Карлотта гризи — carlotta grisi

Балет “Жизель” – краткое содержание. Либретто

Двухактный балет «Жизель» – это фантастическая история, созданная тремя либреттистами – Анри де Сен-Жоржем, Теофилем Готье, Жаном Коралли и композитором Адольфом Аданом по легенде, которую пересказал Генрих Гейне.

Как создавался бессмертный шедевр?

Парижская публика увидела балет «Жизель» в 1841 году. Это была эпоха романтизма, кода в танцевальные постановки было принято включать элементы фольклора и мифов. Музыку к балету написал композитор Адольф Адан. Одним из авторов либретто балета «Жизель» стал Теофиль Готье.

Вместе с ним над либретто балета «Жизель» работали также известный либреттист Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж и балетмейстер Жан Коралли, который занимался постановкой спектакля. Балет «Жизель» не теряет своей популярности по сей день.

В этом спектакле для балерины важно не только хореографическое мастерство, но и драматический талант, способность к перевоплощению, поскольку главная героиня в первом акте предстаёт наивной девушкой, затем превращается в страдающую, а во втором акте становится призраком

Либретто балета «Жизель»

В свою книгу «О Германии» Генрих Гейне вписал старинную славянскую легенду о вилисах – девушках, которые погибли от несчастной любви и по ночам встают из своих могил, чтобы губить бредущих в ночи молодых мужчин, таким образом они мстят за свои загубленные жизни. Именно эта легенда и стала основой для либретто балета «Жизель».

Краткое содержание постановки: граф Альберт и крестьянка Жизель любят друг друга, но у Альберта есть невеста; девушка узнаёт об этом и умирает от горя, после чего становится вилисой; Альберт приходит ночью на могилу возлюбленной и его окружают вилисы, ему грозит смерть, но Жизель защищает его от гнева подруг и ему удаётся спастись.

Т. Готье – основной разработчик либретто, он переработал славянскую легенду под спектакль «Жизель» (балет). Содержание постановки уводит зрителя от места, где возник этот миф. Все события либреттист перенёс в Тюрингию.

Персонажи постановки

Главная героиня – девушка-крестьянка Жизель, Альберт – её возлюбленный. Лесничий Илларион (в российских постановках Ганс). Берта – мать Жизели. Невеста Альберта – Батильда. Вильфрид – оруженосец, Повелительница вилис – Мирта. Среди персонажей – крестьяне, придворные, слуги, охотники, вилисы.

Т. Готье решил придать древнему мифу характер космополитический, и с его лёгкой руки страны, обычаи и титулы, которых нет в оригинальной истории, были включены в «Жизель» (балет). Содержание было скорректировано, вследствие чего были немного изменены и персонажи. Главного героя Альберта автор либретто сделал герцогом Силезским, а отец его невесты стал герцогом Курляндским.

1 действие

Балет «Жизель», краткое содержание сцен с 1 по 6

События происходят в горной деревушке. Берта живёт с дочерью Жизелью в маленьком домике. Неподалёку в другой хижинке живёт Лойс – возлюбленный Жизели. Пришёл рассвет и крестьяне отправились работать. Тем временем лесничий Ганс, который влюблён в главную героиню, из укромного места наблюдает за её встречей с Лойсом, его мучает ревность.

Видя страстные объятия и поцелуи влюблённых, он подбегает к ним и осуждает девушку за подобное поведение. Лойс прогоняет его. Ганс клянётся отомстить. Вскоре появляются подружки Жизель, вместе с ними она затевает танцы. Берта пытается прекратить эти танцы, замечая, что у дочери слабое сердце, усталость и волнение опасны для её жизни.

Балет «Жизель», краткое содержание сцен с 7 по 13

Гансу удаётся раскрыть тайну Лойса, который, оказывается, вовсе не крестьянин, а герцог Альберт. Лесничий пробирается в дом герцога и забирает его шпагу, чтобы использовать её как доказательство знатного происхождения соперника.

Альберт, обезумев от горя, пытается убить себя, но ему не позволяют этого сделать.

Личная жизнь [ править ]

Поскольку у лорда Каслри не было законных детей от его жены, Джордж Фредерик был сначала воспитан своим естественным отцом под опекой или фигурой крестного отца, в то время как Гризи продолжила свою певческую карьеру, поскольку этот сын никогда не был официально признан Стюартом. даровал ему благословенную фамилию Ормсби «у ивы по-валлийски». После того, как отношения Гризи и лорда Каслри закончились, он был вынужден оплачивать свое образование в английской школе-интернате и приводил их сына в качестве дяди, чтобы видеть ее, когда она была в Лондоне.

Живя с «Марио» Джованни де Кандия до свадьбы, Джулия и Марио жили дома в Париже и Лондоне. После бурного судебного разбирательства Гризи добилась развода.

Вторым браком, в 1844 году на Ганновер-сквер в Лондоне, Великобритания, Гризи женился на «Марио теноре» (Джованни Маттео де Кандия). От этого брака пара усыновила своего предыдущего сына под стилизованным именем Фредо де Кандия с целью дворянского наследования для законного усыновления Джорджа-Фредерика де Кандия Ормсби в Королевском консульстве Сардинии в Лондоне, он жил в совместных домах. между Кандии и его родным отцом Стюартов. Выйдя замуж, пара поселилась в Фулхэме, округ Лондона, и от этого союза у них родилась семья из шести дочерей:

— Белла Мария де Кандия родилась 25 декабря 1857 года в Фулхэме , Лондон, Великобритания, умерла в декабре 1861 года в Брайтоне.
— Клелия де Кандия , 1855 года рождения, Фулхэм , Лондон, Великобритания, дата смерти неизвестна; она была замужем за сэром Артуром Поуисом Воаном в мае 1875 года на площади Святого Георгия на Ганновер-сквер в Лондоне. Они выдали дочь Айви Клелии G de Candia Powys-Vaughan (1876-1951) и сына «Gwyn» сэра Gwynneth de Candia Powys-Vaughan (ок. 1879 -)
— Сесилия Мария де Кандия , родившаяся 24 декабря 1853 г. Брайтон , Великобритания, умер 26 мая 1926 года в Бордигере., Италия; она вышла замуж за Годфри Пирса 29 февраля 1872 года в Сент-Полсе, Уилтон-Гроув, Лондон. — Мария Анджелина де Кандия родилась в Челси , Лондон, Великобритания, в декабре 1850 г., умерла 24 декабря 1853 г. в Париже , Франция. — Рита де Кандия, родилась 11 марта 1849 года в Эшбернхем-хаусе, Челси , Лондон, Великобритания, умерла в Берлине , Германия, после 1886 года; ей обещали выйти замуж за племянника сэра Джона Эйрда Барта. — Джулия де Кандия родилась в июне 1842 г., умерла 22 января 1844 г. в Париже , Франция.

Они часто возвращались в Италию, сезонно проживая на вилле Сальвиати во Флоренции, собственности, которую Марио купил в 1849 году. Гризи записала в своем дневнике захватывающие времена, проведенные там с выдающимися гостями из мира оперы и аристократии. Но она предпочла их частный семейный отдых в их коттедже в Бордигере, где она чувствовала себя как дома.

История жизни Карлотты Гризи

Премьера его состоялась 12 июля 1845 года в присутствии королевы Виктории — постановка, собственно, и создавалась как заказ к августейшему посещению — и вошла в историю балета не только как признанный хореографический шедевр, но и как успешная попытка объединить на одной сцене 4-х «Супер Звёзд» (как сказали бы сейчас), имеющих запутанные и крайне осложненные взаимной конкуренцией отношения. Перед Перро стояла трудная задача — не только примирить в своей постановке четверых самых выдающихся примадонн балета (из ведущих балерин в нём не участвовала только Фанни Эльсслер), но и создать такую хореографию, которая выгодно подчеркнет особенности таланта каждой.

Это удалось. Во время репетиций Перро справился даже с такой нелегкой проблемой: жесточайшие споры велись по поводу того, в какой очередности будут появляться балерины — последняя кода считалась самой выигрышной. Решением было предложение: танцевать согласно возрасту — самая младшая первой и самая старшая последней. Понятно, что неожиданно всем захотелось танцевать первой. В результате Гран вела, сопровождаемая Гризи, затем вступали Черрито и Тальони. Последнее появление Гризи в Париже произошло в 1849 в балете Ла Filleule de fees на музыку Адана, композитора Giselle. Хореография принадлежала вновь Перро, и это, как полагают, было его самой прекрасной работой. В Парижской Opera бюст Карлотты Гризи был помещен рядом с бюстом Марии Тальони и Эммы Ливрай (1842-1863) (очень талантливой и многообещающей балерины, которая безвременно умерла после восьми месяцев страдания от ужасных ожогов, которые она получила, когда её пачка загорелась на сцене от свечи).

Гризи танцевала в Лондоне до 1851 года, затем она присоединилась к Жюлю Перро в Санкт-Петербурге, в России, где он занимал должность Главного хореографа Императорского Театра. Гризи танцевала «Жизель» в Большом Театре, убедив взыскательную публику своей интерпретацией роли, хотя первая исполнительница Жизели в России — Фанни Эльсслер — создала ей серьезную конкуренцию. Перро поставил для неё балеты «Наяда и Рыбак» (1851), «Война женщин» (1852), «Газельда» (1853), в которых она снискала большую любовь российских зрителей.

Гризи была балериной Императорских Театров с 1851 по 1853 год, работая не только с Перро, но и с Жозефом Мазилье (Joseph Mazilie), поставившим для неё 2 маленьких балета: «Красавица Ганга» (La Jolie Fille de Gand) и Vert-Vert. В 1853 году Карлотта Гризи уехала в Варшаву, в Польшу, с крупнейшим польским магнатом князем Леоном Радзивиллом (Prince Leon Radziwill). Кажется, она намеревалась продолжать танцевать в Варшаве, однако князь убедил её оставить сцену в то время, когда она находилась в расцвете своего таланта и на пике своей славы. В 34 года Карлотта Гризи покинула сцену и обосновалась в Швейцарии близ Женевы, чтобы последующие 46 лет провести тихо и уединенно в мирной отставке.

В 1853 г. у неё родилась дочь Леонтина (Leontine Grisi) — от Радзивилла, с которым, однако, они не поженились и расстались через некоторое время. В её уединении её навещал Теофиль Готье — он оставался женатым на её сестре, а Карлотта оставалась его последней большой страстью до самой смерти. Карлотта Гризи скончалась 20 мая 1899, за месяц до своего 80-го дня рождения. Её кончина прошла почти незамеченной. Среди бесчисленных историй, когда-либо рассказанных языком танца, никогда не было создано ничего более прекрасного и горестного, чем драма «Жизель». Благодаря очарованию его сюжета, этот романтический шедевр вошёл в классику балета и стал, наряду с «Лебединым озером», самым знаменитым и популярным балетом в мире.

Он был создан не только для Карлотты Гризи, она стала его символом. Его создал для неё её учитель и возлюбленный, создавший из неё великую и знаменитую балерину, и остававшийся её Наставником всю жизнь. Их отношения достигали своей драматической кульминации в Парижской Опере, с которой их имена связаны навек, во время самого значительного для обоих творческого «проекта». А что до характера… В романе Леру присутствует прима-балерина, красавица неаполитанка Ла Сорелли, носящая за корсетом стилет. Леру относится к ней иронически, подчеркивая её телесную красоту и техничность, но отказывая в духовности и уме.

Рекомендации

Примечания

  1. «Гризи, Джулия» автора Элизабет Форбс, Grove Music Online; 28 июля иногда отмечается как ее день рождения; эта дата — день рождения ее сестры Джудитта.
  2. ^ Чисхолм 1911, с. ?
  3. Энциклопедия и Оперный словарь New Grove содержат некоторые ошибки по поводу тенора «Марио». См. Также: Бил 1890; Де Кандия и Хирд 1910; Энгель 1886, стр. 332 и 336–337; и Флорис и Серра 1986.
  4. Генри Сазерленд Эдвардс (1900). Гроув, Джордж (ред.). Словарь музыки и музыкантов: Гризи, Джулия. Macmillan & Co. Получено 4 марта 2017.
  5. Кендалл-Дэвис 2003, стр. 60–61
  6. «Королевство Сардинии за границей», Глава: Королевское консульство Сардинии в Лондоне, Великобритания, браки, рождение и усыновление 1840-1846 годов, Записи сардинской знати за границей, «Il Regno di Sardegna a Oltremare». Difesa del Territorio e accentramento statale, Studi Storici, Anno 42, No. 2, per Antonello Mattone. Архив Ватикана, Рим. Выпуск 2001 г.
  7. ^

Источники

  • Бил, Томас Виллерт (1890), Свет других дней, Лондон: Ричард Бентли и сын
  • Чизхолм, Хью (ред.) (1911), Британская энциклопедия (Издание одиннадцатое). Издательство Кембриджского университета
  • Де Кандия, Сесилия Пирс; Фрэнк Хирд (1910), Романс великого певца. Мемуары Марио, Лондон: Smith and Elder & Co.
  • Энгель, Луи (1886), От Моцарта до Марио, Лондон: Ричард Бентли и сын, 1886, стр. 332 и 336–337;
  • Флорис, Франческо; Серджио Серра (1986), Storia della nobiltà в Сардинии, Кальяри, Эд, делла Торре.
  • Кендалл-Дэвис, Барбара (2003), Жизнь и творчество Полины Виардо Гарсиа: годы славы, 1836–1863 гг., изд. Cambridge Scholars Press.

Оперная карьера

Россини и Беллини проявили к ней интерес, она первая сыграла роль Адальгизы в опере Беллини. Норма в Милане, где драматическое сопрано Джудитта Паста взял на себя главную роль. Гризи появился в Париже в 1832 году в главной роли Семирамид в опере Россини и имела большой успех; в 1834 году она дебютировала в Лондоне в роли Нинетты в La gazza ladra; и снова в Париже в 1835 году она исполнила роль Эльвиры в премьере последней оперы Беллини. Я пуритани на Театр-Италия. В 1842 г. Доницетти написал части Норины и Эрнесто в Дон Паскуале для Гризи и Джованни Маттео де Кандиа, обычно известного под псевдонимом Марио, который должен был стать любовью всей ее жизни.

Ее голос был описан как драматическое сопрано который в период расцвета был отмечен музыкальными критиками за исключительную красоту, ровность и плавность. Всего ее карьера длилась 30 лет. Она была известной актрисой, регулярно выступая в Лондоне с такими именитыми певцами, как Луиджи Лаблаш, Джованни Баттиста Рубини и Антонио Тамбурини, не говоря уже о ее муже Марио. Действительно, колючий комментатор прессы Генри Чорли похвалил ее и Марио за их успех в превращении итальянской оперы в важный компонент лондонской музыкальной сцены.

В 1854 году, после того как они поженились, Джулия и Марио предприняли прибыльное турне по Соединенным Штатам Америки, где к ним относились как к крупным международным знаменитостям.

Действие II

Второе действие начинается в некрополе, где посреди захоронений показываются призрачные виллисы — суженые, усопшие до женитьбы. «Облаченные в брачные наряды, увенчанные дарами флоры… неодолимо великолепные танцуют виллисы в присутствие месяца, танцуют тем жарче и стремительнее, чем более ощущают, что время, отведенное для танца, истекает, и они вновь обязаны выйти в собственные холодные, словно лед, могилы…» (Г. Гейне)

Виллисы обращают внимание на лесничего

Изведенный угрызениями совести, он пришел к могиле Жизели. Согласно указу собственной жестокой повелительницы Мирты виллисы кутят его в иллюзорном хороводе, пока тот не валится на землю замертво. Но и Альберт никак не способен позабыть покойную Жизель.

В следующую ночь он также приходит к ней на могилу. Виллисы сразу обступают молодого человека. Ужасная судьба лесничего грозит и Альберту. Однако, возникнувшая в полумраке тень Жизель, не потерявшая свою влюбленность, выручает Альберта от гнева вилисс. С первыми лучами дух вилисс пропадает. Пропадает и тень Жизель, однако, она навсегда останется в памяти Альберта, как светлое воспоминание о девственно чистой и наивной любви.

Из всего произведения можно сделать вывод, что нельзя обманывать своих тех, кого ты любишь, потому что все это может плачевно обернуться для тебя.

Оцените произведение:

2.33

Голосов: 57 Читать краткое содержание Балет Жизель. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Репертуар

  • 28 июня 1841 — Жизель*, «Жизель» Адольфа Адана, хореография Жана Коралли и Жюля Перро (граф Альбрехт — Люсьен Петипа);
  • 22 июня 1842 — Беатриса*, «Гентская красавица» Адольфа Адана, хореография Альбера (Бенедикт — Люсьен Петипа);
  • 17 июля 1843 — Пери*, «Пери» Фридриха Бургмюллера, хореография Жана Коралли (Ахмед — Люсьен Петипа).
  • 11 августа 1845 — Мазурка*, «Чёрт на четверых» Адольфа Адана, хореография Жозефа Мазилье (Граф Полинский — Люсьен Петипа, Корзинщик и Корзинщица — Жозеф и Мария Мазилье).
  • 12 марта 1842 — Жизель*, «Жизель» (граф Альбрехт — Жюль Перро)
  • 9 марта 1844 — Эсмеральда, «Эсмеральда» Жюля Перро на музыку Цезаря Пуни (Грингуар — Жюль Перро, Феб — Артур Сен-Леон)
  • 12 июля 1845 — «Па-де-катр»* Жюля Перро на музыку Цезаря Пуни (вместе с Марией Тальони, Фанни Черрито и Люсиль Гран; в присутствии королевы Виктории).

(*) — первая исполнительница партии.

Определение «Гризи» в Большой Советской Энциклопедии

Гризи (Grisi), итальянские артистки оперы и балета. Джудитта Гризи (28.7.1805 Милан, — 1.5.1840, Робекко-д»Ольо близ Кремоны), певица (меццо-сопрано). Училась в Миланской консерватории. После дебюта в Вене (1826) выступала на сценах ведущих оперных театров Италии. Гастролировала в Париже, Лондоне, Мадриде. Пользовалась славой выдающейся певицы. Голос её, густой, насыщенный, отличался лёгкостью и чистотой. Среди лучших партий: Норма («Норма» Беллини), Золушка, Семирамида, Дездемона («Золушка», «Семирамида», «Отелло» Россини), Анна Болейн («Анна Болейн» Доницетти) и др. В 1830 В. Беллини написал для неё партию Ромео в опере «Капулетти и Монтекки».

Джулия Гризи (28.7.1811, Милан, — 29.11.1869, Берлин), певица (сопрано). Сестра Джудитты Гризи Пению обучалась в Болонье и Милане. Дебютировала в 1829 в Болонье. Выступала во многих городах Италии. С 1834 солистка театра Итальянской оперы в Париже; в эти же годы (до 1861) регулярно пела в Лондоне, гастролировала в Петербурге (1850—52). Гризи принадлежала к числу крупнейших певиц 19 в. Обладала чистым, ровным, интенсивным голосом необычайно большого диапазона (пела также партии меццо-сопрано). Лучшие партии: Норма («Норма» Беллини), Нинетта, Дездемона («Сорока-воровка», «Отелло» Россини), Анна Болейн («Анна Болейн» Доницетти) и др. В. Беллинн написал для неё в своих операх партии Джульетты («Капулетти и Монтекки») и Эльвиры («Пуритане»). Карлотта Гризи (28.6.1819, Визинада, Италия, — 20.5. 1899, Сен-Жан, около Женевы), артистка балета. Двоюродная сестра Джулии и Джудитты Гризи Танцевальному искусству училась в Миланской консерватории. В 1833 встретилась с танцовщиком и балетмейстером Ж. Перро, оказавшим большое влияние на её творчество. Гризи — одна из представительниц романтического балета. Первая исполнительница партии Жизели («Жизель» Адана, 1841), либретто балета было написано Т. Готье с учётом артистической индивидуальности Гризи Танец Гризи отличался виртуозностью; необычайная устойчивость позволяла ей исполнять труднейшие движения и прыжки с абсолютной легкостью. В 1845 танцевала в “Па-де-катр” на музыку Ч. Пуньи вместе с М. Тальони, Л. Гран и Ф. Черрито. Среди партий: Пери, Эсмеральда, Пахита («Пери» Бургмюллера, «Эсмеральда» Пуньи, «Пахита» Дельдевеза) и др. В 1849—50 выступала в России.Лит. : Davidson G., Opera biographies, L., 1955; Слонимский Ю., «Жизель». Этюды, Л., 1969 ; Lifar S., Carlotta Grisi, Р., 1941.

«БСЭ» >>

«Г»
>>

«ГР»
>>

«ГРИ»
>>

«ГРИЗ»

История жизни Карлотты Гризи

Премьера его состоялась 12 июля 1845 года в присутствии королевы Виктории — постановка, собственно, и создавалась как заказ к августейшему посещению — и вошла в историю балета не только как признанный хореографический шедевр, но и как успешная попытка объединить на одной сцене 4-х «Супер Звёзд» (как сказали бы сейчас), имеющих запутанные и крайне осложненные взаимной конкуренцией отношения. Перед Перро стояла трудная задача — не только примирить в своей постановке четверых самых выдающихся примадонн балета (из ведущих балерин в нём не участвовала только Фанни Эльсслер), но и создать такую хореографию, которая выгодно подчеркнет особенности таланта каждой.

Это удалось. Во время репетиций Перро справился даже с такой нелегкой проблемой: жесточайшие споры велись по поводу того, в какой очередности будут появляться балерины — последняя кода считалась самой выигрышной. Решением было предложение: танцевать согласно возрасту — самая младшая первой и самая старшая последней. Понятно, что неожиданно всем захотелось танцевать первой. В результате Гран вела, сопровождаемая Гризи, затем вступали Черрито и Тальони. Последнее появление Гризи в Париже произошло в 1849 в балете Ла Filleule de fees на музыку Адана, композитора Giselle. Хореография принадлежала вновь Перро, и это, как полагают, было его самой прекрасной работой. В Парижской Opera бюст Карлотты Гризи был помещен рядом с бюстом Марии Тальони и Эммы Ливрай (1842-1863) (очень талантливой и многообещающей балерины, которая безвременно умерла после восьми месяцев страдания от ужасных ожогов, которые она получила, когда её пачка загорелась на сцене от свечи).

Гризи танцевала в Лондоне до 1851 года, затем она присоединилась к Жюлю Перро в Санкт-Петербурге, в России, где он занимал должность Главного хореографа Императорского Театра. Гризи танцевала «Жизель» в Большом Театре, убедив взыскательную публику своей интерпретацией роли, хотя первая исполнительница Жизели в России — Фанни Эльсслер — создала ей серьезную конкуренцию. Перро поставил для неё балеты «Наяда и Рыбак» (1851), «Война женщин» (1852), «Газельда» (1853), в которых она снискала большую любовь российских зрителей.

Гризи была балериной Императорских Театров с 1851 по 1853 год, работая не только с Перро, но и с Жозефом Мазилье (Joseph Mazilie), поставившим для неё 2 маленьких балета: «Красавица Ганга» (La Jolie Fille de Gand) и Vert-Vert. В 1853 году Карлотта Гризи уехала в Варшаву, в Польшу, с крупнейшим польским магнатом князем Леоном Радзивиллом (Prince Leon Radziwill). Кажется, она намеревалась продолжать танцевать в Варшаве, однако князь убедил её оставить сцену в то время, когда она находилась в расцвете своего таланта и на пике своей славы. В 34 года Карлотта Гризи покинула сцену и обосновалась в Швейцарии близ Женевы, чтобы последующие 46 лет провести тихо и уединенно в мирной отставке.

В 1853 г. у неё родилась дочь Леонтина (Leontine Grisi) — от Радзивилла, с которым, однако, они не поженились и расстались через некоторое время. В её уединении её навещал Теофиль Готье — он оставался женатым на её сестре, а Карлотта оставалась его последней большой страстью до самой смерти. Карлотта Гризи скончалась 20 мая 1899, за месяц до своего 80-го дня рождения. Её кончина прошла почти незамеченной. Среди бесчисленных историй, когда-либо рассказанных языком танца, никогда не было создано ничего более прекрасного и горестного, чем драма «Жизель». Благодаря очарованию его сюжета, этот романтический шедевр вошёл в классику балета и стал, наряду с «Лебединым озером», самым знаменитым и популярным балетом в мире.

Он был создан не только для Карлотты Гризи, она стала его символом. Его создал для неё её учитель и возлюбленный, создавший из неё великую и знаменитую балерину, и остававшийся её Наставником всю жизнь. Их отношения достигали своей драматической кульминации в Парижской Опере, с которой их имена связаны навек, во время самого значительного для обоих творческого «проекта». А что до характера… В романе Леру присутствует прима-балерина, красавица неаполитанка Ла Сорелли, носящая за корсетом стилет. Леру относится к ней иронически, подчеркивая её телесную красоту и техничность, но отказывая в духовности и уме.

«Жизель»

В 1840 году Адольф Адан, уже известный композитор, вернулся в Париж из Санкт-Петербурга, куда он поехал вслед за Марией Тальони. И, полный новых впечатлений и надежд на будущее, сочинял музыку к своему новому балету «Жизель», сценарий к которому написали французский поэт Теофиль Готье, муж старшей сестры Карлотты, Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж и Жан Коралли (настоящая фамилия Перрачини). Перро также был привлечен к работе над балетом. Главная роль изначально предполагалась для Карлотты Гризи. Хотя официальном балетмейстером считался Жан Коралли, но он ставил общие танцы, а основные хореографические партии Жизели поставил Перро, но его имя не было даже упомянуто на афише парижской премьеры балета. «Вся партия Жизели, весь рисунок главной роли в хореографическом отношении был разработан Перро».

Премьера балета «Жизель» состоялась 28 июня 1841 года в Королевской академии музыки в Париже. В главной роли, как и предполагалось, была Карлотта Гризи. Партию Графа Альберта исполнял Люсьен Петипа, а партию Мирты — Адель Дюмилатр. Успех был всеобщий, превзошедший все ожидания.

Тем не менее Жан Коралли необоснованно присвоил себе всю славу единственного хореографа балета, ему предназначались и восторг публики, и одобрение критиков, и прочие многочисленные знаки популярности. Критики объявили балет «Жизель» величайшим балетом своего времени[источник не указан 1214 дней], а исполнительницу главной партии немедленно возвели в статус звезды. Теофиль Готье описал танец Карлотты, как «искренний, естественный и искрящийся жизнерадостностью и весельем». Всё это не замедлило сказаться на бюджете взошедшей балетной звезды. Жалованье Карлотты Гризи немедленно возросло с 5000 франков до 12 000 франков в 1842 году и до 20 000 к 1844 году с дополнительными гонорарами за сольные партии.

Романтическая легенда

После лондонского триумфа Люсиль Гран ещё на протяжении одиннадцати лет выступала в крупнейших театрах. Несколько спектаклей поставила сама и станцевала в них главные партии. В 1856 году оставила сцену, но продолжала активно работать как педагог и балетмейстер. Примечательно, что она сотрудничала с Рихардом Вагнером и поставила танцы в его опере «Тангейзер».

Имя Люсиль Гран не было забыто — его носит одна из улиц в Мюнхене. А если вглядеться в балет «Сильфида» Августа Бурнонвиля, то можно уловить незримое присутствие той, которая когда-то воплотила образ воздушной девы в Дании. Хореографический рисунок — строгий и витиеватый, лиричный и невесомо-лёгкий — сохранил в себе те неповторимые черты, которые отличали искусство северной звезды балетного романтизма.

Вместо эпилога

Продолжаем знакомство с содержанием балета «Жизель». Далее действие происходит на сельском кладбище. Ганс пришел сюда, но, напуганный таинственными звуками, убежал.

Виллисы – невесты, умершие до свадьбы, водят свой хоровод. По знаку своей повелительницы Мирты они окружают могилу Жизели, из которой появляется ее призрачная фигура. По мановению руки Мирты она обрела силу.

На кладбище появляется Альбер в сопровождении своего оруженосца. Он ищет, где похоронена девушка. Внезапно он увидел ее фигуру и устремился за ней. Несколько раз это видение появлялось и пропадало, будто тая в воздухе.

Тем временем виллисы преследуют Ганса и, настигнув, мстительно сталкивают его в озеро.

Следующей их жертвой должен стать Альбер. Он безуспешно молит безжалостную Мирту о пощаде. Появляется Жизель. Она намерена защитить своего возлюбленного и спасти его от неминуемой гибели. Вместе они танцуют свой последний танец. Затем призрак девушки исчезает в своей могиле, а хоровод виллис окружает Альбера. Звон часов оповещает о конце ночи. С рассветом виллисы исчезли. Появляется свита принца, посланная на поиски своего хозяина. Призрак Жизели показывается в последний раз. Возвращение Альбера в реальный мир завершает балет «Жизель».

Петербург

До 1851 года Гризи танцевала в Лондоне. В это время Жюль Перро получил приглашение на работу в Россию, в Санкт-Петербург, на должность главного хореографа Императорского театра. Карлотта Гризи отправилась в Россию вместе с ним, получив должность балерины Императорских Театров, которую занимала с 1851 по 1853 год.

Среди ее танцевальных работ в России: «Жизель» в Большом Каменном театре (но первой исполнительницей Жизели на русской сцене уже была Фанни Эльслер) и балеты, поставленные специально для нее Жюлем Перро: «Наяда и Рыбак» (1851), «Своенравная жена» («Le Diable a quatre») А. Адана с добавлением музыки Ц. Пуни (14.11.1851, Большой Каменный театр, Петербург; когда-то, в 1845 году, она исполняла ту же партию жены корзинщика в парижской Опере в постановке Ж. Мазилье), «Война женщин, или Амазонки XIX века» (1852), «Газельда, или Цыганы» (1853), «Катарина, дочь разбойника» Ц.Пуни (1853, главная партия Катарины); работы с другими балетмейстерами — в том числе Жозефом Мазилье (Joseph Mazilie), поставившим для неё два маленьких балета: «Красавица Ганга» (La Jolie Fille de Gand) и «Зелёный-зелёный» («Vert-Vert»); участвовала в возобновлениях балетов Шерля Дидло: «Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники» Ф.М.А. Венюа (1853, партия Муски), «Амур и Психея».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: