Аллегро аппассионато ( ре минор)
Это скерцо, в котором мы иногда встречаем «мефистофельские» акценты. Первая тема — стремительная, мрачная, с фантастическим оттенком, близкая к климату Первого концерта . Вторая тема в унисон со струнными, напротив, тревожная и жалобная. Оба будут развиваться, перемешиваться, усиливаться в части A, интенсивность которой возрастает до внезапного пароксизма, прерываемого частью B ре мажор. Здесь брамсианские бури загораются несколькими лучами, сквозь которые проходят воспоминания о доклассической музыке. Но темная страсть не заставила себя долго ждать, когда вернулась основная часть.
Рекомендации
- Диапазон № 588 от февраля 2011 г., стр. 27
- ↑ и Розетка, Путеводитель по пингвинам
- «Мощный привод, дерзкий, который имеет абсолютный интерес конъюнкции двух величайших художников XX — го века, и дает нам яркий Брамса, поэтический и выразительная сила галлюцинации» . Словарь записей диапазона: Критический справочник по записанной классической музыке, Париж, Роберт Лаффон,девятнадцать восемьдесят один, 964 с. ( ISBN 2-221-50233-7 ), стр. 191.
- «Соглашение между Фишером и Фуртвенглером здесь — чудо. Дирижер и солист превозносят мрачный и фантастический характер произведения. » Патрик Шерснович, Мир музыки ,декабрь 2004 г., стр. 67.
- Премия Грэмми, Лучшее классическое исполнение — Концерт или инструментальная солистка, 1960
- Премия Грэмми, Лучшее классическое исполнение — Инструментальная солистка или солисты (с оркестром), 1972
- Gramophone Classical 100: 100 величайших классических записей всех времен, 1995
- «Переиздание месяца», журнал « Граммофон», выпуск премии 2010 г.
- «Рекорд года», премия « Граммофон», 2007: «Выдающиеся выступления редкой глубины и человечности солиста, дирижера и оркестра с глубокими традициями в этой музыке»
Концерты Иоганнеса Брамса |
||
---|---|---|
Концерты для фортепиано | Концерт для фортепиано с п о 1 в D — минор, op.15 • Концерт для фортепиано с п о 2, если бемоль мажор, соч. 83 | |
Скрипичные концерты | Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 77 • Двойной концерт для скрипки и виолончели с минор, соч. 102 | |
См. Также: Категория: Работы Иоганнеса Брамса |
Анданте
Удачной музыкальной идеей здесь является добавление второго солиста — виолончели, на которую возложена движущаяся кантилена основной темы, которую сразу же подхватывают скрипки. После безмятежного вступления фортепианная партия будет чередовать некоторые внезапные напряжения трелей и арпеджио с пассажами в аккордах, нежно обмениваемыми между двумя руками. Центральная часть фа- диез мажор ( Più Adagio ) — это момент чистого созерцания. Когда тема возвращается к сольной виолончели, вскоре на нее накладывается фортепиано, создавая ощущение двойного концерта до конца части.
Аллегретто грациозо
Это рондо-соната, завершающая концерт в довольно приятной атмосфере и в явно классическом духе. Первая фортепианная тема нежная и игривая, линии прекрасные, инструментарий легкий (литавры и трубы здесь отсутствуют), хотя и с внезапными всплесками энергии. Тематический отклик, все еще играющий на пианино, кажется, исходит из начальной темы. Контрастный узор будет цыганским, с характерным «свингом». В центральной части появляется завершающий тематический элемент, мягкий и лиричный. Фортепианная техника в целом довольно подвижна; но ближе к концу части энергия, сопоставимая с энергией первоначального Аллегро, захватит солиста и оркестр, чтобы закончить без тяжести, но с энтузиазмом и оптимизмом.
Piano Concerto No. 2 (B-dur), Op. 83
Композитор
Иоганнес Брамс
Год создания
1881
Дата премьеры
09.11.1881
Жанр
концертные
Страна
Германия
Послушать
Симфонический оркестр NBC, дирижёр Артуро Тосканини, солист Владимир Горовиц
Запись 1940 года с концерта в Карнеги-холле
I — Allegro non troppoII — Andante appassionatoIII — AndanteIV — Allegro grazioso
В годы, когда последователи Листа писали одночастные концерты, отбрасывая все, что казалось пережитком, бессмысленной данью традиции, Брамс придерживался классических канонов. Во всех своих концертах он сохранил в первой части две экспозиции – оркестровую и сольную, не сжимая форму, а наоборот, расширяя ее. Второй концерт для фортепиано с оркестром си-бемоль мажор, Op. 83 (1881) достигает вагнеровских масштабов, его характер можно определить любимым термином Брукнера feierlich (торжественно, празднично), а главная тема впоследствии по-новому зазвучала во Второй симфонии Малера.
Первая часть открывается темой в характере гимна: Брамс явно не считал, что человеческие переживания – единственный предмет, достойный искусства. Скерцо уникально: страстное, мятущееся, но с танцевальным фрагментом в средней части.
Медленная третья часть открывается и заканчивается соло виолончели. Эта мелодия позднее стала песней «Глубже все моя дремота». Финал начинается шуткой в манере Бетховена – не в основной тональности. Брамс сопроводил его ремаркой «грациозно», которая прежде появлялась у него только в скерцо.
Официальная премьера концерта состоялась в Будапеште, неофициальная – чуть раньше в Майнингене, где Ганс фон Бюлов предоставлял Брамсу возможность проверять в живом звучании новые сочинения. Фортепианная техника Брамса отнюдь не стала проще, но приобрела недостающий блеск. В отличие от Первого, гораздо более сложный Второй концерт мгновенно обрел популярность, композитор десятки раз исполнял его на гастролях, меняясь с Бюловым местами за роялем и за дирижерским пультом.
А. Булычёва
Светлая и вдохновенная гармония Второго концерта для фортепиано с оркестром, писавшегося одновременнно с такими же поэтичными Второй симфонией и скрипичным концертом, отразила впечатления лучших лет жизни Брамса — он успешен, знаменит и весел. Музыке присуще оптимистичное мироощущение, эпическая широта, богатырский размах. Написанный в «золотом» си-бемоль мажоре Второй концерт — сочинение классическое во всех смыслах этого слова. Вместе с тем, необычность его в том, что к трем частям, из которых обычно состоят концерты, добавлено скерцо. Таким образом, концерт вновь, как и в случае с Первым, приобрел форму и масштаб грандиозной романтической симфонии. Тем самым он поднялся на более высокую ступень в иерархии жанров, служа не демонстрации виртуозности и развлечению публики, а выражению всеобщих идей.
В первой части прославляется радость жизни, утверждается легендарный образ родины. Следующая часть — слегка демоническое Скерцо, вызывающее представление об играх двух беззаботных великанов. В третьей части автор словно остаётся наедине с природой, преисполненный возвышенных молитвенных чувств. Жизнедеятельный, непринуждённый в своём веселье финал достойно венчает монументальный концерт-симфонию.
Симфоническое творчество Брамса →
Allegro non troppo
Воздействие темы на валторну
В отличие от Премьер-концерта, который начинается с длинного оркестрового вступления, он вводит солиста из второго такта первой темы (спокойного и величественного, произносимого валторной). За тремя фразами темы (валторна, затем деревянные духовые и струнные) следует фортепианная каденция в виде коротких, ритмичных и прыгающих арпеджио, аккордов и широких противоположностей регистров. Только после этого наступает полноценная оркестровая выставка. За первой темой in tutti следует струнная мелодия с лиризмом, пронизанным неким внутренним напряжением; затем третий, внезапно стремительный мотив. Последнее и краткое тутти предшествует повторному появлению солиста, который вернется к первой теме, затем заявит о себе в мощных аккордах, прежде чем обозначить эволюцию в сторону более тонкой техники — это в постоянном и тесном диалоге с оркестром. Быстрые и легкие ракеты расходящихся арпеджио будут предшествовать восхождению к кульминации выставочной части; он отмечен изменением тональности фа минор и всплесками строк, приводящими к быстрому и энергичному отбиванию аккордов, имеющему значительную трудность. В начале разработки первая тема повторяется фа минор. В развитии энергия, сохраняя свои права, будет меньше проявлять свой рост — в пользу поэзии, начиная прежде всего с модуляции ре мажор. После возвращения к исходному тону серия ракет арпеджио приводит к почти импрессионистическому мерцанию, предшествующему повторному экспонированию, которое довольно сильно конденсируется. Кода — часто встречающаяся с Брамсом — представляет собой разнообразное повторение всех элементов первой темы, где солист и оркестр часто выступают противниками.