String quartet no. 2

Струнный квартет № 2 (чайковский) - string quartet no. 2 (tchaikovsky)

Структура

Струнный квартет состоит из четырех частей:

  1. Адажио — assai, quasiandantino (фа мажор)
  2. Allegro giusto (D ♭ мажор)
  3. Анданте ма нон танто (фа минор)
  4. Allegro con moto (фа мажор)

Первая часть начинается с 18-тактового медленного вступления без ключевой подписи в 6 8время , с характером почти каденции с все более приукрашиванием рококо . Это приводит к основной части в4 4время .

Вторая часть — в смешанном метре . В основном он следует модели из 2 столбцов6 8 + 1 полоска 9 8паттерн, иногда увеличиваемый до 3 + 1 и 4 + 1. После этого идет крупная средняя секция в3 4отмеченный темп l’istesso , за которым следует возвращение к асимметричному сложному темпу 2 + 1. По мере того, как в конце усиливается натяжение, узор растягивается до 14 + 1.

Третья часть находится в 3 4время со средней частью, отмеченной pochissimo più moto .

Четвертая часть находится в 3 4 и относительно несложный.

String Quartet No. 2 (F-dur), Op. 22

Композитор
Пётр Чайковский
Год создания
1874
Жанр
камерные и инструментальные
Страна
Россия

Второй квартет Чайковского отличается глубиной и зрелостью творческой мысли, заметно возросшим мастерством владения техникой квартетного письма. Фактура его насыщена полифоническими элементами, используемыми как средство динамизации музыкальной ткани и повышения ее выразительной напряженности. Углубляется лирическая экспрессия, но вместе с тем появляются и некоторые черты рационалистичности, чему следует, по-видимому, приписать то обстоятельство, что при первом исполнении квартет не имел большого успеха (В отличие от холодного приема публики критика высоко оценила квартет. Ларош писал о нем как о самом своеобразном и оригинальном из произведений Чайковского, отмечая глубину лирического чувства, смелость и новизну творческого замысла.).

Первая часть квартета Moderato assai (quasi andantino) предваряется кратким, но выразительным вступлением с бурными драматическими взрывами, создающими контраст к ее в основном спокойному сосредоточенно-медитативному характеру. Теме главной партии, развертывающейся плавно и неторопливо и только в заключениях фраз приобретающей более заостренно экспрессивную окраску, противопоставлена ритмически упругая размашистая тема побочной партии, напоминающая народные плясовые напевы. Простота и краткость этой темы делают ее удобной для полифонической разработки, которой она подвергается в дальнейшем, не изменяя при этом своего мелодического рисунка.

Как и в первом квартете, центром тяжести цикла становится медленная часть — элегическое Andante (Этой части, занимающей третье место в цикле, предшествует ритмически пикантное скерцо с группировкой по три такта: 6/8, 6/8, 9/8 в крайних разделах, создающей эффект постоянных «запинок», перебоев движения.), впечатляющее своим глубоким скорбным лиризмом. Написанная в сложной трехчастной форме, она основана на контрасте напряженно экспрессивных крайних разделов и более спокойной середины. Особая выразительность главной темы Andante определяется сочетанием декламационного начала с широтой мелодического дыхания.

Тема построена на секвенционном развитии краткого мотива ниспадающей кварты, который звучит как интимно-доверительная горестная жалоба. По мере поступенного восхождения этот мотив экспрессивно заостряется (интервал увеличенной кварты в третьем звене), завершается ряд секвенций «двойным опеванием» тонического звука с интонацией уменьшенной кварты. В дальнейшем развитии темы композитор прибегает к имитационным перекличкам, интервальному расширению или сжатию отдельных мотивов, достигая таким образом непрерывного ее обновления и порой неожиданной трансформации выразительного облика.

Широко развернутый финал квартета, написанный в сложной рондо-сонатной форме с четырьмя эпизодами, отличается мужественной энергией и стремительностью движения. Тема рефрена характерна резкими крутыми очертаниями мелодического рисунка и четким упругим ритмом. Краткость основного ядра указывает на ее полифоническую природу: уже в первом проведении изложение продлевается с помощью имитаций.

Отдельные элементы этой темы пронизывают всю музыкальную ткань, создавая контрапунктирующее сопровождение к теме побочной партии. Кульминацией финала является начало репризы, где тема рефрена изложена в виде фуги.

Ю. Келдыш

Премьера и отчеты о ее приеме

Из справки (стр. 83): «Квартет Op 22 играли Ф. Лауб , И. Гржимали , В. Фитценхаген и Я.-Г. Гербер, в доме А. Рубинштейна . По словам Кашкина, Рубинштейн «со своей обычной резкостью заявил, что это не камерная музыка, и он не может ее понять». Исполнители и другие гости — Кашкин, Юбер, Альбрехт — остались в восторге от этого ».

Также (там же, с. 88) «Модест Чайковский написал длинное письмо своему брату 24 октября 1874 года, после того как услышал репетицию второго квартета у Давыдовых и первое публичное выступление. На репетиции Давыдов сказал, что это лучшая работа Чайковского; Ауэр сказал, что в нем есть сила Бетховена (по словам Модеста, единственного композитора, которого многие россияне хотели бы слушать); Малоземова хотела отправить поздравительную телеграмму. Во время репетиции Ауэр и Давыдов разошлись во мнениях по поводу темпа скерцо: первый хотел быстрее, второй — медленнее. В конце концов возобладал взгляд Давыдова, и Модест посчитал медленный темп концерта менее убедительным. Тем не менее, медленная часть была сыграна чудесно, так что некоторые из зрителей выкрикивали «бис» в конце. Финал получился абсолютно убедительным. Модест слышал, как Римский-Корсаков безоговорочно хвалил работу Кюи, а также великого князя Константина Николаевича, которому она посвящена, и графа Литке ».

Чайковский ответил Модесту в письме (29 октября 1874 г.): «Я рад, что вам, Малоземовой и всем сочувствующим мой квартет понравился; я считаю его своим лучшим сочинением; ни одно из моих произведений не вытекало из меня так просто и». Я написал его практически сразу и был удивлен, что публике он не понравился, поскольку я считаю, что спонтанно написанные сочинения имеют все шансы на успех ».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: