Ранние годы
Людвиг Минкус родился Алоизиус Бернхард Филипп Минкус 23 марта 1826 года в районе Внутренний Штадт в Вене , столице Австрийской империи . Его отец, Теодор Иоганн Минкус, родился в 1795 году в Грос-Мезериче , Моравия (сегодня известный как Велке Мезиржичи, недалеко от Брно , Моравия , на территории современной Чехии ), а его мать Мария Франциска Хейманн родилась в 1807 году в Пеште, Венгрия . Минкус был евреем по происхождению — его родители обратились в католицизм незадолго до переезда в Вену и поженились на следующий день.
Отец Минкуса был оптовым торговцем вином в Моравии, Австрии и Венгрии. Он открыл ресторан в районе Innere Stadt в Вене, в котором выступал собственный небольшой оркестр. Возможно, это повлияло на молодого Минкуса — возможно, он сочинил для своего отца Tanzkapelle , один из многих подобных оркестров в столице империи. К четырем годам он начал получать частные уроки игры на скрипке, а с 1838 по 1842 год он начал свое музыкальное обучение в Gesellschaft der Musikfreunde в Вене.
Минкус дебютировал на концерте в Вене в возрасте восьми лет. 18 октября 1845 года венская газета Der Humorist прокомментировала выступления в предыдущем сезоне и отметила, что «… (в игре Минкуса) консервативный стиль с блестящим исполнением». Вскоре юный Минкус выступал в различных концертных залах как признанный солист, признанный публикой и критиками вундеркиндом.
Минкус начал сочинять музыку для своего инструмента, еще будучи студентом. В 1846 году были опубликованы пять пьес для скрипки. В это время Минкус начал пробовать свои силы в дирижировании. Какое-то время он был постоянным дирижером оркестра, который соревновался с другим оркестром под управлением молодого Иоганна Штрауса II (в более поздние годы Штраус был знаком с братом Минкуса Ойгеном, директором банка в Вене).
Жизнь Минкуса с 1842 по 1852 год плохо задокументирована — сохранились заявки на поездку, в которых есть просьбы посетить Германию, Францию и Англию
В 1852 году Минкус принял должность главного скрипача Венской придворной оперы, но поскольку это означало, что он также должен был выполнять обычные обязанности, которые требовала эта должность, он ушел в отставку в том же году, чтобы взять на себя важное музыкальное задание за границей, которое изменило его жизнь. навсегда.
Балеты
Императорский Большой Каменный театр, Санкт-Петербург
- Le Poisson doré (Расширенная постановка в трех действиях). Хореография А. Сен-Леона. 20 ноября 1867 года.
- Le Lys . Хореография А. Сен-Леона. 2 ноября 1869 года.
- Ла Камарго . Хореография М. Петипа. 29 декабря 1872 года.
- Les Brigands . Хореография М. Петипа. 6 февраля 1875 года.
- Les Aventures de Pélée . Хореография М. Петипа. 30 января 1876 года.
- Баядерка . Хореография М. Петипа. 4 февраля 1877 года.
- Роксана, красавица Монтенегро . Хореография М. Петипа. 10 февраля 1878 года.
- La Fille des Neiges . Хореография М. Петипа. 19 января 1879 года.
- Млада . Хореография М. Петипа. 14 декабря 1879 г.
- Zoraïa, ou La Maure en Espagne . Хореография М. Петипа. 13 февраля 1881 года.
Императорский Большой Театр, Москва
- Deux jours en Venise . Хореография?. 1862 г.
- La Flamme d’amour, ou La Salamandre . Хореография А. Сен-Леона. 24 ноября 1863 года.
- Дон Кихот (Оригинальная постановка в 3 действиях / 8 картинах). Хореография М. Петипа. 26 декабря 1869 года.
- Nuit et Jour . Хореография М. Петипа. 30 мая 1883 года.
Работает на других площадках
- L’Union de Thétis et Pélée . Хореография?. 1857 г. Частный театр Юсуповского дворца , Санкт-Петербург.
- Néméa, ou L’Amour vengé (Сокращенная постановка в двух актах оперы Fiametta, ou L’amour du Diable ). Хореография А. Сен-Леона. 11 июля 1864 года. Театр «Империал де л’Опера» , Париж.
- La Source (написано совместно с Лео Делибом ). Хореография А. Сен-Леона. 12 ноября 1866 года. Театр Империал де л’Опера , Париж.
- Ле Пуассон доре (Оригинальная постановка в одном действии). Хореография А. Сен-Леона. 1 декабря 1866 г. Амфитеатр «Остров Ольги», Петергоф , Санкт-Петербург.
- Les Pilules magiques . Хореография М. Петипа. 21 февраля 1886 г. Императорский Мариинский театр , Санкт-Петербург.
- L’Offrandes à l’Amour . Хореография М. Петипа. 3 августа 1886 года. Императорский Мариинский театр , Санкт-Петербург.
Дополнительные пьесы для вставки в уже существующие партитуры
- Антракт для скрипки соло к балету Орфа , авторская партитура Адольфа Адама . 1862 г.
- Pas de deux для Екатерины Вазем к балету « Сатанелла» , оригинальная партитура Н. Х. Ребера и Ф. Бенуа . 1875 г.
- Grand Pas classique для Евгении Соколовой к балету «Жемчужина Севильи» , оригинальная партитура С. Пинто . 1877 г.
- Pas de deux для Анны Собещанской к балету « Лебединое озеро» на музыку Чайковского . 1877 г. (позже переписан Чайковским и известен сегодня как )
- Вариация для Евгении Соколовой для балетного Трильби , оригинальный счет по Y. Gerber . 1879 г.
- Классическое большое па для Екатерины Вазем к балету « Пахита» , авторская партитура Э. Дельдевеса . 1881 г.
- Мазурка детей к балету « Пахита» , авторская партитура Э. Дельдевеса . 1881 г.
- Редакция Па-де-Труа из балета « Пахита» на музыку Э. Дельдевеса . 1881 г.
- Pas de deux для Марии Горшенковой к балету « Жизель» на музыку А. Адама. 1884 г.
- Вариация для Вирджинии Цукки для балета La fille mal gardée , оригинальная партитура П. Л. Хертеля . 1885 г.
Отставка
Минкус, Санкт-Петербург, около 1880 г.
К 1886 году истекал контракт Минкуса с Петербургскими Императорскими театрами. В свете этого директор Императорских театров Иван Всеволожский счел, что пришло время упразднить Минкуса, давно занимавшего пост официального балетного композитора, чтобы разнообразить музыку, поставляемую для балета. Вскоре после этого Минкус официально ушел в отставку, и 21 ноября 1886 года был проведен прощальный бенефис. В том же году ушел на пенсию капельмейстер Санкт-Петербургского Императорского театра Алексей Папков. В свете ухода Минкуса и Папкова Иван Всеволожский упразднил балетный оркестр и нанял итальянца Риккардо Дриго на вновь созданную должность музыкального директора Императорского балета. Теперь Дриго будет выполнять двойную роль в качестве шеф-повара оркестра для балетных представлений и дирижирования итальянской оперы, а также любого музыкального костюма или дополнительных пьес, необходимых балетмейстеру.
Вряд ли Минкус когда-либо снова работал в Императорских театрах в официальном качестве. От современных источников сохранились разные отчеты об участии Минкуса в последних двух постановках в России, чтобы считать его композитором. Впервые эти произведения были представлены в период между уходом Минкуса на пенсию в 1886 году и его окончательным отъездом из России в 1891 году. Первым было возрождение Мариуса Петипа из оперы Сен-Леон « Фьяметта» , оригинальная партитура которой предоставил Минкус. Петипа оживил эту работу специально для итальянской балерины Елены Корнальбы , первое выступление которой было дано 18 декабря 1887 года. Маловероятно, что Минкус участвовал в этом возрождении, поскольку Риккардо Дриго поставил почти все произведения. дополнительная музыка для выступлений Корнальбы в уже существующих балетах во время ее сезона с Императорским балетом. « Калкабрино» Петипа — произведение, исторически приписываемое Минкусу, — было показано 25 февраля 1891 года в бенефисе другой итальянки, Карлотты Брианцы , которая в прошлом году исполнила роль принцессы Авроры в «Петипа». Чайковский Спящая красавица . Хотя партитуру для Калкабрино приписывали исключительно Минкус, нет уверенности в том, что композитор принимал участие в ее создании, поскольку российские историки заявили, что партитура была основана на стилизации звуков, взятых из многих произведений, которые Минкус написал для Императорского балета во время своего творчества. долгая карьера в Санкт-Петербурге. Вполне вероятно, что эта партитура была написана несколько лет назад для работы, премьера которой так и не состоялась.
Отъезд из России и дальнейшая жизнь
Минкус и его жена Мария навсегда покинули Россию летом 1891 года, переехав в родную Вену . Композитор жил на пенсии на скромную пенсию из царской казны. Какое-то время он жил на Карла Людвига Штрассе на третьем этаже съемной квартиры, принадлежавшей его другу, уважаемому пианисту и педагогу Теодору Лешетицкому . В эти годы появились последние известные композиции Минкуса: Das Maskenfest ( Фестиваль в масках ) был первоначально написан композитором как Tanz und Mythe ( Танец и миф ) в 1897 году для балета Kaiserliches und Königliches Hof-Operntheater (также известного как Венская придворная опера). . Балет был категорически отвергнут дирекцией Опертеатра Густавом Малером , посчитавшим, что либретто произведения не соответствует современным вкусам. Затем Минкус сочинил «Дриаду» ( «Дриады» ) для венской сцены в 1899 году, одноактный балет. Последней работой, связанной с именем Минкуса перед его смертью, была работа « Рюбезаль» , поставленная в 1907 году в Придворной опере по стилизации из его и Делиба « Источник» и произведений Йохана Штрауса II.
Позже Минкус переехал в квартиру на Гентцгассе, где провел свои последние годы в одиночестве и в крайней нищете, его жена умерла в 1895 году, а события Первой мировой войны лишили его пенсии в России. Во время чрезвычайно холодной зимы 1917 года Минкус заболел пневмонией и умер 7 декабря 1917 года в возрасте девяноста одного года. Не имея собственных детей, Минкус пережила только племянница Клара фон Минкус.
Людвиг Минкус был похоронен на кладбище Дёблинг в Вене. В 1939 году могила Минкуса пала жертвой национал-социалистической политики того времени, когда все кладбища систематически «очищались» вторгшимся нацистским режимом. Любые могилы лиц, считавшихся «нежелательными» с этнической точки зрения — особенно если один из них был евреем по происхождению или не имел какого-либо документально подтвержденного подписчика на ежегодную плату за кладбище, — были эксгумированы и помещены в общую анонимную могилу.
Источники
- Андерсон, Кит. Примечания к CD Liner. Леон Минкус. Дон Кихот. Найден Тодоров Конд. Оркестр Софийской национальной оперы. Наксос 8.557065 / 66.
- Гость, Айвор. CD Liner отмечает. Адольф Адам. Жизель. Ричард Bonynge Cond. Оркестр Королевского оперного театра, Ковент-Гарден. Decca 417 505–2.
- Гость, Айвор. Примечания к CD Liner. Леон Минкус и Лео Делиб. La Source. Ричард Bonynge Cond. Оркестр Королевского оперного театра, Ковент-Гарден. Decca 421 431–2.
- Киров / Мариинский балет. Программа от Баядерка. Мариинский театр, 2001.
- Петипа, Мариус. «Дневники Мариуса Петипа», перевод и редакция Линн Гарафола. Исследования по истории танца 3.1 (весна 1992 г.)
- Королевский балет. Программа от Баядерка. Королевский оперный театр, 1990 год.
- Стегеманн, Майкл. Примечания к компакт-диску, перевод Лайонела Солтера. Леон Минкус. Дон Кихот. Борис Спасов, дир. Оркестр Софийской национальной оперы. Каприччио 10 540/41.
- Стегеманн, Майкл. Примечания к CD Liner. Пер. Лайонел Солтер. Леон Минкус. Пахита и Ла Бавадер. Борис Спасов Конд. Оркестр Софийской национальной оперы. Каприччио 10 544.
- Варрак, Джон. Чайковский. Нью-Йорк: Сыновья К. Скрибнера, 1973. ISBN 0-684-13558-2
- Уайли, Роланд Джон. «Танцы из России: знакомство с сборником Сергеева». Бюллетень Гарвардской библиотеки, 24.1 января 1976 г.
- Wiley, Роланд Джон, изд. и переводчик. Век русского балета: документы и отчетность, 1810–1910 гг.. Оксфорд: Clarendon Press; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1990. ISBN 0-19-316416-7
- Уайли, Роланд Джон. Балет Чайковского: Лебединое озеро, Спящая красавица, Щелкунчик. Оксфорд: Clarendon Press; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1985. ISBN 0-19-315314-9