Крамской И.Н.
Крамской Иван Николаевич (1837, Острогожск Воронежской губ. – 1887, Санкт-Петербург)
Живописец, портретист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1869).
Родился близ Острогожска Воронежской губернии. В молодости работал ретушером у столичных фотографов. Учился в Академии художеств у А.Т. Маркова (1857-1863). Инициатор и участник «бунта четырнадцати». Организатор и идейный руководитель Петербургской Артели художников, ставшей прообразом будущего Товарищества передвижных художественных выставок. Преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1863-1868). Совершил поездки по странам Европы (1869, 1876, 1884).
Один из создателей жанра социально-психологического портрета, автор галереи портретов современников — писателей, художников, деятелей науки и культуры и крестьян. Создал ряд произведений на исторические и литературные сюжеты. Автор критических статей по вопросам современного искусства. Оставил большое и ценное эпистолярное наследие.
Рекомендации
- ^ Спенсер, Новая роща (1980), 10:556.
- ^ Коричневый, Кризисные годы, 142.
- Коричневый, Кризисные годы, 137.
- ^
- Коричневый, Ранние годы, 59.
- ^ Спенсер и Формс, New Grove Opera, 2:1112.
- ^ Сад, Новая роща (2001), 14:393.
- Коричневый, Ранние годы, 214—215; Варрак, 59.
- Спенсер, Новая роща (1980) 10:556.
- Бертенссон и Лейда, 409.
- Как указано у Брауна, Кризисные годы, 142.
Источники
- Бертенссон, Сергей и Джей Лейда при содействии Софии Сатины, Сергей Рахманинов — Жизнь в музыке (Вашингтон-сквер, Нью-Йорк: издательство Нью-Йоркского университета, 1956)). ISBN н / д.
- Браун, Дэвид, Чайковский: Ранние годы, 1840–1874 гг. (Нью-Йорк: W.W. Norton & Company, 1978). ISBN 0-393-07535-2.
- Браун, Дэвид, Чайковский: кризисные годы, 1874–1878 гг.(Нью-Йорк: W.W. Norton & Company, 1983). ISBN 0-393-01707-9.
- Сад, Эдвард, изд. Стэнли Сэди, «Лавровская , Елизавета Андреевна», Словарь музыки и музыкантов New Grove, второе издание (Лондон: Macmillan, 2001), 29 томов. ISBN 0-333-60800-3.
- Спенсер, Дженнифер, изд. Стэнли Сэди, «Лавровская , Елизавета Андреевна», Словарь музыки и музыкантов New Grove (Лондон: Macmillan, 1980). ISBN 0-333-23111-2.
- Спенсер, Дженнифер и Элизабет Формес, изд. Стэнли Сэди, Словарь оперы New Grove (Лондон: Macmillan, 1992). ISBN 0-333-48552-1.
- Варрак, Джон, Чайковский (Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1973). СБН 684-13558-2.
Биография
В 1851 её отец чиновник переехал в Москву, где Лавровская сперва воспитывалась в Московском Елизаветинском институте
Впервые обратила на себя внимание известного знатока церковного пения Багрецова, которому и принадлежит честь открытия её таланта; дальнейшее руководство музыкальным образованием Лавровской принял на себя итальянский педагог по вокалу — Фензи. Обладая ярко выраженными вокальными данными, обратила на себя внимание князя С. М. Голицына, который определил её обучение на казённый счёт. В начале 60-х годов Лавровская поступила в Санкт-Петербургскую консерваторию, в класс Ниссен-Саломан; здесь на талантливую ученицу обратила внимание великая княгиня Елена Павловна, под покровительством которой Лавровская продолжала своё образование; в 1868 году Лавровская, с большою серебряною медалью консерватории, поступила на петербургскую императорскую сцену.
В начале 60-х годов Лавровская поступила в Санкт-Петербургскую консерваторию, в класс Ниссен-Саломан; здесь на талантливую ученицу обратила внимание великая княгиня Елена Павловна, под покровительством которой Лавровская продолжала своё образование; в 1868 году Лавровская, с большою серебряною медалью консерватории, поступила на петербургскую императорскую сцену.
Вместе с Мельниковым, Меньшиковой, Леоновой, Никольским и другими Лавровская дала начало расцвету русской оперы в Санкт-Петербурге. В 1868—72 и 1879—1880 годах она пела на сцене Мариинского театра, в 1890—91 — на сцене Большого театра. Выступала как концертная певица в России и за границей, пела в Лондоне, Париже, Берлине, Милане, завоевала мировую известность. В Париже её слушали Дж. Россини и директор «Гранд-Опера», высоко оценившие талант певицы[источник не указан 3401 день]. В Бадене (Германия) брала уроки у Полины Виардо.
По обширности диапазона, ровности, симпатичному тембру голос Лавровской критиками и композиторами считался редким явлением. Лучшие её партии были: Вани в «Жизни за царя», Княгини в «Русалке», Фидее в «Пророке», Ратмира в «Руслане и Людмиле», Рогнеды, Груни («Рогнеда», «Вражья сила» Серова), Орфея («Орфей и Эвридика» Глюка), Зибель («Фауст»), Азучены («Трубадур») и др .
В начале 70-х годов артистка принуждена была, вследствие каких-то недоразумений с дирекцией[], уйти со сцены и уехала в Париж, где продолжала своё вокальное образование под руководством Виардо-Гарсиа; в 1873 г. вышла замуж за князя П. Н. Цертелева. В 1870 году произвела фурор в Одессе, в первый сезон открытия там русской оперы Бергера.
С 1888 года и до своей смерти была профессором Московской консерватории, с 1917 года заслуженный профессор консерватории. Воспитала плеяду выдающихся певцов и певиц: Б. Абрамова, С. Августинович, А. Бреви, В. Быстров, Н. Веков, В. Гепецкий, М. Дулова, Е. Збруева, О. Китаева, М. З. Лебедева, С. Лысенкова, В. Малышев, Л. М. Маркова, М. Махарина, Н. Миланова, А. Мосин, Н. Новоспасская, Е. Обокевич, И. Парамонов, А. Пасхалова, А. Политова, М. Полякова (мать певицы Н. Шпиллер), Р. Радина (Фигнер), В. Рыбальченко (псевдоним Владимир Дальский), М. Слонов, Н. Соколова-Мшанская, К. Тугаринова, В. Цветков, Е. Цветкова, М. Чупрынников, В. Харитонова, Е. Шаврова-Юст, А. Шперлинг.
Лавровская была дружна с Ф. Достоевским (вела с ним переписку), Н. Рубинштейном, С. Танеевым, Ц. Кюи, А. Гречаниновым, И. Тургеневым, Инайят Ханом.
Имеются портреты певицы художников И. Крамского и В. Маковского.
Сохранились две аудиозаписи пения Лавровской. Помимо того, в 1890 году немецким филофонистом Юлиусом Блоком была сделана короткая запись с помощью фонографа, на которой звучат голоса нескольких музыкантов, в том числе Чайковского, Рубинштейна и Лавровской. Этот эпизод лёг в основу короткометражного фильма «Фонограф», снятого в 2016 году, в котором роль певицы исполнила Ксения Раппопорт.
Portrait of Singer Elizaveta Andreevna Lavrovskaya (1845-1919)
Oil on canvas. 166 х 121,5
Elizaveta Andreevna Lavrovskaya (1845–1919) was a Russian opera singer (contralto) and a tutor. In Baden she took lessons from the famous Pauline Viardo. She toured a lot around Russia and abroad and performed in London, Paris, Berlin, and Milan. These tours brought her world fame. In Paris her performance as attended by G. Rossini and the director of Grand Opera that spoke very highly of her talent. Her vocal range and pitch of the voice were considered unusual and unique. I. Kramskoy depicted Elizaveta Andreevna Lavrovskaya on stage in the Hall of Nobility in 1879when she was one of the lead singers of the Mariinsky Theater. P. Tchaikovsky considered E. Lavrovskaya one of the most distinguished representatives of the Russian singing school. He mentioned her “excellent, velvet-like, rich voice”, artistic simplicity of performance, deep insight into different musical styles. Tchaikovsky wrote: “What is the most precious in Lavrovskaya is that she never uses any effects, any theatrical exaggeration to charm her audience. She never submits to the general and widely-spread routines and effects that are so popular on the Italian stage. Lavrovskaya never falls beyond the limits of her strict and pure art…” Many famous Russian composers dedicated their romantic songs to E. Lavrovskaya including P.I. Tchaikovsky (Bedtime, Look, There’s a Cloud, Don’t Leave My Side, My Playful Girl), S.V. Rakhmaninov (She Is as Beautiful as Midday, In My Soul), S. Taneev (People Are Sleeping) and many others. The portraits of the singer were created by I. Kramskoy and V. Makovsky.
Kramskoi Ivan Nikolaevich
Творчество
И. Крамской. Портрет Е. А. Лавровской на сцене
Елизавета Андреевна Лавровская, 1870 год
Петр Ильич Чайковский считал Лавровскую одной из выдающихся представительниц русской вокальной школы. Он отмечал «чудный, бархатный, сочный» голос Лавровской, художественную простоту её исполнения, глубокое проникновение в стиль музыкального произведения. Он писал о Лавровской: «И что всего дороже в Лавровской, так это то, что она не прибегает ни к каким внешним эффектам, ни к какому театральничанью… чтобы очаровать слушателя. Нигде не дает себе чувствовать стремление угождать известным, общепринятым на итальянской сцене рутинно-эффектным приемам… Лавровская никогда не выходит за пределы строгой целомудренной художественности…». Лавровская подала Чайковскому мысль написать оперу на сюжет «Евгения Онегина» Пушкина. Чайковский посвятил Лавровской шесть романсов (ор. 27, № 1—6) — «На сон грядущий», «Смотри, вон облако», «Не отходи от меня», «Вечер», «Али мать меня рожала», «Моя баловница» и вокальный квартет «Ночь» (1-е исполнение 9 октября 1893); в расчёте на голос Лавровской он написал партию Морозовой в своей опере «Опричник». С. В. Рахманинов посвятил ей романсы «Она, как полдень, хороша» ор. 14 № 9, 1896, «В моей душе» ор. 14 № 10, 1896. Сергей Танеев посвятил Лавровской романс «Люди спят».
Лавровская неоднократно пела во многих городах западной Европы и везде пользовалась громадным успехом. В лейпцигском Konzerthaus можно видеть прекрасный её портрет. Несколько раз Лавровская гастролировала и на российских императорских сценах; так, например, она пела на 50-ти летнем юбилее оперы «Жизнь за Царя» на петербургской сцене. В концертах выступала в ансамбле с пианисткой С. Малоземовой, иногда с А. Зилоти и С. Танеевым, У. Мазетти (в 1901). В 1899 принимала участие в концерте, посвящённом 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина.
Литература
- Концерт Е. А. Лавровской // Муз. свет. 1877. № 12. С. 136—137
- Елизавета Андреевна Лавровская // Наши деятели. — СПб., 1879. Т. 6. С. 86—89
- Кругликов С. Концерт г-жи Лавровской // Артист. 1890. № 6. С. 126 128
- К Н. Двадцатипятилетие артистической деятельности E. А. Лавровской // Рус. ведомости. 1893. 24 янв. № 23
- Серов А. Н. Критические статьи. — СПб., 1895. Т. 4. С. 2071—2072
- Чайковский П. И., Музыкальные фельетоны и заметки, М., 1898
- Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. — М., 1953. С. 58—59, 254—255
- Яголим Б. Е. А. Лавровская. (К 30-летию со дня смерти) // Сов. музыка. 1949. № 3
- Кузнецов Е. Из прошлого русской эстрады. — М., 1958. С. 219—220
- Э. Ф. Направник: Автобиографические, творческие материалы, документы, письма. — Л., 1959. С. 296, 306, 354—355
- Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1836—1856. — Л., 1969. С. 164—165
- Гозенпуд А. А. Русский оперный театр на рубеже XIX—XX веков и Ф. Н. Шаляпин. 1890—1904. — Л., 1974. С. 16, 77, 125
- Соколов Н. Краса русской оперы // Сов. музыка. 1970. № 12. С. 148—149
- Яковлева А. О педагогической деятельности профессора Московской консерватории Е. А. Лавровской // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 6. — Л., 1982. С. 36—56
- Шиков В. Музыканты Верхневолжья. — М., 1984. С. 55—72.
Biography of Pir-O-Murshid Inayat Khan. Autobiography. Eastwest Books 1979 (Madras). 628 pages. ISBN 0856920134