Украинский гопак

Танец гопак - онлайн обучение. урок №1 (фото, видео)

История танца

Гопак (от укр. гоп — восклицание, произносимое во время танца; отсюда же глаголы гопати — топать, гопкати — прыгать) — национальный украинский танец. Музыкальный размер гопака — 2/4.
Возникновения гопака связывают с казаками Запорожской Сечи в XVI—XVIII веках. Поэтому первоначально в нём принимали участие исключительно мужчины.
В современной истории возрождение гопака связывают с деятельностью П. П. Вирского, создавшего в 1937 году ансамбль народного танца УССР и бывшего с 1955 по 1975 годы художественным руководителем Государственного ансамбля народного танца Украинской ССР. На основе классики и традиционного фольклора он поставил, ставший академическим, тот гопак, которым до сих пор завершает концерты академический ансамбль танца Украины его имени.

Гопак относится к бытовым украинским танцам. Характерные черты гопака – сила и ловкость, героизм и благородство. Это импровизационный танец: передвигаясь парами по кругу, парни соревнуются в ловкости и настойчивости. Девушки весело их поощряют к новым трюкам, и, отделившись, скромно и достойно танцуют лирическую часть. Потом снова вступают парни – это шквал виртуозных присядок, прыжков, вращений и пр. Финал гопака бурный, веселый, искрометный и темпераментный.

В 1985 году был собран материал по исследованию рыцарского искусства Украины и гопака, как боевого искусства, а 1987 году официально учреждена «Школа Боевого гопака». Наработанный материал был систематизирован и в 1994 году Владимиром Пилатом издана книга «Боевой Гопак». В 1996 году 18-19 мая во Львове были проведены первые всеукраинские соревнования по боевому гопаку, в которых выступало более 150 участников. 10-13 апреля 1997 года во Львове проведены вторые всеукраинские соревнования (300 участников из 8 областей Украины). В октябре 1997 года боевой гопак признан национальным видом спорта. В декабре 1997 года зарегистрирована «Центральная школа боевого гопака», которая является общественной, внепартийной и внеконфессиональной организацией. В течение 1998-2000 годов Центральной школой боевого гопака проведено 7 чемпионатов разных уровней, 8 учебно-воспитательных семинаров, много показательных программ и фестивалей гопака в разных регионах Украины. С 7 по 15 октября 2001 в городе Черджоу в Южной Корее состоялся IV Всемирный фестиваль боевых искусств, на котором сборная Украины по боевому гопаку заняла третье место, чем шокировала весь мир боевых искусств. Пол Маккартни после своего благотворительного выступления 14 июня 2008 года в Киеве, на Площади Независимости стал регулярно включать в плей-лист концертов песню Mrs Vandebilt (Гоп, хей гоп…). По её исполнении, он, иллюстрируя слова движениями, дополнительно рассказывал, что композиция крайне популярна на Украине за ассоциацию припева с гопаком.

История возникновения Гопака

Так называемый боевой Гопак сформировался в начале 17 века в стане казаков. Возвращаясь с удачного похода, воители отмечали победу, исполняя танцевальную импровизацию. Основана она была на переплясе, поэтому современный украинский танец состоит в основном из сольных фигур, где исполнитель должен показать себя «во всей красе». В 1600-х годах для аккомпанемента этого зрелища собирали все народные инструменты, которые были под рукой: дудки, волынки, скрипки.

Вторая половина 17 века ознаменована тем, что страна вынуждена была активно отстаивать свою свободу, а её главное войско – казачье после каждого сражения исполняло украинский Гопак. Тогда он превратился в настоящий боевой танец, потому что запорожцы во время его исполнения инсценировали свой бой, используя оружие.

Существует два предположения о названии танца Гопак:  

  • Стиль движений, используемый исполнителями: присядка, прыжки, что на украинском «гопати» («прыгать»).                                                                                                 
  • От возгласов: «Гоп!», издаваемых в танце молодцами для раззадоривания друг друга.

Оба варианта вполне правдоподобны и, скорее всего, имеют место быть.

Дальнейшее развитие Гопак, видео которого вы видите здесь, получает, выходя за рамки мужского действа. В торжество с легкостью вовлекаются женщины, молодые парни, девушки. Хотя, мужчины по-прежнему занимали лидирующую позицию. В этом смешанном виде украинский танец Гопак к концу 18 века распространился на всей территории страны.

В настоящее время пляска кардинальным образом изменила свою структуру. Сольных номеров осталось не так много, их сменили парные. Акробатический элемент достался мужчинам. Кроме того, в сюжетную линию добавилась лирика, которую по мере раскручивания танца заменяет вихрь задора и удали.

Национальные костюмы украинцев

Немаловажную роль в постановке этнических танцев играют костюмы. Во что же должен быть одет ансамбль танца, исполняющий Гопака? Удалой мужской внешний облик создается из шелковых шаровар красного или белого цвета и вышитой рубахи-косоворотки. Образ дополняет широкий однотонный пояс из шелка или бархата, украшенный кистями. Обувь — красные или черные сапоги, как впрочем, и для женщин.

Для девушек, исполняющих украинские народные танцы, Гопак в их числе, к созданию костюма можно подойти творчески. Здесь допустим как сарафанный комплекс, так и чисто национальная одежда: рубаха и юбка-понёва.

Особенностью женской рубашки является её украшение вышивкой или тесьмой по нижнему краю. Что является одновременно украшением и оберегом. Юбка одевается поверх рубахи и обвязывается вокруг талии. Сверху на понёву надет яркий вышитый фартук-запон. Сценическим головным убором обычно служит венок с цветными лентами или некоторое подобие русского кокошника из цветов.

Бытовой вариант

Внешние видеофайлы

Танец возник в быту Войска Запорожского в XVI—XVIII веках и вначале был преимущественно сольным. Гопак позволял казакам продемонстрировать своё мужество, силу, удаль, ловкость и боевые навыки. Поэтому первоначально это был исключительно мужской танец.

В крестьянском быту танец видоизменялся и позднее стал по преимуществу парным танцем. Исполняется он, как и прежде, импровизированно, без определённой композиции. Юноша, обойдя круг, останавливается перед избранной им девушкой и вызывает её на танец. Затем начинается танец, содержащий обычно несколько «колен». Девушка пляшет скромно, соблюдая достоинство, но с лёгкой иронией и озорством по отношению к парню. Парень вьётся возле неё, стараясь блеснуть удалью и мастерством «колен». Девушка старается перехитрить партнёра, ускользая от него, но парень не сдаётся и старается преградить ей дорогу.

По мнению исследователя казацких танцев Вадима Купленика, предшественником гопака был танец «Козак», и только вследствие запрета Екатериной II самого слова «казак» танец изменил название. Иногда гопак называют «украинским казачком».

Существует много мелодий гопаков. Часть из них являются песенными мелодиями типа «От Киева до Лубен» (укр. Від Києва до Лубен) или «Гоп мои гречаники» (укр. Гоп, мої гречаники). Значительная часть — это инструментальная музыка без слов.

Виды гопака

Кроме академического сценического варианта гопака существует боевой гопак. Трюки, выполняемые в гопаке, превосходят по технике многие восточные единоборства. Автором этого стиля является Владимир Пилат, который развивает его с 1985 года и издал две книги. Историки считают, что каждое движение гопака несет закодированную информацию. Этот стиль направлен на возрождение гармоничного воина и пока считается экзотическим. А системе боевого гопака утверждено 7 уровней мастерства:Первые три ученические (Желтяк, Сокол, Ястреб)Промежуточный (Джура)Три мастерские (Казак, Характерник, Волхв)

В Украине развиваются 4 школы национальных единоборств, различающиеся по скорости выполнения движений и предназначению стиля: «крест», «спас», «собор», «гопак».

Позднее появился ещё один вид танца с элементами самообороны, так называемый Боевой гопак. Основоположником боевого гопака считают Лушина Евгения Исфандияровича, так как именно он на открытой сцене первым начал использовать различные ритмичные движения с применением ударной техники.
Используемые для гопака мужские костюмы (красные шаровары, цветной пояс, вышитая сорочка, остроконечные сапоги), являются по своей сути казачьей формой того времени. Участие женщин в гопаке возникло лишь в его сценическом варианте. Их костюмы обычно являются историческими костюмами центральной части Украины (вышитая рубашка, запаска или плахта, кирсетка, остроконечные красные сапожки, венок с лентами).

Особенности постановки Гопака

Если вы решили поставить Гопак танец украинцев, необходимо знать основные движения, которые составляют его, а также особенности построения сюжетной линии. Сюжет уже немного затрагивался выше.

Сейчас этот народный танец исполняется парами, поэтому больше всего используется парных проходок. Даже во время исполнения сольных фигур, пары танцующих продолжают двигаться. Итак, базовые движения, используемые в танце:

  • бегунец – вперёд и обратно;
  • верёвочка – простая и с переступаниями;
  • притопы.

Кроме того, используются присядка, прыжки, всевозможные вращения, кувырки. Подробные описания этих движений, а также видео мастер-классов есть в интернете.

Профессиональный танцевальный коллектив освоит их без особого труда, а в результате выйдет зажигательный, колоритный этнический танец Украины. 

  • Грузинские танцы
  • Армянские танцы
  • танец Кочари
  • Шалахо танец
  • ансамбль Сухишвили
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: