Correspondence with Tchaikovsky
30 letters from Tchaikovsky to Mikhail Ippolitov-Ivanov have survived, dating from 1885 to 1893, of which those highlighted in bold have been translated into English on this website:
- Letter 2828 – 6/18 December 1885, from Maydanovo
- Letter 2838 – 22 December 1885/3 January 1886, from Maydanovo
- Letter 2995 – 7/19 July 1886, from Maydanovo
- Letter 3011 – 23 July/4 August 1886, from Maydanovo
- Letter 3271 – 20 June/1 August 1887, from Borzhom
- Letter 3293 – 22 July/3 August 1887, from Aachen
- Letter 3373 – 1/13 October 1887, from Saint Petersburg
- Letter 3411 – 19 November/1 December 1887, from Maydanovo
- Letter 3543 – 4/16 April 1888, from Tiflis
- Letter 3595 – 17/29 June 1888, from Frolovskoye
- Letter 3612 – 12/24 July 1888, from Frolovskoye
- Letter 3635 – 4/16 August 1888, from Frolovskoye
- Letter 3710 – 27 October/8 November 1888, from Frolovskoye
- Letter 3858 – 19/31 May 1889, from Frolovskoye
- Letter 3875 – 12/24 June 1889, from Frolovskoye
- Letter 3919 – 9/21 August 1889, from Frolovskoye
- Letter 4107 – 5/17 May 1890, from Frolovskoye
- Letter 4135 – 4/16 June 1890, from Frolovskoye
- Letter 4171 – 13/25 July 1890, from Frolovskoye
- Letter 4279 – 24 December 1890/5 January 1891, from Kamenka
- Letter 4326 – 12/24 February 1891, from Frolovskoye
- Letter 4394 – 3/15 June 1891, from Maydanovo
- Letter 4421 – 25 June/7 July 1891, from Maydanovo
- Letter 4514 – 17/29 October 1891, from Maydanovo
- Letter 4657 – 6/18 April 1892, from Moscow
- Letter 4729 – 16/28 July 1892, from Klin
- Letter 4759 – 27 August/8 September 1892, from Klin
- Letter 4901 – 25 March/6 April 1893, from Klin
- Letter 4974 – 19/31 July 1893, from Klin
- Letter 5023 – 3/15 September 1893, from Saint Petersburg
Letters 3595, 3612 and 4421 were addressed jointly to Ippolitov-Ivanov and his wife Varvara Zarudnaya.
29 letters from Ippolitov-Ivanov to Tchaikovsky, dating from 1885 to 1893, are preserved in the Tchaikovsky State Memorial Musical Museum-Reserve at Klin (a4, Nos. 1343–1371).
Значение творчества
- М.М. Ипполитов-Иванов был композитором классической школы. В его творчестве прослеживаются влияния Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина и других русских композиторов.
- Музыка Ипполитова-Иванова отличается мелодичностью, простотой, искренностью, лиризмом и гармоничной уравновешенностью. Он не стремился к новаторским приёмам, не экспериментировал в музыке, оставаясь в русле классики.
- Композитор является автором 7 опер, из них лучшими признаны оперы «Ася» и «Оле из Нордланда», в которой мастерски воссоздан национальный норвежский колорит. Он также дорабатывал оперы других композиторов и прилагал много сил к их постановкам.
- В своих произведениях для симфонического оркестра (более 15) Ипполитов-Иванов проявил себя как сторонник программной музыки.
- Им написано много вокальной и камерно-инструментальной музыки. До наших дней популярны его вокальные циклы «Пять японских песен» и «Четыре стихотворения Рабиндраната Тагора». Его вокальные миниатюры и арии из опер включают в репертуар многие знаменитые певцы.
- Композитор не очень любил писать либретто, но иногда по мягкости своего характера соглашался на просьбы: создал либретто для опер Чайковского «Воевода» и «Снегурочка».
- Во время работы в Тифлисе собирал кавказский фольклор, иногда вводил его в свою музыку («Армянская рапсодия на народные темы», 1895).
- Писал также духовную музыку.
Биография
Могила Ипполитова-Иванова на Новодевичьем кладбище Москвы.
Ипполитов-Иванов родился в Гатчине, близ Санкт-Петербурга, 7 (19) ноября 1859 года.
Музыке учился с детства — сначала игре на скрипке, затем, живя уже в Петербурге, получил музыкальное образование в музыкальных классах для малолетних певчих при Исаакиевском соборе (1872—1875). В 1875 году поступил в Петербургскую консерваторию сначала в класс контрабаса, затем — специальной теории музыки, а через несколько лет (1880) — в класс композиции к Н. А. Римскому-Корсакову. Закончил обучение в 1882 году.
С по 1893 годы работал в Тифлисе (ныне — Тбилиси) в качестве руководителя основанного им отделения Русского музыкального общества, оперно-симфонического дирижёра и преподавателя музыкального училища. В Тифлисе в классе Иполитова-Иванова начинает своё музыкальное образование польский композитор и педагог Витольд Малишевский. В 1895 году, на основе армянских народных мелодий, записанных им в Нахичевани, композитор создаёт «Армянскую рапсодию», а в 1933 году он пишет 4 пьесы на армянские народные темы для струнного квартета.
С 1893 года, по приглашению Чайковского, Ипполитов-Иванов — профессор Московской консерватории, а в —1922 годах — её ректор. В —1906 годах дирижёр Московской частной русской оперы Саввы Мамонтова и Оперы Зимина. С 1909 г. дирижировал в Исторических концертах С. Н. Василенко. С дирижёр Большого театра. Под его руководством впервые были исполнены оперы «Царская невеста», «Кащей Бессмертный» и др.
Жена — оперная певица В. М. Зарудная.
Умер 28 января 1935 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Творчество
В своём творчестве ориентировался на учителя — Н. А. Римского-Корсакова. Использовал русский, грузинский и армянский фольклор. В области гармонии был чужд новаций
Преимущественное внимание уделял жанру оперы. Сочинял русскую церковную музыку
Принимал участие в переносе грузинских духовных песнопений на ноты, внёс большой вклад в процесс сбора и издания грузинских народных песен. Среди наиболее часто исполняемых сочинений Ипполитова-Иванова — оркестровая сюита «Кавказские эскизы», хоры «Благослови, душе моя, Господа», «Се ныне благословите Господа», «Гимн пифагорейцев».
Библиография
Книги
1. Ипполитов-Иванов М. М. Письма. Статьи. Воспоминания. / М. М. Ипполитов-Иванов ; сост., авт. предисл. Н. Н. Соколов, рец. Т. Н. Ливанова. — Москва : Сов. композитор, 1986. — 360 с. : ил. — Указ. имен: с. 316-352.
2. Подземская Любовь Павловна. М.М. Ипполитов-Иванов и грузинская музыкальная культура. — Тбилиси : Заря Востока, 1967.
3. Шорникова Мария Исааковна. Семь страниц из истории русской музыки : популярные очерки о выдающихся русских композиторах / Шорникова Мария Исааковна / М. Шорникова. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. — 282, с. — 1 электрон. опт. диск — Фактическая дата выхода в свет: 2011 . — Список прилож. муз. произвед. на компакт-диске: с. 282-283.
Статьи
1. Ромащук И. М. М. Ипполитов-Иванов: из забытого и неизвестного / Инна ; Инна Ромащук // Музыкальная академия. — 2013. — № 3. — С. 78-82. — Библиогр. в примеч.Оперное творчество композитора Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова.
2. Торадзе Г. Россия – Грузия: творческие контакты / Гулбат ; Гулбат Торадзе // Музыкальная академия. — 2011. — N 3. — С. 128-140. — Библиогр. в примеч.Исследовательский очерк об истории становления и развития русско-грузинских музыкальных связей.
3. Гуревич Е. Пожелтевшие страницы / Евгения ; Евгения Гуревич // Музыкальная академия. — 2010. — N 1. — С. 69-72.О концертных программах художественных руководителей и дирижеров симфонического оркестра Московского отделения Императорского Русского музыкального общества Василия Сафонова и Михаила Ипполитова-Иванова.
4. Гущина Е. Э. Духовная музыка М. М. Ипполитова-Иванова : «на рубеже… музыкальных миров» / Е. Э. Гущина ; Е. Э. Гущина // Музыковедение. — 2008. — N 6. — С. 22-29. — Библиогр.: с. 29. — Портр.В статье ставится задача осмыслить духовно-музыкальное творчество Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова. Делается попытка соотнести церковно-музыкальные произведения с традициями предшественников и современников композитора.
