Личная жизнь
—Криста Людвиг, Моим собственным голосом: Мемуары (1999), стр. 119. (перевод Регины Домераски)
С 1957 по 1970 год Людвиг был женат на бас-баритоне Уолтере Берри ; у них родился сын. Пара часто выступала вместе, в частности, как Дайер и его жена в Die Frau ohne Schatten . В 1972 году она вышла замуж за французского театрального актера Поля-Эмиля Дейбера, скончавшегося в 2011 году.
Первые мемуары Людвига « Und ich wäre so gern Primadonna gewesen» («И я бы с радостью был примадонной») были опубликованы в 1994 году; английский перевод Регины Домераски под названием « Моим собственным голосом» был опубликован в 1999 году. Ее вторые мемуары, « Leicht muss man sein»: Erinnerungen an die Zukunft («Человек должен быть легче»: воспоминания о будущем »), как сказано Эрна Куэста и Франц Зоглауэр был опубликован в 2018 году.
Людвиг умерла в своем доме в Клостернойбурге , Австрия, в апреле 2021 года в возрасте 93 лет.
Professional career[edit][]
Ludwig was born in Berlin to a musical family; her father, Anton Ludwig, was a tenor and an operatic administrator, her mother, the mezzo-soprano Eugenie Besalla-Ludwig who sang at the Aachen Opera during Herbert von Karajan’s period as conductor. Ludwig’s first voice teacher was her mother.
Ludwig made her debut in 1946 at the age of 18 as Orlovsky in Die Fledermaus at Frankfurt, where she sang until 1952. She was a member of the Darmstadt Opera from 1952 to 1954, then sang the 1954–1955 season at the Staatsoper Hannover. She joined the Vienna State Opera in 1955, where she became one of its principal artists and was appointed Kammersängerin in 1962 and performed with the company for more than thirty years. In 1954, Ludwig made her debut at the Salzburg Festival as Cherubino in Le nozze di Figaro, and appeared there regularly until 1981. Ludwig made her Bayreuth Festival debut as Brangäne in Tristan und Isolde in 1966. In 1960, she performed as Adalgisa alongside Maria Callasas Norma, in Bellini’s opera by the same title.
Ludwig made her American debut at the Lyric Opera of Chicago as Dorabella in Così fan tutte in 1959. That same year, she made her debut at the Metropolitan Opera in New York as Cherubino in Le nozze di Figaro and subsequently sang 121 performances in 15 different roles with the company until 1993. At the Metropolitan Opera, where she quickly became one of the audience’s favourites, her repertoire included The Dyer’s Wife in the Met’s first-ever performances of Die Frau ohne Schatten, the title role and later the Marschallin in Der Rosenkavalier, Klytemnestra in Elektra, Ortrud in Lohengrin, Brangäne inTristan und Isolde, Fricka in both Das Rheingold and Die Walküre, Waltraute in Götterdämmerung, Kundry inParsifal, the title role in Fidelio, Didon in Les Troyens, Charlotte in Werther, and Amneris in Aida. She first appeared at the Royal Opera House, Covent Garden in 1969 as Amneris in Aida.
As Ludwig’s voice matured, she expanded her repertoire from lyric and spinto mezzo-roles to dramatic roles. Her vast repertory eventually grew to encompass Princess Eboli in Don Carlo which she sang at La Scala in Milan, in Salzburg and in Vienna, the title-role in Carmen, Ulrica (Un ballo in maschera), Monteverdi’s Octavia (L’incoronazione di Poppea), Dido (Les Troyens), Kundry (Parsifal), Klytemnestra (Elektra) and contemporary roles by von Einem and Orff. She also ventured briefly into the spinto and dramatic soprano repertory with performances of Verdi’s Lady Macbeth (Macbeth), Strauss’s Dyer’s Wife (Die Frau ohne Schatten), the Marschallin (Der Rosenkavalier) and Beethoven’s Leonore (Fidelio) .
In addition to her opera performances, Ludwig regularly gave recitals of Lieder (together with the German pianist Sebastian Peschko and on occasion, Leonard Bernstein) and as a soloist with orchestras. Her performances of Schubert,Schumann, Brahms, Wolf, Mahler and Strauss are much admired. She also sang Bach and performed and recorded most of his major vocal works.
From 1957 to 1970, Ludwig was married to the bass-baritone Walter Berry; the couple performed together frequently, notably in Die Frau ohne Schatten. In 1972, she married the French theater actor Paul-Emile Deiber.
In 1993–1994, Ludwig gave a series of farewell recitals in many cities and made her farewell appearance at the Metropolitan Opera, New York, as Fricka in Die Walküre.
Ludwig’s final live operatic performance was Klytemnestra in Elektra for the Vienna State Opera in 1994.
The same year, Ludwig published a memoir with Peter Csobádi. Two English translations of the book are available.
Ludwig has been teaching Master Classes since her retirement.
История жизни Кристы Людвиг
Мировую известность Людвиг снискала в первую очередь как вагнеровская певица. Нельзя не плениться ее Венерой в «Тангейзере». Героиня Кристы полна мягкой женственности и трепетного лиризма. Вместе с тем Венере свойственна большая сила воли, энергия и властность.
Во многом перекликается с образом Венеры другой образ — Кундри в «Парсифале», особенно в сцене обольщения Парсифаля во втором действии.
«Это было время, когда Караян всевозможные партии делил на части, которые исполняли разные певцы. Так было, например, в «Песни о земле». И то же самое было с Кундри. Элизабет Хёнген была Кундри-дикаркой и Кундри в третьем действии, а я была «соблазнительницей» во втором действии. Ничего хорошего в этом, конечно, не было. Я совершенно не знала, откуда появляется Кундри, и кто она такая. Но после этого я исполняла роль целиком. Это была также одна из моих последних ролей — с Джоном Викерсом. Его Парсифаль был одним из самых сильных впечатлений в моей сценической жизни. Сначала, когда Викерс появлялся на сцене, он олицетворял неподвижную фигуру, и, когда он начинал петь «Arnfortas, die Wunde», я просто рыдала, настолько это было сильно».
С начала 60 х годов певица периодически обращается к роли Леоноры в бетховенском «Фиделио», ставшей первым опытом артистки в освоении сопранового репертуара. И слушателей и критиков поразило звучание ее голоса в верхнем регистре — сочное, звонкое, яркое.
«Фиделио был для меня «трудным ребенком», — говорит Людвиг. — Я помню это исполнение в Зальцбурге, я тогда так волновалась, что венский критик Франц Эндлер написал «Мы желаем ей и всем нам более спокойных вечеров». Тогда я подумала «Он прав, я никогда больше не буду это петь». Однажды, три года спустя, когда я была в Нью-Йорке, Биргит Нильсон сломала себе руку и не смогла петь Электру. И так как тогда не было принято отменять представления, директор Рудольф Бинг должен был что-то срочно придумать. Мне позвонили «Вы не можете завтра спеть Фиделио» Я чувствовала, что я в голосе, и осмелилась — у меня совершенно не было времени, чтобы волноваться. Но Бём волновался ужасно. К счастью, все прошло очень хорошо, и я со спокойной совестью «сдала» эту роль».
Казалось, что перед певицей открывается новое поле артистической деятельности. Однако продолжения не последовало, так как Людвиг побоялась потерять природные тембровые качества голоса.
Широко известны созданные Людвиг образы в операх Рихарда Штрауса Красильщица в опере-сказке «Женщина без тени», Композитор в «Ариадне на Наксосе», Маршальша в «Кавалере роз». После исполнения этой роли в 1968 году в Вене пресса писала «Людвиг — Маршальша — подлинное откровение спектакля. Она создала удивительно человечный, женственный, полный очарования, грации и благородства характер. Ее Маршальша подчас капризна, подчас задумчива и печальна, но нигде певица не впадает в сентиментальность.
Это была сама жизнь и поэзия, а когда она находилась на сцене одна, как в финале первого действия, то вместе с Бернстайном они творили чудеса. Пожалуй, за всю свою блистательную историю в Вене музыка эта еще никогда не звучала так возвышенно и проникновенно». Маршальшу певица исполняла с большим успехом в «Метрополитен-опера» (1969), на Зальцбургском фестивале (1969), в оперном театре Сан-Франциско (1971), в чикагском Лирическом театре (1973), в «Гранд-опера» (1976-77).
Довольно часто Людвиг выступала на оперной сцене и на концертной эстраде во многих странах мира вместе с мужем, Вальтером Берри. Людвиг вышла замуж за солиста Венской оперы в 1957 году, и они прожили вместе тринадцать лет. Но совместные выступления не приносили им удовлетворения. Вспоминает Людвиг «…он нервничал, я нервничала, мы очень раздражали друг друга. У него были более здоровые связки, он мог все время петь, по вечерам смеяться, говорить и пить — и у него никогда не садился голос. В то время как мне достаточно было где-нибудь повернуть нос в сторону двери, — и я уже охрипла. И когда он справлялся со своим волнением, успокаивался — я еще больше волновалась! Но не это было причиной, по которой мы расстались. Мы развивались не столько вместе, сколько отдельно друг от друга».
На старте своей артистической карьеры Людвиг практически не пела в концертах. Позднее же она делала это все охотнее. В одном из интервью начала 70 х годов артистка говорила «Я стараюсь делить свое время между оперной сценой и концертным залом примерно поровну. Причем в последние годы я несколько реже выступаю в опере и больше даю концертов. Происходит это потому, что для меня спеть в сотый раз Кармен или Амнерис — в артистическом отношении задача менее интересная, чем подготовить новую сольную программу или встретиться на концертной эстраде с талантливым дирижером».
ранняя жизнь и образование
Людвиг родился в Берлине в музыкальной семье. Ее отец, Антон Людвиг, который начал свою певческую карьеру как баритон, а затем перешел в репертуар теноров, также был оперным администратором, а ее мать, Евгения Бесалла-Людвиг, была меццо-сопрано, пела в Аахенской опере во времена Герберта. дирижерский период фон Караяна . Людвиг вырос в Аахене , где ее первым учителем голоса была мать. В восемь лет она спела арию Царицы ночи из оперы Моцарта « Волшебная флейта» .
В консерватории Аахена она изучала фортепиано, виолончель, флейту и теорию музыки. Семья переехала в Ханау, когда их дом был взорван в 1944 году. Она изучала голос во Франкфуртской Musikhochschule .
Карьера
Людвиг дебютировала на сцене в 1946 году в возрасте 18 лет в партии Орловского в опере «Летучая мышь » Иоганна Штрауса во Франкфуртской опере , где она пела до 1952 года. С 1952 по 1954 год она была участницей Государственного театра Дармштадта , затем пела в 1954 году. 55-й сезон в Государственной опере Ганновера . В 1955 году она поступила в Венскую государственную оперу , где стала одним из главных артистов театра , а в 1962 году получила звание Kammersängerin . Более тридцати лет она выступала с труппой в 43 оперных партиях и 769 спектаклях. В 1954 году она дебютировала на Зальцбургском фестивале в партии Керубино в опере Моцарта « Женитьба Фигаро» под управлением Карла Бема и регулярно появлялась там до 1981 года. В Венской государственной опере она исполнила заглавную партию из оперы Готфрида фон Эйнема Der Besuch der. alten Dame 23 мая 1971 года под управлением Хорста Штайна и Эберхарда Вехтера в роли ее возлюбленного III. Выступление было записано Deutsche Grammophon и переиздано на компакт-диске Амадео, а затем и Орфео.
Впервые она выступила в США в Лирической опере Чикаго в роли Дорабеллы в опере Моцарта Così fan tutte в 1959 году. В том же году она появилась в Метрополитен-опера (Мет) в Нью-Йорке в роли Керубино в «Женитьбе Фигаро» под управлением Эриха. Leinsdorf . Луи Бьянколли написал в своем обзоре для World Telegram и Sun:
Впоследствии она спела 121 спектакль в 15 ролях с Met, где быстро стала одной из любимцев публики. Следующей ее ролью, опять же в брюках, стал Октавиан в «Кавалере роз » Штрауса, в прямой трансляции, которую вел Лайнсдорф, с Лизой делла Каса в роли Маршаллина, Элизабет Седерстрём в роли Софи и Оскаром Червенка в его дебютном фильме в Метрополитене в роли Окса. В ее репертуаре также были «Жена красильщика» в первых спектаклях Метрополитена « Фрау о шаттене » Рихарда Штрауса, затем (в 1968 г.) Маршаллин в Кавалере роз», Клитемнестра в « Электре» , Ортруд в « Лоэнгрине » Вагнера , Брангена в « Тристане и Изольде» , «Фрика» в как Das Рейнгольд и Валькирии , Waltraute в Götterdämmerung , Kundry в Парсифаля , заглавную роль в Бетховена Fidelio , Didon в Троянцы Берлиоза, Шарлотта в Массне Вертер , и Амнерис в опере Верди Аида . В 1960 году она выступила в роли Адальгисы вместе с Марией Каллас в роли Нормы Беллини для записи EMI. Она появилась на фестивале в Байройте первый в Брангена в Тристане и Изольде в 1966 году она впервые появилась в Королевском оперном театре в Лондоне в 1968 году , как Амнерис в опере Верди Аида .
По мере того, как голос Людвиг повзрослел, она расширила свой репертуар от лирических и спинто- меццо-ролей до драматических ролей. В конечном итоге ее обширный репертуар расширился и включил принцессу Эболи в опере Верди « Дон Карло», которую она спела в Ла Скала в Милане, Зальцбурге и Вене, заглавную роль в « Кармен» Бизе , Ульрику в « Бал-масках» Верди , Октавию в « Коронации диких животных» Монтеверди. Поппеа , современные роли фон Эйнема и Орфа . Она также ненадолго отважилась на спинто и драматический репертуар сопрано, сыграв партию леди Макбет в « Макбете» Верди , Жены Красильщика, Маршаллина и Леоноры в « Фиделио» .
В дополнение к ее оперных спектаклей, Людвиг регулярно давал сольные концерты Lieder с пианистами , включая Себастиан Пешко , Джеральд Мур , Джеффри Парсонс и по случаю Леонард Бернстайн . Она выступала в качестве солистки с оркестрами, в том числе с произведениями Шуберта , Шумана , Брамса , Вольфа , Малера и Штрауса. Она была одной из немногих женщин, которые взялись за и записали « Зимний берег » Шуберта . Она также пела музыку Баха и записывала многие из его крупных вокальных произведений, таких как Страсти по Матфею под управлением Отто Клемперера в 1961 году с Питером Пирсом в роли евангелиста и Дитрихом Фишер-Диескау в роли голоса Христа и мессы в Си минор в том же году, третья запись произведения Караяна с Леонтином Прайс , Николаем Геддой , Жераром Сузе и ее мужем Уолтером Берри . Она записала Рождественскую ораторию Баха под управлением Карла Рихтера в 1965 году с Гундулой Яновиц , Фрицем Вундерлихом и Францем Крассом . Она исполнила Вторую симфонию Малера с Бернштейном в 1967 году. С сентября 1973 по январь 1974 года она приняла участие в четвертой записи Караяна мессы Баха си минор с Яновицем, Питером Шрайером , Робертом Кернсом и Карлом Риддербушем .
В 1993 и 1994 годах она дала серию прощальных сольных концертов во многих городах; в последний раз она появлялась в Метрополитен-опера в партии Фрички в опере «Волкюр . Ее последнее живое оперное выступление было партией Клитемнестры в опере « Электра» для Венской государственной оперы в декабре 1994 года.