Творчество
Константин Листов писал музыку к радиопостановкам и спектаклям, к кинофильму «Победный маршрут» (), различные оркестровые инструментальные произведения. Но главным направлением его таланта была массовая песня.
Песни
Всего Константин Листов создал более 800 песен. Они отличаются яркой мелодичностью, задушевным лиризмом.
В 1930-е годы большой популярностью пользовались песни:
- «В парке Чаир», стихи Павла Арского
- «Гренада», стихи Михаила Светлова
- «Думка» (её проникновенно пел Сергей Лемешев)
- «Песня о тачанке», стихи Михаила Рудермана
- «Если любишь», стихи Льва Ошанина
В военные годы Листов служил музыкальным консультантом Политуправления Военно-Морского Флота. Среди написанных им песен всенародно любимой стала песня на стихи А. А. Суркова «В землянке» (1942).
В послевоенные годы появились новые замечательные песни Листова.
- На стихи Александра Жарова
- «Над волною голубою»
- «Ходили мы походами»
- «Пой, моя хорошая»
- На стихи Георгия Рублёва
«Севастопольский вальс» (1956); в 1961 году Листов написал одноимённую оперетту, где звучит этот вальс.
Оперетты
- «Королева ошиблась» (, Москва)
- «Ледяной дом» (, Москва)
- «Копилка» (, Саратов)
- «Кораллина» (, Свердловск)
- «Мечтатели» (, Москва; новая редакция: Волгоград, 1971)
- «Аира» (, Москва)
- «Поют сталинградцы» (, Сталинград)
- «Шуми, наш лес» (, Петрозаводск)
- «Севастопольский вальс» (, Волгоград, либретто Е. М. Гальпериной и Ю. Л. Анненкова)
- «Сердце балтийца» () либретто Е. М. Гальпериной и Ю. Л. Анненкова
- «Конкурс женихов» (Центральное телевидение Гостелерадио СССР, )
Биография
Родился 19 сентября (2 октября) 1900 года в Одессе в еврейской семье. Родители были артистами цирка (отец — гимнаст, мать — балерина) и семья часто переезжала с места на место. С пятилетнего возраста учился музыке (на мандолине) и сам выступал на арене. С детства полюбил море; позднее он много песен посвятил морю и морякам.
В 1917 году окончил музыкальное училище Русского музыкального общества в Царицыне.
В 1918—1919 годах служил в 32-м пулемётном полку РККА, участвовал в боях на Царицынском фронте; в это же время его отец был военкомом пулемётного полка, а мать — военным комиссаром госпиталя.
В 1919 году был направлен руководством реввоенсовета Десятой армии на учёбу в Саратовской консерватории по классу фортепиано и композиции И. А. Розенберга и Л. М. Рудольфа; окончил консерваторию в 1922 году. Одновременно работал пианистом и дирижёром в Саратовском театре миниатюр.
В 1923 году переехал в Москву, работает в театре при Всероссийском Пролеткульте, пишет музыку к спектаклям. С 1925 года — музыкальный руководитель одного из театров «Синяя блуза». С 1934 года — музыкальный руководитель и дирижёр Театра обозрений Дома печати. Написал музыку к нескольким спектаклям театра.
С 1930-х годов началась слава Листова как первоклассного композитора-песенника. Он был также великолепным пианистом, выступал с концертами. С 1938 года был дирижёром в Московском театре оперетты.
В годы войны — музыкальный консультант Главного политуправления ВМФ. Умер 6 сентября 1983 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Правнучка — Е. Л. Листова, российский тележурналист.
Константин Листов. Лирические песни.
Комментарий на конверте пластинки
Автор оперы, нескольких оперетт, ряда вокально-инструментальных
произведений, Константин Яковлевич Листов завоевал огромную популярность
и признательность слушателей прежде всего как композитор-песенник.
Именно песне отдает он свою полную творческого горения жизнь, весь свой
талант и мастерство. В этом жанре композитор нашел свое подлинное призвание.
«Как счастлив должен быть художник, — говорит К.Листов, —
если народ принимает его песни, если они пробуждают интерес и вступают
в сознание широких масс: Лучшие мои пасни — радость моя! Новые песни…
Как сложится их судьба? Покажет время!»
Судьба лучших песен К.Листова поистине завидна.
Вспомним хотя бы его знаменитую «Ткачиху», «Севастопольский вальс» или
одну из лучших песен военных лет — «В землянке»…
Песни К.Листова, как правило, не остаются в границах своего времени;
они вырываются вперед, обращаются все к новым и новым поколениям слушателей,
которые неизменно находят в них нечто живое, сокровенное.
Композитор обладает подлинным ощущением массовости.
В его песнях органично соединяются простота выразительных средств и высокое
художественное мастерство.
Поэтому-то лучшие песни Листова с такой быстротой входят в наш быт.
По природе своей К.Листов — лирик.
В сфере лирики ярче всего проявилось его дарование, умение по-своему раскрыть
мелодический образ и донести его до слушателей.
Органичное слияние лирики и гражданственности составляет главную особенность
дарования композитора, песни которого любит и воет наш народ.
«Думка» (стихи С.Алымова) — одна да первых песен, созданных
Листовым. Она отмечена чистотой я благородством мелодического рисунка,
сердечностью и искренностью чувства. Мелодия «Думки», восходящая к русской
городской песенной лирике, развивается пластично на широком дыхании.
Не случайно так естественно «вписалась» она в репертуар С.Я.Лемешева
и вот уже свыше четырех десятилетий звучит по радио и на концертной эстраде.
Песня «В землянке», написанная К.Листовым в 1942 году в
содружестве с А. Сурковым, сразу же стала знаменитой, облетела все фронты,
всю строну. Секрет ее обаяния — в органическом слиянии мелодии и стихов.
В суровые годы войны каждый находил в ней выражение своих чувств и переживаний.
Не случайно повсюду появились ее фронтовые варианты песни-ответы,
песни-продолжения.
«Севастопольский вальс» (стихи Г.Рублева) — быть может, лучшая
из послевоенных песен композитора, привлекающая особой задушевностью,
проникновенностью мелодии.
Овеянная морской романтикой, песня запечатлела воспоминания о пережитом,
о боевых друзьях.
(Большая популярность выпала и на долю оперетты К.Листова «Севастопольский вальс»,
в основу которой композитор положил свою, уже полюбившуюся народу песню).
Воспоминания об отшумевших боях, о пройденном пути,
о фронтовых друзьях — излюбленная тема К.Листова.
Она нашла свое воплощение в таких песнях, как «Беспокойное сердце» и
«Город первых свиданий» (обе на стихи М.Карамушко).
Первая из них — о верном солдатском сердце, выдержавшем испытания
военной поры, — как бы уносит нас в прошлое и в то же время сохраняет
«прямую связь» с сегодняшним днем («И сегодня как прежде, мы с тобою в пути:»).
В другой, посвященной городу Ростову, говорится о тех, кто в дни суровых
ожесточенных боев «горел и тонул за тебя, светлый город мой…»
Различные по своему характеру, песни эти объединены общими чертами —
простотой и лаконизмом музыкального языка, большим поэтическим дыханием,
многогранностью песенного образа.
Примером публицистической лирики может служить одна из
недавних песен К.Листова «Гляжу на родную Москву».
Композитор и поэт И.Дремов сумели раскрыть эту тему по-своему, выразить
внутренний мир лирического героя и его глазами взглянуть не красавицу столицу.
У К.Листова множество лирических эстрадных песен.
Его перу принадлежит популярная в конце 30-х годов песня «В парке Чаир»
(стихи П.Арского), а также песня послевоенных лет — «В соседнем поселке»
на стихи А.Жарова. По-весеннему светла и прозрачна песня К.Листова
«Не отцветай, черемуха» (стихи И.Дремова), в мелодии которой явственно
ощутима народная первооснова. С пленительной свежестью звучит и песня на стихи
А.Филатова «У есенинской березки».
Произведения К.Листова входят в репертуар многих певцов
и коллективов. Среди них — такие выдающиеся, как Н.Обухова, С.Лемешев,
Краснознаменный им. А.В.Александрова ансамбль песни и пляски Советской Армии
и многие другие, в исполнении которых звучат песни на этой пластинке.
Александр Тищенко
Советское искусствоЗащита памятиСайт управляется системой uCoz