Чайковский. оркестровая сюита no. 2

Чайковский. оркестровая сюита no. 2

Orchestral Suite No. 3 (G-dur), Op. 55

Композитор
Пётр Чайковский
Год создания
1884
Дата премьеры
24.01.1885
Жанр
симфонические
Страна
Россия

Третья сюита (1884) существенно отличается от двух предыдущих по широте замысла и степени развитости отдельных частей. Первоначально она задумывалась как симфония, но затем композитор решил более скромно назвать свое произведение сюитой («Хотел было симфонию сделать, но не вышло», — писал Чайковский Танееву 30 июня 1884 года.). Причиной этого было, как можно полагать, несоответствие образного строя музыки сложившемуся у Чайковского представлению о том, какое жизненное содержание, какие мысли и чувства должна нести в себе симфония. Структура Третьей сюиты близка к четырехчастному сонатно-симфоническому циклу, но в ней нет единого целеустремленного «сквозного действия», столкновения и борьбы противостоящих сил: образы лирического и жанрово-характерного плана сменяют друг друга в спокойной и неторопливой последовательности.

Первая часть сюиты «Элегия», написанная в сонатной форме, лишена обычной для симфонических allegro Чайковского взрывчатости и остроты контрастов. Оба ее основных тематических раздела — пасторальная главная партия с пентатонными оборотами в мелодии и меланхолически романсная побочная — выдержаны в лирико-созерцательном тоне.

Трехчастная форма изложения обеих тем придает им относительно законченный, замкнутый характер. Краткая разработка служит переходом к зеркальной репризе с обратной последовательностью обеих основных тем. Таким образом идиллически безмятежная главная партия становится своего рода пейзажным обрамлением (Асафьев рассматривает два основных проведения главной партии как вступление и заключение.) центрального раздела, в котором главенствующая роль принадлежит более личной по выражению второй теме.

Сумеречный, холодный по колориту «Меланхолический вальс», составляющий вторую часть сюиты, привлекает к себе внимание необычной трактовкой этого излюбленного Чайковским жанра. Основная его тема, излагаемая в тусклом низком регистре альтов с ответом флейт на фоне остинатного синкопированного баса, содержит в себе что-то неотвратимо роковое

Короткие проблески света очень быстро гаснут и растворяются в этой тяжелой густой мгле, предвещая жуткие видения «Пиковой дамы» и некоторых страниц «Щелкунчика».

Смутная, безотчетная душевная тревога ощущается и в причудливой игре ритмов скерцо с их стремительным кружением и словно доносящимися издалека обрывками марша в трио.

Финалом сюиты служит развернутый цикл вариаций на простую, слегка жеманную тему в классическом роде. Развивая ее в двенадцати вариациях, композитор создает самостоятельную сюитную последовательность разнохарактерных жанрово контрастных пьес (В эскизах вариаций встречаются авторские обозначения: «Хорал», «Скерцо», «Encore une valse» (еще один вальс), «Andante» и т. д.). В первых трех вариациях тема сохраняет свои мелодические очертания, но обвивается сетью фигураций в различных голосах оркестра, меняющих окраску ее звучания. Легко узнается первоначальный облик темы и в четвертой вариации, где она звучит в миноре и получает более широкое мелодическое развитие. Начиная с пятой вариации идет ряд свободных ее преобразований: фугато, жига, хорал, песня, народная пляска, лирический вальс. Увенчивается весь этот ряд торжественным полонезом, в котором композитор использует только начальные обороты темы для построения большой блестяще оркестрованной пьесы в сложной трехчастной форме с самостоятельной по материалу серединой.

Ю. Келдыш

Симфоническое творчество Чайковского →

Структура

Сюита написана в пяти частях.

Сыновья : Andantino un poco rubato
Эта часть представляет собой структуру сонаты с медленным вступлением, которое повторяется в конце для завершения пьесы. Jeu (Play) здесь просто между строками фразами , чьи окончания вторят деревянные духовыми. Однако, когда начинается быстрое движение , становятся заметны постоянные изменения текстуры , сопровождаемые соответствующими быстрыми переходами между тонами струны и ветра. Развитие — фуга, основанная на открытии первой темы. Это согласуется с перепросмотром: первая тема сразу переходит в более мелодичную вторую.

Вальс : Moderato tempo di valse
В отличие от предыдущих вальсов Чайковского, эта тема более оживленная и обширная и включает изменения в темпе, которые могут разрушить балетное представление. Но что наиболее примечательно, так это не мелодия, а оркестровка

Чайковский теперь привносит в аккомпанемент и текстуру, и цвет тона более ненавязчивое разнообразие, чем было бы замечено в балете, где внимание разделено между сценой и музыкой. Бурлеск скерцо : Vivace, con spirito
Эта часть на вид ярче, чем вальс, и включает в себя партию для квартета аккордеонов

Общее впечатление — фрагменты мелодии, летающие во всех направлениях, их индивидуальность утверждается тем, что они хорошо разнесены в текстуре, часто их контрастные оркестровые цвета. Мелкие мелодичные фрагменты, даже звуковые точки из однотонных ударов деревянных духовых инструментов или пиццикато из струнных добавляют свои акценты. Смелая народная мелодия в центральной части вряд ли может быть большим контрастом.

Детские подарки : Andante molto sostenuto
Сначала успокаивающая колыбельная, эта музыка отвлекается на некоторые из самых странных, даже тревожных, которые Чайковский написал бы, изображая царство сна, со странными, тонкими, фрагментированными текстурами без узнаваемой гармонической основы. В конце этого раздела делается пауза, и колыбельная возобновляется так, как она началась.

Танцевальное барокко : Вивациссимо
Название может показаться странным для этой земной музыки, но Чайковский использует термин «барокко» в его первоначальном значении «причудливый» или «гротескный». Подзаголовок «Дикий танец в подражании Даргомыжскому » более полезен. Образцом для этой музыки является более ранний русский композитор « Казачок» или «Казачий танец».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: