Life
The youngest of three sons, Donizetti was born in 1797 in Bergamo’s Borgo Canale quarter located just outside the city walls. His family was very poor with no tradition of music, his father being the caretaker of the town pawnshop. Nevertheless, Donizetti received some musical instruction from Giovanni Simone Mayr, a priest at Bergamo’s principal church (and also himself a composer of successful operas).
Donizetti was not a notable success as a choirboy, but in 1806 he was one of the first pupils to be enrolled at the Lezioni Caritatevoli school, founded by Simon Mayr, in Bergamo through a full scholarship. He received detailed training in the arts of fugue and counterpoint, and it was here that he launched his operatic career. After some minor compositions under the commission of Paolo Zanca, Donizetti wrote his fourth opera, Zoraïda di Granata. This work impressed Domenico Barbaia, a prominent theatre manager, and Donizetti was offered a contract to compose in Naples. Writing in Rome and Milan in addition to Naples, Donizetti achieved some success (his 31 operas written in the space of just 12 years usually met with popular success, but the critics were often unimpressed), but was not well known internationally until 1830, when his Anna Bolena was premiered in Milan. He almost instantly became famous throughout Europe. L’elisir d’amore, a comedy produced in 1832, came soon after, and is deemed one of the masterpieces of the comic opera, as is his Don Pasquale, written in 1843. Shortly after L’elisir d’amore, Donizetti composed Lucia di Lammermoor, based on the Sir Walter Scott novel The Bride of Lammermoor. It became his most acclaimed opera, and one of the high points of the bel canto tradition, reaching stature similar to Bellini’s Norma.
Gaetano Donizetti.
After the success of Lucrezia Borgia (1833) consolidated his reputation, Donizetti followed the paths of both Rossini and Bellini by visiting Paris, but his opera Marino Falerio suffered by comparison with Bellini’s I puritani, and he returned to Naples to produce his already-mentioned masterpiece, Lucia di Lammermoor. As Donizetti’s fame grew, so did his engagements, as he was further hired to write in both France and Italy. In 1838, he moved to Paris after the Italian censor objected to the production of Poliuto (on the grounds that such a sacred subject was inappropriate for the stage); there he wrote La fille du régiment, which became another success.
Donizetti’s wife, Virginia Vasselli, gave birth to three children, none of whom survived. Within a year of his parents’ deaths, his wife died from cholera. By 1843, Donizetti exhibited symptoms of syphilis and what is known today as bipolar disorder. After being institutionalized in 1845, he was sent to Paris, where he could be cared for. After visits from friends, including Giuseppe Verdi, Donizetti was sent back to Bergamo, his hometown, where he died in 1848, after several years in the grip of insanity. After his death Donizetti was buried in the cemetery of Valtesse but in the late nineteenth century his body was transferred to Bergamo’s Basilica of Santa Maria Maggiore near the grave of his teacher Simone Mayr.
Болезнь и смерть
В 1843 году у Доницетти проявляются симптомы сифилиса и биполярного психического расстройства. Пытаясь исполнить взятые ранее на себя обязательства и превозмогая болезнь, он дописывает давно начатую лирическую трагедию «Катерина Корнаро или Королева Кипра (Caterina Cornaro ossia La Regina di Cipro)». Однако уже не может присутствовать на её премьере в Неаполе в январе 1844 года, что называют одной из причин последовавшего провала, так как обычно Доницетти сам контролировал процесс подготовки к премьере своих опер, внося необходимые коррективы.
В связи с ухудшением здоровья Гаэтано Доницетти, его старший брат Джузеппе прислал из Константинополя в Париж своего сына Андре. Прибыв в Париж 25 декабря 1845 года, Андре находит своего дядю в весьма плачевном состоянии. Врачи говорят о тяжёлом психическом поражении и неспособности принимать взвешенные осмысленные решения. Под видом путешествия в Вену, больного композитора отвозят в больницу Мезон Эскироль в предместье Парижа. Необходимость остаться в больнице была выдана за временный ночлег в дороге. Через несколько дней Доницетти понял, что его обманули и принудительно удерживают. Он пытался отправить письма с просьбой о помощи своим друзьям, которые, однако, так и не были доставлены. В больнице были применены разнообразные способы лечения, впрочем, без особого эффекта.
В 1847 году Гаэтано Доницетти перевозят в Париж, а затем, по настоянию старшего брата в их родной Бергамо. Андре, посетив заранее Бергамо, для того, чтобы подготовить всё необходимое к приезду дяди, получил согласие знатной семьи Скотти, на то, что композитор разместится в их дворце
Последние месяцы жизни Гаэтано Доницетти провёл окруженный заботой и трепетным вниманием, вплоть до своей смерти 8 апреля 1848 года
Первые шаги в опере
Тогда же в Болонье в течение 1816 года Гаэтано Доницетти пишет свою первую оперу «Пигмалион (Il pigmalione)», в 1817 году оперы «Олимпиада (Olympiade)» и «Гнев Ахилла(L’ira d’Achille)». В том же 1817 году по совету Майра он возвращается в Бергамо. Этот период в жизни молодого композитора исследователи называют — «годы квартетов». Доницетти тогда часто сочинял различные фортепьянные пьесы, а также участвовал в квартетах, где исполнял музыку других композиторов.
В 1818 году он неожиданно встречает своего старого школьного товарища, известного либреттиста и импресарио Бартоломео Мерелли (Bartolomeo Merelli). Бартоломео предлагает Гаэтано написать музыку к своему либретто, результатом этой работы стала опера «Генрих Бургундский (Enrico di Borgogna)». В тот момент Доницетти писал музыку, не имея на неё конкретного заказа от какого-либо театра. Он надеялся потом пристроить своё творение, предлагая её в разные места к постановке. Вскоре его старания увенчались успехом. Оперу согласился поставить венецианский Театр святого Луки (Teatro San Luka). Премьера «Генриха Бургундского» состоялась 14 ноября 1818 года с весьма скромным успехом. Отчасти, как результат внезапного отказа от участия в представлении в последний момент одной из актрис, которая не смогла справиться со своими нервами. Но последовавшие затем отзывы в газетах были отнюдь не плохи, что в целом, дало хорошее впечатление об авторе.
Вслед за этим Доницетти получает заказ на новую работу на либретто Мерелли. Одноактная опера «Безумие (Una follia)» была представлена публике уже через месяц.
Однако, не имея дальнейших заказов, он вновь возвращается в Бергамо, где вскоре ставится его «Генрих Бургундский», на этот раз, в родном городе композитора.
1819 год Доницетти проводит за написанием духовной и инструментальной музыки, а также оперы «Плотник из Ливонии, Пётр Великий, царь Руси (Il falegname di Livonia, o Pietro il grande, czar delle Russie)». Опера была представлена в декабре в венецианском Театре святого Самуила (Teatro San Samuele). Кроме этого, была закончена работа над не сохранившейся до наших дней оперой «Свадьба в имении (Il nozze in villa)».
Гаэтано Доницетти оставался в Бергамо до октября 1821 года, это время он посвятил написанию инструментальной и хоровой музыки, пока в июле не получил контракт на новую оперу на либретто всё того же Мерелли. Этим новым творением стала «Зораида ди Граната (Zoraida di Granata)», которая была написана для римского Театро Аргентина (Teatro Argentina).
21 октября двадцатичетырёхлетний композитор прибывает в Рим. Постановка оперы оказалась под угрозой срыва — ведущий тенор умирает за несколько дней до премьеры. Музыка была в срочном порядке переделана на женскую партию меццо-сопрано, где женщина должна была исполнить мужскую роль. Вечер премьеры 28 января 1822 года стал для Гаэтано Доницетти долгожданным триумфом. Как писала местная еженедельная газета: «Новая счастливая надежда взошла над итальянским музыкальным театром. Молодой маэстро Гаэтано Доницетти всерьёз заявил о себе своей значительной оперой «Зораида». Единодушными, искренними и всеобщими были аплодисменты, которые он заслуженно получил от публики.»
Г. Доницетти. Опера «Любовный напиток»
Оперу «Любовный напиток» Гаэтано Доницетти написал в 1832 году. К тому времени 34-летний композитор был автором уже 39 опер. Создавать несколько опер в год ему позволяла та фантастическая быстрота, с которой он работал.
Именно такой человек был необходим директору театра «Каннобиана» – второго по значимости оперного театра в Милане в ту эпоху. Его подвел композитор, который должен был написать новую оперу – но ведь нельзя же разочаровывать публику! И директор обратился к Г.
Доницетти… нет, он не рассчитывал, что тот напишет за оставшееся время нечто принципиально новое – ведь есть же предел человеческим возможностям! – он попросил композитора переработать какую-нибудь старую оперу. Но Г.
Совет
Доницетти не имел решительно никакого желания «штопать ни свои, ни чужие дыры» – и был полон решимости написать новое произведение.
Написать либретто Г. Доницетти попросил Феличе Романи, поставив перед поэтом задачу не менее сложную, чем та, что стояла перед ним самим – создать либретто в течение одной недели, и при этом учесть, какие певцы будут исполнять оперу: примадонна-немка, заикающийся тенор, блеющий, как козленок, комик-буффо, и бас-француз, который никуда не годится.
«При всем при этом вы можете себя прославить», – оптимистично напутствовал композитор либреттиста. Писатель пошел по пути наименьшего сопротивления: взял готовое либретто, написанное французским драматургом Эженом Скрибом для оперы Даниэля Обера «Любовное зелье», и переработал его. Г.
Доницетти же создал совершенно новую оперу в течение двух недель, и произведение действительно прославило своих создателей.
Опера «Любовный напиток» значительно отличалась от своего французского источника. У Э. Скриба главный герой выглядел смешливым простачком, у Г.
Доницетти же персонаж, получивший имя Неморино, остается нескладным крестьянским парнем, к тому же, страдающим заиканием (пришлось подстроиться под индивидуальные особенности первого исполнителя партии!) – но он наделен лирическими чертами, которые делают этот образ необычайно обаятельным.
Образы этих удивительно человечных героев оттеняются персонажами «насквозь» буффонными, карикатурными даже – это сержант Белькоре и лекарь Дулькамара.
Возможно, здесь отразились детские впечатления композитора, происходящего из бедной семьи – в итальянских селениях можно было встретить и «блестящих» солдафонов, уверенных в своих победах над девичьими сердцами, и лекарей-шарлатанов, жаждущих заработать на своих «чудодейственных» снадобьях.
Такие действующие лица прекрасно вписываются в атмосферу итальянской деревни, музыкальная характеристика которой опирается на народно-бытовые жанры.
Обратите внимание
Самым известным фрагментом оперы «Любовный напиток» стал романс Неморино «Una furtiva lagrima», звучавший во втором акте – о нем вспоминают в первую очередь, когда заходит речь об этом произведении, его певцы любят исполнять в концертах… и сейчас уже трудно представить, что именно эта ария, ставшая поистине «коронным номером» оперы, стала мишенью критики: казалось, что она «выпадает» из общего стиля оперы. Примечательно, что Ф. Романи не планировал включать в либретто ничего подобного, а когда Г. Доницетти показал поэту готовую мелодию, тот поначалу отказывался писать для нее текст – эта нежная, чувствительная ария в сопровождении «романтической» арфы и пиццикато струнных казалась и слишком печальной и сентиментальной для этой веселой оперы, и слишком возвышенной для неказистого деревенского парня. К счастью, композитор был достаточно настойчив – и либреттист сдался на его уговоры, в результате родилась прекраснейшая ария, пользующаяся заслуженной любовью певцов-теноров и слушателей до сих пор.
Премьера оперы «Любовный напиток» состоялась 12 мая 1832 года.
Театр «Каннобиана» был полон – ведь имя Гаэтано Доницетти было хорошо знакомо публике, его знали как автора прекрасных опер разных жанров – и на этот раз композитор тоже не обманул ожиданий.
Слушатели были очарованы изяществом мелодий и благородством стиля. Опера «Любовный напиток», уже при первой постановке имевшая грандиозный успех, стала одним из лучших и самых известных творений Гаэтано Доницетти.
Музыкальные сезоны
Гаэтано Доницетти
Гаэтано ДаницеттиФото: общественное достояние
Доменико Гаэтано Мариа Доницетти родился 29 ноября 1797 года в подвале небогатого дома в итальянском городе Бергамо. Семья была бедной, отец служил хранителем в ломбарде, мать была ткачихой. Гаэтано был младшим из трех сыновей.
Никакого интереса к музыке в семье не было, кроме возможной любви всех рожденных в Италии по факту. Видимо, этим и объясняется то, что сразу два сына стали профессиональными музыкантами. Один из старших братьев Гаэтано — Джузеппе Доницетти, стал «руководителем всей музыки» при дворе турецкого султана Махмуда Второго (Джузеппе так и звали: Доницетти-Паша).
Гаэтано учился в благотворительной школе при церкви, где его учителем был довольно известный в то время немецкий композитор, проживающий в Италии — Симон Майр. Доницетти хотел сначала писать церковную музыку, но при наставничестве Майра познакомился с оперным искусством. Музыкальный театр очаровал его сразу и навсегда.
Луиджи Делейди, «Доницетти с друзьями»Фото: общественное достояние
В дальнейшем, где бы он не жил (разные города Италии, а также Париж и Вена), он писал оперы — их у него около семидесяти — и серьезные (сериа), и легкие, комические оперы (буффа)! Это не считая работ в других жанрах. За не такую уж большую жизнь — невероятный результат (впрочем, то же относится к композиторам всех предыдущих эпох и современникам Доницетти — Россини и Беллини).
Писал он необыкновенно быстро — например, мог начать и полностью закончить оперу практически за неделю. Это была работа на заказ, которая требовала концентрации всех сил. Настоящая работа на износ: ведь речь идет об огромном музыкальном произведении из большого количества отдельных «номеров», музыкально-драматургических связок, увертюрой и так далее. Просто гигантское произведение, целиком состоящее из музыки, которое и длится-то несколько часов. Все нужно сочинить и записать. При этом — подавляющее большинство его опер до сих пор на мировых сценах.
Несмотря на востребованность, успех и фактически прижизненную славу, Гаэтано Доницетти не обошло и горе. Все рожденные дети умерли, погибла от холеры жена. Сам Гаэтано Доницетти резко заболел. Диагнозы разнятся (раньше очень любили приписывать многим сифилис, который в то время был повсеместно распространен и не лечился), сейчас варианты разнообразнее, предлагаются возможные уточнения. Пишу только лишь потому, что в комментарии часто приходят «как бы правдолюбы», которые любят ворошить чужое белье, стараясь все выкрасить в желтый цвет. Фактически у Доницетти случился паралич с последующим нервным расстройством. Сейчас предполагают другие причины случившемуся, но это отдельная медицинская тема.
Навестившие Доницетти в Париже друзья (среди которых был великий Джузеппе Верди) решили перевезти больного в родной город. Там он провел последние годы во дворце своего друга — баронессы Скотти. Умер Гаэтано Доницетти 8 апреля 1848 года.
Каждую из опер Доницетти можно изучать отдельно. В данном случае предлагаю ограничиться одной — «Любовный напиток». И гениальной арией «Una furtiva lagrima».
Роскомнадзор: сайт нарушает закон РФ
Биография композитора
Гаэтано Доницетти (полное имя Доменико Гаэтано Мария Доницетти) один из ведущих итальянских оперных композиторов стиля «бельканто» в первой половине 19 века. Автор более 70 опер, исполнявшихся на итальянском и французском языках. При такой его плодовитости, все созданные им произведения отличаются тщательной проработкой в деталях. Иногда также писал либретто для своих опер.
Его старший брат Джузеппе Доницетти тоже смог вписать своё имя в историю музыки, став дирижёром полкового оркестра в армии Наполеона, а затем возглавив военное музыкальное ведомство Османской империи. Был преподавателем музыки в семье султана и написал государственный гимн Османской империи.
Credits
New World Encyclopedia writers and editors rewrote and completed the Wikipedia article
in accordance with New World Encyclopedia standards. This article abides by terms of the Creative Commons CC-by-sa 3.0 License (CC-by-sa), which may be used and disseminated with proper attribution. Credit is due under the terms of this license that can reference both the New World Encyclopedia contributors and the selfless volunteer contributors of the Wikimedia Foundation. To cite this article click here for a list of acceptable citing formats.The history of earlier contributions by wikipedians is accessible to researchers here:
Gaetano Donizetti history
The history of this article since it was imported to New World Encyclopedia:
History of «Gaetano Donizetti»
Note: Some restrictions may apply to use of individual images which are separately licensed.
Биография
Родители Гаэтано Доницетти были бедные люди: отец — сторож, мать — ткачиха. Его старшим братом был композитор Джузеппе Доницетти. В 9 лет Гаэтано поступил в Благотворительную музыкальную школу Симона Майра и стал там лучшим учеником. Майр всячески поддерживал юного музыканта, побуждая его посвятить себя профессиональной музыкальной карьере, и даже сочинил для этого оперу-пастиш «Маленький композитор» (итал. II piccolo compositore di musica; ), в которой сам Доницетти и несколько других учеников, в том числе ближайший друг Доницетти Антонио Дольчи, выведены под своими именами, а суть сюжета в том, что главный герой не желает отступать от своего пути; опера была поставлена силами самих учащихся. Дальнейшее музыкальное образование Доницетти получил в Болонском музыкальном лицее (1815—1817). Лицей стал особенно знаменитым после того, как пять лет назад его закончил Россини. Доницетти учился у того же прославленного педагога — падре Маттеи. На первый экзамен он представил симфонию, которой сам дирижировал, и был удостоен второй премии. За годы обучения были написаны духовные сочинения, инструментальные квартеты, а также три одноактные оперы. Программа выпускного экзамена почти целиком состояла из произведений Доницетти, и наградой ему стала премия «синьора Сенатора и Совета мудрейших».
Бергамо, 1840 год. Слева направо: Луиджи Беттинелли, Г. Доницетти, Антонио Дольчи, Симон Майр, Луиджи Делейди
Первые его оперы — «Энрико, граф Бургундский» () и «Ливонский плотник» (), — были хорошо приняты венецианской публикой, но дальнейшему его успеху долго мешала слава Россини и Винченцо Беллини. Правда, когда Беллини умер в 1835 году, Реквием для него был заказан не кому иному, как Доницетти.
Широкую известность он приобрёл лишь в , после постановки в Милане оперы «Анна Болейн». В «Лючии ди Ламермур» его талант выразился с наибольшей силой.
В 1834—1839 годах — профессор консерватории в Неаполе (с 1837 — директор). После смерти Беллини Доницетти, не видя опасных конкурентов, создал целый ряд опер (8), не отличавшихся серьёзными достоинствами. С 1840 года Доницетти работал для Парижа
Хотя его «Дочь полка», «Полиевкт» и «Фаворитка» не сразу завладели вниманием парижан, но успех Доницетти, по прошествии некоторого времени, был обеспечен, особенно благодаря комической опере «Дон Паскуале» (). Это образцовое произведение было написано в 8 дней. В 40-х гг
работал также в Австрии (в 1842 г. получил звание австрийского придворного композитора). Для Вены Доницетти написал в то же время оперу «Линда ди Шамуни» (1842). Его последние оперы — «Мария ди Роган» (1843), «Катарина Корнаро» () — не имели успеха
В 40-х гг. работал также в Австрии (в 1842 г. получил звание австрийского придворного композитора). Для Вены Доницетти написал в то же время оперу «Линда ди Шамуни» (1842). Его последние оперы — «Мария ди Роган» (1843), «Катарина Корнаро» () — не имели успеха.
Из-за психического расстройства после 1844 года Доницетти отошёл от музыки.
Доменико Гаэтано Мариа Доницетти умер 8 апреля 1848 года в родном городе.
В память о композиторе одно из судов итальянского флота было названо «Гаэтано Доницетти» (англ.). 23 сентября 1943 года, в ходе Второй мировой войны, корабль был потоплен британским эсминцем «Затмение» (англ.). Трагизм ситуации заключался в том, что судно находилось под немецким контролем и, помимо 220 солдат вермахта и членов экипажа, транспортировало более полутора тысяч итальянских военнопленных, захваченных нацистами на острове Родос. В результате число погибших в кораблекрушении, большинство из которых были врагами Третьего Рейха, превысило число жертв на лайнере «Титаник» и составило более 1800 человек. Погибли все, кто находился на борту.
Critical reputation
Donizetti’s vocal style enriched the bel canto tradition which Gioacchino Rossini and Vincenzo Bellini had made popular. These three composers are generally accepted as the primary exemplars of early nineteenth century bel canto writing. During his life, and for a considerable period after his death Donizetti’s works were held in vast popular acclaim, but by the beginning of the twentieth century they had been almost completely overshadowed by the heavier masterpieces of Wagner, Puccini, and Verdi, perhaps due to the technical-demand bel canto singing requires. However, since the 1950s a growing interest in the bel canto repertoire has lead to more frequent performances of Donizetti’s operas, and Lucia di Lammermoor, La fille du régiment, Don Pasquale, and L’elisir d’amore have assumed more or less constant places in the standard repertory.
Слеза украдкой
Una furtiva lagrima (Одна слеза блеснула в ее глазах украдкой. Каких же еще доказательств искать? Она меня любит. Да, она меня любит…)
Это знаменитая ария из оперы. Ее поет герой — крестьянин Неморино, заметив, что в глазах любимой девушки блеснула слезинка. Что же это, как не любовь? Прямое доказательство. Главное — верить.
И хотя опера «Любовный напиток» комическая, эта ария пронизана таким невероятным, таким искренним чувством, что сама по себе является шедевром. Не случайно она звучит во многих кинофильмах (Михалков, Вуди Аллен и другие режиссеры). Вот и в михалковском фильме у героини скатывается украдкой слеза, да не одна, ария из оперы Доницетти набирает громкость, фактически фильм заканчивается музыкой. Остаются Доницетти и Карузо…
Эта ария — как сама Любовь, как Пятый элемент нашей жизни. Если мелодию, гармонию (аккорды), ритм и тембр рассматривать как четыре первых элементов музыки, то пятым часто служит любовь. Просто любовь к миру.
…есть на свете Доницетти, И Скарлатти есть на свете…
(Тимур Шаов. «По классике тоскуя»).
Итальянская музыка начала XIX века не исчерпывается фамилиями Россини, Беллини и Доницетти. Творил в то время еще Саверио Меркаданте. Странным образом, его почти 60 опер в наше время неизвестны и не исполняются. А вот музыка, которую сочинили его правнуки уже в XX веке — весьма известна. Эрнесто де Куртис — правнук Меркаданте и автор знаменитой на весь мир песни «Вернись в Сорренто». Но неаполитанские песни — это отдельная большая тема.
Кроме всемирно известных оперных композиторов, Италия того времени дала еще одного гения — «демонического» Паганини. О нем можно будет прочитать в следующий раз.
Additional reading
- Ashbrook, William. Donizetti and his Operas, Cambridge: Cambridge University Press, 1982. Ashbrook also wrote an earlier life entitled Donizetti in 1965.
- Sadie, Stanley, (ed.) The New Grove Dictionary of Music and Musicians, Volume 7, London: Macmillan Publishers Ltd., 2001. The 1980 edition article, by William Ashbrook and Julian Budden, was also reprinted in The New Grove Masters of Italian Opera, London: Papermac, 1984: 93-154.
- Sadie, Stanley, (ed.) The New Grove Dictionary of Opera, Volume 1, London: Macmillan Publishers Ltd., 1997: 1201-1221.
- Saracino, Egidio, (ed.) Tutti I libretti di Donizetti, Garzanti Editore, 1993.
- Weinstock, Herbert. Donizetti, London: Metheun & Co., Ltd., 1964. (UK publication date).
- Petténi, Giuliano Donati. Donizetti, Milano: Fratelli Treves Editori, 1930.
- Zavadini, Guido. Donizetti: Vita — Musiche — Epistolario, Bergamo: 1948.
- Allitt, John Stewart. GAETANO DONIZETTI – Pensiero, musica, opere scelte, Milano: Edizione Villadiseriane, 2003.
- Allitt, John Stewart. DONIZETTI – in the light of romanticism and the teaching of Johann Simon Mayr, Shaftesbury, Dorset, UK: Element Books, 1991. Also see John’s website .
- Bini, Annalisa and Jeremy Commons. Le prime rappresentazioni delle opere di Donizetti nella stampa coeva, Milan: Skira, 1997.
- Black, John. Donizetti’s Operas in Naples 1822-1848, London: The Donizetti Society, 1982.
- Kantner, Leopold M., ed. Donizetti in Wien, papers from a symposium in various languages, Primo Ottocento, available from Edition Praesens. ISBN 3706900068 ISSN 156008921.
- Egidio, Saracino, ed. Tutti i libretti di Donizetti, Milan: Garzanti, 1993.
След в музыке
За 50 лет жизни Доницетти создал 74 оперы! Это необыкновенная продуктивность для композитора. Но при столь масштабном объеме работ, качество его произведений было столь же впечатляющим.
Он с легкостью овладевал национальными музыкальными особенностями самых различных стран и воплощал их в своем творчестве. Итальянская, французская и даже русская традиции занимают в списке его творений свое значимое место. К примеру, композитор часто обращается к истории Великобритании, что выразилось в появлении таких мировых шедевров, как оперы «Анна Болейн», «Мария Стюарт». Умение тонко прочувствовать национальный характер народа, правильно оценить трагедию отдельного его представителя сделали этого человека покорителем множества сердец преданной публики.
https://youtube.com/watch?v=1awn68K4ZG0
Как автор, Доницетти очень скрупулезно подходил к выбору тематики своих произведений. Стараясь следовать за образованным обществом, он использовал в своей работе творчество В. Гюго, А. Дюма, В. Скотта, Дж. Байрона.
Это обеспечило многообразие психологических жанров его произведений. Есть и социальные драмы, среди которых наиболее ярко показала себя «Линда ди Шамуни» — одна из поздних работ венецианского композитора (1842 г.). Есть и героико-исторические произведения («Осада Кале», «Торквато Тассо», уже упомянутая «Мария Стюарт»), и глубокие лирико-драматические оперы («Лючия ди Ламмермур», «Фаворитка»), и даже трагедии («Лукреция Борджиа»). Но наиболее весомый вклад Доницетти сделал за счет жанра buffa. Его комические оперы («Дон Паскуале», «Дочь полка»), фарсы («Сумасшедшие по заказу») стали отражением его искрометного итальянского характера.
Необыкновенный мелодический дар этого воспитанника романтической оперной школы Италии, глубокая поэтика и изощренная театральность, превратили его произведения в вечный памятник итальянскому гению. Его трагические произведения до сих пор ставятся на оперной сцене, а неповторимая буффонада Доницетти – лучшее, что смогла предложить миру итальянская опера.
«Per aspera ad astra»
Доменико Гаэтано Мария Доницетти появился на свет 29 ноября 1797 года в Ломбардии, Бергамо. Семья была очень небогата (отец – сторож, мать – ткачиха), и только удачное стечение обстоятельств позволило мальчику успешно пройти обучение в музыкальной школе Симона Майра, после чего он, как лучший ученик, поступил в Болонский музыкальный лицей у Станислао Маттеи.
Свою карьеру в качестве композитора Доницетти начал в 1818 году. Активно приступив к творческому процессу, он сразу «взял быка за рога»: что ни год – то новое произведение выходит на подмостки оперных сцен. Неудивительно, что уже к 1824 году о молодом композиторе заговорили
Наследник Россини, соперник Беллини, будущее итальянской оперы! Каких только эпитетов он не был удостоен! Впрочем, внимание толпы не мешало молодому человеку сосредоточиться на своих жизненных целях. В 1828 году он успешно женился, а с 1831 года к музыканту приходит поистине мировая слава
Он даже получает профессорскую (а потом и директорскую) должность в консерватории Неаполя (1834-1839 гг.).
В 1835 году умирает основной соперник Доницетти – Винченцо Беллини. Написав по заказу Реквием на его смерть, композитор, казалось бы, получает возможность расслабиться – весь музыкальный мир Италии теперь у его ног. Но, увы, за величайший талант жизнь стребовала высокую цену. После его феерического успеха одно за другим приходят печальные новости. Сперва неудачные роды жены, после которых пара теряет возможность иметь детей. Потом смерть отца и матери, а напоследок и смерть супруги, которая так и не оправилась после смерти ребенка. Казалось бы, такой каскад несчастий должен сломать тонко чувствующую личность Доницетти, но внутренняя сила натуры не позволила ему пасть – чувство ответственности перед окружающими людьми заставляет композитора работать еще усерднее.
Оправившись, за каких-то 10 лет он смог создать еще, как минимум, 4 мировых шедевра и получить значимый пост придворного композитора в Вене (1842 г.). Но в это же время в голове предупредительно прозвонил колокольчик – пора… Начавшиеся приступы головной боли привели за собой психологическое заболевание и вскоре (1844 г.) Доницетти вынужден был отойти от музыкальной деятельности. А 8 апреля 1848 года его не стало.
Биография[]
Гаэтано Доницетти родился 29 ноября 1797 года в итальянском городе Бергамо в довольно бедной семье. Мальчиком Гаэтано был певчим в хоре собора Санта-Мария Маджоре, в городской капелле, учился в приходской школе.
Гаэтано Доницетти | |
Дата рождения |
29 ноября 1797 |
---|---|
Место рождения |
Бергамо |
Дата смерти |
8 апреля 1848 (50 лет) |
Место смерти |
Бергамо |
Страна |
Италия |
Профессии |
композитор |
6 ноября 1806 года мальчик поступил в «Благотворительную музыкальную школу», так поначалу называлась консерватория Бергамо. Она была открыта 12 марта 1805 года и оказалась в Ломбардии первой, поскольку Миланская консерватория возникла только в 1808 году. Основателем и руководителем консерватории стал Джованни Симон Майр, очень плодовитый композитор. Доницетти скоро стал лучшим учеником. Гаэтано на лету схватывал все, чему его учили, и по теории, декламации, по основам контрапункта и игре на клавичембало уже на втором году обучения опередил своих однокашников. Его прилежание и усердие тоже были отмечены. Однако при всем том у него оказался один недостаток, который спустя два года обошелся ему очень дорого его исключили из школы. Дело в том, что у него был весьма слабый голос, не оставлявший никаких надежд на карьеру «великого певца». Следует напомнить, что непременным условием, при котором в школу принимали на бесплатное обучение, был красивый или хотя бы хороший голос. Только благодаря вмешательству Майра Гаэтано смог продолжить занятия в школе по классу клавичембало вплоть до 1815 года.
По совету Майра Доницетти выбрал для дальнейших занятий Болонскую консерваторию.
Гаэтано Доницетти
Доницетти числился в классе контрапункта, который вел Маттеи. В качестве экзаменационной работы в июне 1816 года он написал Симфонию до мажор для полного оркестра. К этому периоду относится одна весьма характерная для Доницетти симфония для большого оркестра, которая была исполнена в театре «Делла Сочьета» на концерте, организованном маэстро Майром в пользу одной семьи, пострадавшей от пожара и оказавшейся без крова. Молодой композитор продолжал искать свою дорогу в театр. Он работал над оперой «Энрико, граф Бургундский», либретто которой написал его друг, будущий великий импресарио Бартоломео Мерелли. Однако «Энрико, граф Бургундский», поставленный в середине ноября 1818 года, был признан критиками произведением безликим. Опера продержалась на сцене без осуждения и без похвал. На другой день после премьеры «Энрико, графа Бургундского» на сцене театра «Сан-Лука» прошла уже известная венецианцам «Итальянка в Алжире» Россини, которая продержалась почти весь сезон. Сравнение было уничтожающим. После того как в декабре в «Сан-Лука» прошел его фарс «Сумасбродство», Доницетти написал оперу «Петр Великий, царь русский, или Ливонский плотник», которая была поставлена в театре «Сан-Самуэле» в карнавальный сезон 1819—1820 годов.
Некоторые критики увидели в «Плотнике» непосредственность, живость и хорошее знание композиции — свидетельства незаурядного таланта композитора.
ДЕНИС КОРОЛЕВ » Романс Неморино» Г. Доницетти
Об этом убедительно говорит и тот факт, что в сентябре 1825 года опера шла в театре «Филармонико» в Вероне, осенью 1826 года — в Падуе, в карнавальный сезон 1827 года — в театре в Венеции.