John Barbirolli
Дата рождения
02.12.1899
Дата смерти
29.07.1970
Профессия
дирижёр, инструменталист
Страна
Англия
Джон Барбиролли любит называть себя коренным
лондонцем. Он и впрямь сроднился с английской столицей: мало кто
даже в Англии помнит, что его фамилия неcпроста звучит
по-итальянски, а настоящее имя артиста вовсе не Джон, а Джованни
Баттиста. Его мать француженка, а по отцовской линии он происходит
из потомственной итальянской музыкальной семьи: дед и отец артиста
были скрипачами и вместе играли в оркестре «Ла Скала» еще в
памятный день премьеры «Отелло». Да и выглядит Барбиролли, как
итальянец: резкие черты лица, темные волосы, живые глаза. Недаром
Тосканини, впервые встретив его уже много лет спустя, воскликнул:
«Да вы же наверняка сын Лоренцо, скрипача!»
И все же Барбиролли англичанин — по своему воспитанию, музыкальным
вкусам, уравновешенному темпераменту. Будущий маэстро воспитывался
в атмосфере, насыщенной искусством. По семейной традиции из него
хотели сделать скрипача. Но мальчик не мог усидеть на месте со
скрипкой и, занимаясь, постоянно бродил по комнате. Тогда-то деду и
пришла в голову идея — пусть мальчик учится игре на виолончели: с
ней не погуляешь.
Впервые Барбиролли появился перед публикой как солист в
студенческом оркестре «Тринити-колледжа», а в тринадцать лет — год
спустя — он поступил в Королевскую музыкальную академию, в класс
виолончели, окончив который, работал в оркестрах под руководством
Г. Вуда и Т. Бичема — с «Русским балетом» и в театре
«Ковент-Гарден». Как участник Интернационального струнного квартета
выступал во Франции, Нидерландах, Испании и на родине. Наконец, в
1924 году Барбиролли организовал свой собственный ансамбль —
«Струнный оркестр Барбиролли».
С этого момента и начинается карьера Барбиролли-дирижера
Вскоре
его дирижерские способности привлекли внимание импресарио, и он был
приглашен в 1926 году провести серию спектаклей Британской
национальной оперной компании — «Аиду», «Ромео и Джульетту»,
«Чио-Чио-Сан», «Фальстафа». В те годы Джованни Баттиста , и стал
называться английским именем Джон
Тогда же, несмотря на успешный оперный дебют, Барбиролли все больше
отдается концертному дирижированию. В 1933 году он впервые
возглавил большой коллектив — Шотландский оркестр в Глазго — и за
три года работы сумел превратить его в один из лучших оркестров
страны.
Спустя несколько лет репутация Барбиролли выросла настолько, что
его пригласили в Нью-йоркский филармонический оркестр, чтобы
заменить на посту его руководителя Артуро Тосканини. Он с честью
выдержал трудное испытание — трудное вдвойне, ибо в Нью-Йорке тогда
на афишах появлялись имена почти всех крупнейших дирижеров мира,
эмигрировавших в США во время фашизма. Но когда разразилась война,
дирижер решил вернуться на родину. Это удалось ему лишь в 1942
году, после трудного и многодневного путешествия на подводной
лодке. Восторженный прием, оказанный ему соотечественниками, решил
дело, на следующий год артист окончательно переехал и возглавил
один из старейших коллективе «Халле-оркестр».
С этим коллективом Барбиролли проработал многие годы, вернув ему
славу, которой он пользовался в прошлом веке; более того, впервые
оркестр из провинциального стал поистине коллективом международного
значения. С ним стали выступать лучшие мировые дирижеры и солисты.
Сам же Барбиролли объездил в послевоенные годы — и самостоятельно,
и со своим оркестром, и с другими английскими коллективами
буквально весь мир. В 60-х годах он руководил также оркестром в
Хоустоне (США). В 1967 году он во главе с оркестром «Би-би-си»
побывал в СССР. И по сей день он пользуется заслуженной
популярностью как на родине, так и за рубежом.
Заслуги Барбиролли перед английским искусством не исчерпываются
лишь организацией и укреплением оркестровых коллективов. Он
известен как страстный пропагандист творчества английских
композиторов, и в первую очередь Элгара и Воан-Уильямса, первым
исполнителем многих сочинений которого он был. Спокойная, ясная,
величественная дирижерская манера артиста как нельзя лучше
соответствовала характеру музыки английских
композиторов-симфонистов. К числу излюбленных композиторов
Барбиролли относятся также композиторы конца прошлого века, мастера
большой симфонической формы; с большим своеобразием и
убедительностью передает он монументальные концепции Брамса,
Сибелиуса, Малера.
Л. Григорьев, Я. Платек, 1969
Honours, awards and memorials[]
Bust of Barbirolli in Barbirolli Square
Among Barbirolli’s state awards were a British knighthood in 1949 and Companion of Honour in 1969; the Finnish Grand Star and Collar of Commander 1st Class of the Order of the White Rose in 1963; from Italy the Order of Merit in 1964; and from France, Officier de l’Ordre des Arts et des Lettres, 1966, and Officier de l’Ordre national du Mérite, 1968.] Awards from musical institutions included the Freedom of theWorshipful Company of Musicians, 1966; Honorary Academician of the Accademia Nazionale di Santa Cecilia, 1960; Gold Medal of the Royal Philharmonic Society, 1950; Bruckner Medal, Bruckner Society of America, 1959; and the Mahler Medal, Mahler-Bruckner Society of America, 1965.]
There are memorials to Barbirolli in Manchester and London. Barbirolli Square in Manchester is named in his honour and features a sculpture of him by Byron Howard (2000).] The square includes the present base of the Hallé Orchestra, the Bridgewater Hall, in which the Barbirolli Room commemorates the conductor.] At his old school, St Clement Danes, now relocated in Chorleywood, the main hall is named in his honour.] A commemorative blue plaque was placed on the wall of the Bloomsbury Park Hotel in Southampton Row in May 1993 to mark Barbirolli’s birthplace.] The Sir John Barbirolli Memorial Foundation of the Royal Philharmonic Society was instituted after his death to assist young musicians with the purchase of instruments.] In 1972 the Barbirolli Society was set up with the principal aim of promoting the continued release of Barbirolli’s recorded performances. Its honorary officers have included Evelyn Barbirolli, Daniel Barenboim and Michael Kennedy.] In April 2012, he was voted into the inauguralGramophone «Hall of Fame».]