Král a uhlíř
Композитор
Антонин Дворжак
Дата премьеры
24.11.1874
Жанр
оперы
Страна
Чехия
Комическая опера Антонина Дворжака в 3 действиях, либретто Б. Гульденера и В. Й. Новотного.
Написана была в 1871 г. на либретто Б. И. Лобеского (псевдоним Б. Гульденера); в 1873 г. начались репетиции в театре, но композитор, столкнувшийся с недовольством исполнителей и не удовлетворенный произведением, забрал партитуру. В 1874 г. на то же либретто (с указанием подлинного имени его автора) Дворжак написал новую оперу, впервые исполненную 24 ноября 1874 г. В 1887 г. он еще раз вернулся к этому сочинению, переработав последнее действие на основе либретто В. Й. Новотного. Премьера 3-й редакции: Прага, 15 июня 1887 г.
Считавшаяся уничтоженной автором 1-я редакция была найдена в 1929 г. и тогда же поставлена. Однако обычно исполняется последняя версия в редакции К. Коваржовица.
Сюжет заимствован из чешского народного предания, а некоторые мотивы — из пьесы О. Копецкого «Олдржих и Божена». В музыке сильны народно-песенные элементы, но яркие картины народной жизни еще уживаются с воздействием французской оперы. Малоудачное либретто ограничило сценическую жизнь оперы.
Действующие лица:
- Король Матиаш, баритон
- Индржих, крживоклатский бургграф, тенор
- Угольщик Матей, бас
- Анна, его жена, меццо-сопрано
- Лидунка, их дочь, сопрано
- Еник, молодой угольщик, тенор
Первое действие
Первая картина. В глухом крживоклатском лесу окончилась под вечер королевская охота. Пора ехать домой, но нет короля. Он, как видно, заблудился в чаще. Тщетно трубят охотники в рога: никто не откликается. Охотники отправляются на розыски.
Вторая картина. Дочь старика-угольщика Матея — красавица-Лидунка и молодой угольщик Еник любят друг друга, но родители девушки не дают согласия на брак: они хотят найти дочери жениха побогаче. Неожиданно в бедной хате Матея появляется охотник, это — заблудившийся в лесу король. Он, не открывая своего имени, просит хозяина о ночлеге. Угольщик с женой радушно принимают гостя. Под вечер в хате собираются соседи, заходят и сельские музыканты, начинаются веселые танцы. Король приглашает танцевать Лидунку, это вызывает недовольство и ревность Еника.
Второе действие
Лидунка поведала гостю свою печаль. Охотник обещает помочь девушке — он устроит ей богатую свадьбу с любимым Еником, но при одном условии: Лидунка должна поцеловать своего гостя. Девушка согласна. В момент, когда она целует короля, входит Еник. Разгневавшись, он выхватывает нож и вступает в драку с незнакомцем. На шум сбегаются родные Лидунки и разнимают соперников. Вдруг неподалеку раздаются звуки охотничьих рогов, приближается королевская свита. Наконец-то придворные нашли своего повелителя. Но король успевает подать знак, чтобы они не раскрывали его имени. Прощаясь с гостеприимными хозяевами, он приглашает их к себе в Пражский замок.
Третье действие
Еник должен был отправиться на войну. Он честно нес свою службу, отличился и получил высокий чин. Прибыв в Пражский замок, он узнает, что сегодня здесь будет происходить суд над угольщиком Матеем, отцом любимой Лидунки. Король в виде особой милости назначает Еника судьей: подсудимый — земляк молодого воина. Угольщик обвиняется в том, что он будто бы нанял парня, который должен был убить и ограбить охотника, случайно попавшего в дом Матея. Перед судом предстают также жена и дочь Матея, но никто из них не узнает Еника в его парадном мундире. Юноша обрадован — теперь он сможет проверить, осталась ли верна ему Лидунка, ведь он так долго ничего не слышал о ней.
Еник-судья оправдывает угольщика Матея, но умышленно осуждает на смерть Еника-угольщика, т. е. самого себя. Тогда Лидунка бросается в ноги судье. Она умоляет помиловать своего возлюбленного. Во всем виновата она одна, пусть ей разрешат принять смерть вместо него. Убедившись в верности любимой девушки, глубоко растроганный Еник называет себя. Радость Лидунки безгранична. Появляется король. Он, согласно обещанию, отдает Лидунку в жены Енику и дарит ей богатое приданое. Угольщик Матей также получает хорошее вознаграждение за гостеприимство.
Только теперь узнают Матей, его жена и Лидунка, кто был их гостем.
Оперное творчество Дворжака →
Chamber and instrumental music
Композитор
Антонин Дворжак
Жанр
камерные и инструментальные
Страна
Чехия
Наряду с симфонической важное значение в наследии Дворжака имеет камерно-инструментальная музыка. Конечно, во многом близки друг другу эти две сферы
Однако в связи с особенностями жанра камерно-инструментальные сочинения наделены более тонким рисунком, разнообразной отделкой психологических нюансов.
Всего к этому жанру принадлежит тридцать одно произведение Дворжака, с обычной для классического цикла четырехчастной структурой (лишь четыре цикла трехчастны и по одному — пятичастны и шестичастны).
Очень характерен для лирического дарования Дворжака его рано пробудившийся интерес к камерной музыке: он обратился к ней еще в 60-х годах, на заре своей творческой биографии. Это, казалось бы, удивительно, ибо первый чешский профессиональный квартет дебютировал в Праге лишь в 1873 году. Но если вспомнить, что в чешской народно-музыкальной практике инструментальные ансамбли были широко популярны еще с XVII века, тогда придется признать не только влияние Гайдна и Бетховена, Моцарта и Шуберта на первые юношеские годы Дворжака, но и прочно утвердившейся национальной традиции.
Так или иначе, к 1879 году, то есть в тридцативосьмилетнем возрасте, Дворжак уже являлся автором десяти струнных квартетов. Десятый квартет Es-dur op. 51 — относится к лучшим у Дворжака. Чарующей поэзией простых, радостных чувств проникнуты все части цикла. Незадолго до того композитор закончил первую тетрадь «Славянских танцев». Славянским колоритом отмечен и этот квартет, в первой части которого передано веселое, с оттенком юмора, настроение; вторую часть образует «думка» (по форме это рондо с двумя контрастирующими разделами), третью — безыскусный «романс»; четвертая же часть (как и первая — в сонатной форме) выдержана в духе оживленной, истинно чешской скочны.
К числу наиболее известных сочинений Дворжака принадлежит также фортепианный квинтет A-dur op. 81 (второй по счету, 1887 год). И здесь преобладает светлое, радостное приятие жизни. Слушая квинтет начиная с первой его части, не знаешь чему больше поражаться — мелодической щедрости композитора или его совершенному, в том числе и полифоническому, мастерству! Отметим попутно, что вторая часть квинтета вновь обозначена как «думка» (в концентрической форме: abcaba), а третья — как «фуриант». Музыка же финала увлекает зажигательным весельем.
Наконец, выделим еще одно сочинение Дворжака, опять обнаруживающее славянские симпатии автора. Это — «Думки» для фортепиано, скрипки и виолончели ор. 90 (1890—1891), содержащие тесно связанные друг с другом шесть пьес. Здесь Дворжак отошел от обычной структуры сонатного цикла
Вначале, как эпический запев, звучит тема у скрипки, приобретающая затем важное значение. В следующем разделе первой «Думки» та же тема идет в дважды убыстренном движении, тогда как в верхнем регистре фортепиано проходят контрапунктирующие подголоски танцевального склада
Подобное сочетание распевности и танцевальности пронизывает все пьесы. Однако в четвертой «Думке» русская по духу протяжная песня неожиданно приобретает героически-балладный облик.
Взволнованная патетика слышится и в начальных жалобных интонациях шестой «Думки», а весь цикл завершается порывистым движением, звучащим как мятежный призыв.
Самобытное содержание, совершенство выражения, демократизм музыки Дворжака находят в данном цикле замечательное воплощение.
М. Друскин
Список сочинений:
Сонаты
Скрипичная соната F-dur ор. 57 (1880)
Скрипичная сонатина G-dur ор. 100 (1893)
Фортепианные триоТрио B-dur ор. 21 (1875)
Трио g-moll ор. 26 (1876)
Трио f-moll ор. 65 (1883)
«Думки» ор. 90 (1891)
Фортепианные квартеты
Квартет D-dur ор. 23 (1875)
Квартет Es-dur ор. 87 (1889)
Струнные квартеты
Квартет a-moll ор. 16 (1874)
Квартет d-moll ор. 34 (1877)
Квартет Es-dur ор. 51 (1879)
Квартет C-dur ор. 61 (1881)
Квартет E-dur ор. 80 (1876, ранее был помечен ор. 27)
Квартет F-dur ор. 96 (1893)
Квартет As-dur ор. 105 (1895)
Квартет G-dur ор. 106 (1895)
Фортепианный квинтетКвинтет A-dur ор. 81 (1887)
Струнные квинтеты
Квинтет G-dur ор. 77 (1875, ранее был помечен ор. 18)
Квинтет Es-dur ор. 97 (1893)
Струнный секстет
Секстет A-dur ор. 48 (1878)
Жан Батист Люлли
Итальянец по происхождению (в детстве его звали Джованни Баттиста Лулли), Люлли еще в детстве, благодаря счастливому случаю, попал во Францию, где находился в услужении у сестры французского короля. Благодаря редким музыкальным способностям он стремительно сделал блестящую карьеру, став придворным композитором, пользующимся неограниченным доверием Людовика XIV.
Талант Люлли отличался редкой разносторонностью: он был превосходным скрипачом, организовавшим свой собственный оркестр («16 скрипок короля»), дирижером, композитором, танцором, балетмейстером, режиссером, руководителем придворного музыкального театра, для которого написал 20 музыкально-драматических произведений. Будучи современником великих французских драматургов – Корнеля, Расина, Мольера – Люлли активно сотрудничал с ними, особенно много – с Мольером, написав музыку к таким его пьесам, как «Брак поневоле», «Сицилиец», «Мещанин во дворянстве» и др.
Композитор называл свои оперные сочиненияи «лирическими трагедиями» (буквально: трагедия под лиру, то есть поющаяся, музыкальная). Их первым слушателем и почитателем был сам Людовик XIV, для которого они стали любимейшим зрелищем.
Среди опер Люлли наиболее известны «Ариадна», «Атис», «Армида», «Ацис и Галатея», «Тезей». Все они написаны на текст прекрасного поэта Филиппа Кино, который был бессменным либреттистом композитора.
Опера Люлли – это стройный по форме монументальный спектакль из 5 актов с обязательным прологом (итальянская серьезная опера была трехактной). Несмотря на общие с итальянской оперой–seria сюжеты (в основном мифологические), французская опера во многом отличается от нее:
- Ее основу составляет декламационный речитатив, родственный возвышенной, патетически приподнятой речи и гораздо менее гибкий и мелодичный, чем в итальянской опере. Свои речитативы Люлли сочинял, подражая размеренной патетической декламации лучших французских драматических актеров.
- Ария, игравшая в итальянской опере господствующую роль, заняла у Люлли более скромное место, служа небольшим завершением речитативного монолога. В музыке своих арий композитор зачастую использовал интонации бытовых французских песен.
- Комедийные сценки, столь популярные в Италии, во французскую лирическую трагедию не допускались. Развлекательная сторона заключалась в обилии балетных номеров (любовь к балету является национальной французской чертой). 5-й акт вообще представлял собой цепь танцев, в которых по традиции принимал участие сам король и королевская знать.
- Огромное значение во французской опере имели разнообразные по характеру хоровые эпизоды.
- Постановками лирических трагедий, предназначенных для королевского придворного театра, зачастую отличались чрезмерной роскошью и пышностью.
- На французской сцене практически не появлялись певцы-кастраты, столь популярные в Италии. Кроме того, здесь никогда не было диктата певцов.
В операх Люлли утвердился тип французской увертюры. Обычно она состояла из 2-х частей: медленно-величавого марша и быстрого, энергичного фугато (итальянская же увертюра XVIII века чаще всего строилась на контрасте 3-х частей по принципу быстро–медленно–быстро).
По стилю оперы Люлли тесно связаны с национальными традициями французской культуры, в первую очередь – с французским драматическим театром. Вместе с тем, многое в них противоречит правилам классицистской трагедии. Так, например, в либретто Кино среди действующих лиц почти всегда присутствуют боги и фантастические существа, встречаются ситуации, совершенно невозможные в драмах Корнеля и Расина; почти никогда не соблюдается классический принцип единства времени, места и действия. Всё это роднит французскую оперу XVII века с театром барокко.
Дворжак Антонин
1841 — 1904, чешский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель.
Отношения Чайковского и Дворжака — вершина славянских контактов русского композитора. Дворжак обобщил в своей музыке разные славянские истоки — не только чешские, но и словацкие, моравские, украинские… На сюжет из русской истории он создал оперу «Димитрий». Дворжак хорошо знал творчество Чайковского и испытывал его несомненное влияние. Его Восьмая симфония несомненно вдохновлена Пятой Чайковского. По свидетельству близких Дворжаку людей, его потрясла Шестая…
Личное знакомство Чайковского и Дворжака состоялось в Праге 12 февраля 1888 в Национальном театре. Петр Ильич любил Прагу, и его в этом городе, в этой стране тоже любили, почитали, понимали, исполняли. Чайковский и Дворжак виделись в Праге каждый день пребывания там русского композитора — в доме Дворжака, в художественном кружке «Умелецка беседа», на концертах, спектаклях. Чайковский посещал репетиции Седьмой симфонии Дворжака, а Дворжак бывал на всех репетициях Чайковского, как перед оркестровым концертом, так и перед премьерой «Евгения Онегина». По поводу этой оперы Дворжак писал Петру Ильичу в январе 1889: «С радостью признаюсь, что Ваша опера произвела на меня глубокое впечатление, именно такое, какое я ожидаю от настоящего артистического творения… Это чудное произведение, полное теплого чувства и поэзии…, это музыка, манящая нас к себе и проникающая так глубоко в душу, что ее нельзя забыть». (XY — А, 32). Автор «Онегина» был растроган и ответил: «Мнение Ваше об моей опере мне особенно ценно не только потому, что Вы великий художник, но и потому, что Вы правдивый и искренний человек!» (там же).
Дворжак подарил Чайковскому клавир своей большой оперы «Димитрий» и, как вспоминала впоследствии Мария Червинкова, Чайковский, похвалив музыку, выразил сожаление, что Дворжак не изучил в достаточной степени русские песни, что вообще «великорусский элемент» воплощен недостаточно. В библиотеке Чайковского хранится партитура Второй симфонии Дворжака с сердечной надписью и фотография с автографом на память.
По инициативе Чайковского Дворжак приезжал в Россию и дирижировал концертами из своих произведений в Москве и Петербурге в феврале — марте 1889. Петр Ильич принимал деятельное участие в работе Императорского русского музыкального общества и заботился о художественном уровне концертов. Он писал: «Дворжак, будучи очень знаменит, придал бы нашим концертам много авторитетности и значения…» (XY — А, 23). Узнав, что Дворжак согласился на предложение из России, он сразу откликнулся: «Спасибо Вам, милый друг! Вы оказываете нашему Московскому музыкальному обществу огромную услугу…» (XY — А, 54). К сожалению, во время гастролей Дворжака в Москве и Петербурге, Чайковский гастролировал в Европе. А когда осенью 1892 Петр Ильич приехал в Прагу по случаю постановки там «Пиковой дамы», Дворжак находился в концертном турне по Америке…
Л. З. Корабельникова
Gypsy Songs, Op. 55
Композитор
Антонин Дворжак
Год создания
1880
Дата премьеры
04.01.1881
Жанр
вокальные
Страна
Чехия
История создания
На одном из концертов в Вене в ноябре 1879 года произошло
знакомство Дворжака с известным столичным тенором,
солистом Придворной оперы Густавом Вальтером, уроженцем Чехии. Он
славился трактовкой не только оперных партий, но и камерной музыки.
38-летний Дворжак тогда только добился широкого признания:
известный берлинский нотоиздатель Фриц Зимрок заказал композитору
«Славянские танцы», и их I тетрадь быстро разлетелась по всей
Европе. Когда Зимрок в начале 1879 года выпустил очередной сборник
песен Дворжака, Вальтер поспешил с ними познакомиться, и они ему
весьма понравились.
На концерте, где певец оказался свидетелем
большого успеха 3-й Славянской рапсодии Дворжака, Вальтер сделал
композитору лестное предложение — написать для него новые песни.
Дворжак выбрал 7 стихотворений современного чешского поэта Адольфа
Гейдука (1835—1923) и в феврале 1880 года закончил «Цыганские
мелодии». Вальтер стал их первым исполнителем, выступив 4 января
следующего года в Вене. «Цыганские мелодии» быстро завоевали
европейское признание, сам композитор во время гастролей в Англии в
марте 1884 года аккомпанировал английскому певцу, спевшему
несколько песен в гигантском Альберт-холле в Лондоне.
Музыка
«Цыганские мелодии» воспевают свободолюбивых и гордых людей
загадочного племени, бродящего по землям Австро-Венгерской империи
со своими странными песнями и плясками в сопровождении цимбал —
любимого инструмента цыган. В пестрой череде сменяют одна другую
зарисовки природы, песни и пляски, не образуя единой линии
развития. Фортепианное сопровождение подражает то звону
треугольника, то переборам цимбал, то пассажам скрипки. Певучие
вокальные темы в народном духе заключены в простые строфические
формы, расцвеченные мастерским варьированием фактуры и гармонии.
№4, «Помню, мать, бывало, песню напевала», — самый популярный из
всех, известный в различных переложениях, — пленяет одной из лучших
дворжаковских мелодий с характерной синкопой и оригинальным
«мерцанием» мажора и минора. Заключительный №7, «В небе ясный
сокол», — настоящий гимн цыганской вольности, с удалой мелодией
горделивого, даже героического склада; начинаясь в унисон с
фортепиано, она заканчивается великолепной кульминацией с эффектной
высокой нотой.
А. Кенигсберг
Вокальное творчество Дворжака →
«Черт и кача» — комическая опера
Опера «Черт и Кача» — одна из лучших, наиболее демократичных опер Дворжака. Продолжая линию оперы, которую начал Сметана «Проданной невестой», Дворжак написал оперы «Король и Угольщик», «Упрямцы», «Хитрый крестьянин», насыщенные бытовыми сценами; на этой основе приходит к своей лучшей комической опере «Черт и Кача», где основой либретто А.Венига послужила сказка, записанная Боженой Немцовой (1820 — 1862) за 50 лет ранее написания либретто. А.Вениг сохранил основные драматические моменты сказки, а также основную характеристику главных героев (находчивость пастуха, глуповатость Черта, злословие Качи), но представляет их несколько в иных ситуациях. Это веселая фантастическая история со смехом и шутками. В ней «разрабатывается типичный для славянских сказок мотив посрамления простыми крестьянами незадачливого черта, страшного только для панов» /Бэлза, 1951, с. 448/.
Конкретные изменения, внесенные А.Венигом,сводятся к следующему: Князя он заменяет Княгиней, вместо двух управляющих (в сказке) их функции выполняет один. Участвуют новые действующие лица — мажордом и горничная, а также показана жизнь преисподней, чего в сказке нет. Действие сказки Божены Немцовой начинается с того, что желание старой девы — Качи, ни разу не танцевавшей за свою жизнь, вдруг исполнилось: как только она произнесла слова о том, что готова танцевать хоть с чертом, проходивший мимо ее дома господин предлагает свои услуги, на что Кача не задумываясь согласилась. После танцев черт (им оказался незнакомый господин) не мог освободиться от нее и полетел с Качей в ад к Люциферу за помощью, но глава преисподней выгнал его: пусть, мол, решает сам как от нее избавиться. Прилетев на поляну, черт заметил пастуха. Обернувшись вновь господином, он попросил его помочь ему понести Качу, так как сам изнемог от такой тяжести. Пересев на спину пастуха, Кача крепко вцепилась в его кожух. Пройдя большой путь, пастух сбрасывает кожух вместе с ношей в озеро, за что черт (в этом «господин» теперь признается своему спасителю ) обещает ему награду, которую тот получает, «спасая» от ада обоих управляющих. Однако, нарушая договор с чертом, пастух спасает и князя, когда в момент появления черта сообщает представителю ада, что Кача жива и спрашивает о нем. Услышав это, черт уносится прочь, а князь за находчивость пастуха назначает его первым советником.
Знакомясь далее с содержанием либретто А.Венига, мы замечаем, что главная идея сказки (борьба крестьян за справедливость) сохраняется.
Я видел в нем соединение характерных народных элементов со сказочными и с удовольствием отказался от лирики, которая в этом случае могла бы иметь только второстепенное значение» /Дворжак в письмах и воспоминаниях, 1964, с. 141/.
Аналогичные сюжеты встречаются в народных сказках и профессиональной литературе не только чешского, но и других славянских народов. Герой оперы Дворжака, чешский овчар Йирка родственен пушкинскому Балде, которому «черти собрали оброк», гоголевскому Вакуле в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»; таковы же русский Иванушка-дурачок, чешский Гонза, герой болгарских сказок хитрый Петр и многие другие. Бедняки, фигурирующие в сказках, обычно отличаются бесстрашием и смекалкой, душевной щедростью и острым чувством справедливости. Под забавными комедийными ситуациями скрывается ясная и глубокая идея — борьба крестьян с угнетателями, от которых можно добиться добра лишь под угрозой смерти.
Что касается возможных русских влияний, то к этому были определенные предпосылки в самой деятельности Дворжака. Известно, что после окончания Органной школы, Дворжак несколько лет (1862 -1871) служил в качестве альтиста в оркестре Временного театра в Праге и принимал участие не только в исполнении первых чешских опер, но и участвовал в пражских премьерах «Ивана Сусанина», «Руслана и Людмилы», в исполнении симфонических произведений Глинки, Даргомыжского и других русских композиторов.