца.
Напротив, во второй части (Andante, g-moll) чувствуется тихая, успокаивающая ласка мерных колыханий и журчаний природы, на фоне которых льется задушевная, чуть сентиментальная песня. Еще тонки, но уже ясно заметны нити, ведущие отсюда к песенности Шуберта, Шумана, Мендельсона. Волнообразный аккомпанемент шестнадцатых (с т. 10) предвещает переход к романтической фактуре обволакивающих мелодию звуковых фонов.
В третьей и последней части (Vivace, G-dur) опять торжествует хороводность и танцевальность. Главная тема финала:
вызвавшая у А. Рубинштейна русские ассоциации, весьма фольклорна (что подчеркнуто и типом ее вариаций).
Своим простодушием финал органично замыкает сонату, богатую народными элементами.
Эта тенденция народности и национальности, конечно, не случайна. Она отражает неравномерный, сложный, часто противоречивый, но неуклонный рост демократических и патриотических элементов у позднего Бетховена — в связи с процессом становления немецкой нации, происходившим в столкновении с захватническими притязаниями Наполеона.
Своеобразный отклик Бетховена на политические события национальных войн мы находим в следующей сонате, имеющей объявленную автором программу.
Ю. А. КремлевФортепианные сонаты Бетховена →
Все нотные цитаты даны по изданию: Бетховен. Сонаты для фортепиано. М., Музгиз, 1946 (редакция Ф. Лямонда), в двух томах. Нумерация тактов дается также по этому изданию.
Navigation etc.
See Also
List of Intermediate Piano Repertoire
Beethoven Piano Sonatas
|
-
Piano Sonata No.1 in F minor, Op.2 No.1
-
Piano Sonata No.2 in A major, Op.2 No.2
-
Piano Sonata No.3 in C major, Op.2 No.3
-
Piano Sonata No.4 in E-flat major, Op.7 («Grand Sonata»)
-
Piano Sonata No.5 in C minor, Op.10 No.1 («Little Pathétique»)
-
Piano Sonata No.6 in F major, Op.10 No.2
-
Piano Sonata No.7 in D major, Op.10 No.3
-
Piano Sonata No.8 in C minor, Op.13 («Pathétique»)
-
Piano Sonata No.9 in E major, Op.14 No.1
-
Piano Sonata No.10 in G major, Op.14 No.2
-
Piano Sonata No.11 in B-flat major, Op.22
-
Piano Sonata No.12 in A-flat major, Op.26 («Funeral March»)
-
Piano Sonata No.13 in E-flat major, Op.27 No.1 («Quasi una fantasia»)
-
Piano Sonata No.14 in C-sharp minor, Op.27 No.2 («Moonlight»)
-
Piano Sonata No.15 in D major, Op.28 («Pastoral»)
-
Piano Sonata No.16 in G major, Op.31 No.1
|
-
Piano Sonata No.17 in D minor, Op.31 No.2 («The Tempest»)
-
Piano Sonata No.18 in E-flat major, Op.31 No.3 («The Hunt»)
-
Piano Sonata No.19 in G minor, Op.49 No.1 («Leichte Sonata»)
-
Piano Sonata No.20 in G major, Op.49 No.2 («Leichte Sonata»)
-
Piano Sonata No.21 in C major, Op.53 («Waldstein»)
-
Piano Sonata No.22 in F major, Op.54
-
Piano Sonata No.23 in F minor, Op.57 («Appassionata»)
-
Piano Sonata No.24 in F-sharp major, Op.78 («A Thérèse»)
-
Piano Sonata No.25 in G major, Op.79 («Cuckoo»)
-
Piano Sonata No.26 in E-flat major, Op.81a («Les adieux»)
-
Piano Sonata No.27 in E minor, Op.90
-
Piano Sonata No.28 in A major, Op.101
-
Piano Sonata No.29 in B-flat major, Op.106 («Hammerklavier»)
-
Piano Sonata No.30 in E major, Op.109
-
Piano Sonata No.31 in A-flat major, Op.110
-
Piano Sonata No.32 in C minor, Op.111
|
Navigation etc.
Beethoven Piano Sonatas
|
-
Piano Sonata No.1 in F minor, Op.2 No.1
-
Piano Sonata No.2 in A major, Op.2 No.2
-
Piano Sonata No.3 in C major, Op.2 No.3
-
Piano Sonata No.4 in E-flat major, Op.7 («Grand Sonata»)
-
Piano Sonata No.5 in C minor, Op.10 No.1 («Little Pathétique»)
-
Piano Sonata No.6 in F major, Op.10 No.2
-
Piano Sonata No.7 in D major, Op.10 No.3
-
Piano Sonata No.8 in C minor, Op.13 («Pathétique»)
-
Piano Sonata No.9 in E major, Op.14 No.1
-
Piano Sonata No.10 in G major, Op.14 No.2
-
Piano Sonata No.11 in B-flat major, Op.22
-
Piano Sonata No.12 in A-flat major, Op.26 («Funeral March»)
-
Piano Sonata No.13 in E-flat major, Op.27 No.1 («Quasi una fantasia»)
-
Piano Sonata No.14 in C-sharp minor, Op.27 No.2 («Moonlight»)
-
Piano Sonata No.15 in D major, Op.28 («Pastoral»)
-
Piano Sonata No.16 in G major, Op.31 No.1
|
-
Piano Sonata No.17 in D minor, Op.31 No.2 («The Tempest»)
-
Piano Sonata No.18 in E-flat major, Op.31 No.3 («The Hunt»)
-
Piano Sonata No.19 in G minor, Op.49 No.1 («Leichte Sonata»)
-
Piano Sonata No.20 in G major, Op.49 No.2 («Leichte Sonata»)
-
Piano Sonata No.21 in C major, Op.53 («Waldstein»)
-
Piano Sonata No.22 in F major, Op.54
-
Piano Sonata No.23 in F minor, Op.57 («Appassionata»)
-
Piano Sonata No.24 in F-sharp major, Op.78 («A Thérèse»)
-
Piano Sonata No.25 in G major, Op.79 («Cuckoo»)
-
Piano Sonata No.26 in E-flat major, Op.81a («Les adieux»)
-
Piano Sonata No.27 in E minor, Op.90
-
Piano Sonata No.28 in A major, Op.101
-
Piano Sonata No.29 in B-flat major, Op.106 («Hammerklavier»)
-
Piano Sonata No.30 in E major, Op.109
-
Piano Sonata No.31 in A-flat major, Op.110
-
Piano Sonata No.32 in C minor, Op.111
|
Navigation etc.
See Also
List of Intermediate Piano Repertoire
Beethoven Piano Sonatas
|
-
Piano Sonata No.1 in F minor, Op.2 No.1
-
Piano Sonata No.2 in A major, Op.2 No.2
-
Piano Sonata No.3 in C major, Op.2 No.3
-
Piano Sonata No.4 in E-flat major, Op.7 («Grand Sonata»)
-
Piano Sonata No.5 in C minor, Op.10 No.1 («Little Pathétique»)
-
Piano Sonata No.6 in F major, Op.10 No.2
-
Piano Sonata No.7 in D major, Op.10 No.3
-
Piano Sonata No.8 in C minor, Op.13 («Pathétique»)
-
Piano Sonata No.9 in E major, Op.14 No.1
-
Piano Sonata No.10 in G major, Op.14 No.2
-
Piano Sonata No.11 in B-flat major, Op.22
-
Piano Sonata No.12 in A-flat major, Op.26 («Funeral March»)
-
Piano Sonata No.13 in E-flat major, Op.27 No.1 («Quasi una fantasia»)
-
Piano Sonata No.14 in C-sharp minor, Op.27 No.2 («Moonlight»)
-
Piano Sonata No.15 in D major, Op.28 («Pastoral»)
-
Piano Sonata No.16 in G major, Op.31 No.1
|
-
Piano Sonata No.17 in D minor, Op.31 No.2 («The Tempest»)
-
Piano Sonata No.18 in E-flat major, Op.31 No.3 («The Hunt»)
-
Piano Sonata No.19 in G minor, Op.49 No.1 («Leichte Sonata»)
-
Piano Sonata No.20 in G major, Op.49 No.2 («Leichte Sonata»)
-
Piano Sonata No.21 in C major, Op.53 («Waldstein»)
-
Piano Sonata No.22 in F major, Op.54
-
Piano Sonata No.23 in F minor, Op.57 («Appassionata»)
-
Piano Sonata No.24 in F-sharp major, Op.78 («A Thérèse»)
-
Piano Sonata No.25 in G major, Op.79 («Cuckoo»)
-
Piano Sonata No.26 in E-flat major, Op.81a («Les adieux»)
-
Piano Sonata No.27 in E minor, Op.90
-
Piano Sonata No.28 in A major, Op.101
-
Piano Sonata No.29 in B-flat major, Op.106 («Hammerklavier»)
-
Piano Sonata No.30 in E major, Op.109
-
Piano Sonata No.31 in A-flat major, Op.110
-
Piano Sonata No.32 in C minor, Op.111
|
Анализ [ править ]
Он состоит из трех движений:
- Престо алла тедеска
- Анданте
Это одна из самых коротких сонат Бетховена, приблизительное время исполнения которой составляет всего девять минут, если соблюдать все предписанные Бетховеном повторы. Это также самая короткая из его сонат с тремя частями.
I. Престо алла тедеска править
Первая часть мощно открывается мотивом из трех нот (G – B – G), который часто звучит на протяжении всей части. Вторая тематическая группа ре мажор основана на быстрых пассажах гаммы и арпеджио и очень быстро переходит в сильную кодетту . Несколько нерешительных октавных нот проигрываются перед тем, как экспозиция повторяется. Вся экспозиция длится около 35 секунд (без повтора).
В этом движении преобладает раздел разработки , который длится примерно 60 секунд. В нем присутствует частая модуляция, а также темы, заимствованные и фрагментированные из экспозиции, в том числе вступительный трехнотный мотив, который звучит в виде левосторонних кроссоверов. Этот мотив начинается с ми мажор , затем переходит к си мажор седьмой , а затем к до минор , за которым следует седьмая соль , заканчиваясь странной комбинацией ми ♭ мажор , си ♭ седьмой. Резюме _насильно возвращает слушателя к домашней тональности своим вступительным мотивом из трех нот, а затем продолжает полностью повторять экспозицию в домашней тональности.
Развитие и перепросмотр вместе заключены во второй, более длинный знак повтора.
В качестве последнего штриха в коде представлена основная тема, сыгранная соль мажор в левой руке со скрипичным ключом , затем снова тема ля минор в правой руке с аккомпанементом баса , а затем снова с вставленной комедийной акчаккатурой . Перепросмотр и код вместе занимают примерно еще минуту.
Вся часть с повторением экспозиции длится примерно три минуты. Если соблюдается второй повтор, предписанный Бетховеном, включающий развитие и перепросмотр, общее время исполнения увеличивается примерно до четырех с половиной минут.
II. Анданте править
Движение анданте соль минор использует спокойную тему в9 8время, довольно редкое для произведений Бетховена, и нежная, легкая атмосфера, контрастирующая с восторженной первой частью. Это около двух с половиной минут.
III. Вивас править
Финальная часть самая игривая и самая короткая, всего две минуты. Движение построено в форме рондо (АБАКА’ и кода ), с темой из двух частей и контрастными эпизодами в тональности (B) и в ритме (C). Очень короткая кода завершает эту быструю, беззаботную сонату. Позже Бетховен использует последовательность аккордов, найденную в начале раздела A, чтобы начать свою Сонату № 30 . Сравнение двух пьес дает яркую иллюстрацию того, как развивалось фортепианное письмо Бетховена за 11 лет, прошедших между двумя сонатами. Соч. Тема 109 в целом тоньше и подвержена драматическим поворотам, которые уводят слушателя на совершенно неожиданную гармоническую территорию.
Внешние ссылки [ править ]
- Лекция по Андраш Шифф на фортепиано сонаты Бетховена ор. 79
- Чтобы найти общедоступную запись этой сонаты, посетите Musopen.
- Соната для фортепиано № 25 : партитуры в рамках проекта « Международная библиотека партитур»
- Запись Паавали Джамппанена, фортепиано из музея Изабеллы Стюарт Гарднер
vтеФортепианные сонаты по Людвиг ван Бетховен
|
Ранние сонаты |
- № 1 фа минор, соч. 2/1
- № 2 ля мажор, соч. 2/2
- № 3 до мажор, соч. 2/3
- № 4 в E ♭ мажор, соч. 7 (Большая соната)
- № 5 до минор, соч. 10/1
- № 6 фа мажор, соч. 10/2
- № 7 ре мажор, соч. 10/3
- № 8 до минор, соч. 13 (Патетическая)
- № 9 ми мажор, соч. 14/1
- № 10 соль мажор, соч. 14/2
- No. 11 B ♭ мажор, соч. 22
- Количество в А 12 ♭ мажор, соч. 26 (Похоронный марш)
- № 13 в E ♭ мажор, соч. 27/1
- No. 14 до ♯ минор, соч. 27/2 (Лунный свет)
- № 15 ре мажор, соч. 28 (Пастораль)
- № 19 соль минор и № 20 соль мажор соч. 49
|
Средние сонаты |
- № 16 соль мажор, соч. 31/1
- № 17 ре минор, соч. 31/2 (Буря)
- Количество в Е 18 ♭ мажор, соч. 31/3 (Охота)
- № 21 до мажор, соч. 53 (Вальдштейн)
- No. 22 фа мажор, соч. 54
- № 23 фа минор, соч. 57 (Аппассионата)
- № 24 в F ♯ мажор, соч. 78 (А Тереза)
- № 25 соль мажор, соч. 79
- № 26 ми ♭ мажор, соч. 81а («До свидания»)
- № 27 ми минор, соч. 90
|
Поздние сонаты |
- № 28 ля мажор, соч. 101
- No. 29 B ♭ мажор, соч. 106 (Хаммерклавир)
- № 30 ми мажор, соч. 109
- Количество в А 31 ♭ мажор, соч. 110
- № 32 до минор, соч. 111
|
Дуэт |
|
Без номера ( WoO ) |
- Три сонаты для фортепиано, WoO 47
- Соната для фортепиано до мажор, WoO 51 (фрагментарно)
|
Сомнительный ( Анх. ) |
- Сонатина соль мажор, Anh. 5/1
- Сонатина фа мажор, Anh. 5/2
|
Авторитетный контроль |
- BNF : cb14818518p (данные)
- GND : 300016824
- MBW рабочий: 318b575a-a5f8-3408-8ed5-0c5b85611b86
|