Ференц лист. соната си минор

Лист. рихтер
						соната си минор

Описание

Произведение состоит из одной части, но может быть разделено на три основные части, соответствующие длительности которых составляют 12 мин 43 с, 8 мин 21 с и 11 мин 18 с в интерпретации, данной Аррау  :

Lento assai — Allegro energico — Грандиозо

Факсимиле рукописи.

Соната начинается с G, самой глубокой части клавиатуры, из которой следует долгое произнесение темы H, сначала во фригийском стиле, затем в цыганском стиле. Этот 7- тактный Lento Assai — своего рода подъемник для занавесок ( Guy Sacre ).

За этим открытием следует выставка (такты с 8 по 17), простая, даже строгая, из тем «А» и «В»: без сопровождения или украшений левая рука дублирует правую в теме «А» и одна заявляет тема «B» гармонизирована на правой руке. Таким образом фиксируются два основных элемента: один — стремительный и резкий, простирающийся на четыре октавы, другой — «мефистофелический», выражающий сарказм посредством повторяющихся нот.

В конце выставки — битва насмерть (такты с 18 по 104), которая продлится до Grandioso между двумя темами. Сначала тяжело дышащее восхождение, которое заканчивается запутанной и бурной схваткой, где они сталкиваются («А» принимает отчаянно трагический тон); затем, достигнув своего апогея, подъем опускается, образуя своего рода здоровую магму, состоящую из фрагментов «А» и «В». Затем следует новый переход к высоким частотам, в котором выигрывает тема A (такт 78). Это выражается и модулируется в пушке, которая ускоряется. Достигнув своего пика, тема A превращается в арпеджио и падает на удвоенную октаву, упорно повторяющуюся в восьмой ноте, в то время как мы слышим тяжелое в крайних басах клавиатуры повторение темы H из lento assai. Все это — только прелюдия к выходу на сцену новой темы, grandioso («G»), излучающей величие и силу и краткое высказывание которой проливает свет на мрачную атмосферу.

После кульминации (такт 119) начинается новое развитие в стиле ночного образа жизни . Затем тема «А» переходит в Dolce con grazia на томных арпеджио. После короткого периода бунта (такт 153) следует «B», чтобы сформировать то, что некоторые считают отдельной темой («C»), и которая медленно переходит в извивающиеся тройни.

Этот краткий момент затишья предшествует новому развитию, которое некоторые считают началом второй части сонаты. Примитивный антагонизм между темами «А» и «Б» выражается с насилием. Несмотря на более спокойный эпизод, все в арпеджио и полетах «А», расстройство сохраняется и приносит новую интервенцию от «G», которая должна уступить место теме «В», последняя постепенно засыпает. A, до достижения высокой точки ppp .

Анданте состенуто

Агитация предыдущей части приводит к вмешательству темы An ( такт 331), атмосфера которой похожа на атмосферу таких произведений, как « Благословение Бога в одиночестве» или « Sposalizio» . Эта тема выражена с кристальной чистотой, напоминающей Маргариту сторонникам Фауст-сонаты. Его утверждение довольно короткое и занимает лишь внешние части игры: между этими двумя выражениями вставлены тема «C», dolcissimo con intimo sentimento ( такт 349) и тема «D», более мощная и мучительная, чем когда-либо. . Перед повторным экспонированием последнего следует отметить диапазон почти «по тону», который выражен с чрезвычайной простотой и сладострастием. Весь этот короткий эпизод заканчивается угрожающими и повторяющимися буквами «Ф», ppp .

Ноты временно отключены.
Тема «Б», названная Мефистофельской.

Allegro energico

Третья часть начинается с «макиавеллистской» фуги (такт 460), что не сулит ничего хорошего. Он основан как на «А», так и на «Б», хотя кажется, что «Б» доминирует. Весь гнев последнего выражен через саркастический хроматизм в басах, sotto voce . Трехголосная выставка подчеркивает издевательство над темой А. Затем формируется крещендо, которое ведет к повторному экспонированию .

Лист очень сомневался в том, какой финал будет дан его пьесе. Первоначально он сохранил одну по образцу Мазепы ( «Он падает и встает царем» ). Тем не менее, серьезность части Сонаты, если она была, не подходит. Итак, Лист, наконец, выбрал финал, полный скромности и медитации: повторное раскрытие темы An, до сих пор малоиспользуемой, затем возвращение B, смягченное A в мире, и завершение аккордов серафимов и си, расположенных в глубине фортепиано.

Главные особенности бетховенского симфонического метода

  • Показ образа в единстве противоположных, борющихся друг с другом элементов. Бетховенские темы часто строятся на контрастных мотивах, образующих внутреннее единство. Отсюда их внутренняя конфликтность, которая служит предпосылкой напряженного дальнейшего развития.
  • Огромная роль производного контраста. Под производным контрастом понимается такой принцип развития, при котором новый контрастный мотив или тема, является результатом преобразования предыдущего материала. Новое вырастает из старого, которое переходит в собственную противоположность.
  • Непрерывность развития и качественных изменений образов. Развитие тем начинается буквально с самого начала их изложения. Так, в 5 симфонии в I части нет ни одного такта собственно экспозиции (за исключением «эпиграфа» – самых первых тактов). Уже на протяжении главной партии начальный мотив разительно преображается – он воспринимается одновременно и как «роковой элемент» (мотив судьбы) и как символ героического сопротивления, то есть противостоящего року начала. Чрезвычайно динамична и тема главной партии «Героической» симфонии, которая также сразу дается в процессе бурного развития. Вот почему при лаконизме бетховенских тем – партии сонатных форм весьма развернуты. Начавшись в экспозиции, процесс развития охватывает не только разработку, но и репризу, и коду, которая превращается как бы во вторую разработку.
  • Качественно новое единство сонатно-симфонического цикла, по сравнению с циклами Гайдна и Моцарта. Симфония становится «инструментальной драмой», где каждая часть является необходимым звеном единого музыкально-драматургического «действия». Кульминацией этой «драмы» является финал. Ярчайший образец бетховенской инструментальной драмы – «Героическая» симфония, все части которой связаны общей линией развития, направленной к грандиозной картине всенародного торжества в финале.

Говоря о симфониях Бетховена, следует подчеркнуть его оркестровое новаторство. Из новшеств:

  • фактическое формирование медной группы. Хотя трубы по-прежнему играют и записываются вместе с литаврами, функционально они с валторнами начинают трактоваться как единая группа. К ним присоединяются и тромбоны, которых не было в симфоническом оркестре Гайдна и Моцарта. Тромбоны играют в финале 5 симфонии (3 тромбона), в сцене грозы в 6-й (здесь их только 2), а также в некоторых частях 9-й (в скерцо и в молитвенном эпизоде финала, а также в коде).
  • уплотнение «среднего яруса» заставляет наращивать вертикаль сверху и снизу. Сверху появляется флейта пикколо (во всех указанных случаях, кроме молитвенного эпизода в финале 9-й), а снизу – контрафагот (в финалах 5 и 9 симфонии). Но в любом случае флейт и фаготов в бетховенском оркестре всегда по две.

Продолжая традиции и поздних симфоний Моцарта, Бетховен усиливает самостоятельность и виртуозность партий почти всех инструментов, включая трубу (знаменитое соло за сценой в увертюрах «Леонора» №2 и №3) и литавры. Партий струнных у него нередко бывает реально 5 (контрабасы отделяются от виолончелей), а иногда и больше (игра divisi). Солировать, исполняя очень яркий материал, могут все деревянные духовые, в том числе фагот, а также валторны (хором, как в трио скерцо 3 симфонии, или отдельно).

C-dur, D-dur, Es-dur («Героическая»), B-dur, c-moll, F-dur («Пасторальная»), A-dur, F-dur, d-moll.

Бетховен предназначал свои симфонии для исполнения в открытых концертах-академиях (они проходили обычно либо перед Рождеством, либо во время Великого поста, когда в театрах были запрещены сценические представления).

Самые знаменитые – «Кориолан», «Эгмонт», «Леонора № 1», «Леонора « 2». «Леонора № 3».

Еще песни Рихтер, Святослав Теофилович

    • слушать Рихтер, Святослав Теофилович — Прокофьев / Шестая соната для фортепиано, Ля Мажор, Ор.82 -III Tempo di valzer. Lentissimo
    • скачать Рихтер, Святослав Теофилович — Прокофьев / Шестая соната для фортепиано, Ля Мажор, Ор.82 -III Tempo di valzer. Lentissimo

    Рихтер, Святослав Теофилович — Прокофьев / Шестая соната для фортепиано, Ля Мажор, Ор.82 -III Tempo di valzer. Lentissimo

    • слушать Рихтер, Святослав Теофилович — Бетховен — Соната для фортепиано № 23 фа минор соч. 57, Аппассионата: Allegro assai
    • скачать Рихтер, Святослав Теофилович — Бетховен — Соната для фортепиано № 23 фа минор соч. 57, Аппассионата: Allegro assai

    Рихтер, Святослав Теофилович — Бетховен — Соната для фортепиано № 23 фа минор соч. 57, Аппассионата: Allegro assai

    • слушать Рихтер, Святослав Теофилович — Бетховен — Соната для фортепиано № 23 фа минор соч. 57, Аппассионата: Andante con moto
    • скачать Рихтер, Святослав Теофилович — Бетховен — Соната для фортепиано № 23 фа минор соч. 57, Аппассионата: Andante con moto

    Рихтер, Святослав Теофилович — Бетховен — Соната для фортепиано № 23 фа минор соч. 57, Аппассионата: Andante con moto

    • слушать Рихтер, Святослав Теофилович — Бетховен — Соната для фортепиано № 23 фа минор соч. 57, Аппассионата: Allegro ma non troppo
    • скачать Рихтер, Святослав Теофилович — Бетховен — Соната для фортепиано № 23 фа минор соч. 57, Аппассионата: Allegro ma non troppo

    Рихтер, Святослав Теофилович — Бетховен — Соната для фортепиано № 23 фа минор соч. 57, Аппассионата: Allegro ma non troppo

    • слушать Рихтер Святослав Теофилович — Beethoven: Piano Concerto No.3 in C minor Op.37 — II Largo
    • скачать Рихтер Святослав Теофилович — Beethoven: Piano Concerto No.3 in C minor Op.37 — II Largo

    Рихтер Святослав Теофилович — Beethoven: Piano Concerto No.3 in C minor Op.37 — II Largo

    • слушать Рихтер, Святослав Теофилович — Прокофьев / Шестая соната для фортепиано, Ля Мажор, Ор.82 -IIAllegretto
    • скачать Рихтер, Святослав Теофилович — Прокофьев / Шестая соната для фортепиано, Ля Мажор, Ор.82 -IIAllegretto

    Рихтер, Святослав Теофилович — Прокофьев / Шестая соната для фортепиано, Ля Мажор, Ор.82 -IIAllegretto

    • слушать Рихтер, Святослав Теофилович — Прокофьев / Шестая соната для фортепиано, Ля Мажор, Ор.82 — 1 Allegro moderato
    • скачать Рихтер, Святослав Теофилович — Прокофьев / Шестая соната для фортепиано, Ля Мажор, Ор.82 — 1 Allegro moderato

    Рихтер, Святослав Теофилович — Прокофьев / Шестая соната для фортепиано, Ля Мажор, Ор.82 — 1 Allegro moderato

    • слушать Рихтер, Святослав Теофилович — Прокофьев / Шестая соната для фортепиано, Ля Мажор, Ор.82 -IV Finale. Vivace
    • скачать Рихтер, Святослав Теофилович — Прокофьев / Шестая соната для фортепиано, Ля Мажор, Ор.82 -IV Finale. Vivace

    Рихтер, Святослав Теофилович — Прокофьев / Шестая соната для фортепиано, Ля Мажор, Ор.82 -IV Finale. Vivace

    • слушать Рихтер Святослав Теофилович — Beethoven: Piano Concerto No.3 in C minor Op.37 — III Rondo: Allegro
    • скачать Рихтер Святослав Теофилович — Beethoven: Piano Concerto No.3 in C minor Op.37 — III Rondo: Allegro

    Рихтер Святослав Теофилович — Beethoven: Piano Concerto No.3 in C minor Op.37 — III Rondo: Allegro

    • слушать Рихтер Святослав Теофилович — Beethoven: Piano Concerto No.3 in C minor Op.37 — I Allegro con brio
    • скачать Рихтер Святослав Теофилович — Beethoven: Piano Concerto No.3 in C minor Op.37 — I Allegro con brio

    Рихтер Святослав Теофилович — Beethoven: Piano Concerto No.3 in C minor Op.37 — I Allegro con brio

    • слушать Рихтер Святослав Теофилович — Schumann: Piano Concerto in A minor Op.54 — I Allegro affetuoso
    • скачать Рихтер Святослав Теофилович — Schumann: Piano Concerto in A minor Op.54 — I Allegro affetuoso

    Рихтер Святослав Теофилович — Schumann: Piano Concerto in A minor Op.54 — I Allegro affetuoso

    • слушать Рихтер Святослав Теофилович — Schumann: Piano Concerto in A minor Op.54 — III Allegro vivace
    • скачать Рихтер Святослав Теофилович — Schumann: Piano Concerto in A minor Op.54 — III Allegro vivace

    Рихтер Святослав Теофилович — Schumann: Piano Concerto in A minor Op.54 — III Allegro vivace

    • слушать Рихтер Святослав Теофилович — Schumann: Piano Concerto in A minor Op.54 — II Intermezzo
    • скачать Рихтер Святослав Теофилович — Schumann: Piano Concerto in A minor Op.54 — II Intermezzo

    Рихтер Святослав Теофилович — Schumann: Piano Concerto in A minor Op.54 — II Intermezzo

    • слушать Рихтер Святослав Теофилович — Chopin: Piano Concerto No.2 in F minor Op.21 — I Maestoso
    • скачать Рихтер Святослав Теофилович — Chopin: Piano Concerto No.2 in F minor Op.21 — I Maestoso

    Рихтер Святослав Теофилович — Chopin: Piano Concerto No.2 in F minor Op.21 — I Maestoso

Стиль

Благодаря « Двенадцати этюдам трансцендентного исполнения» и циклу « Годы паломничества» это одна из главных пьес композитора для фортепиано соло, обновившая жанр.

В отличие от более ярких и доступных произведений, таких как « Венгерские рапсодии» или других небольших произведений, таких как « Rêve d’amore», эта внушительная соната — она ​​длится около получаса — одновременно полна света, тени и света. «большая трудность интерпретации.

Количество тем, даже лейтмотивов, сонаты варьируется по оценкам аналитиков от трех до шести:

Тема «А» — это нисходящая цыганская и фригийская гамма. Он доминирует над всем произведением:

Ноты временно отключены.

Тема «А» — тема Фауста для сторонников Фауст-симфонии:

Ноты временно отключены.
  1. тема «B», или тема Мефистофеля в случае симфонии Фауста, немедленно отвечает на последнюю саркастическим образом (mi mi mi mi re do la sol fa );
  2. Тема «G» в Grandioso может быть вариацией темы B или оригинальным мотивом. Сторонники симфонии Фауста в любом случае увидят тему победы человека над злыми силами (la la la si);
  3. тема «C» из Cantando expressivo, по всей видимости, является более мягким вариантом темы B, снятой в ночи (fa fa fa fa mi re sol fa si);
  4. Тема An Andante sostenuto оригинальна и соответствует теме Гретхен в контексте симфонии Фауста ( do fa re do si la sol la sol fa sol ré do do ).

Еще песни Лист. Рихтер

    • слушать Лист (Рихтер) — Трансцендентный этюд №10 f-moll
    • скачать Лист (Рихтер) — Трансцендентный этюд №10 f-moll

    Лист (Рихтер) — Трансцендентный этюд №10 f-moll

    • слушать Лист (Рихтер) — Соната h-moll, S. 178
    • скачать Лист (Рихтер) — Соната h-moll, S. 178

    Лист (Рихтер) — Соната h-moll, S. 178

    • слушать Лист (Рихтер) — Трансцендентный этюд №11 Des-dur «Вечерние Гармонии»
    • скачать Лист (Рихтер) — Трансцендентный этюд №11 Des-dur «Вечерние Гармонии»

    Лист (Рихтер) — Трансцендентный этюд №11 Des-dur «Вечерние Гармонии»

    • слушать Лист(Рихтер) — Funerailess
    • скачать Лист(Рихтер) — Funerailess

    Лист(Рихтер) — Funerailess

    • слушать Лист (Рихтер) — Концерт No.2, A-dur — 4. Allegro animato
    • скачать Лист (Рихтер) — Концерт No.2, A-dur — 4. Allegro animato

    Лист (Рихтер) — Концерт No.2, A-dur — 4. Allegro animato

    • слушать Лист (Рихтер) — Концерт №2 I.Adagio sostenuto assai — Allegro agitato assai
    • скачать Лист (Рихтер) — Концерт №2 I.Adagio sostenuto assai — Allegro agitato assai

    Лист (Рихтер) — Концерт №2 I.Adagio sostenuto assai — Allegro agitato assai

    • слушать Лист (Рихтер) — Концерт №1 III.Allegretto vivace — IV.Allegro animato
    • скачать Лист (Рихтер) — Концерт №1 III.Allegretto vivace — IV.Allegro animato

    Лист (Рихтер) — Концерт №1 III.Allegretto vivace — IV.Allegro animato

    • слушать Лист (Рихтер) — Концерт №1 II.Quasi adagio
    • скачать Лист (Рихтер) — Концерт №1 II.Quasi adagio

    Лист (Рихтер) — Концерт №1 II.Quasi adagio

    • слушать Лист (Рихтер) — Соната h-moll
    • скачать Лист (Рихтер) — Соната h-moll

    Лист (Рихтер) — Соната h-moll

    • слушать Лист(Рихтер) — Концерт No.2, A-dur — 3.Marziale
    • скачать Лист(Рихтер) — Концерт No.2, A-dur — 3.Marziale

    Лист(Рихтер) — Концерт No.2, A-dur — 3.Marziale

    • слушать Лист (Рихтер) — Концертный Этюд №3 (Des-dur)
    • скачать Лист (Рихтер) — Концертный Этюд №3 (Des-dur)

    Лист (Рихтер) — Концертный Этюд №3 (Des-dur)

    • слушать Лист (Рихтер) — Концерт №1 I.Allegro maestoso
    • скачать Лист (Рихтер) — Концерт №1 I.Allegro maestoso

    Лист (Рихтер) — Концерт №1 I.Allegro maestoso

    • слушать Лист (Рихтер) — Концерт №2 IV.Allegro animato
    • скачать Лист (Рихтер) — Концерт №2 IV.Allegro animato

    Лист (Рихтер) — Концерт №2 IV.Allegro animato

История [ править ]

Портрет Ференца Листа , 1856 год.

Лист отметил в рукописи сонаты, что она была завершена 2 февраля 1853 года, но он написал более раннюю версию к 1849 году. На этом этапе своей жизни карьера Листа как странствующего виртуоза почти закончилась. полностью утих, так как Каролин цу Сайн-Витгенштейн под влиянием Каролин цу Сайн-Витгенштейн вел жизнь композитора, а не исполнителя почти пятью годами ранее. [ неудавшаяся проверка ] Жизнь Листа началась в Веймаре, и он вел комфортный образ жизни, сочинял музыку и иногда выступал исключительно по своему выбору, а не по необходимости. [ необходима цитата ]

Соната была посвящена Роберту Шуману взамен на то, что Шуман посвятил свою Фантазию до мажор, соч. 17 (опубликовано в 1839 г.) Листу. Копия работы прибыла в дом Шумана в мае 1854 года, после того, как он поступил в санаторий Эндених . Жена Шумана Клара , выдающаяся пианистка и композитор сама по себе, Сонату не исполняла; по словам ученого Алана Уокера, она нашла это «просто слепым шумом».

Прием

Соната была опубликована Breitkopf & Härtel в 1854 году , и впервые исполнена на 27 января 1857 г. в Берлине по Ганса фон Бюлова . Он подвергся нападению со стороны Эдуарда Ханслика, который сказал: «Всякий, кто слышал это и находит его красивым, уже не поможет». Иоганнес Брамс, по общему мнению, заснул, когда Лист исполнял произведение в 1853 году, и это также подверглось критике со стороны пианиста и композитора Антона Рубинштейна . [ необходима цитата ] Однако Соната вызвала энтузиазм Рихарда Вагнера после частного исполнения произведения Карла Клиндворта5 апреля 1855 г. Отто Гумпрехт из немецкой газеты Nationalzeitung назвал это «приглашением к шипению и топанию». Соната потребовалось много времени, чтобы стать обычным явлением в концертном репертуаре из-за ее технической сложности и негативного восприятия из-за ее статуса «новой» музыки. Однако к началу двадцатого века это произведение стало вершиной репертуара Листа и с тех пор является популярным и широко анализируемым произведением.

Дискография

Аудио файл
Начало сонаты
Проблемы с использованием этих носителей?

Среди известных выступлений — выступления Владимира Горовица, записанные в 1932 году для EMI, Клаудио Аррау, записанные в 1971 году для Philips, и Марты Аргерих (в 1971 году ) для Deutsche Grammophon . Произведение, одно из самых исполняемых венгерским композитором, было записано бесчисленное количество раз в студии и на концертах такими разными артистами, как:

  • Альфред Корто (1929),
  • Саймон Барер (1947),
  • Дьёрдь Шандор (1947),
  • Мария Гринберг (1952),
  • Энни Фишер (1953, 1960),
  • Эрнст Леви (1957),
  • Владимир Софроницкий (1960),
  • Святослав Рихтер (1965, 1966),
  • Эмиль Гилельс (1949, 1961, 1965, 1970, 1975),
  • Владимир Горовиц (1932, 1977),
  • Ван Клиберн (1962, 1976),
  • Клиффорд Керзон (1961, 1963),
  • Дьёрдь Цифра (1962, 1967),
  • Клаудио Аррау (1970, 1971, 1985),
  • Джон Огдон (1964, 1987),
  • Шура Черкасский (1951, 1985),
  • Лазарь Берман (1958, 1975, 1984),
  • Эрл Уайлд (1976, 1985),
  • Альфред Брендель (1963, 1981, 1991),
  • Татьяна Николаева (1967),
  • Франция Клида (1973),
  • Олег Майзенберг (1981),
  • Маурицио Поллини (1989, 1991),
  • Элизабет Леонская (1990),
  • Дезо Ранки (1975, 1990),
  • Иво Погорелич (1992),
  • Серджио Фиорентино (1997),
  • Михаил Плетнев (1984, 1997),
  • Евгений Кисин (1998),
  • Борис Березовский (2009),
  • Хатия Буниатишвили (2011),
  • Роджер Мураро (2015).
  • Людмила Берлинская и Артур Ансель (2017)

Интерпретация двух художников в 2017 году (CD Melodia) — это транскрипция для двух фортепиано, сделанная в 1914 году Камиллой Сен-Сансом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: