Л. П. Штейнберг. Памятные встречи
Известный русский композитор А. К. Лядов как-то заметил, что знакомство с Чайковским было для всех настоящим праздником1.
Мне довелось познакомиться с Петром Ильичом в период высшего расцвета его славы. И это знакомство сыграло огромную роль в моей жизни.
В 1890 году директор Петербургской консерватории Антон Рубинштейн направил учеников теоретического отделения к Чайковскому с просьбой, чтобы он выслушал их школьные сочинения и определил их дальнейший путь2. В числе учеников был и я. С волнением вошли мы в квартиру брата композитора, где жил Чайковский. Однако после первых же ласковых слов Петра Ильича от нашего смущения не осталось и следа. Особенно ласков Чайковский был с теми из нас, кто, по его мнению, должен был продолжать учебу не на творческом, а на теоретическом отделении. Он искал особенно мягких, но убедительных слов, когда должен был произнести свой приговор, определяющий судьбу студентов.
…Вспоминается также концерт в день юбилея Антона Григорьевича Рубинштейна. Исполнялась кантата Чайковского, написанная им специально к юбилею. На маленьких программках концерта было напечатано: «Кантата бывшего ученика А. Г. Рубинштейна — П. И. Чайковского» 3.
Дирижировал сам автор. Я пел в консерваторском хоре. Навсегда запомнился Чайковский за дирижерским пультом. Необычайно мягкий и застенчивый, он дирижировал с веселой, я бы сказал, слегка шаловливой улыбкой. Жесты его были закругленные, в них не было типичной дирижерской целеустремленности и резкости. И все же он отлично управлял оркестром и хором.
В третий раз я встретился с Чайковским также в рабочей, концертной обстановке. В 1892 году впервые исполнялась сюита из балета «Щелкунчик» 4. Незадолго до этого Петр Ильич привез из Парижа новый для русских музыкантов инструмент — челесту.
Клавиатура челесты напоминает фортепианную. Может быть, поэтому меня, как владеющего роялем, направили из консерватории исполнять партию челесты. Под руководством
Петра Ильича я быстро освоился с этим несложным инструментом и играл соло в концерте, где исполнялась сюита из балета «Щелкунчик». В память о концерте Чайковский подарил мне свою фотографию с теплой надписью. Я храню ее как самую дорогую для меня реликвию.
Скоро будет пятьдесят лет, как я стою за дирижерским пультом. Первое произведение, которым я дирижировал, принадлежало перу Чайковского. Нет такой оперы, симфонии, сюиты, концерта для оркестра у Чайковского, которых я не исполнял бы по многу раз. Но теперь, когда я открываю любую партитуру великого композитора, я нахожу в ней новые красоты, вновь восхищаюсь высотой полета его гениальной мысли, поражаюсь его страстной взволнованностью, любуюсь его великолепным мастерством.
Комментарии:
Штейнберг Лев Петрович (1870—1945) — дирижер, педагог, композитор, народный артист СССР.
Опубликовано: Комсомольская правда, 1940, 6 мая; Воспоминания о Чайковском, изд. 1, с. 176—177; изд. 2, с. 263—264; изд. 3, с. 264—265.
1 Приводимое высказывание Лядова подтверждается и в воспоминаниях А. К. Глазунова.
2 Вероятно, это было во время пребывания Чайковского в Петербурге в начале декабря 1890 г., когда происходило чествование его по случаю 25-летия музыкальной деятельности.
3 18 ноября 1889 г. на торжественном юбилейном акте в Дворянском собрании в честь А. Г. Рубинштейна был исполнен хор «Привет А. Г. Рубинштейну» Чайковского и поднесен альбом произведений бывших учеников Петербургской консерватории, в нем — «Экспромт» As-dur Чайковского, посвященный Рубинштейну.
4 Первое исполнение сюиты из балета «Щелкунчик» Чайковского состоялось в Петербурге 7 марта 1892 г., в Девятом симфоническом собрании РМО под управлением автора.
← в начало | дальше →
Биография
Родился 3 (15) сентября 1870 года в Екатеринославе (ныне Днепр, Украина).
В 1893 году окончил Санкт-Петербургскую консерваторию. Проходил курс фортепиано у А. Г. Рубинштейна и К. К. Фан-Арка, по классу теории композиции у Н. Ф. Соловьёва (ранее занимался у Н. А. Римского-Корсакова), по гармонии — у А. К. Лядова.
В 1892 году, во время традиционных летних симфонических концертов в Друскининкае Гродненской губернии состоялся его дирижёрский дебют.
В 1899 году — в Санкт-Петербурге, дирижировал операми в Зале Кононова, Мариинском театре. Работал как симфонический, а также оперный дирижёр в театрах Москвы (1902), Саратова (1903), Харькова (1910—1913), Киева (1911—1914) и других городов.
В 1914 году по приглашению С. П. Дягилева выступал в «Русских сезонах» за границей (Париж и Лондон). Позже выступал в Берне, Дрездене, Лейпциге, Берлине.
Могила Штейнберга на Новодевичьем кладбище Москвы.
После революции, в 1917—1924 годах работал в театрах Киева (ныне Киевский театр оперы и балета им. Т. Шевченко), в 1924—1926 — в Украинской государственной столичной опере (ныне Харьковский театр оперы и балета имени Н. В. Лысенко), в 1926—1928 — в Свердловском государственном оперном театре им. А. В. Луначарского (ныне Екатеринбургский театр оперы и балета) и в Баку. Участвовал в организации театров и филармоний Киева и Одессы.
С 1928 года жил в Москве. В 1928—1941 и 1943—1945 годах — дирижёр Большого театра и художественный руководитель симфонического оркестра Центрального дома Красной Армии.
Среди осуществлённых записей — первая в истории полная версия «Царской невесты» Н. А. Римского-Корсакова.
В 1937−1938 годах преподавал дирижирование в Московской консерватории (профессор).
В 1943 году возглавил созданный Симфонический оркестр Московской областной филармонии, которым руководил до конца жизни.
Скончался 16 января 1945 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.