Описание
Произведение состоит из одной части, но может быть разделено на три основные части, соответствующие длительности которых составляют 12 мин 43 с, 8 мин 21 с и 11 мин 18 с в интерпретации, данной Аррау :
Lento assai — Allegro energico — Грандиозо
Факсимиле рукописи.
Соната начинается с G, самой глубокой части клавиатуры, из которой следует долгое произнесение темы H, сначала во фригийском стиле, затем в цыганском стиле. Этот 7- тактный Lento Assai — своего рода подъемник для занавесок ( Guy Sacre ).
За этим открытием следует выставка (такты с 8 по 17), простая, даже строгая, из тем «А» и «В»: без сопровождения или украшений левая рука дублирует правую в теме «А» и одна заявляет тема «B» гармонизирована на правой руке. Таким образом фиксируются два основных элемента: один — стремительный и резкий, простирающийся на четыре октавы, другой — «мефистофелический», выражающий сарказм посредством повторяющихся нот.
В конце выставки — битва насмерть (такты с 18 по 104), которая продлится до Grandioso между двумя темами. Сначала тяжело дышащее восхождение, которое заканчивается запутанной и бурной схваткой, где они сталкиваются («А» принимает отчаянно трагический тон); затем, достигнув своего апогея, подъем опускается, образуя своего рода здоровую магму, состоящую из фрагментов «А» и «В». Затем следует новый переход к высоким частотам, в котором выигрывает тема A (такт 78). Это выражается и модулируется в пушке, которая ускоряется. Достигнув своего пика, тема A превращается в арпеджио и падает на удвоенную октаву, упорно повторяющуюся в восьмой ноте, в то время как мы слышим тяжелое в крайних басах клавиатуры повторение темы H из lento assai. Все это — только прелюдия к выходу на сцену новой темы, grandioso («G»), излучающей величие и силу и краткое высказывание которой проливает свет на мрачную атмосферу.
После кульминации (такт 119) начинается новое развитие в стиле ночного образа жизни . Затем тема «А» переходит в Dolce con grazia на томных арпеджио. После короткого периода бунта (такт 153) следует «B», чтобы сформировать то, что некоторые считают отдельной темой («C»), и которая медленно переходит в извивающиеся тройни.
Этот краткий момент затишья предшествует новому развитию, которое некоторые считают началом второй части сонаты. Примитивный антагонизм между темами «А» и «Б» выражается с насилием. Несмотря на более спокойный эпизод, все в арпеджио и полетах «А», расстройство сохраняется и приносит новую интервенцию от «G», которая должна уступить место теме «В», последняя постепенно засыпает. A, до достижения высокой точки ppp .
Анданте состенуто
Агитация предыдущей части приводит к вмешательству темы An ( такт 331), атмосфера которой похожа на атмосферу таких произведений, как « Благословение Бога в одиночестве» или « Sposalizio» . Эта тема выражена с кристальной чистотой, напоминающей Маргариту сторонникам Фауст-сонаты. Его утверждение довольно короткое и занимает лишь внешние части игры: между этими двумя выражениями вставлены тема «C», dolcissimo con intimo sentimento ( такт 349) и тема «D», более мощная и мучительная, чем когда-либо. . Перед повторным экспонированием последнего следует отметить диапазон почти «по тону», который выражен с чрезвычайной простотой и сладострастием. Весь этот короткий эпизод заканчивается угрожающими и повторяющимися буквами «Ф», ppp .
Ноты временно отключены.
Тема «Б», названная Мефистофельской.
Allegro energico
Третья часть начинается с «макиавеллистской» фуги (такт 460), что не сулит ничего хорошего. Он основан как на «А», так и на «Б», хотя кажется, что «Б» доминирует. Весь гнев последнего выражен через саркастический хроматизм в басах, sotto voce . Трехголосная выставка подчеркивает издевательство над темой А. Затем формируется крещендо, которое ведет к повторному экспонированию .
