Моцарт. мотет «exsultate, jubilate»

Моцарт. мотет «exsultate, jubilate»

Exsultate, jubilate, K. 165

Композитор
Вольфганг Амадей Моцарт
Год создания
1773
Жанр
вокально-симфонические
Страна
Австрия

Состав исполнителей: сопрано, оркестр.

История создания

В марте 1771 года юный Моцарт возвращается из Италии с победой.
14-летний Вольфганг не только оканчивает знаменитую Болонскую
академию, но и становится ее членом. Его музыка звучит в Италии,
его мастерство поражает. В конце 1772 года Моцарт снова
отправляется в Италию

По дороге в Милан в конце октября он пишет,
как сообщает отец, «от скуки», струнный квартет, в мае 1773 года —
симфонию Ре-мажор, Concertone для двух солирующих скрипок и
оркестра в жанре кончерто гроссо, особое внимание композитор
уделяет духовным жанрам — мессе и мотетам. После нескольких месс,
написанных под руководством падре Мартини в первый приезд в Италию,
появляются большая Торжественная месса (1772), литании, два мотета
Regina coeli в неаполитанском стиле, мотет Exsultate, jubilate

Мотет — жанр многоголосной вокальной музыки, возникший во Франции
XII века, на протяжении четырех столетий оставался наиболее
популярным и в светской, и в духовной музыке. Преимущественно
хоровой, к XVIII веку он, под влиянием итальянской музыки,
становится сольным и приобретает некоторые черты духовной кантаты.
Именно таким стал мотет Моцарта, написанный им вскоре после
возвращения в Зальцбург. Биографические данные за 1773 год
практически отсутствуют. Можно лишь предположить, что мотет написан
еще до отъезда в Вену в июле этого года. Его заключительная часть —
«Аллилуйя» — до нашего времени является одним из популярнейших
номеров сопранового репертуара.

Музыка

Трехчастный мотет — прекрасный образец раннего стиля Моцарта,
прозрачный по фактуре, с выразительными мелодиями. Он состоит из
первого аллегро, без названия, также лишенного названия Ларгетто и
заключительной части — знаменитой «Аллилуйя», известной под №165 по
Кёхелю.

Простая, даже наивная мелодия Alleluja, alleluja отличается
удивительной гибкостью, опеванием каждого тона. Она выдержана в
духе лирической арии, но не возвышенной, из оперы-seria, а скорее
близкой, народной, какие звучали в опере-буффа. В центральном
эпизоде появляются радостные юбиляции — длительные распевания
одного слога.

Л. Михеева

Публикации

Юлия Лежнева: проникновенная виртуозность 23.02.2014 в 15:15

«Il Giardino Armonico» и Юлия Лежнева в Антверпене 11.10.2012 в 10:27

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: