Библиография
- Цефал и Прокрис . СПб., — Цефал и Покрис, Санкт-Петербург , 1755
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона — Брокгаус и Ефрон: Энциклопедический словарь , (1890–1907)
- Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века в коллекции Музыкальное наследство. Вып. 1. М., 1935.
- Старикова Л. М. Новые документы о деятельности итальянской труппы в России в 30-е годы XVIII века <…> // ПКНО. 1988. М., 1989.
- Сумароков А.П. Избранные произведения . Л., 1957
- Сумароков А. П. Полное собрание сочинений <…>. Ч. IX. СПб., 1787 г.
- Ритцарева, Марина (2006), Русская музыка восемнадцатого века (Ashgate) ISBN 978-0-7546-3466-9
Жизнь
Франческо Араджа получил свое первое музыкальное образование, вероятно, от своего отца Анджело Араджа и своего деда Пьетро Аниелло Араха, которые оба были музыкантами. Возможно, он также был учеником Леонардо Винчи или Леонардо Лео . В 14 лет он стал капельмейстером церкви Санта-Мария-ла-Нова в Неаполе. В 1729 году в возрасте 20 лет он дебютировал как оперный композитор. Его опера Береника была поставлена во Флоренции в 1730 году . Фаринелли и Каффарелли исполнили главные партии в новой постановке в Венеции 1734 года .
В 1735 году он обратился в Петербург , где получил должность дирижёра итальянской оперы при дворе. В 1736 году он впервые в Петербурге исполнил серию опер : La forza dell’amore e dell’odio . После остановки в Италии Араджа вернулся в Петербург осенью 1742 года. В 1755 году он исполнил первую оперу с полностью русским либретто : « Цефал и Прокрис » А.П. Сумарокова . Эта опера оставалась в репертуаре до конца 18 века и считается первой национальной оперой. Певцы тоже впервые были русскими. С 1759 по 1761 год Араджа провел в Италии.
В начале января 1762 года ему позвонил Петр III. назад и Араджа написал музыку для коронации царя. После убийства царя в июне 1762 года он окончательно покинул Россию и поселился в Болонье, предположительно, учителем музыки.
Работает
Оперы
- Lo matremmonejo pe ‘mennetta , Opera Buffa , текст Томмазо Мариани (осень 1729 г., Театр Фьорентини, Неаполь )
- Береника , opera seria , текст Антонио Сальви (1730, Театр Пратолино, Флоренция )
- Чиро риконошуто , opera seria на текст Антонио Сальви (Карнавал 1731 года, Театр Дам, Рим )
- Il Cleomene , opera seria на текст Виченцо Кассани (Весна 1731 г., Театр Дам, Рим )
- L’amor regnante , текст Пьетро Метастазио (1731, Рим )
- Semiramide riconosciuta , opera seria, текст Пьетро Метастазио (1731, Неаполь )
- La Forza dell’amore e dell’odio , opera seria, текст Франческо Прата (январь 1734, Театр Дукале, Милан ; 1736, как Сила любви и ненависти ( Сила любви и ненависти — Сила любви и ненависти) Санкт-Петербург)
- Лучио Веро , opera seria, на текст Апостоло Зенона , (Карнавал 1735 года, Театро Сан-Анджело, Венеция )
- Il finto Nino, overo La Semiramide riconosciuta , opera seria, текст Франческо Сильвани (9 февраля 1737 г. , Санкт-Петербург )
- Artaserse , opera seria, (9 февраля 1738 , Санкт-Петербург )
- Селевко , opera seria, текст Джузеппе Бонекки (7 мая 1744 г. , Москва )
- Сципионе , opera seria, текст Джузеппе Бонекки (4 или 5 сентября 1745 , Санкт-Петербург )
- Митридат , opera seria, текст Джузеппе Бонекки (7 мая 1747 , Санкт-Петербург )
- L’asilo della pace , opera seria, текст Джузеппе Бонекки (7 мая 1748 г. , Санкт-Петербург )
- Беллерофонте , opera seria на текст Джузеппе Бонекки (9 декабря 1750 г. , Санкт-Петербург )
- Eudossa incoronata, o sia Teodosio II , текст Джузеппе Бонекки (9 мая 1751 г. , Санкт-Петербург )
- Цефал и Прокрис , opera seria на текст Александра Сумарокова (10 марта 1755 , Санкт-Петербург )
- Amor prigioniero , диалог на музыку, текст Пьетро Метастазио (27 июня 1755 , Ораниенбаум )
- Алессандро нелль’Инди , текст Пьетро Метастазио (29 декабря 1755 г. , Санкт-Петербург ; 1759 г., Ораниенбаум )
- Ифигения в Таврической опере сериа (1758, Москва )
- La Cimotea
Кантаты
- La gara, dell’amore e dello zelo , Санкт-Петербург , 1736 г.
- L’asilo della pace (Либретто Джузеппе Бонекки ), Санкт-Петербург , 1748 г.
- La Corona d’Allesandro Magno ( Джузеппе Бонекки ), Санкт-Петербург , 1750 г.
- Amor prigionero ( Pietro Metastasio ), Ораниенбаум , 1755 г. (см. Также в списке опер)
- Юнон защитный люцин ( Антонио Дензи ), Санкт-Петербург, 1757 г.
- Urania vaticitante ( Антонио Дензи ), Санкт-Петербург , 1757 г.
Также: Симфония ре мажор для струнных, сонат и т. Д.
Оркестровые партитуры
voices, orchestra (not all the staves are marked, but «oboi» and «corni» are mentioned in addition to some string indications)
WikipediaФранче́ско Доменико Ара́йя (итал. Francesco Domenico Araja; 25 июня 1709, Неаполь — 1767/1771, Болонья) — оперный композитор и придворный капельмейстер времён Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.
Первой оперой Франческо Арайи была «Berenica», представленная в 1730 году во дворце герцога тосканского близ Флоренции; вскоре в Риме была дана вторая его опера «Amore per regnante» («Любовь к царствующим»).
В 1735 году большая итальянская оперная труппа под руководством Арайи была приглашена в столицу Российской империи город Санкт-Петербург. Представления зимой давали в театре Зимнего дворца (во флигеле), а летом в театре Летнего сада. В 1737 году в Санкт-Петербургском придворном театре была разыграна опера «Abiazare», написанная Арайей. Это была первая итальянская опера, поставленная в Петербурге.
В 1738 году он поставил на сцене «Семирамиду», а в следующих годах оперы «Арсака», «Селевка», «Беллерофонта», «Александра в Индии» и др. Арайе также приписывают сочинение оперы «La Russia afflitta e riconsolata» (Москва, 1742), которая, по мнению Штелина, принадлежит композитору Далл’Ольо.
В 1740 году, после падения Бирона, Арайя был командирован в чужие края для приглашения новых артистов и певцов. Уже в том же году, специально для сочинения оперных либретто в Санкт-Петербург прибыл Джузеппе Бонекки, который, в числе прочего, по повелению императрицы, к венчанию Петра III Фёдоровича и принцессы Екатерины II Алексеевны сочинил либретто к опере Арайи «Сципион», с большою пышностью сыгранной на придворной сцене в 1745 году.
В 1755 году Арайя написал музыку к опере «Цефал и Прокрис», либретто к которой создал Александр Сумароков. Эта опера составила целую эпоху на русской сцене: это была первая опера, написанная на русский текст и исполненной русскими певцами в первый раз 27 февраля или 1 марта 1755 года, в театре Санкт-Петербургского Зимнего дворца (опера эта напечатана в 1764). Декорации создал Джузеппе Валериани, получивший пышный титул: «Первого исторического живописца, перспективы профессора, театральной архитектуры инженера при Императорском Российском дворе». Первые роли исполняли: певица, дочь лютниста, Елизавета Белоградская и певчие графа Разумовского, в числе их Гаврило Марценкович, отличный певец, в своё время известный под именем «Гаврилушки». Опера имела блистательный успех, и композитор в благодарность получил в дар от императрицы Елисаветы Петровны дорогую соболью шубу, оцененную в 500 рублей.
В 1759 году Арайя вернулся в Италию и жил в Болонье, пользуясь как заработанным в России, так и получая пенсион от российских монархов. С 1762 г. он составлял ежегодно 600 талеров и выплачивался «по смерть» (см. именные указы за 1765 г. в собрании РГИА). Последними произведениями композитора стали оратория «La Natività di Gesù» и опера «La Cimotea».