Концерт к 100-летию со дня рождения Арама Хачатуряна
22.05.2003 в 22:41, количество просмотров:
4167
Успех концерта в БЗК был гарантирован с самого начала, когда только стал известен репертуар очередной абонементной программы «федосеевцев».
И все же такого буйства эмоций и торжества жизни, которые царили на этот раз в Большом зале, право же, трудно было ожидать. Организаторы концерта — Министерство культуры Российской Федерации и Артистическое агентство «Краутерконцерт», пригласившие в тот вечер многочисленную публику, приложили немало усилий, чтобы придать программе юбилейную праздничность. Но больше всего, естественно, «сделал» сам гений композитора, неувядающий, немеркнущий, неподвластный времени.
Центральное место в программе заняли два инструментальных концерта — для скрипки и для виолончели с оркестром, — два из знаменитой триады (третий — фортепианный), нередко называемой большим циклом или «концертом концертов». Эти наиболее репертуарные концерты по праву признают и наиболее известными сочинениями автора, отмеченными характерными чертами хачатуряновского стиля. Выдающиеся представители отечественной исполнительской школы Лев Оборин, Давид Ойстрах и Святослав Кнушевицкий прославили свои имена, став первооткрывателями концертов Арама Хачатуряна.
В программе, посвященной 100-летию со дня рождения Хачатуряна, «слово» солистов доверено совсем молодым. Скрипачке Арабелле Штайнбахер всего 21 год, хотя она уже весьма «закаленный боец» на музыкальном » фронте» конкурсными победами и гастрольными выступлениями со знаменитостями. И все же, солируя в Скрипичном концерте Хачатуряна, молодая артистка держала труднейший экзамен. И выдержала с блеском! Я уж не говорю о техническом совершенстве игры, без которой Хачатуряна не исполнить; свежесть образов, связанных с характерными оборотами армянского фольклора, зажигательность ритмов, поражающая воображение смелость контрастов, когда безудержная радость сменяется напряженным драматизмом, а вслед за ним — нежнейшей лирикой. Откуда такая четкость образной выразительности? Меня буквально поразило, какой идеальной уравновешенности звучания солирующей скрипки и оркестра достигли исполнители во второй части, напоминающей характером Ноктюрн.
Российского солиста-виолончелиста Дениса Шаповалова, принявшего участие в программе, знают и любят. В последние годы его называют одним из самых ярких талантов нового поколения. Хачатуряновская музыка звучала свободно и раскрепощенно. Самой удачной, самой выразительной и самой хачатуряновской по зримой реальности музыкальных образов показалась вторая часть. Она ярче всего запомнилась живописной картинностью письма. Полный неги и истомы голос виолончели заставлял вспомнить неповторимые развернутые балетные Адажио, дуэты о красоте и радости жизни, о любви. Денис Шаповалов и дирижер Владимир Федосеев заставляли слушателей с захватывающим интересом следить за состязанием виолончели и оркестра, и в остроте этой борьбы, казалось, рождалось живое действо.
Дорогая композитору балетная музыка прозвучала в финале концерта. В безупречном исполнении, с точки зрения интонационной чистоты, стиля, вкуса, в Большом Адажио из «Спартака» раскрывались глубина и жизненная правда. Пылко, по-молодому залихватски звучала задиристая лезгинка из сюиты «Гаянэ». Зал заходился от восторга. Еще бы! Стихия ритма — неистовствующего, клокочущего — властно захватывала дух.
Мариам Игнатьева
Мировая премьера балета «Satori» в лондонском Колизее
Людмила Яблокова, 05.01.2018 в 17:53, количество просмотров:
14349
«Сатори» — это буддийский термин, означающий «пробуждение», «видение своей истинной природы». Вырвавшись со скандалом из «оков» классического балета, Сергей Полунин, как никто другой, сосредоточен на самопознании, и его новая работа под этим названием — тому подтверждение.
Я рада, что за периодом саморазрушения (после того, как в 21 год он, самый молодой ведущий танцор за всю историю Королевского балета, оставил Ковент-Гарден, за чем последовали увлечения тату, наркотиками, срывы премьер и хронические опоздания) наступил момент самовосстановления.
Сергей Полунин явно стремится к новой аудитории, которая, как и он сам, предпочитает не традиционную, а свою, приправленную «рок-н-роллом» трактовку классического танца. Его четырехминутное видео «Возьми меня в церковь!», которое просмотрело на YouTube более 22 миллионов человек, — одна из попыток вернуть старых и обрести новых поклонников. Отчасти ему это удалось.
Мне хочется привести комментарий, оставленный под видео. Женщина рассказала, что ее пятилетняя дочь больше недели каждый день просила прокрутить для нее этот клип. В один момент она спросила: «Мамочка, он настоящий?». «Что тебя заставило думать, что он не реальный человек?». «Я никогда не думала, что люди могут так танцевать». Даже ребенок может почувствовать великолепие дара Полунина-танцовщика.
Но сегодня он выступает также в качестве продюсера и хореографа. С этой точки зрения мы и постараемся его оценить.
При содействии подруги по жизни и партнера по сцене Натальи Осиповой, Полунин бросается в 40-минутную фантазию (музыка Лоренца Дангеля) из глубоко прочувственных танцев о самом себе, где главный герой буквально борется с самим собой. Он танцует свои собственные беспокойные страдания, личные обиды, профессиональные разочарования, свои устремления — с харизмой, моментами демонстрируя высокий класс классического балетного мастерства, великолепные прыжки, быстрые вращения. Навыки, полученные в результате многолетних тренировок, проступают везде.
С одной стороны, роль Натальи Осиповой состоит в том, чтобы принести умиротворение, успокоение бунтующей душе Полунина. С другой — погружённая в себя она в тисках классического танца, от которого ей вряд ли удастся избавиться.
Элегантна и неброска сценография режиссера Габриэля Марселя дель Веккио, сделавшего себе имя на арене цирка «Дю Солей». Древо жизни, облака, срисованные с японских картин. Под деревом сидит Искатель, в расстегнутой длинной рубашке и с нечёсаными волосами, он вздрагивает от яркого света. Видеоряд, наличие «тумана», яркий свет и прозрачно-молочного цвета тонкое полотно, за которым пытается найти свое место в этом мире его неугомонная душа.
Созданные американским фотографом Дэвидом Лашапелем снимки этой постановки смотрятся просто великолепно, но, увы, зритель не ощущает связи с происходящим на сцене, между героем и аудиторией не происходит эмоционального контакта. Театр почти полон, и поклонники Полунина монотонно выкрикивают «браво». Странное ощущение, должна признаться, осталось после этого спектакля…
А вечер (и первое отделение) открылся 7-минутной импровизацией «Первое соло», созданное российским хореографом Андреем Кайдановским. Обнаженное тело Полунина и импровизации — нечто среднее между тренировкой в фитнесс-клубе и возвышенными элементами классического балета.
Затем — хорошо известный балет-сюита «Скрябиниана», созданный в 1962 году хореографом Касьяном Голейзовским. Серия танцев, в которых задействованы молодые танцовщики из Европы, Канады, России, одни из которых — хороши и изысканны, другие — азартны и темпераментны. Больше всего запомнилась изящная грация японской балерины Акане Такады, которая, как и Осипова, является ведущей балериной Королевского балета в Ковент-Гардене.
Фото: Tristram Kenton