Классицизм — это…
За два века классицизм вобрал в себя черты обеих великих эпох и прошел несколько этапов.
Рождение классицизма
Новый стиль родился во Франции при Людовике XIV, том самом, который получил прозвище «король-солнце» и за почти 73 года своего правления сформулировал главный тезис абсолютизма (что это такое?): «Государство — это я».
Абсолютная власть короля требовала мощной пропаганды, и искусство должно было решать эту задачу.
*Пьер Миньяр, портрет Людовика XIV,1665 г.
Происхождение термина
Термин «классицизм» произошел от прилагательного «классический», а оно, в свою очередь, от латинского classicus — образцовый. Классическими в эпоху Возрождения (когда это было?) называли произведения и авторов, достойных изучения в классах, и эти образцовые творения были родом из античности.
Причем романтики с пренебрежением называли классиков старьем и слепыми подражателями античному искусству, а себя молодцами и новаторами.
Окончательное понимание того, что такое классицизм, сложилось в конце XIX века, когда основными его чертами назвали опору на античное искусство и воплощение идеологии абсолютной монархии.
Русский классицизм
Расцвет европейского, а особенно французского классицизма пришелся на XVII век, а до России эта волна докатилась только к концу XVIII века, но такое запоздание вполне объяснимо — ни Ренессанс, ни Реформация (что это такое?), сыгравшие важную роль в формировании классического стиля, не задели нашу страну даже по касательной.
В конце XVIII века при Екатерине II в России расцветает светская культура. Императрица лично общалась с европейскими просветителями Вольтером, Дидро, д’Аламбером, собирала коллекции живописи, увлекалась литературой.
*Рокотов Ф. С., Портрет Екатерины II, 1770 г.
Неоклассицизм эпохи Просвещения
Русский классицизм по времени совпал с европейским неоклассицизмом — вторым всплеском увлеченности античным искусством. В 40-е годы XVIII века произошел бум археологических раскопок в древнеримских городах, среди которых были Помпеи и Геркуланум, уничтоженные в одночасье извержением Везувия.
И если ранний классицизм смотрел на античность через призму Ренессанса, то после раскопок стало доступно подлинное античное наследие — архитектура и предметы декоративно-прикладного искусства.
*Мечта археолога: Помпеи — город, погребенный заживо
XVIII век стал великой эпохой Просвещения. Идеи равенства людей перед Богом и законом, победы разума над верой, возврат к естественному человеку и оптимистический взгляд на историю наложили свой отпечаток на классицизм этого времени.
Сущность классицизма
Определение 1
Классицизм – это архитектурный стиль, в основе которого лежат идеи античности. Главная его черта – обращение к формам античного зодчества как к эталону красоты и гармонии.
Основой архитектурного языка классицизма стала ордерная система, ставшая близкой к древнегреческим и древнеримским ордерам. Для классицизма характерны осесимметричные фасады и симметрия композиции в целом, сдержанность декоративного убранства, регулярность планировки и т.д.
Архитектурные принципы классицизма были сформулированы в период Возрождения великим архитектором Андреа Палладио и его последователем Винченцо Скамоцци. Все основные принципы античного храмового зодчества были абсолютизированы настолько, что их применяли даже при строительстве некоторых частных жилых сооружений (например, Вилла Капра). Английский архитектор Иниго Джон перенес палладинство на север Европы, где местные архитекторы придерживались данных традиций вплоть до середины XVIII века.
К этому времени аристократия Европы перенасытилась «взбитыми сливками» архитектуры барокко и рококо. Барокко, сформированное римскими зодчими Борромини и Бернини, истончилось в рококо (в большей мере камерный стиль, делающий акцент на внутренней отделке и декоративно-прикладном искусстве). Однако, для решения крупных градостроительных задач данную эстетику было применить нельзя. В период правления Людовика XV (1715 – 1774) во Франции начали возводить градостроительные ансамбли в «древнеримском стиле» (например, площадь Согласия и церковь Сен-Сюльпис). А чуть позднее, при Людовике XVI (1774 – 1792), классицизм становится уже основным направлением в архитектуре государства.
Рисунок 1. Архитектура классицизма. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Что касается интерьеров, то наиболее значительные из них были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся из путешествия по Италии в 1758 году. Большое впечатление на архитектора произвели архитектурные достижения Джованни Пиранези. Адам трактовал классицизм как изысканный стиль для оформления интерьеров ничуть не уступающий рококо. Это снискало ему популярность не только среди демократически настроенных слоев общества, но и среди аристократов. Как и другие французские архитекторы Адам стремился к отказу от деталей, лишенных конструктивной функции.
Французский архитектор Жак-Жермен Суффло при строительстве церкви Сен-Женевьев продемонстрировал способность классицизма обустраивать большие городские пространства. В России в том же направлении продвигался архитектор Василий Баженов.
Архитекторы Франции при Наполеоне черпали вдохновение в образах воинской славы, которые оставил им имперский Рим (например, колонна Траяна и Триумфальная арка Септимия Севера). По приказу императора эти символы были перенесены в столицу в виде триумфальной арки Каррузель и Вандомской колонны. Что касается памятников воинских достижений эпохи наполеоновских войн, более правильно применять термин «имперский стиль» — ампир. В России к памятникам ампира можно отнести творения таких архитекторов, как:
- Карл Росси;
- Андрей Воронихин;
- Андреян Захаров.
В Британии эпохе ампира соответствует так называемый «регентский стиль», крупнейшим представителем которого является Джон Нэш.
Надо сказать, что основные принципы классицизма положительно сказались на градостроительные проекты в Европе, а также на правила упорядочивания городской застройки в масштабах целых городов. В России большинство губернских и уездных городов того времени было перепланировано в соответствии с основными принципами классицизма. Благодаря безукоризненному следованию этим положениям в музей классицизма под открытым небом превратились такие города, как:
- Санкт-Петербург;
- Хельсинки;
- Варшава;
- Эдинбург.
После наполеоновских войн классицизму пришлось уживаться с эклектикой, имеющей романтический окрас. Здесь отмечается возвращение интереса к готической архитектуре. Интерес к древнеримской архитектуре временно заменяется на следование древнегреческим канонам («неогрек»). Чистота французского классицизма в этот период разбавляется свободными заимствованиями из архитектуры Возрождения и барокко.
Особенности классицизма в архитектуре
Классицизм в архитектуре — это симметричная планировка и сдержанность в убранстве. Архитекторы классицизма черпали вдохновение и опирались на композиционные основы античной архитектуры: симметрию, рациональные пропорции, связь конструктивной основы и внешней формы. Архитектуру позднего периода развития классицизма западные искусствоведы называют неоклассицизм (neoclassicism).
Строения в изучаемом стиле, простые и строгие, гармонично вписанные в окружающую среду, производят величественное впечатление. Им характерны крупные формы, минимум декора, лаконичность, порядок, строгость, фундаментальность и масштаб. Окна большие, расположены равномерно, колонны с классическими , дверь строго в центре.
Такие особенности классического стиля способствовали планированию и строительству жилых кварталов и городов. Также важную роль в классицизме играла природа: от маленьких садиков перед домом до обширных парков, окружающих комплексы зданий (пример: Версаль).
Классицизм предпочитает только вечное и неизменное. Выделяет и подчёркивает существенные, наиболее важные черты любого явления (здания, интерьера, ландшафта), отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Вместо минутного самовыражения признаёт мастерство и неизменные правила.
Как проявил себя в русской…
Архитектуре
Основные признаки классицизма в архитектуре:
- строгая симметрия;
- пропорциональность;
- четкая планировка и продуманная величественная композиция.
Основные детали – купол и колонны в зданиях, акцентированные лестницы и античный декор (портики, ниши со скульптурами и т.д.).
Для ампира была характерна воинская тематика (здание Сената в Санкт-Петербурге).
Яркие представители классицизма в архитектуре:
- В.И. Баженов (дом Пашкова в Москве),
- М.Ф. Казаков (Голицынская больница),
- И.Е. Старов (Таврический дворец).
Классицизм оказал сильное влияние на облик Москвы и Санкт-Петербурга. Все эти здания до сих пор сохраняют свою привлекательность и отображают историю;
Литературе
Для русского классицизма характерны следующие черты:
- преобладание разума над чувствами;
- конфликт долга и страстей;
- равенство и справедливость.
Основные представители классицизма в литературе: М. Ломоносов, Д. Фонвизин, Г. Державин.
- М. Ломоносов заложил основы стихосложения и создал новый русский жанр – оду.
- Д. Фонвизин в своих произведениях («Недоросль», «Бригадир») подвергал критике отрицательные стороны русской жизни, используя говорящие фамилии, сатиру, деление персонажей на положительных и отрицательных.
- Г. Державин соединял лирику с сатирой в одах;
Музыке
Для русского классицизма характерно сохранение национальных особенностей при восприятии европейских норм. За основу произведений они брали национальные фольклорные мотивы и героические события из русской истории. Музыка того времени звучала пафосно и монументально, в ее исполнении был задействован весь оркестр.
Основные представители: Д.С. Бортянский, В.А. Пашкевич, Е.И. Фомин.
Так, Д.С. Бортянский вкладывал в музыку стройность, законченность форм, сочетая строгость с чувствительностью;
Живописи
Для живописи эпохи классицизма характерны сдержанность, величественность и строгость. Основные элементы – линия и светотень.
Большой популярностью пользовались портреты, например, парадные (В.Л. Боровиковский «портрет А.Б. Куракина») и аллегорические (Д.Г. Левицкий «Екатерина II – законодательница»). К тому же, происходило освоение новых жанров: натюрморт, пейзаж.
Классицизм особенно сильно отразился в исторической живописи, например, картина А.П. Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой». Другие представители: А.П. Антропов, И.Н. Никитин, Г.И. Головкин.
Театре
Классицизм — это «золотой век» в театральном искусстве. Театр развивался динамично, становясь высоко профессиональным. Театральный стиль был провозглашен искусством декламации.
Если раньше на сцене преобладали французские труппы, то в первом же десятилетии 18 века русские актеры составили им достойную конкуренцию. Та же ситуация была с драматургами: наряду с шедеврами Расина и Корнеля в России ставили «Бригадира» и «Недоросля» Фонвизина.
Для всех театральных постановок было применимо главное правила классицизма — единство времени, места и действия. Все 4 акта (именно столько занимала каждая пьеса) должны были проходить в одном месте, в один временной промежуток, а сюжет должен представлять собой одну основную линию, где роль второстепенных персонажей сводится к минимуму.
Ампир и француский классицизм: вечность мимолётной империи
Во Франции классицизм появился позже, чем в Англии. Первая его фаза охватывает период c 1750 по 1800. Выражается в стиле «Людовика XVI», который включал в себя завершение рококо и рождение французского классицизма.
Классицизм в архитектуре 18 века во Франции. Церковь Св. Женевьевы, ныне Пантеон, была построена по проекту архитектора Ж. Ж. Суффло
Второй этап известен под стилем Ампир или Поздний классицизм, который отличался торжественностью и парадностью мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров. Есть ещё другие имена этого направления: императорский стиль, (фр. empire — империя), высокий классицизм или наполеоновский стиль (по периоду правления). Ампиром завершается эволюция классицизма в первых трёх деcятилетиях 19 века.
Триумфальная арка в Париже. 1806—1836 гг по проекту архитектора французского ампира Жана-Франсуа Шальгрена. Арка «в древнеримском стиле» построена по распоряжению Наполеона Бонапарта в ознаменование побед его «Великой армии» по подобию Триумфальной арки Тита на римском Форуме. После смерти Шальгрена в 1811 году строительство продолжал архитектор Жан-Арно Реймон.
Отличия ампира — помпезность, напыщенность, парадность, праздничность — активно использовались французскими придворными архитекторами Наполеона. В России появился при Александре I.Францускому ампиру соответствуют:
- В Британии — Регентский стиль,
- в Германии — Бидермейер или Бидермайер,
- в США — федеральный стиль.
О самом важном символе Парижа 19 века в имперском стиле, а так же о русском ампире того же времени читайте в статье. Если есть 26 минут времени, то посмотрите видео «Секреты стиля ампир»
Если есть 26 минут времени, то посмотрите видео «Секреты стиля ампир».
Классицизм в архитектуре Германии и Австрии: Бидермайер
Немецкое слово Biedermeier правильно читать, как «бидермайер». Распространялся с 1815 по 1848 года. Его иногда относят к ветке романтического стиля, который сменил ампир, усматривая смесь направлений.
Современники того времени называли его «ампиром для бедных», потому что экономический упадок после наполеоновской Европы не позволял строить роскошные особняки. Стиль Бидермайер имеет место не только в Германии и Австрии, но и в городах Северной Италии, Скандинавских стран, Польши.
Этот стиль сформировал монументальные здания того времени и жилые кварталы среднего класса. Самым выдающимся архитектором Бидермайера, безусловно, был Йозеф Корнхойзель (1782 — 1860 гг), который оставил свой след в основном в Вене и Бадене под Веной.
Охотничий дворец Габсбургов в стиле Бидермайер. 1838-1840 г., в Тешине, Польша. Он был спроектирован венским архитектором Йозефом Корнхойзелем. By Verlag Grubner, Bielitz — Vintage postcard in private collection, Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=36043997Геймюллершлёссель в Вене. 1808 г. Коллекция Бидермайера Музея прикладного искусства. By Bwag — Own work, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=103371759
Такие характеристики неоклассической архитектуры Бидермайера, как единство простоты и функциональности , оказали влияние на югендстиль-модерн, и, в целом, архитектуру 20-го века.
Бидермайер. Дворец Florastöckl в Бадене, 1816—17. Арх. von Joseph Kornhäusel. Фото: Von Karl Gruber — Eigenes Werk, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=6229177
15 великих художников-классицистов
Никола Пуссен (1594-1665)
Этот мастер по праву считается одним из основоположников классицизма в живописи. Переехав в Рим, Пуссен постоянно учился, оттачивал навыки, экспериментировал с композицией. Художник одним из первых ставил главные акценты на локальном цвете и точности геометрических линий.
Клод Лоррен (1600-1682)
Великий мастер, который вывел искусство пейзажа на качественно новый уровень. На своих полотнах Лоррен играет с солнечным светом, изображает то утро, то полдень. Одинаково важную роль в его работах играют буйные краски природы и полуразрушенные строения.
Чем старше становился Лоррен, тем больше произведения перерастали рамки традиционного классицизма. Всё холоднее были тона, а общее настроение ставало отстранённым.
Жак Луи Давид (1748-1825)
Ведущий представитель второй волны французского классицизма. Его шедевр «Смерть Марата» не раз видел даже человек, совсем далёкий от живописи.
Став сторонником, а впоследствии придворным художником Наполеона, Давид сосредоточился на изображении батальных сцен и портретов высоких особ. Всё это работало на укрепление культурной мощи империи. После отречения Наполеона от престола Давид был вынужден бежать из Франции, и остаток лет прожил в Бельгии.
Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867)
Знаковый художник XIX века, который начинал в неоклассицизме, но постепенно только расширял стилевой диапазон. Из-за непрерывных экспериментов и поисков Энгр конфликтовал с истовыми академистами и романистами, прерывал отношения с модными выставками.
Под конец жизни мастер практиковал портретную живопись. В 82 года Энгр написал знаменитую «Турецкую баню» — шедевр жанра ню.
Антон Рафаэль Менгс (1728-1779)
Главный живописец-классицист в Германии. Его считают одним из наиболее видных портретистов в жанре.
Как верный адепт античных канонов, Менгс одной из главных задач ставил возврат массового интереса от рококо к классике. Помимо портрета, немецкий мастер сполна реализовал себя во фресках.
Генрих Фридрих Фюгер (1751-1818)
Ещё один видный представитель германского классицизма, большую часть творческой жизни провёл в Вене. Из-за этого он вошёл в историю как достояние Австрии. Наибольшее влияние на Фюгера оказал Менгс.
Живописец, как и его «наставник», работал в жанрах портрета и фрески. Фюгер также затрагивал мифологические, библейские сюжеты. Состоял в масонских ложах.
Бенджамин Уэст (1738-1820)
Художник, творивший в США, затем – в Англии. На Альбионе его и вовсе наградили прозвищем «американский Рафаэль».
Александр III Шотландский, спасен от нападения оленя бесстрашным Колином ФицджеральдомБенджамин Уэст
На своих полотнах Уэст изображал исторические события родины. Был близким другом и кумом президента Франклина.
Пьер Поль Прюдон (1758-1823)
Расцвет творчества этого француза – конец XVII – начало XVIII века. Прюдон, в основном, практиковал мифологические сюжеты с глубинной аллегорией. Кроме живописи, реализовал себя в создании классицистических интерьеров.
Антоний Бродовский (1784-1832)
Главный представитель стиля в Польше. Ученик выдающихся французских мастеров – Давида и Жерара.
Эдип и АнтигонаАнтоний Бродовский
Бродовский творил на родине. Основные направления – история, мифология, библейские сюжеты, портретная живопись.
Карл Брюллов (1799-1852)
Глыба русского классицизма. Как художник сформировался в Италии, затем творил на родине.
Брюллов был выдающимся портретистом. Кроме того, склонность к экспериментам и смешению жанров позволило специалистам называть его последователем Энгра.
Фёдор Рокотов (1735-1808)
Выдающийся русский мастер портретного классицизма. Рокотов запечатлевал на своих полотнах простой люд и высокие чины. К примеру, его перу принадлежат семейные портреты графов Воронцовых.
Дмитрий Левицкий (1735-1822)
Ещё один живописец, который реализовал себя в портретном классицизме. Левицкий отводил равнозначные роли работе со светом и расширению палитры оттенков. Одно из лучших его произведений – портрет Екатерины II.
Якоб Филипп Хаккерт (1737-1807)
Итальянский пейзажЯкоб Филипп Хаккерт
Блестящий мастер пейзажа. Уроженец Германии, Хаккерт творил в Скандинавии, Франции, Италии. Пейзажи его играют богатыми насыщенными красками, нередко на них запечатлены морские сражения.
Николай Абильгор (1743-1809)
ПрощаниеНиколай Абильгор
Видный представитель неоклассицизма в Дании. Помимо живописи, работал со скульптурой, архитектурой. Его вдохновляли болонские, а затем – французские мастера поры Революции. Абильгор, в основном, творил на мифологические мотивы.
Федеральный стиль: как отличить от георгианского
Федеральный стиль также известен как стиль Адама, в честь британских архитекторов братьев Адам, которые разработали этот стиль в Англии. В федеральном стиле есть много элементов георгианского стиля: симметрия, классические детали, двускатная крыша. Но отличается он орнаментом и изысканностью.
Федеральные детали более изящные, тонкие, тщательнее прорисованные, чем их георгианские аналоги, и могут включать в себя флаги, гирлянды и урны. Кроме того, в федеральном стиле были введены более формальные элементы, такие как вентиляционное окно на входной двери, иногда с боковыми фонарями по бокам, а также более сложные дверные обрамления и портики.
Дом Уильяма Бентли (около 1730 года) в г. Салэм, Массачусетс, США. Фото: Изначально этот файл был загружен участником Daderot из английский Википедия — Перенесено с en.wikipedia на Викисклад., CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3212645
Федеральный стиль также известен эффектными трехчастными или палладианскими окнами с изогнутыми арками. Еще одной выдающейся, но менее распространенной особенностью федеральной архитектуры является использование изогнутых или многоугольных оконных проекций.
Федеральный стиль в архитектуре США. Photo: jiawangkun / Adobe Stock
Федеральный стиль стал популярным во всех колониях после Американской революции и доминировал примерно до 1820 года
Самый простой способ отличить здание в федеральном стиле от здания в георгианском стиле — это обратить внимание на эллиптический вентилятор над входной дверью или окна в стиле палладио
Понятие классицизма
Классицизм — художественный стиль в европейской культуре периода XVII-XIX веков.
Появление классицизма как направления в искусстве относят к XVII веку. Он сформировался во Франции на волне возрастания критики абсолютизма под влиянием идей Просвещения и философии рационализма Рене Декарта, который возводил человеческую личность в статус высшей ценности бытия.
Основным конфликтом в рамках классицизма стал конфликт страсти и разума, где именно разум всегда должен выходить победителем. Образы лишены индивидуальных черт, они отражают устойчивые социальные и духовные характеристики, не являющиеся уникальными для какого-либо конкретного времени. Целью классицизма является построение лучшего общества.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Что касается пионеров классицизма в рамках различных литературных направлений, то традиционно выделяют следующих представителей:
- Франсуа Малерб, поэзия. Будучи одним из ключевых лиц французской поэзии того времени, Малерб не стал основателем поэтической школы. Однако его вклад в развитие французского языка и поэзии велик: он провел реформу языка и стиха. Первая подразумевала очищение французского языка от греческих и латинских заимствований, архаизмов, провинциализмов и ориентацию на речь широких слоев населения Парижа, то есть отказ и от региональных диалектов. Для поэтического языка он выдвинул три требования: чистота (отказ от внедрения всех подряд слов), ясность (у каждого слова должно быть строгое значение) и точность (нужно писать так, чтобы язык нельзя было не понять).
- Пьер Корнель, Жан-Батист Расин, драматургия. Стали основателями французской национальной трагедии как литературного жанра, строили свои произведения на основе конфликта между общественным долгом и личными страстями.
- Жан де Лафонтент, басня.
- Никола Буало-Депрео, сатира.
- Жан Батист Мольер (Поклен), комедия.
В России классицизм начал развиваться после реформ Петра I. М.В. Ломоносов адаптировал правила французской поэтики к русскому языку и выдвинул теорию «трех штилей», различающую высокий, средний и низкий стили в литературе. Особенностью русского классицизма является большая распространенность жанров, требующих от автора оценки действительности: комедия, сатира, басня, ода.
Подробное описание стиля
Классицизм как явление появился во Франции в XVII веке. Со временем новое течение дошло до всех ведущих стран Старого Света: Британии, Германии, Испании, Российской Империи.
Сама глубинная суть направления классицизма заложена в его названии. На латыни classicus буквально значит «образцовый», «высший». Так называли тех представителей древнеримского общества, кого относили к самому высокому сословию.
Именно искусство античных греков и римлян возводили в эталон творцы классицизма. Они воспринимали его как идеал, который следует возвращать к жизни в современных реалиях.
В своих произведениях сторонники свежего течения жаждали познать подлинную суть, истину вещей и явлений. Главной задачей считали помочь человеку возродить или впервые найти в себе принципы морали, нравственности, и далее жить уже по ним.
Также в творениях классицистов нередко заложены правила превосходства высшего над мелким, личным, земным. Вселенная как эталон и одновременно прообраз всего – вот что считалось основой мировоззрения.
Классицизм затрагивает только глубинные смыслы, оперирует вечными категориями, не делая акцент на частном, наносном. Картина, скульптура, строение: любое произведение делается по чётко означенным канонам, логичным и устоявшимся, как Вселенная.
Классицизм в скульптуре
Серьёзным толчком к развитию стиля в скульптуре стали раскопки Помпеев середины XVIII века. Античные мотивы стали тем элементом, через который можно было достоверно запечатлеть героизм старых и новых воинов, отвагу полководцев, мудрость мыслителей и философов.
Почти всегда классицизм в скульптуре сочетался с барочными вкраплениями. Более поздний ампирный стиль обращается, скорее, к религиозным мотивам, но верность античной традиции сохраняет. Это заключается в сути работ Бертеля Торвальдсена («Амур и Психея», «Ганимед, кормящий орла») и Антонио Кановы («Персей с головой Горгоны», «Венера Италийская»).
В Российской Империи классицизм в скульптуре развивали Козловский, Орловский, Мартос. Минин и Пожарский в Москве, Дюк де Ришельё в Одессе – эти памятники мгновенно всплывают в памяти.
Черты классицизма в живописи
Классицизм на полотне можно определить по таким характерным признакам:
- строгое соблюдение пропорций;
- упорядоченность, стройность общей композиции;
- чёткие линии и формы;
- стремление к симметричности;
- спокойствие, отсутствие хаоса и чрезмерного пафоса;
- стремление следовать строгим канонам живописи;
- затрагивание вопросов только высоких и вечных тем.
Ещё один из важнейших признаков классицизма в произведениях – анатомическая идеализация тела. С натуры не рисовали. Считалось, что человек должен быть запечатлён на картине с максимально развитым телом, что в действительности можно встретить нечасто.
В этом, например, лежит принципиальное различие между классицистическим подходом и реализмом. Здесь нет изображения действительности, какой она есть, без прикрас, ретуши. Реализм работает с более обыденными явлениями и героями, приземлёнными и простыми.
В то же время классика далека и от романтизма. Бунт, излишняя идеализация, попытка побега от реальности – всего этого нет на полотнах Пуссена, Лоррена, Давида.
Главным же антиподом классицизма смело можно назвать барокко. Особенно ярок контраст между барочной эстетикой и прагматизмом Давида и его последователей. Хаотичность, драма, экспрессивность противостоят холодному рассудку и сдержанности. По сути классицистический метод был призван несколько «приструнить» повсеместное распространение барокко, предложить другие взгляды на искусство.
Словарь терминов
Апсида Рождественской церкви в с. Быковка. 1830 г.
Апсидаабсида
Архитрав (от греч. archi — старший и лат. trabs — балка), нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, лежащая на капителях колонн; имеет вид балки — широкой, гладкой (в дорическом и тосканском ордерах) или разделенной на три горизонтальных уступа — фасции (в ионическом и коринфском ордерах
Дорический ордер, самый древний из трех основных архитектурных ордеров. Получил название от создавших его дорических племен. Колонна дорического ордера не имеет базы, ствол прорезан каннелюрами; капитель состоит из двух каменных плит — эхина и абака. Нижняя плита круглая, а верхняя квадратная. Антаблемент членится на архитрав, фриз и карниз. Дорический фриз состоит из чередующихся пластин: на одни нанесены два вертикальных углубления, на других обычно помещены рельефы. Фриз по горизонтали делится на триглифы и метопы. Дорическая колонна тяжеловесна, чуть ниже середины — утолщена. Устремленность колонны вверх подчеркивают вертикальные желобки. По краю крыши проходят выступающие карнизы: на обеих узких сторонах храма под крышей образуются треугольники — фронтоны, которые украшали скульптурами. Сегодня сохранились части храмов белого цвета: покрывавшие их краски с течением времени осыпались. Когда-то их фризы и карнизы были раскрашены в красный и синий цвета.
Кессоны, кассеты, — квадратные или многоугольные углубления на потолке или внутренней поверхности арки, свода. Играют конструктивную и декоративную роль.
Консоль — выступ в стене или заделанная одним концом в стену балка, поддерживающая карниз, балкон, фигуру, вазу и т. п.
Коринфский ордер — один из трех основных архитектурных ордеров. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным желобками (каннелюрами), и пышной капителью, состоящей из рядов листьев аканфа и небольших волют.
Пилястра, пилястр — плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Пилястра имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна; служит для членения плоскости стены.
Рустика — облицовка стен сооружения камнями с грубооколотой или выпуклой лицевой поверхностью («рустами») либо имитирующая ее рельефная кладка.
Трапезная,
1) в монастырях столовая с церковью при ней; русские трапезные 16-17 вв. — большие залы с открытыми террасами и лестницами.
2) Западная пристройка к церкви.
Фронтон — в архитектуре, увенчание фасада здания, имеющее чаще всего форму треугольника, ограниченного с боков двумя наклонными карнизами, а снизу главным карнизом здания. Узкие стороны античных храмов всегда оканчивались вверху невысоким Ф., треугольное поле или тимпан которого бывало украшено скульптурными фигурами, а боковые карнизы несли на себе края двускатной крыши сооружения. В последнюю пору римского искусства явились Ф. другой формы, перешедшие потом в архитектуру эпохи Возрождения, а именно такие, в которых наклонные карнизы заменяются одним непрерывным дугообразным карнизом, так что образуется тимпан в виде сегмента круга (циркульный Ф.). В позднейшее время форма Ф. стали еще более разнообразными: явились Ф. в виде трапеции, Ф. с боковыми карнизами, не сходящимися вверху и оставляющими между своими верхними концами (иногда переходящими в волюты) свободное пространство для помещения пьедестала для вазы, бюста или какого-либо другого украшения (прерванный Ф., fronton brise), Ф. в форме равностороннего треугольника и др. Такие Ф. устраиваются преимущественно не над фасадами, но под окнами, дверями и крыльцами.
Хоры (эмпоры) — верхняя открытая галерея, балкон внутри церкви, в парадном зале.
Жанры
Именно в эпоху классицизма была выстроена чёткая иерархия жанров. Их отныне разделяли на две категории – высокие и низкие. К первому виду причисляли живопись на темы истории, мифологии, религии, ко второму – портрет, пейзаж и натюрморт.
Высокие жанры наделяли глубоким, значительным смыслом, и прямо противоположное отношение было к низким. Смешение двух этих категорий было строго запрещено.
Портрет
Основные черты жанра задал «отец» классицизма Никола Пуссен. Именно в его «Автопортрете» сосредоточено главное художественное кредо: выразительные, несколько приукрашенные черты лица, чётко выдержанная композиция, строгость формы.
Ещё одним знаковым образцом позже стал запечатлённый на полотне самим собой Жак Луи Давид. Хорошо развился этот жанр классицизма и в Российской Империи. «Портрет Екатерины II» Левицкого, «Дмитрий Голицын» и «Григорий Орлов» Рокотова – показательные примеры.
Пейзаж
Природные ландшафты сделал неотъемлемой частью стиля классицизм Клод Лоррен. На его произведениях пейзаж органично дополняет руины построек и, в то же время, противостоит им. Налицо борьба вечного против тленного.
Прекрасные образцы классицизма Лоррена – «Пейзаж с Аполлоном и Марсием», «Утро в гавани», «Отплытие царицы Савской».
Натюрморт
По-своему развитие стиля проходило в Голландии. Там характерные черты классицизма наиболее чётко проявились в технике натюрморт в XVII-XVIII столетиях. Яркие представители – Виллем ван Алст, Абрахам Миньон.
Цветы и фруктыЯн ван Хёйсум
Наивысшего цвета нидерландский классицистический натюрморт достиг при Яне ван Хёйсуме. Он стал блестящим мастером жанра. «Цветы и плоды» ван Хёйсума – едва ли не эталонный образец позднего натюрморта.