Лютня

Разновидности

Распространяясь по миру, лютня многократно конструкционно менялась. В итоге в разных регионах планеты появились свои разновидности инструмента, они различаются меж собой очертаниями и размером корпуса, числом струн, строем. Вот наиболее распространенные национальные виды:

  • мандолина — самая известная разновидность с более коротким грифом и малым числом струн, предназначается для исполнения тремоло;
  • украинская кобза — более «пузатая», с укороченным грифом и лишь 8-ю ладами;
  • индийский ситар — инструмент с увеличенным числом струн, дополненный вторым, находящемся на грифе, резонирующим корпусом, а для звукоизвлечения применяется медиатор, что называется мизраб;
  • испанская виуэла — родственница виолы, по форме более похожа на гитару, относится не к щипковым, а к смычковым инструментам, традиционно играют на ней смычком;
  • центральноазиатский дутар — более удлиненная разновидность с расширенным диапазоном;
  • саз — национальный инструмент Закавказья с удлиненным грифом и малым числом струн.

Изготовление

Лютнист и художник Давид Хойер, картина Яна Купецкого, 1711

Лютни изготавливаются почти целиком из дерева. Дека, сделанная из тонкого
листа древесины (как правило, ели) имеет овальную форму. Во всех
типах лютни дека содержит одинарную или иногда тройную розетку вместо
звукового отверстия. Розетки, как правило, богато декорированы.

Артемизия Джентилески. Автопортрет с лютней

Корпус лютни собирается из отдельных рёбер твёрдого дерева (клён, вишня, чёрное дерево, палисандр и др.). В отличие от большинства современных струнных инструментов гриф лютни монтируется на одном уровне с декой и не нависает над ней. Шейка лютни, как правило, изготавливается из лёгкого дерева с покрытием из чёрного дерева.

Немного об истории лютни

Впервые мы услышали её голос ещё в стародавние времена. Название же лютня, с арабского «al‘ud», что на языке бедуинов означает (дерево). В прочем, более позднее расследование показало, что ‘ud не что иное, как арабский вариант персидской rud-струна какого-либо инструмента, лютни. В тот же период датирован и труд Джанифранко Лотти, который считал, что для ранней эпохи ислама слово «дерево» имело негативную окраску. Так как по законам того времен под запретом была любые инструментальные произведения.

Звучание лютни

Современная тенденция способствовала переходу на нейлоновые струны из цельного нейлонового волокна или басовую с медным элементом. Музыканты же прошлых лет отдавали предпочтение струнам с натуральных жил животного. Такие отличия в выборе поколений весьма ощутимо при звучании. Любой игрок, или просто слушатель должен узнать, как должен звучать инструмент при настоящих струнах.

В этом случае приходит понимание того, как прекрасна лютня музыкальный инструмент, слушать который можно бесконечно. Но такое решение и стало основной сложностью в изготовлении струнного инструмента.

Каждая из жил требовалась одинаковой плотности со своими соседками, и ровным диаметром в длину, а процесс создания струн из кишок или жил был не самым лёгким. Чаще всего это были жилы самых молодых животных, преимущественно бычков, выращенных в провинциях Испании. И лишь с наступлением шестнадцатого века, технология создания позволила точно подобрать и осуществить калибровку струн.

Из чего она состоит

За последнее время форма лютни почти не изменилась. Сама она создавалась из древесины, а её дека, состоящая преимущественно из ели, имела овальную форму. Для любой из них этот элемент должен обладать единой, реже тройственной розеткой за место звуковой ниши. Розетки, принято изысканно декорировать.

Само же её основание составляется из разных пластин твёрдых пород дерева. Их разница среди большинства современного музыкального инструмента выражается в дизайне грифа, расположенного параллельно деки.

Для шейки этого инструмента используются исключительно лёгкие сорта дерева, которые покрывают пластинами тёмной древесины. К шейке навязывались различные лады, а в неё саму врезали фигурные орнаменты. Вес такой конструкции был очень мал и не был больше трёхсот-четырёхсот грамм.

В эпоху ренессанса лютня музыкальный инструмент была сконструирована и настроена в соответствии с регистрами человеческого голоса. Известно, что в немецких летописях их упоминают как семи регистровые, это были:

  • малый октавный,
  • малый дискантный,
  • дискантный,
  • альт,
  • тенор,
  • октавный бас,
  • бас.

В Италии, Англии и Франций употребляли всего три тембра:

  • малый,
  • средний,
  • большой.

Их главная отличительная черта заключалась в подъеме кварты, на один тон.

Видео: Игра на лютне

Похожие новости.

Влияние на психику человека различных музыкальных направлений

Существует множество музыкальных тилей: регги, джаз, фольклор, реп, подвили рока. Они совершенно по-разному влияют на эмоциональный настрой человека.

 
Влияние музыкальных стилей
Самое лучшее воздействие на психику человека оказывает так называемая «классика», то

Российские музыкальные музеи развивают отношения международного уровня

В Баку — столица Азербайджана, прошла встреча Ассоциации музыкальных музеев и коллекций. Участие в ней приняли представители и руководители музеев музыкальной направленности из стран СНГ и России. Национальный музей Адыгеи

Молодежный оркестр из Екатеринбурга успешно дебютировал на фестивале «Дни высокой музыки»

Симфонический оркестр, который был создан на базе Уральского музыкального колледжа, выступил на фестивале «Дни высокой музыки». Коллектив был создан всего год назад, а инициатором его создания выступил Дмитрий Коган.

Всего было

В Туринской национальной библиотеке, где хранится личный архив великого композитора Антонио Вивальди, был найден неизвестный никому доселе манускрипт, содержащий версию оперы «Неистовый Роланд». О существовании данной версии никто не знал

Новый рекорд «Битлз»

На днях прошли торги в Далласе на аукционном доме Heritage Auctions. Самым сенсационным экспонатом стал шедевр всемирноизвестной четверки «Битлз» — альбом Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band с подписью всех

Основные сведения


Лютня — старинный струнный щипковый музыкальный инструмент. Слово «лютня», вероятно, происходит от арабского слова «al‘ud» («дерево»), хотя недавние исследования Экхарда Нойбауэра доказывают что ‘ud просто является арабизированным вариантом персидского слова rud, имеющего значения струны, струнного инструмента, или лютни. В то же время Джанфранко Лотти считает, что в раннем исламе «дерево» было термином с пренебрежительной коннотацией, обусловленной существовавшим в нём запретом на любую инструментальную музыку. Исполнитель на лютне называется лютнистом, а мастер-изготовитель — лютье.

История инструмента

Лютня настолько древняя, что назвать точное место и время ее происхождения невозможно. Первое найденное археологами изображение инструмента, похожего на современную лютню, выцарапано на глиняной табличке возрастом примерно 1500 лет до н.э. На подобных инструментах играли древние греки, римляне, египтяне, жители Балкан.

В VII веке лютня стала популярна в Азии, ее оценили по достоинству персы и византийцы. В VIII веке с мавританским войском инструмент попал на Пиренейский полуостров. С XIV века лютнисты появились в Германии и Италии. Тогда же лютня стала необычайно востребованной. На многочисленных средневековых иллюстрациях можно увидеть лютнистов.

В Средневековье это был аккомпанирующий инструмент разной величины с 4–5 спаренными струнами. Ударяли по струнам посредством плектра. В XV веке от использования медиатора отказались, что повысило интерес к инструменту. Именно тогда были написаны сотни сольных пьес для лютнистов. В конце периода Ренессанса количество спаренных струн достигло 10-ти, а в эпоху барокко — 14-ти и даже 19-ти.

XIX век — период забвения лютни. Сохранились лишь немногочисленные региональные разновидности: немецкие, восточноевропейские, скандинавские. В XX веке английский лютнист и историк искусств Арнольд Долмеч решил заново популяризировать забытый инструмент. Уже в 1970-е лютнистов стали приглашать для участия в концертах.

История возникновения

Лютня один из старинных музыкальных инструментов, точная дата и место появления которого доподлинно неизвестно. Первый рисунок на табличке из глины, отдаленно напоминавший лютню датирован серединой второго тысячелетия до н.э. Археологические раскопки свидетельствуют о использовании этого инструмента на территории Болгарии, Египта, Греции и Рима.

Внешний вид

По мере распространения инструмента, менялся внешний вид и техника игры на нем, но общие черты сохранялись. Для изготовления лютни используется дерево. Дека имеет овальную форму, изготовлена из тонкой древесины, чаще ели, имеет одинарную или тройную дорого украшенную розетку, а не отверстие для звука. Корпус изготавливается из деревьев твердых пород: вишни, клена, палисандра. При изготовлении шейки лютни применяется легкое дерево. Главное отличие лютни от других струнных инструментов состоит в том, что гриф не нависает над декой, а ставится на одном уровне с ней.

Взлет популярности лютни

В Средние века инструмент имел 4 или 5 парных струн. Играли на нем с помощью плекра. Размер был самый разнообразный. Музыканты использовали лютню для аккомпанемента, который носил, больше всего характер импровизации.
Время наложило отпечаток и на количество струн. В конце эпохи Возрождения парных струн было десять, а музыканты эпохи барокко играли уже на четырнадцати. Были инструменты и с девятнадцатью струнами.

XIV век стал золотым для лютни. Она превратилась в один из самых распространенных музыкальных инструментов Европы. На многих картинах того времени художники изображали людей, играющих на лютнях. Менялась и техника игры. Как правило для игры на ней использовались медитор и подушечки пальцев.

В конце XV столетия, после отказа от плекла, количество музыкантов, играющих на лютне, увеличилось. В Европе было написано более 400 пьес для этого музыкального инструмента. Наиболее важный вклад внес Франческо Спиначино. Увеличились экспрессивные возможности, благодаря произведениям Джона Дауленда.

В разное время для лютни писали свои произведения такие композиторы, как Антонио Вивальди, Иоганн Себастьян Бах, Винченто Капирола, Карл Кохаут и многие другие. Современные композиторы — Владимир Вавилов, Тоекико Сато, Максим Звонарев, Давид Непомук, тоже известны своими произведениями.

Место лютни в XX веке

В XIX столетии лютня была практически забыта. Осталось только несколько ее разновидностей в Германии, Украине и в странах Скандинавского полуострова. В ХХ веке несколько музыкантов из Англии решили вернуть лютне утраченную популярность. Особенно в этом преуспел британский лютнист и музыковед Арнольд Долмеч.
Уже начиная с 1970 года, одиночные исполнители и музыкальные коллективы стали включать игру на лютне в программу своих концертов. Лукас Хэррис, Иштван Шабо, Венди Гиллепси использовали произведения времен эпохи средневековья, барокко.

История, происхождение


Происхождение лютни доподлинно неизвестно. Различные варианты инструмента использовались с древнейших времён в культурах Египта, Хеттского царства, Греции, Рима, Болгарии, Турции, Китая, Киликии. В начале VII века схожие по форме варианты лютни появились в Персии, Армении, Византии и Арабском халифате. В VI веке, благодаря болгарам, лютня с короткой шейкой распространилась по всему балканскому полуострову, а в VIII веке была привнесена маврами в культуры Испании и Каталонии, таким образом вытеснив доминировавшие до этого в средиземноморье лютни с длинной шейкой, пандуру и цитру. История последних на этом, однако, не закончилась: на их основе возникли итальянская гитара, колашоне и китарроне.

На стыке XV и XVI веков многие испанские, каталонские и португальские лютнисты наряду с лютней стали использовать виуэлу де мано («ручную виуэлу»), инструмент, который по форме близок к виоле да гамба и чей строй соответствует строю лютни. Виуэла под названием «виола да мано» в дальнейшем распространилась в находившихся под властью Испании регионах Италии, особенно в Сицилии, Неаполитанском королевстве и папском государстве при Папе Александре VI.

Возможно, важнейшим «перевалочным пунктом» между мусульманской и европейской христианской культурами в данном случае следует считать именно Сицилию, куда лютня была привнесена византийскими или, позднее, сарацинскими музыкантами. В связи с тем, что эти певцы-лютнисты служили придворными музыкантами в период, последовавший за возрождением на острове христианства, лютня чаще, чем какие-либо другие музыкальные инструменты, изображена на росписях потолков построенной в 1140 году церкви Каппелла Палатина (Палермо, Италия), основаннной норманским королем Роджером II. К XIV веку лютня распространилась уже по всей территории Италии и смогла из Палермо проникнуть в немецкоязычные страны, вероятно, благодаря влиянию, оказываемому на культуры соседних государств династией Гогенштауфенов.

Средневековые лютни имели четыре или пять парных струн. Звукоизвлечение осуществлялось с помощью плектра. Размер лютней варьировался: существует документальное подтверждение того, что к концу эпохи ренессанса насчитывалось до семи размеров (включаю басовую лютню). По-видимому, в средние века лютня в основном использовалась для аккомпанемента. Количество сохранившихся до наших дней партитур музыки, написанной до начала XVI века, которую с большой долей уверенности можно отнести к сочинённой специально для лютни, — чрезвычайно мало. Скорее всего, это объясняется тем, что в средние века и в начале эпохи ренессаса лютневый аккомпанемент носил не требующий нотной записи импровизационный характер.


В последние десятилетия XV века, лютнисты постепенно отказались от использования плектра в пользу пальцевого способа игры более пригодного для исполнения полифонической музыки. Количество парных струн увеличилось до шести и более. В XVI веке лютня стала главным сольным инструментом своего времени, однако продолжала использоваться и для аккомпанемента певцам.

К концу Возрождения количество парных струн выросло до десяти, а в эпоху барокко достигло четырнадцати (иногда доходя до девятнадцати). Инструменты, насчитывавшие до 26-35 струн, потребовали изменения самой структуры лютни. На момент завершения история развития инструмента архилютня, теорбо и торбан были оснащены удлинителями, встроенными в основную колковую головку, что создавало добавочную резонируюшую длину басовых струн. Человеческая ладонь неспособна охватить четырнадцать струн для зажима, и поэтому басовые струны были навешаны вне грифа и никогда не зажимались левой рукой.

В эпоху барокко функции лютни были в значительной степени низведены до аккомпанемента бассо континуо, и постепенно она оказалась вытесненной в этой ипостасти клавишными инструментами. Начиная с XIX века, лютня практически вышла из употребления, но несколько её разновидностей продолжали существовать в Германии, Швеции и на Украине.

Интересные факты

Ряд примечательных фактов об инструменте:

  1. В эпоху Ренессанса в виде лютни изображали музыку. Живописцы того периода предпочитали рисовать в руках Орфея не лиру, как положено по мифологии, а лютню.
  2. Лютня — многозначительный символ. Она символизирует молодость, влюбленность, мудрость, семейную гармонию, умиротворение и общественный порядок. Инструмент с порвавшимися струнами — символ конфликтов, семейных раздоров.
  3. Игру лютниста обожал слушать Уильям Шекспир. Великий писатель в своих записках отмечал, что мелодия лютни легко вводит человека в экстаз.
  4. Самым известным лютнистом периода Ренессанса был Франческо да Милано. Его игра вдохновляла великого творца Микеланджело на создание высокодуховных, связанных с религией произведений.
  5. Самыми дорогими были инструменты 17–18 веков, которые создавали болонский мастер Малер и венецианская семья ремесленников Тиффенбрукер. Если перевести на современные деньги, то за эти лютни пришлось бы выложить сумму со множеством нулей.
  6. Жильные струны у старинных инструментов регулярно теряли строй из-за температурных колебаний и повышения влажности. Лютнистам львиную долю рабочего времени приходилось тратить не на игру, а на настройку лютни.

Разновидности лютни

Конструкция лютни, за всю историю ее существования, претерпевала множество изменений. Мастера экспериментировали с формой корпуса, строем, количество струн, размером. По этому в мире существует множество самостоятельных инструментов, прародительницей которых является лютня. Вот некоторые из них:

  • Ситар (Индия). У этого инструмента два резонирующих корпуса, второй из которых располагается на грифе. Отличительной особенностью ситара является большое количество струн, 7 из которых являются основными. Играют на индийской лютне с помощью мизраба – медиатора.
  • Кобза (Малороссия). Этот инструмент имеет более округлый корпус и короткий гриф, в отличие от прародительницы, и насчитывается всего 8 ладов.
  • Виуэла (Италия). Главное отличие этого инструмента от лютни заключается в извлечении звука. Изначально, для игры на ней использовали не медиатор, а смычок. По этому виуэла звучала не так как лютня. Она приобрела форму современной гитары, а из-за способа игры на ней, ее отнесли к классу струнно-смычковых инструментов.
  • Мандолина (Италия). Этот инструмент выглядит очень схоже с лютней, хотя ее гриф более короткий и она имеет меньшее количество парных струн. Для игры на мандолине используют особую технику – тремоло.
  • Саз – Этот инструмент похожий на мандолину, распространен среди народов Закавказья. У него длинный гриф и меньшее количество струн, нежели прочие струнно-щипковые.
  • Дутар – Этот инструмент, очень распространен среди жителей Центральной и Южной Азии. Гриф дутара длиннее, чем у лютни, потому диапазон извлекаемых звуков намного шире.
  • РУБА́Б (Персия)- Этот инструмент ин­ст­ру­мент лют­не­во­го ти­па, струн­но- щип­ко­вый, был известен в средние века в куль­ту­рах Вос­то­ка с пре­об­ла­даю­щим персидским влия­ни­ем, упоминался в трактатах.
  • Домбра — Этот 2-струн­ный щип­ко­вый ин­ст­ру­мент ти­па лют­ни наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ в куль­ту­ре ка­за­хов и не­ко­то­рых тюркских на­ро­дов. Это тра­диционный ин­ст­ру­мент профессиональных пев­цов – акы­нов, ан­ши и ин­ст­ру­мен­та­ли­стов – кюй­ши.
  • Гитара— Это струн­но- щип­ко­вый музыкальный ин­ст­ру­мент ти­па лют­ни с длин­ной шей­кой, поя­ви­лась в Ев­ро­пе в 15 веке на основе инст­ру­мента-пред­ше­ст­вен­ника – виу­элы.
  • Уд — Это струн­но- щип­ко­вый музыкальный ин­ст­ру­мент ти­па лют­ни с ко­рот­кой шей­кой, переводится с арабского дословно, как дерево. Он воз­ник в ран­нем сред­не­ве­ко­вье на Ближ­нем и Сред­нем Вос­то­ке как арабский ва­ри­ант персидского бер­бе­та, от ко­то­ро­го от­ли­чал­ся спо­со­бом из­го­тов­ле­ния, в от­ли­чие от ко­жа­ной де­ки бер­бе­та, де­ка у уда бы­ла де­ре­вян­ной.

История происхождения

История происхождения лютни имеет неоднозначный характер. Первые прототипы современного инструмента активно использовались в Египте, Греции и Болгарии. Также некоторые вариации встречались в Персии, Армении и Византии. Тем не менее, определить личность первого лютье историкам так и не удалось.

Распространяться по миру древняя лютня начала благодаря болгарам, которые сделали ее особо популярной в пределах балканского полуострова. Далее руками мавров инструмент был перенесен в Испанию и Каталонию. А уже в XIV веке он распространился по всей территории Испании и начал переходить в немецкоязычные страны.

Известные исполнители

Необычайно модная в эпоху Ренессанса и Барокко, но вытесненная другими инструментами и несправедливо забытая, лютня сегодня вновь вызывает большую заинтересованность, и не только у музыкантов-аутентистов. Её звук теперь всё чаще можно услышать на разных концертных площадках, причем не только соло, но и в ансамбле с другими прекрасными старинными музыкальными инструментами. В XXI веке наиболее известными исполнителями-виртуозами, которые много делают для популяризации инструмента, являются В. Вавилов (Россия), В. Каминик (Россия), П. О’Детт (США), О. Тимофеев (Россия), А. Крылов (Россия, Канада), А. Суетин (Россия), Б. Ян (Китай), Я. Имамура (Япония), Р. Лислеванд (Норвегия), Э. Карамазов (Хорватия), Й. Хелд (Германия), Л. Кирххоф (Германия), Э. Эгуэз (Аргентина), Х. Смит (США), Я. Линдберг (Швеция), Р. Барто (США), М. Лоу (Англия), Н. Норт (Англия), Й. ван Леннеп (Нидерланды) и многие другие.

Как звучит лютня

Издаваемые лютней звуки напоминают гитару. Но звучание более мягкое, бархатное, изобилует обертонами. Поскольку струны спарены, лютня звучит с нежным дрожанием, переливами, репертуар лютнистов романтичный, трепетный. Поэтому живописцы часто изображали лютнистами совсем молодых юношей и красивых девушек: это инструмент молодости и невинности.

На звучание влияет не только техника игры, но и материал изготовления струн. В старые времена струны делали из жил. Сегодня распространены модели с синтетическими струнами — из нейлона. Простому слушателю сложно уловить разницу в звучании, но музыкант ее хорошо слышит, поэтому синтетика приоритетна.

Строение лютни

Лютня выглядит изящно. Ее строение стандартное для инструментов этого типа:

  1. Кузов — задняя сегментарная часть корпуса лютни, выполняет резонаторную функцию. Ее делают из изогнутых в форме полусферы деревянных элементов. Для производства наиболее востребована кленовая, палисандровая, вишневая древесина.
  2. Дека — передняя плоская часть корпуса, наложенная на кузов, нередко ее украшают орнаменты. Для производства обычно используют еловую древесину. Внизу закреплена подставка, а в центре проделано круглое резонаторное отверстие.
  3. Гриф. Он шире и короче, чем у многих струнных щипковых инструментов. Крепится к корпусу на одной линии с декой. Поверх закрыт пластиной из черной древесины, снабжен разграничителями ладов, а вверху имеет порожек, по уровню которого натягивают струны.
  4. Блок с колками. На нем закрепляются штифты для регулировки струнного натяжения. Между блоком и грифом значительный угол, практически 90°.
  5. Спаренные струны. Их число варьируется от 5 до 24.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: