Что такое модернизм: кратко и понятно

Модернизм в литературе

Направления модернизма

Модернизм в литературе 20 века четко разделился на несколько направлений. Они были объединены новаторскими идеями и нетрадиционным взглядом на мир, однако отличались философией и некоторыми характерными признаками:

  1. Символизм. В этих произведениях был таинственный сюжет и много загадок, а авторы нередко обращались к ассоциациям читателей и намеренно вводили в свое творчество недосказанность.

  2. Акмеизм. Развивался как противоположное символизму направление и обращался к миру исключительно материальному, где не было места нечетким образам и мистике.

  3. Футуризм. В этом направлении больше внимания уже уделялось не сюжету, а самому построению произведения. Авторы нередко придумывали новые слова и выражения, обращались к нестандартным формам написания как поэтических, так и прозаических произведений.

  4. Имажинизм. В этом направлении главным приемом была метафора (скрытое сравнение): авторы намеренно описывали героев, события и предметы с помощью нее, чтобы каждый читатель мог самостоятельно составить в своей голове нужный образ.

  5. Экспрессионизм. В этом направлении центральное место вновь занимает сюжет, но уже не происходящие в его рамках события, а чувства и эмоции героев.

  6. Сюрреализм. Направление, в котором нет ничего определенного. Оно играет на чувствах читателя с помощью обращений к новой несуществующей реальности и к сверхъестественным созданиям и явлениям.

Интересно, что эти направления нередко дистанцировались от просто модернизма. И это только подтверждало справедливость одного из характерных признаков модернизма: все мысли и идеи авторов относительны, поэтому между ними нельзя пролагать четкие границы и вешать на них ярлыки.

Влияние Фрейда на литературный модернизм

Значительное влияние на писателей-модернистов оказал венский психиатр Зигмунд Фрейд, провозглашенный отцом психоанализа. В основе его теории лежит идея о том, что на основании мыслей и реакций пациента можно вскрыть имеющуюся у него проблему. Такие писатели как Вирджиния Вульф и Джеймс Джойс положили эту идею в основу своих художественных произведений.

В противовес писателям-реалистам, которые стремились объективно фиксировать факты окружающей действительности, модернисты считали, что реальность нельзя изобразить вне связи с внутренним миром рассказчика. Он подвержен влиянию неизвестных сил, а потому воспринимает реальность с некоторыми отклонениями или изменениями. Другими словами, лучше всего просто попытаться записать ход его мыслей, и таким образом донести до читателей личность рассказчика. Модернисты полагали, что внутренний монолог и прием «потока сознания» давали читателям возможность лучше проникнуть в подсознание героя.

Например, в своем первом романе «Портрет художника в юности» Джойс воспроизводит ход мыслей главного героя Стивена Дедала. Рассказ Вирджинии Вульф «Пятно на стене» показывает женщину в момент, когда она смотрит на пятно на стене, ее размышления о том, как оно появилось, подсознательные связи, которые ее разум выстраивает с посторонними темами.

Понятие модернизма в русской литературе

Определение

Модернизм — это направление в искусстве, возникшее на стыке XIX-XX веков и оказавшее серьезное влияние на все его виды: живопись, скульптуру, музыку, литературу и т.п.

На русскую литературу модернизм оказал огромное влияние. В рамках модернизма в России родилось несколько уникальных литературных течений и появились авторы мирового масштаба.

Главной чертой этого литературного направления стала кардинальная смена картины мира: авторы отказались от классического восприятия действительности, готовых концепций и абсолютной истины. В сознание прочно проникает идея об относительности всего сущего.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Исчезает привычная до этих пор линейность повествования. Ее сменяют хаотичные и обрывочные части сюжета. Повествование может идти от лица двух и более персонажей одновременно, причем каждый из них имеет свою точку зрения на происходящие события, и часто эти взгляды противоположны друг другу.

Период в истории

Об окончании периода модернизма в мировой истории нет единой точки зрения. Одни исследователи считают, что он продлился до 30-х—50-х XX века, другие убеждены, что концом периода нужно считать 80-е годы XX века, когда появился постмодернизм.

Что касается русской литературы, окончанием модернизма следует считать 30-е годы XX века, когда с установлением крепкой советской власти в стране, господствующим литературным течением становится социалистический реализм.

События

11.08.2023 06:26

* * *

Обзор книжных новинок Jaaj.Club

Хит парад новинок открывает нашумевшая космическая фантастика от Катерины Поповой

Тайна вымершей планеты

Книга находится на стадии написании. Открыта бесплатная подписка.

На втором месте не менее интересное продолжение космической тематики от автора Jerome.

Потерянные Миры

Книга повествует о захватывающих путешествиях на разные планеты безграничного космоса.

Ещё одна книга от Катерины Поповой, которую очень ждали фанаты приключений Алисы.

Алиса в стране теней

Алиса в стране теней — это продолжение истории о девушке Алисы, которая неожиданно получает в наследство монастырь (часть1, часть 2). Узнайте к чему может привести такой подарок судьбы. 

* * *

11.08.2023 06:16

* * *

Замыкает хит парад не менее интересные исторические романы от наших флагманов писательского мастерства
Ольги Сергеевой
и

Людмилы Захаровой.

С ангелами рядом

Действие романа начинается в Италии в 1915 году. В книге переплетается жизнь простых итальянских семей с судьбами сильных мира сего.

Третий побег

Судьба реального человека, написанная по его рассказам. Мир глазами подростка, угнанного в Германию в 1942 году, в корне изменился от обычных представлений советских людей.

* * *

17.07.2023 10:16

Основные черты и признаки литературы модернизма

Само по себе направление «модернизм» получило свое название от слова «modernus» (в переводе с латыни оно означает «современный» или «недавний»). Поэтому оно подразумевает, что в искусстве будет отражаться обновленный взгляд человечества на мир. Однако писатели (ни российские, не зарубежные) так и не смогли договориться между собой, каким именно этот взгляд должен быть, поэтому модернизм, в свою очередь, тоже разделился на несколько направлений, у каждого из которых были свои последователи.

Но так или иначе, все эти направления были объединены общими признаками:

  • отказ от готовых концепций устройства мира;

  • предложение читателю самостоятельно изучать законы окружающей действительности;

  • отказ от «непреложной истины» и переход к мысли о том, что любое сформировавшееся суждение относительно;

  • смена линейного повествования обрывочным или раздробленным;

  • включение в повествование нескольких героев с противоположным взглядом на освещаемые события;

  • формирование у каждого направления модернизма собственной эстетики;

  • урбанистическая тема (характерна для позднего модернизма);

  • глубокое проникновение во внутренний мир героев.

Кроме того, модернизм – это первое литературное направление, взявшее на себя смелость рассуждать о том, что война не нужна обществу. Постепенно эта философия перешла к постмодернизму, более ироничному и бескомпромиссному в своих суждениях.

Характерные черты направления

Основными признаками постмодернизма являются:

  1. Открытость всему новому и оригинальному. Сюда можно отнести как поиск авторами новых жанров, словоформ и активное использование неологизмов, так и принятие ими революционных настроений и событий начала XX века.
  2. Отличие идейно-тематического содержания произведений модернизма от предыдущих литературных направлений. Писателям интересны две темы. Вечная — о смысле человеческой жизни, взаимодействии человека и природы, поиске своего призвания и т.п. Вторая — на общественно-политические темы, которые отражали происходящее в стране: революцию, войну, массовые репрессии.
  3. Появление новых типажей героев. Писатели-модернисты отдают предпочтение смелому, сильному и гордому лирическому герою, который мужественно справляется со всеми испытаниями, выпавшими на его долю.

Значение модернизма в русской литературе

Безусловно, модернизм как явление играет большую роль в русской литературе. Что же появилось благодаря модернизму и почему он является одним из самых значимых периодов в русской литературе?

Во-первых, модернизм является символом изменений в России: как исторических, так и социальных. Значение модернизма просто огромно: новая литература как ни что другое смогла воплотить перемены в буквах, фразах и строчках, отразить действительность и те перемены, которые происходили в России на тот период.

Во-вторых, в модернизме впервые поднимаются такие важные темы, как тема войны, тема потерянного поколения, разрушенных жизней людей и сломленных судеб. Все это дало понять: Россия беспомощна и слаба, люди истощены морально и физически, все изнурены постоянными войнами и политическими интригами.

В-третьих, модернизм в русской литературе несет историческое, социальное и политическое значение. Именно модернисты, поначалу воспевавшие новую власть и свершившуюся революцию, после стали указывать на недостатки новой системы.

В-четвертых, модернизм, как часть русской литературы, оказал большое влияние на ее структуру: была переосмыслена классическая, «буржуазная» литература, до этого считавшаяся основой и нерушимой нормой, реалистическая литература, считавшаяся одной из самых основных частей классицизма. Все это не только приобрело новые краски, но и стало играть совершенно другую роль в литературе: не роль восприятие человеком произведения, а роль понятия относительности этого произведения. Все это приобрело некий философский, идеологических оттенок.

В-пятых, благодаря модернизму возникли многие жанры и направления в литературе. К таким направлениям относят: сюрреализм, футуризм, символизм, акмеизм и многие другие. К жанрам, появившимся благодаря модернизму, можно отнести: девиз, слоган, стих, поэму в стихах, мемуары, письмо и другие.

В-шестых, модернизм определил дальнейшее развитие русской литературы, как таковой. Благодаря модернизму в русской литературе определились новые течения и популярные жанры, которые отразили в полной мере все происходящее в России на тот период.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что модернизм играет большое значение в русской литературе как явление.

Абстракция

Если говорит о картине Малевича «Черный квадрат», считающейся чуть ли не вершиной абстракционизма, а точнее его мелкого течения супрематизма, то более чем за 30 лет до этого уже выставлялись подобные картины. Художник А.А. Альфонс в 1883 году представил публике абсолютно чистый холст с названием «Девушки под снегом». С этого момента и можно говорить о начале возникновения новой эпохи модернизм в культуре.

Абстракция – это отказ от изображений реального мира. Основным средством выражения становится цвет, выразительная красота которого не привязана к форме, конкретному образу и сюжету.

А. Матисс. Радость жизни

Комментарии

Замечательная статья, открыла для себя нового автора. Благодарю!

19.08.2023
МилаЗах

Если я правильно понял, то вы пытаетесь вставить скопированный текст из буфера, но пункт контекстного меню «Вставить» не доступен или полностью отсутствует. Попробуйте покликать в разные места. Если нет, то значит что-то с вашей локальной машиной. Jaaj.Club тут бессилен.

19.08.2023
Jaaj.Club

Удалил, подчистил. Не помогло. Нет команды «вставить»… Я в смысле текста.

19.08.2023

Похоже фильм обещает быть очень атмосферным. Надо смотреть!

19.08.2023
Jaaj.Club

Вроде всё работает. Только что опубликовал тестовую статью. Попробуйте удалить кукисы, подчистить кэш и повторить процедуру. Если не помогает, то пишите. Попробуем разобраться вместе.

19.08.2023
Jaaj.Club

Литература

Модернизм в литературе характеризуется абсолютно разными направлениями в творчестве. Традиционная проза и поэзия становится то слишком жесткой, то чересчур расплывчатой. В дадаизме так и вообще отличался странным принятием искусства, когда детский лепет ребенка считался более качественным, чем долгосрочная поэма. В ход идут не только художественные, но и философские, психологические размышления. Устойчивый мир распадается на множество осколков и собрать воедино все даже в искусстве слова невозможно.

Литературный модернизм характеризуется оригинальными произведениями, не похожими друг на друга но объединенными общей идеей – показать совсем другое искусство.

Модернизм в русской литературе

Замечание 1

Модернизм в русской литературе – это явление конца девятнадцатого – начала двадцатого века, характеризуемое отходом от классического романа в пользу поиска нового стиля и радикальным пересмотром литературных форм. Является также частью целого направления в искусстве – модернизма (от лат. «современный», «новый»). Период модернизма считается завершенным к концу тридцатых годов прошлого века. На смену модернизму пришел постмодернизм или постмодерн.

Как явление модернизм возник в силу того, что представители литературных течений понимали: новой России нужна новая литература, нужно новаторство и перемены в устоявшемся слое старой, изжившей себя литературы. Направление модернизма возникло в конце девятнадцатого века в символ того, что Россия обновилась, а, следовательно, обновилась и литература, а точнее, произошло ее переосмысление.

Модернизм в русской литературе также характеризуется отрицанием общепринятых, «изживших себя» норм русского языка – использованием неологизмов, вызовом, бросаемым «старой литературе», времен буржуазии. Модернизм также очень радостно принял революцию. Среди представителей модернизма очень много революционеров.

Вместо создания собственного мира литература модернизма становится либо отражением действительности, либо его противоположностью – антиподом. Автор в своих произведениях зачастую субъективен и относителен – в различных сферах жизни больше не нужна истина. Мир показывается таким, какой он есть: со всеми его трещинами и красотой одновременно, некой смесью добра и зла.

Композиция модернистских произведений зачастую раздроблена, не связана между собой. Она отличается от линейно выстроенной композиции, прежде всего тем, что состоит из нескольких эпизодов, не связанных между собой или же частей.

Модернизм в литературе проявился в следующих направлениях:

  1. Символизм – литературное направление, характеризующееся использованием символов и аллегорий. Представители: А. Белый, А. Блок, З. Гиппиус, Д. Мережковский.
  2. Акмеизм – литературное направление, характеризующееся субъективным восприятием ситуации, личностным отношением к происходящему. Представители: А. Ахматова, Н. Гумилев.
  3. Футуризм – литературное направление, характеризующееся новаторством в литературе, нарушением обыденного и привычного стихосложения, использованием метафор и ярких, запоминающихся и броских фраз. Представители: В.В. Маяковский, О. Брик.
  4. Экспрессионизм – направление, характеризующееся открытостью, диалогом между автором и читателем.
  5. Сюрреализм – направление, характеризующееся фантастическим, необычным, непривычным восприятием мира. Может считаться частью символизма.

Замечание 2

Все вышеперечисленные направления являются новыми для русской литературы, поэтому они считаются модернистскими. Таким образом, можно сделать вывод о том, что модернизм – это часть истории русской литературы, определенный период, включающий в себя многие направления, благодаря которым, в свою очередь, появились совершенно новые жанры русской литературы.

Однако, модернизм существовал и вне этих направлений. Была также переосмыслена не только классическая литература, но и реалистическая. В реалистическом направлении благодаря модернизму впервые была поднята тема «потерянного поколения», детей войны, которым война сломала жизнь. В модернистской литературе большое место занимают характеристики внутреннего мира героев, их представлений и образа жизни.

К представителям модернизма в России относятся: А. А. Ахматова, В. В. Маяковский, Д. И. Мережковский, М. И. Цветаева, А. А. Блок, Бальмонт, Брюсов и многие другие. Все они – поэты нового века, нового поколения, названного «Серебряным веком русской литературы».

Футуризм

Художественный модернизм заявлял о себе все громче и громче. Художники желали привнести в современность нотки грядущего, создать нечто абсолютно новое. Так появился футуризм – от латинского «futurum» или «будущее». Итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти говорил, что шедевром может стать только агрессивное произведение. А именно в будущем, в его техническом прогрессе, в отрицании прошлого футуристы видели новый путь искусства

Националистические движения в Италии способствовали развитию направления, агрессия становится важной, поэтому и неудивительно возникновение фашизма. Культ сильной нации, мощного кулака, готового разгромить все вокруг за свои идеи, урбанизация и индустриализация – главные черты футуризма

Умберто Боччони. Улица входит в дом

Модернизм в русской литературе 20 века

Таким образом, мы можем сделать вывод, что модернизм своим появлением в литературе и распространением ознаменовал переход от классического наследия к более свободному восприятию действительности, освобожденному от консерватизма. Если мы рассмотрим развитие этого направления именно в рамках российской истории, то увидим, что оно также обозначило окончание Царской эпохи, изменение мышления людей и трансформацию общества в социалистическое.

В России (ставшей в 1922 году Советским Союзом) появившееся течения модернизма в литературе стали свидетелем смены эпох. Русский народ перестал быть подчиненным царской власти и начал самостоятельно строить великое социалистическое будущее, отказавшись от монархии и устаревших ценностей вместе с ней.

В русской литературе модернизм в основном проявлялся в поэтических произведениях (это же направление являлось основным в творчестве поэтов Серебряного века русской поэзии). Яркими представителями этого направления являлись:

  • Александр Блок;

  • Андрей Белый;

  • Николай Гумилев;

  • Анна Ахматова;

  • Владимир Маяковский;

  • Сергей Есенин.

Все вышеперечисленные поэты не всегда сходились во взглядах и работали в различных стилях модернизма. Однако, так или иначе, их творчество помогло русскому народу сформировать новое мышление и взгляд на окружающую действительность.

В прозаических произведениях к модернизму обращались Михаил Булгаков, Федор Сологуб, Леонид Андреев и другие (в том числе и поэты, которые иногда работали в прозе – как, например, Андрей Белый).

Дадаизм

Модернизм 20 века это не только стремление создать что-то новое, вопреки старому. Это и желание полностью разрушить культуру в том понимании, к которому мы привыкли. Дадаизм это скорее движение к контркультуре, антикультуре. Даже представители течения говорили, что их направление «не представляет из себя ничего, и стремится ни к чему».

После Первой Мировой войны люди потеряли понимания здравого смысла и представления о порядке. Художники и литераторы подхватили эту идею. Мир разваливался на глазах, страдали люди, а политики выступали с высокими патриотическими лозунгами. Этот бред и стало высмеивать искусство. Поэты читали стихи, состоящие из набора букв и слов, причем заучивали их и декламировали дружно, хором. Счет в ресторане, зачитанный со сцены, становился новой прозой. В произведениях не было никакого смысла, и в этом и был смысл. Даже материалами для художников становится мусор, проволока, отходы жизнедеятельности – потому что разума и логики в том, что происходит в мире, нет. Следовательно, какой разум может быть в искусстве?

Курт Швиттерс. Мерц 25 А. Созвездие

Образ города-фантома у писателей-модернистов

В поэме «Бесплодная земля» Элиот описывает Лондон как город-фантом, в котором тени умерших бредут по улицам. Модернизм стал первым движением в литературе, принявшим городскую жизнь как непреложный факт, как особый опыт, не похожий на иные формы существования. Это открыло новые грани конфликта в литературе, позволив писателям-модернистам воспользоваться ими сполна.

Анонимность города, его темнота, механическая сила – все это вдохновляло модернистов, привлекало и отталкивало их в равной степени. Писателей-модернистов, большинство из которых происходили из пригородов и маленьких городков, влекло в Лондон и Париж, Санкт-Петербург и Нью-Йорк, где они встречались друг с другом и основывали кружки и движения. Город, где массы людей и анонимность идут рука об руку, становится главным образом модернистского течения.

Не имея возможности оставаться в Дублине, Джойс во время свой «ссылки» жил между Парижем, Триестом и Цюрихом, но всегда писал о волнующей городской жизни Дублина. Поэт Харт Крейн сочинил оду «Бруклинскому мосту», об инженерном и архитектурном монументе, сделавшем Нью-Йорк центром американской городской жизни. Меланхоличная поэзия Элиота отражает одиночество и отсутствие смысла, которые часто ощущают городские жители.

Модернизм как прошлое в настоящем

Окруженные обломками разрушенных устоев прошлого, модернизм в литературе смотрел на современный мир как на место без ориентиров, без центральной оси, без определенности. Прошлые принципы, хотя и построенные на обманчивых ценностях, все же представляли некую основу. Первая мировая война повергла мир в хаос, продемонстрировав, на что способно человечество.

Писатели в эпоху модернизма нередко чувствовали, что история заканчивалась на них. Из-за этого модернистские романы и лирика часто воплощают и объединяют разные пласты истории. Модернизм в литературе постоянно обращались к прошлому вследствие полной неуверенности в настоящем. Аллюзия – краткая отсылка к иным эпохам, людям, местам, вещам – широко использовалась модернистами, включавшими в свои произведения исторический контекст.

Однако, из этого не следует, что модернизм в литературе был неспособен воспринимать прошлое критически. Стивен Дедал у Джойса говорит, что история «это кошмар, от которого я пытаюсь проснуться», а ирландцы, живущие прошлым, изображены в шутовском тоне. Модернисты разделяли точку зрения, что прошлое существует в настоящем. Паунд, например, называл свои «Песни» поэмой с элементами истории, а список аллюзий в ней насчитывает свыше 10 тысяч пунктов.

Вас могут заинтересоваться следующие материалы:

Архитектура

Модернизм в архитектуре прежде всего дал о себе знать в странах Европы, немного захватив Америку. При этом в каждой стране мастера работали в своем, непохожем или частично похожем направлении.

Среди известных архитекторов стоит отметить Виктора Орта и Анри ван де Велде в Бельгии, Отто Вагнера и Адольфа Лооса в Австрии, Антони Гауди в Испании.

Антони Гауди. Церковь Саграда Фамилия

Промышленные и технические открытия, появление новых материалов, форм и конструкций стали замещать привычные способы строительства. Камень и дерево замещаются металлом, стеклом и пластмассой. Форма здания перестает быть наглядным примером – теперь ее появление зависит только от конструктивного назначения. Появляются многоквартирные одинаковые дома и жилые комплексы, жилые здания теряются свою индивидуальность. Постепенно и все другие здания приближаются к единому типу, архитекторы стараются сделать их максимально функциональными, а не живописными.

История возникновения

Начало модернизма наступило в конце 19го века и охватывает культуру двух последних столетий. Он представляет собой совокупность художественных практик и течений. На вопрос, как образовался модерн и откуда его корни, однозначного ответа до сих пор нет. Известно, что рождению эпохи способствовали долгие дискуссии, споры и противоречия, возникшие в результате потрясений на фоне войн и революций.

Важно сделать различия между двумя похожими терминами «модерн» и «модернизм». Понятие «модерн» относится к художественному направлению и охватывает собой декоративно-прикладное искусство и архитектуру

«Модернизм» охватывает различные виды искусств, ориентируясь на преодоление устоявшихся художественных норм и традиций, стремясь к новизне.

Отправной точкой появления модернизма считается Париж 1863 года, где был открыт «Салон отверженных». Такое название он получил благодаря тому, что там были представлены работы, которые не вошли в официальный Парижский салон. Выставка вызвала шквал критики, но гораздо больше интереса. Простые люди увидели в новаторстве источник обновления культуры, застывшей в рамках однообразия. Эпоха модернизма стала протестным явлением по отношению к затянувшейся диктатуре официального искусства. Титулованные художники и поэты, которых признавали и выдвигали власть имущие, уже не отвечали на духовные запросы народа. Нужна была революция не только в политике, но и в культуре. И вот она свершилась: взамен одного главенствующего направления появились десятки разных и принципиально новых течений, образующих могучий поток новой мысли.

История возникновения

До конца XIX века литература строго следовала определенным традициям. Например, она предполагала наличие абсолютной истины (которой автор должен был научить читателя), транслировала устоявшуюся картину мира, и буквально диктовала человеку, как ему следует жить, думать и поступать в условиях определенных исходных данных.

Однако в 1880-ых годах технический и научный прогресс человечества начал стремительно двигаться вперед. Кроме того, изменились и силы на международной арене (что вело сразу к двум Мировым войнам, произошедшим в первой половине XX века). Это привело к трансформации общества. Оно больше не нуждалось в четких указаниях и распределенных ролях: теперь каждый человек хотел думать и строить свою картину мира самостоятельно. Именно это и привело к формированию, а потом распространению в искусстве такого идейного направления, как модернизм.

Тема отчужденности в произведениях модернизма

Если город – это основной образ модернизма в литературе, то отчужденность – его основная тема, к которой в той или иной форме обращаются почти все писатели-модернисты. Главный тип отчужденности, изображаемый модернистами – оторванность человека от внешнего мира. Для этого особенно хорошо подходит прием потока сознания в повествовании, потому что так читатели могут увидеть внутренние переживания человека.

Герой и альтер-эго Джойса Стивен Дедал отстраняется от своей семьи, друзей, религии и страны из-за приверженности искусству и своей уверенности в том, что никто не понимает и не принимает его. Героини Вульф вдвойне оторваны от мира. Из-за принадлежности к женскому полу им отказано в доступе в сферу политики, образования или экономики. Рассказчики Элиота противостоят миру, расколотому на куски. У Эзры Паунда сам мир в силу собственной алчности теряет связь с историческим наследием.

Основные черты и признаки

Суть модернизма – это желание перемен, стремление к новому, эксперимент. На первое место выходит не форма, а содержание и чувства. Чем причудливее и загадочнее, чем больше вопросов, тем для размышления, тем притягательнее. Идея новизны является главной, но не единственной. Вместе с ней основной мыслью становится поиск правды, уникальное открытие, а не глобальная форма. Правда для модерниста – это энный отрицательный идеал, это что-то непостижимое и неподдающееся логическому объяснению.

Черты, которые характеризуют модернизм:

  • Спонтанность и свобода творчества;
  • Отход от предметности;
  • Замещение формальной глубины интуитивной глубиной;
  • Утверждение абсурдности бытия;
  • Отрицание исторического прогресса;
  • Автономия искусства;
  • Активное участие в преобразовании жизни.

К наиболее значимым течениям модернизма относятся фовизм, футуризм, сюрреализм, дадаизм, конструктивизм, кубизм. Каждое из них затрагивает разные виды искусства.

Зарубежная Литература XVII-XX веков

Основной соавтор
Jaaj.Club

Хорошие книги актуальны во все времена и не стареют. Беллетристика, увидевшая свет в прошлом и позапрошлом веках, вызывает интерес и сейчас. В свободном доступе есть и Шекспир и Ремарк, а также многие другие авторы. Но кроме прочтения книг можно рассматривать отдельные аспекты в сюжете и события из биографии писателей.

В данном разделе собраны статьи, которые объединены одной темой — Зарубежная литература 19-20 веков. Но каждая из них — это отдельное небольшое исследование. Вы откроете для себя много нового, погрузившись в их изучение.

Мистификация Бранте, дети в сюжетах Шекспира, настоящая русалочка Андерсена и многие другие факты, о которых вы не догадывались. Читайте, удивляйтесь и получайте удовольствие!

Читать

Яркие представители в мире

В мировой литературе модернизм начал проявляться в конце XIX века, а расцвет получил в 30-ых годах XX века (в это время в Советском Союзе новая идеология уже задавила это направление в искусстве). К знаменитым представителям модернизма в литературе Европы и США относились:

  • Шарль Бодлер;

  • Эрнест Хемингуэй;

  • Габриэле д’Аннунцио;

  • Франц Кафка;

  • Томас Манн;

  • Дороти Ричардсон;

  • Джон Флетчер;

  • Томас Хьюм;

  • Марсель Пруст.

К ранним модернистам также относят известного японского писателя Рюноскэ Акутагава.

Зарубежный модернизм проявлялся в произведениях писателей в том, что озадачивал их новым поиском человека в мире. Это направление отрицало заранее определенную судьбу, стереотипы и ярлыки: оно подталкивало людей двигаться вперед и находить новые цели в развивающейся урбанистической среде. Писатели и поэты продолжали творить на вечные темы, но делали это теперь несколько иначе: они расширяли взгляды, использовали новые слова и выражения, соответствовали ускорившемуся ритму жизни.

Как проявился модернизм в…

В живописи

Фовизм считается истоком модернизма в живописи. В ХIХ веке одним из главных направлений был реализм, который решительно отвергла группа французских художников, в числе которых был Анри Матисс. В своих работах они продемонстрировали новый подход к живописи, где было много экспрессии и непривычно ярких цветов. Художников прозвали фовистами, от французского слова fauve, что означает «дикий, хищный».

Произведения других художников модернизма отличали абсолютная свобода деятельности, и отрицание рамок реального мира. Яркие представители: Эдвард Мунк, Поль Гоген, Альфонс Муха, Михаил Врубель, Николай Рерих и другие.

В литературе

Одними из главных представителей направления являются: Франц Кафка, Марсель Пруст, Уильям Фолкнер, Вирджиния Вульф, Эрнест Хемингуэй. Хронологическая последовательность повествования теперь отошла на второй план. Развивается литература и драматургия абсурда, герои совершают необдуманные поступки, ведут странные бессмысленные диалоги — все, как у людей.

В России первых модернистским направлением становится символизм, который начинается одновременно с зарождением Серебряного века. Главным последователем новых веяний становится Д. Хармс. Так же элементы модернизма просматриваются в некоторых произведениях А.П. Платонова, А.А. Ахматовой, С.А. Есенина, М.И. Цветаевой, В.В. Маяковского и других деятелей того периода.

В театре

Существенные изменения произошли в театре, родился новый тип пьес – метадрама. Метадрама — это саморефлексия театра на уровне структуры. Произошло новое осознание театральности, появились новые формы. Новая драма значительно отличалась от классической, на первое место выходит человек с его переживаниями и часто трагической судьбой.

Старые залы с ложами потеряли свою актуальность, на смену им пришли совершенно нетеатральные помещения – чердаки, подвалы, развалины. Теперь главное было показать жизнь такой, какая она есть, без прикрас. Представители модернизма в театре и кино: Антонен Арто, Эжен Ионеско, Луи Деллюка, Сергей Эйзейнштейн.

В архитектуре

В архитектуре так же произошли значительные перемены. Отказ от геометрических линий и переход к природной естественности стало одной из главных особенностей. Стекло и бетон стали главным материалом в создании новых построек. Внутреннее убранство теперь было наравне с внешним видом здания, а все детали тщательно продуманы. В целом стиль охарактеризован строгостью и функциональностью. Представители: Ле Корбюзье, Антонио Гауди, Отто Вагнер, Михаил Эйзенштейн.

Эпоха модернизма значительно обогатила культуру человечества и привнесла в него много новых норм и традиций. В разных странах модернизм проявил себя по-разному, дополнялся национальными особенностями, вкусами и пристрастиями.

Модернизм в литературе и технологии

Между 1860 и 1940 гг. окружающий мир и представления человека о нём изменились коренным образом. В 1860 г. идея путешествий со скоростью мили в минуту была мечтой, не говоря о полетах. Фотография еще являлась новшеством, а двигающиеся картинки, тем более говорящие – только фантазией (характерной жанру магического реализма). Передача электрических сигналов по проводам уже не казалась невозможной, но идея передачи на расстояние голоса, да еще и по воздуху, представлялась абсурдной.

К 1940-м годам, после двух кровопролитных мировых войн, мир стал другим. Люди стали полагаться на машины в большей степени, чем когда-либо. К 1940 г. путешествия и сообщение, равно как и разрушения, обрели большую скорость и эффективность, чем можно было представить в 1860 г.

Писатели-модернисты в большинстве своем опасались новых технологий и оставляли их за рамками своих произведений. Джеймс Джойс помещает действие «Улисса» в 1904 год, то есть до того, как автомобили стали широко распространены. Томас Элиот и Эзра Паунд свободно переключаются между историческими периодами, но редко упоминают технологический прогресс, который к 1920 г. затронул все стороны городской жизни.

Модернизм в литературе предпочитает обращаться к Классицизму, Средним векам или Возрождению, опасаясь, что зависимость от машин затмит их разум, помешает им понимать человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: