Галантная литература

Галантная поэзия

Психология Галантного Века[править | править код]

«Поцелуй украдкой». Работа О.Фрагонара

Файл:ElisabethPetrovna.jpg
Елизавета Петровна в мужском костюме

Главной психологической особенностью человека Галантного Века является инфантильность. Он не просто боялся старости — он не хотел взрослеть. Постоянное желание праздника, отсутствие продуктивной деятельности, жажда ежедневных перемен, осознание возможности жить за счёт других — это норма именно детского поведения.
Недаром, одно из любимых слов Галантной Эпохи — каприз, то есть детская реакция на неудовлетворенную потребность.

Главный враг человека Галантного Века — скука. Ради её преодоления он готов на всё: маркиза де Помпадур учреждает для Людовика XV так называемый «Олений парк» — место встреч короля с юными девушками. Анна Иоанновна устраивает свадьбу шутов в Ледяном Доме.
Человек Галантной Эпохи, как и ребёнок, жил сегодняшним днём: «После нас хоть потоп!»

Для человека Галантного Века характерна своеобразная, тоже детская, жестокость — жестокость от недопонимания. Когда Мария-Антуанетта узнала, что у её подданных нет хлеба, она ответила: «Тогда пусть едят пирожные».

В Галантную Эпоху существовала и самобытная маскарадная культура, уже не имеющая ничего общего с ритуальным карнавалом древности и средневековья. Галантному Веку присуща любовь к переодеваниям. Многочисленные пьесы и комические оперы того периода обыгрывают следующую ситуацию: девушка переодевается в камзол, юноша — «превращается» в девушку, служанка — в госпожу… и так далее. Екатерина II в своих мемуарах даёт описание маскарадов при дворе Елизаветы Петровны, во время которых мужчины облачались в женское платье, а женщины — в мужское.
Ещё одно излюбленное слово Галантного Века — игра. То есть человек не жил, а, можно сказать, играл в жизнь.

Психологи отмечают, что подобный инфантилизм характерен для людей, испытывающих страх перед отвественностью и перед принятием волевых решений. В условиях абсолютизма такое поведение аристократии вполне объяснимо: от королевского каприза зависела не только их карьера, но, зачатую, и жизнь. Вместе с тем, король (курфюрст) был единственным защитником и покровителем аристократа, своеобразным «отцом», которому дозволено карать, но и до́лжно опекать. В этом можно видеть отголоски средневековой системы сюзеренитета — вассалитета.

Расцвет галантной литературы

На рубеже XVII–XVIIІ вв. галантная литература достигла своего расцвета. Галантный стиль представлен в ранних произведениях П. Мариво, эротическими мотивами отличаются романы К. Кребийона «Софа» (1742 г.), «Заблуждения сердца и ума» (1736–1738 гг.), Ж.-П. К. Флориана «Галатея» (1783 г.), Ж.–Б. Луве де Кувре «Приключения кавалера Фоблаза» (1787–1790 гг.), особенно повесть Ш. Дюкло «Акажу и Зирфила» (1744 г.), в которой гривуазно превозносится любовь, наслаждение, сладострастие.

Формированию галантной литературы Италии в XVII–XVIII вв. содействовало сообщество «Аркадская академия» в лице К. И. Фругони, П. Метастазио и др.

Галантно-героическому стилю близки и некоторые произведения немецкого барокко, ярким образцом жанра является галантный роман немецкого писателя эпохи рококо И. Г. Шнабеля «Кавалер, блуждающий в любовном лабиринте» (1738 г.).

Галантная литература произошла от французского galant – вежливый, обходительный и старофранцузского gale, что в переводе означает – удовольствие.

Литература[править | править код]

  • Эдвард Фукс Галантный век. — М.: 1994.о книге
  • Шоссинан-Ногаре Г.Ги Шоссинан-Ногаре Повседневная жизнь жен и возлюбленных французских королей. — 2003.о книгеСвойство «Ссылка/Автор» типа «Страница» со значением «Шоссинан-Ногаре Г.Ги Шоссинан-Ногаре» содержит недопустимые символы или неполно и может привести к неожиданным результатам при семантическом аннотировании или запросе.
  • Жорж Ленотр Версаль при королях. — М.: 2003.о книге
  • Альфред Зимерау, Пауль Цайдлер Великие куртизанки. — М.: 1992.о книге
  • Нэнси Митфорд Мадам де Помпадур. — М.: 1998.о книге
  • Филипп Боссан Людовик XIV. Король-артист. — М.: 2003.о книге
  • Мария Мерцалова История костюма. — М.-Спб: 1999.о книге
  • О.В. Хухлаева Психология развития: молодость, зрелость, старость. — М.: 2006.о книге

Индивидуальные доказательства

  1. Название «Les Indes …» в названии Рамо немного вводит в заблуждение, так как страна (Восточная) Индия вообще не указана, но есть разные «вест-индийские» народы, то есть американские индейцы : инки в Перу и так называемые «Уайльд» («Соважи»). См. Буклет и либретто для: Жан-Филиппа Рамо: Les Indes galantes , Les Arts florissants, William Christie, издано: Harmonia mundi, Франция, 1991 (3 компакт-диска).
  2. Оригинальный текст на итальянском языке: «E se oggi usa un’altra maniera, con pi galanterie alla moderna, che a VS non piace tanto, lo dee fare, perchè con la sperienza averà imparato che per dar gusto all’universale delle genti, questo modo è più galante, benché meno scientifico, e mentre ottenga di fare veramente diletto, il suono e ‘l suonatore non ha pi che pretendere «. См .: Фредерик Хаммонд: «Girolamo Frescobaldi» (= constellatiomusica 8), итальянский перевод Роберто Пагано, Палермо: L’Epos, 2002 (первоначально 1983), стр. 156–157 (цитата Хаммонда из Solerti: Le origini del melodramma, Турин: Fratelli Bocca, 1903, с. 158).
  3. Маттесон ссылается на два выражения, которые явно использовались в то время, а именно: 1) «Галантная женщина» = (своего рода) шлюха , по крайней мере, одна женщина, которая «подозрительно» «развлекает» многих знакомых мужчин; 2) «Галантные болезни» = заболевания, передающиеся половым путем, такие как сифилис и т. Д., Которые передавались и передаются не в последнюю очередь при половом акте определенных (или многих) мужчин с «доблестными женщинами» и которые могут распространяться до такой степени.
  4. «Подлинное понимание»: здесь = исходное значение
  5. Вальтер Зигмунд Шульце: Георг Фридрих Гендель , VEB Deutscher Verlag für Musik, Лейпциг, 1980, стр. 69 f.

Эстетический идеал Галантного Века[править | править код]

Людовик XV

Придворная дама

Эталон красоты на протяжении 130 лет постоянно менялся, однако, можно проследить одну неизменную тенденцию: красивым признаётся утончённый сибарит.
Этот «идеал» мог быть величественным и стройным, как в барочную эпоху Людовика XIV, а мог иметь хрупкое, и, вместе с тем, пухлое тело — во вкусе рококо, но смысл всё равно сводится к тому, что это — красота человека, не знающего никакого труда. Тренированность, загар, грубые черты лица считались неприемлемыми даже для мужчины, ибо это — черты презираемого труженика.

Человек Галантного Века спокойно относился к отсутствию у него природной красоты. «Красивая внешность — лишь игра случая» — цитата из эпистолярного романа
«Опасные связи» в полной мере отражает общественное мнение. Красота вполне достижима при помощи румян, пудры, мушек, парика и корсета. Существовали даже «накладные икры» для мужчин, а некоторые дамы клали специальные шарики за щёки для придания лицам округлости.

В женщине ценится не «холодная» красота, не правильные черты лица, а пикантность: осиная талия, узкие бёдра, маленькие ступни, круглое лицо. Женщина Галантного Века должна была напоминать изящную статуэтку.

Стремление к необременительным наслаждениям, к постоянному празднику жизни породили культ «вечной» молодости. В результате, благодаря активному использованию декоративной косметики, все казались примерно одного возраста. Портреты Галантного Века практически не дают нам представления о пожилых людях.

Постепенно происходила и феминизация облика мужчины. В арсенале придворного кавалера — яркая косметика, а пудреный парик и обилие кружев ещё больше подчёркивали женственность образа.

В результате, внешне все были не только одного возраста, но как бы и «одного пола». Эта своеобразная унисекс — мода сделала возможным появление такого феномена, как знаменитый кавалер де Эон, чья половая принадлежность до сих пор является предметом исследовательских споров.

Генезис галантного стиля

Как результат влияния изысканных манер, вычурного стиля, куртуазных концепций, культа наслаждений и чувства любви, поклонения женщине, вежливых и обходительных отношений среди аристократии XVII–XVIII вв. в художественной и исторической литературе сформировался стиль галантных любовных произведений, в частности жанр галантного романа французской и немецкой литературы XVII века, любовные оды, сонеты, песни, мадригалы, кантаты и другие произведения малых форм.

Галантные романы проникнуты любовной линией, где главный герой верен до конца своей возлюбленной, полон уважения к ней, поклоняется ее красоте, исполняет все желания и капризы. Дамам же свойственно упрямство, инфантильность, но одновременно благородство, добродетельность и высокие идеалы. Отношения возлюбленных непременно заканчиваются браком.

XVIII век в литературе, связан со стилем рококо и крайней галантностью, известный как «галантный век».

Музыка Великой французской революции

Музыка рожденная революционным порывом исполнялась не в салонах, а на площадях. На первое место выступил духовой
оркестр. Звуками труб и боем барабанов заполнились просторы улиц, садов, площадей во время политических манифестаций,
погребальных церемоний, военных выступлений и всевозможных празднеств, которые проводились для поддержания
революционного духа. В огне революции создавался новый массовый, плакатноброский стиль инструментальной музыки.
Великолепным образцом является «Скорбный марш» для духового оркестра Франсуа Госсека — крупнейшего мастера французской
революционной музыки. Он создавал песни, гимны, марши, симфонии, агитационные оперы-апофеозы («Дар Свободе», после казни
короля — «Триумф Республики, или Лагерь при Гранпре»), организовывал и руководил праздниками, дирижировал оркестром
национальной гвардии (после реставрации Бурбонов его изгнали из парижской консерватории в 1816 г., где он был
профессором).

Главным представителем французской революционной оперы был Луиджи Керубини (итальянец по происхождению, в 26 лет в 1786
г. он приехал в Париж). Он продолжил величественную линию героико-мифологической оперы классицизма («Медея», 1797).
Наибольшее значение имели его «оперы спасения»: «Лодониска» (1791), «Два дня» (1800, известная у нас под названием »
Водовоз»). Музыку Керубини высоко ценили Бетховен, Шуман, Вагнер, Глинка.

Настоящей массовой музыкой была революционная песня. Знаменитая «Марсельеза» была написана инженером-капитаном
страсбурского гарнизона Клодом Жозефом Руже де Лиль как «Боевая песня Рейнской армии» в ответ на клич «Отечество в
опасности!» 25 апреля 1792 г. В Париж ее принесли марсельские добровольцы, и она получила название — «Марсельеза». На
улицах городов нередко звучали залихватские частушки с лозунгами типа: «Аристократов — на фонарь!», «Кто возвышается —
того принизим!»

Большое распространение получили революционные гимны: «Гимн Свободе», «Гимн Равенству», «Гимн разуму», «Гимн в честь Жан
Жака Руссо» и т.п.

Многие композиторы писали новую музыку. Призывные мелодичные формулы и чеканные ритмы, внушительная инструментовка
гимнов, песен, маршей и опер периода революции нашли продолжение и развитие в музыке 19 в.

О термине «галантность»[править | править код]

Файл:Де Труа.jpg «Общество в парке». Работа Ж. Ф. де Труа.

Понятие «галантность», давшее наименование целой эпохе, относилось, прежде всего, к отношениям мужчины и женщины из аристократической (главным образом, придворной) среды. Галантность в переводе с французского языка означает изысканную вежливость, чрезвычайную обходительность.

В XVII—XVIII веках под галантностью подразумевалась не только крайняя степень уважения к женщине, но и поклонение женской красоте, своеобразное «служение» даме, исполнение всех её желаний и капризов. Однако между средневековой куртуазностью и галантностью придворного франта была существенная разница: последний был не обязан совершать подвиги во имя Дамы. Рыцарские турниры тоже стали достоянием истории. Вместе с тем, как и в Средние Века, женщина оставалась фактически бесправной, а её благополучие полностью зависело от мужчины.

Образцом для подражания, разумеется, выступал правитель — король, курфюрст, герцог. Считалось хорошим тоном содержать фаворитку, давать в её честь балы, концерты и маскарады.
Ряд исследователей видят в этой системе «выродившийся средневековый культ Прекрасной Дамы» . Основа галантных отношений — изысканный флирт, зачастую не переходящий рамок приличий. Для этих целей существовала особая коммуникативная система: «язык вееров» и «язык мушек».

На содержание дворов «галантные» европейские монархи тратили больше средств, чем даже на военные расходы (и это в условиях частых войн XVII—XVIII веков). Редкое исключение составляли короли Пруссии.

Постепенно термин «галантность» распространился на стиль жизни в целом. «Галантным» признавался человек, чьи манеры, речь и костюм —безукоризненны, чьи познания говорят об интересе к наукам и искусствам. Следуя этому постулату, дети из аристократической среды получали разностороннее, но поверхностное образование.
«Галантный кавалер» и «галантная дама» продумывали каждый свой жест, взгляд,слово до мелочей. Впоследствии этот стиль жизни послужил основой для дендизма.

Единственный в Европе журнал, посвященный моде и стилю, назывался «Галантный Меркурий», в живописи возник целый жанр — «галантная сцена», на подмостках ставились «галантные балеты».

Музыкальный театр

Мы уже сказали о реформе Глюка. Новым явлением для 18 в. было появление комической оперы-буфф, она отвечала вкусам
третьего сословия.

Родиной оперы-буфф является Италия (Неаполь). Первой такой оперой считают оперу Джованни Перголези (прожил 26 лет,
написал свыше 10 опер) «Служанка-госпожа».

Своими сюжетами опера-буфф противопоставлялась серьезной опере с античным сюжетом. Повседневная жизнь народа была ее
источником. Герои из народа, понятная музыка нравились широкой публике. Постепенно этот жанр стал популярным и во
Франции, а в 1762 г. здесь создается стационарный Театр комической оперы. Со сцены музыкального театра звучала сатира на
аристократию в духе эпохи Просвещения.

С середины 18 в. европейскую культуру захватила волна сентиментализма (в литературе Ричардсон, Руссо, Гете «Страдания
юного Вертера; в драме Дидро, Лессинг, Гольдони; в живописи Грез, Шарден). Захватила она и музыку. Отражая идеологию
третьего сословия , сентиментализм провозгласил культ чувства и противопоставил добродетельную мораль буржуазной семьи
безнравственности аристократии. Нередко обличительный пафос сентиментальных пьес достигал высокого звучания («Коварство
и любовь» Шиллера).

Комическая опера сентиментального направления заняла промежуточное место между музыкальной трагедией и музыкальной
комедией оперы-буфф. По существу была создана бытовая музыкальная драма. Очень популярными во всей Европе были оперы
такого плана «Добрая дочка» (1760) Никколо Пиччини (автор более 120 опер) на либретто Гольдони по роману английского
писателя Ричардсона «Памела, или Награжденная добродетель», «Дезертир» (1769) Пьера Александра Монсиньи и многие другие.

В Англии развивалась балладная опера, в Германии зингшпиль и лидершпиль — разновидности сентиментальной оперы.

Вообще 2-я половина 18 в. отмечена засильем итальянской оперы в Европе и России. Итальянские оперные труппы наводнили
европейские города. Итальянская опера-комедия и опера-драма переживают подъем. Особую популярность имели произведения
Паизиелло («Севильский цирюльник», 1782, «Мельничиха», «Нина, сумасшедшая от любви»), написавший свыше 100 опер буфф и
сериа и Чимарозы («Тайный брак», 1792), написавший не менее 75 опер. Оба композитора служили некоторое время при
петербургском дворе. «Севильский цирюльник» Паизиелло впервые был поставлен в Петербурге. В 60-х гг. в Петербурге
работал еще один популярный оперный композитор из Венеции Бальдассаре Галуппи (написал 112 опер, самая известная из них
опера-буфф «Деревенский философ», 1745).

Призыв просветителей к правде и простоте в искусстве нашел отклик у прогрессивных деятелей балета. Крупнейшими
реформаторами хореографии были австрийский балетмейстер Франц Хильфердинг и французский балетмейстер Жан Жорж Новер.
Балет отмежевался от оперы и превратился в самостоятельную пьесу-спектакль. С лиц актеров танцовщиков сняли маски.
Реформировали костюм, упростили обувь. Средства хореографии служили раскрытию образов, это направление стали называть
действенным балетом.

Распространенным явлением в Европе стал публичный концерт. Гастролеры-виртуозы разъезжали по всей Европе и даже Америке.

Особое развитие получила военная духовая музыка, музыканты принимали участие не только на парадах, но и в боевых
действиях.

Широко была развита в Европе и любительская музыка, которая украшала быт простых людей.

18 век считается переломным в музыке от старинной музыки к новой. Это сказалось и на инструментах. Одни уходили
безвозвратно в прошлое (виола, клавесин) другие начинали победное шествие (скрипка, фортепиано). Особого расцвета
достигает скрипичная музыка. На всю Европу славилось искусство католического аббата, превосходного скрипача и
композитора Антонио Вивальди (1678-1741). Он руководил в венецианской женской консерватории оркестром и хором, сочинял и
ставил оперы, писал инструментальную музыку, разъезжал со своими ученицами-певицами по Европе. Очень известен его цикл »
Времена года». Музыка изображает пение птиц, журчание ручейков, приближение весенней грозы и т.д.

Вообще, музыка в ранге искусств 18 в. занимает видное место. О ней спорили, писали, ее исполняли. Но в условиях
существовавших тогда режимов музыкант и композитор зачастую воспринимался на уровне слуги. Эта ситуация изменилась в
годы французской революции.

Особенности моды Галантного Века[править | править код]

Файл:Siluet galantnogo veka.JPG Искажение естественных линий тела при помощи костюма

Никогда костюм аристократии не был столь красив и живописен, как в эту эпоху.
Мода Галантного Века — это рафинированность и максимальная неестественность. Костюм не подчёркивает, а, скорее искажает естественные линии тела. Силуэт эпохи — два «треугольника», вершины которых соединены в области талии.
Основа «галантной» эстетики — корсет (его носили не только женщины, но и многие мужчины). Он зрительно сужает талию, расширяет плечи и делает спину идеально прямой. Одеяние многослойно и состоит из большого количества деталей, создающих единый образ.
Костюм Галантного Века — это одежда, словно специально созданная для праздности. Кружевные манжеты, почти полностью скрывающие кисти рук, высокие каблуки, пышные жабо, узкие камзолы и штаны-кюлоты не дают возможности даже для энергичного движения.
Основная особенность женской моды этого периода — женственность и подчёркнутый эротизм.
См. также

  • Причёски XVIII века.
  • Аллонж.
  • Фонтанж.
  • A-la Belle Poule.
  • Панье.

Галантный стиль (20 век)

С 20 века термин «галантный стиль» понимался в несколько более узком контексте как музыка между поздним барокко и классикой, которая характеризуется вышеупомянутыми чертами, такими как простая структура предложения, акцент на мелодической линии и мажорных тональностях, то есть в целом определенными «Легкость» выделяется из стиля высокого барокко в сторону музыкального рококо . Эти современные стилистические разработки шли рука об руку с так называемой неаполитанской школой 1720-х годов и в несколько меньшей степени с французской музыкой того же времени. В Германии Телеманна считают пионером стиля. Типичные композиторы были бы Например: Перголези , Леонардо Винчи , Франческо Фео , Леонардо Лео , Иоганн Адольф Хассе , Иоганн Готлиб и Карл Генрих Граун , Жак Хоттетер , Жозеф-Боден де Буамортье , Мишель Корретт и другие. а.

Этот термин использовался или иногда используется пренебрежительно по отношению к музыке, которая по сравнению со сложными контрапунктическими искусствами, особенно с Иоганном Себастьяном Бахом, игравшим в то же время, или с ораториями Генделя , считается относительно «примитивной», да «дешевой» или даже «низшей». был (просматривается). Нечто подобное уже дошло до нас от стареющего Генделя, который с 1930-х годов иногда забавлялся современной музыкой молодых композиторов, а в 1746 году сравнил композиционное искусство 30-летнего Кристофа Виллибальда Глюка с искусством своего (хотя и очень музыкального) шеф-повара Густава Вальца.

Эти более современные музыкальные направления привели к классической музыке и легли в стилистическую основу музыки Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта .

Развитие жанра галантного романа

Классическим произведением галантной литературы является греческий роман Гелиодора «Эфиопика» (III–IV вв.) – история о невинной, верной любви, которая заканчивается бракосочетанием возлюбленных, несмотря на все препятствия на их пути.

Джон Лили

В XVI в. особый успех в Англии имели романы Дж. Лили «Эвфуэс, или Анатомия ума» (1579 г.), «Эвфуэс и его Англия» (1580 г.) и Т. Лоджа «Розалинда, или Золотое наследие Эвфуэса» (1590 г.). Большой вклад в развитие галантной литературы Франции сделал писатель О. д’Юрфе, его выдающийся пасторальный роман «Астрея» (1607–1618 гг.) заложил основу прециозного галантно-героического романа. Литературную традицию продолжил Г. Кальпренед, доведя жанр до совершенства.

Любовной метафизикой и платоническими иллюзиями наполнены романы и французской писательницы М. де Скюдери, «Артамен, или Великий Кир» (1649–1653 гг.) и «Клелия, римская история» (1654–1660 гг.).

Галантный Век в кинематографе[править | править код]

Файл:Norma Shearer.jpg
Мария-Антуанетта в исполнении Нормы Ширер.

Обращение к образам Галантного Века произошло ещё в эпоху немого кино. В прокате появились многочисленные экранизации, повествующие о жизни Казановы, Марии-Антуанетты, Людовика XV и его фавориток. Примечателен кинофильм «Мадам Дюбарри», в котором снялись звёзды немого кино — Эмиль Яннингс и Пола Негри.

В довоенном кино интересны работы «Мария-Антуанетта» в главной роли с Нормой Ширер (США) и «Танец с Кайзером» с Марикой Рёкк (Германия), «Кровавая императрица» с Марлен Дитрих в роли Екатерины II (США).

В -е годы наметился всплеск интереса к костюмным мелодрамам. На экраны выходит знаменитая «Анжелика» с Мишель Мерсье в роли блистательной красавицы Версальского двора — Анжелики де Сансе.

Настоящим шедевром признана кинолента Феллини — «Казанова» ().

В году на экраны вышла добротно сделанная голливудская экранизация «Опасные связи». В фильме были задействованы звёзды кино — Джон Малкович и Мишель Пфайффер. В этой киноленте снялась и восемнадцатилетняя, никому ещё не известная Ума Турман.

Из отечественных кинокартин наибольший интерес представляет кинотрилогия Светланы Дружининой — «Гардемарины».

За редким исключением, фильмы, отображающие реалии Галантного Века, искажают историческую правду, максимально идеализируют события.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: