Офферторий

Офферторий - offertory

Arrangements

More PowerPoint…

  • Hymn Tunes in Lower Keyes: The Book to Grab When the Congregation Complains that the Hymns are Too High!

    Published By:
    Kevin Mayhew Ltd. (2011)
    pp. 190

  • Hymn Tunes in Lower Keys: The Book to Grab When the Congregation Complains that the Hymns are Too High!

    Published By:
    Kevin Mayhew Ltd. (2011)
    pp. 190

  • 200 Last Verses: Completely Revised to Complement the Keys in Major Hymn Books

    Composer/Editor
    Noel Rawsthorne
    Published By:
    Kevin Mayhew Ltd. (2009)
    pp. 116

  • The Really Big Descant Book — Full Music Edition: 250 Settings to Raise the Roof by the World’s Finest Church Music Composers

    Composer/Editor
    Andrew Moore
    Published By:
    Kevin Mayhew Ltd. (2009)
    pp. 153

  • Last Verse Extravaganza for Organ: 200 Fabulous Arrangements

    Published By:
    Kevin Mayhew Ltd. (2001)
    pp. 113

  • After the Last Verse: 200 Hymn Improvisations

    Composer/Editor
    Malcolm Archer
    Published By:
    Kevin Mayhew Ltd. (1995)
    pp. 116

Порядок

В Тридентской мессе (в настоящее время именуемой также экстраординарным чином) закреплён следующий порядок действий священника во время оффертория:

  • Священник развёртывает корпорал на алтаре
  • Берёт патену с гостией, поднимает её над алтарём и читает молитву о принятии Богом жертвы
  • Вливает в чашу немного вина и воды, поднимает чашу над алтарём и читает молитву
  • Ставит патену и чашу на корпорал и читает ещё две молитвы: о приношении, благоприятном Богу и о благословении жертвы
  • Совершает каждение алтаря
  • Омывает руки, читая псалом 25 (Lavabo)
  • Читает молитву Suscipe sancta Trinitas
  • Призывает предстоящих к молитве (Orate fratres)
  • Читает вполголоса молитву над дарами (Secreta)

В ходе литургической реформы второй половины XX века порядок оффертория был изменён. Был сокращен и отменён ряд молитв, отменено обязательное каждение алтаря, для торжественных и праздничных месс была восстановлена процессия приношения, причём дары приносятся мирянами, а принимает их возле алтаря священник или диакон, после чего возлагает на алтарь. Песнопение оффертория, которое ранее представляло собой стих из псалма, ныне имеет форму произвольного песнопения духовного содержания. Установлено, что пожертвования должны собираться во время оффертория, но собранные пожертвования запрещено помещать на алтарь. Порядок действий священника во время оффертория в ординарном чине мессы таков:

  • Располагает на алтаре корпорал, пурификатор, миссал и чашу
  • Приносит на алтарь дары (или принимает их у прихожан).
  • Берёт патену с гостией и говорит:
    Благословен Ты, Господи, Боже вселенной; по щедрости Твоей Ты дал нам хлеб — плод земли и трудов человеческих, — и мы приносим его Тебе, чтобы он стал для нас Хлебом жизни.
  • Вливает в чашу немного вина и воды, поднимает чашу над алтарём и читает молитву:
    Через эту тайну воды и вина да приобщимся мы к Божеству Того, Кто ради нас стал Человеком.
  • Вознося чашу, говорит:
    Благословен Ты, Господи, Боже вселенной; по щедрости Твоей Ты дал нам вино — плод лозы и трудов человеческих, — и мы приносим его Тебе, чтобы оно стало для нас питием спасения.
  • Преклоняется и тихо молится:
    Прими, Господи, нас, стоящих пред Тобою со смиренным духом и сокрушённым сердцем. Да будет эта жертва наша пред Тобою угодна Тебе, Господи Боже.
  • Омывает руки, стоя у края алтаря и молясь:
    Омой меня, Господи, от беззакония моего и от греха моего очисти меня.
  • К этому моменту должно быть закончено исполнение песнопения оффертория. Священник, обращаясь к народу, в полный голос провозглашает:
    Молитесь, братья и сёстры, чтобы моя и ваша жертва была угодна Богу Отцу всемогущему.
  • Собрание отвечает:
    Да примет Господь эту жертву из рук твоих во хвалу и славу имени Своего, ради блага нашего и всей Церкви Своей Святой.
  • Священник со сложенными руками тихо читает Молитву над дарами.

В других Западных литургических обрядах существует ряд отличий в чине оффертория от римского. Так в амвросианском обряде офферторий носит название «офференда» (offerenda). В нём всегда существовала процессия приношения даров, которая в римском обряде исчезла в начале II тысячелетия и была восстановлена лишь в XX веке. В некоторых обрядах (галликанском, брагском и др.) существует два приношения даров — одно, краткое, совершается до мессы, а развёрнутое в начале Евхаристической литургии.

В Англиканской церкви офферторий следует после проповеди и перед молитвой о Церкви. В ходе оффертория священник читает избранные стихи из Писания, затем помещает на святой стол хлеб и вливает вино в чашу; в это время происходит сбор пожертвований. Никаких священнодействий и молитв в этот момент не полагается. В лютеранском богослужении офферторий предваряет евхаристическую службу.

Media

You have access to this FlexScore.
Download:

Are parts of this score outside of your desired range?
Try transposing this FlexScore.

This is a preview of your FlexScore.

The Cyber Hymnal #4830

Text: O Father, We Would Thank Thee

  • Adobe Acrobat image (PDF)
  • Noteworthy Composer score (NWC)
  • XML score (XML)
Psalter Hymnal (Gray) #67

Text: O God, to Us Show Mercy

  • Full Score (PDF, XML)
  • Bulletin Score (PDF)
  • Bulletin Score (melody only) (PDF)
  • MIDI file from The Cyber Hymnal #4830
  • MIDI file from Psalter Hymnal (Gray) #67
  • MIDI file from Psalter Hymnal (Gray) #67
  • Audio recording from Small Church Music #1604
  • Audio recording from Small Church Music #1604

История

Исторически происхождение оффертория связано с существовавшей в древней Церкви практикой приношения хлеба и вина прихожанами на литургию. Лучшие хлеб и вино из принесённых верующими использовались для совершения евхаристии, прочие потреблялись во время совместной трапезы (агапы) и раздавались бедным. В Западной церкви в первом тысячелетии выработался специальный чин оффертория, во время которого совершалась процессия принесения даров на алтарь. Процессия сопровождалась пением псалма с повторением краткого стиха. Во втором тысячелетии процессия с дарами исчезла из чина мессы, а песнопение оффертория сократилось до одного стиха из псалма. В этот период чин римского оффертория воспринял ряд элементов из галликанского и мосарабского обрядов, в том числе каждение алтаря.

Notes

OFFERTORIUM is adapted from the offertorium of a choral Mass by Johann Michael Haydn (b. Rohrau, Austria, 1737; d. Salzburg, Austria, 1806). It first was treated as a hymn tune in the 1916 supplement to Hymns Ancient and Modern with William Cowper’s «Sometimes a Light Surprises.» This music suggests part singing and a stately tempo suitable for a solemn blessing.

Younger brother of the more famous Franz Joseph, J. Michael was a chorister, vocal soloist, and substitute organist at St. Stephen’s Cathedral in Vienna. He served as music director to the bishop of Grosswarden, Hungary (1757-1762), and as concertmaster for the Archbishop of Salzburg (1762-1806). A devout Roman Catholic, Haydn composed both orchestral and church music, much of it still unpublished (and sometimes confused with his brother’s music). He also edited Der Heilige Gesang zum Gottesdienste in der Romisch¬katholischen Kirche (1790). Some of his music has been used as sources for hymn tunes.

—Psalter Hymnal Handbook

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: