Ме́сса

Ме́сса

Тема недели: Христианский брак в современном мире

Статья

О правовой концепции доклада А. Г. Бондача «Канонические аспекты таинства Брака»

Статья

Православный институт семьи и современный демографический кризис

Статья

Православный взгляд на биоэтику

Статья

Отношение Русской Православной Церкви к «гражданскому браку»

Статья

Роль религии в укреплении института семьи и семейных ценностей

Статья

Исключительная духовная ценность брака в православной традиции и современные вызовы

Статья

Кризис личности и кризис семьи

Статья

Идеал брака «в Господе» и проблема смешанных браков в доникейский период

Статья

Отношение к проблеме гомосексуализма в современном западном христианстве

Статья

Проект документа «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)»

Статья

Дисфункция в семье – дисфункция в монастыре

Статья

Проект документа «О церковном браке»

Статья

Святыня брака

Статья

Отзыв на проект документа «О церковном браке»

Статья

Брак в богословии и жизни

Статья

РАЗГОВОР НА ТЫ: СЕКС И ОТНОШЕНИЯ ПОЛОВ

Статья

К.С. Льюис как сторонник реалистического подхода в понимании брака

Статья

Проблемы биоэтики и православное сознание

Статья

Естественно-научное обоснование ключевого положения православной биоэтики о начале человеческой жизни с момента оплодотворения

Статья

Богословские основания православной биоэтики

Статья

Границы права человека на свободу выбора в биоэтике

Мнение

«Клянусь, с вероятностью до 40%»: во что превратился институт брака?

Мнение

Сексуальные перверсии как проявление воли к власти

Статья

Когда и как молодые христиане вступают в брак?

Мнение

Папа Римский Франциск и однополые браки: разрушение церковной традиции?

Статья

Проект документа «Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения»

Статья

Евангельское учение о нерасторжимости христианского брака в проповеди святителя Иоанна Златоуста

Статья

Сравнительное значение христианских девства и брака. Объяснение слова апостола Павла (1 Кор. 7, 26) отцами-доникейцами

Статья

Браки между православными и католиками: видение пастырского аспекта проблемы в России начала XXI века

Новые материалы

Книги

По ту сторону секулярного порядка. Репрезентация бытия и репрезентация народа / Пер. А. Кырлежева под редакцией А. Гагинского. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 360 с.

Книги

Русская икона середины XVII – начала XX века. Коллекция Олега Кушнирского. М.: Эксмо, 2023.

Книги

Византийская философия. Четыре центра синтеза / Пер. с болг. Г.В. Вдовиной. СПб.: Изд-во СПбДА, 2022. – 704 с. ISBN 978-5-6048867-5-5

Книги

Море житейское: воспоминания в четырёх томах. — Т. 1: Скитания (1920–1922). Кн. 2: Остров добровольных русских изгнанников; Кн. 3: Болгария / под ред. протоиерея Бориса Даниленко. — М.: «Архив славянской письменности и печати», 2022. — 504 с. илл.

Книги

Врата моря. Где был Бог во время цунами? М.: Теоэстетика, 2022.

Книги

Собраны во Имя Мое. Царствие Божие как новая социальная реальность. — М.: Никея, 2022. — 192 с.

Книги

Восприятие Бога: Эпистемология религиозного опыта / Пер. с англ. К. В. Карпова; под ред. А. М. Гагинского. М.: Академический проект, 2022. — 471 с.

Книги

Cross and Cosmos: A Theology of Difficult Glory. Indiana University Press, 2019

Книги

Теология и социальная теория: по ту сторону секулярного разума / Пер. Кырлежева А. И., Узланера Д. А., под общ. редакцией А. И. Кырлежева. – М.: Теоэстетика, 2022. – 736 с.

Книги

Разум и сердце: пролегомен к критике страстного разума / Пер. с англ. Г.В. Вдовиной; науч. ред. А.М. Гагинского. М.: Академический проект, 2021. (Философские технологии: религиоведение)

Книги

«Бог» Докинза. От «Эгоистичного гена» к «Богу как иллюзии» / Пер. с англ. К. А. Черноризова; под науч. ред. А. В. Храмова. — М. : Никея, 2022. — 272 с.

Книги

Теоэстетика. 7 лекций о красоте. — М.: «Никея», 2022. — 272 с. (Богословие культуры).

Музыка мессы

Пес­но­пе­ния М. рим­ско-ка­то­лич. об­ря­да со­б­ра­ны гл. обр. в кни­ге Гра­ду­ал (су­ще­ст­ву­ют и др. оби­ход­ные пев­че­ские кни­ги). Они де­лят­ся на 2 ча­сти – т. н. ор­ди­на­рий и про­п­рий. Пес­но­пе­ния с не­из­мен­ным тек­стом на­зы­ва­ют­ся ор­ди­нар­ны­ми, в их чис­ло вхо­дят Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus (до кон­ца Ре­нес­сан­са – с вы­де­ляв­шим­ся раз­де­лом Benedictus), Agnus Dei, Ite missa est (или Benedicamus Domino). Из­ме­няе­мые в со­от­вет­ст­вии с цер­ков­ным ка­лен­да­рём пес­но­пе­ния име­ну­ют­ся про­при­аль­ны­ми, в их чис­ле: ин­тро­ит (вход­ной ан­ти­фон), гра­ду­ал (рес­пон­со­рий М.), ал­ли­луйя, тракт, се­к­вен­ция, оф­фер­то­рий, ком­му­нио (при­ча­ст­ный ан­ти­фон). Об­щий по­ря­док сле­до­ва­ния по­ющих­ся час­тей М. (без учё­та ка­лен­дар­ных осо­бен­но­стей чи­но­пос­ле­до­ва­ния):

Ординарий Проприй
  Интроит
Kyrie  
Gloria  
  Градуал
  Аллилуйя или Тракт
  Секвенция
Credo  
  Офферторий
Sanctus (и Benedictus)  
Agnus Dei  
  Коммунио
Ite missa est или Benedicamus (отпуст)  

По тра­ди­ции празд­нич­ные служ­бы при­ня­то со­вер­шать пыш­но, с ис­поль­зо­ва­ни­ем муз. ин­ст­ру­мен­тов (пер­во­на­чаль­но толь­ко ор­га­на, позд­нее ан­самб­ля и ор­ке­ст­ра) и до­пол­нит. пев­че­ских сил (сме­шан­но­го хо­ра, при­гла­шён­ных со­лис­тов и т. п.). Бла­го­да­ря это­му с 9 в. до кон. эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния М. ста­ла творч. ла­бо­ра­то­ри­ей ком­по­зи­то­ров. Сло­вом «М.» по от­но­ше­нию к ком­по­зи­тор­ским со­чи­не­ни­ям с то­го вре­ме­ни на­зы­ва­ют толь­ко ор­ди­нар­ные пес­но­пе­ния, при­чём по­сле Гиль­о­ма де Ма­шо от­пуст пе­ре­стал вхо­дить в их чис­ло. За­упо­кой­ная М. с сер. 15 в. (впер­вые у Й. Оке­ге­ма) вы­де­ли­лась в отд. жанр – ре­к­ви­ем. По­ми­мо це­ло­ст­ных М., со­чи­ня­лись мно­го­го­лос­ные ком­по­зи­ции на отд. тек­сты ор­ди­на­рия (осо­бен­но на тек­сты Gloria и Sanctus, напр. «Gloria ad modum tubae» Г. Дю­фаи), ре­же – на тек­сты про­прия (се­к­вен­ция «Stabat mater», «Оф­фер­то­рии все­го го­да» Дж. П. да Па­ле­ст­ри­ны; трак­ты в со­ста­ве ре­к­вие­мов и т. д.). Пер­вая пол­ная мно­го­го­лос­ная М. ано­ним­на (т. н. Тур­ней­ская М., 14 в.); Ма­шо – соз­да­тель пер­вой ав­тор­ской М. Вы­даю­щие­ся об­раз­цы М. соз­да­ли пред­ста­ви­те­ли ни­дер­ланд­ской шко­лы (Г. Дю­фаи, Й. Оке­гем, Я. Об­рехт, Жос­кен Де­пре, О. Лас­со, Х. Изак и др.), италь­ян­ские (Дж. П. да Па­ле­ст­ри­на, Ч. де Ро­ре), ис­пан­ские (К. де Мо­ра­лес, Т. Л. де Вик­то­рия), анг­лий­ские (Т. Тал­лис, Дж. Та­вер­нер) ком­по­зи­то­ры эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния. М. ос­та­ва­лась вос­тре­бо­ван­ной фор­мой цер­ков­ной му­зы­ки в эпо­ху ба­рок­ко (К. Мон­те­вер­ди, Дж. Ка­рис­си­ми, У. Бёрд, М. А. Шар­пан­тье, Я. Д. Зе­лен­ка). Од­но из выс­ших муз. дос­ти­же­ний всех вре­мён – «вы­со­кая» М. h-moll И. С. Баха. У вен­ских клас­си­ков (В. А. Мо­царт, Л. ван Бет­хо­вен, Й. Гайдн) и ро­ман­ти­ков (Ф. Шу­берт, А. Брук­нер, Ш. Гу­но, Дж. Рос­си­ни, А. Двор­жак) М. ут­ра­ти­ла бо­го­слу­жеб­ную функ­цию, став ро­дом кон­церт­ной ора­то­ри­аль­ной му­зы­ки. Ин­те­рес к М. сис­те­ма­ти­че­ски про­яв­ля­ли ком­по­зи­то­ры 20 в. (И. Ф. Стра­вин­ский, Ф. Пу­ленк, А. Т. Гре­ча­ни­нов, Л. Берн­стайн, К. Пен­де­рец­кий, А. Пярт и мн. др.).

Со вре­мён позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья су­ще­ст­во­ва­ла прак­ти­ка за­ме­нять отд. сти­хи ор­ди­нар­ных пес­но­пе­ний (versiculus, букв. – сти­шок) не­боль­шой им­про­ви­за­ци­ей на ор­га­не; т. о. хо­ро­вое (ан­самб­ле­вое) пе­ние че­ре­до­ва­лось с ор­ган­ны­ми пье­са­ми (во вре­мя ко­то­рых бо­го­слу­жеб­ный текст пев­чие долж­ны бы­ли про­го­ва­ри­вать про се­бя). Древ­ней­шая нот­ная ру­ко­пись, за­пе­чат­лев­шая эту ано­ним­ную тра­ди­цию, – итал. ко­декс «Фа­эн­ца» (Faenza, ок. 1400). На­чи­ная с эпо­хи ба­рок­ко эти пье­сы со­чи­ня­лись ком­по­зи­то­ра­ми (Дж. Фре­ско­баль­ди, Ф. Ку­пе­рен) и объ­е­ди­ня­лись в сво­его ро­да сюи­ты; та­кая ком­по­зи­ция в 20 в. по­лу­чи­ла на­зва­ние ор­ган­ной М. (нем. Orgelmesse). Осо­бую по­пу­ляр­ность ор­ган­ная М. при­об­ре­ла во Фран­ции в пе­ри­од ок. 1650–1750; в ней ком­по­зи­то­ры ис­поль­зо­ва­ли в ка­че­ст­ве те­мы для им­прови­за­ций по­пу­ляр­ные ро­ж­де­ст­вен­ские пес­ни – но­эли. Офи­ци­аль­но ор­ган­ные М. бы­ли запре­ще­ны в 1903 па­пой Пи­ем X, од­нако тра­ди­ция их со­чи­не­ния про­дол­жилась (О. Мес­си­ан). Тра­ди­ция на­зы­вать 3-ю ч. «Кла­вир­но­го уп­раж­не­ния» И. С. Ба­ха ор­ган­ной М. (ус­та­нов­лен­ная А. Швей­це­ром) оши­боч­на.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: