Генрик шеринг

Хенрик шеринг

Биография

В детстве Шеринг обучался игре на фортепиано, однако вскоре начал заниматься на скрипке. По рекомендации известного скрипача Бронислава Губермана в 1928 году отправился в Берлин, где занимался у Карла Флеша, а в 1933 году состоялось первое крупное сольное выступление Шеринга: в Варшаве он исполнил концерт для скрипки Бетховена с оркестром под управлением Бруно Вальтера. В том же году он перебрался в Париж, где совершенствовал своё мастерство (по признанию самого Шеринга, большое влияние на него оказали Джордже Энеску и Жак Тибо), а также в течение шести лет брал частные уроки композиции у Нади Буланже.

В начале Второй мировой войны Шеринг, свободно владевший семью языками, смог получить должность переводчика в «лондонском» правительстве Польши и при поддержке Владислава Сикорского помочь сотням польских беженцев перебраться в Мексику. Гонорары с многочисленных (более 300) концертов, сыгранных им во время войны в Европе, Азии, Африке, Америке, Шеринг отчислял в помощь Антигитлеровской коалиции.

После одного из концертов в Мексике в мае 1945 года Шерингу было предложено место зав. кафедрой струнных инструментов в университете Мехико. В том же году Шеринг приступил к своим новым обязанностям. Во второй половине 1940-х он в основном преподавал и подрабатывал игрой на фортепиано в дорогих отелях Мехико. В 1948 (по другим сведениям, в 1946) году принял гражданство Мексики.

Летом 1950 года произошла судьбоносная для музыканта встреча. Прослушав выступление Артура Рубинштейна, приехавшего на гастроли в Мехико, Шеринг после концерта приходит за кулисы и обращается к своему бывшему соотечественнику с восторженными словами. Слова пришлись великому пианисту по душе, и уже в октябре 1950-го Шеринг гостит в доме Рубинштейна в Лос-Анджелесе и репетирует с ним сонаты Брамса и Бетховена, которые вновь возникший дуэт запишет на пластинки через несколько лет. Рубинштейн сразу познакомил молодого коллегу с импресарио Солом Юроком.

В 1952 году состоялось первое после долгого перерыва европейское турне скрипача. В 1953 он — член жюри Конкурса имени Лонг и Тибо в Париже. В 1955-ом предпринимает четырёхмесячное турне по Канаде. В 1956 в связи с невозможностью совмещать концертную деятельность с регулярным преподаванием Шеринг покидает университетский пост, оставляя за собой лишь проведение ежегодных летних курсов. В том же году правительство Мексики официально присвоило ему звание Мексиканского Посла Культуры и Доброй Воли и обеспечило его дипломатическим паспортом. В 1957—1959 годах скрипач неоднократно гастролировал в США. В течение последующих тридцати лет вплоть до своей смерти Шеринг совмещал активную концертную работу с мастер-классами по всему миру. Он умер во время гастролей в Касселе (Германия), и похоронен в Монако.

Творчество

Шеринг обладал высокой виртуозностью и элегантностью исполнения, хорошим чувством стиля. В его репертуар входили как классические сочинения для скрипки, так и произведения современных авторов, в том числе композиторов Мексики, чьи сочинения он активно пропагандировал. Шеринг был первым исполнителем посвящённых ему композиций Бруно Мадерны и Кшиштофа Пендерецкого, в 1971 году он впервые исполнил Третий скрипичный концерт Никколо Паганини, партитура которого в течение многих лет считалась утерянной и была обнаружена лишь в 1960-х гг.

Дискография Шеринга весьма обширна и включает в себя антологию скрипичной музыки Моцарта и Бетховена, а также концерты Баха, Мендельсона, Брамса, Хачатуряна, Бартока, Берга, многочисленные камерные сочинения и др. В 1974 и 1975 годах Шеринг получил премию «Грэмми» за исполнение фортепианных трио Шуберта и Брамса совместно с Артуром Рубинштейном и Пьером Фурнье.

Скрипки

Он владел Гварнери дель Джезу Скрипки «Le Duc» и «Sanctae Theresiae», Страдивари Скрипка «Геркулес», а также копия Мессии Страда. Жан-Батист Вийом который он дал принцу Ренье III из Монако. «Le Duc» был инструментом, на котором он в основном играл и записывал. В декабре 1972 года он подарил «Геркулес» городу Иерусалим в честь 25-летия основания Государства Израиль с условием, что он будет предоставлен для использования выдающимися молодыми израильскими скрипачами. Он также подарил «Sanctae Theresiae» Мексике в 1974 году с аналогичным условием, что он будет предоставлен во временное пользование для выдающихся молодых мексиканских скрипачей.

Биографические сведения

Начал учиться игре на фортепиано у матери, затем перешел к занятиям скрипкой в Варшаве у М. Френкеля (в прошлом ассистента Л. Ауэра в консерватории Санкт-Петербурга). По совету Б. Губермана, услышавшего в исполнении Шеринга концерт Мендельсона, ребенком был послан в Берлин, где учился у В. Хесса и К. Флеша.

В 1937 г. окончил Парижскую консерваторию по классу Г. Буйона, изучал также композицию у Нади Буланже. Испытал влияние крупнейших скрипачей Дж. Энеску и Ж. Тибо. Карьера Шеринга началась в 1930-х гг., когда скрипач блестяще выступил в Варшаве, Бухаресте, Вене, Париже.

В 1939–45 гг. жил в Англии. Дал более 300 концертов в воинских частях и военных госпиталях англо-американских войск. В годы войны Шеринг был добровольцем польской армии в изгнании.

Владея восемью языками, он служил также переводчиком при генерале В. Сикорском, главе польского правительства в эмиграции. В 1941 г. сопровождал польскую делегацию в поездке по странам Южной Америки и хлопотал о предоставлении убежища польским евреям. Правительство Мексики согласилось приютить тысячи беженцев, в связи с чем Шеринг тоже принял мексиканское гражданство; с 1946 г. и до конца жизни он был профессором музыкального факультета Национального университета Мехико. В 1943 г. впервые выступил в «Карнеги-холл» в Нью-Йорке.

В 1954 г., после визита в Мехико Артура Рубинштейна, называвшего Шеринга «музыкантом из музыкантов», возобновил карьеру странствующего виртуоза. Утонченная музыкальность, вкус и безупречная техника вскоре принесли ему мировое признание и выдвинули его в мировую скрипичную элиту.

Шеринг — музыкант с широкими взглядами на искусство и разносторонними творческими интересами, о чем свидетельствует репертуар артиста, охватывающий произведения едва ли не всех эпох и столетий: И. С. Баха, Л. Бетховена, Н. Паганини (забытый Третий концерт композитора Шеринг практически возродил), И. Брамса, сочинения композиторов 20 в. Шеринг исполнял и пропагандировал современную музыку: произведения мексиканских композиторов — М. Понсе (его Концерт для скрипки, написанный в 1943 г., посвящен Шерингу), С. Ревуэльтаса, К. Чавеса, Р. Альфтера, Б. Галиндо-Димаса, француза Ж. Мартинона, советских композиторов — С. Прокофьева, А. Хачатуряна и других.

Особую роль в репертуаре Шеринга занимала камерная музыка. Среди его партнеров — австрийская пианистка Ингрид Хеблер, с которой он записал на пластинки цикл сонат Моцарта, Артур Рубинштейн (с ним он записал сонаты Бетховена), К. Аррау, В. Кемпф, П. Фурнье, Я. Штаркер (родился в 1924 г.). Среди высших исполнительских достижений Шеринга — сонаты и партиты для скрипки соло Баха, концерты для скрипки с оркестром и сонаты для скрипки и фортепьяно Бетховена, Брамса, Паганини, Прокофьева. С 1974 г. Шеринг эпизодически выступал как дирижер.

Постоянно проживая в Париже и Мехико, Шеринг гастролировал по всему миру, в т.ч. в 1961 г. и 1965 г. — в СССР. Особое отношение у Шеринга было к Израилю: в 1967 г., во время Шестидневной войны, он дал серию концертов в США и Европе, передав гонорар в фонд помощи Израилю; в 1972 г. он подарил Израильскому филармоническому оркестру скрипку Страдивари, прежде называвшуюся «Геркулес», переименовав ее в «Кинор Давид»; регулярно гастролировал в Израиле с Израильским филармоническим и Иерусалимским симфоническим оркестрами, давал мастер-классы для юных израильских скрипачей, один из которых, Шломо Минц, стал впоследствии одним из немногих его постоянных учеников.

Шеринг не занимался постоянной педагогической работой, однако регулярно давал мастер-классы, в основном, в Мехико и в Женеве.

С 1975 г. и до смерти Шеринг был почетным представителем Мехико в ЮНЕСКО. Умер во время гастролей.

Индивидуальные доказательства

  1. Некоторые справочные работы, такие как B. MGG (= музыка в прошлом и настоящем ) указывает Желязова Воля как место рождения . Эта информация неверна. С польской стороны (см. Статью Хенрик Шеринг в польскоязычной Википедии) предполагается, что место рождения Шопена под Варшавой было выбрано из рекламных соображений. Правильная информация, например. в: Szeryng . В: Riemann Musiklexikon, 12-е издание. Schott, Mainz 1961, личный раздел L-Z. и Франк, Альтманн: Шеринг . В: Abbreviated Tonkünstler Lexicon . 15-е издание. Verlag Генрихсхофена, Вильгельмсхафен, 1978. Часть 2 / Том 2: L — Z. Надгробие на кладбище Монако также указывает Варшаву как место рождения.
  2. Второй европейской резиденцией Шеринга был Париж.
  3. dt. Его доброта была равна его искусству .
  4. Он доступен для публики в музыкальном отделе под названием Henryk Szeryng Collection. Это собрание из более чем 11000 предметов («предметов»), которое содержит документы различного рода: неопубликованные сочинения и аранжировки, письма известных современников в музыкальном мире, документы многолетней деятельности учителя игры на скрипке и партитуры, которые Шеринг играл с рукописными заметками, аппликатурой и разметкой линий.
личные данные
ФАМИЛИЯ Шеринг, Хенрик
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ Польско-мексиканский скрипач
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ 22 сентября 1918 г.
МЕСТО РОЖДЕНИЯ Elazowa Wola
ДАТА СМЕРТИ 3 марта 1988 г.
МЕСТО СМЕРТИ Кассель

Дискография

  • Иоганнес Брамс , Концерт для скрипки op. 77. Хенрик Шеринг, скрипка. Лондонский симфонический оркестр, дирижер Пьер Монтё. 1959 г.
  • Петр Ильич Чайковский , Концерт для скрипки op. 35. Хенрик Шеринг, скрипка. Бостонский симфонический оркестр, дирижер Чарльз Мунк. 1960 г.
  • Людвиг ван Бетховен , Сонаты для скрипки и фортепиано, ля мажор op. 47 и фа мажор соч. 24. Хенрик Шеринг, скрипка. Артур Рубинштейн , фортепиано. Запись 1958 года. Выпущена в 1960 году.
  • Эдуард Лало , Испанская симфония ре минор op. 21. Хенрик Шеринг, скрипка. Чикагский симфонический оркестр, дирижер Вальтер Хендл. 1961 г.
  • Иоганнес Брамс , Сонаты для скрипки и фортепиано, No. 2 A Major op. 100 и № 3 ре минор соч. 108. Хенрик Шеринг, скрипка. Артур Рубинштейн, фортепиано. 1962 г.
  • Фриц Крейслер , «Шеринг играет Крейслера и другие сокровища для скрипки». Хенрик Шеринг, скрипка. Чарльз Райнер, фортепиано. 1963 г.
  • Камиль Сен-Санс , Концерт для скрипки № 3, Гаванез op.83, Интродукция и априциозное рондо op.28 , Морис Равель, Циган , Хенрик Шеринг, скрипка, Национальный оркестр оперы Монте-Карло, дирижер Эдуард Ван Ремортель . Записано 10.1969. Компакт-диск Philips 1988
  • Мануэль Понсе , Концерт для скрипки. Родольфо Хальфтер , Концерт для скрипки с оркестром op. 11. Хенрик Шеринг, скрипка. Королевский филармонический оркестр, дирижер Энрике Батиз. 1985 г.
  • Мендельсон, концерт для скрипки с оркестром ми минор соч. 64. Шуман Концерт для скрипки ре минор соч. посмертно.

Лондонский симфонический оркестр, дирижер Антал Дорати. 1965. Philips SAL 3504.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: