Классификация
Существует несколько типов хоровых объединений. Они могут выступать в сопровождении музыкальных инструментов (вплоть до оркестра) или же без них (это т.н. «а капелла», a’cappella). Кроме того, существующие коллективы классифицируют по голосам участников. Так, хоры разделяют на два вида – однородные и смешанные. В первых объединяются голоса одной группы. Всего групп три – женские голоса, мужские и детские. В смешанных составах эти группы комбинируются определённым образом. Кратно опишем особенности хоров разных типов.
Мужской
Базовая структура мужского хора следующая: партию верхних голосов исполняют тенора, а партию нижних – обладатели баса. Кроме того, каждая партия может дополнительно разделяться на первые и вторые голоса (соответственно тенора и басы). В этих рамках первые тенора или басы относятся к высоким (в границах своего диапазона), а вторые – к низким. Кроме того, хоровой коллектив данного типа может быть дополнен певцами, поющими фальцетом. В коллективе необязательно должен быть полный набор типовых голосов.
Примером состава такого хора может быть следующее сочетание: тенора, а также первые и вторые басы.
Женский
В женском хоре партия нижних голосов исполняется альтами, верхних – сопрано. Альты и сопрано также подразделяются на первые и вторые. Исполнение определённых произведений может потребовать, чтобы хор звучал на один голос (все диапазоны в унисон), на два, три, четыре голоса (в этом случае самостоятельные партии у первых и вторых альтов и сопрано). В некоторых ситуациях применяется разделение на большее количество голосов.
Детский
Детских хор в целом повторяет структуру, присущую взрослым коллективам. В нём звучат высокие детские голоса, называемые дискантами, а также более низкие голоса – альты. Такой хоровой коллектив может быть разделён и на большее количество голосов, например, состоять из дискантов, а также первых и вторых альтов. Это не предел, голосов может быть и больше. Кроме того, все голосовые диапазоны могут звучать в унисон, на один голос.
Смешанный
Все вышеописанные типы хоровых коллективов относятся к однородным. Но существуют и коллективы смешанного типа. В них используются мужские (нижние), а также женские (верхние) голоса. Иногда мужские голоса комбинируются с детскими. Этот тип хора может быть и неполного состава, к примеру, состоять из альтов, теноров и басов. В некоторых случаях смешанный коллектив может петь в унисон, но это случается довольно редко. Кроме того, в зависимости от исполняемого произведения его могут разделить более чем на четыре голоса.
Виды хорового пения
Хоровое пение также классифицируют и существуют различные виды хора, зависящие от количества человек в нём. Во-первых, собрание людей не может называться хором, если в нём менее 3-х человек.
Так вокальный ансамбль состоит из 12-20 участников, камерный — 20-50 исполнителей, среднего размера хор включает 40-70 вокалистов, большой — 70-120 людей и самый крупный – сводный хор, в нем могут быть до 1000 участников.
Разные типы хорового пения по уровню подготовки:
- Хоры высокого уровня. В нём поют только профессиональные вокалисты с соответствующим образованием и уровнем подготовки;
- Самодеятельные. Тут участники создают сами собственную группу, исполняющую часто популярные композиции или в узком направлении. Такие коллективы формируют хоровую культуру и позволяют широкому кругу людей развить свои хоровые навыки и проявить себя в вокальном творчестве;
- Церковные группы. Такой тип коллективов действует на церковных службах, репетиции обычно проходят при церквях или церковных школах;
- Учебный коллектив. Здесь преподаватели могут набирать и обучать своих учеников хоровому творчеству. Действуют такие хоры при музыкальных школах или бюджетных творческих центрах для детей и молодежи.
Церковный хор
Владимир Николаевич МИНИН
Основатель, художественный руководитель (1972 — 2019), президент (с 2019)«Минин — не только блистательный хормейстер, владеющий тайной человеческого голоса, виртуозный дирижёр, умеющий добиваться совершенного ансамбля, но, и это главное, — подлинный художник, мыслящий проблемно, крупно и в то же время основательно, ощущающий соразмерность пропорций злободневного и непреходящего в самых сложных хоровых партитурах как классической, так и современной музыки…» В. Гаврилин.«Минин — это огромная культура и глубина. Мне очень нравится, как он работает: тонко и очень настойчиво. Всегда требует достижения того, что он слышит своим внутренним слухом. Требует непреклонно, невзирая на то, кто перед ним — артист хора или певец с мировым именем. Он требует точного исполнения его замысла, и я за все это его очень уважаю и ценю» Е. Образцова.
Академический хор как состояние души…
Академический хор института стали и сплавов.
Камерный хор «Классика» Международного фонда единства православных народов под упр. Н.Королевой.
Академический хор МИЭТ.
Академический хор Высшей школы экономики.
Академический хор «Виват» п/у И.Журавленко.
Академический хор «Талава»(латышский культурный центр).
Мужской хор московской хоральной синагоги.
Украинская народная хоровая капелла Москвы под руководством Виктории Скопенко.
Камерный хор «Радуница» п\у Юлии Виноградовой.
Гофман-хор(немецкий культурный центр) п\у Ольги Косибород.
Маленькая капелла.
Камерный хор «Март-аккорд»
Камерный хор «Элегия».
«Московская оратория»
Хасидская капелла.
«Рингель-хор».
Камерный хор Римско-католического кафедрального собора непорочного
зачатия Пресвятой девы Марии.
Камерный хор «Эхо».
Женский хор «Анима».
Академический народнй хор Дворца на Яузе.
Академический женский хор ДК «Замоскворечье» п\у Е.Гамбуровой.
Академический хор ветеранов войны и труда КЦ «Меридиан» п/у Ульяновой.
На главную…
«Танцы в картинах художников».
Сайт, посвященный русскому композитору Николаю Римскому-Корсакову.
Цыганский ансамбль «Свенко».
Государственная академическая капелла под управлением В.Минина исполняет произведение С.Танеева «Вечер».
Что такое хоровая партия
Термином «хоровая партия» называют группы участников хора, которые обладают голосами, схожими по тембру и диапазону. Базовыми являются 4 типа таких партий. Это басы, тенора, альты и сопрано (у детей дисканты). Внутри этих типовых партий имеется своя градация голосов. К примеру, к басовой партии относятся баритоны, а к альтам – контральто.
Кроме того, нередко случается, что голос певца нельзя чётко отнести к какой-либо одной партии. Например, его можно классифицировать и как тенор, и как баритон. В конечном итоге, тип голоса певца, а также его возможности и место в хоре определяет хормейстер.
Основные вокальные навыки
Чтобы качественно подготовиться к исполнению музыкального произведения – нужно хорошо проанализировать язык музыки, выучить теорию, освоить классические хоровые навыки и выполнять простейшие вокальные упражнения. Всему этому можно быстро и интересно научиться на уроках в частной школе вокала.
Для хорового пения можно выделить несколько специфических приемов, которые не применяются при индивидуальном пении. К ним относятся:
- цепное дыхание – когда участники коллектива по очереди в разным местах композиций берут дыхание.
- хоровая attacca – это прием перехода от одной части композиции к другой без перерыва, когда одна вокальная линия не достигает завершающей точки и сразу же начинается новая.
- хоровые crescendo и diminuendo – постепенное увеличение (а в случае диминуэндо – уменьшение) силы звука. Эти приемы помогают явно очертить кульминацию композиции или выйти в красивое затухания в конце произведения.
- пение закрытым, прикрытым, открытым (в нар. хорах) звуком, с закрытым ртом –эти приемы используются для создания фонового звучания для оттенения партии солиста или в переходных местах композиции.
«Беловежская пуща» Большой Детский Хор — использование приемов пения открытым звуком, хоровые crescendo и diminuendo.
Особенности хорового пения:
Звук и его образование. Для разных вокальных направлений характерны разные приемы и принципы звукообразования. В зависимости от музыкального стиля участники хора будут пользоваться разными приемами;
Правильное дыхание. Вокальное дыхание –это основа правильного пения. Участники хора также, как и профессиональные сольные вокалисты обязаны овладеть диафрагментальным дыханием и научиться петь на опоре;
Верная дикция. Роль артикуляции и дикции в хоре особенно важна. Даже при исполнении в унисон бывает тяжело разобрать слова песни, которые поет хор;
Эмоции. Исполнение каждой песни несет информационный и эмоциональный посыл
Важно, используя вокальные приемы донести эмоциональную окраску музыкальной композиции слушателю;
Слух. Один из самых важных компонентов, ведь в хоровом пении важно слышать не только себя и аккомпанемент, но и участников всего хора, каждую партию
Именно поэтому занятия в хоре хорошо развивают музыкальный слух;
Немного о позиции профессионального вокального исполнителя. Когда человек поет – ему необходимо стоять собрано, голову держать прямо, тяжесть тела равномерно распределить на две ноги, спина должна быть ровной, а руки лежать свободно по швам. Такая позиция наиболее комфортная и эффективная при пении.
Вокальные упражнения для пения в хорах
У каждого хормейстера имеются свои методы распевок. И каждый дирижер использует те, которые помогут хору наиболее эффективно и быстро разогреться.
Вот основные виды и направления распеваний в хорах:
- Индивидуальное или одноголосное упражнение. В этой форме певцу предоставляется свобода действий. Такой комплекс обычно используют поющие люди, у которых большой опыт. Они уже знают нужные упражнения для дыхания, певческих гласных и высоких позиций, поэтому репетируют без помощи хормейстера;
- Коллективное упражнение. Здесь участвует вся группа певцов. Они выполняют такие задания: распевка мужчин, затем женщин, а потом всех вместе; распевка всех сразу; поют отдельные музыкальные голоса.
Надеемся, что данная статься поможет вам сделать первый шаг в хоровом пении или повысить уровень своего вокального мастерства. Главное, не забывать регулярно тренироваться — тогда результат будет радовать.
В итоге, цель пения хора – научить всех участников, независимо от возраста, профессионализма и тембра, петь гармонично, ведь певческий коллектив – это единая команда. Актуальность хорового пения не пройдет никогда, ведь оно учит не только петь, но и работать в сообща.
Зарождение и развитие искусства хорового пения
Еще в древние времена человек использовал свой голос в качестве музыкального инструмента. Ведь этот инструмент всегда с собой. В виде песни древний человек мог проявить свои чувства. С развитием цивилизаций развивалось музыкальное творчество и народное пение. Первые упоминание об организованном певческом коллективе появились в Древнем Египте.
У древнего хора уже тогда был дирижер, который руководил исполнителями при помощи мимики и жестов. Участники хора были задействованы в различного вида мероприятиях, чаще религиозного или обрядового характера. Дальнейшее развитие хоровое творчество получило в Древней Греции. Тогда участниками хора могли стать только мужчины. Количество участников достигло 15 человек. Хор был задействован в постановках и пьесах и выступал уже на сцене.
Хор в Древней Греции
В дальнейшем хоровое искусство было тесно связано с церковной деятельностью. Тогда создавали хоры при церковных школах, участниками хоров становились мальчики в высокими голосами. Эти хоры принимали участие в церковных службах и пели в унисон. В эпоху Возрождения хоровое творчество стало частью светской музыки.
В современной музыке хоровое творчество занимает отдельную нишу. Хоры выступают в больших залах, на мероприятиях разного масштаба, участвуют в конкурсах и фестивалях.
Что называют хором
Существует несколько разновидностей вокальных ансамблей – трио, квартеты и т.д. Хор отличается от них тем, что одну партию в нём исполняют не менее двух участников с однородными голосами, родственными по тембру. В целом, это группа певцов, которая может насчитывать десятки (а иногда и сотни в сводных хорах) участником в своём составе, и которая исполняет вокально-хоровые произведения. Подобный коллектив, по сути, представляет собой вокальный оркестр. Такая форма певческого коллектива весьма распространена, т.к. в процессе хорового пения объединяются люди с разным уровнем вокальных данных и одарённости. Помимо профессиональных, во множестве существуют самодеятельные, церковные, школьные коллективы. Вообще, данный вид искусства вовлекает большое количество людей.
Песни для хора
Подбор песен для хора определяется вкусами хормейстера, популярностью тех или иных песен среди слушателей, направленностью хорового исполнительства. Под направленностью подразумеваются направления, в которых работают хоровые коллективы. В настоящее время различают два направления – академическое и народное. Академическое направление не является чем-то узкоспециализированным, догматичным и застывшим. В этом направлении имеется множество школ, стилей исполнения. При этом в академическом направлении присутствует и определённая нормативность, что не мешает исполнять как классические, так и совершенно новые произведения, включая современные популярные песни.
Большей специализацией отличаются народные хоры. Их деятельность базируется на местных певческих традициях. Местные традиции накладывают отпечаток и на манеру исполнения. В соответствии с направленностью, подбирается репертуар такого коллектива. Это могут быть исконные народные песни, или песни, написанные профессиональными композиторами специально для народно хора.
Как подобрать репертуар
Подбор репертуара для хорового коллектива является важной задачей, решением которой обычно занимается руководитель хора
При подборе композиций хормейстер, как правило, руководствуется не только своими предпочтениями, но и принимает во внимание ожидания слушателей, учитывает их вкусы. Кроме того, на репертуар накладывает отпечаток тематика концерта и место исполнения произведений
В самом деле, совершенно неуместным покажется исполнение каких-либо нескромных песен в православном храме или исполнение произведения современного автора на фестивале, посвящённом итальянской музыке эпохи барокко.
Когда ограничения по репертуару отсутствуют, можно подобрать произведения для хора, относящиеся к различным жанрам. Это может быть хоровая классика, оперные сцены, народные песни, саундтреки кинофильмов и т.д. Следует отметить, что при исполнении современной музыки возникает проблема соблюдения авторских прав. В целом же, грамотно подобранный разнообразный репертуар при соответствующем уровне исполнения практически гарантирует успех концерта.
Академические хоры Москвы
Государственная Академическая Хоровая Капелла России имени Александра
Александровича Юрлова — один из старейших и наиболее признанных музыкальных
коллективов страны — был основан в 1910 году: в этот день прошло блистательное первое выступление в Большом зале консерватории духовного
хора И.Юхова(1871-1943), начавшего свое существование в Щелково под Москвой в 1900 году как хоровой семейный ансамбль.
В 1919 году на основе хора И.Юхова был создан первый государственный хор, в 1925 году получивший название — хор им. М.Глинки.
п/у И.Юхова. Республиканская академическая русская хоровая капелла была создана в декабре 1942г. на базе хора
И. Юхова. Худож. руководители: А. Степанов (1943—49, 1952—58), К. Лебедев (1949—51), А. Преображенский (1951—52).
Важнейший этап жизни капеллы
связан с именем выдающегося музыканта, народного артиста РСФСР, профессора
Александра Александровича Юрлова (1927-1973). Возглавив капеллу в 1958
году, А.Юрлов начал работу по совершенствованию певческого мастерства хора, его
состава, по формированию репертуара. Благодаря его усилиям капелла достигла
высочайшего художественного уровня. А.Юрлов был первым, кто после длительного
перерыва открыл перед отечественным и зарубежным слушателем огромный пласт
русской духовной хоровой музыки, остававшийся до того времени забытым. Внезапная
кончина А.Юрлова не позволила осуществиться многим его замыслам. Сохранить начатое
им в капелле выпало Юрию Владимировичу Ухову, заслуженному деятелю искусств
РСФСР(1937-2007), который принял коллектив в 1973 году и возглавлял его до 1981 года.
Ему удалось сберечь творческий потенциал хора и продолжить движение в
намеченном А.Юрловым направлении. С 1981 года по 2004 год капеллу возглавлял
народный артист России, профессор Станислав Дмитриевич Гусев(1937) — выдающийся
хормейстер, ярко одаренный музыкант.
В 2004 году новым художественным руководителем и главным дирижером был назначен
Геннадий Дмитряк.
Ухов Юрий Владимирович.
Станислав Гусев.
Геннадий Дмитряк.
Академия хорового искусства(1991).
Мужской хор Ансамбля песни и пляски ВВ МВД России.
Академический московский областной хор(1957).Юбилейный концерт хора.
Камерный хор «Лад» под упр. Елены Варшавской.
Мужской камерный хор «Кастальский-капелла» п/у Алексея Рудневского.
Андрей Аранышев.»Барабанщик».
Дирижирование в хоре
Руководителем хора является хоровой дирижёр, он же хормейстер. Дирижёр хора управляет подопечным коллективом на всех этапах творческого процесса:
- при разучивании новых музыкальных произведений;
- на репетициях;
- наконец, при концертном исполнении произведений, входящих в репертуар коллектива.
Кроме того, хормейстер подбирает новых участников коллектива, прослушивает их, определяет их место в хоровом коллективе в зависимости от вокальных данных. В целом, хоровой дирижёр должен сочетать функции музыканта, организатора и педагога.
У главного хормейстера круг обязанностей шире. В частности, он работает с композиторами и драматургами в рамках создания новых произведений, принимает участие в разработке репертуарных планов учреждений культуры, контролирует работу хормейстеров и при необходимости оказывает им профессиональную помощь.
Здравствуйте!
Мы рады приветствовать всех на официальном сайте Большого детского хора имени Виктора Сергеевича Попова! Это действительно — тот самый хор. Неизменный многолетний участник ежегодных телевизионных проектов «Песня года», желанный гость на самых значительных концертных площадках нашей страны и зарубежья, коллектив, которому посвятили свои сочинения многие современные отечественные композиторы, хор, в исполнении которого вся наша страна вот уже более 50 лет слушает любимые детские песни. И сегодня Большой детский хор с гордостью носит имя своего основателя — Виктора Сергеевича Попова, сберегая и развивая наследие, оставленное великим Мастером. С хором работают его ученики и преемники, направляющие всю силу своего профессионализма и творческого энтузиазма на дальнейшее процветание славного коллектива.
Большой детский хор имени Виктора Сергеевича Поповаобъявляет дополнительное прослушивание во все группы хора.Ждём вас 1 сентября.
24 декабря 2022 года в Евангелическом лютеранском Кафедральном соборе святых Петра и Павла в рамках XIII Международного фестиваля «Дорога в Рождество» старшая группа Большого детского хора имени Виктора Сергеевича Попова спела концерт «Европейское Рождество в соборе. Голоса ангелов: детский хор и орган».
1 октября 2022 года в Музее Победы на Поклонной горе в рамках Патриотического фестиваля детского творчества «Журавли Победы» состоялся первый в этом сезоне сольный концерт Большого детского хора имени Виктора Сергеевича Попова. Вместе со старшей группой хора в концерте приняли участие воспитанник БДХ, ныне учащийся Хорового училища имени А. В. Свешникова, лауреат международных и всероссийских конкурсов Алексей Розов и заслуженная артистка России Любовь Венжик.
7 мая 2022 года в Центральном доме учёных РАН состоялся концерт Большого детского хора имени Виктора Сергеевича Попова, организованный Советским Фондом мира. Юные артисты исполнили большую песенную программу, порадовав слушателей слаженным хоровым звучанием и традиционно великолепными голосами солистов. В концерте также приняли участие: Диляра Муравицкая, Евгений Илюхин, Дэн Хилз и китайский детский ансамбль «Хуасин».
Дорогие друзья! Предлагаем вашему вниманию запись концерта 28 февраля 2022 года в Англиканской церкви Святого Андрея, где в исполнении Большого детского хора имени Виктора Сергеевича Попова в сопровождении фортепиано (Анна Лукьянова), органа (Игорь Гольденберг), арфы (Марина Чудакова) и джазового ансамбля (Денис Шушков, Пётр Талалай) прозвучала программа «Мелодии уходящей зимы». Светская и духовная музыка отечественных и зарубежных авторов — классиков и наших современников — воссоздала волшебную атмосферу прошедших зимних праздников, а календарные народные песни напомнили о народных гуляньях и святочных обрядах.
Солисты хора
Сопрано
-
Евгения Сорокина
Более четверти века является солисткой Московского государственного академического камерного хора. Первый исполнитель сольных партий в произведениях Г. Канчели (Little Imber, Amao Omi). Обладает значительным камерным репертуаром (от музыки Барокко до современных авторов).
-
Юлия Золотарёва
В 2010 году окончила РАМ имени Гнесиных (класс сольного пения проф. М.А. Миглау), ранее занималась с Д.Ю. Вдовиным. Дипломант Международного конкурса молодых вокалистов «Риккардо Дзандонаи». С 2007 года — артистка, с 2020 — солистка Московского государственного академического камерного хора.
-
Маргарита Петухова
С 2014 — артистка, с 2018 года — солистка Московского государственного академического камерного хора. Постоянная участница концертов и фестивалей камерной музыки МГАКХ. В 2021 году исполнила сольную партию в альбоме «Альфред Шнитке. Реквием».
-
Вероника Погребная-Ляликова
С 2017 года — солистка Московского государственного академического камерного хора. Исполнила ряд ведущих партий в кантатно-ораториальном, песенном репертуаре. Постоянная участница концертов и фестивалей камерной музыки МГАКХ.
-
Татьяна Земляная
С 2014 — артистка, с 2022 — солистка Московского государственного академического камерного хора. Татьяна Земляная исполняет ряд ответственных соло в произведениях русских и зарубежных авторов, песенном репертуаре.
Меццо-сопрано
-
Светлана Лухманова
С 2010 — артистка, с 2016 года — солистка Московского государственного академического камерного хора. За годы работы спела многочисленные сольные партии в произведениях В.А. Моцарта, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, Г.В. Свиридова, В.А. Гаврилина и других авторов. Также в репертуаре певицы — русские классические романсы, песни отечественных композиторов XX века, народные песни.
-
Татьяна Метлина
В 2010 — 2014 и с 2021 года — артистка, с 2022 — солистка Московского государственного академического камерного хора. Обладает значительным и разнообразным камерным репертуаром (от Г. Генделя до Г. Вольфа, Ф. Пуленка, М. де Фальи; от М. Глинки до Г. Свиридова).
-
Татьяна Никитюк
С 2015 года — артистка, с 2017 — солистка Московского государственного академического камерного хора. Спела ряд сольных партий кантатно-ораториального репертуара (в Реквиеме В. Моцарта, «Маленькой торжественной мессе» Дж. Россини, «Мессе времен войны» Й. Гайдна и др.), а также хоровом и песенном репертуаре.
Тенора
-
Олег Куликов
С 2020 — артист, с 2022 года — солист Московского государственного академического камерного хора. Исполнил ряд ответственных соло в хоровом, кантатно-ораториальном репертуаре (в том числе партию тенора в «Рождественской оратории» К. Сен-Санса). В 2021 году исполнил сольную партию в альбоме «Альфред Шнитке. Реквием».
-
Евгений Иванов-Данилов
С 2018 — артист, с 2022 года — солист Московского государственного академического камерного хора. Исполняет ряд ответственных соло; в их числе партии тенора в «Маленькой торжественной мессе» Дж. Россини, «Креольской мессе» А. Рамиреса. Участвует с сольными номерами (романсы, песни) в концертах коллектива, в также в камерных ансамблях МГАКХ.
-
Юрий Беляев
С 2021 года — артист, с 2022 — солист Московского государственного академического камерного хора. Исполняет сольные партии в хоровом, кантатно-ораториальном, песенном репертуаре. Участвует в концертах и фестивалях камерной музыки МГАКХ.
Баритоны
-
Семен Мусатов
С 2017 года — артист, с 2022 — солист Московского государственного академического камерного хора. Исполняет ряд ответственных соло в кантатно-ораториальном, хоровом, песенном репертуаре. Участник камерных ансамблей коллектива. Постоянный участник концертов и фестивалей камерной музыки МГАКХ.
-
Иоанн Грищенко
С 2019 — артист, с 2022 — солист Московского государственного академического камерного хора. Исполняет ответственные соло в хоровом, песенном репертуаре.