5. Плотникова Наталья. Мелодии православной старины / Плотникова Наталья // Встреча: Культур.-просвет. работа. — 2003.- N 1. — С. 21-23.О русском композиторе, дирижере, педагоге, этнографе Михаиле Михайловиче Ипполитове-Иванове (1859-1935).
6. Оленев Г.М. М.М. Ипполитов-Иванов // Музыкальная энциклопедия. Т. 2 : Гондольера — Корсов / гл. ред. Ю. В. Келдыш. — Москва : Советская энциклопедия, 1974. — 960 с.: ил. — (Энцикл. Слов. Справ.). – С. 502.
Научные труды М.М. Ипполитова-Иванова
Ипполитов-Иванов М.М. 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях. — Москва : Государственное музыкальное издательство, 1934.
Нотные сборники
1. Ипполитов-Иванов М. Избранные вокальные произведения : в сопровожд. фп. : в двух тетр. Тетр. 1 / сост. М. Мирзоева. — Москва : Музыка, 1978. — 110 с.
2. Ипполитов-Иванов М. Избранные хоры : без сопровожд. и в сопровожд. фп. / ред. Н. Матвеев. — Москва : Музыка, 1981. — 64 с. — (Хор. произведения).
3. Ипполитов-Иванов М. Листья в саду шелестят : для дет. или жен. хора / сост. К. Плетцер. — Москва : Музыка, 1971. — 42 с.
4. Ипполитов-Иванов М. На посиделках : соч. 64 : фантазия на темы рус. нар. песен : для балалайки и фп. / ред. Н.П. Осипова. — Москва : Советский композитор, 1958. — 50 с.
5. Ипполитов-Иванов М. Песня старого Бурша из оперы «Ася» : для баса с фп. / ред. В. Жаров. — Москва : Музгиз, 1957. — 7 с. — (Концертный репертуар вокалиста).
6. Ипполитов-Иванов М. Пьеса / Ипполитов-Иванов М. Прялка / Яньшинов А. : для альта и фп. / ред. Ю. Уткин. — Москва : Музгиз, 1954. — 13 с. — (Пед. репертуар. ДМШ 5-6-7 кл.).
7. Ипполитов-Иванов М. Романсеро : для выс. голоса с фп. / ред. В. Жаров. — Москва : Музгиз, 1957. — 5 с. — (Конц. репертуар вокалиста).
8. Ипполитов-Иванов М. Романсы и песни : для голоса в сопровожд. фп. / ред. Е. Стемпневская. — Москва : Музыка, 1984. — 64 с.
9. Ипполитов-Иванов М. Сцена и Ариозо Оле («В эту чудную ночь») из оперы «Оле из Нордланда» : для тенора с сопровожд. фп. / ред. В. Левитская. — Москва-Ленинград : Музгиз, 1952. — 7 с.
10. Ипполитов-Иванов М. Сюита : для фп. / ред. М. Нюрнберг. — Ленинград-Москва : Государственное музыкальное издательство, 1951. — 12 с.
11. Ипполитов-Иванов М. Тюркский марш. — Москва : Советский композитор, 1959. — 14 с.
12. Ипполитов-Иванов М. Хоры : в сопровожд. фп. и без сопровожд. / сост. Э. Корсакова. — Моква : Музыка, 1981.
13. Ипполитов-Иванов М. Четыре провансальские песни : для выс. голоса с сопровожд. фп. Сл. П. Верлена / ред. М. Иорданский. — Москва-Ленинград : Музгиз, 1952. — 18 с.
14. Ипполитов-Иванов М. Юбилейный марш : . — Москва : Музгиз, 1958.
Педагогическая деятельность
М.М. Ипполитов-Иванов был замечательным педагогом. Большая часть его педагогической деятельности связана с Московской консерваторией. Среди его учеников много выдающихся деятелей культуры: грузинский композитор А. Баланчивадзе, композитор и дирижёр Р. Глиэр, пианисты А. Гольденвейзер и К. Игумнов и др.
Ипполитов-Иванов призывал студентов изучать и понимать народную музыку, использовать её в своих произведениях, как делал это и он сам, считая народное творчество истоком любого искусства.
Он разрабатывал свои методы работы в оперном, хоровом и оркестровом классах консерватории.
Преклоняясь перед композиторами-классиками (Бахом, Бетховеном, Глинкой, Чайковским, композиторами «Могучей кучки»), старался приобщить к этой любви и своих учеников.
Он активно занимался музыкальным образованием и просвещением молодёжи. Во многих городах музыкальные школы носят его имя: в Гатчине, Тбилиси, Костроме, Москве, Ростове-на-Дону, а также Музыкально-педагогический институт в Москве.
Tchaikovsky and Ippolitov-Ivanov
The son of a mechanic to the royal household, Ippolitov-Ivanov studied music at home, and became a choirboy at Saint Isaac’s Cathedral in the Russian capital. From 1875 to 1882 he studied at the Saint Petersburg Conservatory, under Nikolay Rimsky-Korsakov. In 1882, he became director of the Russian Musical Society and music school in Tiflis, Georgia. It was here in 1886 that he met Tchaikovsky for the first time, and he remained in contact with both Ippolitov-Ivanov and his wife Varvara (b. Zarudnaya, 1857–1939) until his death in 1893. Tchaikovsky also did a great deal to promote Ippolitov-Ivanov’s music in Moscow and Saint Petersburg. After Tchaikovsky’s death, Mikhail Ippolitov-Ivanov was also chairman of the Society of Friends of the House-Museum at Klin from 1920 to 1930.
In 1893, Ippolitov-Ivanov was appointed professor at the Moscow Conservatory, where he taught harmony, orchestration and composition; he also served as director of the institution from 1905 to 1924, and of the fledgling Tbilisi Conservatory from 1924 to 1925. His other roles included spells as director of the Russian Choral Society (1895–1901), the Mamontov Opera (1898–1906), and the Bolshoi Theatre (from 1925). He was also highly active as a conductor, and as a contributor to musical journals.
Краткая биография
- Самостоятельную работу начал сразу же после окончания учёбы – в 1882 г. В Тифлисе (Тбилиси) работал дирижёром, преподавал в музыкальном училище и основал отделение Русского музыкального общества.
- Ещё во время учёбы в консерватории познакомился со студенткой вокального класса Варварой Зарудной, в 1883 г. они обвенчались.
- В 1886 г. написал первую свою оперу «Руфь» на сюжет Ветхого Завета.
- 10 лет он провел в Грузии, и за это время реализовал много творческих идей и получил административно-педагогический опыт.
С ученицами Тифлисского училища (конец 1880-ых)
- В 1893 г. был приглашён П.И. Чайковским в Москву, где стал профессором Московской консерватории. Отныне его дальнейшая жизнь связана с Москвой. В Москве композитор занимался творчеством, преподавал в консерватории, дирижировал капеллой Русского хорового общества, преподавал церковное пение в Синодальном училище.
- В 1896 г. по случаю коронации Николая II написал «Коронационную кантату».
М.М. Ипполитов-Иванов (фото 1899 г.)
- В 1899-1906 гг. работал дирижёром Московской частной оперы Саввы Мамонтова и Оперы Зимина, сотрудничая с художниками того времени В.А. Серовым, А.М. Васнецовым, В.Д. Поленовым и др.
- В 1900 г. написана опера «Ася» по сюжету повести И. Тургенева.
- Работая с частными театрами, поставил оперы известных композиторов, которые по разным причинам были или забыты, или не получили признания: «Чародейка», «Мазепа», «Черевички» П. Чайковского, «Царская невеста» и «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова с декорациями М. Врубеля и др.
- В период 1900-1915 гг., следуя музыкальной традиции Чайковского, создаёт свои лучшие хоровые произведения, в том числе Литургию св. Иоанна Златоуста (1904) и другие духовные произведения.
- В 1915 г. создал оперу «Оле из Нордланда» о жизни норвежских рыбаков. Её премьера состоялась в Большом театре. Ещё в детстве он услышал эту повесть от молодого норвежского писателя Иерсена, гостившего у них в доме. И тогда же решил написать на этот сюжет оперу. Но осуществил мечту почти через 50 лет.
- В 1905 г. стал ректором Московской консерватории и руководил ею 17 лет.
- Одновременно работая с хором, написал несколько произведений для педагогического репертуара и книгу «Учение об аккордах, их построение и разрешение», которая до сих пор является актуальным пособием руководителей хоров.
- С 1895 по 1911 гг. в консерватории вёл класс свободного сочинения.
- В 1922 г. поступил на службу дирижёром в Большой театр.
- В 1933 г. работает над оперой «Последняя баррикада» на сюжет из истории Парижской коммуны.
- Умер 28 января 1935 г.
- Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Михаил Ипполитов-Иванов в старости