Клавесин: фото. Музыкальный инструмент в разобранном и собранном виде
Мы уже практически разобрались в данной теме. Для того чтобы лучше понимать, что такое клавесин и как он выглядит, стоит взглянуть на фото. Так можно в деталях рассмотреть инструмент и выяснить, какие особенности он имеет
В таком случае важно понимать, что клавесин может быть достаточно прост по своему внешнему виду, но его звучание при этом абсолютно уникально. Именно данный инструмент обладает красивым тембром, который можно использовать в разных направлениях классической музыки. Посмотрим, как выглядит изнутри такой музыкальный инструмент, как клавесин
Фото демонстрируют, что находится у него под крышкой. Можно увидеть, что клавесин является также достаточно сложным конструктивно. В нем находится множество струн, которые приводились в колебание щипком. Для этого использовали птичье перо или натуральную кожу, закрепленную на специальном стержне. Интересно, что на каждую клавишу и струну приходится особый тон
Посмотрим, как выглядит изнутри такой музыкальный инструмент, как клавесин. Фото демонстрируют, что находится у него под крышкой. Можно увидеть, что клавесин является также достаточно сложным конструктивно. В нем находится множество струн, которые приводились в колебание щипком. Для этого использовали птичье перо или натуральную кожу, закрепленную на специальном стержне. Интересно, что на каждую клавишу и струну приходится особый тон.
Как можно видеть, клавесин по внешнему виду весьма непримечателен. Но на тот момент, когда его только создали, он поражал воображение публики.
Пользовался клавесин популярностью и в XX веке. Музыканты играли на нем классические произведения разных композиторов.
Механизм
Деталь механизма клавесина Кристиана Зелла, в Museu de la Música de Barcelona
Клавесины различаются по размеру и форме, но у всех один и тот же основной механизм. Игрок нажимает клавишу, которая качается над стержнем посередине своей длины. Другой конец ключа поднимает домкрат (длинную деревянную полоску), на котором находится небольшой плектр (клиновидный кусок пера , часто сделанный из пластика в 21 веке), который перехватывает струну. Когда игрок отпускает ключ, дальний конец возвращается в исходное положение, и домкрат падает обратно; плектр, установленный на язычковом механизме, который может поворачиваться назад от струны, проходит по струне, не выдергивая ее снова. Когда ключ достигает своего положения покоя, войлочный демпфер на домкрате останавливает колебания струны. Эти основные принципы подробно описаны ниже.
Рис. 1. Схематическое изображение клавесина с ручным управлением размером 2 × 8 футов.
- Keylever представляет собой простой шарнир, который качается на баланс штифтом , который проходит через отверстие , просверленное через keylever.
-
Гнездо представляет собой тонкий прямоугольный кусок дерева , который сидит прямо на конце keylever. Домкраты удерживаются регистрами . Это две длинные деревянные полоски (верхняя подвижная, нижняя неподвижная), которые проходят в зазоре между фиксатором и рельсом. Регистры имеют прямоугольные пазы (отверстия), через которые проходят домкраты, когда они могут перемещаться вверх и вниз. Регистры удерживают домкраты в том месте, где нужно натянуть струну.
Рисунок 2. Верхняя часть домкрата.
- В домкрате плектр выступает почти горизонтально (обычно плектр немного наклонен вверх) и проходит прямо под струной. Исторически плектры изготавливались из птичьего пера или кожи; многие современные клавесины пластический ( Delrin или Celcon ) плектры.
- Когда передняя часть клавиши нажата, задняя часть клавиши поднимается, домкрат поднимается, и плектр выщипывает струну.
-
Затем вертикальное движение домкрата останавливается подъемным ограждением (также называемым верхним поручнем ), которое покрыто мягким войлоком, чтобы заглушить удар.
Рисунок 3: как работает действие клавесина
- Когда клавиша отпускается, домкрат падает под собственным весом, и плектр снова проходит под струну. Это стало возможным благодаря тому, что плектр удерживается на язычке, прикрепленном с помощью оси и пружины к корпусу домкрата. Нижняя поверхность плектра срезана под наклоном; таким образом, когда опускающийся плектр касается струны сверху, наклонная нижняя поверхность обеспечивает достаточную силу, чтобы толкать язычок назад.
- Когда домкрат приходит в полностью опущенное положение, войлочный демпфер касается струны, в результате чего нота прекращается.
Случай
Деревянный корпус удерживает на месте все важные элементы конструкции: фиксатор, деку, сцепные устройства, клавиатуру и домкрат. Обычно он имеет прочное дно, а также внутренние распорки для сохранения формы без деформации под натяжением струн. Ящики сильно различаются по весу и прочности: итальянские клавесины часто имеют легкую конструкцию; более тяжелая конструкция встречается в более поздних фламандских инструментах и в инструментах, созданных на их основе.
Фальшивый внутренний-внешний клавесин из Немецкого музея в Мюнхене . Фальшивый внутренний корпус начинается справа от клавиатуры и продолжается назад лишь настолько, чтобы обеспечить прорезь для поддержки направляющей домкрата.
Футляр также придает клавесину внешний вид и защищает инструмент. Большой клавесин — это в некотором смысле предмет мебели, поскольку он стоит отдельно на ножках и может быть оформлен так же, как и другая мебель того места и того времени. С другой стороны, ранние итальянские инструменты были настолько легкими по конструкции, что с ними обращались скорее как со скрипкой: они хранили для хранения в защитном внешнем футляре и играли на них, вынув их из футляра и положив на стол. Часто такие столы были довольно высокими — до конца 18 века люди обычно играли стоя. В конце концов, клавесины стали изготавливаться только с одним корпусом, хотя существовала и промежуточная стадия: ложное внутреннее-внешнее , которое по чисто эстетическим причинам было построено так, как если бы внешний корпус содержал внутренний, в старом стиле. Даже после того, как клавесины стали самозаклепанными объектами, они часто поддерживались отдельными стойками, а некоторые современные клавесины имеют отдельные ножки для улучшения портативности.
Многие клавесины имеют поднимающуюся крышку, крышку клавиатуры и пюпитр для нот и партитур.
Клавесины украшались множеством различных способов: простой буйволовой краской (например, некоторые фламандские инструменты), бумагой с набивными узорами, кожаными или бархатными покрытиями, шинуазри или иногда очень сложными росписями.
История создания клавесина
Известно, что уже в 15 веке в Италии играли на инструменте с коротким, грузным корпусом. Кто точно придумал его, неизвестно. Изобрести его могли в Германии, Англии, во Франции. Старейший из сохранившихся создан в 1515 году в Лигивимено.
Существует письменное свидетельство 1397 года, согласно которому Герман Полл рассказывал об изобретенном им инструменте clavicembalum. Большинство упоминаний относятся к 15-16 векам. Тогда начался рассвет клавесинов, которые могли отличаться габаритами, типом механизма. Разными были и названия:
- клавичембало – в Италии;
- спинет – во Франции;
- арпсихорд – в Англии.
Название клавесина происходит от слова clavis – ключ, клавиша. В 16 веке созданием инструмента занимались мастера итальянской Венеции. Одновременно с ними Северную Европу им снабжали фламандские мастера по фамилии Рюккерс из Антверпена.
Конец XVIII века ознаменовался популяризацией фортепиано, которое звучало более разнообразно, позволяло играть, изменяя силу звучания. Инструмент клавесин вышел из производства, его история закончилась.
Устройство
Первоначально клавесин имел четырёхугольную форму, в XVII веке приобрёл крыловидную продолговатую треугольную форму, вместо жильных стали применяться металлические струны. Струны его расположены горизонтально, параллельно клавишам, обычно в виде нескольких хоров, причем группы струн разных мануалов находятся на разных высотных уровнях. Внешне клавесины обычно изящно отделывались: корпус украшался рисунками, инкрустациями и резьбой. В эпоху Людовика XV отделка клавесина соответствовала стильной мебели того времени. В XVI—XVII веках выделялись по качеству звука и своему художественному оформлению клавесины антверпенских мастеров Руккерсов.
Регистры
Звук клавесина — блестящий, но мало певучий, отрывистый, не поддающийся динамическим изменениям, то есть плавное увеличение и уменьшение громкости на клавесине невозможно. Для изменения силы и тембра звука, в клавесине может быть более одного регистра, которые включаются ручными переключателями, рычажками, находящимися по бокам клавиатуры. Ножные и коленные переключатели регистров появились в конце 1750-х годов.
У клавесина, в зависимости от модели могут быть следующие регистры:
- 8-футовый (8`) — регистр, звучащий соответственно нотной записи;
- лютневый — регистр характерного носового тембра, напоминающий пиццикато на смычковых инструментах; обычно не имеет своего ряда струн, а образуется из обычного 8-футового регистра, струны которого при переключении рычажка приглушаются кусочками кожи или войлока с помощью специального механизма;
- 4-футовый (4`) — регистр, звучащий на одну октаву выше;
- 16-футовый (16`) — регистр, звучащий на одну октаву ниже.
Мануалы и их диапазон
В XV веке диапазон клавесина составлял 3 октавы, причем в нижней октаве некоторые хроматические ноты отсутствовали. В XVI веке диапазон расширился до 4 октав (от C большой октавы до C 3-й: C — C’’’), в XVIII веке — до 5 октав (от F контр-октавы до F 3-й: F’ — F’’’).
В XVII—XVIII веках для придания клавесину динамически более разнообразного звучания изготовлялись инструменты с 2 (иногда 3) мануалами (клавиатурами), которые располагались террасообразно одна над другой, а также с регистровыми переключателями для октавного удвоения и изменения тембровой краски.
Типичный немецкий или нидерландский клавесин XVIII века имеет два мануала (клавиатуры), два набора струн 8` и один набор струн 4` (звучащих октавой выше), которые благодаря имеющимся переключателям регистров могут использоваться по отдельности или совместно, а также механизм копуляции мануалов (копула), позволяющий задействовать регистры второго мануала при игре на первом.
Толкачик
Современный металлический толкачик, сверху и снизу винты для регулировки механики |
На рисунке 1 изображена функция толкачика (или прыгунка), цифрами обозначены: 1 — ограничитель, 2 — фетр, 3 — демпфер, 4 — струна, 5 — плектр (язычок), 6 — лангетта, 7 — ось, 8 — пружина, 9 — толкачик, 10 — отклонение лангетты с плектром.
|
Рисунок 2 |
Толкачик: плектр(белый), демпфер(красный) |
- A — исходное положение, демпфер на струне.
- B — нажатие на клавишу: поднятие толкачика, демпфер освобождает струну, плектр приближается к струне.
- C — плектр защипнул струну, струна звучит, высоту выскакивания толкачика контролирует ограничитель, обитый снизу войлоком.
- D — клавиша отпущена, толкачик опускается, при этом лангетта отклоняется в сторону (10), позволяя плектру почти беззвучно соскользнуть со струны, затем демпфер заглушает вибрацию струны, а лангетта с помощью пружины возвращается в исходное состояние.
На рисунке 2 изображено устройство верхней части толкачика: 1 — струна, 2 — ось лангетты, 3 — лангетта (от фр. languette), 4 — плектр, 5 — демпфер.
Толкачики установлены на конец каждой клавиши клавесина, это отдельное приспособление, которое вынимается из клавесина для починки или регулировки. В продольном вырезе толкачика на оси крепится лангетта (от фр. languette), в которой закреплён плектр — язычок из вороньего пера, кости или пластика (дюралиновый плектр Delrin — на многих современных инструментах), круглый или плоский. Кроме одного плектра делались и сдвоенные латунные плектры, которые располагались один над другим. Два защипывания подряд не улавливались слухом, но свойственную клавесину колючую атаку, то есть острое начало звука, такое устройство делало более мягкой. Чуть выше язычка — демпфер из войлока или мягкой кожи. При нажатии на клавишу толкачик выталкивается вверх, и плектр защипывает струну. Если клавишу отпустить, освобождающий механизм позволит плектру вернуться в исходное положение без повторного защипывания струны, а вибрация струны заглушается демпфером.
Эволюция
С начала 17 века вместо жильных использовались металлические струны, увеличивающиеся по длине (от дисканта к басу). Инструмент приобрёл треугольную крыловидную форму с продольным (параллельно клавишам) расположением струн.
В 17—18 вв. для придания клавесину динамически более разнообразного звучания изготовлялись инструменты с 2 (иногда 3) ручными клавиатурами (мануалами), которые располагались террасообразно одна над другой (обычно верхний мануал настраивался на октаву выше), а также с регистровыми переключателями для расширения дискантов, октавного удвоения басов и изменения тембровой окраски (лютневый регистр, фаготовый регистр и др.).
Регистры приводились в действие рычажками, находящимися по бокам клавиатуры, или кнопками, расположенными под клавиатурой, или педалями. На некоторых клавесинах для большего тембрового разнообразия устраивалась 3-я клавиатура с какой-либо характерной тембровой окраской, чаще напоминающей лютню (так называемая лютневая клавиатура).
Варианты
Virginals
Знаменитая картина Яна Вермеера « Дама, стоящая у девственницы» изображает характерную для его времени практику: инструмент установлен на столе, а игрок стоит.
Девственница — это меньшая и более простая прямоугольная форма клавесина, имеющая только одну струну на ноту; струны проходят параллельно клавиатуре, которая находится на длинной стороне корпуса.
Спинет
Спинет — это клавесин со струнами, расположенными под углом (обычно около 30 градусов) к клавиатуре. Струны расположены слишком близко друг к другу, чтобы между ними поместились домкраты. Вместо этого струны расположены парами, а гнезда находятся в больших промежутках между парами. Два домкрата в каждом зазоре обращены в противоположные стороны, и каждый зажимает струну, прилегающую к зазору.
Английский дневник Сэмюэл Пепис несколько раз упоминает о своем «треугольнике». Это был не тот ударный инструмент, который мы сегодня называем треугольником ; скорее, это было название спинетов с октавным тоном, которые были треугольной формы.
Клавициферий
Клавициферий — это клавесин с декой и струнами, установленными вертикально лицом к игроку, по тому же принципу экономии места, что и у пианино . В клавицифериуме гнезда перемещаются по горизонтали без помощи силы тяжести, так что действия клавицифериума более сложны, чем у других клавесинов.
Оттавино, построенный Арнольдом Дольметшем в 1923 году по образцу инструмента 1698 года Джоаннеса Каркасси.
Оттавино
Оттавини — это маленькие спинеты или девственницы на четырехфутовом поле . Клавесины с октавным тоном были более распространены в раннем Возрождении, но позже их популярность уменьшилась. Однако оттавино оставалось очень популярным как домашний инструмент в Италии до 19 века. В Нидерландах оттавино обычно сочеталось с 8- футовыми вирджиналами, помещенными в небольшой отсек под декой более крупного инструмента. Оттавино можно было снять и положить поверх девственницы, создавая, по сути, двойной ручной инструмент. Их иногда называют «мать и дитя» или «двойные девственницы».
Педальный клавесин
Иногда строились клавесины, которые включали в себя другой набор или наборы струн под ними, и на них игралась педальная клавиатура с ножным управлением, которая запускает защипывание самых низких клавиш клавесина. Хотя не существует известных сохранившихся педальных клавесинов XVIII века или ранее, из Adlung (1758): нижний набор обычно из восьми струн «… построен как обычный клавесин, но имеет протяженность только в две октавы. разъемы похожи, но они получат выгоду, если их расположить спиной к спине, поскольку две октавы занимают столько же места, сколько четыре в обычном клавесине. До 1980 года, когда Кейт Хилл представил свою конструкцию педального клавесина, большинство педальных клавесинов были построены на основе конструкций существующих педальных пианино XIX века, в которых инструмент имеет такую же ширину, как педальборд. Хотя они в основном предназначались в качестве практических инструментов для органистов, некоторые пьесы, как полагают, были написаны специально для педального клавесина. Однако набор педалей может улучшить звучание любой пьесы, исполняемой на инструменте, как это продемонстрировано на нескольких альбомах Э. Пауэра Биггса .
Другие варианты
Archicembalo , построенный в 16 веке, имел необычную раскладку, предназначенную для размещения вариантных систем настройки , требуемых композиционной практикой и теоретических экспериментами. Чаще использовались инструменты с разделенной диезой , также разработанные для приспособления к системам настройки того времени.
Складной клавесин был инструмент , который можно было бы сложить , чтобы сделать его более компактным, что облегчает путешествие с ним.
[править] История
Самые ранние упоминания инструмента типа клавесина фигурируют в «Декамероне» Джованни Боккаччо, вышедшем в 1354 году, а также в источнике 1397 года из Падуи (Италия), самое раннее известное изображение — на алтаре в Миндене (1425), первое описание с иллюстрирующими рисунками делает Анри Арно де Цволле в 1436 году. У де Цволле это тот же клавикорд с приданым ему щипковым механизмом. Как солирующий инструмент клавесин сохранялся в обиходе до конца XVIII века. Несколько дольше он использовался для исполнения цифрованного баса, для сопровождения речитативов в операх. Ок. практически вышел из употребления. Возрождение культуры игры на клавесине началось на рубеже XIX — XX веков.
Двухмануальный франко-фламандский клавесин, построенный в 2004-ом году Титусом Крейненом по исторической модели Рюккерса
Клавесины XV века не сохранились. Судя по изображениям, это были короткие инструменты с грузным корпусом. Большинство сохранившихся клавесинов XVI века были изготовлены в Италии, где главным центром их производства была Венеция. Они имели 8` регистр (реже два регистра 8` и 4`), отличались изяществом. Их корпус изготовлялся чаще всего из кипариса. Атака на этих клавесинах была отчетливее, а звук — более отрывистым, чем у позднейших фламандских инструментов. Важнейшим центром производства клавесинов в Северной Европе был Антверпен, где с 1579 года работали представители семьи Рюккерс. Их клавесины имеют более длинные струны и более тяжеловесный корпус, чем итальянские инструменты. С 1590-х в Антверпене производились клавесины с двумя мануалами. Французские, английские, немецкие клавесины XVII века сочетают в себе признаки фламандских и нидерландских моделей. Сохранились некоторые французские двухмануальные клавесины с корпусом из орехового дерева. С 1690-х во Франции производились клавесины того же типа, что и инструменты фирмы Рюккерс. Среди французских клавесинных мастеров выделялась династия Бланше. В 1766 году мастерскую Бланше унаследовал Таскин.
Функция толкачика : 1 — ограничитель 2 — фетр, 3 — демпфер, 4 — струна 5 — плектр (язычок), 6 — лангетта (от фр. languette), 7 — ось, 8 — пружина, 9 — толкачик, 10 — escamotage de la languette et du bec — A : исходное положение, демпфер на струне — B : нажатие на клавишу: поднятие толкачика, демпфер освобождает струну, язычок приближается к струне — C : плектр защипнул струну, струна звучит, высоту выскакивания толкачика ограничивает планка, обитая снизу войлоком — D : клавиша отпущена, толкачик опускается, плектр в лангетте при верхнем положении толкачика удерживается отведённым в сторону специальной пружинкой, отчего опускаясь вниз он не задевает струну повторно, а демпфер заглушает вибрацию струны.
Клавесин во французском стиле работы Жана-Поля Руо (Париж) по Никола Дюмону 1707-го года
Наиболее значительными английскими производителями клавесинов в XVIII веке были Шуди и семья Киркман. Их инструменты имели облицованный фанерой дубовый корпус и отличались сильным звуком богатого тембра. В Германии XVIII века основным центром производства клавесинов был Гамбург; среди изготовленных в этом городе есть инструменты с 2` и 16` регистрами, а также с тремя мануалами. Необычно длинная модель клавесина была разработана Й. Д. Дюлкеном, ведущим нидерландским мастером XVIII века. Во второй половине XVIII века клавесин стал вытесняться фортепиано. Около фирма Киркман выпустила свой последний клавесин. Инициатором возрождения инструмента стал А. Долмеч. Свой первый клавесин он построил в 1896 году в Лондоне и вскоре открыл мастерские в Бостоне, Париже и Хейслмире. Выпуск клавесинов наладили также парижские фирмы Плейель и Эрар. Плейель начала производить модель клавесина с металлической рамой, несущей толстые, туго натянутые струны; на инструментах этого типа Ванда Ландовска воспитала целое поколение клавесинистов. Так началась эпоха новой клавесинной эстетики.Клавесин современный занял свое место в музыке ХХ века. Бостонские мастера Фрэнк Хаббард (Hubbard) и Уильям Дауд (Dowd) первыми начали копировать старинные клавесины.
Клавесин
КЛАВЕСИН Французский clavecin, от позднелатинского clavicymbalum, от латинского clavis — ключ (отсюда ключ) и cymbalum — цимбалы — клавишный инструмент. Он известен с 16 века (строительство началось в 14 веке), первые сведения о клавесине относятся к 1511 году; самый старый из сохранившихся инструментов итальянского производства датируется 1521 годом.
Клавесин развился из псалтири (путем преобразования и установки клавишного механизма).
Первоначально клавесин имел прямоугольную форму и по внешнему виду напоминал «свободный» клавикорд. В отличие от последнего, он имел струны разной длины (каждая клавиша имела свою струну, настроенную на определенный тон) и более сложный механизм клавиатуры. Струны клавесина заставляли вибрировать, приводя их в движение с помощью птичьего крыла, прикрепленного к толкателю. При нажатии клавиши ползунок на заднем конце поднимался, и пружина зацепляла струну (позже вместо птичьей пружины стали использовать кожаный ползунок).
История клавесина
Для того чтобы понимать, что такое клавесин, стоит немного углубиться в его историю. Это позволит узнать, каким образом он создан.
Музыкальный инструмент клавесин обладает достаточно интересным и динамичным звуком. Он был создан ещё в XV веке. Этот инструмент конструктивно значительно отличался от клавикорда, так как каждая деревянная клавиша в нем была присоединена к струне. Именно за счет такого нового подхода клавесин играл довольно громко, что на то время могло очень удивлять людей.
Создавался такой инструмент большое количество времени, так как механизм, который требовал отдельную струну на каждую клавишу, должен был быть качественно выполнен.
Виды такого инструмента также могут быть разными. Он мог быть уменьшенным, как, например, фортепиано, и расширенным — как рояль. Это также могли быть и клавесины, которые имели несколько рядов клавиш, но сегодня такие сложно где-то увидеть.
Это делалось для того, чтобы изменять силу звука в зависимости от того, какое произведение должно было быть сыгранным.
Далее рассмотрим, как с XV века менялся клавесин. Инструмент постоянно совершенствовали для гармоничного звучания. Имеется в виду, что при его первоначальной конструкции диапазон звука составляет только три октавы, далее — четыре. После этого были созданы более сложные формы инструмента, в которых было два и даже три яруса клавиш.
Переключатели позволяли постоянно изменять регистры звучания инструмента, можно было даже одновременно использовать несколько регистров. В таком случае клавесин мог выступать как самостоятельный инструмент. По одному регистру использовалось при аккомпаниации в пении с ансамблями и хоровыми коллективами.
Разновидности
В группу клавишных хордофонов вошли несколько разновидностей инструментов. Объединенные одним названием, они имели принципиальные отличия. Размер корпуса мог отличаться. Классический клавесин имел диапазон звучания 5 октав. Но не меньшей популярностью пользовались и другие разновидности, отличающиеся друг от друга формой корпуса, расположением струн.
У верджинела она была прямоугольной, мануал располагался справа. Струны натягивались перпендикулярно клавишам. Такое же строение и форму корпуса имел мюзелар. Еще одна разновидность – спинет. В XVII веке он стал очень популярным в Англии. Инструмент имел один мануал, струны натягивались по диагонали. Один из старинных видов – клавицитерий с вертикально расположенным корпусом.
Верджинел
Другое использование
Клавиатура печатного телеграфа, построенного Сименс и Гальске в Санкт-Петербурге, Россия, ок. 1900 г.
Ряд ударных инструментов, таких как ксилофон, маримба, вибрафон, или же глокеншпиль- имеют расположенные в раскладке клавиатуры тональные элементы. Вместо того, чтобы нажимать клавишу, исполнитель обычно ударяет молотком по каждому элементу (колокол, металлический или деревянный стержень и т. Д.).
Есть несколько примеров раскладки музыкальной клавиатуры, используемой для немузыкальных устройств. Например, некоторые из самых ранних печатный телеграф машины использовали раскладку, похожую на клавиатуру пианино.
Музыкальный инструмент клавесин
Те, кто посещал уроки музыкальной истории и литературы, могут с уверенностью сказать, что клавесин – это древний инструмент, который появился еще в XV- XVI веке.
Механизм его работы достаточно сложен, а звук — своеобразен. Для того чтобы понять это, нужно прослушать несколько композиций при игре на таком инструменте.
Большей частью такой инструмент сейчас можно встретить в специализированных местах, а именно в консерваториях и музыкальных учреждениях
Все эти инструменты считаются раритетом, и на них играют очень аккуратно, с бережностью и осторожностью, так как старые щипковые механизмы могут поломаться
Известные композиторы и клавесины
Интерес музыкантов к инструменту длился несколько столетий. За это время музыкальная литература пополнилась множеством произведений, написанных замечательными известными композиторами. Они часто жаловались, что при написании партитур оказываются в скованном положении, ведь не могут указать уровень звучания «фортиссимо» или «пианиссимо». Но не отказывались от возможности создания музыки для чудесного клавесина с блестящим звуком.
Во Франции даже образовалась национальная школа игры на инструменте. Ее основоположником стал композитор эпохи барокко Ж. Шамбоньер. Он был придворным клавесинистом королей Людовика XIII и Людовика XIV. В Италии виртуозом клавесинного стиля по праву считался Д. Скарлатти. В историю мировой музыки вошли сольные партитутры таких известных композиторов, как А. Вивальди, В.А. Моцарт, Генри Персел, Д. Циполи, Г. Гендель.
На рубеже XIX-XX веков инструмент казался безвозвратно ушедшим в прошлое. Вернуть ему новую жизнь первым сделал попытку Арнольд Долмеч. В 1896 году музыкальных дел мастер закончил работу над своим клавесином в Лондоне, открыл новые мастерские в Америке и во Франции.
Арнольд Долмеч
Ключевой фигурой в процессе возрождения инструмента стала пианистка Ванда Ландовская. Она заказала одной парижской мастерской концертную модель, много внимания уделяла клавесинной эстетике, изучала старинные партитуры. В Нидерландах возвращением интереса к аутентичной музыке активно занимался Густав Леонхардт. Большую часть жизни он работал над записью церковной музыки Баха, сочинений композиторов барокко и венской классики.
Во второй половине XX века интерес к старинным инструментам становится больше. Мало кто знает, что сын знаменитого оперного певца князь А.М. Волконский уделял много времени воссозданию музыки прошлого и даже основал ансамбль аутентичного исполнительства. Сегодня научиться игре на клавесине можно в консерваториях Москвы, Казани, Санкт-Петербурга.
Клавикорд
Этот не такой уж и древний инструмент стоит отдельного упоминания. Хотя бы потому, что на нем удалось сделать то, что оставалось спорным моментом на протяжении долгих лет: окончательно определиться с разбивкой октавы на тона, и, самое главное, полутона.
За это стоит благодарить Себастьяна Баха, который и проделал этуогромнейшую работу. Он же известен и как автор сорока восьми произведений, написанных специально для клавикорда.
По сути, написаны они были для домашнего воспроизведения: клавикорд был слишком тихим для концертных залов. Зато для дома он был поистине бесценным инструментом, а потому довольно долгое время оставался популярным.
Отличительной особенностью клавишных инструментов того времени были струны одинаковой длины. Это значительно усложняло настройку инструмента, а потому стали разрабатываться конструкции со струнами различной длины.
Клавесин
Мало какие клавишные обладают столь же необычной конструкцией, как клавесин. В нем вы могли бы увидеть и струны, и клавиатуру, но вот звук извлекался не ударами молоточка, а медиаторами. По форме клавесин уже больше напоминает современное фортепиано, так как содержит струны различной длины. Но, как и в истории с фортепиано, крыловидный вид клавесина был лишь одной из распространенных конструкций.
Другой вид был похож на прямоугольный, иногда квадратный, ящик. Были как горизонтальные клавесины, так и вертикальные, которые могли иметь размер значительно больший, чем у горизонтальной конструкции.
Как и клавикорд, клавесин не был инструментом больших концертных залов, – это был домашний или салонный инструмент. Тем не менее, со временем он снискал репутацию отличного ансамблевого инструмента.
клавесин
Постепенно к клавесину стали относиться, как к шикарной игрушке дорогих людей. Инструмент изготавливался из ценных пород дерева и был богато украшен.
Некоторые клавесины имели по две клавиатуры с разной силой звука, к ним приделывали педали – эксперименты ограничивались лишь фантазией мастеров, которые стремились любыми путями разнообразить суховатое звучание клавесина. Но в то же время подобное отношение побудило выше ценить музыку, написанную для клавесина.
Сейчас этот инструмент хоть и не пользуется такой же популярностью, что и прежде, но все же иногда встречается.
Его можно услышать на концертах старинной и авангардной музыки. Хотя стоит признать, что современные музыканты куда вероятней будут использовать цифровой синтезатор с семплами, имитирующими звук клавесина, чем сам инструмент. Все-таки это сейчас редкость.