Ференц лист. «прелюды»

Ференц лист. «прелюды»

Ранние годы

Ком­по­зи­тор Ференц Лист родил­ся 22 октяб­ря 1811 года в Вен­грии, в горо­де Добо­рян. Сей­час это место назы­ва­ет­ся Ридинг, посе­ле­ние нахо­дит­ся в Австрии.

Ференц Лист в детстве 

Отцом ребен­ка, буду­ще­го доб­ро­де­те­ля, явля­ет­ся Адам Лист. Он был музы­кан­том, играл в оркест­ре под управ­ле­ни­ем само­го Фран­ца Йозе­фа Гайд­на. При этом он зани­мал офи­ци­аль­ную долж­ность. В юном воз­расте, сра­зу после окон­ча­ния шко­лы, он хотел стать мона­хом и при­со­еди­нить­ся к като­ли­че­ско­му орде­ну фран­цис­кан­цев. Одна­ко поз­же он передумал.

Потом дол­го играл на вио­лон­че­ли. Пере­ехав в австрий­ский Айзен­штадт, он про­дол­жил зани­мать­ся музы­кой. Он высту­пал со мно­ги­ми веду­щи­ми арти­ста­ми про­шло­го века: Бет­хо­ве­ном и другими.

Мать буду­ще­го ком­по­зи­то­ра, Анна-Мария Люг­гер, име­ла про­стое про­ис­хож­де­ние. Отец девоч­ки рабо­тал пека­рем. После смер­ти отца она оси­ро­те­ла и нача­ла ски­тать­ся по стране, пока в юно­сти не встре­ти­ла Ада­ма Листа.

Ференц или Франц (в зави­си­мо­сти от сте­но­грам­мы) был един­ствен­ным сыном в семье. Роди­те­ли уде­ля­ли ему все свое вни­ма­ние. С само­го ран­не­го воз­рас­та маль­чик про­яв­лял инте­рес к музы­ке и недю­жин­ные способности.

Ференц Лист в молодости 

Отец, будучи талант­ли­вым и искус­ным испол­ни­те­лем, дал сыну пер­вые уро­ки. При­мер­но в воз­расте 5 лет, в 1816 году, юно­ша начал учить­ся игре на фор­те­пи­а­но. Парал­лель­но с этим он осва­и­вал пение в мест­ной церк­ви. Так­же маль­чик регу­ляр­но посе­щал орга­ни­ста, где пытал­ся спра­вить­ся со слож­ным инструментом.

Ференц Лист с ран­не­го воз­рас­та полу­чил все­сто­рон­нее музы­каль­ное обра­зо­ва­ние. Даже для тех лет основ­ное вни­ма­ние в его обу­че­нии было очень фундаментальным.

Когда юно­ше испол­ни­лось 8 лет, он непло­хо высту­пал и добил­ся успе­ха. Отец пред­ста­вил сына дво­ря­нам. Маль­чик играл на фор­те­пи­а­но и был при­нят очень теп­ло. В его музы­каль­но­сти и боль­шом буду­щем сомне­ний не было.

Отец пони­мал, что в малень­ком город­ке невоз­мож­но най­ти достой­ных учи­те­лей и обес­пе­чить сыну необ­хо­ди­мое раз­ви­тие. В 1821 году Адам Лист пере­вез отпрыс­ков в Вену.

Здесь юно­ша брал уро­ки игры на фор­те­пи­а­но у Кар­ла Чер­ни, имев­ше­го репу­та­цию гра­мот­но­го и опыт­но­го педа­го­га. Отно­ше­ния меж­ду учи­те­лем и его уче­ни­ком были слож­ны­ми, но толь­ко вна­ча­ле. Твор­че­ские спо­соб­но­сти и сила талан­та Листа-млад­ше­го сде­ла­ли свое дело.

Ф. Лист в молодости 

Уро­ки были бес­плат­ны­ми, Чер­ни не брал денег. Вско­ре юно­шу заме­тил Анто­нио Салье­ри. Пере­вод­че­ские спо­соб­но­сти буду­ще­го вир­туо­за настоль­ко впе­чат­ли­ли учи­те­ля, что он согла­сил­ся совер­шен­но бес­плат­но давать ему уро­ки тео­рии музы­ки и грамоты.

Все­го за несколь­ко лет Ференц Лист при­об­рел ста­тус извест­но­го и искус­но­го музы­кан­та, часто высту­па­ю­ще­го с кон­цер­та­ми в Вене. Во вре­мя одно­го из сво­их выступ­ле­ний он заслу­жил эмо­ци­о­наль­ную похва­лу от само­го Бет­хо­ве­на. Этот эпи­зод музы­кант запом­нил на всю жизнь.

Произведения

Произведения Ференца Листа:

Фортепианные произведения:

  • C-dur (Preludio / Прелюдия)
  • a-moll (Fusées)
  • F-dur (Paysage / Пейзаж)
  • d-moll (Mazeppa / Мазепа)
  • B-dur (Feux follets / Блуждающие огни)
  • g-moll (Vision / Видение)
  • Es-dur (Eroica)
  • c-moll (Wilde Jagd / Дикая охота)
  • As-dur (Ricordanza / Воспоминание)
  • f-moll (Appassionata)
  • Des-dur (Harmonies du soir / Вечерние гармонии)
  • b-moll (Chasse-neige / Метель)
  • Этюды по каприсам Паганини S.141 / Bravourstudien nach Paganinis Capricen — (1-я ред. Бравурные, 1838, 2-я ред. Большие этюды по каприсам Паганини — Grandes Etudes de Paganini, 1851):
  • Tremolo g-moll;
  • Octaves Es-dur;
  • La campanella gis-moll;
  • Arpeggio E-dur;
  • La Chasse E-dur;
  • Theme et variations a-moll.
  • 3 концертных этюда (около 1848)
  • 2 концертных этюда (около 1862)
  • «Альбом путешественника» (1835—1836)
  • «Годы странствий» (Années de pèlerinage)
  • 1-й год — Швейцария S.160 (9 пьес, 1835—1854)
  • 2-й год — Италия S.161 (7 пьес, 1838—1849)
  • Дополнение «Венеция и Неаполь» S.162 (3 пьесы, 1859)
  • 3-й год S.163 (7 пьес, 1867—1877)
  • «Поэтические и религиозные гармонии», S. 173 (1845—1852)
  • «Утешения» (1849)
  • «Венгерские исторические портреты» (1870—1886)
  • 2 легенды S. 175 (1863)
  • 2 баллады (1848—1853)
  • Соната (1850—1853)
  • «Мефисто — вальс» (около 1860, сначала — оркестровая редакция)
  • Венгерские рапсодии
  • Вальсы, галопы, полонезы, чардаши, марши и другие.

Произведения для фортепиано с оркестром:

  • Первый концерт Es-dur (1849, переработка — 1853, 1856)
  • Второй концерт A-dur (1839, переработка — 1849, 1853, 1857, 1861)
  • «Пляска смерти» (1849, переработка — 1853, 1859)

Симфонические поэмы:

  • Что слышно на горе (фр. Ce qu’on entend sur la montagne, 1847—1856)
  • Тассо. Жалоба и триумф (итал. Tasso: Lamento e Trionfo, 1849; переработка — 1850—1854)
  • Прелюды (фр. Les préludes, 1848; переработка — 1850—1854)
  • Орфей (Orpheus, 1854)
  • Прометей (Prometheus, 1850, переработка — 1855)
  • Мазепа (Mazeppa, 1851)
  • Праздничные звоны (нем. Festklänge, 1858)
  • Плач о героях (фр. Héroïde funèbre, 1850—1854)
  • Венгрия (Hungaria, 1854)
  • Гамлет (Hamlet, 1858)
  • Битва гуннов (нем. Hunnenschlacht, 1857), с органом
  • Идеалы (нем. Die Ideale, 1857)
  • От колыбели до могилы (нем. Von der Wiege bis zum Grabe, 1881—1882)

Симфонии:

  • «Фауст» (1854—1857)
  • «Данте» (1855—1856)

Оратории и мессы:

  • «Легенда о святой Елизавете» (1857—1862)
  • «Христос» (1862—1866)
  • Гранская месса (1855)
  • Венгерская коронационная месса (1866—1867)

Песни и романсы (около 90).

Личная жизнь

В начале 1830-х годов Лист встретил графиню Мари д’Агу, которая проявляла живой интерес к современному искусству. Любопытно, что девушка издавала свои книги под псевдонимом Даниель Стерн. Вскоре между Ференцом и Мари завязались романтические чувства, которые позже возымели серьезное продолжение.

Д’Агу решила уйти от законного мужа к композитору, вместе с которым переехала в Швейцарию. И хотя влюбленные так и не стали законными супругами, в результате их отношений родилось трое детей: сын Даниэль и 2 дочери – Бландина и Козима.

Ференц Лист и Каролина Витгенштейн

Спустя годы Лист увлекся супругой русского генерала-фельдмаршала Николая Витгенштейна – княгиней Каролиной. Их роман развивался так стремительно, что в 1847 г. они решили пожениться. Однако набожная Каролина состояла в законном браке. Вследствие этого она была вынуждена добиваться развода и нового венчания, в помощью русского императора и папы римского.

В 1841 г. Ференц вступил в масонскую ложу «Zur Einigkeit», а позже был возведен в степень мастера-масона берлинской ложи «Zur Eintracht». В последующие годы биографии он принимался и в другие ложи, расположенные на территории Европы.

Ференц Лист — биография

Ференц Лист — выдающийся композитор 19-го века, представитель направления романтизма немецко-венгерского происхождения. Также вошел в историю как дирижер, видный педагог. Однако наибольшую известность получил как пианист.

Лист обладал поразительной даже для своего времени, периода виртуозов, техникой. Он мог исполнить любое произведение, придав ему свежести, новизны и глубины. В период жизни пианиста существовало очень немного музыкантов, способных сравниться с его умением. Виртуозом Лист прослыл с ранних лет.

В наши дни авторские произведения и интерпретации композитора считаются вершиной техничности. Исполнить их под силу лишь настоящим профессионалам, отдавшим немало времени занятиям.

Помимо прочего Ференц Лист был известен как сторонник единого подхода к искусству, смешению стилей. Благодаря врожденным талантам и склонности к новаторству он создал несколько новых форм композиции. Экспериментировал с тональностями, гармонией, фактурой. Сделал огромный вклад в развитие теории музыки и импровизации.

Кроме того, он был настоящим идейным творческим человеком. Часто проводил открытые уроки, причем совершенно бесплатно, безвозмездно служа высокому искусству, передавая собственные знания и опыт.

Веймарский период (1847 — 1861)

Это наиболее плодотворный период творческой деятельности Листа, когда получили окончательное воплощение его самые значительные творческие замыслы. В Веймаре были созданы 12 (из 13) симфонических поэм. Это новый жанр романтической программной музыки, вдохновленный поэзией, драматургией или живописью: «Что слышно на горе», «Мазепа», «Прелюды», «Идеалы», «Тассо», «Прометей», «Гамлет», «Битва гуннов»и т.д.. Тогда же появились 2 программные симфонии «Фауст» и «Данте», новые редакции 2х фортепианных концертов, «Этюдов высшего исполнительского мастерства» и «Этюдов по каприсам Паганини», «Утешения», «Траурное шествие», два тома «Годов странствий», соната си минор, 15 Венгерских рапсодий (из 19-ти), песни, Гранская месса и другие сочинения.

Небывалый размах получает просветительская деятельность Листа. Под его управлением на сцене Веймарского театра были поставлены 43 оперы — от Глюка и Моцарта до Верди и Вагнера, причем 8 — впервые в мире. Он исполнил все симфонии Бетховена, различные сочинения Шуберта и Берлиоза, Шумана и Глинки, многих других композиторов. К их исполнению писал пояснения и большие статьи, иногда совместно с Каролиной, в которых излагал свои взгляды на пути развития музыки. Стремясь поддерживать современных музыкантов-новаторов, Лист устраивал специальные «музыкальные недели», посвященные творчеству того или иного композитора (неделя Берлиоза, неделя Вагнера и пр.). Он боролся с обветшавшими традициями, рутиной.

Благодаря Листу маленький Веймар превратился в один из культурных центров Германии. Вокруг него группируются друзья, ученики — пианисты, композиторы, которые съезжаются в Веймар со всей Европы. Один из них, выдающийся дирижер и пианист Ганс фон Бюлов становится мужем младшей дочери Листа Козимы.

Однако консервативная веймарская публика совсем не понимала новаторских устремлений Листа. Концерты посещались плохо (симфония «Гарольд в Италии» исполнялась перед пустым залом). Положение композитора осложняла правовая неупорядоченность его личной жизни – Каролине, несмотря на все усилия, так и не удалось получить развод, поэтому Лист не мог вступить с ней в законный брак . Его тяжелое душевное состояние усугубила смерть сына и старшей дочери.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: