Творческие успехи в области музыкального театра
С 1856 года он начал писать оперетты, 15 из них шли в малых театрах в течение следующего десятилетия. Первая возможность осуществить более серьезную постановку выпала в 1866 году. В соавторстве с композитором, специализировавшимся на балетах, Людвигом Минкусом, он написал балет «La Source» (Ручей) для Парижской оперы. Успех принес Делибу заказ на вторую работу: «Coppélia» («Коппелия», или «Красавица с голубыми глазами»). Балет, написанный без помощи Минкуса, быстро получил признание и на сегодняшний день является классикой. За ним последовала еще более амбициозная «Sylvia» (Сильвия). Эти произведения способствовали повышению качества балетной музыки, а также стали образцом для последующих поколений композиторов. Ими, в частности, восхищался Петр Ильич Чайковский.
Среди балетов Делиба особое место занимает «Сильвия, или Нимфа Дианы»
После «Коппелии» Делиб был воспринят другими крупными парижскими театрами. Три работы были созданы для парижского театра «Опера-Комик»:
- «Le roi l’a dit» (Так сказал король) в 1873 году
- «Jean de Nivelle» (Жан де Нивель) в 1880
- «Lakme» (Лакме) в 1883
«Цветочный Дуэт» из оперы «Лакме» был всемирно популярен на протяжении множества лет, благодаря использованию в ряде рекламных роликов и фильмов
Происходящее в Индии времен британского владычества действо «Лакме», рассказывает трагичную историю любви между британским офицером и дочерью священника-брахмана. Музыка этой оперы ярка, остроумна и драматична. Включающая знаменитую «Bell Song» (в оригинале «Où va la jeune Hindoue»), — захватывающий образец колоратурного сопрано героини, — «Лакме» часто рассматривается как главный шедевр Делиба. А самый известный номер, «Цветочный Дуэт», был всемирно популярен на протяжении множества лет, благодаря использованию в ряде рекламных роликов и фильмов.
Делиб также написал несколько восхитительных песен, таких как «Les filles de Cadix», которая стала популярной в Испании, поспособствовав возникновению интереса к французской музыке, и предвосхитила премьеру оперы Бизе «Кармен».
[peckplayer id=»2″ sound=»https://propianino.ru/wp-content/uploads/2015/05/Les-Filles-de-Cadix-Delibes.mp3″]
За год до своей смерти (16 января 1891, в Париже), в возрасте 54 лет, Делиб создал шедевр еще в одном театральном жанре: музыка к пьесам. Она была сочинена к 50-летнему юбилею постановки драмы Виктора Гюго «Король забавляется», истории, вдохновившей Верди к написанию «Риголетто».
Но именно балетные партитуры позволили Делибу занять особое место в истории музыки.
Его музыка отличалась высоким мастерством и мелодичностью, при этом она содержала новые идеи в оркестровках и гармонии. В своих произведениях композитор не просто сопровождал повествование привлекательной музыкой, а использовал ее в качестве выразительного средства каждой сцены. Хотя повсеместно признана роль Чайковского в повышении статуса балетной музыки девятнадцатого века, Делиб опередил его (премьера «Лебединого озера» состоялась в 1877 году, через семь лет после «Коппелии»). Это была тихая музыкальная революция, осуществленная с элегантностью и шармом.
Внешние ссылки
-
Авторитетные записи :
- ( )
- Ресурсы, связанные с музыкой :
- Ресурсы, связанные с шоу :
- Аудиовизуальные ресурсы :
- (ru) База данных фильмов в Интернете
- Ресурсы изобразительного искусства :
- Ресурс, относящийся к общественной жизни
База Леонора
:
- Ресурс исследования
Исидор
:
- Бесплатные ноты Лео Делиба в рамках проекта «Библиотека международных нот»
Стрелка |
||
---|---|---|
История и личности | История Ла Флеш • Гийом Фуке де ла Варенн • Жером Ле Руайе из Ла Доверсьер • Лео Делиб • Поль Анри Баллю д’Эстурнель де Константа • Мари Пап-Карпантье • Список личностей • Список мэров | |
Историческое наследие | Национальный военный притан • Колледж Анри IV • Замок кармелитов • Галле-о-Бле • Мулен-де-ла-Брюер • Церковь Сен-Томас • Часовня Нотр-Дам-де-Вертус • Церковь Сен-Луи • Церковь Сент-Коломб • Провиденс • Place Henri-IV | |
Природное наследие | Зоопарк Ла-Флеш • Кре-сюр-Луар / болото Ла-Флеш | |
Спорт, досуг и культура | RC Fléchois • Добрые парни | |
Другой | Район • Кантон • Городской район • Платит Флешуа • Платит Валле-дю-Луар |
Библиография
- 1916. Лакме Лео Делиба, историческое и критическое исследование, музыкальный анализ Джозефа Луазиэля. Париж: П. Меллотте, сб. «Шедевры музыки»
- 1926. Лео Делиб (1836–1891), его жизнь и творчество Анри де Керзона. Париж: Ж. Легу
- 1957. Лео Делиб (1836-1891), его жизнь и его творчество, Андре Кокис. Париж: Рихард Массе
- 1981. «Коппелия, музыкально-хореографический анализ. » Авант-сцена, балетный танец, №4
- 1998. «Лакме, полное либретто (Э. Гондине и П. Жиль). Музыкально-литературный комментарий (Реми Кампос). Просмотры работы. » Авант-сцена, опера № 183
- 2007. «Жюль Верн, между Лео Делибом, Галеви и Виктором Массе», Фолькер Дехс. Ревю Жюля Верна , №24 («Жюль Верн и музыка», стр. 97-102
- 2010. Музыка и хореография во Франции от Лео Делиба до Флорана Шмитта , Жан-Кристоф Бранже (координатор). Публикации Университета Сент-Этьена
- 2016. « Коппелия», балет Марго Фонтейн, подаренный детям , иллюстрированный С. Джонсоном и Л. Фаучером. Издания каллиграммы (книга + диск отрывков из балета)
- 2018. Лео Делиб; маршруты музыканта из парижских буффов до института — Полин Жирар. Париж: Врин, музыковедческое собрание
- 2019. Балет, иллюстрированная история , Париж: Фламмарион (о Коппелии , стр. 86 и 87; о Сильвии , стр. 90–95).
Дискография
- Le pas des Fleurs: см. Запись балета Адольфа Адама « Корсар» (Английский камерный оркестр, реж. Ричард Бониндж (1993, Декка)
- Три балета — Coppelia *, Sylvia ° & La Source — оркестр Королевского оперного театра Ковент-Гарден, Национальный филармонический оркестр * и Новый филармонический оркестр °, реж. Ричард Бониндж (1984 *, 1972 °, 1987, Декка, 460 418-2).
- Коппелия и Сильвия, полная партия — Симфонический оркестр Миннеаполиса, реж. Антал Дорати и Лондонский симфонический оркестр , реж. Анатоль Фистулари (1957, 1958, Меркурий 434 313-2).
- Коппелия и Сильвия (оркестровые сюиты) — Бостонский симфонический оркестр, реж. Пьер Монтё (1953, RCA Victor 09026 619752)
- Коппелия и Сильвия (оркестровые сюиты) — Национальный оркестр Парижской оперы, реж. Жан-Батист Мари (1977, 2CD EMI 767 2082).
- Коппелия, оркестровая сюита, Берлинский филармонический оркестр , реж. Герберт фон Караян (1961, DG 459 216-2) с Парижской парижкой » Оффенбаха / Розенталя и «Сильфиды » Шопена / Дугласа.
- Король веселится, шесть танцевальных мелодий в старинном стиле — Королевский филармонический оркестр, реж. Томас Бичем (1958, EMI 7 633 792)
- Короткая месса для женских голосов и органа — Мишель Шапюи (орган), Региональный хор Бургундии, реж. Роджер Туле (1989, Euro Muses 2003)
- Уютный сад, завершите 24 мелодии для голоса соло и фортепиано, — Фанни Круэ (сопрано), Артур Аванесов (фортепиано), (2014, Суониколори)
- Король так сказал — 3 песни Les filles de Cadix + Eglogue + Bonjour Suzon — К. Супервиа, М. Сенешала, К. Жакена … солистов, хоров и оркестра Radio-Lyrique, реж. Жюль Грессье (1956, Малибран).
- Так сказал король * — Омлет à la Follembuche ° — Пернатый змей — Ж. Мишо, М. Сенешаля, А. Мартино, Л. Дахари, К. Жакена, Дж. Моллиена, К. Харбелла, М. Стиота, Дж. Пейрон … солисты, хоры и лирический оркестр ОРТФ , реж. А. Жирар (1958 / Король сказал это) и Ж. Бребион (1973 и 1977/2 оперы-буффы) (1958 *, 1973 °, 1977, Musidisc Gaîté Lyrique, 202 392).
-
Lakmé, — 4 основных полных версии:
- Мадо Робин, Либеро де Лука, Жан Бортайр … солисты, хоры и оркестр Парижской Комической оперы, реж. Жорж Себастьян (1952, 2CD Naxos «Historical» 8.111235-36 / Marianne-Mélodie 590924)
- Джоан Сазерленд, Ален Ванцо, Габриэль Бакье … солисты, хоры и национальный оркестр Оперы Монте-Карло, реж. Ричард Бониндж (1967) (2CD Decca 455 835-2).
- Мэди Меспле, Шарль Бурлес, Роджер Сойер … солисты, хоры и оркестр Парижской Комической оперы, реж. Ален Ломбард (1970) (коробка с 2 компакт-дисками EMI 7494302).
- Натали Дессе, Грегори Кунде, Хосе Ван Дам … солисты, хоры и оркестр Капитолия Тулузы, реж. Мишель Плассон (1997, 2CD EMI 7243 5 56569 26).
- Air des clochettes , отрывок из Лакме : Многие сопрано (колораторы или нет) записали и до сих пор записывают эту арию отдельно, например Мария Каллас (на итальянском языке), Эдит Груберова, Суми Джо, Аида Гарифулина, Сабина Девьей, Флоренс Фостер Дженкинс .. .
биография
Лео Делиб — сын почтальона, который преждевременно скончался, и матери-музыканта, талантливой любительницы, Элизабет Клеманс Батист (1807–1886), дочери Жан-Матиаса Батиста (1778–1848), работавшей в часовне Империал. Наполеон I — й и наполовину сестра органиста Antoine Эдуар Батиста . Последний возьмет «под свою опеку» юного сироты Льва и позволит ему заниматься музыкой. Лео учился в Парижской консерватории у Адольфа Адама и получил первую премию по теории музыки в 1850 году.
В 1855 году он был принят на работу концертмейстером в Театр-Лирик. В 1856 году он начал сочинять и предложил Folies-Nouvelles (ныне Театр Дежазе) «лирическую асфиксию», Deux sous de charcoal, которая имела успех, но музыка которой теперь утеряна. Он продолжает исполнять оперетты : Deux vieux guards (1856), Six demoiselles à marier (1856), Maître Griffard (1857), L’Omelette à la Follembche (1859, с либретто Лабиша ), Les Musiciens de l’Orchestre (1861)), Пернатый змей (1864) …
В 1858 году, чтобы конкретизировать кавер на последний балет Адольфа Адама , «Корсар» , Делиб сочинил « Le pas des fleurs», вызвав у него похвалу.
В 1863 году он был нанят в Оперу в качестве второго дирижера, одновременно занимая кафедру органиста в церкви Сен-Жан-Сен-Франсуа (ныне Сент-Круа-де-Арменианс) на улице Шарло в Париже.
В 1866 году при создании балета «Источник», написанного в сотрудничестве с одним из главных специалистов жанра Леоном Минкусом , страницы, написанные Делибом, привлекают внимание музыкантов и балетоманов. Позже Лео Делибу лично доверили сочинение нового балета « Коппелия» или девушки с эмалевыми глазами
Созданный в Парижской опере в 1870 году, он стал триумфальным. На основе повести немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана , он повествует о судьбе старого D доктора Коппелиуса и его Коппелия куклы.
Во время войны 1870 года он работал водителем скорой помощи и участвовал в осаде Парижа . Он укрылся в Нормандии во времена Коммуны , чьи чаяния он не разделял.
Лео Делиб женился в 1872 году на Леонтин Эстель Меснаж, известной как Денен, дочери бывшего трагика французской комедии. Пара живет со своей матерью, мадемуазель Денен , в Клиши , в департаменте От-де-Сен .
В 1874 году Делиб положил на музыку посмертный текст Альфреда де Мюссе « Мы только что видели быка» под названием « Les Filles de Cadix» . В 1876 году он опубликовал балет « Сильвия у ла Нимфе де Диана» , действие которого происходит в Греции . Чайковский, будучи большим поклонником танцев, восхищался двумя балетами « Коппелия» и « Сильвия» . В 1882 году , Делиб написал стилизация древних арий и танцев для Le Roi Amuse от Виктора Гюго , который ранее предоставившего тему из оперы Верди Риголетто .
В 1883 году знаменитая опера Лакме , которая повествует невозможную любовь британского офицера и дочери священника брахманов в Индии в XIX — го века, подтвердили свою славу. «Сцена и легенда о дочери изгоя», — говорит Air des clochettes , — это образец храбрости для колоратурных сопрано . Его дуэт между Лакме и Жеральдом. Откуда ты? Что ты хочешь ? также известен, как и Дуэт цветов из Акта I между Лакме и его служанкой Малликой.
В году Делиб был избран членом Академии художеств . В 1891 году он умер в своем доме 220 по улице Риволи (Париж), оставив незаконченную оперу « Касся» в оркестровке Жюля Массне . Он расположен в 9- м отделении кладбища Монмартра, где на его могиле находится его медальонный портрет работы Жюля Капеллана .
Делиба помнят как мастера французской музыкальной традиции, легкого и мелодичного, как он сам заявил: «Со своей стороны, я благодарен Вагнеру за очень живые эмоции, которые он заставил меня испытать, энтузиазм, который он пробудил во мне. Но если как слушатель я глубоко восхищался немецким мастером, я как продюсер отказываюсь подражать ему. »
Медаль с изображением Лео Делиба (выгравирована в 1870 г. Ж.-К. капелланом)