Печальный финал
Знакомство Марго Фонтейн и Рудольфа Нуреева вывело балерину на новый уровень. Поначалу она опасалась становиться в пару с танцором из-за большой разницы в возрасте. Но первое же их совместное выступление произвело настоящий фурор. Их дуэт был невероятно гармоничным, в танце они действительно были двумя половинками одного целого. Кроме того, Марго и Рудольф подружились и во время гастролей часто прогуливались вместе, заходили в кафе и болтали обо всём на свете.
Во время работы с Нуреевым гонорары актрисы многократно возросли, за билетами на выступления этой пары люди готовы были стоять в очереди едва ли не круглосуточно. Возможно, Марго выступала бы и дальше, но в последние годы она выходила на сцену, преодолевая сильнейшую боль в ногах из-за артрита.Когда она оставила балетную карьеру, то по желанию супруга поселилась вместе с ним в Панаме. Накопления довольно быстро закончились, пенсию она не получала, и известной балерине, которой рукоплескал весь мир, пришлось разводить коров на ферме.
Она часто обращалась за финансовой помощью к знакомым и друзьям, но самую большую поддержку оказывал ей Рудольф Нуреев, который втайне оплачивал счета Марго. Она говорила друзьям, что счастлива на своей ферме, однако словам её трудно было доверять. Слишком хорошо помнили все, что оживала всегда сдержанная и даже холодная Марго только на сцене.
В ноябре 1989 года муж балерины скончался, а после его ухода стремительно стала сдавать и сама Марго. У неё диагностировали онкологическое заболевание женских органов, балерина перенесла множество операций. На уход и заботу со стороны родственников мужа ей рассчитывать даже не приходилось. Когда балерина уже доживала свои последние дни, к ней в больницу пришла дочь мужа и фактически заставила марго переписать завещание на своего родственника.Марго Фонтейн не стало в феврале 1991 года, её похоронили там же, в Панаме, рядом с мужем. Теперь могилу великой балерины даже трудно отыскать…
Для Марго Фонтейн дуэт с Рудольфом Нуреевым стал переходом на новую ступень творчества и самовыражения
Звездный дуэт
В тот день, когда непревзойденная прима балета познакомилась с Рудольфом Нуреевым, ей было уже полных 42 года. Нуреев был восходящей молодой звездой, о которой говорил весь мир.
Для благотворительного концерта Марго понадобились новые танцовщики. Уланова была занята. Но подруга Марго внезапно вспомнила о Нурееве. Тогда Фонтейн попросила подругу позвонить Рудольфу в Копенгаген и пригласить его.
Нуреев обрадовался возможности поработать под началом Марго, но поставил одно дерзкое условие: он танцует «Призрак Розы» с ней. Фонтейн опешила от его дерзости. В ее голове роились мысли о том, как она — сорокалетняя балерина, будет смотреться рядом с молодым мальчиком?
Желание поработать с талантливым нахалом взяло верх. И Марго встала в пару с Нуреевым, которому тогда только исполнилось 23. В итоге эта пара покорила множество сердец зрителей. Вдвоем на сцене они творили ту магию танца, которую были способны сотворить только подходящие друг другу душой и телом партнеры.
Нет. Нуреев и Фонтейн не влюбились друг в друга. Это было бы пошло. Но они стали проникновенно близкими друзьями, дружеские отношения которых сохранялись до конца их жизней.
Странные отношения
Именно в «Вик-Уэллс» Марго Фонтейн познала первую любовь
Почему она, восходящая юная звезда, обратила внимание на немолодого дирижера, у которого была далеко не самая хорошая репутация и имелась законная жена, остаётся загадкой. Констант Ламберт симпатизировал молоденькой балерине, она же увлеклась настолько, что не замечала ни его увлечения спиртным, ни наличия других женщин в жизни возлюбленного
Их роман длился около десяти лет, и всё это время прима не только терпела постоянное пьянство Ламберта, но после избавления от нежелательных беременностей навсегда лишилась возможности стать матерью. Она надеялась когда-нибудь стать супругой дирижёра. Был даже назначен день бракосочетания, однако жених так и не появился в назначенное время. Лишь после этого оскорблённая до глубины души Марго поставила точку в этих странных отношениях. Но рядом с ней мгновенно оказался Тито Ариас, который принёс в жизнь Марго Фонтейн не только страдания, но ещё и проблемы с законом.
Счастье, которого не было
Его звали Роберто Эмилио Ариас, однако известен он был под именем Тито. Познакомились они ещё в то время, когда Марго было 18 лет, и она выступала вместе с труппой в Кембридже
На вечеринке брутальный темноглазый мачо так грациозно танцевал румбу, что балерина просто не могла не обратить на него внимание. Казалось, они понравились друг другу, но Тито не планировал связывать себя серьёзными отношениями, а потому просто исчез из поля зрения Марго.И появился в её жизни вновь именно в тот момент, когда она порвала с Константом Ламбертом и страдала от тоски и одиночества
Тогда ей шел 35-й год, а она пообещала себе ещё в юности, что выйдет замуж до 35. Марго была очень целеустремлённым человеком и намеревалась сдержать своё слово, несмотря на то, что рядом с ней не было достойного мужчины.
Появление Тито, который служил послом Панамы в Великобритании, она восприняла как знак свыше. И снова с удовольствием закрыла глаза, чтобы не замечать очевидных вещей. Её новый возлюбленный был женат, он был не в состоянии оставить без внимания ни одну симпатичную женщину, к тому же ним всегда владела только одна страсть – деньги. А вот к самой балерине Тито, кажется, вообще не испытывал никаких чувств. Но в 1955 году Марго Фонтейн стала женой Роберто Эмилио Ариаса.Спустя всего 4 года после бракосочетания против Марго и Тито в Панаме были небезосновательно выдвинуты обвинения в контрабанде оружия и пропаганде мятежа. Тито на самом деле поддерживал революционные настроения в своей стране, а Марго всегда была на стороне супруга. Марго довелось на себе испытать все прелести тюрьмы, но после её депортировали на родину.
У Марго Фонтейн и Тито Ариаса была довольно странная семья. Муж категорически отказывался посещать выступления жены, но при этом после каждого спектакля присылал огромные букеты. Зато он спокойно тратил те деньги, которые платили Марго за выступления, и с удовольствием общался с другими девушками.В 1964 году в результате покушения Тито оказался навсегда прикован к постели из-за повреждения позвоночника. При этом существовало две версии покушения: по политическим мотивам и из ревности мужа одной из подружек Ариаса.
Марго преданно ухаживала за супругом и обеспечивала всю его семью, в том числе детей от прошлого брака. Балерина получала очень неплохие гонорары, но денег отчаянно не хватало. И Марго, при всём желании, не могла оставить сцену: слишком много требовалось средств на лечение мужа, да и постоянно приходившие счета от великовозрастных чад Тито требовали оплаты.Прима-балерина была предана и заботлива, но супруг не изменился во время болезни. Даже сидя в инвалидном кресле, он не отказывался от встреч со своей давней подругой Анабеллой Вальярино, которая навещала его всякий раз, когда жена отправлялась на гастроли.
Путь Марго
Балериной Марго стала в 15 лет. Тогда ее звали Пэгги Хукэм. Она появилась на свет в 1919 в семействе инженера, который постоянно возил семью между Лондоном и Шанхаем.
Открыла Марго для публики Ниннет де Валуа. Она заметила одаренную и крайне пластичную девочку в балетном классе, а потом дала ей возможность выступить на «серьезной» сцене.
От «Щелкунчика» в Королевском балете Марго быстро добралась до статуса примы, которую приглашали буквально все значимые труппы мира. До 35 лет Марго даже не думала о замужестве, хотя в отдаленной перспективе рассматривала возможность в 40 лет оставить балет и стать чьей-то женой. Но ее судьба сложилась иначе.
Детское увлечение
Уже в четыре года Маргарет Хукем (настоящее имя) занималась балетом. Ей совершенно не мешала её лёгкая полнота, а мама приложила все усилия, чтобы дочь смогла раскрыть свой талант. Мама вместе с дочерью и сыном Феликсом брала балетные уроки, чтобы понимать, какие качества нужно развивать в детях. Впоследствии мама всегда поддерживала Маргарет, а позже коллеги уже известной к тому времени балерины привыкли к постоянному присутствию за кулисами Хильды Хукем.
Мама определяла Маргарет в лучшие балетные школы. Когда семья переехала в Шанхай вслед за главой семьи, которого направили на работу в Китай, Маргарет занималась в студии Георгия Гончарова. Позже родители будущей балерины расстались, мама вместе с детьми вернулась в Великобританию и даже смогла уговорить звезду императорского балета Серафиму Астафьеву, уже отказавшуюся от преподавания, давать дочери уроки.Затем девочка училась в лондонской балетной школе Нинетт де Валуа, а в 15-летнем возрасте уже вышла на сцену «Вик-Уэллс». В 17 она уже стала прима-балериной Королевского балета и взяла звучный псевдоним Марго Фонтейн.
Почти 25 лет она танцевала с Робертом Хелпманном, который считал свою коллегу заносчивой и высокомерной, а потому их дуэт был профессиональным, но никак не выдающимся. Марго только на сцене оживала, в жизни же она была довольно сдержанной и скупой на проявление эмоций, но это не помешало балерине пылко любить. Правда, выбирала она совсем не тех мужчин, которые были ли бы её достойны и смогли оценить пылкость и преданность этой удивительной женщины.
Странное замужество
До замужества с Тито де Ариас Фонтейн пережила два неудачных и несерьезных романа с коллегами. С Тито она встретилась на какой-то студенческой вечеринке, где он зажигательно танцевал: молодой, подтянутый, красивый.
Влюбилась Марго моментально, но Тито был сыном политика, родители отозвали его в Панаму, и его отношения с балериной закончились, не успев толком начаться. Семнадцать лет эти двое не виделись и близко не общались.
Однажды перед выходом на сцену в Нью-Йорке Марго передали записку, где говорилось, что после концерта ее будет ожидать господин де Ариас. Балерина решила не обращать на это внимания, отлично станцевала, а потом действительно столкнулась с Тито в коридоре.
Он был уже не тем молодым и подтянутым мальчиком, каким она его помнила. Располнел, подурнел, но был полон решимости жениться на балерине. И это все при том, что еще не получил развод от предыдущей супруги, которой оставил троих детей.
Тито принялся ухаживать за Фонтейн, показывая ей своих знаменитых друзей и яхты. Карьера балерины клонилась к закату, возраст требовал сокращения нагрузки. Внезапно, Фонтейн обнаружила, что с Тито ей весело. И она вышла за него в 1955, чтобы иметь статус и положение в обществе, когда уйдет со сцены.
После того как Тито устроил в Панаме попытку переворота, ему пришлось бежать оттуда на яхте, а на другой яхте внимание на себя отвлекала Марго, давая возможность супругу уйти от преследователей. За это балерину продержали в камере сутки и выдворили из страны
В Штатах Тито, несмотря на заботу супруги о нем, буквально лип к каждой юбке. Марго смотрела на романы мужа так, будто они были его особенностью, поправить которую было нельзя. Когда в мужа Фонтейн стреляли, и он стал инвалидом, она не смогла оставить сцену вовремя.
Счета росли, а благосостояние пары таяло. Более того балерина, разрываясь между выступлениями и больницами, выхаживала неверного супруга всеми силами. После того как де Ариас скончался, Марго ушла из труппы и зажила затворницей с долгами и раком в собственном анамнезе в Панаме.
Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев
В 42 года карьера Марго Фонтейн началась вновь во время знакомства с 23-летним Рудольфом Нуреевым. Их творческий тандем заставлял зрителей каждый раз разрываться от оваций и просьб выхода на бис. Любопытно, что при таком успехе их дуэта Марго и Рудольф были абсолютно не похожи друг на друга. Он импульсивный, она сдержанная и элегантная. Однако недели репетиций научили их подстраиваться и создавать нечто новое.
В итоге карьера Марго Фонтейн завершилась в 61 год. После этого балерина переехала вместе с супругом в Панаму, где они стали жить на ферме. Спустя 9 лет Тито не стало. А к тому моменту уже и сама артистка начала страдать от недуга. Чеки за медицинскую помощь тайком оплачивал Нуреев, дороживший своей бывшей напарницей и другом. Но уже в 1991 году, спустя всего лишь два года после кончины Тито, Марго отошла в мир иной. Рудольф пережил ее лишь на два года. «Мне надо было на ней жениться», — признавался он незадолго до своего собственного ухода.
Последние годы
Там пожилую приму навещал только Нуреев, с которым она дружила до самого конца. Он оплачивал ее больничные счета. Даже ходил к ней в палату, когда она совсем слегла. В день, когда примы Королевского балета не стало, Рудольф уехал к себе домой, заперся там и плакал, слушая Баха.
Королева балета Марго ушла в 1991. Ее прах захоронили с любимым мужем, которому она прощала все: вечную невнимательность к ней и бесконечные измены. Удивительно, что при таких страшных нагрузках, балерина прожила так долго — 72 года.
Последний бенефис балерины состоялся за год до гибели от недуга. Она уже не танцевала, Рудольф вынес ее на руках к гостям, но этот бенефис позволил собрать немного денег, чтобы поддержать балерину в последние ее месяцы.