Состав
Соч. 23 состоит из десяти прелюдий продолжительностью от двух до пяти минут. В совокупности на исполнение пьес требуется около тридцати минут. Они есть:
- № 1 фа ♯ минор (Ларго)
- № 2 в B ♭ основным (Maestoso)
- No. 3 ре минор (Tempo di minuetto)
- No. 4 ре мажор (Andante cantabile)
- No. 5 соль минор (Алла марсия)
- № 6 в Х ♭ основным (Анданте)
- No. 7 до минор (Аллегро)
- № 8 в А ♭ основным (Allegro Vivace)
- № 9 в Е ♭ минор (Престо)
- № 10 в G ♭ основных (Largo)
Рахманинов завершил прелюдию № 5 в 1901 году. Остальные прелюдии были завершены после женитьбы Рахманинова на его двоюродной сестре Наталье Сатине: премьера №№ 1, 4 и 10 состоялась в Москве 10 февраля 1903 года, а остальные семь были завершены вскоре после этого. 1900–1903 были тяжелыми годами для Рахманинова, и его мотивация для написания прелюдий была преимущественно финансовой. Рахманинов сочинил произведения в отеле «Америка», материально зависимом от своего двоюродного брата Александра Силоти , которому посвящены прелюдии.
Анализ
«Десять прелюдий» Рахманинова отказываются от традиционной формы короткой прелюдии, разработанной такими композиторами, как Бах , Скрябин и Шопен . В отличие от набора Шопена , некоторые музыкальные фрагменты занимают полстраницы, Десять прелюдий Рахманинова длятся по несколько минут каждая, расширяясь до сложных полифонических форм с музыкально независимыми частями. Возможно, эти произведения представляют собой кульминацию романтической идиомы. Набор отражает опыт Рахманинова как пианиста- виртуоза и композитора, проверяющего «… технические, тональные, гармонические, ритмические, лирические и ударные возможности фортепиано».
Популярный Прелюдия C ♯ минор, соч. 3, No. 2, возможно, незаслуженно затмевает соч. 23 прелюдии. Рахманинов заметил: «… Я думаю, что прелюдии к соч. 23 — намного лучшая музыка, чем моя первая прелюдия, но публика не выказывала склонности разделять мою веру …» Композитор никогда не играл все прелюдии в пьесе. за один присест, предпочитая циклически перебирать свои любимые композиции. Тем не менее, определенные характеристики произведения, такие как повторяемость ступенчатого движения , общие аккорды между смежными прелюдиями и заканчивание отношений между первой и последней прелюдиями (обе отмечены как Ларго , причем последняя в параллельном мажоре первой) предполагают, что произведения можно было воспроизвести как набор. Вместе с соч. 32 и соч. 3, Прелюдии Рахманинова представляют все двадцать четыре мажорных и минорных тональности.
С точки зрения исполнения, десять соч. 23 прелюдии различаются по сложности. №№ 1, 4, 5 и 10, вероятно, доступны пианистам «продвинутого и среднего уровня», в то время как выносливость и ловкость требуются для пианистов «продвинутого и среднего уровня». 2, 3, 6, 7, 8 и, прежде всего, 9, требуют более высоких навыков. Тем не менее, даже «легкие» прелюдии представляют собой тонкие проблемы интерпретации в контрапункте , динамическом контроле и времени, делая истинное мастерство пьесы недоступным для всех, кроме тех, кто обладает виртуозными навыками.