Тема недели: Христианский брак в современном мире
Статья
О правовой концепции доклада А. Г. Бондача «Канонические аспекты таинства Брака»
Статья
Православный институт семьи и современный демографический кризис
Статья
Православный взгляд на биоэтику
Статья
Отношение Русской Православной Церкви к «гражданскому браку»
Статья
Роль религии в укреплении института семьи и семейных ценностей
Статья
Исключительная духовная ценность брака в православной традиции и современные вызовы
Статья
Кризис личности и кризис семьи
Статья
Идеал брака «в Господе» и проблема смешанных браков в доникейский период
Статья
Отношение к проблеме гомосексуализма в современном западном христианстве
Статья
Проект документа «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)»
Статья
Дисфункция в семье – дисфункция в монастыре
Статья
Проект документа «О церковном браке»
Статья
Святыня брака
Статья
Отзыв на проект документа «О церковном браке»
Статья
Брак в богословии и жизни
Статья
РАЗГОВОР НА ТЫ: СЕКС И ОТНОШЕНИЯ ПОЛОВ
Статья
К.С. Льюис как сторонник реалистического подхода в понимании брака
Статья
Проблемы биоэтики и православное сознание
Статья
Естественно-научное обоснование ключевого положения православной биоэтики о начале человеческой жизни с момента оплодотворения
Статья
Богословские основания православной биоэтики
Статья
Границы права человека на свободу выбора в биоэтике
Мнение
«Клянусь, с вероятностью до 40%»: во что превратился институт брака?
Мнение
Сексуальные перверсии как проявление воли к власти
Статья
Когда и как молодые христиане вступают в брак?
Мнение
Папа Римский Франциск и однополые браки: разрушение церковной традиции?
Статья
Проект документа «Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения»
Статья
Евангельское учение о нерасторжимости христианского брака в проповеди святителя Иоанна Златоуста
Статья
Сравнительное значение христианских девства и брака. Объяснение слова апостола Павла (1 Кор. 7, 26) отцами-доникейцами
Статья
Браки между православными и католиками: видение пастырского аспекта проблемы в России начала XXI века
Новые материалы
Книги
По ту сторону секулярного порядка. Репрезентация бытия и репрезентация народа / Пер. А. Кырлежева под редакцией А. Гагинского. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 360 с.
Книги
Русская икона середины XVII – начала XX века. Коллекция Олега Кушнирского. М.: Эксмо, 2023.
Книги
Византийская философия. Четыре центра синтеза / Пер. с болг. Г.В. Вдовиной. СПб.: Изд-во СПбДА, 2022. – 704 с. ISBN 978-5-6048867-5-5
Книги
Море житейское: воспоминания в четырёх томах. — Т. 1: Скитания (1920–1922). Кн. 2: Остров добровольных русских изгнанников; Кн. 3: Болгария / под ред. протоиерея Бориса Даниленко. — М.: «Архив славянской письменности и печати», 2022. — 504 с. илл.
Книги
Врата моря. Где был Бог во время цунами? М.: Теоэстетика, 2022.
Книги
Собраны во Имя Мое. Царствие Божие как новая социальная реальность. — М.: Никея, 2022. — 192 с.
Книги
Восприятие Бога: Эпистемология религиозного опыта / Пер. с англ. К. В. Карпова; под ред. А. М. Гагинского. М.: Академический проект, 2022. — 471 с.
Книги
Cross and Cosmos: A Theology of Difficult Glory. Indiana University Press, 2019
Книги
Теология и социальная теория: по ту сторону секулярного разума / Пер. Кырлежева А. И., Узланера Д. А., под общ. редакцией А. И. Кырлежева. – М.: Теоэстетика, 2022. – 736 с.
Книги
Разум и сердце: пролегомен к критике страстного разума / Пер. с англ. Г.В. Вдовиной; науч. ред. А.М. Гагинского. М.: Академический проект, 2021. (Философские технологии: религиоведение)
Книги
«Бог» Докинза. От «Эгоистичного гена» к «Богу как иллюзии» / Пер. с англ. К. А. Черноризова; под науч. ред. А. В. Храмова. — М. : Никея, 2022. — 272 с.
Книги
Теоэстетика. 7 лекций о красоте. — М.: «Никея», 2022. — 272 с. (Богословие культуры).
Музыка мессы
Песнопения М. римско-католич. обряда собраны гл. обр. в книге Градуал (существуют и др. обиходные певческие книги). Они делятся на 2 части – т. н. ординарий и проприй. Песнопения с неизменным текстом называются ординарными, в их число входят Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus (до конца Ренессанса – с выделявшимся разделом Benedictus), Agnus Dei, Ite missa est (или Benedicamus Domino). Изменяемые в соответствии с церковным календарём песнопения именуются проприальными, в их числе: интроит (входной антифон), градуал (респонсорий М.), аллилуйя, тракт, секвенция, офферторий, коммунио (причастный антифон). Общий порядок следования поющихся частей М. (без учёта календарных особенностей чинопоследования):
Ординарий | Проприй |
---|---|
Интроит | |
Kyrie | |
Gloria | |
Градуал | |
Аллилуйя или Тракт | |
Секвенция | |
Credo | |
Офферторий | |
Sanctus (и Benedictus) | |
Agnus Dei | |
Коммунио | |
Ite missa est или Benedicamus (отпуст) |
По традиции праздничные службы принято совершать пышно, с использованием муз. инструментов (первоначально только органа, позднее ансамбля и оркестра) и дополнит. певческих сил (смешанного хора, приглашённых солистов и т. п.). Благодаря этому с 9 в. до кон. эпохи Возрождения М. стала творч. лабораторией композиторов. Словом «М.» по отношению к композиторским сочинениям с того времени называют только ординарные песнопения, причём после Гильома де Машо отпуст перестал входить в их число. Заупокойная М. с сер. 15 в. (впервые у Й. Окегема) выделилась в отд. жанр – реквием. Помимо целостных М., сочинялись многоголосные композиции на отд. тексты ординария (особенно на тексты Gloria и Sanctus, напр. «Gloria ad modum tubae» Г. Дюфаи), реже – на тексты проприя (секвенция «Stabat mater», «Оффертории всего года» Дж. П. да Палестрины; тракты в составе реквиемов и т. д.). Первая полная многоголосная М. анонимна (т. н. Турнейская М., 14 в.); Машо – создатель первой авторской М. Выдающиеся образцы М. создали представители нидерландской школы (Г. Дюфаи, Й. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен Депре, О. Лассо, Х. Изак и др.), итальянские (Дж. П. да Палестрина, Ч. де Роре), испанские (К. де Моралес, Т. Л. де Виктория), английские (Т. Таллис, Дж. Тавернер) композиторы эпохи Возрождения. М. оставалась востребованной формой церковной музыки в эпоху барокко (К. Монтеверди, Дж. Кариссими, У. Бёрд, М. А. Шарпантье, Я. Д. Зеленка). Одно из высших муз. достижений всех времён – «высокая» М. h-moll И. С. Баха. У венских классиков (В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен, Й. Гайдн) и романтиков (Ф. Шуберт, А. Брукнер, Ш. Гуно, Дж. Россини, А. Дворжак) М. утратила богослужебную функцию, став родом концертной ораториальной музыки. Интерес к М. систематически проявляли композиторы 20 в. (И. Ф. Стравинский, Ф. Пуленк, А. Т. Гречанинов, Л. Бернстайн, К. Пендерецкий, А. Пярт и мн. др.).
Со времён позднего Средневековья существовала практика заменять отд. стихи ординарных песнопений (versiculus, букв. – стишок) небольшой импровизацией на органе; т. о. хоровое (ансамблевое) пение чередовалось с органными пьесами (во время которых богослужебный текст певчие должны были проговаривать про себя). Древнейшая нотная рукопись, запечатлевшая эту анонимную традицию, – итал. кодекс «Фаэнца» (Faenza, ок. 1400). Начиная с эпохи барокко эти пьесы сочинялись композиторами (Дж. Фрескобальди, Ф. Куперен) и объединялись в своего рода сюиты; такая композиция в 20 в. получила название органной М. (нем. Orgelmesse). Особую популярность органная М. приобрела во Франции в период ок. 1650–1750; в ней композиторы использовали в качестве темы для импровизаций популярные рождественские песни – ноэли. Официально органные М. были запрещены в 1903 папой Пием X, однако традиция их сочинения продолжилась (О. Мессиан). Традиция называть 3-ю ч. «Клавирного упражнения» И. С. Баха органной М. (установленная А. Швейцером) ошибочна.