Лист очень сомневался в том, какой финал будет дан его пьесе. Первоначально он сохранил одну по образцу Мазепы ( «Он падает и встает царем» ). Тем не менее, серьезность части Сонаты, если она была, не подходит. Итак, Лист, наконец, выбрал финал, полный скромности и медитации: повторное раскрытие темы An, до сих пор малоиспользуемой, затем возвращение B, смягченное A в мире, и завершение аккордов серафимов и си, расположенных в глубине фортепиано.
Главные особенности бетховенского симфонического метода
- Показ образа в единстве противоположных, борющихся друг с другом элементов. Бетховенские темы часто строятся на контрастных мотивах, образующих внутреннее единство. Отсюда их внутренняя конфликтность, которая служит предпосылкой напряженного дальнейшего развития.
- Огромная роль производного контраста. Под производным контрастом понимается такой принцип развития, при котором новый контрастный мотив или тема, является результатом преобразования предыдущего материала. Новое вырастает из старого, которое переходит в собственную противоположность.
- Непрерывность развития и качественных изменений образов. Развитие тем начинается буквально с самого начала их изложения. Так, в 5 симфонии в I части нет ни одного такта собственно экспозиции (за исключением «эпиграфа» – самых первых тактов). Уже на протяжении главной партии начальный мотив разительно преображается – он воспринимается одновременно и как «роковой элемент» (мотив судьбы) и как символ героического сопротивления, то есть противостоящего року начала. Чрезвычайно динамична и тема главной партии «Героической» симфонии, которая также сразу дается в процессе бурного развития. Вот почему при лаконизме бетховенских тем – партии сонатных форм весьма развернуты. Начавшись в экспозиции, процесс развития охватывает не только разработку, но и репризу, и коду, которая превращается как бы во вторую разработку.
- Качественно новое единство сонатно-симфонического цикла, по сравнению с циклами Гайдна и Моцарта. Симфония становится «инструментальной драмой», где каждая часть является необходимым звеном единого музыкально-драматургического «действия». Кульминацией этой «драмы» является финал. Ярчайший образец бетховенской инструментальной драмы – «Героическая» симфония, все части которой связаны общей линией развития, направленной к грандиозной картине всенародного торжества в финале.
Говоря о симфониях Бетховена, следует подчеркнуть его оркестровое новаторство. Из новшеств:
- фактическое формирование медной группы. Хотя трубы по-прежнему играют и записываются вместе с литаврами, функционально они с валторнами начинают трактоваться как единая группа. К ним присоединяются и тромбоны, которых не было в симфоническом оркестре Гайдна и Моцарта. Тромбоны играют в финале 5 симфонии (3 тромбона), в сцене грозы в 6-й (здесь их только 2), а также в некоторых частях 9-й (в скерцо и в молитвенном эпизоде финала, а также в коде).
- уплотнение «среднего яруса» заставляет наращивать вертикаль сверху и снизу. Сверху появляется флейта пикколо (во всех указанных случаях, кроме молитвенного эпизода в финале 9-й), а снизу – контрафагот (в финалах 5 и 9 симфонии). Но в любом случае флейт и фаготов в бетховенском оркестре всегда по две.
Продолжая традиции и поздних симфоний Моцарта, Бетховен усиливает самостоятельность и виртуозность партий почти всех инструментов, включая трубу (знаменитое соло за сценой в увертюрах «Леонора» №2 и №3) и литавры. Партий струнных у него нередко бывает реально 5 (контрабасы отделяются от виолончелей), а иногда и больше (игра divisi). Солировать, исполняя очень яркий материал, могут все деревянные духовые, в том числе фагот, а также валторны (хором, как в трио скерцо 3 симфонии, или отдельно).
C-dur, D-dur, Es-dur («Героическая»), B-dur, c-moll, F-dur («Пасторальная»), A-dur, F-dur, d-moll.
Бетховен предназначал свои симфонии для исполнения в открытых концертах-академиях (они проходили обычно либо перед Рождеством, либо во время Великого поста, когда в театрах были запрещены сценические представления).
Самые знаменитые – «Кориолан», «Эгмонт», «Леонора № 1», «Леонора « 2». «Леонора № 3».
Еще песни Рихтер, Святослав Теофилович
-
- слушать Рихтер, Святослав Теофилович — Прокофьев / Шестая соната для фортепиано, Ля Мажор, Ор.82 -III Tempo di valzer. Lentissimo
- скачать Рихтер, Святослав Теофилович — Прокофьев / Шестая соната для фортепиано, Ля Мажор, Ор.82 -III Tempo di valzer. Lentissimo
Рихтер, Святослав Теофилович — Прокофьев / Шестая соната для фортепиано, Ля Мажор, Ор.82 -III Tempo di valzer. Lentissimo
-
- слушать Рихтер, Святослав Теофилович — Бетховен — Соната для фортепиано № 23 фа минор соч. 57, Аппассионата: Allegro assai
- скачать Рихтер, Святослав Теофилович — Бетховен — Соната для фортепиано № 23 фа минор соч. 57, Аппассионата: Allegro assai
Рихтер, Святослав Теофилович — Бетховен — Соната для фортепиано № 23 фа минор соч. 57, Аппассионата: Allegro assai
-
- слушать Рихтер, Святослав Теофилович — Бетховен — Соната для фортепиано № 23 фа минор соч. 57, Аппассионата: Andante con moto
- скачать Рихтер, Святослав Теофилович — Бетховен — Соната для фортепиано № 23 фа минор соч. 57, Аппассионата: Andante con moto
Рихтер, Святослав Теофилович — Бетховен — Соната для фортепиано № 23 фа минор соч. 57, Аппассионата: Andante con moto
-
- слушать Рихтер, Святослав Теофилович — Бетховен — Соната для фортепиано № 23 фа минор соч. 57, Аппассионата: Allegro ma non troppo
- скачать Рихтер, Святослав Теофилович — Бетховен — Соната для фортепиано № 23 фа минор соч. 57, Аппассионата: Allegro ma non troppo
Рихтер, Святослав Теофилович — Бетховен — Соната для фортепиано № 23 фа минор соч. 57, Аппассионата: Allegro ma non troppo
-
- слушать Рихтер Святослав Теофилович — Beethoven: Piano Concerto No.3 in C minor Op.37 — II Largo
- скачать Рихтер Святослав Теофилович — Beethoven: Piano Concerto No.3 in C minor Op.37 — II Largo
Рихтер Святослав Теофилович — Beethoven: Piano Concerto No.3 in C minor Op.37 — II Largo
-
- слушать Рихтер, Святослав Теофилович — Прокофьев / Шестая соната для фортепиано, Ля Мажор, Ор.82 -IIAllegretto
- скачать Рихтер, Святослав Теофилович — Прокофьев / Шестая соната для фортепиано, Ля Мажор, Ор.82 -IIAllegretto
Рихтер, Святослав Теофилович — Прокофьев / Шестая соната для фортепиано, Ля Мажор, Ор.82 -IIAllegretto
-
- слушать Рихтер, Святослав Теофилович — Прокофьев / Шестая соната для фортепиано, Ля Мажор, Ор.82 — 1 Allegro moderato
- скачать Рихтер, Святослав Теофилович — Прокофьев / Шестая соната для фортепиано, Ля Мажор, Ор.82 — 1 Allegro moderato
Рихтер, Святослав Теофилович — Прокофьев / Шестая соната для фортепиано, Ля Мажор, Ор.82 — 1 Allegro moderato
-
- слушать Рихтер, Святослав Теофилович — Прокофьев / Шестая соната для фортепиано, Ля Мажор, Ор.82 -IV Finale. Vivace
- скачать Рихтер, Святослав Теофилович — Прокофьев / Шестая соната для фортепиано, Ля Мажор, Ор.82 -IV Finale. Vivace
Рихтер, Святослав Теофилович — Прокофьев / Шестая соната для фортепиано, Ля Мажор, Ор.82 -IV Finale. Vivace
-
- слушать Рихтер Святослав Теофилович — Beethoven: Piano Concerto No.3 in C minor Op.37 — III Rondo: Allegro
- скачать Рихтер Святослав Теофилович — Beethoven: Piano Concerto No.3 in C minor Op.37 — III Rondo: Allegro
Рихтер Святослав Теофилович — Beethoven: Piano Concerto No.3 in C minor Op.37 — III Rondo: Allegro
-
- слушать Рихтер Святослав Теофилович — Beethoven: Piano Concerto No.3 in C minor Op.37 — I Allegro con brio
- скачать Рихтер Святослав Теофилович — Beethoven: Piano Concerto No.3 in C minor Op.37 — I Allegro con brio
Рихтер Святослав Теофилович — Beethoven: Piano Concerto No.3 in C minor Op.37 — I Allegro con brio
-
- слушать Рихтер Святослав Теофилович — Schumann: Piano Concerto in A minor Op.54 — I Allegro affetuoso
- скачать Рихтер Святослав Теофилович — Schumann: Piano Concerto in A minor Op.54 — I Allegro affetuoso
Рихтер Святослав Теофилович — Schumann: Piano Concerto in A minor Op.54 — I Allegro affetuoso
-
- слушать Рихтер Святослав Теофилович — Schumann: Piano Concerto in A minor Op.54 — III Allegro vivace
- скачать Рихтер Святослав Теофилович — Schumann: Piano Concerto in A minor Op.54 — III Allegro vivace
Рихтер Святослав Теофилович — Schumann: Piano Concerto in A minor Op.54 — III Allegro vivace
-
- слушать Рихтер Святослав Теофилович — Schumann: Piano Concerto in A minor Op.54 — II Intermezzo
- скачать Рихтер Святослав Теофилович — Schumann: Piano Concerto in A minor Op.54 — II Intermezzo
Рихтер Святослав Теофилович — Schumann: Piano Concerto in A minor Op.54 — II Intermezzo
-
- слушать Рихтер Святослав Теофилович — Chopin: Piano Concerto No.2 in F minor Op.21 — I Maestoso
- скачать Рихтер Святослав Теофилович — Chopin: Piano Concerto No.2 in F minor Op.21 — I Maestoso
Рихтер Святослав Теофилович — Chopin: Piano Concerto No.2 in F minor Op.21 — I Maestoso
Стиль
Благодаря « Двенадцати этюдам трансцендентного исполнения» и циклу « Годы паломничества» это одна из главных пьес композитора для фортепиано соло, обновившая жанр.
В отличие от более ярких и доступных произведений, таких как « Венгерские рапсодии» или других небольших произведений, таких как « Rêve d’amore», эта внушительная соната — она длится около получаса — одновременно полна света, тени и света. «большая трудность интерпретации.
Количество тем, даже лейтмотивов, сонаты варьируется по оценкам аналитиков от трех до шести:
Тема «А» — это нисходящая цыганская и фригийская гамма. Он доминирует над всем произведением:
-
-
-
- Ноты временно отключены.
-
-
Тема «А» — тема Фауста для сторонников Фауст-симфонии:
-
-
-
- Ноты временно отключены.
-
-
- тема «B», или тема Мефистофеля в случае симфонии Фауста, немедленно отвечает на последнюю саркастическим образом (mi mi mi mi re do la sol fa );
- Тема «G» в Grandioso может быть вариацией темы B или оригинальным мотивом. Сторонники симфонии Фауста в любом случае увидят тему победы человека над злыми силами (la la la si);
- тема «C» из Cantando expressivo, по всей видимости, является более мягким вариантом темы B, снятой в ночи (fa fa fa fa mi re sol fa si);
- Тема An Andante sostenuto оригинальна и соответствует теме Гретхен в контексте симфонии Фауста ( do fa re do si la sol la sol fa sol ré do do ).
Еще песни Лист. Рихтер
-
- слушать Лист (Рихтер) — Трансцендентный этюд №10 f-moll
- скачать Лист (Рихтер) — Трансцендентный этюд №10 f-moll
Лист (Рихтер) — Трансцендентный этюд №10 f-moll
-
- слушать Лист (Рихтер) — Соната h-moll, S. 178
- скачать Лист (Рихтер) — Соната h-moll, S. 178
Лист (Рихтер) — Соната h-moll, S. 178
-
- слушать Лист (Рихтер) — Трансцендентный этюд №11 Des-dur «Вечерние Гармонии»
- скачать Лист (Рихтер) — Трансцендентный этюд №11 Des-dur «Вечерние Гармонии»
Лист (Рихтер) — Трансцендентный этюд №11 Des-dur «Вечерние Гармонии»
-
- слушать Лист(Рихтер) — Funerailess
- скачать Лист(Рихтер) — Funerailess
Лист(Рихтер) — Funerailess
-
- слушать Лист (Рихтер) — Концерт No.2, A-dur — 4. Allegro animato
- скачать Лист (Рихтер) — Концерт No.2, A-dur — 4. Allegro animato
Лист (Рихтер) — Концерт No.2, A-dur — 4. Allegro animato
-
- слушать Лист (Рихтер) — Концерт №2 I.Adagio sostenuto assai — Allegro agitato assai
- скачать Лист (Рихтер) — Концерт №2 I.Adagio sostenuto assai — Allegro agitato assai
Лист (Рихтер) — Концерт №2 I.Adagio sostenuto assai — Allegro agitato assai
-
- слушать Лист (Рихтер) — Концерт №1 III.Allegretto vivace — IV.Allegro animato
- скачать Лист (Рихтер) — Концерт №1 III.Allegretto vivace — IV.Allegro animato
Лист (Рихтер) — Концерт №1 III.Allegretto vivace — IV.Allegro animato
-
- слушать Лист (Рихтер) — Концерт №1 II.Quasi adagio
- скачать Лист (Рихтер) — Концерт №1 II.Quasi adagio
Лист (Рихтер) — Концерт №1 II.Quasi adagio
-
- слушать Лист (Рихтер) — Соната h-moll
- скачать Лист (Рихтер) — Соната h-moll
Лист (Рихтер) — Соната h-moll
-
- слушать Лист(Рихтер) — Концерт No.2, A-dur — 3.Marziale
- скачать Лист(Рихтер) — Концерт No.2, A-dur — 3.Marziale
Лист(Рихтер) — Концерт No.2, A-dur — 3.Marziale
-
- слушать Лист (Рихтер) — Концертный Этюд №3 (Des-dur)
- скачать Лист (Рихтер) — Концертный Этюд №3 (Des-dur)
Лист (Рихтер) — Концертный Этюд №3 (Des-dur)
-
- слушать Лист (Рихтер) — Концерт №1 I.Allegro maestoso
- скачать Лист (Рихтер) — Концерт №1 I.Allegro maestoso
Лист (Рихтер) — Концерт №1 I.Allegro maestoso
-
- слушать Лист (Рихтер) — Концерт №2 IV.Allegro animato
- скачать Лист (Рихтер) — Концерт №2 IV.Allegro animato
Лист (Рихтер) — Концерт №2 IV.Allegro animato
История [ править ]
Портрет Ференца Листа , 1856 год.
Лист отметил в рукописи сонаты, что она была завершена 2 февраля 1853 года, но он написал более раннюю версию к 1849 году. На этом этапе своей жизни карьера Листа как странствующего виртуоза почти закончилась. полностью утих, так как Каролин цу Сайн-Витгенштейн под влиянием Каролин цу Сайн-Витгенштейн вел жизнь композитора, а не исполнителя почти пятью годами ранее. [ неудавшаяся проверка ] Жизнь Листа началась в Веймаре, и он вел комфортный образ жизни, сочинял музыку и иногда выступал исключительно по своему выбору, а не по необходимости. [ необходима цитата ]
Соната была посвящена Роберту Шуману взамен на то, что Шуман посвятил свою Фантазию до мажор, соч. 17 (опубликовано в 1839 г.) Листу. Копия работы прибыла в дом Шумана в мае 1854 года, после того, как он поступил в санаторий Эндених . Жена Шумана Клара , выдающаяся пианистка и композитор сама по себе, Сонату не исполняла; по словам ученого Алана Уокера, она нашла это «просто слепым шумом».
Прием
Соната была опубликована Breitkopf & Härtel в 1854 году , и впервые исполнена на 27 января 1857 г. в Берлине по Ганса фон Бюлова . Он подвергся нападению со стороны Эдуарда Ханслика, который сказал: «Всякий, кто слышал это и находит его красивым, уже не поможет». Иоганнес Брамс, по общему мнению, заснул, когда Лист исполнял произведение в 1853 году, и это также подверглось критике со стороны пианиста и композитора Антона Рубинштейна . [ необходима цитата ] Однако Соната вызвала энтузиазм Рихарда Вагнера после частного исполнения произведения Карла Клиндворта5 апреля 1855 г. Отто Гумпрехт из немецкой газеты Nationalzeitung назвал это «приглашением к шипению и топанию». Соната потребовалось много времени, чтобы стать обычным явлением в концертном репертуаре из-за ее технической сложности и негативного восприятия из-за ее статуса «новой» музыки. Однако к началу двадцатого века это произведение стало вершиной репертуара Листа и с тех пор является популярным и широко анализируемым произведением.
Дискография
| Аудио файл |
| Начало сонаты |
| Проблемы с использованием этих носителей? |
|---|
Среди известных выступлений — выступления Владимира Горовица, записанные в 1932 году для EMI, Клаудио Аррау, записанные в 1971 году для Philips, и Марты Аргерих (в 1971 году ) для Deutsche Grammophon . Произведение, одно из самых исполняемых венгерским композитором, было записано бесчисленное количество раз в студии и на концертах такими разными артистами, как:
- Альфред Корто (1929),
- Саймон Барер (1947),
- Дьёрдь Шандор (1947),
- Мария Гринберг (1952),
- Энни Фишер (1953, 1960),
- Эрнст Леви (1957),
- Владимир Софроницкий (1960),
- Святослав Рихтер (1965, 1966),
- Эмиль Гилельс (1949, 1961, 1965, 1970, 1975),
- Владимир Горовиц (1932, 1977),
- Ван Клиберн (1962, 1976),
- Клиффорд Керзон (1961, 1963),
- Дьёрдь Цифра (1962, 1967),
- Клаудио Аррау (1970, 1971, 1985),
- Джон Огдон (1964, 1987),
- Шура Черкасский (1951, 1985),
- Лазарь Берман (1958, 1975, 1984),
- Эрл Уайлд (1976, 1985),
- Альфред Брендель (1963, 1981, 1991),
- Татьяна Николаева (1967),
- Франция Клида (1973),
- Олег Майзенберг (1981),
- Маурицио Поллини (1989, 1991),
- Элизабет Леонская (1990),
- Дезо Ранки (1975, 1990),
- Иво Погорелич (1992),
- Серджио Фиорентино (1997),
- Михаил Плетнев (1984, 1997),
- Евгений Кисин (1998),
- Борис Березовский (2009),
- Хатия Буниатишвили (2011),
- Роджер Мураро (2015).
- Людмила Берлинская и Артур Ансель (2017)
Интерпретация двух художников в 2017 году (CD Melodia) — это транскрипция для двух фортепиано, сделанная в 1914 году Камиллой Сен-Сансом.

























