Credits
New World Encyclopedia writers and editors rewrote and completed the Wikipedia article
in accordance with New World Encyclopedia standards. This article abides by terms of the Creative Commons CC-by-sa 3.0 License (CC-by-sa), which may be used and disseminated with proper attribution. Credit is due under the terms of this license that can reference both the New World Encyclopedia contributors and the selfless volunteer contributors of the Wikimedia Foundation. To cite this article click here for a list of acceptable citing formats.The history of earlier contributions by wikipedians is accessible to researchers here:
Manuel de Falla history
The history of this article since it was imported to New World Encyclopedia:
History of «Manuel de Falla»
Note: Some restrictions may apply to use of individual images which are separately licensed.
La vida breve
Композитор
Мануэль де Фалья
Дата премьеры
01.04.1913
Жанр
оперы
Страна
Испания
Опера испанского
композитора де Фальи (1913, Ницца), в 2 действиях; либретто Карлоса Фернандеса Шо.
Первое представление состоялось 1 апреля 1913 года в Ницце.
Действующие лица:
- Пако, тенор
- Дядюшка Сальвадор, бас
- Мануэль, баритон
- Певец, баритон
- Салюд, цыганская девушка, сопрано
- Бабушка, меццо-сопрано
-
Кармела, меццо-сопрано
Первое действие
Мрачный и темный дворик дома в одном из предместий Гренады. Здесь среди других таких же как она бедняков, живет цыганская девушка Салюд. Опечаленная и грустная, приходит она с улицы. Долго простояла Салюд перед воротами, вглядываясь вдаль и нетерпеливо поджидая своего возлюбленного — юношу из богатой семьи Пако. Но он не явился в условленный час. Тоскуя о неверном, страдающая девушка изливает свое горе старухе-бабке. Отчаяние Салюд сменяется бурной радостью, когда Пако все же приходит. Быстро забыв обо всем, счастливая Салюд в упоении слушает Пако, а он, не скупясь на слова, пылко уверяет ее в своей любви и верности. Влюбленные не замечают как врывается старик-цыган — дядюшка Сальвадор. Яростно размахивая кулаками, он хочет наброситься на юношу, но, удержанный бабкой, останавливается. Дядюшка Сальвадор сегодня утром узнал, что Пако обманывает Салюд. Он кружит девушке голову разговорами о своей любви, а сам исподтишка готовится к женитьбе на богатой. Жалостью и состраданием к ничего не подозревающей Салюд проникнуты старики — бедняжке так хорошо с этим парнем. Незаметно и тихо дядюшка Сальвадор с бабкой удаляются — пусть девушка насладится своим обманчивым счастьем.
Второе действие
Шумно и весело на одной из улиц Гренады. В доме богача Мануэля происходит свадьба его сестры Кармелы с Пако. Раздаются громкие песни, звучат заздравные тосты и приветствия. Перед окончанием бурного танца появляется Салюд. В страхе и волнении глядит она на своего возлюбленного, на его невесту и никак не может до конца понять, что жестоко обманута. Напрасно пришедшие вслед за Салюд дядюшка Сальвадор и бабка проклинают подлого изменника, надругавшегося над чистой и беззаветной любовью. Салюд не слушает их. Подойдя к окну, она поет песню: любимый откликнется на ее зов. Но Пако делает вид, что не знаком с уличной оборванкой. Тяжело опершись на руку дядюшки Сальвадора, Салюд приближается к любимому и просит, чтобы он из милости заколол ее. Пако нагло обвиняет девушку во лжи — он никогда эту цыганку в глаза не видал — и безжалостно прогоняет прочь. Пошатываясь, подходит Салюд к Пако и замертво падает наземь. Короткая жизнь девушки из предместья оборвалась.
Музыка оперы насыщена испанским и цыганским фольклором, зажигательна и страстна. Была поставлена на русской сцене в 1928 (Москва, Музыкальный театр им. Немироровича-Данченко).
Дискография: CD — Deutsche Grammophon. Дир. Наварро, Салюд (Берганса), Пако (Каррерас), Кармела (Иниго).
Е. Цодоков
Опера «Жизнь коротка» прозвучит в Петербурге 03.06.2011 в 17:21
Music and Style
Manuel de Falla as an young child.
As composers of the late Romantic era looked to literary and folk influences as inspiration for their creativity it spawned numerous compositions based on the legends, folklore, history, and mythology of their native countries. Composers such as Antonin Dvorak, Bedrich Smetana, Nicholai Rimsky-Korsakoff, and Isaac Albinez, to name a few, often based their works on these particular aspects.
It was from Felipe Pedrell, during the Madrid period, that de Falla became interested in native Spanish music, particularly Andalusian flamenco (specifically cante jondo), the influence of which can be strongly felt in many of his works. Among his early pieces are a number of zarzuelas, but his first important work was the one-act opera La vida breve (A Brief Life, written in 1905, though revised before its premiere in 1913).
De Falla spent the years 1907 to 1914 in Paris, where he met a number of composers who had an influence on his style, including the impressionists Maurice Ravel, Claude Debussy and Paul Dukas. He wrote little more music, however, until his return to Madrid at the beginning of World War I. While at no stage was he a prolific composer, it was then that he entered into his mature creative period.
In Madrid he composed several of his best known pieces, including:
- The nocturne for piano and orchestra Noches en los jardines de España (Nights in the Gardens of Spain, 1916).
- The ballet El amor brujo (Love the Magician, 1915) which includes the much excerpted and arranged Ritual Fire Dance.
- The ballet El corregidor y la molinera (The Magistrate and the Miller‘s Wife) which, after revision, became El sombrero de tres picos (The Three-Cornered Hat, 1917) and was produced by Serge Diaghilev with sets designed by Pablo Picasso.
The Diaghilev production of «the Three-Cornered Hat» with the Ballet Russes took place in London on July 22, 1919. In addition to having the sets and costumes designed by Picasso (his first such endeavor) the eminent Swiss conductor, Ernest Ansermet, conducted the premiere.
From 1921 to 1939 Manuel de Falla lived in Granada, where he wrote the puppet opera El retablo de maese Pedro (Master Peter’s Puppet Show, 1923) and a concerto for harpsichord and chamber ensemble (1926). In these works, the Spanish folk influence is somewhat less apparent than a kind of Stravinskian neo-classicism.
Also in Granada, de Falla began work on the large-scale orchestral cantata Atlàntida (Atlantis) based on the Catalan text L’Atlàntida by Jacint Verdaguer, which he considered to be the most important of all his works. Verdaguer’s text gives a mythological account of how the submersion of Atlantis created the Atlantic ocean, thus separating Spain and Latin America, and how later the Spanish discovery of America reunited what had always belonged together. De Falla continued work on the cantata after moving to Argentina in 1939. The orchestration of the piece remained incomplete at his death and was completed posthumously by Ernesto Halffter.
De Falla tried but failed to prevent the murder of his close friend the poet Federico García Lorca in 1936. Following Francisco Franco’s victory in the Spanish Civil War, de Falla left Spain for Argentina. He died in Alta Gracia, in the Argentine province of Córdoba. In 1947 his remains were brought back to Spain and entombed in the cathedral at Cádiz. One of the lasting honors to his memory is the Manuel de Falla Chair of Music in the Faculty of Philosophy and Letters at Complutense University of Madrid.
Partial list of works
- Orchestral and stage works
-
La vida breve (A Brief Life, also translated: Life is Short) — lyric drama (1904-1913)
- Interlude and Dance
-
El amor brujo (The Love Wizard, also translated: Love the Magician) — orchestral (1915), ballet (1919-1925)
- Danza ritual del fuego («Ritual Fire Dance»)
-
El sombrero de tres picos (The Three-cornered Hat) — ballet (1917-1919)
- Danse du meunier («The Miller’s Dance») — an arrangement for guitar
- El retablo de Maese Pedro (Master Peter’s Puppet Show) — puppet opera (1919-1923)
- Atlàntida (Atlantis) — orchestral (1927-1946)
- Works for chamber ensembles and solo instruments
- Serenata andaluza — for piano (c. 1900)
- Cuatro piezas españolas, Pièces espagnoles («Four Spanish Pieces») — for piano, dedicated to Isaac Albéniz (c. 1906-1909)
- Noches en los jardines de España («Nights in the Gardens of Spain») — for piano and orchestra (c. 1909-1916)
- Siete canciones populares españolas («Seven Spanish Folksongs») — for voice and piano, dedicated to Madame Ida Godebska (1914)
- Fantasía baetica — for piano, dedicated to Arthur Rubinstein (1919)
- Concerto per clavicémbalo (o pianoforte), flauto, oboe, clarinetto, violino e violoncello («Concerto for Harpsichord») — dedicated to Wanda Landowska (c. 1923-1926)
Рекомендации
- Фалья Мануэля Ороско Диаса (Барселона: Сальват, 1985).
- «Фалья (у Матеу), Мануэль де» Кэрол А. Хесс. Словарь музыки и музыкантов New Grove, второе издание, под ред. Стэнли Сэди и Джон Тиррелл (Лондон: Macmillan Publishers, 2001).
- Биографический указатель членов и ассоциаций Королевской академии Бельгии (1769–2005 гг.) пользователя Anon. (Брюссель: Королевская академия Бельгии, ).
- Мануэль де Фалья: Библиография и руководство по исследованиям Эндрю Бадвиг с предисловием Гилберта Чейза; Справочные материалы по Garland Composer 4; Справочная библиотека Гарленда по гуманитарным наукам 561 (Нью-Йорк: издательство Гарленд, 1986). ISBN 9780824087852.
- Мануэль де Фалья: биобиблиография Нэнси Ли Харпер; Биобиблиографии в музыке 68 (Вестпорт, Коннектикут: Издательская группа Гринвуд, 1998). ISBN 9780313302923.
- Мануэль де Фалья и модернизм в Испании Кэрол А. Хесс (Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2001).
- Мануэль де Фалья и испанский музыкальный ренессанс Бернетт Джеймс (Лондон: Gollancz, 1979). ISBN 9780575026452.
- Мануэль де Фалья: его жизнь и музыка Нэнси Ли Харпер (Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press, 2005). ISBN 9781461669548.
- «Мануэль де Фалья из фольклора и музыки колта», в Amici della Musica Popolare Паоло Меркурио (Милан: Паоло Меркурио, 2014): 24-38. ISBN 9786050342956 (электронная книга, pdf).[ненадежный источник? ]
- Священные страсти: жизнь и музыка Мануэля де Фальи Кэрол А. Хесс (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 2004). ISBN 978-0-19-972428-4.
- [ненадежный источник ]
Legacy
Composer Manuel de Falla as depicted on a former currency note of Spain.
At a time when there was very little serious art music being produced by Spanish composers, Manuel de Falla earned a reputation of being the first important Spanish composer of the first half of the twentieth century. By incorporating the melodic, rhythmic, harmonic, and structural characteristics of Spanish music into his compositions, Falla followed the «nationalist» tendencies of many other composers of the late nineteenth century (Grieg, Rimsky-Korsakov, Dvorak, etc.) who juxtaposed folkloric musical materials with traditional «classical» forms.
Partial list of works
- Orchestral and stage works
-
La vida breve (A Brief Life, also translated: Life is Short) — lyric drama (1904-1913)
- Interlude and Dance
-
El amor brujo (The Love Wizard, also translated: Love the Magician) — orchestral (1915), ballet (1919-1925)
- Danza ritual del fuego («Ritual Fire Dance»)
-
El sombrero de tres picos (The Three-cornered Hat) — ballet (1917-1919)
- Danse du meunier («The Miller’s Dance») — an arrangement for guitar
- El retablo de Maese Pedro (Master Peter’s Puppet Show) — puppet opera (1919-1923)
- Atlàntida (Atlantis) — orchestral (1927-1946)
- Works for chamber ensembles and solo instruments
- Serenata andaluza — for piano (c. 1900)
- Cuatro piezas españolas, Pièces espagnoles («Four Spanish Pieces») — for piano, dedicated to Isaac Albéniz (c. 1906-1909)
- Noches en los jardines de España («Nights in the Gardens of Spain») — for piano and orchestra (c. 1909-1916)
- Siete canciones populares españolas («Seven Spanish Folksongs») — for voice and piano, dedicated to Madame Ida Godebska (1914)
- Fantasía baetica — for piano, dedicated to Arthur Rubinstein (1919)
- Concerto per clavicémbalo (o pianoforte), flauto, oboe, clarinetto, violino e violoncello («Concerto for Harpsichord») — dedicated to Wanda Landowska (c. 1923-1926)
Литература
- James B. Manuel de Falla and the Spanish Musical Renaissance. London: Gollancz, 1979
- Hess C.A. Manuel De Falla and Modernism in Spain. Chicago: University of Chicago Press, 2001
- Manuel de Falla: imágenes de su tiempo. Granada : Archivo Manuel de Falla, 2001.
- Universo Manuel de Falla: Exposición permanente. Granada: Archivo Manuel De Falla, 2002
- Harper N.L. Manuel de Falla: his life and music. Lanham: Scarecrow Press, 2005
- Hess C.A. Sacred passions: the life and music of Manuel de Falla. Oxford ; New York: Oxford UP, 2005.
- // Гарсиа Лорка Ф.Самая печальная радость… Художественная публицистика. М.: Прогресс, 1987 (по Указателю)
БИОГРАФИЯ
Мануэль де Фалья (23.11.1876 — 14.11.1946) — испанский композитор. Первые уроки музыки получил у своей матери — пианистки. Затем образование продолжал в Мадридской консерватории у Х. Траго (фортепьяно) и Ф. Педреля (композиция). Как композитор Фалья дебютировал двумя сарсуэлами. В 1905 году его двухактная опера «Жизнь коротка» получила премию испанской Академии изящных искусств.
В 1907 году Фалья приехал в Париж, где оставался до 1914 года. Дружеские отношения связывали его с Дебюсси, Дюка (который помогал ему советами в области композиции и инструментовки), а также с И. Альбенисом. Переработанная опера Фальи «Жизнь коротка» была с успехом поставлена в 1913 году в Ницце. В начале 1-й мировой войны Фалья вернулся в Испанию. В эти годы он написал балеты «Коррехидор и мельничиха» по П. де Аларкону (поставлен в 1919 году Русским балетом Дягилева под названием «Треуголка») и «Любовь-волшебница» (поставлен в 1915 году в Мадриде); музыка этих балетов широко известна в виде симфонических сюит. В 1916 году в Мадриде автором впервые было исполнено трехчастное произведение для фортепьяно с оркестром «Ночи в садах Испании» (1909 — 1915), имеющее подзаголовок «Симфонические впечатления».
В 1920-е годы Фалья жил в Гранаде, где в 1922 году организовал фестиваль старинных андалузских песен. В 1925 году он создал «Камерный оркестр провинции Андалузия».
В эти же годы творчество Фальи приобрело международную известность. Большой популярностью пользуются, в частности, его «Испанские песни» в различных вариантах — вокальном и инструментальном, транскрипции из оперы «Жизнь коротка» и балетов. С 1930-х годов Фалья почти ничего не писал, жил очень уединенно (в 1933-1939 годах на острове Мальорка). В 1939 году эмигрировал в Аргентину. Последние годы жизни Фалья работал над вокально-сценическим произведением «Атлантида», законченным его учеником Ф. Э. Альфтером и поставленным в виде оратории (1961) и оперы (1962).
Произведения Фальи отличаются яркой индивидуальностью и совершенством выполнения, красочностью, темпераментностью. Продолжая линию развития национальной испанской школы в музыке, начатую Педрелем, Альбенисом и Гранадосом, Фалья поднял музыку своей родины на новую высоту, обогатив ее достижениями современной гармонии и инструментовки. Глубокий знаток народной песни и танца, он создавал произведения на основе претворения этих интонаций, очень своеобразных в ладовом и ритмическом отношении.
Влияние Фальи чувствуется и за пределами Испании, в частности в музыке Латинской Америки (Э. Вилла-Лобос в Бразилии и др.). В 1928 году опера «Жизнь коротка» под названием «Миг удачи» была поставлена Музыкальным театром им. В. И. Немировича-Данченко в Москве.
Фалья выступал в печати как музыкальный критик и писатель. Его статьи о музыке изданы в Буэнос-Айресе в 1950 году.
Music and Style
Manuel de Falla as an young child.
As composers of the late Romantic era looked to literary and folk influences as inspiration for their creativity it spawned numerous compositions based on the legends, folklore, history, and mythology of their native countries. Composers such as Antonin Dvorak, Bedrich Smetana, Nicholai Rimsky-Korsakoff, and Isaac Albinez, to name a few, often based their works on these particular aspects.
It was from Felipe Pedrell, during the Madrid period, that de Falla became interested in native Spanish music, particularly Andalusian flamenco (specifically cante jondo), the influence of which can be strongly felt in many of his works. Among his early pieces are a number of zarzuelas, but his first important work was the one-act opera La vida breve (A Brief Life, written in 1905, though revised before its premiere in 1913).
De Falla spent the years 1907 to 1914 in Paris, where he met a number of composers who had an influence on his style, including the impressionists Maurice Ravel, Claude Debussy and Paul Dukas. He wrote little more music, however, until his return to Madrid at the beginning of World War I. While at no stage was he a prolific composer, it was then that he entered into his mature creative period.
In Madrid he composed several of his best known pieces, including:
- The nocturne for piano and orchestra Noches en los jardines de España (Nights in the Gardens of Spain, 1916).
- The ballet El amor brujo (Love the Magician, 1915) which includes the much excerpted and arranged Ritual Fire Dance.
- The ballet El corregidor y la molinera (The Magistrate and the Miller’s Wife) which, after revision, became El sombrero de tres picos (The Three-Cornered Hat, 1917) and was produced by Serge Diaghilev with sets designed by Pablo Picasso.
The Diaghilev production of «the Three-Cornered Hat» with the Ballet Russes took place in London on July 22, 1919. In addition to having the sets and costumes designed by Picasso (his first such endeavor) the eminent Swiss conductor, Ernest Ansermet, conducted the premiere.
From 1921 to 1939 Manuel de Falla lived in Granada, where he wrote the puppet opera El retablo de maese Pedro (Master Peter’s Puppet Show, 1923) and a concerto for harpsichord and chamber ensemble (1926). In these works, the Spanish folk influence is somewhat less apparent than a kind of Stravinskian neo-classicism.
Also in Granada, de Falla began work on the large-scale orchestral cantata Atlàntida (Atlantis) based on the Catalan text L’Atlàntida by Jacint Verdaguer, which he considered to be the most important of all his works. Verdaguer’s text gives a mythological account of how the submersion of Atlantis created the Atlantic ocean, thus separating Spain and Latin America, and how later the Spanish discovery of America reunited what had always belonged together. De Falla continued work on the cantata after moving to Argentina in 1939. The orchestration of the piece remained incomplete at his death and was completed posthumously by Ernesto Halffter.
De Falla tried but failed to prevent the murder of his close friend the poet Federico García Lorca in 1936. Following Francisco Franco’s victory in the Spanish Civil War, de Falla left Spain for Argentina. He died in Alta Gracia, in the Argentine province of Córdoba. In 1947 his remains were brought back to Spain and entombed in the cathedral at Cádiz. One of the lasting honors to his memory is the Manuel de Falla Chair of Music in the Faculty of Philosophy and Letters at Complutense University of Madrid.
Credits
New World Encyclopedia writers and editors rewrote and completed the Wikipedia article
in accordance with New World Encyclopedia standards. This article abides by terms of the Creative Commons CC-by-sa 3.0 License (CC-by-sa), which may be used and disseminated with proper attribution. Credit is due under the terms of this license that can reference both the New World Encyclopedia contributors and the selfless volunteer contributors of the Wikimedia Foundation. To cite this article click here for a list of acceptable citing formats.The history of earlier contributions by wikipedians is accessible to researchers here:
Manuel de Falla history
The history of this article since it was imported to New World Encyclopedia:
History of «Manuel de Falla»
Note: Some restrictions may apply to use of individual images which are separately licensed.
Произведения артистов
Teresa Berganza,
L’Orchestre de la Suisse Romande
Альбан Герхардт,
Cecile Licad
Martha Argerich,
Orchestra Della Svizzera Italiana,
Alexandre Mogilevsky
Martha Argerich Edition — Concertos — CD4 — Dmitri Shostakovich — Piano Concerto No. 1, for piano, trumpet & strings, Manuel de Falla — Noches en los jardines de Espana, Mikhail Pletnev — Fantasia elvetica
Nathan Milstein,
Leon Pommers,
Pittsburgh Symphonic Orchestra
Milstein — Aristocrat of the Violin — (VII)
The Creators — Grieg, Albeniz, Granados, de Falla, Mompou, Leoncavallo, Casela
Teresa Berganza,
Chamber orchestra of Lausanne,
Juan Antonio Alvarez Parejo
Jascha Heifetz ‘The Master Violinist’ CD5
Composers in Person — Granados, de Falla, Mompou & Nin
Marcelle Meyer,
Darius Milhaud,
Оркестр концертного общества Парижской консерватории
Перлман, Ицхак,
David Garvey
Ferenc Fricsay,
Radio-Symphonie-Orchester Berlin,
Margrit Weber
Orchestre des Cento Soli,
Anna Maria Iriarte
Nan Merriman,
Hollywood Bowl Orchestra
Leila Josefowicz,
John Novacek
Gloria Lane,
BBC Symphony Orchestra
Christian Ferras,
Jean-Claude Ambrosini
Ivry Gitlis,
Shuku Iwasaki
Volume 70 — Saint-Saens, Falla, Franck, Prokofiev
Fritz Kreisler — The complete RCA recordings (CD
Volume 02 — Chopin, Liszt etc.
Мстислав Ростропович
Mstislav Rostropovich — The Complete EMI Recordings (CD 23 of 26): Stravinsky, Scriabin, Milhaud, Falla, Dvorak, R. Strauss, Sinding, Faure, Debussy, Shaporin, Popper, Schubert, Prokofiev, Handel
Volume 18 — Music of Spain
Jacqueline du Pre — The Complete EMI Recordings (CD 14)
The Heifetz Collection, Volume 31
The Heifetz Collection, Volume 2
The Heifetz Collection, Volume 3
The Heifetz Collection, Volume 6
El amor brujo
Композитор
Мануэль де Фалья
Дата премьеры
15.04.1915
Жанр
балеты
Страна
Испания
Балет на музыку Мануэля де Фальи в одном акте. Либретто Г. М. Сьерра.
Действующие лица:
- Канделас, молодая цыганка
- Люция, юная цыганочка
- Призрак бывшего возлюбленного Канделас
- Кармело, молодой цыган, влюбленный в Канделас
- Старые и молодые цыганки
Действие происходит в Испании в условное время.
История создания
Осенью 1914 года, вскоре после начала Первой мировой войны, Фалья, как и многие другие испанские музыканты, жившие в Париже, вернулся на родину. Его приветливо встретили, появились заказы, среди которых один особенно заинтересовал композитора: знаменитая испанская певица и танцовщица из Кадиса Пастора Империо попросила написать для нее концертный номер. Сохранились колоритные воспоминания Ромолы Нижинской об этой уникальной артистке: «Мы увидели только довольно увядшую, тучную южную женщину, но в тот момент, когда она начала петь и двигаться, аккомпанируя себе на кастаньетах, мы забыли и о ее возрасте, и о ее толщине. Несколькими скупыми жестами она раскрыла историю и душу Испании. Вацлав и Стравинский, как и Дягилев, не могли спокойно сидеть на своих местах и, словно три школяра, аплодировали, смеялись и плакали в соответствии с настроением, продиктованным этим нестареющим чудом». Пастора, как и ее мать, в прошлом тоже артистка, хранили в памяти множество андалусийских народных мелодий, которые постоянно напевали Фалье. Возможно, эти мелодии и возбудили его фантазию. Концертный номер постепенно превратился в балет, либреттистом которого стал выдающийся испанский драматург Грегорио Мартинес Сьерра (1881—1947), использовавший мотивы легенд и сказок андалузских цыган. В ноябре 1914 года Фалья принялся за создание партитуры, которая была закончена в начале апреля следующего года и передана в мадридский «Театр Лара». 15 апреля состоялась премьера, прошедшая с большим успехом. Пастора Империо была увлечена яркой музыкой, правдиво воплощающей образы Андалусии. Ее хореография, основанная на национальных движениях, элементах фламенко, пленила аудиторию. Через несколько месяцев исполнилось предсказание бывшего на премьере певца Пако Меано, утверждавшего: «Эта музыка пройдет вскоре по свету».
Сюжет
Цыганская деревушка в Андалусии. Весна. Красавица Канделас не может забыть своего прежнего возлюбленного, убитого в драке цыгана. Ей слышится его голос, чудится, что он рядом. Это тяготит ее: прошло много времени со дня его смерти, и она вновь хочет быть счастливой. Ее любит Кармело, но стоит ему приблизиться, как появляется призрак умершего. По совету подруг она произносит заклинания в магическом круге, танцует чародейский танец, но призрак не оставляет ее, и Канделас находится на грани безумия. Желая спасти любимую от призрака и завоевать ее любовь, Кармело уговаривает подругу Канделас Люцию встретиться с призраком: при жизни тот был ветреным, возможно, и после смерти захочет приударить за красивой девушкой! Люция соглашается. Как только Кармело встречается с Канделас, призрак появляется, но Люция начинает кокетничать с ним, и призрак забывает прежнюю возлюбленную. Кармело признается в любви Канделас и целует ее. Призрак рассеивается.
Музыка
В балете воплощены характерные черты народной музыки Андалусии — богатство и разнообразие ритмики, своеобразие интонаций, сочетающих особенности цыганской, мавританской и старинной испанской традиций. «Любовь-волшебница» отличается богатством колорита, изысканностью красок и по манере близка импрессионизму. Небольшой состав оркестра пополнен фортепиано и колоколами, в партитуру включена вокальная партия (меццо-сопрано или контральто) с четырьмя номерами — «Песнью любовной тоски», «Песней о блуждающем огоньке», «Танцем любовной игры» и «Утренними колоколами».
Л. Михеева
«Любовь-волшебница» и «Сельская честь» в веронском театре Филармонико (operanews.ru) 06.04.2015 в 17:39
Наиболее известные сочинения
Он сочинял оркестровые произведения, камерные и оркестровые пьесы, песни и романсы, в том числе на стихи Гонгоры, Готье, Беккера и Лорки.
- La Vida breve / Короткая жизнь (др. перевод «Жизнь коротка»; 1905; 2-я ред. 1913)
- El Retablo de Maese Pedro / Балаганчик мастера Педро (1923)
- El Corregidor y la molinera / Коррехидор и мельничиха (1917; 2-я ред. под назв. «Треуголка»)
- El Amor brujo / Любовь-волшебница (балет с пением, (1915)
- El Sombrero de tres picos / Треуголка (1919, для труппы Сергея Дягилева, поставлен в декорациях и костюмах Пикассо)
- Cuatro piezas espaolas / Четыре испанские пьесы (1906—1909, посвящены Исааку Альбенису)
- Noches en los jardines de Espaa / Ночи в садах Испании, сюита для фортепиано с оркестром (1909—1916)
- Siete canciones populares espaolas / Семь испанских народных песен (1914)
- Концерт для клавесина с инструментальным ансамблем (1923—1926, посвящён Ванде Ландовской)
- Psych/ Психея, для голоса, флейты, арфы и струнного трио (1924)
- La Atlantida/Атлантида, оратория для солистов, хора и оркестра по поэме каталонского поэта Жасинта Вердагера (начата в 1927, не завершена; ред. Эрнесто Альфтера, 1961)
Биография
Первые уроки музыки получил у матери-пианистки, уроженки Каталонии (отец был родом из Валенсии). В 14 лет начал сочинять произведения для камерно-инструментального ансамбля. Увлекался литературой, в 15 лет стал основателем двух литературных журналов.
В 1893 году, услышав на концерте в Кадисе музыку Грига, решил стать композитором. В период с 1897 по 1904 года написал пьесы для фортепиано и 5 сарсуэл. С 1889 по 1895 года обучался игре на фортепиано у Хосе Траго в Мадриде. В 1896 году написал первые пьесы в том числе для камерно-инструментального ансамбля. В 1896 году поступил в Мадридскую консерваторию, где изучал также гармонию и контрапункт. Его основным учителем был Фелипе Педрель (1902—1904), один из главных деятелей испанского культурного возрождения — ренасимьенто, который привил ему любовь к музыкальному фольклору (фламенко). В результате появилось первое значительное произведение — опера «Короткая жизнь» (1905).
В 1907—1914 годах Фалья проживал в Париже, познакомился с Дебюсси, Равелем, Полем Дюка, Альбенисом, Пикассо. Испытал воздействие музыкального импрессионизма.
В 1919 году переехал из Мадрида в Гранаду, сблизился с Лоркой и его друзьями. В 1922 году в Гранаде совместно с Лоркой организовал фестиваль «Cante hondo» (исп. Глубокое пение), имевший большой общественный и культурный резонанс. В 1926 году его имя было присвоено театру в его родном городе. После поражения Республики с 1939 года проживал в Аргентине, где и скончался.
В 1947 году его прах был перевезен в Кадис и захоронен в крипте собора Святого Креста.